Познание в психологии

Содержание

Тема 4. Психология познания

При изучении данной темы необходимо уяснить, что познание – это высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. Это интегральное свойство психики и целостный процесс, в организации которого выделяют следующие уровни:

· чувственное познание;

· мышление;

· теоретическое и эмпирическое познание.

Познание осуществляется в ходе индивидуальной и совместной деятельности людей, в процессе их социального взаимодействия и общения.

Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия.

Благодаря памяти обеспечивается организация и хранение информации, полученной с помощью таких психических процессов как ощущение и восприятие.

С помощью внимания процессы психического отражения становятся предметны, избирательны и направлены.

Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий – возможно благодаря процессам воображения.

Наряду с сенсорной и перцептивной информацией, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях окружающей действительности. Данные знания не могут быть получены посредством органов чувств, путем исключительно чувственного познания – все это открывается человеку благодаря особому когнитивному процессу – мышлению.

Речь – одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность. Речь связана со всеми психическими процессами. Речью обладает только человек, т.к. только с ее помощью можно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.

Человек, воспринимая и познавая мир, не может оставаться отстраненным наблюдателем – даже в простейших познавательных актах присутствует элемент эмоциональной оценки происходящего.

Эмоции – процесс психического отражения действительности в форме пристрастного переживания явлений, событий и ситуаций, обусловленного их отношением к потребностям человека.

Способность человека активно организовывать и направлять собственную психическую деятельность, осуществлять выбор одного из равновозможных вариантов поведения (решения) осуществляется благодаря психическому процессу – воле.

Психологическое познание человека

Комплексный подход к укреплению иммуннитета Поздней осенью уже чувствуется дыхание морозной зимы, которая принесет не только много радости, зимних забав, но и распираторные заболевания

Психологическое познание человека

Психологически познать человека — это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие «человеческая психология» составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. К психологическим состояниям относятся эмоциональные, мотивационные и волевые состояния. Психологические свойства — это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношения человека к себе, к другим людям, к событиям в жизни, к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать для того, чтобы лучше понимать человека. Это в свою очередь, позволяет предвидеть, предсказывать его поведение. Зная, например, особенности внимания человека, можно судить о том, способен ли он длительно и сосредоточенно трудиться. Более или менее точное представление об особенностях памяти человека подскажет, сможет ли он запомнить нужные сведения, вовремя, точно и полно воспроизвести их, а также, сколько времени ему может понадобиться для запоминания материала, и как долго этот материал будет храниться в памяти.
Знания о мышлении позволят нам представить особенности интеллекта данного человека, оценить его способности, определив, в частности, где, в чем и каким образом они больше всего проявляются: в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами (практическое или наглядно-действенное мышление) или при внутренних манипуляциях с образами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики (словесно- логическое мышление).
Психологические знания о состояниях человека включают представления о его положительном или отрицательном эмоциональном настрое, об общем тонусе (повышенном или пониженном), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов. Изучив мотивацию человека, также можно получить немало важных сведений о нем: каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает и реализует разнообразные решения.
Немаловажно иметь представление и о типе темперамента человека, знать, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Еще более важно точно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех или иных социальных ситуациях. Особый интерес представляет выявление акцентуированных черт характера, степени развитости тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например отзывчивость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и другие.
Наконец, далеко не последнюю роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к самому себе и к окружающим людям: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворен или не удовлетворен своим местом в системе человеческих отношений, добр или жесток, честолюбив или без особых претензий, сговорчив или несговорчив, контактен или замкнут, общителен или малообщителен по своей натуре.
Знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в данный момент находится в состоянии аффекта, стресса, или просто пребывает в плохом настроении и не расположен к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействие с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека.
Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека. Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не раздумывая, и тут же старается его реализовать, общаясь, взаимодействуя с ним, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательно продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонен сразу принимать решение, и начинает действовать лишь тогда, когда всё до мелочей обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий. Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся особенностей.
Как сказал Бернард Ингхем, бывший в 1979-1990г.г. пресс-секретарем М.Тэтчер: «Следует различать манеру или темперамент и личность. Первые могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкерами, если это необходимо сделать. Холодный или нерешительный темперамент может быть улучшен, грубость может быть спрятана, по крайней мере, на время, нервный темперамент может быть смягчен, а тщеславие осторожно занижено. Однако ни один имиджмейкер не имеет другого выбора как принять личность своего объекта. Личность формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней и она не может быть существенно изменена или спрятана».
Наконец, зная отношения человека к себе и другим людям, мы можем или подстраиваться под эти отношения или заранее настраиваться на то, чтобы, в конечном счете, изменить их в нужную сторону. Мы можем и должны знать о психологии человека как можно больше, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. В настоящее время мы располагаем накопленными веками знаниями о психологии человека, весомый вклад в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других областей науки и искусства. Зачастую люди, не имеющие отношения к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде житейских мудростей, обычаев, традиций. И, тем не менее, по сей день мы не можем с уверенностью говорить о том, что знания наши о психологии человека и его поведении достаточно полны и объективны.
На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самых сложных и труднопознаваемых из всех существующих в мире явлений, так как значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом бессознательном уровне, о котором мы до сих пор конкретно почти ничего не знаем.
Но, тем не менее, кое-какие достоверные знания о психологии человека есть. Мы, например, более или менее определенно знаем о том, как человек воспринимает и перерабатывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, формируется на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступны многие знания, относящиеся к области восприятия.
С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека, о его памяти, о многих других вещах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных задач. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и речи. В целом немалыми, но, конечно, далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов. Несколько хуже дело обстоит в области познания личности и индивидуальности человека, объяснения его поступков. О способностях людей, например, до сих пор известно очень мало: не до конца ясна их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать или изменять. Вместе с тем мы все же научились более или менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека при помощи различных тестов.
Сложившееся много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX веке добавились знания, касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Примерно то же самое можно сказать и о характере человека. Зная с древнейших времен множество черт характера (эти знания отражены в языках, на которых говорят представители разных народов), психологи только в XX веке научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученные до сих пор ещё не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера у человека. И здесь практические умения, касающиеся управления темпераментом и характером человека, несколько опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.
Знания и объяснения мотивации человека, его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не вполне обоснованных предположений и гипотез, во — вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека, например, осознаваемых потребностей, интересов и целей.
Не менее сложно изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны — область науки, специально исследующая человеческие отношения, — социальная психология — возникла относительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение к себе или другим людям.
br>

