Ценностные ориентации личности

ценностные ориентации

Смотреть что такое «ценностные ориентации» в других словарях:

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… … Новейший философский словарь

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — важнейшие элементы внутр. структуры лияности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отгранияивающие значимое, существенное для данного человека от незнаяимого, несущественного. Совокупность… … Философская энциклопедия

  • Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ценностные ориентации — это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Они воспринимаются человеком как средство удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Ценностные ориентиры… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — (от франц. orientation установка) 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей,… … Психологический лексикон

  • Ценностные ориентации — 1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее… … Социологический справочник

  • Ценностные ориентации — предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения.… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… … Социология: Энциклопедия

  • ценностные ориентации — особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ц. о. позволяют личности, группе ранжировать объ екты социальной … Этнопсихологический словарь

Ценностные ориентиры школьного образования статья на тему

Тема : Ценностные ориентиры школьного образования

Основополагающими документами, в которых изложены ценностные ориентиры является всем нам известная концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков., Что вкладываем в данное понятие?

Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентиры – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний.

  • приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
  • понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;
  • формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
  • активное содействие развитие миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;
  • готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
  • уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживание подлинности личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
  • ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
  • овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
  • уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.

В соответствии с заявленными задачами и направлениями при проектировании современных стандартов образования базовыми ориентирами являются:

  • выделение ценностных установок образования как института социализации личности, отражающих требования к образованию семьи, общества и государства;
  • определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;
  • понимание стандартов общего образования как конвенциональных норм, гарантирующих доступность, качество, эффективность образования. Кроме того, они должны фиксировать требования к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях и ступенях образования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития учащихся, срокам обучения, структуре примерных образовательных программ, процедуре контроля за образовательными достижениями учащихся на разных возрастных этапах развития личности школьников;
  • проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху.

Ценностные ориентиры основного образования 5-9 класс; 10-11 классы.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Организационно-педагогические условия реализации:

  • создание культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей единые ценности российской нации, а также народов России, территориально-регионального и местного сообщества;
  • создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
  • создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
  • создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
  • создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
  • работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
  • взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, традиционные российские религиозные организации, армия, органы охраны правопорядка, СМИ);
  • взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
  • установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
  • интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
  • направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
  • педагогическую поддержку детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.

Обществоведение человек и общество

Некоторые выводы

1. Важнейшие разновидности устойчивых мотивов – это убеждения, интересы, установки.

2. Интерес к какому-нибудь виду деятельности во многом определяет выбор профессии.

3. Осмысленно живущий человек работает над собой, вырабатывает качества, значимые для конструктивного социального и личностного самоопределения и самоутверждения.

Вопросы и задания

  1. Что понимают под направленностью личности?

  2. Какое влияние оказывают способности и характер на направленность личности?

  3. На конкретных примерах покажите взаимосвязь интересов и потребностей.

  4. Какую роль играют убеждения в жизни человека?

  5. Объясните, какая связь существует между убеждениями и интересами. Приведите примеры такой связи.

  6. Какого человека вы бы назвали воспитанным?

  7. Охарактеризуйте качества, необходимые человеку для работы над собой.

§ 4. Духовный мир человека

Понятие духовности. Когда мы говорим о духовном мире людей, мы имеем в виду всю совокупность явлений человеческого сознания: мысли и чувства, эмоциональные состояния и волевые побуждения, интересы и устремления, знания и предубеждения.

В процессе исторического развития формируется духовная жизнь общества и человека. Человек не просто приспосабливается к внешним условиям жизни, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в осязаемой реальности. Для того чтобы что-то сделать по-человечески – зрело, умно и ответственно, надо сначала учесть все обстоятельства, приобрести необходимые знания и умения, продумать последствия, т. е. произвести надлежащие изменения в самом себе, в своём духовном мире, в сознании.

Духовность – это обобщённая характеристика ценностных ориентировкак отдельного человека, так и общества, в котором он живёт.

