Соотношение бытия и сознания

36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

Важно понять, что отличие между материальным и духовным, объективным и субъективным составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса или размышления независимо от того, отдает ли себе в этом отчет тот, кто философствует.

При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;

— людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

— интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;

— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

— познавательная (отражает действительность);

— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);

— целеполагающая (ставит перед собой цели);

— управленческая (управляет своим поведением).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

доклад философия сознание и бытие

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность,

существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.

Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре

философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает

определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним

свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм

жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы

деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие,

сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в

действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является

противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них

толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Основные философские подходы к пониманию бытия

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия.

Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе»

(натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как

нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

Парменида. Сущность его философской позиции заключается в проведении

принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и

между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым.

Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания.

Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое

мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом

вещественных стихий

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно

есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем

категориям, но не является родовым понятием.

Интерпретация бытия в рационалистической и иррационалистической философских

традициях

Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и

природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию,

исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – как причину

самой себя.

Но в метафизике Декарта берет начало иной способ истолкования бытия, при

котором бытие определяется на пути рефлективного анализа сознания, то есть

анализа самосознания, или же на пути осмысления бытия сквозь призму

человеческого существования, бытия культуры, социального бытия.

В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и

весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного

к конкретному. Абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в

своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает

отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность

бытия составляет идеальное.

У немецкого философа Ф. Ницше понятие бытия толкуется как обобщение

понятия жизни. Он стремится преодолеть рациональность философского метода.

Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а предстают как многозначные

символы.

Понятие сознания

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа

Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии.

Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального

существа.

Сознание предполагает

осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих

ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и

чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при

последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе

психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание

есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических

условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении

(с помощью языка) с другими людьми.

Сознание как философская проблема

Античная философия

открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении.

Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек

должен погрузиться внутрь себя.

В его

содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец,

слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание

— это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и

свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно

назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем

природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового

духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти

сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через

природную эволюцию.

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках

сознания.

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания

выделяет следующие факторы:

1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные

явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных

образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной

ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею.

2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и

эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы

познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на

мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и

переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен

переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на

клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций

сознания.

5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое

информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание

человека.

Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе

идеи (как у объективных идеалистов ), и не сам по себе мозг (как у вульгарных

материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая

человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата –

головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Объективное и субъективное в сознании.

Идеальность сознания

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том,

что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем

предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями —

прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении материи и

сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть ни

что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и преобразованное в

ей.

Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее

— материя или сознание. Материя — объективная, а сознание —

субъективная реальность.

Сознание и объективный мир — противоположности, образующие единство. Основой

его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и

порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное

отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его

компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в

нем. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств,

своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как

особой и единой личности.

Бессознательное и его место в духовной жизни человека

Бессознательное в широком смысле – совокупность психических процессов,

операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде

психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система

процессов, качественно отличных от явлений сознания.

Понятие общественного сознания, его структура

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий,

взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых

отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных

отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с

возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как

продукт социальных отношений.

Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться,

потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и

активно-творческой.

Общественная психология и идеология, массовое сознание

Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, его

неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые,

зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.

Политическое сознание. Политическое сознание формируется с появлением

классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с

возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения

классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а

также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей

являются экономические отношения общества.

Правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с

политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и

политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает

значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны

социальной жизни.

Нравственное сознание содержит в себе исторически изменяющиеся

нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В

основе нравственного сознания находится категория нравственности.

Нравственность — это понятие, которое является синонимом морали. Мораль

возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе,

и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в

быту, в труде, в личных отношениях. Мораль поддерживала общественные устои

жизни, формы общения.

Эстетическое сознание Эстетическое сознание в системе форм общественного

сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры,

оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру

эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды,

идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория

Религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание является одной

из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность

его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось

ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий,

вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания,

морали, религия значительно уступает свои позиции.

Естественно-научное сознание. В эпоху НТР оно активно вторгается во все

сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой. При

всей сложности содержания науки следует помнить, что наука — явление духовного

характера. Наука — это система знаний о природе, обществе, о человеке.

Экономическое сознание Экономическое сознание появилось как ответ на

социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как

экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства,

Экологическое сознание.

Заключение

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

бытия и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире.

Это придает решению вопроса

о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный смысл и

значение.

2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека — объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объек­та природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое су­ществует вне индивидов, — внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, — не материальные предметы. Они — идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения — думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация — это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра­ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной цело­стности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый уровень — это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе­нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще­ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо­знательного — это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про­исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту­иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы­тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз­вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это — ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело­век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно­го — это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред­метах и ведут самостоятельное существование (объективирован­ное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он снача­ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры — это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов­ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож­ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя­ют внутренний мир человека, во втором случае — о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием — свойством чело­веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра­зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо­дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык — один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективирован­ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу информацию, последующие поколения получают знания от предыду­щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже­ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос­питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, — это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное — это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. Однако человек — существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание — это сложное явление. Оно подразде­ляется на общественную идеологию, которая отражает обществен­ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду­шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз­ное, философское и др.

Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло­жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего созна­ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего суще­ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле­ментарное осознание своего тела и включенности его в мир окру­жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са­мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль­туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само­сознания — это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна­ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен­кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня­тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж­ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви­дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положе­нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре­зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По­добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело­век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея — тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взглядов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное сознание?

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы — суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими… Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.

2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознанияОценка

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» тема: Основные категории бытия методическая разработка на тему

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ БЫТИЯ»

  1. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Цели занятия:

Образовательная цель: формировать знания о бытие, об основных категориях бытия, раскрыть представления о материи, движении, пространства и времени в философии.

Развивающая цель: продолжить развивать у обучающихся мыслительные операции: логическое мышление, умение выделять главное в изученном материале, обобщить изученный материал и делать выводы.

Воспитательная цель: формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир, воспитать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.

Формируемы компетенции: ОК:1-9.

Требования к результатам освоения занятия:

Обучающийся должен уметь:

— Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Обучающийся должен знать:

— Основные категории и понятия философии.

— Основы философского учения о бытии.

— Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Наглядные пособия: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал.

Вид занятия: Лекция с элементами беседы

Тип занятия: Изложение нового материала-комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный с компьютерным сопровождением.

Продолжительность занятия: 90 минут

  1. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы деятельности

Время, минуты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обеспечение

Организационный момент

— Приветствие обучающихся.

— Проверка готовности к работе.

-Обеспечение эмоционального рабочего настроя обучающихся.

Приветствуют преподавателя

Слайд №1

(Тема занятия)

Актуализация

— Постановка целей перед обучающимися.

— Подчеркивает актуальность изучаемой темы.

-Знакомство с планом занятия

Слушают преподавателя, записывают тему и план занятия

Слайд № 1.

Проверка знаний по ранее изученному материалу

Письменный опрос.

Раздает карточки с вопросами.

Письменно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Карточки с вопросами

Мотивация целеполагания

Фронтальный опрос с целью проверки знаний по предлагаемой теме:

  1. Как вы думает, что такое бытие?
  2. Какой раздел философии изучает бытие?
  3. Как по вашему мнению что означает небытие?

Устно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Слайд № 2-8

Усвоение новых знаний

Объясняет новый материал по плану

Слушают лекционный материал. Отвечают на поставленные вопрос, ведут запись лекции.

Слайд №9-15

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы, контроль усвоения полученных знаний

Отвечают на поставленные вопросы

Распечатанный текст

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

Слайд №16

Подведение итогов

Выставление оценок в журнал, благодарит за работу на занятиях

Слушают преподавателя

Слайд№17

Изложение нового материала

  1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.

Понятие «бытие» является центральной категорией в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией – как учением о бытии, пытаясь понять сущность бытия.

философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

материальное бытие (объективная реальность) — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие (субъективная реальность) — существование идеального, как самостоятельной реальности в виде духовного бытия, мир психических состояний, мир сознания.

человеческое бытие — существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Таким образом, предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

  1. Понятие материи. Современная наука о строении материи.

На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание понятия «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.

Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Материя — это единственно существующая субстанция. Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Элементами структуры материи являются:

-неживая природа;

-живая природа;

-социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

— субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы-страты) — этносы: нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.

Вопрос группе: Что по вашему мнению является способом существования материи?

Ответ: Способом существования материи, является движение.

Движение — свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. (Движение-всякое изменение вообще).

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам; Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе — пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей — электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе — обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи — многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Вопрос группе: Как вы думаете, что является противоположностью движения?

Ответ: Покой.

Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен.

Следовательно, любые материальные объекты могут находиться как в состоянии движения, так и в состоянии покоя.

3. Пространство и время.

Важнейшими формами бытия являются пространство и время, Пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциональной концепцией. Её сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую точку зрения именуют реляционной (от лат. relatio — отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

Пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи; перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных коренных форм существования материи.

К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность.

Время обычно характеризуется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.

К специфическим свойствам пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, в живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство – время и другие виды времени и пространств.

Пространство так же многообразно как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство.

Биологическое пространство строго соблюдается в растительном и животном мире: дубы растут на определенном расстоянии друг от друга, скученность животных на узком пространстве приводит к истребительной войне между ними, пока не останется ровно столько, сколько нужно для нормальной жизни.

Психологическое пространство – очень важная категория человеческого общежития. Человеку остро необходимо определенное количество свободного пространства вокруг него, иначе он чувствует дискомфорт. Некоторым людям очень плохо в толпе. Проблема психологической совместимости у членов экипажей самолетов, подводных лодок, космических кораблей — это еще и проблема психологического пространства.

