Система управления обществом

Структура системы управления обществом

Человеческому обществу, как составляющей части живой природы, всегда есть стремление к упорядоченности.

Непременными компонентами системы управления обществом является управляющая подсистема (субъект управления или власти) и управляемая подсистема (население). Эти две подсистемы взаимодействуют между собой путем обмена разного рода сигналами через прямые и обратные связи. Сигналы – это носители информации.

Прямые связи идут от власти к населению, сигналы передаются в виде команд, указаний, законов.

Обратная связь от населения к власти. Обратную связь можно трактовать, как влияние (информационный или силовой) управляющей системы на управление.

1. информационная составляющая:

а) объективная информация приходит от населения к управляющей системе (экономические и социальные показатели, власти делают сравнительный анализ. Для сравнения, куда мы движемся и какие новые задачи нужно ставить.

б) реакция населения – субъективное отображение между тем, что хорошо, и фактическим состоянием дел .

2.силовая составляющая обратной связи (выборы, референдумы и т.д.) используются для смены власти.

Власть Население

Канал обратной связи

Обратная связь в системе управления обществом очень важна т.к. от этого будут во многом зависеть принимаемые властью решения. Использование первичного определения демократии (как «власти народа»)для современного общества не есть конкретным, потому как при возникновении классового общества народ перестал быть однородным и единой власти народа существовать не может потому, что всегда будут несогласные с политикой власти.

Возможен вариант демократии в сочетании с целью, под которой понимают выполнение воли и желания народа, т.е. способность субъекта обеспечить достижение цели.

Таким субъектом может быть система управления обществом, а ее подсистемы – управляющая и управляемая . тогда демократия могла бы трактоваться , например, как способность управляемой подсистемы заставлять управляющую подсистему выполнять свою волю и требования.

Государственное управление структурируется по горизонтали и вертикали. Система разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную — представляют собой горизонтальное разделение госуправления

По вертикали государственная власть делится на 3 уровня – центральный, региональный и местный.

Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью порождающие бесправие, насилие, произвол, диктатуру. В современных демократических государствах 3 ветви представлены следующим образом:

1. Законодательная власть – Рада, парламент. Конгресс, федеральное собрание.

2. Исполнительная власть – правительство во главе с президентом или премьер-министром, министерства, ведомства.

3. Судебная – конституционный суд, Верховный суд, высший административный суд, Генеральная прокуратура.

Исполнение полномочий — процесс волевой, умственный, эмоциональный, который может осуществляться как рационально так и волюнтаристски. Поэтому, админгосуправление, как субъективная категория, может изменять реальную действительность в лучшую и худшую стороны.

История знает немало примеров, когда админвласть «пигмея» превращала в «гиганта». Это личностное усиление происходит посредством всех элементов составляющих содержание данной должности, ее авторитета, полномочий и т.д. Вступление в должность нередко бывает связано с получением различных материальных и нематериальных благ, что не может не влиять на личные качества руководителей. Чрезмерный гипертрофированный вкус власти может привести:

1. государственная воля трансформируется в личную.

2. государственная власть присваивается должностным лицом, используется в собственных интересах.

В итоге руководящий работник служит не отечеству, а самому себе. Одна из форм присвоения админвласти — злоупотребление ею, когда используются различные полномочия для протекционизма. Значительно более деформированная форма присвоения властью государственной воли — демония администрирования власти. Под демонией понимается проявление воли руководителя, стремящегося решить принятые государственные задачи и одновременно преследующие собственные эгоистические цели (жажда власти, славы, почестей и др.)

Наиболее опасное ее проявление стремление к бесконтрольному властвованию. Демония (демон-божество) власти толкает руководителя не считаться с человеческими, материальными, финансовыми издержками пренебрегая интересами людей, их правами. Многовековой опыт показывает, что исполнительная власть по природе своей стремится к независимости и бесконтрольности. Это обусловлено следующими факторами:

1. генезис (происхождение) власти- прогрессивное развитие идет по пути разделения отделения от «единой и неделимой» двух других законодательной и судебной, укрепление последних и расширение их влияния на административную. А она, используя традиции, структуры стремится не уступать своих позиций, освободиться от контроля;

2. чрезвычайные обстоятельства, эпидемии войны, стихийные бедствия, экологические катастрофы и т.д. требующие установления чрезвычайных режимов, в условиях которых роль исполнительной власти усиливается. Часто властолюбивые руководители провоцируют возникновение таких ситуаций, а иногда вводят людей в затруднение (грипповая лихорадка 2009г., запугивание агрессией, усиление классовой борьбы и т.д.);

3. зависимость от администрации других властей. Создание базы, организационно-материальное обеспечение. В условиях современных — квартиры, земельные участки и др. привилегии, могут зависеть от администрации.

4. особенности самой админвласти — ее универсальность, огромный аппарат, экономическая мощь, наличие источников информации, большого арсенала принудительных средств. К этому нужно добавить существующую и закрепленную правом «свободу ускорения».

Что можно противопоставить демонии административной власти.

1. эффективную систему сдерживания и противовесов, чтобы смирить демонические свойства и превратить ее в институт служащий обществу.

2. развитие гражданского общества и законодательства, обеспечивающие его потребности;

3. создание сильной законодательной и судебной властей позволят сократить полномочия администрации, демографически ее формировать, направлять и контролировать;

4. активизация работы законодательных органов;

5. повышение уровня профессиональной и политической культуры госслужащих, способность должностных лиц прислушиваться к общественному мнению, уважать представителей народа, отвечать перед ними за свои действия. Очень важно, чтобы такие категории как «подчинение закону», ответственность представительными органами и «уважение прав защиты» стали правовыми и политическими ценностями.

Функциональная деятельность администрации, служащих существенно отличается от деятельности политиков, выбираемых на государственные должности. Если политики разрабатывают стратегию общества, создают законы, принимают политические решения, то админорганы управления, гражданские служащие 1) исполняют политические решения; 2) обеспечивают выполнение законов в обществе; 3) реализуют всю совокупность функций и полномочий государства; 4) участвуют в подготовке госпрограмм и решений различного масштаба, уровня, характера, осуществляют их реализацию.

Исполнительная власть – это процесс управления государственного администрирования, исполнение публичной (государственной, муниципальной) службы, функционирование госорганов и должностных лиц в пределах их полномочий.

Система социального управления (стр. 1 из 4)

Вопрос 1. Система социального управления. 2

Вопрос 2. Центры социального обслуживания инвалидов и прочих граждан 5

2.1. Социальное обслуживание населения. 5

2.2. Развитие центров социального обслуживания населения. 5

Используемая литература.. 5

Вопрос 1. Система социального управления

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами . Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т.д.

Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.

В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.

Менеджмент в социальной работе — это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления . По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Функции управления.

Функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, а функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:

· предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);

· оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

· заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для социального управления: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

Целеполагание — это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый план выдвигаются тактические, сиюминутные цели в ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы .

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента, это научно-аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

Прогнозирование социальной работы — это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки.

При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, тендовые, регрессионные и факторные модели. В нормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.

Например, с использованием метода прогнозирования в префектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управлениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовал выявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. В настоящее время действуют следующие информационные системы :

-«Пенсионер-справка» — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя;

«Пенсионер-транспорт» — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;

«Пенсионер-путевка» — содержит данные о выдаче санаторно-курортных путевок и выплате компенсаций за неиспользованную путевку;

«Льготы-справка» — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан;

«Пенсия-норма» — информирует о пенсионном законодательстве;

«Платежные поручения» — дает возможность печатать и регистрировать платежные поручения;

«Адрес-справка» — помогает определить, к какому муниципальному округу относится та или иная улица Москвы;

«Баланс» — позволяет вести пенсионный бухгалтерский баланс;

«Архив» — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;

«Обращение-учет» — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию.

Организация. Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления .

Управление обществом

Управление любой организацией носит многоцелевой характер и осуществляется на основе сочетания разнообразных по своей природе механизмов управления. Эффективность управления достигается проектированием целостной системы управления применительно к конкретному объекту управления. Основой метода проектирования системы управления является достижение взаимного соответствия категорий управления.

В акционерном законодательстве не установлены правовые институты и нормы формирования и функционирования системы управления АО. В существующей практике установление таких норм относится к области внутризаводского (внутрифирменного) нормотворчества. Законодательством установлены лишь состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления обществом: общего собрания акционеров, совета директоров и правления. В АО, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Структура и компетенция органов управления АО

Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества. Оно собирается ежегодно по окончании отчетного года (годовое собрание). Внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, а также акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования.

На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы: об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора), об утверждении аудитора, годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) общества по результатам отчетного года. Решение но этим вопросам не может быть принято путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Компетенция общего собрания акционеров и условия принятия решений рассмотрены в табл. 3.2.

В обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.

Компетенция общего собрания акционеров

Вопросы, решение которых относится к компетенции общего собрания

Решение

принимается

большинством голосов, если иное не установлено уставом

большинством в 3/4 голосов

на основании предложения совета директоров

1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции

+

2. Реорганизация общества

+

+

3. Ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов

+

4. Определение численного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий

+

5. Определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями

+

6. Увеличение уставного капитала общества путем повышения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций

+

+

7. Уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций

+

8. Образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий

+

9. Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий

+

10. Утверждение аудитора общества

+

11. Выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года

+

12. Утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

+

13. Распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением выплаты (объявления) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года) и убытков общества по результатам отчетного года

+

14. Определение порядка ведения общего собрания акционеров

+

15. Избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий

+

Вопросы, решение которых относится к компетенции общего собрания

Решение

принимается

большинством голосов, если иное не установлено уставом

большинством в 3/4 голосов

на основании предложения совета директоров

16. Дробление и консолидация акций

+

+

17. Принятие решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность

+

+

18. Принятие решений об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества

+

+

19. Принятие решений об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества

+

+

20. Приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных Законом об АО

+

+

21. Принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций

+

+

22. Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества

+

+

23. Принятие решения об обращении с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества

+

24. Принятие решения об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции

+

25. Решение иных вопросов, предусмотренных Законом об АО

Порядок принятия решения устанавливается уставом

Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО. Мотивы установления Законом такой нормы не вполне ясны, поскольку:

  • • такая норма противоречит общепринятым принципам демократии в управлении: высший орган управления организацией нс может быть лишен права рассмотрения и принятия решения по любому вопросу деятельности организации (на то он и высший орган);
  • • современный период социально-экономического и научно-технического развития характеризуется повышением нестабильности внешней среды организации, что порождает неожиданные проблемы, не имеющие аналогов в прошлом. Законодатель не может их предвидеть;
  • • для выявления наиболее значимых функций и задач управления, решение по которым целесообразно возложить на высший орган, необходимо спроектировать систему управления организации в целом, что не практикуется в рамках законотворчества. Укажем, в частности, на отсутствие в перечне вопросов, принятие решения по которым входит в компетенцию общего собрания акционеров или совета директоров, задач стратегического управления обществом.

Уставом непубличного общества может быть предусмотрена передача в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества некоторых вопросов, отнесенных Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:

  • 1) определение приоритетных направлений деятельности общества;
  • 2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров (в случае если в течение установленного Законом об АО срока советом директоров общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано органами и лицами, требующими его созыва. Эти органы и лица обладают предусмотренными Законом об АО полномочиями, необходимыми для созыва и проведения общего собрания акционеров);
  • 3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • 4) определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, отнесенные к компетенции совета директоров;
  • 5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • 6) размещение обществом дополнительных акций, в которые конвертируются размещенные обществом привилегированные акции определенного типа, конвертируемые в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов, если такое размещение не связано с увеличением уставного капитала общества, а также размещение обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • 7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и цены выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом об АО;
  • 8) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом об АО или иными федеральными законами;
  • 9) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом это отнесено к его компетенции;
  • 10) рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций, а также определение размера оплаты услуг аудитора;
  • 11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • 12) использование резервного и иных фондов общества;
  • 13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  • 14) утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • 15) создание филиалов и открытие представительств общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа общества;
  • 16) согласие на совершение или последующее одобрение сделок, предусмотренных Законом об АО;
  • 17) одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
  • 18) одобрение сделок при наличии заинтересованности в совершении обществом сделки;
  • 19) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  • 20) принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях, если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества;
  • 21) обращение с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества это отнесено к сто компетенции;
  • 22) иные вопросы, предусмотренные Законом об АО и уставом общества.

Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового собрания акционеров. Членом совета директоров общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров общества может не быть акционером общества. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более 1/4 состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества. Численный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется его уставом или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов. Для общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более 1 тыс. численный состав совета директоров (наблюдательного совета) не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 10 тыс. — менее девяти членов.

Выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляются кумулятивным голосованием. При проведении кумулятивного голосования число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров общества. Акционер вправе отдать голоса по принадлежащим ему акциям полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами.

Председатель совета директоров избирается членами совета из их числа.