Мыльный орех — вместо мыла и шампуняЧасто можно слышать о том, что шампуни производятся из разных неприродных компонентов, которые не только не полезны для волос, но могут быть и вредны Укрепляем волосы и ногтиВолосы и ногти — то, что в первую очередь бросается в глаза

Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания

20 августа 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это…

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

  1. субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
  2. объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
  3. мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
    1. Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    2. Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
  4. цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
  5. результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.

Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

  1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

    Познание через чувства включает в себя:

    1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
    2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
    3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
  2. Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:
    1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
    2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
    3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.

В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

  1. Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

    В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

    Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

  2. Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.

    Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

  3. Мифологическое – это когда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
  4. Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
  5. Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца. Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
  6. Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
  7. Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.

Методы познания

Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

  1. Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
    1. анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
    2. синтез – это метод прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
    3. классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
    4. познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
    5. конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
    6. абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные;
    7. аналогия – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки);
    8. дедукция – это движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
    9. идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания;
    10. моделирование – это создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
    11. формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
  2. Эмпирические методы (или формы) познания изучают объект опытным путем, а именно:
    1. через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
    2. эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
    3. измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
    4. сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Роль познания в психологии (стр. 1 из 2)

Познание

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Его природу, отношения знания и реальности изучает специальный раздел философии – гносиология . Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания . В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение , представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

б) восприятие , в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойств

в)представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Роль чувственного познания велика, поскольку:

— органы чувств – это единственный канал, непосредственно связывающий человека с внешним миром.

— без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще.

— органы чувств дают минимум первичной информации, необходимой и достаточной для познания объективной реальности со многих сторон.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

а) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

б) Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

в) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Учение об истине.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания; соответствие мыслей человека окружающей действительности. Истина является целью познания.

Истина всегда объективна (существует независимо от человека), конкретна (относится к определенной конкретной действительности), субъективна ( ее носителем является субъект).

Истина – это процесс, а не однородный момент. Она едина, но в ней выделяют объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как абсолютно самостоятельные истины.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе, знание не опровергаемое в последующем.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества и способам получения этого знания. За пределами познанного всегда остается непознанное, неизведанное, еще не открытое людьми, поэтому процесс познания бесконечен.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени полноты и точности отражения действительности, т.к. истина всегда конкретна, всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Критерий истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; практика.

Практика.