Уровни духовности различаются тем, в какой степени люди осознают необходимость следовать не только законам природы, но и нормам общественной жизни людей, в том числе правилам человеческой нравственности, утвердившимся представлениям о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном.

Человеческая духовность включает знания, но не сводится к ним, ибо здесь особенно важно, каким целям служат приобретённые знания, соответствуют ли эти цели требованиям гуманизма, сохранения нашей природной среды обитания, мира и доброжелательности в отношениях между людьми, странами и народами. Сами по себе знания свойств и законов природы не определяют целей нашей деятельности: цели мы выбираем, руководствуясь сложившимися представлениями о должном и недолжном, допустимом и недопустимом. Высокая духовность предполагает высокую нравственность. Низкий уровень нравственности, эгоистичность и антигуманность целей, которые преследует человек, означает низкий уровень духовности.

Нравственность – это лишь одна из областейдуховности общества, форм духовности личности. Высокие нравственные цели не могут быть достигнуты, если преследующий их человек не имеет нужных для этого знаний и умений. Значит, важное значение для развития духовности имеет наука. Целостность и гармоничность духовного мира людей недостижимыа без искусства, которое развивает наши чувства, образное восприятие мира, способность различать подлинные и мнимые ценности. В течение тысячелетий своеобразным хранителем человеческой духовности выступала религия. Конфликты религии и науки в основном остались в прошлом. Если наука исследует, каковы законы и свойства окружающих нас предметов и явлений, то религия призывает человека подчиниться некоей высшей силе, следовать её предписаниям. Для многих людей этот призыв означает путь к духовному росту.

Духовность личности проявляется в её поступках и действиях, в отношении к себе, к людям, к окружающему миру в целом.

Размышляя о духовности, каждый из нас задаёт себе вопросы, что такое человек, в чём его призвание, долг и смысл жизни? Решение их связано с формированием нашего мировоззрения.

Мировоззрение, его роль в жизни людей. Человек – мыслящее существо, осознающее себя и окружающую действительность. Человек способен выразить своё понимание происходящего и дать ему оценку, более или менее чётко сформулировать свои цели. Говоря самому себе: «Я знаю, что…», «Я хочу, чтобы…», «Я должен…», — человек мысленно выделяет себя из окружающего мира. В его сознании выстраиваются отношения «Я и другие люди», «Я и природа», «Я и окружающий мир в целом». Во всех этих мыслимых, осознаваемых отношениях присутствуют некоторое понятие или образ себя (Я), а также понятие или образ внешней действительности, с которой человек связан и в отрыве от которой он не может жить.

Для того чтобы быть сознательным субъектом своей жизнедеятельности, быть личностью, духовным существом, человек должен выработать определённое мировоззрение.

Мировоззрение — это понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром.

Мировоззрение каждой личности содержит ответы на три основных вопроса: 1) Что я представляю из себя как человек? 2) «Что представляет собой окружающий мир – люди и природа, каковы их главные характеристики? 3) Как я могу и должен относиться к окружающему миру и к самому себе, что я вообще могу и должен делать?

Каждый человек решает для себя эти вопросы в течение всей сознательной жизни, уточняя на основе жизненного опыта и знаний какие-то их стороны, моменты. Что-то из прежних мировоззренческих убеждений личности подтверждается её опытом и всё более закрепляется в сознании; некоторые же мировоззренческие представления обнаруживают несостоятельность и перестают считаться важными. Человек выстраивает своё мировоззрение.

Мировоззрение не просто соединяет различные знания человека о мире и о самом себе, а предполагает твёрдую убеждённость в правильности и высокой ценности этих знаний. Именно основополагающие знания и ценностные идеи, ставшие глубокими, принципиальными убеждениями личности, образуют в совокупности её мировоззрение.