Следует отметить, что совет директоров имеет широкие властные полномочия, выходящие за границы наблюдения за деятельностью общества. В акционерном законодательстве некоторых зарубежных стран (например, ФРГ, Франции) установлено, что наблюдательный совет выполняет контрольные функции. Правление (дирекция), осуществляющее управление обществом, согласовывает с наблюдательным советом решения лишь по отдельным вопросам (например, заключение крупных сделок). Состав наблюдательного совета ряда АО ФРГ в соответствии с Законом об участии работников в управлении образуется не только из числа акционеров, но и из числа работников предприятия. В российском законодательстве такой порядок установлен для народных предприятий.

Требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров общества, целесообразно изложить в уставе общества и во внутреннем положении о совете директоров. Этими требованиями могут быть:

  • • подготовленность лица, избираемого в состав совета, к решению вопросов и наличие опыта в области организации и технологии производства, а также в области управления производственной и коммерческой деятельностью, научно-техническим развитием производства, качеством продукции и управления персоналом;
  • • глубокие знания закономерностей рыночной экономики;
  • • умение формировать хозяйственные правоотношения в соответствии с законодательством и обычаями;
  • • умение работать коллективно.

Соответствие кандидатов в члены совета директоров этим требованиям должно устанавливаться на основании испытаний, предусмотренных внутренним положением о совете директоров, по тестам, разработанным компетентной организацией но заказу общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. Однако помимо правления в практике предприятий управление текущей деятельностью осуществляют штатные органы управления и линейные руководители производственных подразделений. Организация управления строится на основе внутренних документов (положений, стандартов, регламентов). В гл. 5 изложены методические основы разработки оргпроекта системы управления акционерным предприятием.

Полномочия исполнительного органа могут быть переданы но договору доверительного управления имуществом другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Организация доверительного управления регламентируется ГК РФ. В случае передачи функций исполнительного органа общества доверительному управляющему целесообразно уставом общества усилить контрольные функции совета директоров как наблюдательного совета.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте правовое положение АО. Что является главной целью общества? В каком соотношении находится главная цель с основной целью коммерческой организации — получением прибыли?
  • 2. Какова ответственность АО по своим обязательствам? Когда возникает субсидиарная ответственность?
  • 3. Опишите классификацию АО и характеристику (основные параметры) каждого класса.
  • 4. Охарактеризуйте правовое положение филиалов и представительств АО.
  • 5. В каком случае общество признается зависимым?
  • 6. Чем отличается публичное АО от непубличного?
  • 7. Изложите основные правила учреждения общества.
  • 8. Постройте алгоритм создания АО.
  • 9. Постройте алгоритм реорганизации АО.
  • 10. Постройте алгоритм ликвидации АО.
  • 11. Сформулируйте понятие уставного капитала общества.
  • 12. Какие акции считаются размещенными, а какие объявленными?
  • 13. Покажите алгоритм внесения изменений в уставный капитал и устав общества.
  • 14. Каковы права акционеров — владельцев обыкновенных акций и акционеров — владельцев привилегированных акций?
  • 15. По каким признакам осуществляется классификация акций?
  • 16. Назовите типы конвертируемых ценных бумаг общества и каковы варианты цен при их размещении?
  • 17. Каково назначение дивидендной политики?
  • 18. Охарактеризуйте дивидендную политику как решение о финансировании.
  • 19. Приведите факторы активизации дивидендной политики.
  • 20. Какими критериями определяется дивидендная политика?
  • 21. Каковы правила приобретения и выкупа обществом размещенных акций? В каких случаях акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций?
  • 22. Какая сделка считается крупной? Каков механизм одобрения крупных сделок в АО?
  • 23. Каковы правила заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность? Каковы возможные последствия для общества продажи крупных пакетов акций?
  • 24. Охарактеризуйте структуру и компетенцию органов управления АО.
  • 25. Решение каких вопросов относится к компетенции общего собрания акционеров?
  • 26. Решение каких вопросов относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества?

К вопросу о понятии «система социального управления обществом» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

УДК 316. 354:351/354

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ»

Т. В. Дыльнова

Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: BegininaIA@info.sgu.ru

в статье рассматриваются сложные и глубокие процессы функционирования системы социального управления обществом в современных условиях. Характеризуются понятия системы, ее структура, функции и виды.

Ключевые слова: социальное управлении, система социального управления, структура системы управления, функции системы управления, механизм системы социального управления.

on the Question of the Notion of the social Government system of a society Т. V. Dylnova

Любое общество основывается на совместной деятельности индивидов, которую в целях ее реализации необходимо организовывать. Организация социальных действий и управление ими составляют предмет социологии управления, которая выступает специфической отраслью социологического знания. Она изучает социальные основы, динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях существующих в обществе социальных отношений.

Несмотря на кажущуюся простоту характеристик социального управления, дать полное определение этому феномену не так легко вследствие того, что имеется несколько подходов к решению данной проблемы. В самом общем виде процесс управления определяется как непрерывное целенаправленное воздействие на личность или группу людей, причем личность или группа, находящиеся под подобным воздействием, представляют собой объект управления, а личность или группа, такое воздействие осуществляющие, — субъект управления.

Если говорить более подробно о самом социальном управлении, то под ним понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую

подсистему), в качестве которого могут выступать общество в целом и его отдельные сферы (экономика, политика, социальная и духовная сфера) или звенья (предприятия, учреждения, организации и т. д.), с тем чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Социальное управление осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.

Необходимо отметить социальную природу управления, которое основывается всегда на презумпции власти и полномочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних на других, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам. Управление как форма деятельности всегда является элитарной по своему характеру: тех, кто управляет, всегда гораздо меньше, чем тех, кем управляют. По своей структуре оно представляет собой пирамиду, составленную из горизонтальной и вертикальной уровней управления.

Управление может принимать авторитарную или демократическую форму, но оно всегда отличается определенным режимом деятельности групп, ограничением свободы действий рамками предписанных норм и правил.

Особо нужно подчеркнуть, что социальное управление пронизывает собой все процессы жизни общества, охватывает все его сферы. Вот почему различают управление экономическое, социально-политическое (управление отношениями между различными группами людей и отношениями внутри этих групп, то есть регулирование социального поведения людей) и управление духовной жизнью общества и каждого его члена.

Социальное управление имеет комплексный характер, суть которого заключается в единстве решения экономических задач, социально-политических отношений и духовной жизни общества. Не может быть экономических решений, не имеющих политического или идеологического значения, так же как и политическое управление не может не сочетать в себе экономических функций и идеологических функций. Решения в области идеологии оказывают серьезное воздействие на сферы экономики и политики. Подчеркивая данный аспект, надо обратить внимание на пер-

© Дыльнова Т. В., 2012

Т. В. Дыльнова. К вопросу о понятии «система социального управления обществом»

вичность политики в реализации управленческой идеологии.

