Примеры стихотворений с ямбом

Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. Примеры стихов

Стихотворный размер — это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и ударных слогов, структуру стиха.

Единица измерения стихотворного размера — стопа. Стопа состоит из нескольких слогов: один из них ударный, другие — безударные.

Например, в строке четыре стопы. В каждой стопе два слога: первый ударный, а второй — безударный. Это называется четырехстопный хорей: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры — ямб и хорей.

  • Хрей — двудольный размер с ударением на первую долю.
    Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

  • Ямб — двудольный размер с ударением на вторую долю
    Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Самые распространенные трехсложные размеры — дактиль, амфибрахий и анапест.

  • Дактиль — один ударный слог, за которым идут два безударных.
    Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

  • Амфибрахий — второй слог ударный, первый и третий безударные.
    Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях.

  • Анапест (антидактиль) — два безударных слога, а затем один ударный.
    О, весна́ без конца́ и без кра́ю

Как определить стихотворный размер

  1. Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных — столько и слогов.

  2. Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

    1. Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

    2. Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

  3. Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

  4. Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

˘ безударный слог

¯ ударный слог

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу.

Название

Схема

Пример

Ямб

˘ ¯

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
Он Уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думАть не мо́г
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Хорей

¯ ˘

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
А.С. Пушкин, «Зимний вечер»

Дактиль

¯ ˘ ˘

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т
Н.А. Некрасов, «Железная дорога»

Амфибрахий

˘ ¯ ˘

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
С споко́йною ва́жностью ли́ц,
С краси́вою си́лой в движе́ньях,
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
Н.А. Некрасов

Анапест

˘ ˘ ¯

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Александр Блок, «К Музе»

Как запомнить названия стихотворных размеров?

  • Ямб и хорей запоминаем от противного.
    В слове «я́мб» ударение ставится на первый слог. В слове «хоре́й» — на второй. Запомните, что в самих размерах всё наоборот: в ямбе под ударением будет второй слог, а хорее — первый.

  • Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:
    Ива́н — ямб
    Ва́ня — хорей
    Ва́нечка — дактиль
    Ваню́ша — амфибрахий
    Иоа́нн — анапест

  • Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.
    Во́все не сло́жные
    Разме́ры трёхсло́жные,
    Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.
    Да́ктиль — он пе́рвый,
    Второ́й — амфибра́хий,
    Ну а тре́тий уже анапе́ст!

Какие еще бывают стихотворные размеры?

Существует и множество других стихотворных размеров. Например, односложный брахиколон, двусложные дибрахий и спондей, трехсложные трибрахий, бакхий etc. Подробнее о них можно почитать в «Википедии» и других источниках.

Лирика. Ритм и размер. Двусложные размеры (ямб и хорей)

Цель: научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика? А какие музы были?

(Греческое слово «лирикос» значит «произносимый под аккомпанемент лиры», «музыкальный», «волнующий». Музы — по-гречески значит мы слящие.

Каллиопа — муза эпической поэзии и знания; Клио — муза истории; Мельпомена — муза пения и трагической поэзии; Эвтерпа — покровительница музыкального искусства; Эрато — муза любовных песен; Терпсихора — муза танцев; Урания — астрономии и математики; Талия — комедии; Полигимния — муза песнопений (гимнов) в честь богов и героев).

Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности.

Недавно вы рисовали рисунки к стихам. Давайте попробуем определить, к какому стихотворению эти работы. Все ли они созвучны стихам? Объясните — почему?

2. Сейчас я прочитаю вам строчки, а вы подумайте — это стихи или не стихи?

а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев.

б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин «Зимняя дорога»

Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки.

Со словом ритм мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, дня и ночи. Ритм — это свойство всемирного бытия:

Ракрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеременное пенье,
Все ритм… (писал поэт Иван Бунин, с творчеством которого мы скоро познакомимся).

Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.

А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава «Часики»:

А часики тикают, тикают, тикают,
Тикают ночи и дни,
И тихую, тихую, тихую, тихую
Жизнь мне пророчат они.

Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тa-та тa-та тa-та.

Откуда это?

Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца.

А ритм — это сердце поэзии. Но как это бывает и в жизни, когда человек возбужден, сердце бьется чаще, если грустен, задумчив — медленнее. Также и в стихах:

На цыпочках
Подкрался вечер:
Зажег звезду,
И постелил туманы,
И, палец приложив к губам,
Прилег.
Пабло Тычина «Вечер»

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком
Все вертится,
И кружится,
И несется кувырком.
К.Чуковский «Мойдодыр»

Ритм — это повторяемость одинаковых элементов. А чем создается ритм? Давайте простучим:

1. Буря мглою небо кроет.

И запишем.

2. Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.

Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего?

В первом случае ударение подает на первый слог, а во втором — на второй.

Повторяющийся, одинаковый элемент состоит из слогов. Значит это двусложный размер. Таким размерам дали название еще в Древней Греции. Хорей — от слов «пляска, хоровод». Хорей значит плясовой, также бывают стихи маршевыми.