Движущей силой процесса познания является практика – это активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Характеризуется целенаправленностью, предметно – чувственным характером и социально – преобразовательным характером.

Формы практики: материальное производство (труд); преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны); научный эксперимент.

Научное познание.

Научное познание – основная форма человеческого познания, направленная на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.

Выделяют два вида научного познания: эмпирический (описательный с целью получения научного факта) и теоретический ( объяснительный, когда полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, раскрывающих сущность познавательных объектов).

Эмпирический уровень.

Методы эмпирического познания:

— наблюдение (это целенаправленное, последовательное восприятие предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания, отражающего внешние свойства и признаки изучаемого объекта). В основе научного наблюдения лежат формы чувственного познания.

— эмпирическое описание ( итог наблюдения, в процессе которого полученные сведения фиксируются)

Эксперимент – такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом. Бывает исследовательским (поисковым) – направлен на обнаружение чего-то нового ; и проверочным (контрольный) – используется для проверки достоверных данных, гипотез.

Теоретический уровень.

Цель: Объяснение изучаемых явлений, фиксация знаний, в виде законов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Формы: мыслительный эксперимент (особый вид эксперимента, при котором условия носят воображаемый, а не реальный характер); формулировка гипотез; разработка научных теорий.

Гипотеза – это выдвижение и обоснование предположений с целью объяснения эмпирических фактов, которые не укладываются в рамки прежних объяснений.

Научная теория – это логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой научных понятий. Научные теории выполняют описательную и прогностическую функции. Они помогают определить направление дальнейшего развития общества, состояния социальных явлений и процессов в будущем.

Принципы научного познания:

1. Принцип причинности (ни что не возникает беспричинно, все возникает на каком-нибудь основании в силу какой-нибудь необходимости)

2. Принцип истинности научного знания (соответствие полученных знаний к содержанию объекта познания)

3. Принцип относительности ( любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями человека)

Знание. Виды знания.

Знание – это результат познания действительности, полученный человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения связей и отношений реального мира. Человек овладевает знаниями как в практической деятельности, так и в процессе изучения основ наук.

Виды знаний :

Обыденное или житейское знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. По мере расширения универсума фактов, о которых знает человек, т.е. по мере развития науки, философии, искусства и т.п., сфера обыденного знания также расширяется и изменяется. Житейское знание выступает основой всех других видов знания, поэтому его значимость не следует преуменьшать.

Художественное знание формируется в сфере искусства и, в отличие от научного или философского знания, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания — художественный образ. Главная особенность художественных образов — самоочевидность и убедительность вне и независимо от любого доказательства. В искусстве в отличие от науки и философии допускается и даже приветствуется вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Но вымысел существует именно для того, чтобы яснее и выразительнее выявить какое-то знание о реальности. Искусство интересует по большей части не природная, а культурная и человеческая реальность, которая в науке находит весьма ограниченное отражение . Если задача науки вывести общие и необходимые закономерности, то задача искусства сохранить и предъявить единичное и особенное и через них сказать что-то об общем. Искусство, опираясь на собственные средства, стремится осмыслить уникальное как своего рода квинтэссенцию реальности. Безусловно, познание — не главная функция искусства, поэтому художественное знание существует как своего рода побочный продукт. Тем не менее, совершенно отрицать гносеологическую ценность искусства было бы неверно .

Познание

Познание – совокупность процессов, целью которых является знание о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом теории познания – гносеологии. Процесс познания всегда представлял особый интерес для исследователей. Так, Декарт рассматривал познание как действие, нацеленное на овладение силами природы и совершенствование самой природы человека. Платон разделял все, что доступно познанию, на два вида – чувственно-воспринимаемое и познаваемое рассудком. Отношения между этими двумя категориями определяют отношения разных познавательных способностей: через ощущения появляется возможность познавать мир вещей, в то время как разум позволяет найти истину. Кант писал о существовании двух направлений человеческого познания, которые, возможно, произрастают из одного, но неизвестного до сих пор целого. Одно – это чувственность, второе – рассудок. Если через первое даются предметы, то через второе они мыслятся. В современной литературе целью познания называют истину.

Формы познания могут быть различны – научное и ненаучное, причем последнее включает обыденное и художественное, а также мифологическое и религиозное познание. В психологии познание определяется термином «когнитивность», и под ним понимают способность умственного восприятия внешней информации для дальнейшей переработки. Когнитивные процессы на протяжении долгого времени приписывали памяти, вниманию, восприятию, действию, принятию решения и воображению, в то время как эмоции традиционно исключались из этого списка. Современные исследования нацелены на когнитивную составляющую эмоций, поскольку вышеупомянутое деление сейчас считается устаревшим.