Управление имеет сложную многоуровневую структуру: управление большой целостной системой (общество, государство, федерация и т. п.); управление большой системой (регион, отрасль производства и т. п.); управление малой системой (производственная бригада, лаборатория и т. п.). Сюда же относится и управление персоналом.

Следует также разобраться в структуре управления, под которой понимается упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Данная структура по возрастающим уровням начинается с низшего звена, затем переходит к среднему звену, а затем — к высшему: если между исполнителями и руководителем высшего звена существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной; если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной.

Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX в. новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, отдел рекламы, отдел НОТ и т. д.), называется линейноштабной структурой.

Характеризуя далее систему социального управления, отметим, что ее элементами являются механизм управления, его организационная структура, объект и субъект управления, его функции и сам процесс управления. Механизм управления — это результат целенаправленной разработки, предполагающей сбалансированное изменение форм, функций, методов, рычагов и стимулов социального управления, которое направлено на достижение его оптимальной эффективности. Для нормальной жизнедеятельности социальной системы необходимо, чтобы характер функционирования механизма управления обеспечивал слаженное взаимодействие всех его элементов в решении поставленных задач. Отсюда механизм управления как целостность представляет собой совокупность экономического, организационного и социокультурного механизмов, работающих синхронно и слаженно в едином организационном контексте.

В вопросе о функциях управления нет единства взглядов ученых, но большинство исследователей выделяют три основные: планирование, организацию, контроль. В литературе по менеджменту США рассматриваются четыре функции: выработка и принятие управленческого решения, организационная, коррегирование и корректирование, учет и контроль. Есть и другие подходы, но все они либо дробят, либо укрепляют названные функции.

Следует также остановиться на разграничении понятий «управление» и «менеджмент». Поскольку они очень близки по смыслу, иногда их вообще отождествляют. С точки зрения техниче-

ской это оправданно, ибо «менеджмент» дословно означает управление. Но как культурные явления эти понятия различаются, ибо менеджер — это наемный работник, профессионал своего дела, субъект управления, действующий в какой-то организации, он — лицо, а менеджмент — глубоко персонифицированная система. Когда менеджер теряет свое лицо, он превращается в обезличенного бюрократа.

Социальное управление представляет собой непрерывный процесс активного воздействия на объект. Это достигается с помощью системы управления, понимаемой как особый механизм реализации воздействия. Система управления должна быть достаточно динамичной и обладать способностью эффективного воздействия на изменения окружающей среды. Эффективность системы управления зависит от слаженности функционирования всех без исключения ее элементов. Если хотя бы один элемент системы управления работает неэффективно, то есть его действие совсем не оказывает влияния на функционирование целого или даже тормозит или деформирует его, это сказывается на эффективности всей системы.

Социальная система, как известно, в одно и то же время представляет собой и субъект, и объект управления. Отсюда и субъект, и объект управления следует рассматривать как управляющую и управляемую подсистемы социальной системы, взаимодействующие друг с другом. Субъект управления в качестве управляющей системы одновременно представляет собой часть объекта управления и ее границы находятся в зависимости от последнего. Другими словами, функционирование субъекта управления в его наиболее общих характеристиках определяется спецификой объекта управления.

Подчеркнем, что социальная система включает в себя более частные подсистемы, такие как техническая, технологическая, организационная, экономическая, социальная. Взаимосвязь подсистем и их слаженное функционирование образуют единый процесс социального управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные виды социального управления представлены политическим или государственноадминистративным управлением, управлением социально-культурными процессами, управлением производством. Процесс управления представляет собой исходящую от субъекта координацию и организацию объекта управления. Таким образом, социальное управление осуществляет целенаправленное воздействие на технологические, экономические и социальные процессы.

Социальная система включает в себя действия людей с материальными ресурсами, поэтому социальное управление охватывает и управление материальными ресурсами в аспекте человеческой деятельности, и управление самими людьми и их коллективными действиями. Следует подчеркнуть, что социальное управление на административно-политическом уровне представляет собой

Социология

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

власть, ибо проявляется и сосредоточивается в сфере политики. Что касается других понятий, относительно близких по смыслу к понятию «управление», — «руководство» и «менеджмент» — ими обозначается деятельность по непосредственному управлению трудовым коллективом. Поэтому менеджмент понимается как формирование и постановка задач, так и управленческое обеспечение их выполнения, он выступает как единый процесс, сливающий воедино планирование, организацию, мотивацию и контроль, подчиненные достижению цели, стоящей перед социальной системой.

Особо важными аспектами социального управления как системы является прогнозиро-

вание и перспективное планирование будущих социальных и организационных изменений. Прогнозирование тесно связано с процессом принятия любых значимых стратегических решений. Для того чтобы эффективно управлять обществом, нужно иметь достаточно адекватное представление о действующих в нем тенденциях и факторах, правильно оценивать возможную динамику их развития. Проблемы разработки и внедрения в управленческую практику перспективных стратегий социального развития также входят в предметную область социологии управления и составляют один из наиболее важных ее разделов.

УДК (470+571)

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА

Е. Е. Бородавкина

Саратовский государственный университет E-mail: evgeniya_borodavkina@mail.ru

в статье рассматривается социальный механизм управления и регулирования российской модели рынка труда, представляющего собой определенный способ координации социальных действий в процессе достижения поставленных целей. обращается внимание на то, что современная ситуация в сфере занятости населения требует существенных корректив и проведения необходимых мер по реализации законов и постановлений на федеральном уровне, определяющем основные процессы формирования и функционирования рынков труда.

Ключевые слова: социальный механизм, рынок труда, социальная политика, управление, регулирование, гибкость труда, социальная защита.

social Mechanism of Management and Regulation of Russian Labour Market Model E. E. Borodavkina

Key words: social mechanism, labour market, social policy, management, regulation, labour flexibility, social protection.

В сложных общественных системах существует множество механизмов, регулирующих их деятельность, одним из которых является социальный механизм. Кроме того, работающий механизм означает определенный способ коор-

динации социальных действий в процессе достижения поставленных целей, он же определяет границы возможностей данного общественного института, то есть сферу достижимых целей в условиях конкретной социальной организации местных сообществ и перспективы расширения этой сферы. Понятие «социальный механизм» довольно широко применяется при исследовании разных социальных процессов и является надежным инструментом осмысления всевозможных общественных явлений. Имеются работы о социальных механизмах формирования личности, согласования интересов личности и общества, механизме реализации права, социальном законодательной власти, есть попытки рассмотрения формирования и реализации государственного управления и определения форм участия в нем трудящихся1.

Для сферы занятости на современном этапе в России характерно наличие таких неотъемлемых явлений, как трансформация и интенсификация процессов, среди которых особое внимание обращают на себя рост безработицы, высвобождение рабочей силы, усиление мобильности, отмирание старых и появление новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы. В связи с этим возникает необходимость оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости. Следует также отметить, что рынок труда в России не имеет еще законченного правового оформления. Он представляет собой быстроразвивающуюся систему. Тем не менее

> Управление в обществе. Управляющая и управляемая подсистемы

Управление в обществе

Управление (в социальной сфере) кем-либо представляет собой осознанное, закономерное и целенаправленное воздействие одних субъектов на других субъектов с целью получения желаемого результата.

Подробнее о системе управления

Система – определенная совокупность элементов, объединенных устойчивыми причинно-следственными связями, оказывающих взаимное влияние друг на друга в процессе фунционирования.

Элемент — структурообразующая часть системы. Элементу присуще одно или несколько свойств, которые определяют его место во внутренней орга­низации системы. Свое назначение элемент может выполнять только при условии, если будет взаимодействовать с другими элементами сис­темы.

Система управления – это механизм для реализации постоянного воздействия вышестоящих элементов на нижестоящие для достижения целей управления.

Ограничения системы управления:

  • указания (распоряжения) вышестоящего органа (органа управления);
  • предельные возможности объекта управления;
  • возможности органа управления.

Информация, содержащаяся в управляющем воздействии, должна:

  1. быть необходимой и достаточной для своевременного изменения состояния объекта управления;
  2. учитывать исходное состояние объекта управления и его возможности (пространственно-временные характеристики) по достижению заданного состояния;
  3. учитывать влияние внешней среды;
  4. обладать заданным уровнем формализации;
  5. обладать способностью передачи по техническим средствам связи и своевременностью восприятия.

Общие требования к управлению:

  1. устойчивость;
  2. непрерывность;
  3. оперативность;
  4. эффективность;
  5. гибкость;
  6. скрытность (факультативно).

Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из следующих компонентов:

  • субъекты управления;
  • объекты управления;
  • процесс управления;
  • механизмы системы управления.

Субъект управления – элемент системы управления, предназначенный для выработки и реализации управляющих воздействий, направленных на изменение или сохранение состояния объекта управления в целях функционирования системы.

К субъектам управления относятся население, органы власти (фе­деральные, региональные, местные), органы местного самоуправле­ния в муниципальных образованиях, гражданские институты общест­ва и институт менеджмента.

К объектам управления относятся социальные процессы, соци­альная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.

Управляющая и управляемая подсистемы

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсис­тем:

  • управляемой;
  • управляющей.

К управляемой подсистеме относят­ся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг.

К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс управле­ния, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы лю­дей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляю­щей системы является организационная структура управления.

В социальной системе и в ее крупных частях (управ­ляемой и управляющей подсистемах) явно просматриваются однород­ные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня:

  • техническую;
  • технологическую;
  • организационную;
  • экономиче­скую;
  • социальную.

Техническая система представляет собой со­четание отдельных технических средств из множества отдельных ви­дов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе матери­ального производства способны производить продукцию заданного качества и в определенном количестве.

Технологическая система основана на делении ма­териального или духовного производства на стадии и процессы. Эле­ментами технологической системы являются предметы труда, отдель­ные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в про­цессе материального или духовного производств и управления ими.

Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет ра­ционально использовать технические средства, предметы труда, ин­формацию, площади и трудовые ресурсы.

Экономическая система представляет собой единство хозяйствен­ных и финансовых процессов и связей.

Социальная система является совокупностью социальных отно­шений, образуемых в результате совместной деятельности людей и со­циальных групп. Именно социальная система совместно с экономиче­ской определяет цели материального и духовного производства, об­щественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны. При этом техническая, технологиче­ская и организационная системы в совокупности обеспечивают и ха­рактеризуют организационно-техническую сторону управления, а эко­номическая и социальная — социально-экономическую.

Каждое звено, характеризующее уровень управле­ния социальными системами, состоит из управляемой и управляющей подсистем, находящихся во взаимной связи и зависимости. Например, предприятия являются первичными звеньями в иерархии управления отраслями и регионами народного хозяйства. Они составляют часть структуры экономики и в то же время представляют собой основные звенья народного хозяйства, определяющие экономическую структу­ру современного общества.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществля­ется с помощью информации (в прямой и обратной связях), которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляю­щей системы в управляемую для исполнения.

Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в про­цессе управления она испытывает внутренние и внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

Введение
Информатика в последнее время стала занимать практически лидирующие позиции в процессах управления. На сегодняшний день в каждой крупной компании, каждой мелкой компании, каждом офисе и чуть ли не в каждом доме имеется персональный компьютер (ПК). Многие используют ПК для игры (как правило, подростки), но большинство людей приобретают ПК для работы. ПК значительно облегчают людям работу, к примеру, если раньше бухгалтеру приходилось вручную рассчитывать и заполнять кипу разных бумаг, то теперь все это делает компьютер и выдает конечный, уже посчитанный и сформированный надлежащим образом документ, его остается лишь только распечатать. ПК также облегчает обучение студентам. Теперь не обязательно сидеть часами в библиотеке и перебирать множество книг, достаточно просто выйти в Интернет.
Информатика пронизывает нашу жизнь как своеобразная паутина и, несомненно, делает ее только лучше.
В практической части курсовой работы рассматривается экономическая задача по предприятию ООО «Красный Октябрь», которое осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования.
Данную задачу будем решать с использованием MS Excel и подробно опишем ход работы.
Практическая часть курсовой работы выполнялась на ПК, имеющего следующие характеристики: процессор Intel Celeron 2.42 ГГц, 256 МБ ОЗУ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Введение
В связи с высокой значимостью информатики в рамках систем организационного управления различными сферами деятельности необходимо разграничивать области интересов информатики и кибернетики.
Энциклопедический словарь определяет кибернетику как науку об общих законах получения, хранения, передачи и обработки информации. Кибернетика рассматривает объекты исследования абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примерами кибернетических систем являются автоматические регуляторы в технике, компьютеры, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество и др. Каждая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Теоретическое ядро кибернетики составляют самостоятельные научные направления: теория алгоритмов, исследование операций, теория оптимального управления и др. Кибернетика разрабатывает общие принципы построения систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Сущность кибернетики в полной мере определяется прямым переводом изначального термина с греческого – искусство управления. Таким образом, применительно к задачам управления кибернетика определяет, каким образом управлять объектом (т.е. дает алгоритм управления), а информатика указывает, какие средства необходимы для реализации этого управления.