Второй размер — ямб. Это самый употребительный размер нашей поэзии. Происхождение этого слова, по всей видимости, произошло от имени дочери бога Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Ямба была служанкой в царском доме, куда пришла Деметра, горевавшая из-за похищения дочери. Ямба стала развлекать ее песнями, шутками. И развлекла. Ударение здесь падает на 2 слог.

Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока).

Но вы понимаете, что стихи это не только ритм. Еще очень важна… рифма. Рифма — это созвучие в конце строки. В старину ее называли краесогласием. Но вот, например, Незнайка понял это так: к слову палка он подобрал рифму селедка. Ну, раз вы знаете, как это делать, давайте попробуем подобрать рифмы:

С. Михалков
1. Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно (уважать).

В.С. Шефнер
2. Сторожихи спят в строжках,
Спят коты и мыши,
Дождь (в серебряных сапожках)
Пробежал по крыше.

С. Михалков «Всадник»
3. Я в канаву не хочу,
Но приходится — лечу
Не схватился я за гриву,
А схватился за крапиву.
— Отойдите от меня,
Я не сяду (больше на эту лошадь).

(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо «коня» слово «лошадь» и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды).

Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение «В тайге» А.К. Передреева.

Качались ели,
Тишину колыша,
Встревоженно отряхивая снег…
Скользил по снегу
Человек на лыжах,
И очень торопился человек.
Он знал — опасна ранней мглы завеса,
Он видел —
Затевается пурга.
Не выберешься вовремя
Из леса,
Начнешь плутать, —
Не выпустит тайга.
И он спешил.
И знал он, что успеет
Дойти к жилью,
К веселому огню,
Успеет раньше,
Чем в лесу стемнеет…
И вдруг
Увидел
Сранную лыжню.
Петляя меж стволами,
Как слепая,
Она металась
На исходе дня…
И понял человек,
Что погибает
Лыжня чужая,
В дебри уходя.
А он спешил,
Он очень торопился,
Он шел к жилью,
К веселому огню…
Качались ели,
Ветер в елях бился..
И… (две лыжни слились в одну лыжню).

А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста.

Д/з. Учебник стр. 69 (переделать). Сочинить два четверостишья, одно — хореем, другое — ямбом.

Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).

1. Мороз и солнце, день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
(Пушкин А.С., ямб)

2. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(Пушкин А.С., хорей)

3. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(Пушкин А.С., ямб)

4. «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе…»
(Пушкин А.С., хорей)

5. Мальчик строил лодку
И построил лодку
И поплыл по речке
В тихую погодку
(Самойлов Д.С., хорей)

6. Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
(Рождественский В.А., ямб)

7. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Рождественский В.А., ямб)

8. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(Бунин И.А., ямб)

9. Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
(Маршак С.Я., хорей)

10. Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
(Чуковский К.И., хорей)

11. В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.
(Маршак С.Я., хорей)

12. Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
(Пушкин А.С., хорей)

13. Сухой тростник он срезал
И скважину продул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул…
(Лермонтов М.Ю., ямб)

14. Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь.
(Рубцов Н., ямб)

15. Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники.
(Лермонтов М.Ю., ямб)

16. Если где-то нет кого-то,
Значит где-то кто-то есть.
Только где же этот кто-то?
И куда он мог залезть?
(Берестов В., хорей)

Приведите примеры четверостиший на ЯМБ; на ХОРЕЙ.

Что теряет и что обретает взрослый человек по роману Гончарова «Обыкновенная история»????? ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! ОЧЕНЬ СРОЧНО ИНАЧЕ ДВА​ Дүние қалай етсең табылады? Əңгімесіне 10 сұрақ помогитеееее За что был наказан дед по рассказу Гоголя «Заколдованное место» Обратите внимание на особенности композиции и жанра повести очарованный странник в произведении отсутствует единый сюжет, но есть сквозная тема, котор ая состоит из малых фабул и подчинённых мотивов.Что их объединяет? Можем ли мы сказать, что повесть «Муму» — это протест против крепостничества? Постарайтесь доказать свою мысль.​ Помогите «Тарас Бульба» Сочинение»Евгений Онегин»-энциклопедия русской жизниПокидайте, пожалуйста СВОИХ, с интернета мне не нужны…​ Согласны ли вы с тем чтобы Пушкин рисует образ благородного разбойника ? какие черты свойственны ему то есть образу этого разбойника 1. Какова тема текста? Каковы ключевые слова? 2. Как вы понимаете слова Гейне? 3. определите жанр текста и докажите. Сочинение по литературе 7 класс по произведению Гоголя «Тарас Бульба» ЧТО ТАКОЕ ТАРАС? УМОЛЯЛЯЯЛЛЯЛЯЛЯЮ ДАЮ 45 БАЛЛОВ

Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд­ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере­ходных форм. Есть сложные про­из­ведения — в которых автор в разных строках или фраг­ментах любит стал­кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид­ные размеры (которыми, например, написа­но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе­циа­листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви­тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон­това (не знаю, убедит ли он вас):