>определение познание

  • 2019

Что такое познание:

Познание — это способность обрабатывать информацию и преобразовывать ее в знания, основанные на наборе умственных и / или умственных навыков, таких как восприятие, внимание, ассоциация, воображение, суждение, рассуждение и память.

Эта информация для обработки доступна в среде, в которой мы живем.

В целом, мы можем сказать, что человеческое познание — это интерпретация мозгом всей информации, воспринимаемой пятью чувствами, и преобразование этой интерпретации в нашу внутреннюю форму бытия.

Что такое когнитивный процесс?

Когнитивный процесс состоит из последовательности событий, необходимых для формирования любого содержания знания через деятельность ума. Он развивается от младенчества до стадии старения.

Когнитивные функции играют ключевую роль в когнитивном процессе и работают вместе, чтобы мы могли приобретать новые знания и создавать интерпретации. Некоторые из основных когнитивных функций: восприятие, внимание, память, мышление, язык и обучение.

Познание в психологии

Познание стало одной из исследовательских отраслей психологии в начале 1960-х годов, примерно во второй половине XIX века оно покинуло область философии и начало существовать само по себе.

Хотя некоторые области, такие как неврология и антропология, изучали познание, когнитивная психология смогла установить прямую связь между познанием и поведением.

Познание в изучении поведения человека

Поведение — это сочетание индивидуальных способностей человека с серией реакций на взаимодействие с окружающей средой.

Важность познания в научном исследовании человеческого поведения заключается в том, чтобы с помощью когнитивной психологии помочь понять психические процессы, которые составляют основу для формирования поведения и интеллектуального развития индивидов.

Дональд Бродбент, влиятельный британский психолог, сравнивает психические процессы с функционированием программного обеспечения на компьютере:

вход> представление> вычисление или обработка> выходы

Узнайте больше о поведении.

Важность познания в обучении

Поскольку он состоит из процесса, который происходит, когда человек что-то знает, познание также напрямую связано с обучением.

Обучение — это познавательный процесс, посредством которого новая информация добавляется к знаниям человека, то есть процесс, который приводит к приобретению знаний.

Одним из основных связующих моментов между познанием и обучением является мотивация. Это связано с тем, что чем больше когнитивный стимул среды, окружающей человека, тем больше внимания будет уделяться изучению нового поведения.

В дополнение к естественным стимулам, получаемым мозгом от окружающей среды, может развиваться и стимулироваться познание. Этот процесс называется когнитивной стимуляцией .

Когнитивная стимуляция направлена ​​на улучшение когнитивных функций, таких как память, мышление, решение проблем и т. Д. Эта стимуляция может происходить с помощью упражнений по решению проблем, игр и занятий, шарад и даже физических упражнений.

Узнайте больше об обучении.

Когнитивная теория

Когнитивная теория была создана швейцарцем Жаном Пиаже и объясняет развитие когнитивных способностей в процессе приобретения знаний человеком.

Когнитивная способность — это способность, которую человек должен интерпретировать, усваивать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.

Когнитивная теория защищает идею о том, что построение человека происходит постепенно, главным образом в течение жизни детей, и делится на 4 этапа:

  • Сенсорно-моторный (24 месяца): ребенок ищет моторный контроль и узнает, что его окружает.

  • Предоперационная (2 — 7 лет): стадия возникновения устной речи. Однако мысль и язык в основном связаны с настоящим моментом и конкретными событиями.

  • Оперативный бетон (7 — 11/12 лет): начало способности использовать понятия чисел и отношений. Фаза снижения эгоцентризма и социализации языка. В этот период также можно заметить большее взаимодействие с другими людьми и способность принимать во внимание точку зрения другого.

  • Формальная эксплуатация (12 лет спустя): начало логического и систематического рассуждения. На этом этапе абстрактное мышление уже определено. Отчисления больше не должны основываться на конкретных объектах. Группировка и планирование коллективных действий имеют первостепенное значение. В этот период человек начинает создавать гипотезы для объяснения и решения проблем.

Что такое когнитивные системы?

Когнитивные системы включают естественные или искусственные системы для обработки информации о поведении человека по отношению к другим людям и окружающей среде.

Это предмет изучения, где пересекаются разные науки, особенно компьютерные и нейронауки.