В теоретической части данной курсовой работы рассматриваются следующие вопросы:
• Место информатики в процессах управления. Здесь акцентируется внимание на то, что такое информатика и кибернетика и как они влияют на задачи управления, дается представление о системе и ее характеристиках.
• Классификация систем рассказывает, по каким признакам они классифицируются, Дает характеристику некоторым системам.
• Подробная характеристика некоторых систем.
1.2.Место информатики в процессах управления
Характеризуя большие системы, специалисты акцентируют внимание на их сложной организационной структуре, порождающей многие проблемы при управлении ими. Сеть Интернет является одним из примеров больших систем, характерных для современного этапа развития человечества. Следует отметить, что, несмотря на высокую сложность сети, обусловленную огромным количеством входящего в ее состав разнотипного оборудования и программного обеспечения, в целом, как единая система, она функционирует с высоким уровнем надежности, позволяющим практически полностью исключить отказы в обслуживании пользователей.
Система представляет собой единое целое, составленное из взаимосвязанных частей. Более строго систему можно определить как организационное множество, образующее целостное единство, ориентированное на достижение определенной цели. Системами являются технические устройства, состоящие из совокупности взаимосвязанных узлов и деталей; живые организмы, состоящие из клеток; государство и др.
Системы имеют ряд общих свойств и понятий. Организация системы – описание внутренней упорядоченности и согласованности взаимодействия элементов системы. Структура системы – совокупность внутренних устройств и связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства (здесь выделяются иерархические соподчиненные уровни и связи между ними). Целостность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов.
1.3.Классификация систем
Системы классифицируются по ряду признаков:
 По способу реализации: абстрактные, являются продуктом человеческого мышления (знания, гипотезы и др.) и материальные, представляющие собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем выделяют неорганические (технические), органические (биологические) и смешанные (человеко-машинные) системы. Среди материальных систем выделяются социальные системы с общественными отношениями между людьми; в их состав входят и социально-экономические системы, в которых связи между элементами представлены отношениями людей, в частности, в процессе производства.
 По временной зависимости: статические системы, состояние которых с течением времени практически мало изменяются, и динамические системы, в которых происходит заметное и частое изменение состояния в процессе функционирования. Динамические системы подразделяют на детерминированные и вероятностные (стохастические). В детерминированной системе состояние элементов определяется их состоянием в предыдущие моменты времени (т.е. поведение детерминированной системы можно полностью предсказать). Если состояние системы можно предсказать только в вероятностном смысле (с использованием доверительных интервалов, уровней значимости и т.п.), то такие системы называют вероятностными.
 По характеру взаимодействия с внешней средой: закрытые системы, не взаимодействующие с внешней средой (все процессы, за исключением энергетических, протекают внутри системы) и открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой, адаптируясь к ее изменениям.
 По сложности: простые — системы, не имеющие развитой структуры, и сложные — системы с развитой структурой, состоящие из элементов — подсистем, являющихся простыми системами; большие системы, образуемые сложными системами, и имеющие ряд характерных особенностей.
Следует иметь в виду, что в различных источниках по-разному трактуют понятия сложных систем и больших систем, а в ряде случаев их представляют синонимами. В данном контексте под большой системой понимается система высокого уровня сложности, предполагающая участие в обеспечении ее функционирования людей, и характеризующаяся следующими особенностями:
 Уникальностью по составу подсистем и видам взаимодействия между ними, что практически исключает наличие полных аналогов ее поведения;
 Невозможностью точного предсказания поведения системы на последующих интервалах времени;
 Разнотипностью данных, характеризующих внешнею среду и состояние сомой системы;
 Динамичностью;
 Негэнтропийностью или (и) целенаправленностью: система способна в определенных пределах управлять своей энтропией (уменьшать ее, сохранять и влиять на ее увеличение) при случайных и неблагоприятных воздействиях со стороны внешней среды, преследуя достижение цели;
 Трудностью формализации подсистем и систем в целом, отсутствие возможности получения точных моделей;
 Многокритериальностью, предполагающей использования множества внутренних критериев качества поведения системы (например, отдельные критерии для подсистем), и сложностью формализации общего критерия функционирование системы;
 Способностью к самоорганизации и саморазвитию.
1.4.Характеристика некоторых систем управления
Системы организационного управления, в основе функционирования которых лежат задачи управления отношениями между людьми в процессе их производственно-хозяйственной деятельности, также относятся к большим системам. Для систем организационно-экономического управления характерно использование в качестве цели (критерия) управление обеспечения максимальной экономической эффективности в конкретной сфере деятельности. Элементы систем организационно-экономического управления в той или иной степени присуще всем без исключения системам организационного управления, по крайне мере, в плане минимизации затрат.
Типичным и естественным явлением для систем организационно-экономического управления (как разновидности больших систем) является несовпадение (во многих случаях и противоречивость) локальных критериев, присущих отдельным подразделениям организаций. Так, для производственного отдела организации предпочтительно иметь большие запасы комплектующих, что во многом гарантирует стабильное выполнение производственной программы выпуска изделий. Для финансового отдела организации запасы комплектующих являются одним из факторов, снижающим экономическую эффективность деятельности организации в связи с уменьшением степени оборачиваемости капитала. Естественно, что в рамках любой системы отдельные локальные критерии должны быть подчинены задаче оптимизации глобального критерия, характеризующего деятельность организации в целом. В общем случае глобальный критерий может быть сформирован как функция, аргументами которого являются локальные критерии; при этом искусство управления определяется способностью нахождения для конкретных условий этой функции с реализацией комплекса мероприятий для оптимизации ее значения. Поэтому, при проектировании больших систем практически всегда ориентируются на нисходящий принцип их создания, предполагающий разукрупнение и детализацию функций управления при переходе от верхних уровней иерархии системы к нижним (т.е. переход от глобальных критериев в подсиненным локальным критериям).
В системах организационно-экономического управления функции управления принято классифицировать следующим образом:
• По стадиям (этапам). Различают оперативное управление, анализ производственно-хозяйственной деятельности, прогнозирование на различные периоды времени и др.;
• По видам производственно-хозяйственной деятельности. Как правило, структуру управления определяют соответственно спецификой конкретной деятельности, например, основное и вспомогательное производство, материально-техническое снабжение, сбыт, финансирование и др.;
• По иерархии управления, например, министерство – организация – отдел.
Изучение, анализ и синтез больших систем осуществляется на основе системного подхода, предполагающего тщательный учет свойств систем.
Функционирование систем организационно-экономического управления предполагает формирование управляющих воздействий в их различных звеньях (подсистемах). Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их структур, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
На практике широко распространено определение управления как целенаправленного воздействия органов управления на объект управления.
В целом, любая система управления может быть представлена в виде совокупности двух взаимосвязанных подсистем (рис.1). В процессе управления ОУ поступает в управляющий орган ОУ, на входе которого присутствует информация Iвх, определяющая требуемое в соответствии критериям качества функционирования системы положение (состояние) объекта управления. На основе информации о требуемом и реальном состоянии объекта управляющий орган формирует (в соответствии с используемым критерием качества) управляющую информацию Iу и направляет ее на исполнительный орган ИО, который выбирает управляющее воздействие U на объект управления. Линия передачи информации Ioc отображает обратную связь, обеспечивающую передачу информации с выхода системы (объекта управления) на ее вход (на управляющий орган). Понятие обратной связи является одним из фундаментальных понятий в теории управления. Различают отрицательную обратную связь и положительную обратную связь.
Характерной особенностью отрицательной обратной связи является ее направленность на стабилизацию состояния объекта управления при влиянии на него различных возмущений. Воздействуя на объект управления, возмущения V изменяют его состояние (т.е. возникают отклонения от требуемого в соответствии Ibx состояния). Благодаря наличию отрицательной обратной связи, управляющий орган определяет разницу между требуемым и реальным состояниями объекта (т.е. находит разницу между Ibx и Ioc) и на ее основе формирует управляющую информацию, на основе которой вырабатывается управляющее воздействие U, заставляющее объект управления перейти на требуемое состояние (на практике может быть достигнуто лишь приближение к требуемому состоянию с определенной погрешностью). Таким образом, отрицательная обратная связь позволяет скомпенсировать влияние внешних воздействий на объект управления, например, избыток производства определенного товара при поступлении информации о снижении его реализации приводит к уменьшению его дальнейшего производства.
Положительная обратная связь, напротив, усиливает развитие проявившейся тенденции в изменении состояния объекта управления (в ряде случаев это может привести к выходу из строя объекта). Так, положительная обратная связь лежит в основе цепной ядерной реакции, порождающей взрыв.
Следует отметить, что обратная связь во множестве проявлений присутствует практически во всех сложных системах, в том числе во всех живых организмах. При этом отрицательная обратная связь позволяет большим системам (живым организмам) сохранять свою целостность и уникальность в условиях различного рода случайных воздействий со стороны внешней среды, а положительная обратная связь позволяет приобретать новые устойчивые свойства, адаптируясь к изменившимся (на длительные временные периоды) условиям окружающей среды. Таким образом, оба вида противоположных по характеру действия обратных связей образуют диалектическое единство, обуславливающее самоорганизацию в само развитие больших систем.