В повседневной жизни нам часто приходится определять своё отношение к происходящему, делать выбор из нескольких вариантов поведения, уточнять жизненные задачи и определять среди них самые важные, приоритетные. А для этого, нужны какие-то основания. Многие проблемы мы решаем почти неосознанно, потому что они похожи на те, с которыми мы уже встречались раньше и для которых выработали приемлемую схему решения. Здесь мы действуем привычным образом. Другие же являются новыми, необычными. Для их решения мы обращаемся к сложившимся у нас основополагающим представлениям или идеям о том, как вообще должен поступать человек в той или иной ситуации. При этом мы используем те знания об окружающем мире, которые считаем надёжно установленными и которым доверяем. Это и означает обращение к важнейшим убеждениям, составляющим наше мировоззрение.

Жизненный смысл мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ориентирами, позволяющими вырабатывать решения в важных для нас ситуациях. Наше мировоззрение есть то, чем мы реально руководствуемся в жизни. Правда, мы далеко не всегда чётко осознаём, в чём же действительно состоит наше мировоззрение. Попробуйте сами определить свои важнейшие, основополагающие убеждения, и вы увидите, что это совсем непросто сделать.

Мы отчётливо осознаём то, что ново, необычно и требует специального внимания. Но в состав мировоззрения также входят убеждения, представления, идеи, давно принятые нами в качестве бесспорных, стали воспринимать как привычные и самоочевидные. Многие привычные вещи могут быть очень важными, но мы на них почти не обращаем внимания – именно в силу привычности.

Так и с нашим мировоззрением. Его назначение состоит не в том, чтобы быть ярким и «картинным» и развлекать нас всё новыми и новыми впечатлениями. Наоборот, оно «ведёт себя» очень скромно и обычно не выпячивается в нашем сознании на первый план. Вместе с тем оно постоянно указывает нам, что мы можем и чего мы не можем достичь; что мы должны делать, а чего мы делать не вправе, потому что это противоречит нормам жизни и недостойно высокого звания человека.

Мировоззрение – это внутренний регулятор, обобщающий наш прошлый опыт и направляющий все наши значимые поступки и действия. Положим, что-то важное вы делаете по привычке, почти не задумываясь. Но вы всё же можете задать вопрос: а почему вы это делаете именно так, а не иначе? И если вы будете старательно доискиваться истоков и оснований, то обязательно выявите какое-нибудь из ваших мировоззренческих убеждений.

Пути развития духовного мира и формирования мировоззрения личности. Мы уже говорили о том, что личностью не рождаются, а становятся. Это становление начинается ещё в детстве, когда ребёнок вдруг говорит о себе: «Я», — и тут же добавляет: «Я хочу…» Вслед за желаниями, выражающими интересы и потребности, личность начинает осознавать свои возможности, а также разнообразные правила, ограничения, предписания, регулирующие её действия. Ребёнок учится выражать в словах эмоции и чувства, настроения, ожидания, предпочтения и т. д. У него постепенно формируется определённое мироощущение, связанное с преобладающим настроением, общим чувственно-эмоциональным восприятием происходящего.

По мере развития познавательной деятельности у ребёнка складываются представления о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окружает. Взрослые помогают ему разобраться в этой упорядоченности. Так постепенно закладываются основы и предпосылки миропонимания. А потом ребёнок приходит в школу и начинает последовательно осваивать различные учебные предметы, приобретать знания, которые отражают длительный познавательный опыт человечества. В процессе воспитания он усваивает общие правила поведения, нормы и ценности человеческой жизни. Изучая историю, литературу, другие гуманитарные предметы, он расширяет знания о мире человеческих взаимоотношений, об организации совместной (общественной) жизни людей.

Образующаяся личность не просто впитывает готовые знания и впечатления — она так или иначе осмысливает, по-своему упорядочивает их. В обществе, в культуре существуют образцы мировоззренческих обобщений, с которыми человек знакомится в процессе получения образования. Такие образцы ещё в далеком прошлом принимали форму мифа и религии. Религия играет важную роль и в жизни многих наших современников. Религиозное мировоззрение основывается на вере в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром. Эта вера не допускает сомнений в правильности некоторых исходных утверждений, называемых догматами. Существует и нерелигиозная форма широких мировоззренческих обобщений, опирающаяся на использование общих понятий и следование правилам логического мышления — это философия, которая тесно связана с наукой.

