Что такое арианство

Арианство

Не следует путать с «арийским христианством».

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Ариа́нство — одно из ранних течений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом (антитринитаризм). Получило название по имени основоположника учения, александрийского священника Ария (др.-греч. Ἄρειος), умершего в 336 году. Последователи учения неединосущности Бога-Сына с Богом-Отцом получили название ариа́не (др.-греч. ἀρειανοί).

Первоначально распространившись в восточных провинциях Поздней Римской империи, арианство стало государственной версией христианства при преемниках Константина Великого до окончания правления Валента II и, затем, государственной религией германских государств (кроме Королевства франков) вплоть до VI века.

Исторический аспект

Основная статья: Арианский спор

Происхождение

По поводу происхождения арианства высказывались различные точки зрения. В. В. Болотов указал на связь арианства с оригенизмом. В русской церковно-исторической литературе конца XIX века гипотезу о происхождении арианства из антиохийской богословской школы высказывал А. П. Лебедев, который отмечал:

Главные представители этого богословского направления вышли из школы христианской антиохийской; почти все они считали Лукиана пресвитера, основателя этой школы, своим учителем, Но какое именно влияние оказывал Лукиан на своих учеников, было ли его учение сколько-нибудь близким к учению Арианскому — решить этот вопрос невозможно, потому что о Лукиане мы почти ничего не знаем. Замечательно однако же, по одному древнему свидетельству, и ересиарх Арий был также учеником все того же Лукиана антиохийского. Школа, значит, на всех учеников или по крайней мере на многих влияла одинаковым образом.

— Вселенские соборы IV и V века: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. — М., 1879. — IV, 284 с. — С. 8—9.

В начале XX века его поддерживал богослов Д. А. Лебедев. А. А. Спасский указывал на связь учений Ария и Павла Самосатского.

Другой точки зрения придерживался А. М. Иванцов-Платонов, полагавший арианство результатом борьбы различных течений александрийской школы.

До Никейского собора

Арий утверждал, что Христос отдельная сущность от Бога-Отца и сотворён им, и следовательно, во-первых, имеет начало своего Бытия и, во-вторых, не равен Богу-Отцу по божеству. Свои взгляды Арий обосновывал множеством письменных доказательств. Так, он указывал на то, что сам Иисус называл Бога «Отцом», что уже подразумевает различие — отцовский статус включает предсуществование и определённое превосходство над сыном. Арий опирался также на те отрывки из Библии, где отмечались смирение и уязвимость Христа.

В позднем арианстве Христос не единосущен Богу (греч. ὁμοούσιος, в русскоязычной литературе — омоусия), как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий.

Сократ Схоластик пишет, что причиной утверждения Арием подобосущности Бога-Отца и Бога-Сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о Троице как о последовательных модусах единичного Бога.

Сульпиций Север в своей «Хронике» описывает воззрения ариан таким образом:

То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.

В 324 году император Константин I одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской империи. Объявив ранее в подписанном совместно с Лицинием Миланском эдикте «уравнивание в правах» христианства с прочими религиями империи и взяв курс на превращение христианства в государственную религию, Константин был заинтересован в консолидации Церкви. Однако при вступлении в 324 году в Никомедию он получил ряд взаимных жалоб сторонников и противников учения Ария. Более того, споры сторонников Ария и Афанасия в Египте приобрели такое ожесточение, что стали переходить в стычки на улицах, в которых люди, по словам Евсевия Памфила

сталкивались друг с другом, так что ожесточённые, в пылу исступления, покушались на дела нечестивые, осмеливались оскорблять изображение василевса.

В римском праве покушение на изображение императора являлось преступлением — лат. crimen laesae majestatis, оскорблением величества. Для разбирательства в споре, угрожающем и церковным, и политическим расколом, Константин отправил в Александрию епископа Кордубы Осию, чтобы он на месте выслушал и Ария, и Александра.

Никейский собор

По приказу Константина в Никее в 325 году был созван I Вселенский собор, на котором в качестве символа веры (Никейский Символ веры) было принято учение о единосущности Сына Отцу, арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги были сожжены.

После Никейского собора

Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825

Впоследствии император Константин поддержал арианство, которое имело сильные позиции среди епископата на Востоке. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан, епископы Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский, а в 330 году Антиохийским собором осуждён и сослан один из лидеров противоположной партии, епископ Евстафий Антиохийский. В 335 году Тирским собором был осуждён Афанасий Великий.

Антиохийский поместный собор 341 года, изначально не признанный в качестве Вселенского западным епископатом, закрепил арианство как официальное учение.

Однако, необходимо отличать учение Ария, изложенное им непосредственно на Никейском соборе: Сын — тварь, создан из не сущего, и было время когда не было Сына; рождение Сына произошло во времени; и так называемое позднее арианство, принятое как официальное вероисповедание на Антиохийском соборе 341 года в Четырёх догматических формулах. Согласно позднему арианству: Сын не тварь, не создан, совечен Отцу („И если кто учит вопреки здравой и правой вере Писаний, говоря, что были или совершились или время, или век, прежде рождения Сына; то да будет анафема. И если кто говорит, что Сын есть тварь, как одна из тварей, или рождение, как одно из рождений, или произведение, как одно из произведений, а не как предали нам божественныя Писания, и как выше по порядку было сказано; или, если учит или благовествует что-либо иное вопреки тому, что мы прияли: то да будет анафема.“ — Вторая догматическая формула Антиохийского собора 341 года (Символ веры Лукиана)).

Главным пунктом расхождения позднего арианства с учением Никейского собора стала формулировка Никейского Символа веры: «Сын единосущный (др.-греч. ὁμοούσιος) Отцу»; вместо неё были предложены другие формулировки: «Сын соприсущий (др.-греч. συνόντα) Отцу» — Первая догматическая формула Антиохийского собора 341 года; «Сын неподобный (др.-греч. ἀνόμοιος) Отцу» — аномеи; «Сын подобносущный (др.-греч. ὁμοιούσιος) Отцу» — омиусиане; «Сын подобный (др.-греч. ὁμοίως) Отцу» — омии.

Сторонники Никейского собора всех, кто отвергал термин «единосущный» и предлагал другие термины, называли или арианами или полуарианами.

Миланский собор 355 года (на котором присутствовало не более сорока епископов), не признаваемый современными церквями и не имеющий канонического статуса, закончился почти полной победой ариан, а их противники — Афанасий Александрийский, Люцифер Калаританский и другие — были изгнаны из Константинополя. Тем не менее, в связи с частой сменой власти в Константинополе сторонники Афанасия, православные христиане, уже через несколько лет полностью восстановили свои позиции.

В 359 году на Ариминском соборе было решено не употреблять термины «сущность» и «ипостась» об Отце, Сыне и Святом Духе, как неизвестные и приводящие в соблазн, поскольку их нет в Писаниях. Фактически это был запрет на употребление Никейского Символа веры, в нём эти термины используются: «Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца», «утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь».

В 381 году император Феодосий I, будучи противником арианства, потребовал созыва нового Вселенского собора в Константинополе, где арианство и было осуждено.

Государства, управляемые арианами и католиками в 495 г.

Арианские церкви после Первого Константинопольского собора сохранились у федератов — в первую очередь, у германцев (готов, вандалов, бургундов); так, например, руги Норика, готы, рутены, свевы Остготского королевства, основанного в Италии Теодорихом, вестготских владений в южной Галлии (Септимании) и Испании, гепиды в Паннонии, лангобарды в Италии, нероманское население владений вандалов и аланов в Африке в VI и даже в VII—VIII веках придерживались арианства. В Испании конец существованию организованных государственных арианских церквей положил только Толедский собор 589 года, но и в VII веке в Испании и в других формально бывших вассалами Константинополя германских королевствах, кроме Королевства франков, ариане часто были епископами в единой государственной христианской церкви этих государств. В Италии арианский епископ столицы лангобардов Павии обратился в православие только при Ариперте I, а браки по арианскому обряду были признаны незаконными только Лиутпрандом.

Сохранились ариане и за пределами Римской империи, в частности, в бывших владениях готов на территории современных России и Украины, например, на Днестре, в Крыму, на Дону и Волге. Историк А. Г. Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа» поддержал версию, что раннее христианство на Руси носило арианский характер.

Теологический аспект

Потолочная мозаика Арианский баптистерий

Арианство являлось попыткой рационализировать христианскую догматику в духе субординационизма, то есть привнесением иерархичности отношений в Троицу. Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики». Следует отметить, что именно споры о природе Троицы, вызванные арианством, привели к утверждению Никейского Символа веры: в течение III века субординационистские воззрения были достаточно распространены, так, например, их придерживался Ориген.

Вообще, III—IV века были временем кодификации христианства и выработки его догматики, при этом христианству, с одной стороны, было необходимо дистанцироваться от строго монотеистичных иудеохристианских течений не только в обрядовости (что уже было сделано последователями апостола Павла), но и в догматике и, с другой стороны, всячески избегать сходства с эллинским политеизмом.

Ситуация осложнялась необходимостью создать христианскую философию и теологию, согласованную, пусть и частично, с эллинским философским наследием.

Такое согласование христианства с философией давалось нелегко. Пример — знаменитое Credo quia absurdum est, парафраз Тертуллиана (De Carne Christi, 5.4):

Et mortuus est dei filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile. (И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно).

Григорий Назианзин описал сложившуюся ситуацию с догматом о Троице таким образом (Слово 3, Защитительное при бегстве в Понт):

В сём догмате для обязанных просвещать других — всего опаснее, чтобы нам, из опасения многобожия, заключив Божество в одну Ипостась, не оставить в учении своём одних голых имён, признав за одно Отца и Сына, и Святого Духа, а также, чрез уклонение в противное, разделив Божество на трёх или разнородных и друг другу чуждых, или неподчинённых и безначальных, так сказать, противоположных Богов, не впасть в равное первому зло, подобно тому, что бывает с кривым деревом, которое чрез меру гнут в противную сторону.
А как ныне в учении о Боге — три недуга: безбожие, иудейство и многобожие, и из них защитником первого Ливийский Савеллий, второго — Александрийский Арий, а третьего — некоторые из числа чрез меру у нас православных.

Борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе как Боге и Сыне Божьем. Вместе с тем, споры о такой полноте продолжаются и поныне: отчасти они связаны с дополнением Никео-Цареградского Символа веры на Толедском соборе в 589 года положением, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Это положение получило название филиокве (от латинского filioque — «и от Сына») и послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в XI веке на Восточную (православную), не принявшую филиокве, и Западную (католическую); такое несогласие продолжается и по сей день.

Позднейшие варианты

См. также: Антитринитаризм

В отличие от несторианства, арианство считается полностью исчезнувшим в раннем Средневековье.

В то же время отдельные позднейшие теологи возвращались к нему: так, свою приверженность к арианству в XVIII веке утверждал и пропагандировал Уильям Уистон. Близкие к арианству воззрения обнаруживаются у многих верующих учёных XVII—XVIII веков, в том числе у Ньютона.

Социнианство

В средневековой Речи Посполитой под именем «арианства» в XVII веке широкое распространение получило социнианство. По одной из версий, будущий Лжедмитрий I с 1601 по 1603 год, обучался польскому языку и латыни в «арианской школе».

Исаак Ньютон

Горячим сторонником арианства являлся Исаак Ньютон. В ходе методичного изучения библейских текстов Ньютон пришёл к выводу, что Афанасий совершил подлог, умышленно вставив в текст Священного Писания важнейшие слова, подкреплявшие его доводы о том, что Христос является Богом. В этом деянии Афанасия поддержала римская церковь, и это искажение священных текстов стало причиной искажения христианского вероучения. Ньютон считал, что чистота веры, свойственная раннехристианской церкви, была подменена иллюзией Троицы, или Триединого Бога. Поддерживая Ария, Ньютон объявил, что священники и епископы церкви в своем поклонении Христу занимаются идолопоклонством. Ньютон писал:

То, что столь долго именовалось арианством, есть не что иное, как старое, неповреждённое христианство, а Афанасий послужил мощным, коварным и злокозненным орудием этой перемены.

Россия

В 2006 году в городе Орле в соответствии с действующим законодательством была зарегистрирована местная религиозная группа «Арианская община города Орла» (прекратила существование в 2012 году).

Свидетели Иеговы

Элементы арианства содержатся в учениях некоторых антитринитарных религиозных организаций, например, свидетелей Иеговы.

> См. также

  • Отрицание и критика догмата о Троице
  • Социнианство

Примечания

Примечания

  1. Для того чтобы изучать Ветхий Завет в оригинале Ньютон выучил древнееврейский язык; в ходе своей работы сделал более тридцати переводов версий Библии; после смерти Ньютона осталась неопубликованная рукопись по библеистике объёмом более 800 страниц

Сноски

  1. Лебедев Д. А. Вопрос о происхождении арианства // Богословский вестник. — 1916. — Т. 2, № 5. — С. 133–162.
  2. Армстронг, История Бога, 2016, с. 125.
  3. Шмеман А. Д.. Эпоха Вселенских соборов / Исторический путь православия
  4. «Церковная история», кн. 1, гл. 5 «О споре Ария с епископом Александром»
  5. Евсевий Памфил. О жизни блаженного василевса Константина, книга 3, гл. 4 «Еще о спорах, возбужденных в Египте Арием.»
  6. Сократ Схоластик. Церковная история. Книга 2. Глава 41. О том, что по возвращении царя из западных областей, акакиане, собравшись в Константинополе, утвердили ариминскую веру с некоторыми к ней прибавлениями.
  7. Кузьмин А. Г. Арианская версия крещения Руси
  8. Вавилов С. И. Исаак Ньютон. 2-е дополненное издание. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1945, глава 15.
  9. Ариане // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Валишевский, К. Смутное время. — М.: Терра, 1991. — С. 7. — 336 с. — ISBN 5-275-00782-5.
  11. Акройд, 2017, с. 73.
  12. Фаликов Б. З. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения Архивная копия от 14 июня 2008 на Wayback Machine // Христианство и другие религии: Сборник статей. Приложение к книге свящ. Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы. Катехизис для катехизаторов». М., 1999. — 104 с.
  13. Уолтер Мартин. Царство культов. — СПб.: СП «Логос», 1992. — 352 с.

Литература

  • Karl Joseph von Hefele. A History of the Counsils of the Church / trans. by H. N. Oxenham. — Edinburg, 1876. — Т. II. — 503 p.
  • Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. — СПб., 1918. — Т. IV.
  • Карен Армстронг. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе = A history of God. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 500 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-541-5.
  • Питер Акройд. Ньютон. Биография = Ackroyd Peter. Isaac Newton. — М.: Альпина Нон-Фикшн, 2017. — 208 p. — ISBN 978-5-9614-6355-2.

Ссылки

  • Бриллиантов А.И. Арианство / Лекции по истории Древней Церкви
  • Сульпиций Север, Хроника
  • Сократ Схоластик, Церковная история, Книга 1
  • Григорий Назианзин, Слово 3, Защитительное при бегстве в Понт
  • Рудоквас А. Д., Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого
  • Septimii Florentis Tertulliani, De Carne Christi Liber
  • Arianism // Catholic Encyclopedia

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

NDL: 00560324

Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I

Арианство – ересь, взволновавшая весь христианский мир в IV веке, касалась вопроса об отношении Сына Божия к Богу Отцу. Получила свое название эта ересь от Ария, виновника арианских споров, осужденного на первом вселенском соборе. Всех арианствующих можно разделить на две главные группы: аномиев, от ἀνόμοιος – неподобный, признававших Сына Божия во всем неподобным Богу Отцу, и омиев, от ὄμοιος – подобный, признававших Сына Божия подобным Богу Отцу, но не по существу. Сам Арий в сочинении «Фалия» с аномийскими положениями учил так: Было время, когда существовал один только Бог Отец нерожденный, первопричина сущего, и ничто, из которого произошло все. Восхотев создать мир и зная, что мир, бесконечно удаленный от Бога, не может вынести непосредственного действия Его творческой силы, Бог Отец творит из несущего посредствующее существо между ним и миром – Сына Божия, дабы чрез него создать мир. Как сотворенный из несущего, Сын неподобен своему Отцу во всем и так же изменяем по природе, как и все творения. Последующие представители аномийства – Аэтий, Евномий и Кандид основывали свое учение на противоположности нерожденного и рожденного. По их мнению, понятие производности с соответствующим ему именем «рожденный» выражает самое существо происшедшего, равно как и понятие «нерожденный» обозначает самое существо непроизшедшего. Отсюда они делали вывод о полном иносущии Бога Отца и Сына. Группа аномиев была незначительна по числу последователей. Самою многочисленною была группа омиев, во главе коих стоял Евсевий кесарийский. Учение последнего, широко раскрытое в его многочисленных сочинениях, равно отличается и от православного учения и от учения аномиев. Выходили омии из одного положения с Арием, что Бог Отец не может вступить в непосредственное отношение к миру и, дабы создать последний, производит по своей воле непостижимым для нас образом единородного Сына. Главенства между сущностью, творческой силы коей мир не мог выносить, и сущностью, создавшей мир, омии не признавали ни по существу, ни по чести, ни по божеству, ни по славе. Тем не менее они не ставили Сына Божия и в разряд прочих творений, как их творца. При самом своем происхождении от Бога Отца, таинственном для нас, Сын Божий получил-божественную природу. Посему омии называли Сына Божия единородным Богом, рожденным Богом, Богом всей твари. Св. Василий Великий и блаж. Августин называли их проповедующими многобожие. С аномийскими выводами омии не соглашались. Отрицали они, что Сын Божий произошел из существа Отца, не признавали совечного Богу Отцу материала и, в то же время, отрицали, что Сын Божий произошел из несущего. По-видимому, между существом Бога Отца и тем «ничто», из которого произошло все, они признавали, подобно Оригену, среднее – силу или волю самого Отца, как нечто сущее и реальное. Признавая, что Сын Божий после Отца и несовечен ему, омии тем не менее отрицали положения Ария – «было, когда не было Сына» и «не был (Сын) до рождения», так как Сын Божий и до рождения был во Отце в возможности. – Известна еще группа омиусиан, от ὁμοιούσιος – подобосущный, не признававших православного выражения о Сыне Божием «единосущный»; но эту группу отделяло от православных только недоразумение, так как выражению «подобосущный», по засвидетельствованию свв. Афанасия Великого, Василия Великого и Илария пиктавийского, они придавали тот же смысл, какой православные соединяли с словом «единосущный».

Арианские споры начались не ранее 315 года. Виновником этих споров был Арий (см. это слово), давший свое имя движению, которое стремилось поколебать самые основы православного учения. Он был ливиец родом, ученик Лукиана антиохийского. Заявил Арий о своих убеждениях на одном из собраний пресвитеров александрийских, в числе коих он сам состоял. Александр александрийский признал его мысли неправославными и отлучил его от церковного общения. С этого времени началось быстрое распространение арианства. Сторону Ария приняли некоторые епископы. Из них известны ливийцы – Сеона мармарикский и Секунд птолемандский. С целию пресечь зло епископ Александр в 320 или 321 году созвал собор из подведомых ему епископов и Арий подвергся соборному отлучению от церкви. Тогда он обратился за содействием к примирению с Александром к лукианистам, во главе коих стоял Евсевий никомидийский и по совету последнего написал примирительное письмо к епископу Александру, в котором излагал омийские воззрения. Письмо это Омии признавали вполне согласным с их убеждениями. Александр отверг попытку к примирению. Тогда Арий изложил свои действительные аномийские убеждения в сочинении «Салия» и начал распространять их между простолюдинами, расположение коих он. умел привлекать к себе. Смута церковная далеко разошлась, когда на нее обратил внимание император Константин. По совету епископов, из которых Евсевий кесарийский пользовался особым влиянием на императора, последний предложил Александру и Арию примириться. С письмом императора отправился в Александрию Осий кордубский. На месте он убедился, что мир не возможен и необходимо принять решительные меры к прекращению зла. Когда Осий разъяснил это императору, решено было созвать вселенский собор, который и состоялся в Никее в 325 году. Главными защитниками православного учения на этом соборе были Александр александрийский, Евстафий антиохийский, Осий кордубский и св. Афанасий Великий, имевший тогда сан диакона. Во главе защитников Ария были Евсевий никомидийский, Сеогний никейский, Феона мармарикский и Секунд птолемаидский. Арианствующих, примыкавщих к этой группе, было немного и полного единства убеждений между ними несомненно не было. Самою многочисленною была группа омиев во главе с Евсевием кесарийским. Евсевий выходил из того положения, что тайна происхождения Сына Божия от Бога Отца непостижима для людей и поэтому не придавал важного значения возникшему спору и думал примирить православных и аномиев таким символом веры, который, по неопределенности выражений о лице Сына Божия, мог быть принят теми и другими. Неопределенность, недосказанность мысли всегда отличала и потом омийское учение. – Первым на соборе предложил символ с положениями крайней арианской группы Евсевий никомидийский. В нем Сын Божий прямо назван был творением. Подобное выражение о лице Сына Божия было оскорбительно для религиозного сознания православных. С ним не соглашались и омии. Поэтому символ этот тотчас же был отвергнут и даже разорван. После того выступил Евсевий кесарийский с символом кесарийской церкви. В нем о лице Сына Божия говорилось следующее: «Верую… во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, света от света, жизнь от жизни, Сына единородного, перворожденного всея твари, прежде всех век от Отца рожденного, чрез которого и произошло все». Составленный в таких неопределенных выражениях символ могли искренно подписать и православные, и аномии, не поступаясь своими убеждениями. Император остался доволен этим символом, но сказал, что в нем следует добавить слово «единосущный» (ὁμοούσιος). Разумеется, к внесению этого слова в символ расположили императора православные епископы. Сделаны были затем и другие изменения в символе кесарийской церкви, но главное значение имело одно это слово. Оно сразу изменило неопределенный символ в строго православный. Слово единосущный указывает не только на единство существа Отца и Сына, но и на одинаковость, так что в одном слове заключается указание и на единство Божие и на различие лиц Сына Божия и Бога Отца, ибо единосущны могут быть только два лица. Не сказано: равносущен, так как это могло повести к признанию двух богов, или тождесущен, что могло повести к полному слитию божеских лиц, а именно единосущен, т. е. не слит по существу, но и не разделен. К православному символу добавлены были анафематизмы на отдельные аномийские положения: «Говорящих же, что было, когда (Сына) не было, что Он не существовал до рождения, что Он произошел из несущих или из иной ипостаси или существа, или что Он сотворен или преложим или изменяем, предает анафеме кафолическая церковь». Сам Арий и из его защитников Феона и Секунд не подписали ни символа, ни анафематизмов. Евсевий никомидийский и Феогний подписали символ, но не подписали анафематизмов. Все они были отправлены в ссылку. Омии во главе с Евсевием кесарийским подписали символ неискренно. В послании к кесарийской пастве Евсевий разъяснял, что своею подписью он не изменил своим прежним убеждениям и толковал слово единосущный в смысле подобный. Разумеется, потом Евсевий ясно сознал невозможность истолковать это слово в благоприятном для своих единомышленников смысле и вскоре после никейского собора обнаружил вражду и к православному символу и к его защитникам. Эта вражда, но не единство убеждений, соединила на некоторое время и аномиев и омиев. Прежде всего им удалось добиться низложения и ссылки Евстафия антиохийского (около 330 года), затем все усилия соединенная группа направила против св. Афанасия, преемника Александра александрийского. Вместе, с Евсевиези кесарийским, Евсевием никомидийским и другими деятельное участие в борьбе с св. Афанасием принимали вожди омиев на латинском западе – Урсакий сингидонский и Валент мурсийский. Они участвовали и в принятии Ария в церковное общение на соборе в Иерусалиме в сентябре 335 года. Арианствующие не стеснялись в средствах для достижения своей цели и смелою ложью и клеветою не раз добивались ссылки св. Афанасия, не смотря на защиту его со стороны западных епископов. В течение своего 40-летнего епископства в Александрии св. Афанасий пробыл на кафедре 22 года 5 месяцев и 10 дней, а остальное время – 17 лет 6 месяцев и 19 дней в изгнаниях.

С антиохийского собора 341 года арианствующие занялись составлением вероизложений для замены православного символа веры. На этом соборе предложено было 4 вероизложения. Из них второе, так называемый символ мученика Лукиана, решительно выражает убеждения омиусиан. Вожди омиев примкнули к 4-му вероизложению, довольно неопределенному, которое и было принято. Содержание его было подробно раскрыто на антиохийском соборе 344 года, где было издано «многострочное изложение веры» с анафематизмами на аномийские положения. Это изложение омии чрез своих послов предложили собору западных епископов в Медиолане в 345 году. Следующий собор арианствующих состоялся зимой 351 года в Сирмии. На нем было подтверждено 4 антиохийское вероизложение и анафематизмы, сходные по содержанию с многострочным изложением веры. На сирмийскую кафедру назначен был омийский епискои Герминий. После того, как Констанций, защитник арианствующих, соединил под своею властию в 353 году восточную и западную половины империи, омии задумали побудить православный запад к принятию арианского исповедания веры. С этою целию они добились сначала ссылки главных защитников православия на латинском западе – Павлина трирского, Люцифера каральского, Евсевия верчелльского, Дионисия медиоланского, Либерия римского, Осия кордубского и св. Илария пиктавийского, затем занялись составлением арианского исповедания веры. Исповедание это составлено было в Спрмии, в присутствии императора Констанция, Урсакием, Валентом и другими в августе 357 года и известно под именем второго сирмийского. В нем запрещалось употреблять в применении к Богу слова – существо, единосущный и подобосущный. Составители исповедания ясно отделяли себя и от православных – отрицанием слова единосущный, и от омиусиан – отрицанием слова подобосущный, и от аномиев – отрицанием слова существо, что делало невозможным аномийское учение. Исповедание это в виде государственного указа послано было для подписи восточным и западным епископам. Последние на соборах в Испании и Галлии осудили его. На востоке защитником оказался Евдоксий, занявший в мае 357 года по смерти Леонтия антиохийскую кафедру. На соборе в Антиохии он отверг слова единосущный и подобосущный. Это возбудило сильное движение в среде омиусиан во главе с Василием анкирским, от которого они получили наимено вание василиан. Их нельзя назвать арианами. Это были православные и только неведение отделяло их от защитников никейского символа. На соборе в Анкире василиане изложили в соборном послании учение о полном равенстве по существу Бога Отца и Бога Сына. «Всякий Отец, писали они, мыслится отцом подобной ему сущности». От собора с посланием отправлены были послы в Сирмий к Констанцию, вь чнсле коих был и Василий анкирский. В Сирмии находились в это время омии – Урсакий, Валент, Герминии и 4 африканских епископа. Из них и омиусиан составился третий сирмийский собор. Известный силою своего слова Василий сумел склонить на свою сторону Констанция и последний заставил омиев подписать отвернгутое ими слово подобосущный. Победа оказалась на стороне василиан. До 70 омийских и аномийских епископов подверглись ссылке. Сосланы были между другими Евдоксий и аномии Аэтий и Евномий.

Омии не признали себя побежденными и стали действовать в пользу отмены решений 3-го сирмийского собора. Под их влиянием Констанций, непонимавший существенного отличия между учением омиусиан и омиев, задумал примирить обе группы таким вероизложением, которое могли бы принять те и другие, и затем утвердить это вероизложениф на вселенском соборе. Омии знали, конечно, что большинство западных епископов оставалось верным никейскому символу, большинство же восточных не признавало этого символа только но неведению его смысла. При составлении вселенского собора из восточных и западных на соборных заседаниях легко выяснилось бы полное единство убеждений тех и других и победа омиев была бы сомнительное. Тогда омии пришли к счастливой для них мысли составить два собора из восточных и западных епископов отдельно. Восточные собрались в Селевкии, западные – в Аримине. Для составления символа, имеющего быть утвержденным на соборах, в Сирмии в присутствии Констанция собрались омии – Урсакий, Валент и Герминий, омиусиане – Василий, Георгий лаодикийский и Панкратий пелусийский и неопределенных убеждений Марк арефузский. После долгих споров Марк составил вероизложение, известное под названием «Датированной веры», так как в ней было точно обозначено время ее составления, 22 мая 359 года. Одно из положений этой веры – «Сын подобен Отцу во всем» направлено было в пользу омиусиан, другое – запрещение употреблять слово «существо» – в пользу омиев, но ни те, ни другие не были довольны верой и при подписи омий Валент опустил слово «во всем» и только по приказанию Констанция дополнил опущенное, а Василий сделал приписку: «Признаю Сына подобным Отцу во всем, т. е. не только по воле, но и по ипостаси, и по существованию, и по бытию». – С датированною верою омии отправились в Аримин, где собралось около 400 епископов, в том числе до 80 арианствующих. Православные решительно отвергли новую веру, утвердили никейский символ и отлучили вождей омиев от церковного общения. С этим сообщением они отправили послов к императору. Арианствующие отправили своих послов. Констанций принял последних, а послов с законным решением большинства отправил в Адрианополь ожидать его возвращения с похода на персов. Под влиянием Урсакия и Валента и томительного ожидания ариминские послы 10 ноября подписали в Нике во Фракии исправленную веру, в коей было исключено слово «во всем», время составления и добавлено запрещение употреблять слово ипостась в применении к Св. Троице. Отцы ариминского собора сначала отлучили своих послов от церковного общения, но потом под влиянием продолжительной жизни в одном городе (седьмой месяц) и соединенных с этим жизненных неудобств подписали исправленную датированную веру, с добавлением анафематизмов на аномийския положения, которых не признавали и омии. – На соборе восточных в Селевкии случилось то же, что и на ариминском соборе. Большинство составляли омиусиане, меньшинство – омии во главе с Акакием кесарийским, учеником и преемником Евсевия кесарийского. Акакиане отвергли выражения – «единосущный» и «подобосущный», а «неподобный» предали анафеме. Василиане остались верными символу мученика Лукиана и отлучили главных акакиан от церковного общения. Здесь же василиане приняли в церковное общение знаменитого защитника православия на западе св. Илария, разъяснившего им истинный смысл православного учения. Победа и здесь, как в Аримине, оказалась на стороне меньшинства. Послы василиан в ночь на 1 января 360 года принуждены были подписать исправленную датированную веру. В январе омии собрались в Константинополь, в числе их был и Ульфила готский, подтвердили определения аримино-селевкийского собора и отлучили от церковного общения и омиусиан, и аномиев. Омии торжествовали: их вероизложение подписано было большинеством востомных и западных епископов и чрез Ульфилу передали германским народам, сохранившим его и в то время, когда омийство прекратило свое существование в греко-римском мире. В действительности однако победа эта равнялась самому полному поражению омиев, так как и в Аримине и в Селевкии обнаружилось, что защитников омийского учения – немного. Доставивший Омиям внешнее торжество император Констанций 3 ноября 361 года умер. Новый император Юлиан указом 8 февраля 362 года возвратил всех сосланных при Констанцие епископов на свои кафедры. Возвратились и защитники никейского символа веры. С этого времени начинается восстановлевие церковвого мира на востоке и западе. На соборе в Александрии в 362 году разрешен был вопрос о принятии в церковное общение желающих оставить ересь, от них требовалось только исповедание никейского снмвола й анафематствование арианства. В этом смысле решено было и на западе принимать павших в церковное общение. – На востоке василиане разбились на две группы. Одни из них на соборе в Антиохии в 363 году примкнули к никейскому символу, другие на соборе в Лампсаке в 364 году подтвердили символ мученика Лукиана. Объединение василиан под знаменем никейского символа и восстановление церковного общения с западом составило главную задачу деятельности св. Василия Великого. Подготовленное св. Василием общение с западом восстановлено было на антиохийском соборе 379 года после его смерти, последовавшей 1 января того же года. При св. Василие Великом вполне точно установлено догматическое значение слова «ипостась». В обычном словоупотреблении оно совпадало по значению с словом «существо» и подавало повод ко многим недоразумениям. Св. Василий разъяснил, что ипостась относится к существу, как частное к общему – в Боге одно существо, но три ипостаси, т. е. три лица. – Между тем как на востоке омийство постепенно исчезало, столичная константинопольская кафедра находилась еще в руках омиев. Кафедру эту после Евдоксия с 370 года занимал Димофил. Оставил он константинопольскую кафедру только по прибытии в столицу в конце 380 года императора Феодосия. Последний предложил ему выбор между признанием никейского символа и оставлением города. Димофил избрал последнее и стал делать омийские собрания за городом. На константинопольскую кафедру назначен был св. Григорий Богослов. В следующем 381 году законом 10 января Феодосий запретил боголужебные собрания омиев. В том же году второй вселенский собор подтвердил никейский символ веры и отлучил омиев от церковного общения. После собора законами 19 и 30 июля было приказано омиям передать церкви православным. Законы эти произвели волнения в различных частях государства. Тогда Феодосий созвал представителей арианствующих групп в Константинополь в июне 383 года. Ему поданы были исповедания веры, составленные от православных Нектарием константинопольским, от василиан – Елевсием, от омиев – Димофилом и от аномиев – Евномием. Феодосий утвердил православное исповедание веры и издал закон, воспрещающий богослужебные собрания еретиков и распространение их учения. – На западе главными деятелями по восстановлению церковного мира после 362 года были Евсевий верчелльский, св. Иларий и Либерий римский. Во многих городах составлялись соборы и велась деятельная переписка между различными провинциями. Свободному восстановлению церковного мира много способствовало то, что при императорах этого времени – Юлиане, Иовиане и Валентиниане I догматическая и каноническая жизнь церкви оставалась неприкосновенною. Значительные по количеству епископов соборы против омиев были в Риме в 369 году и в Иллирике в 370 году. Тем не менее некоторые важные кафедры запада занимали еще омии: миланскую – Авксентий после ссылки св. Дионисия и сирмийскую – Герминий. Были омии в Галлии, Венеции и отдаленном Иллирике. В 374 году Авксентий умер и па миланскую кафедру встуил св. Амвросий. Попытка омиев предоставить эту кафедру Авксентию доросторскому, ученику Ульфилы, не удалась. Затем в 380 году умер Герминий и сирмийская кафедра была предоставлена православному епископу. При св. Амвросие омии просили императора Грациана, защитника православия, созвать вселенский собор, на котором думали доказать правоту своего учения. Вместо этого Грациан приказал составить в сентябре 381 года собор из ближайших епископов в Аквилее. На этом соборе были осуждены заблуждения омийских представителей – Палладия, епископа Ратиары в Мэзии и Секундиана, епископа Дакии придунайской. По смерти Грациана, когда августом запада остался 12 летний Валентиниан II под опекою своей матери Юстины, покровительницы омиев, св. Амвросию пришлось выдержать продолжительную борьбу с миланским двором, требовавшим передачи одной церкви для омиев. Но омиям не удалось получить даже загородной церкви для совершения богослужений. К этому времени относится указ Валентиниана II, предоставлявший свободу богослужений для последователей ариминского собора. Указ этот остался однако без исполнения. Тогда главные вожди омиев – Димофил, Ульфила, Палладий и Авксентий собрались на совещание в 387 году в Милап и там решили обратиться к Феодосию с просьбою о вселенском соборе, причем имели в виду влияние Ульфилы на готов, в которых нуждался Феодосий для пополнения своих войск. Когда они прибыли в Константинополь, император обещал исполнить их желание, но Ульфиле не удалось дожить до исполнения обещанного. Вскоре по прибытии в столицу он заболел и умер. Между тем православные во главе с Нектарием успели отклонить Феодосия от принятого решения. Во время похода против Максима на пути в Стоби Феодосий издал закон, воспрещающий собрания и публичные рассуждения о вере. Тогда омии, чтобы оправдать свои собрания, стали ссылаться на миланский закон 386 года, дозволявший собрания. Этот закон они распространяли в Константинополе в изменевном виде. В нем была опущена первая половина, гласящая об ариминском соборе и подставлено вместо «в Мплане» – «в Константинополе».Император с военного поля объявил, что он не издавал закона в пользу омиев. Тогда последние распространили ложный слух, что Феодосий проиграл битву и находится во власти Максима. Пользуясь всеобщим смущением, они насилием хотели взять церкви, которых напрасно добивались путем переговоров. Дом протестовавшего Нектария был сожжен. Между тем в действительности Максим был убит и после победы права православных восстановлены были и в Константинополе, и на западе. По крайней мере случаев открытой борьбы омиев с православными не было. Покровительница омиев Юстина умерла в 388 году. Около того же времени умер и влиятельный вождь омиев, Димофил. Остальные вожди омиев удалились, вероятно, к готам, где они свободно могли отправлять богослужение. Там же нашел убежище омийский епископ Максимин, В 427 году он вместе с готами прибыл в Африку и там имел спор о вере с знаменитым западным богословом, блаж. Августином. Дальнейшие исторические сведения касаются арианства у германских народов, у которых оно сохранялось значительно долее, чем в греко-римском мире. Есть впрочем сведения, что в самом Константинополе в V и даже в VI в. оставалось незначительное число арианствующих, которые составляли богослужебные собрания за городом.

Наиболее важные пособия по истории арианства в иностранной литературе: Ваir, Due christliche Lehre von. Drienigkeit und Menschоerdung Gottes in ihrer geschichtlicher Еntоicklung (Тübingen, 1842), Веssel, Ueber das Leben und die Lehre des Ulfilas (Göttingen, 1860), Соnstant, Vita S. Нilаrii (­Миgne Раtrol. S. L. 9), notae аd fragmenta S. Hиlariи (­Миgne Раtrol. S. L. 10), Dorner, Еnrоicklunggeschichte der Lehre von der Person Christi (Stuttgart, 1845), Н. М. Gоatkin, Studies оf arianism (Саmbridge, 1882), Hefele, Соnсiliengeschichte (2 aufl., Frеiburg и. В., 1873), Tillemont, Мemoire роur sercir а l’histoire ecclеsiastique (Paris, 1710), Zahn, Маrcellus и. Аnсуrа (Gota, 1867). Указания на литературу предмета есть в Realencyclopädue für protestantische Theologie und Kirche begründet и. D. А. Наuсk, Вd. 2, S. 6 – 45 (Loofs), Leipzig, 1897. – В русской литературе: Болотов, Учение Оригена о св. Троице, Спб 1879. (необходимое сочинение для уяснения догмата о св. Троице, и арианского учения о Сыне Божием). Его же, Либерий, епископ римский и сирмийские соборы (Хр. Чт. 1891); Беликов, Начало христианства у готов (Казань 1887); Горский, Жизнь св. Афанасия (М. 1851); Иванцев-Платонов, Религиозные движения на христианском востоке в IV и V вв. (М. 1881); Лебедев, Вселенские соборы IV и У веков (2 изд. Сергиев посад, 1896); Его же, Церковная историография в главных ее представителях с IV в. по XX (М. 1898); Самуилов, История арианства на латинском западе (353 – 430), Спб. 1890 (в начале сочинения приложен указатель источников и пособий по истории арианства).

В. Самуилов.

АРИАНСТВО

АРИАНСТВО
одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских народов еще в 6 и 7 вв. Древние христиане строго придерживались унаследованной от иудаизма доктрины единобожия. Вместе с тем, они стояли перед необходимостью решить христологическую проблему, т.е. объяснить природу Иисуса Христа, в котором они видели Сына Божия. В евангелиях они обнаруживали тексты, по видимости противоречащие друг другу. Например, Евангелие от Иоанна открывается словами: «В начале было Слово ], и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1); однако в том же евангелии Иисус говорит о себе: «Отец Мой более Меня» (Ин 14:28). Были ли они двумя богами? И был ли Христос ниже Бога Отца? С течением времени христианские мыслители, в своих попытках прояснить христологические проблемы, стали описывать природу и личность Христа в терминах греческой философии. В 3 в. многие богословы обращались к этому вопросу. Савеллий учил, что Бог именуется Отцом как Творец, Сыном как Искупитель и Св. Духом как Освятитель, но что все три наименования обозначают лишь три проявления вовне единого неделимого Бога. Ориген утверждал, что Сын есть самостоятельное божественное Лицо, но что Он не вполне равен Отцу. Тертуллиан рассматривал Отца, Сына и Св. Духа как три отдельных Лица, хотя и признавал единство божества. Павел Самосатский, епископ Антиохии, был низложен в 268 за отрицание того, что Христос был предвечным божественным существом, родившимся в мире как человек. Проблема была налицо, однако оставалось неясным, как ее следует разрешить. Арианские споры начались ок. 320, когда Александр, епископ Александрийский, созвал поместный собор, осудивший учение александрийского пресвитера Ария (256-336). Арий учил, что было время, когда не было Сына. Он утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и, следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен Богу. После осуждения Арий странствовал по Сирии и Малой Азии, ища поддержки среди влиятельного духовенства. Император Константин I (306-337), сочувствовавший христианству, хотя еще не принявший крещения, надеялся использовать христианство как силу, способную обеспечить идеологическое единство Римской империи. Его встревожили арианские споры, указывавшие на существенные разногласия внутри самой церкви. Летом 325 он созвал церковный собор в Никее, чтобы разрешить эту проблему. Около 300 епископов, в большинстве своем из восточных областей империи, прибыли на Никейский собор, который считается I Вселенским собором христианской церкви. Ария защищал влиятельный Евсевий Никомидийский, однако собор осудил его как еретика и принял вероопределение (Никейский символ веры), согласно которому Иисус Христос, Сын Божий, есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный (homoousios) Отцу». Хотя епископы по-разному толковали греческое слово homoousios, казалось, что конфликту положен конец. Однако ариане продолжали отстаивать свою позицию и заручились поддержкой многих восточных епископов, полагавших, что никейская формула неадекватно отобразила различие между Богом Отцом и Богом Сыном, открывая пути заблуждениям савеллианского толка. Сам Константин, по-видимому, был больше заинтересован в согласии, чем в ортодоксии. Его сын Констанций II (337-361) активно поддерживал арианство. Тем временем в самой антиникейской партии произошел раскол. Одни ариане считали, что Сын неподобен (anomoios) Отцу, другие — что Он подобен (homoios) Отцу. По всей видимости, большинство греческих богословов придерживались мнения, что Сын подобосущен (homoiousios) Отцу. С другой стороны, никейскую формулу homoousios (единосущный) энергично защищал Афанасий, епископ Александрийский (328-373). Имперские власти пять раз изгоняли Афанасия с его епископской кафедры, однако он продолжал писать книги и памфлеты против ариан. Его позиция получила поддержку в основном у западных богословов. Постепенно стал складываться антиарианский консенсус — отчасти благодаря полемическим сочинениям Афанасия, а также других церковных писателей — греческих (Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и латинских (Иларий Пиктавийский и Марий Викторин), отчасти вследствие того, что Констанций II, приверженец формулы homoios (подобен), преследовал как сторонников определения homoousios («единосущников»), так и сторонников определения homoiousios («подобосущников»). Ариане пользовались императорским покровительством и в период правления Валента (364-378), однако в 381 вселенский собор в Константинополе вновь подтвердил христологическую доктрину Никейского собора и, кроме того, принял догмат о полноте божественности Святого Духа. Соборные вероопределения и богословские сочинения, порожденные антиарианскими спорами, послужили основой тринитарного учения о Божестве (Бог, единый в трех Лицах, равных между собой), принятого в качестве официального вероисповедания Римской империи в 381 и по сей день исповедуемого Римско-католической, восточными православными и многими протестантскими церквами. Быть может, не меньшее значение, чем собственно христологический спор между арианами и их оппонентами, имел сотериологический аспект этого спора, т.е. его выводы применительно к богословскому учению о спасении. Древние христиане верили, что спасение в конечном счете означает обжение: достигшие спасения делаются «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:4). Ариане были готовы принять употребление слова «Бог» в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то, что он был первым тварным существом, подвергшимся обожествлению. Они полагали, что Христос обладал способностью ко греху и что только благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца он, по усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане, подражая совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного усыновления. Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в своей божественности Богу Отцу, воспринял человеческое естество, чтобы искупить мир от греха и смерти, благодаря чему христиане через усыновление могут стать тем же, чем он был предвечно по своей природе. Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент на подражании преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем как христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати, даруемой Христом и через Христа. Хотя после Константинопольского собора (381) арианство утратило свои позиции в латинском и греческом мире, оно по-прежнему процветало среди германских народов. Арианин Ульфила (Вульфила), возведенный в 341 в сан епископа, отправился в качестве миссионера к готам, жившим в нижнем течении Дуная. Он обратил большое число готов и перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его арианской форме через готов стало распространяться и среди других германских народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как они вторглись в пределы Римской империи. В 5 в. после распада Западной Римской империи, на месте которой возник ряд германских королевств, арианство оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов Испании, бургундов юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки. То, что подавляющее большинство подданных этих государств (в прошлом — римских провинций) исповедовало ортодоксальную никейскую веру, затрудняло для арианских королей задачу консолидации этих государств и управления ими. Кроме того, арианство отлучило своих приверженцев от великой традиции христианской латинской учености, по своему характеру — почти всецело ортодоксальной. Потому не готы и другие ариане, но франки и англо-саксы, два германских народа, изначально обращенные в никейское, а не в арианское христианство, заложили основы средневековой европейской цивилизации. В 550-е годы вандалы и остготы, завоеванные Византийской империей, отошли от арианства. Бургунды присоединились к ортодоксии в 517, а вестготы — в 587. Арианство продолжало существовать в среде некоторой части лангобардов в Италии до 7 в. К началу средневековой эпохи арианство как таковое уже исчезло, однако близкие к нему «субординационистские» учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, многократно возникали в истории христианства (в частности, среди социниан в 16 в.).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

АРИАНСТВО

(Arianism).

Точная дата рождения александрийского пресвитера Ария, чьим именем назван один из сложнейших церковных расколов, неизвестна. Повидимому, он родился в Ливии. Его считают учеником Лукиана. При епископе Петре (30011) Арий был посвящен в сан дьякона; так началась его карьера одна из самых бурных в истории Церкви. Он был отлучен за то, что примкнул к мелетианам, восстановлен в сане Ахиллой, епископом Алекеандрийским (31112), рукоположен в сан пресвитера и получил свою церковь. Между 318 и 323 гг. Арий вступает в полемику с епископом Александром по вопросу о природе Христа. После нескольких соборов была сделана попытка примирения между сторонниками епископа Александра и последователями Ария. В марте 324 г. Александр созвал местный синод, крый признал перемирие, но Ария предал анамефе. Арий ответил сочинением под названием «Фалия» («Пир») (сохранилось лишь в отрывках в опровержении Афанасия Великого) и отверг перемирие. В фев. 325 г. Антиохийский собор осудил Ария. Император Константин вмешался в спор и созвал первый Вселенский собор в Никее. Собор собрался 20 мая 325 г. и в свою очередь осудил Ария и его учение. В Никейском соборе принял участие диакон Афанасий, сопровождавший епископа Александра. В 328 г. он становится епископом Антиохийским, непримиримым противником Ария и арианства и ревностным защитником определений Никейского собора.

Арий был отлучен и сослан в Иллирию. Здесь он продолжал писать, учить и обращался к расширившемуся кругу своих политических и церковных сторонников. Между 332 и 333 гг. император Константин вновь устанавливает контакт с Арием, и в 335 г. происходит их встреча в Никомидии. Арий изложил свое вероисповедание, и император признал его достаточно «православным», чтобы пересмотреть дело. По решению церкви Воскресения в Иерусалиме Арию предстояло вновь быть принятым в Церковь, но он уже умирал. Многие видные епископы и окружение Константина поддерживали и пропагандировали воззрения Ария, но сам он больше не мог играть важную роль в христологических спорах. Его смерть в 335 или 336 г. не устранила внутрицерковный раскол. Вместо того чтобы решить эти вопросы, Никейский собор, осудив Ария, положил начало продолжительной борьбе между арианством и ортодоксией.

Подход Ария к христологическим вопросам коренился в греческой философии и носил сугубо рационалистический характер. Он воспринял широко распространенную на Востоке христологию Логоса. Он трудился в Александрии, бывшей в ту пору центром Оригенова субординацианства учения о подчинении Сына Отцу. Арий соединил наследие Оригена с рационалистической христологией, но без сбалансированности субординационистской теологии Оригена, крый отстаивал предвечное рождение Сына.

Церковь отвергла заблуждение Ария, предала его анафеме и противопоставила арианству Символ веры, принятый на Никейском соборе.

Никейское определение: «…и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного… единосущного с Отцом » должно было противостоять центральной идее Ария о том, что Бог неизменен,единственен,непознаваем, един. Отсюда ариане делали вывод, что Бог не может сообщить или уделить свою сущность комулибо другому. Никейская формулировка: «…Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного» опровергла утверждение Ария: если Бог неизменен и непостижим, то Христос получает свое бытие от Отца, Он создан Богом из ничего, «из несущего», Он, конечно же, первый в порядке творения, но все же принадлежит этому порядку. Это ограничивало представление о предвечности Христа. Логос, первенец, сотворенный Богом, воплощен в Христе, но, по мысли Ария, » было время, когда Сына не было «.

Греч, слово homoousios («единосущный») в никейском определении «единосущного с Отцом» стало ключевым словом ортодоксии. Ариане разделились на две группы одни утверждали, что Христос подобосущен (homoiousios) Отцу. Отсюда название партии омиусиане. Более крайняя партия провозгласила, что Сын не подобен Отцу (anomoios), и получила название аномеев. Сам Арий принадлежал бы к первой, более умеренной партии.

Собор предал анафеме определения «было время, когда не было Сына», «из иной сущности или ипостаси», а также » Сын Божий сотворен » и имеет «изменяемую» природу. Последний анафематизм осудил другой арианский тезис. Арий и его последователи учили, что, согласно Св. Писанию, Христос рос, менялся, мужал в своем понимании Божьего плана спасения и поэтому не мог быть частью неизменного Бога. Он не был Богом Сыном скорее Он удостоился чести носить имя Сына Божьего.

Казалось, арианство может восторжествовать в Церкви. При дворе императора Констанция господствовали арианские взгляды. Афанасия Александрийского пять раз ссылали за время своего долгого пребывания на посту епископа Афанасий многие годы провел в ссылках. Несколько соборов опровергли Никейский символ веры Антиохийский в 341 г., Арльский в 353 г. В 355г. епископы Либерий Римский и Осий Кордовский были отправлены в ссылку, а год спустя Иларий Пиктавийский сослан во Фригию. В 360 г. в Константинополе были отвергнуты прежние символы веры, и слово «сущность» (ousia) было запрещено. По новому определению, Сын » подобен Отцу «.

Ортодоксия стремилась дать отпор арианству, указывая, что арианская теология низвела Христа до полубога и, в сущности, вернула христианство к политеизму. Но самым сильным доводом против арианства был сотериологический аргумент Афанасия, утверждавшего, что только Бог, Бог истинный и воплощенный, мог спасти падшее человечество и примирить его со Всевышним. Каппадокийские отцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов разработали теологию, крую приняла Церковь. Они отделили понятие сущности (ousia) от понятия лица (hypostasis). Это позволило сторонникам первоначального никейского определения и умеренной, илиполуарианской, партии объединиться в понимании Бога как одной сущности в трех ипостасях. Т.о., Христос единосущен Отцу (homoousios ), но отдельное лицо Троицы. Опираясь на эти прозрения, Константинопольский собор 381 г. мог утвердить Никейский символ веры. Талантливый император Феодосий I встал на сторону ортодоксии, и арианство постепенно сошло на нет.

Впрочем, борьба с арианской ересью еще не закончилась. Знаменитый миссионер готов, епископ Ульфила принял определение Константинопольского синода 360 г. Вульфила учил о подобии Сына Отцу и полном подчинении Св. Духа. Он проповедовал вестготам на севере от Дуная, и они, в свою очередь, принесли это полуарианство в Италию. Вестготские священники проповедовали вандалам, крые в 409 г. принесли то же самое полуарианство через Пиренеи в Испанию. Лишь к кон. VII в. правоверие победило арианство. Однако арианская ересь возродилась в современную эпоху в форме крайнего унитарианизма; » Свидетели Иеговы» называют Ария предшественником Ч.Т. Рассела.

См. также: Никейский собор; Афанасий Великий.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Арий

Арий

греч. Ἄρειος

Рождение

250-е

  • Киренаика, Ливия

Смерть

336

  • Константинополь, Византия

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Арий (значения).

А́рий (греч. Ἄρειος; 256—336, Константинополь) — один из ранних ересиархов, основоположник арианства.

Жизнь

Сведения о происхождении и образовании Ария очень скудны. Родом из Ливии. Этническое происхождение — бербер. Воспитание получил под руководством Лукиана Антиохийского.

До 311 года он прибыл в Александрию и был принят в клир. Был рукоположён во диакона архиепископом Петром Александрийским и им же был отлучён за приверженность мелитианству. Очевидно, после мученической смерти Петра Александрийского, казнённого в период гонений на христиан (в 310 году), Арий раскаялся, поскольку архиепископ Ахилла рукоположил его во пресвитера Александрийской Церкви. Более того, Арий даже считался кандидатом в преемники Ахилла. Когда после смерти последнего епископская кафедра вновь освободилась, соперником Ария в борьбе за неё стал Александр. Голоса избирателей разделились между ним и Арием практически поровну. Согласно историку-арианину IV—V вв. Филосторгию, Арий отказался от поданных за себя голосов в пользу Александра — в дальнейшем ариане объясняли это событие благородством его души. Православные же историки Феодорит Кирский и Епифаний Кипрский предполагали, что он проиграл выборы.

Занимая пост пресвитера одной из церквей Александрии, Арий имел возможность длительное время излагать своё учение. Время появления арианства точно не известно, и по этому поводу существует несколько мнений. Широкую известность оно получило после того, как Арий вступил в спор с епископом Александром, употребившим в публичном обсуждении выражение «Бог есть Троица во Единице и Единица во Троице». Против Ария, усмотревшего в этом выражении савеллианство, вначале выступил александрийский архипресвитер Коллуф, затем Арий проиграл в публичном диспуте, после чего Александр отлучил его от церкви. Однако Александр не был сильным богословом. Поэтому, по мнению религиоведа А. В. Карташёва, с первых же дней спора Ария с Александром «за спиной последнего встал и укрепил его» Афанасий Александрийский, получивший впоследствии прозвание «Великий», бывший в то время диаконом.

Отлучение не остановило распространение учения Ария. Вместе с ним от церкви отпало значительное количество простых прихожан, до трети пресвитеров и несколько епископов. Арий был кумиром прихожан, особенно женщин (диаконис и девственниц) — поэтому к нему присоединилось 700 девственниц, 12 диаконов, 7 пресвитеров и 2 епископа (Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский), что составило около 1/3 всего клира города Александрии. Недовольный мягкостью проводимой Александром против ариан линии, Коллуф обвинил последнего в потворстве еретикам, объявил себя епископом и сам, не будучи хиротонисан, стал самовольно рукополагать пресвитеров. В ответ на это Александр стал действовать решительнее, в 320 или 321 году собрал в Александрии собор, на котором Арий был снова отлучён.

Отправившийся в Палестину Арий нашёл там не только поддержку в лице Евсевия Кесарийского, Аэция Лиддского и Павлина Тирского, но и нового противника в лице Макария, епископа Иерусалимского. Написанное около 320 года письмо Ария с обращением за поддержкой к «солукианисту» Евсевию Никомедийскому с тем, чтобы тот примирил его с епископом Александром, выявляет произошедший к тому времени раскол в Церкви Палестины на «православный» юг (Иерусалим и Газа) и арианский север. Ходатайство Евсевия оказалось неудачным. По мнению В. В. Болотова, это было связано с тем, что ставшая в то время столицей Римской империи Никомедия претендовала на первенство на Востоке, и тон послания Евсевия предполагал право столичного епископа на вмешательство в египетские дела. Арий после этого стал активнее пропагандировать своё учение, прибегнув, как утверждает Филосторгий, даже к сочинению песен для матросов и мельников. Со своей стороны, Александр также стал рассылать послания епископам других Церквей, объясняя причины отлучения Ария.

В таком состоянии, когда стало ясно, кто из епископов поддерживает какую сторону, о конфликте стало известно императору Константину. Первая его реакция, обусловленная политическими причинами — необходимостью сохранения церковного единства, поддержанием политической стабильности в Египте, — была благоприятна арианам. Существенное влияние, помимо Евсевия Никомедийского, чья близость Лицинию его несколько дискредитировала, оказывал епископ Евсевий Кесарийский, также не считавший взгляды Ария опасными. Император решил взять на себя роль посредника, обратившись с посланием к Арию и Александру. В нём он предлагал оставить этот спор. Подателем этого письма император избрал епископа Осия Кордубского, который, прибыв в Александрию, понял, что вопрос на самом деле требует серьёзного подхода к его решению. Поскольку к тому времени требовал решения также вопрос об исчислении пасхалий, было принято решение о проведении Вселенского Собора.

Вероятно также, на основании открытых в 1905 году документальных свидетельств, что несколько ранее собора в Никее состоялся собор в Антиохии, на котором Арий, его учение и его наиболее упорные сторонники — Феодот Лаодикийский, Наркисс Нерониадский и Евсевий Кесарийский — были осуждены.

После Никейского собора Арий был сослан в Иллирию с запретом возвращаться в Египет. Однако вскоре императором Константином он был возвращён из ссылки.

Учение

Сочинения Ария были уничтожены и дошли до нас во фрагментах. Его «Θάλια» («Пир») представляет собой защиту его учения в полу-поэтической, полу-прозаической форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях Афанасия Великого, оно не дошло до нас. Сохранились письма Ария к Евсевию Никомедийскому и Александру Александрийскому († 17 апреля 326). Главными источниками сведений о нём служат, кроме фрагментов его собственных сочинений, творения Афанасия, 68 и 69 главы сочинения Епифания о ересях, церковные истории Сократа, Созомена, Феодорита и Филосторгия.

Арианство расходилось с другими течениями христианства того времени в интерпретации природы Христа: Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия — при этом он цитировал слова из книги Притчей (8:22): Господь созда Мя в начало путей своих (в смысле творения Сына Божия самим Богом), и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу (греч. ὁμοούσιος, в русскоязычной литературе — омоусия), как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий, а лишь подобосущен ему (греч. ὅμοιος, омиусия).

B письме к Евсевию Никомидийскому Арий описал свою доктрину, так решая парадокс о двойственности Христа и Бога Отца (Иеговы) в христианстве:

Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерождённый, ни часть Нерождённого (ни в каком случае), ни взят от Лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времён и веков, по воле и намерению Отца, как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рождён, или сотворён, или основан, ибо Он не был Нерождённым, — вот за что нас преследуют».

Сократ Схоластик пишет, что причиной утверждения Арием подобосущности Бога-Отца и Бога-Сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о Троице как о последовательных модусах единичного бога.

> См. также

  • Арианский спор
  • Первый Никейский собор
  • Арианство
  1. французская Википедия — 2001.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118645781 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. 1 2 http://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F1-4020-2238-7_7.pdf
  4. 1 2 http://www.christopherlong.co.uk/pub/byzantium.html
  5. 1 2 http://www.newtonproject.sussex.ac.uk/view/texts/normalized/THEM00117
  6. Аэриане // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Берберы и Христианство
  8. Болотов, 2007, с. 48.
  9. Бриллиантов, 2007, с. 97—98.
  10. Карташёв, 1994, с. 18.
  11. Болотов, 2007, с. 49.
  12. http://www.erlib.com/Антон_Карташев/Вселенские_Соборы/2/
  13. Irshai, 2011.
  14. Болотов, 2007, с. 50.
  15. Бриллиантов, 2007, с. 101.
  16. Бриллиантов, 2007, с. 105—109.
  17. Бриллиантов, 2007, с. 110.
  18. Hanson, 2005, p. 146—151.
  19. Протоиерей А. Шмеман. Эпоха Вселенских соборов / Исторический путь православия
  20. «Церковная история», кн. 1, гл. 5 «О споре Ария с епископом Александром»

  • Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов. — М.: Поколение, 2007. — 720 с. — ISBN 978-5-9763-0032-3.
  • Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней церкви. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-9900890-3-7.
  • Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 1994. — 542 с. — ISBN 5-250-01847-5.
  • Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318—381 A.D.. — New York: Continuum International Publishing Group, 2005. — 960 p. — ISBN 0-5670-3092-X.
  • Irshai O. Fourth Century Christian Palestinian Politics: A Glimpse at Eusebius of Cesarea’s Local Political Career and Its Nachleben in Christian Memory // Inowlocki S., Zamagni C. Reconsidering Eusebius: Collected Papers on Literary, Historical, and Theological Issues. — BRILL, 2011. — P. 25—39. — ISBN 9789004203853.
  • Latinovic, V. Arius Conservativus? The Question of Arius’ Theological Belonging – Studia Patristica. XCV – Leuven: Peeters, 2017 – с. 27—42. – ISBN: 978-90-429-3591-4
  • Арий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • http://pda.sedmitza.ru/text/397503.html (недоступная ссылка)

Арий – один из известнейших еретиков; род. в 256 г., в Ливии (по другим, в Александрии); ум. в Константинополе. Он получил воспитание под руководством Лукиана, пресвитера в Антиохии, и занимал видное положение в качестве пресвитера в церкви александрийской, когда начался арианский спор с епископом Александром (в 318 г.) касательно вечного божества Христа и Его равенства с Отцом, которое он отрицал, думая, что Христос имел иную сущность и был созданием Отца, хотя и сотворен был раньше мира. По описанию, это был высокий, тощий человек, с нависшими бровями, весьма суровыми обычаями, обладал значительною ученостью и мягкою, заманчивою речью, но отличался сварливым характером. Молчание его противников положительно доказывает, что общий нравственный характер его был безупречен (подобно характеру Нестория и Пелагия); и если бы не его ересь, то он пользовался бы высоким уважением. Противники его говорили, что действительной причиной его противодействия Александру было личное недовольство на то, что его самого не избраны епископом; но его воззрения, воспринятые им в антиохийской школе, достаточно объясняют направление его мысли и течение его жизни. Осужденный собором александрийским (в 320 г.), он оставил город, но был любезно принят как Евсевием кесарийским, так и Евсевием никомидийским, и видимо его идеям сочувствовали довольно многие в Азии. Между ним и Александром достигнуто было примирение; но едва он возвратился в Александрию, как опять возгорелся спор, и с еще большим ожесточением, так что весь христианский мир был раздираем спорами. Оказалось необходимым созвать вселенский собор и на нем, не смотря на своих многих и сильных друзей, Арий был осужден (325 г.), и изгнан в Иллирию. Вскоре, однако, наступила реакция в его пользу. Евсевиева партия еще открытее стала на его сторону, и чрез Констанцию, сестру императора, он получил доступ ко двору. Он формально был возвращен из изгнания, и все вожди Евсевиевой партии собрались в Константинополе, чтобы обратно принять его в лоно церкви, когда он скоропостижно умер накануне этого торжества (в 336 г.), имея более 80 лет от рода, – в такое время и так, что православные не могли не видеть в этом прямого действия Промысла Божия и осуждения его учения, между тем как его сторонники приписывали его смерть яду. Афанасий Великий рассказывает об этом событии в одном письме к Серапиону на основании свидетельства одного священника, Макария константинопольского (De Моrte Аrii, Opera, изд. Бенедикт. т. И, стр. 1, 340), и Епифаний (Haer. 68, с. 7) сравнивает его смерть со смертью Иуды предателя. Сократ (Церк. Ист. 1, 38) дает следующий рассказ: «Выходя из императорского дворца, сопровождаемый толпой евсевиевых приверженцев, как телохранителями, Арий гордо проходил посреди города, обращая на себя внимание всего народа. По приближении к месту, называемому Константиновой площадью, где воздвигнута колонна из порфира, ужас, происходящий от сознания своего нечестия, охватил его, и сопровождался сильною болью в животе. Поэтому, он спросил, нет ли тут где по близости удобного места, и, когда ему указали заднюю часть Константиновой площади, он поспешил туда. Вскоре затем с ним сделался обморок, и вместе с испражнениями вышли его внутренности, сопровождаемые обильным геморроидальным истечением и выпадением малых кишок. Затем, вместе с излиянием крови вышли части его печени и селезенки, так что он почти немедленно умер». Созомен (Церк. Ист. 2, 30) передает подобный же рассказ, и прибавляет, что впоследствии долго все с ужасом избегали места, на котором умер Арий, пока один богатый арианин не купил этого общественного места, и не построил на нем дом, чтобы увековечить память о смерти Ария.

Главное сочинение Ария, под заглавием «Фалия» – «Пир», написанное им во время его пребывания у Евсевия никомидийского, представляет собою защиту его учения в занимательной популярной форме, полу-поэтической, полупрозаической; но за исключением нескольких фрагментов в творениях Афанасия Великого, оно не дошло до нас. Сохранились письмо его к Евсевию никомидийскому и письмо к Александру александрийскому. Его лжеучение о божестве Христа и отношении Его к Отцу приобрело ему известность, далеко превосходящую действительные его таланты и ученость. Неандер приписывает ему остроумие, но ограниченный ум без творчества. Главными источниками жизни и характера Ария, кроме фрагментов его собственных сочинений, служат творения Афанасия, 68 и 69 главы сочинения Епифания об ересях, церковные истории Сократа, Созомена, Феодорита и Филосторгия. См. также сочинения, указанные п. сл. Арианство.

Значения в других словарях

  1. АРИАНСТВО — Течение в христианстве в 4-6 вв., назв. по имени александрийского священника Ария (‘Areios; ум. 336). А. зародилось в Александрии (впервые осн. положения были сформулированы Арием в 318) в обстановке острой социальной борьбы. Советская историческая энциклопедия
  2. АРИАНСТВО — АРИАНСТВО – еретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. 4 в.). Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии (Лукиан Антиохийский)… Новая философская энциклопедия
  3. Арианство — Еретическое движение, утверждающее, что Христос как творение Бога-отца – существо, ниже его стоящее. ………… ☼ Арианство, течение в христианстве в IV-VI вв., обозначаемое по имени александрийского священника Ария (греч. «Ареюс;, ок. Словарь по культурологии
  4. АРИАНСТВО — АРИАНСТВО — течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель — священник Арий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа); по учению Ария… Большой энциклопедический словарь
  5. арианство — орф. арианство, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. Арианство — Течение в христианстве в 4—6 вв. Возникло в Поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя — александрийского священника Ария (греч. Áreios, ум. в 336). Большая советская энциклопедия
  7. арианство — Арианство, арианства, арианства, арианств, арианству, арианствам, арианство, арианства, арианством, арианствами, арианстве, арианствах Грамматический словарь Зализняка