В системах управления обратная связь является информационной, характеризующей с помощью совокупности измеряемых параметров текущее состояние объекта управления.
 Любое управление предполагает достижение определенной цели. Математическую запись критерия, в соответствии с которым осуществляется управлении объекта, называют целевой функцией. Если управление позволяет достичь экстремального значения целевой функции (минимального или максимального значения в зависимости от используемого критерия), то такое управление называют оптимальным управлением. .
В целом под управляющей под системой принято понимать комплекс средств и методов, обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения, защиты и передачи информации, формирование управляющих воздействий в соответствии с целевой функцией. В качестве источников информации, используемых при поиске возможных вариантов управленческих решений и выборе наиболее рационального (в идеале оптимального) из них в рамках систем управления в сфере экономике, рассматривают:
• Целевую функцию, значение которой в каждый момент времени характеризует качество управления;
• Информацию о текущем состоянии объекта управления;
• Накопленные формализованные (модели, методы, алгоритмы) и неформализованные (опыт, интуиция) знания;
• Информацию о состоянии внешней среды.
В конечном счете, сформированное управленческое решение превращается в последовательность управляющих воздействий, побуждающих (вынуждающих) объект управления перейти в требуемое состояние.
В области управления широко используют понятие системы автоматического управления (САУ) и автоматизированной информационной системы (АСУ). Автоматическое управление, как правило, реализуется в относительно простых системах, в которых объекты управления достаточно хорошо изучены и для них разработаны соответствующие алгоритмы управления; при этом для компенсации влияния возмущения на объект используется отрицательная обратная связь, позволяющая сформировать управляющее воздействие для возврата объекта в заданное состояние при воздействии возмущений. САУ способны работать автономно без непосредственного участия человека (персонал осуществляет наблюдение за исправностью входящих в состав системы элементов). На практике управляющий орган реализуется, как правило, с помощью компьютеров (в технических системах широко используют специализированные вычислительные устройства) и установленного на них программного обеспечения.
Для больших систем в связи с их сложностью и, зачастую, изменяющимся характером связей не удается в полной мере использовать системы автоматического управления. Поэтому, в больших системах необходимо участие специалистов и руководителей различного ранга, способных принимать решения на основе формирования управляющей информации. Такие системы принято называть автоматизированными системами управления. Для обозначения подобных систем в области организационно-экономического управления часто используют понятие экономические информационные системы (ЭИС). В названии ЭИС основное внимание акцентируется на определяющей роли информации. Современные экономические системы, являющиеся объектами исследования макроэкономики, представляют собой многосвязные динамические системы. Для управления ими (или хотя бы для оказания воздействия на них с целью воздействия процессов в желаемом направлении) необходима обработка огромных объемов информации, что предполагает решение комплекса вопросов по ее сбору, передаче, обработке, хранению и защите. Для больших систем, характеризующихся территориальной разбросанностью образующих ее подсистем, задача управления значительно усложняется. Это обстоятельство предопределяет иерархическую организацию систем управления, с распределением круга, решаемым на каждом уровне задач.
1.5.Заключение
В данной курсовой работе мы подробно изучили то, что такое система, ее основные элементы, по каким критериям классифицируется, и какое место она занимает в процессах управления. Рассмотрели, какие бывают системы и как они влияют на людей и общество в целом.
Согласно представленным выше сведениям, и внимательно изучив весь материал, можно сделать вывод, что система и информатика в целом занимает лидирующее положение в системе управления и жизни людей. Она проникает во все слои жизни человеческого общества, и значительно облегчает его существование. Большие системы, несмотря на всю сложность в управлении, глубоко вошли в обыденность жизни людей. Например, уже никто не представляет себе жизнь без глобальной сети Интернет. Однако система – это не только программные средства для ПК, это и само общество, и управлять ею чрезвычайно сложно. Но, условно разбив эту систему на подсистемы (звенья) управление ею значительно облегчается. Таким образом, мы видим, что даже самыми сложными системами управлять возможно, а жить без системы человеческое общество не сможет. По мере развития общества системы будут все более усложняться и усовершенствоваться, и это есть закономерность, ведь без новых технологий, всевозможных нововведений трудно представить человеческое общество на данном этапе развития.
2.Практическая часть
2.1.Общая характеристика задачи
Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для анализа качества выпускаемой продукции ежемесячно производится учет бракованной продукции. Данные учета бракованных деталей приведены на рис.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий, подвести итоги за месяц.
3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпуске бракованных изделий за квартал (рис. 3), и в графическом виде.
4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету некачественной продукции (рис. 3).
Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.
Рис. 2. Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам.
Рис. 3.Сводные данные о выпуске бракованной продукции за квартал.
2.2. Описание алгоритма решения задачи
Курсовая работа была выполнена в среде табличного процессора Excel. После запуска табличного процессора Excel была создана книга с именем «Красный Октябрь».
Лист 1 был переименован в лист с названием «Январь». Для переименования листа необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши внизу слева по панели инструментов, где находится Лист 1. Из появившегося выпадающего списка выбрать команду «Переименовать», далее набрать текст.
На рабочем листе «Январь» была создана таблица «Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.», после чего она была заполнена исходными данными. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.» на рабочем листе Excel приведено на рисунке 4.
Рис. 4. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.» на рабочем листе Excel
Лист 2 был переименован в лист с названием «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.». Для переименования листа необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши внизу слева по панели инструментов, где находится Лист 2. Из появившегося выпадающего списка выбрать команду «Переименовать», далее набрать текст.
На рабочем листе «Февраль» была создана таблица «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.», после чего она была заполнена исходными данными. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.» на рабочем листе Excel приведено на рисунке 5.
Рис. 5. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.» на рабочем листе Excel
Лист 3 был переименован в лист с названием «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.». Для переименования листа необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши внизу слева по панели инструментов, где находится Лист 3. Из появившегося выпадающего списка выбрать команду «Переименовать», далее набрать текст.
На рабочем листе «Март» была создана таблица «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.», после чего она была заполнена исходными данными. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.» на рабочем листе Excel приведено на рисунке 6.
Рис.6. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.» на рабочем листе Excel
Далее в курсовой работе была разработана структура таблицы «Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам». Структура таблицы «Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам» приведена на рисунке 7.
Рис. 7. Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам
Лист 4 был переименован в лист «Сводные данные». На листе была построена исходная таблица «Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам».
Для организации межтабличных связей в целях автоматического заполнения графы » % брака» листа с названием «Январь» используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей. Далее выделяем весь столбец, кроме последней ячейки, так автоматически подсчитается % брака в выделенных ячейках. В графе «Количество выпущенных деталей» в последней ячейке для подсчета «Итого» используем значок «Автосумма», изображенный на верхней панели, для вычисления итоговой суммы. В графе «Количество бракованных деталей» в последней ячейке для подсчета «Итого» вновь используем значок «Автосумма». В графе «% брака» в последней ячейке для подсчета «Итого» используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей, для этого используем итоговые значения из граф «Количество выпущенных деталей» и «Количество бракованных деталей». Данные вычисления применяем для листа с названием «Февраль» и «Март». Для подведения итогов в меню «Данные» выберем пункт меню «Консолидация». В появившемся окне в ссылке указываем необходимый диапазон, для этого перейдем на лист с названием «Январь» и выделим ячейки В3-С6.Далее перейдем на лист с названием «Февраль» и выделим те же самые ячейки. Аналогично берем данные с листа «Март». Затем нажмем левой кнопкой мыши по значку «Добавить» и «ОК». В последней графе для подсчета % брака используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей. Выделяем весь столбец, кроме последней ячейки, так автоматически подсчитается % брака в выделенных ячейках. Для подсчета «Итого» в графе «Количество выпущенных деталей» используем значок «Автосумма», изображенный на верхней панели для вычисления итоговой суммы. Для подсчета «Итого» в графе «Количество бракованных деталей» также используем значок «Автосумма». В графе «% брака» для подсчета «Итого» используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей, для этого используем итоговые значения из граф «Количество выпущенных деталей» и «Количество бракованных деталей».
Полученная сводная таблица приведена на рис. 8.
Список использованной литературы
1. Евсюков В.В. Экономическая информатика: Учеб. пособ. – Тула: Гриф и К, 2003. – 371с.
2. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592с.
3. Дайитбегов Д.М. Информатика: Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса (первое высшее образование). – М.: Вузовский учебник, 2006. – 60с.
Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Реши кроссворд. 1. механизм управления обществом в какой-либо стране

Помогите!куда исчез пролетариат на сегодняшний день?​ Куда исчез пролетариат на сегодняшний день​ Создать портрет политического лидера: Пуго Борис Карлович 1) Путь формирования личности(основные черты характера), представление о морали, направленно сть деятельности. 2)Интересы какого слоя он выражал, наличие единомышленников 3)Раскрыть противоречие личности в деятельности между целями и средствами достижения 4)Определить каких результатов достиг политический лидер 5)Раскрыть причину успеха или не успеха полит. деятельности. . Гидросфераның құрамдас бөліктерін атаңдар.​ 1) Суть неоконсервативного поворота? 2) Суть экономической политики третьего пути? *желательно краткие ответы* Надо написать Эссе, на тему:Пётр 1 оказался не только талантливым дипломатом, но и высокоодарённым полководцем и военным организатором, в той тяжёлой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать своё будущее. ( Торле ) Помогите пожалуйста, заранее спасибо. №1 На каких принципах основываются народы в их борьбе за национальное самоутверждение? №2 Почему национализм стал одной из форм, в которой проявляют с ебя современные нации? №3 Почему одновременно с развитием народов актуализируют и национальные проблемы? Как была создана ВЧК? Кто такой Ф. Э. Держинский и почему именно ему Ленин поручил возглавить ВЧК? После смерти Петра I на российский престол претендовали несколько человек. Объясните, как решался вопрос о наследовании царского престола после смерт и Петра I. Назовите основных претендентов на трон. Кто и благодаря чему одержал верх в этой борьбе? Роль Г.Г. Ягода и Н.И. Ежов в политическом развитии СССР. Лучше кратко, но релевантно и понятно.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ 1- Отвлечение внимания Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»). 2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы. Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб. 3- Способ постепенного применения Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века. Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции. 4- Отсрочка исполнения Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время. 5- Обращаться к народу как к малым детям В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет. 6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения… 7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы. 8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным… 9- Усиливать чувство собственной вины Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может! 10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.