Вы знаете, что существуют разные религиозные учения о мире, о жизни, о человеке и Боге. Философских учений тоже немало. Важно ознакомиться с разными формами мировоззрения, глубоко продумать их для того, чтобы уточнить и обогатить собственную мировоззренческую позицию, обеспечить условия своего духовного роста.

У каждого человека, сложившегося как личность, собственное мировоззрение. Мировоззрение – это основа, духовный стержень личности. Именно оно наиболее широко и полно раскрывает, каков уровень нашей духовности, каковы мы на самом деле, ибо оно является основой наших мыслей, чувств и поступков, организующим началом всей нашей жизни.

В течение жизни мировоззрение, весь духовный мир личности претерпевают значительные изменения. Они связаны с особенностями каждого возраста, с характером возникающих перед нами проблем и с тем, как мы их воспринимаем и решаем.

Некоторыевыводы

1. Духовность – это обобщённая характеристика ценностных ориентиров человека и общества. Основные области духовности общества – это нравственность, наука, искусство, религия. Духовность предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в её поступках по отношению к людям, окружающей природе.

2. Мировоззрение – это понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром. Основой мировоззрения личности являются её основополагающие, глубокие и прочные убеждения, основанные на знаниях.

3. Назначение мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ориентирами, нужными для осуществления деятельности. Мировоззрение – это духовный стержень, основа личности.

4. Мировоззрение личности формируется в процессе её становления и дальнейшего развития. Оно вбирает в себя как личный опыт, так и обобщённый опыт других людей, выработанные человечеством знания о мире. У каждого человека, поскольку он является личностью, вырабатывается своё мировоззрение.

Вопросы и задания

  1. Что вы понимаете под духовностью? Что, на ваш взгляд, включает в себя духовный мир человека?

  2. Чем различаются уровни духовности? Приведите примеры поступков человека, свидетельствующие о высоком и низком уровнях духовности.

  3. Каковы основные области духовной жизни общества?

  4. Что влияет на формирование духовного мира человека? Что такое духовно богатый человек? От чего зависит духовное богатство человека?

  5. Что такое мировоззрение? Может ли у разных людей быть одинаковое мировоззрение? Аргументируйте свою точку зрения.

  6. Какое влияние на формирование вашего мировоззрения оказывают друзья, учителя, родители?

  7. Великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) отмечал, что наш разум должен решить прежде всего три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» Первый из них – о познании; второй – о нравственности; третий – о вере. Все эти вопросы можно, по словам Канта, объединить в вопросе о том, что такое человек. Как вы считаете, почему И. Кант выделил именно эти три вопроса?

§ 5. Взаимосвязь человека и общества

Понятие общества. Со словом «общество» мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Оно часто употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях учёных и публицистов. На уроках истории речь идёт об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т. д.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединённый, цельный». Под обществом в этом смысле понимается определённая группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Здесь его можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников истории и культуры, общество защиты животных, акционерное общество и др.).

Имея в виду конкретный этап исторического развития человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близко к этому применение понятия «общество» для характеристики качественного своеобразия той или иной организации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).

В широком смысле общество — это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею.

Понимаемое таким образом общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Рассуждая об обществе, важно уточнять, в каком именно значении используется данное слово.

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов исследования и объяснения сущности и свойств общества. Первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII–XVIII вв. Опираясь на естественно-научные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескьё (1689—1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л. Н. Гумилёв (1912—1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для конца XIX – начала XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был учёный Н. Я. Данилевский (1822—1855).

Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы ХVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил ещё один сложный вопрос: в чём состоит это единство людей, на чём базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ ХIХ в. Г. Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители ХIХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что её основой является деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.

Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны (побудительные причины деятельности), и они тесно связаны между собой.