Физическое пространство также поражает нас своей значительностью и неоднозначностью: оно трехмерно и изотропно, то есть не имеет предпочтительного направления (в космосе нет ни верха, ни низа, ни запада, ни востока). Но физическое пространство еще и искривляется под влиянием тяготения. Пространство нашего мира имеет положительную кривизну: почти все космические тела — шары, и сама Вселенная, видимо, шар.

Получается, что пространство — это способ выражения человеческой души, выражение того, как она воспринимает и переживает окружающий ее мир.

Время — важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время.

В каждом живом организме есть биологические часы – растения закрываются вечером и открываются по утрам не по солнцу, а по своим часам. Они даже в полной темноте будут делать тоже самое. Человек, перелетев из Европы в Америку, будет долгое время ложится спать в три часа дня и вставать в четыре утра.

У каждого существа разное время и разный ритм жизни — однодневный мотылек проживает свою жизнь так же интенсивно, как черепаха свою за триста лет.

День на Юпитере почти равен земному году, и можно предположить, что мы здесь прожили бы месяц в трудах и удовольствиях, а юпитерианец бы только ложку ко рту поднес.

Существуют так называемые биоритмы организма, у каждого человека они индивидуальны, в каждое время года идут со своей скоростью. Появилась целая армия «специалистов», которые составляют биокалендари:

Когда вам нужно усилить активность, когда лучше посидеть дома и т.д.

Психологическое время – это время наших внутренних переживаний. Всем известно, что когда человек чего-то долго ожидает, то время тянется медленно, а если спешит и не успевает, то оно летит очень быстро. Последний урок в пятницу тянется гораздо дольше, чем первый в понедельник.

В современной науке, промышленности время дробят уже на доли секунды (время химической реакции, время жизни элементарной частицы). Если отвлечься от географических поясов, то нашему взору предстала бы кошмарная картина – во всем западном мире сотни миллионов людей в одно и тоже время встают, в одно и тоже время чистят зубы, идут на работу и т.д.

В рассказе Р. Шекли один служащий выходил из дому ровно в 8.15, так как в 8.17 отправлялся с остановки его автобус. Один раз он опоздал на тридцать секунд, и его автобус ушел. Но тут же подошел второй. Его поразило, что в этом автобусе нет обычной толкучки и даже можно сесть. Приехав на работу, он вошел в лифт и вдруг увидел на панели красную кнопку перед этажом, на котором он работал, раньше этой кнопки не было. Он нажал ее и приехал на этаж, где сидели его сотрудники, но в тоже время здесь все было не так: все были вежливы, начальник добрый, зарплата выше. Короче говоря, он попал в мир, который следовал за прежним миром с полуминутным отставанием, и это был совсем другой мир.

Сто лет назад путешествие из Европы в Америку занимало несколько недель, сейчас мы летим туда 8-10часов. Вся наша жизнь значительно ускорилась. Все быстро меняется: мода, прически, стили в архитектуре, философские концепции, художественные школы. Ныне человек проживает жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. И это хорошо только с одной стороны, а с другой – такой ритм сопровождается большим количеством нервных срывов, стрессов, психических заболеваний.

Есть данные, что музыканты стали играть классические произведения на несколько минут быстрее, чем в XIX веке, все торопятся, все спешат и все мечтают когда-нибудь остановиться, задуматься, оглянуться. Но не у всех получается.

Наконец, существует время истории: время жизни народа, историческое время, которое имеет совсем другой ритм, другой способ протекания.

Закрепление изученного материала:

Вы сегодня узнали об основных категориях бытия. Предлагаю вам закрепить свои знания, в ходе выполнения небольшого задания. Работа выполняется самостоятельно на карточках.

Задание 1. Дайте определение понятиям:

Бытие это — ________________________________________________________

Небытие -__________________________________________________________

Материя-__________________________________________________________

Движение-_________________________________________________________

Задание 2. Перечислите, что относится к структуре материи:

Задание 3. Составьте схему:

Формы бытия

Задание 4. Вставьте пропущенные слова:

_______________________- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

____________________- форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Домашнее задание:

Вывод по изученной теме: Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с основными категориями бытия, с понятием материя, движение, пространство и время. Можно сделать вывод, что окружающий нас мир представляет собой бесконечное множество систем, в которые организована материя и все системы подчиняются единым законам развития. А какие они эти законы развития мы узнаем с вами на следующем занятии.

Используемые источники:

  1. Волкогонова О.Д.
  2. Губин В.Д. Основы философии. –М.: ФОРУМ:ИНФРА — М. 2009г.
  3. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2010.
  4. Лекции по философии, сост. З.Б.Браева. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владикавказский торгово-экономический техникум», 2014г.

Русская философия (Проверка знаний по ранее изученному материалу)

Задание 1. Выделите и охарактеризуйте основные этапы развития русской философии

Хронологические

рамки

Представители

Характеристика этапа

Задание 2. Выделите особенности философии В.С. Соловьева и H.A. Бердяева.

В.С. Соловьев

H.A. Бердяев