Можно сказать, что когнитивная система — это эволюция искусственного интеллекта, поскольку она способна изучать, обрабатывать и интерпретировать информацию в контексте, как люди.

Узнайте больше о значении когнитивного.

Познание в гражданском процессе

В юридической вселенной познание применяется через знание, которое состоит в исследовании фактов для определения предложения.

Согласно исследованиям профессора Сан-Паулу Казуо Ватанабе, познание в гражданском процессе можно разделить на две части:

Горизонтальная плоскость

В этом плане познание может быть полным или ограниченным (частичным). При полном понимании, которое обычно является правилом, судья может знать все вопросы сторон. При ограниченном познании судье не разрешается иметь полное знание предметов.

Вертикальная плоскость

Во второй цепи познание может быть исчерпывающим (полное) или кратким (неполное). Исчерпывающее познание предполагает очень подробное и подробное изучение доказательств и утверждений и в конечном итоге приводит к определению верности. При суммарном познании решение суда выдается на основании вероятности.

Проблема изучения познания в психологии

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • специфику изучения познания и познавательных процессов в психологии;
  • • виды познавательных процессов и возможности их классификации;
  • • что такое «образ мира» и для решения какой проблемы было введено это понятие;
  • • что такое «компьютерная метафора» и каково ее значение для изучения познания;
  • • основные блоки переработки информации, описанные в многокомпонентной теории переработки информации, и критерии их выделения;

уметь

  • • разделять собственно познавательные (специфические) и универсальные («сквозные») процессы;
  • • выделять особенности классического и современного подходов к исследованию познания в психологии;

владеть

• базовыми понятиями, определяющими познание как систему приобретения, хранения, трансформации и использования знаний.

Общая характеристика познавательной сферы человека

Область познания традиционно считалась предметом философского анализа – гносеологии и эпистемологии. Однако научное исследование познания с самого начала составляло и предмет интереса экспериментальной психологии. В широком смысле этим термином была обозначена сфера психической жизни человека, которая отлична от его мотивационных, эмоциональных, волевых проявлений, индивидуальных особенностей темперамента и характера. Она позиционировалась как когнитивная, или познавательная, определяющая поведение и сознание с точки зрения взаимодействия субъекта с объективным миром. Создатель научной психологии немецкий философ Вильгельм Вундт (1832–1920), например, характеризовал элементы сознания, связанные с этой сферой психической жизни, как объективные (Вундт, 1912). В современной российской психологии этот пласт психического рассматривается как чувственная ткань и значение предметного образа (Леонтьев, 1977). В отличие от когнитивной мотивационно-волевая сфера задает пристрастность психического отражения. Классическая психология сознания определяет эту сторону психического как субъективные элементы сознания, называя их чувствами (Вундт, 1912), а сторонники деятельностного направления говорят об эмоциях и личностных смыслах (Леонтьев, 1977). Обе этих сферы описывают совокупность психических процессов. Одновременно существуют так называемые психические свойства, к которым относят способности, темперамент, характер, речь.

В процессуальном плане познание, таким образом, может быть определено как совокупность познавательных процессов или функций. Поэтому психологию познания традиционно принято обозначать как психологию познавательных процессов. Современные подходы к анализу психических процессов выделяют в структуре познания два вида когнитивных процессов: собственно познавательные, по-другому называемые специфическими, и универсальные, или «сквозные» (Веккер, 1981; Петухов, 2001; Петухов, Столин, 1987).

Собственно познавательные, или специфические познавательные процессы, связаны с процессами формирования нового знания об окружающем нас мире. Эти знания могут быть различными в зависимости от того, какие аспекты окружающего нас мира оказываются доступными нам в процессе познания. Поэтому специфические познавательные процессы, в свою очередь, делятся на процессы чувственного (непосредственного) и рационального (опосредствованного) познания, которые отражают различные ступени, или уровни, познания.

Примером чувственного познания являются процессы ощущения, отражающие отдельные элементарные свойства объекта познания, и восприятия, фиксирующие предмет познания в целом. Принято говорить, что ощущение соответствует первой ступени познания, которая воспроизводит или, иначе, отражает лишь отдельные свойства предмета, но не сам предмет (рис. 1.1). Восприятие – это вторая, более высокая ступень познания, отражающая свойства предмета в их взаимосвязи друг с другом. Восприятие предметно, результатом его является образ предмета, перцепт. По-другому процессы ощущения принято называть сенсорными, а восприятия – перцептивными. Иногда, в силу исключительно высокой взаимосвязи сенсорных и перцептивных процессов и возникающей в связи с этоим сложностью их разграничения, эти процессы рассматривают вместе, в совокупности и обозначают как сенсорно-перцептивные.

Рис. 1.1. Собственно познавательные процессы как ступени познания

Рациональное (опосредствованное) познание осуществляется благодаря процессам мышления. Это в традиционном понимании третья, высшая ступень познания. Отличительная особенность познания такого рода состоит в том, что на этой ступени субъект выходит за пределы непосредственной чувственной данности предмета, пытаясь постичь его сущностные характеристики, отражающие его связи с другими предметами окружающего мира. Результатом такого познания является обобщенный образ предмета или видение целостной ситуации. Это возможно благодаря отражению отношений между целостными образами, которые не даны в непосредственном опыте. Например, с помощью восприятия можно постичь твердость какого-то конкретного предмета, но благодаря мышлению субъект способен постичь твердость вообще, и, таким образом, твердость будет выступать уже как сверхчувственное качество.

Универсальные когнитивные процессы осуществляются не сами по себе, а лишь в системе специфических процессов. Они как бы пронизывают все уровни познания. Поэтому метафорически эти познавательные процессы обозначаются как «сквозные». К универсальным, или «сквозным», познавательным процессам относятся процессы внимания, которые обращены к настоящему и замечательны среди прочего тем, что вообще не имеют своего продукта, а также память и воображение, которые хотя и имеют свой продукт, но не существуют отдельно от восприятия и мышления, сохраняя или предвосхищая их результаты, оказываясь таким образом обращенными к прошлому или будущему (рис. 1.2). Действительно, для того чтобы что-то запомнить, это что-то необходимо воспринять и, как правило, осмыслить. Репродуктивное воображение воспроизводит образы памяти, а продуктивное, или творческое, направлено на разрешение неопределенности чувственного или рационального познания. Вместе с тем и здесь возможно вычленение процессов, которые в большей степени тяготеют к процессам сенсорно-перцептивного свойства (как правило, внимание и низшие формы памяти), и процессов, скорее близких по своей природе к мышлению (высшие формы памяти и воображение).

Аналогично ставится вопрос о познании в современной зарубежной психологии. Так, в одном из фундаментальных руководств по когнитивной психологии говорится, что она «охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития» (Солсо, 1996, с. 28).

Рис. 1.2. Универсальные познавательные процессы в их отношении к настоящему, прошлому и будущему

Познание — это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется (У. Найссер, 1967)

Содержание лекции (2.10.12):

Человек как субъект деятельности и субъект познания. Общая характеристика познавательной сферы человека. Собственно познавательные (специфические) и универсальные («сквозные») познавательные процессы.

Проблема целостности познания. Психические процессы и функции. Понятие «образа мира».

Классическая и современная традиции исследования познания в психологии. Классическое понимание познания. Познание как свойство сознания отражать окружающий мир. Представление о познании в современной психологии. Познание как акт знания. Современная когнитивная психология, ее истоки и тенденции развития. «Когнитивная революция» в психологии. Компьютерная метафора. «Машина Тьюринга». Тест Тьюринга. «Китайская комната». Вычислительный подход и когнитивная наука.

Познание как многокомпонентная система переработки информации. Блоки переработки информации. Модель памяти Д. Нормана и Н. Во (1965). Многокомпонентная модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина (1968).

Вопросы для обсуждения (семинар 9.10.12):

  1. Общая характеристика познавательной сферы человека. Познание и познавательные процессы.
  2. Проблема целостности познания. Понятие «образа мира».
  3. Познание как процесс приобретения, хранения, трансформации и использования знаний. Компьютерная метафора. Информационный, когнитивный и вычислительный подходы в психологии.
  4. Структурно-блочный подход к описанию познания: общая характеристика многокомпонентной модели памяти.

Литература

Основная:

  1. Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Под ред. М.Фаликман, В. Спиридонова. М., 2011. С. 11-19 (Миллер) (3).
  2. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 127-130 (4).
  3. Общая психология. Тексты. Том 1 «Введение». М., 2001. С. 531-541 (Леонтьев), 542-546 (Леонтьев) (2), 554-559 (Петухов) (1).

Дополнительная:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 54-65, 260-270 (3).
  2. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. 498-500, 502-503 (3), 150-160 (4).
  3. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998-2000. С. 508-546 (Аткинсон) (4).