Основные формы взаимосвязи человека и общества. Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определённые отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для общества как целого. Производственная деятельность направлена прежде всего на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще её называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого в отдельности во многом зависит от общей эффективности экономики. Для её обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами. Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен ни технический, ни в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путём. Научное исследование создаёт знание, т. е. ценность духовную, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить блага материальные. Мы, по существу, вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность творить новое становится главным экономическим ресурсом.

Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Их результаты – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включён в духовную жизнь общества, членом которого является.

В процессе жизнедеятельности человек входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определённым образованием, к национальной общности; может входить в ту или иную религиозную общину.

Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.

Жизнь общества нуждается в управлении. Его осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включён в его политико-правовую жизнь. Это ещё одна сфера жизни общества – политико-правовая.

Названные сферы жизни – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определённой специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, её нормы и правила, законы.

Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.

Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.

Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

Некоторые выводы

1. Натуралистический подход к объяснению общества характеризует его как особую часть природы. Здесь подчёркивается влияние природы на общество.

2. Культурно-исторический подход указывает на отличия общественных процессов от природных. Особое значение здесь придаётся духовным ценностям, выработанным в ходе истории и составляющим основу культуры.

3. Идеалистический подход к общественной жизни объясняет её исходя из развития сознания, признания ведущей роли духовных, идеальных явлений.

4. Материалистическое понимание общественной жизни предполагает, что её основой являются материальное производство, экономическая деятельность.

5. Исходные формы связи человека и общества в наши дни – это семья и школа. В целом же жизнь общества включает в себя экономическую, духовную, социальную и политико-правовую сферы, которые и являются основными формами связи человека и общества.

6. В процессе социализации человек усваивает знания, опыт, привычки, нужные для полноценной жизни в обществе.

Функции ценностей

Изучая ценностные ориентации ученые выделяют их функции, которые влияют на становление ценностных приоритетов у личности. Фрейд в своих работах указывает на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения — оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго, обусловленного социальными факторами. По словам Фрейда, «Суперэго ребенка в действительности конструируется… По модели Суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению» .

По словам Э. Фромма, главной функцией классического психоанализа было «развенчать ценностные суждения и этические нормы, продемонстрировав, что они представляют собой рационализацию иррациональных — и часто неосознаваемых — желаний и страхов и, следовательно, не могут претендовать на объективную значимость» .

Олпорт выделяет моральные нормы как средство, условие достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Преобразование средств в цели, превращение внешних ценностей в ценности внутренние Оллпорт называет «функциональной автономией», понимаемой им как процесс трансформации «категорий знания» в «категории значимости». «Категории значимости» возникают при самостоятельном осознании смысла полученных извне «категорий знания».

Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию.

Е.В.Соколов утверждал, что ценностные ориентации и нравственную активность нужно рассматривать в тесной зависимости.

Выделяя функции ценностных ориентаций: экспрессия, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которое располагает данное общество; защиты личности — личностные ориентации выступают своего рада «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации внутренних психических процессов, согласовании их во времени и применительно к условиям деятельности. , Соколов говорил, что таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а, с другой стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его нравственность и выступают конечными образованиями моральных оценок. Изменения в системе ценностей, а это, прежде всего, смена ведущей, основной ценностной ориентации, задающую нормативную определенность таким ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играют роль «пружины», передающей свою активность всем остальным звеньям системы

Отечественные психологи выделяют две основные функции ценностей и ценностных ориентаций.

Первая функция является регулятивной, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях: личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности. Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле за степенью своей социальной полноценности. Внешний контроль за степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль осуществляется самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализациии, и выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, так как предполагает последующую корректировку поведения ее в соответствии с указанными нормами.

Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. «Призма ценностей» усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как «локаторы нравственного сознания личности» , главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира .

Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.

Исходя из разных подходов можно утверждать, что ценностные ориентации имеют широкий перечень выполняемых функций. Мы склоняемся к тому, что основной функцией ценностных ориентаций является регулирование поведением личности в определенных социальных условиях: личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры.