Стили стихотворений с примерами
Содержание
Что такое восьмистишие 3 класс
Помогите написать характеристику всех героев. Полный план анализа произведения «ПРИВИДЕНИЕ НА ЗАИМКЕ» 1 История создания (время написания, как писатель работал над произ2. Направление, род и жанр3 . Тематика и проблематика (основные темы и проблемы)4 Идея и пафос (идейно эмоциональная оценка)5. Основные герои (их место в образной системе) ическом стихотворении облирического героясомет и композиция7. Художественное своеобразиепортрет,пейзаж,художественные детали-средства поэтической выразительности (тропы). Для чего автор использует выразительные средства в стихотворение М.Ю.Сергеевич «На севере диком » эпитеты,стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня да лекая», «прекрасная пальма». метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет» и сравнение – «одета, как ризой». До якого виду лірики належить поезія? Наведіть аргументи на доказ своєї думки. Для чего автор использует выразительные средства в стихотворение М.Ю.Сергеевич «На севере диком » Придумай свои необычные вопросы Составь рассказ по рисункам Помогите литература срочно Пожалуйста !!! Напишите сочинение по повести Тарас Бульба на тему: «Предательство Андрия» Кто отлично знаком с повестью Гоголя «Ночь перед Рождеством «? Помогите выполнить задание #2 заполнить табличку
Восьмистишие
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Восьмистишие — стихотворная строфа, введенная в казахскую поэзию великим казахcким поэтом, просветителем Абаем Кунанбаевым. Названо по одноименному стихотворению Абая «Сегіз аяқ» («Восмистишия»), в котором каждая строфа состоит из восьми строк. В Восьмистишие короткие пятисложные и длинные семи-, восьмисложные строки сменяют друг друга в строго установленном порядке. Четкость ритмического построения достигается сложной системой рифмовки: ас б вв б гг. На восемь строк приходится четыре различных рифмы, причём третья строка рифмуется с шестой. Рифма в пятисложных строках — двухсложная, в семи- и восьмисложных — трехсложная. Начальные шесть стихов в ритмико-интонационном отношении естественно переходят в два следующих за ними заключительных стиха, которые придают строфе полную законченность и звучат как вывод, выраженный в афористичной форме.
Литература
- Восьмистишие // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7.
При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.
← Параллельные рифмы | Перекрёстные рифмы автор — составитель Дмитрий Николаевич Смирнов |
Кольцевые рифмы → |
См. Словарь рифм. Перекрёстная рифма – самая распространённая разновидность рифм, объединяющая в пары чётные и нечётные строки. Таким образом, рифмованные слова находятся через строчку по принципу ABAB. Иначе говоря, первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой: abab, AbAb, aBaB или ABAB (маленькими буквами здесь обозначены мужские, большими – женские рифмы).
Примеры:
AbAb У лукоморья дуб зелёный; (A) Златая цепь на дубе том: (b) И днём и ночью кот учёный (A) Всё ходит по цепи кругом… (b) А. С. Пушкин: «Руслан и Людмила»
aBaB Люблю тебя, булатный мой кинжал, (a) Товарищ светлый и холодный. (B) Задумчивый грузин на месть тебя ковал, (a) На грозный бой точил черкес свободный. (B) М. Ю. Лермонтов: «Кинжал»
abab Семнадцать месяцев кричу, (a) Зову тебя домой. (b) Кидалась в ноги палачу — (a) Ты сын и ужас мой. (b) А. А. Ахматова: «Реквием»
ABAB На бледно-голубой эмали, (A) Какая мыслима в апреле, (B) Березы ветви поднимали (A) И незаметно вечерели. (B) О. Э. Мандельштам: «На бледно-голубой эмали…»
Урок литературы «О рифме и строфе»
Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.
Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора).
Ход урока
II. Постановка учебной задачи.
Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.
III. Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)
– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.)
– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.)
– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.
IV. Работа по теме
1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.
Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.
Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).
Образец перекрестной рифмы:
Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)
Схема: а б а б
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало… (А.А. Фет)
Образец парной (смежной) рифмы:
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)
Схема: а а б б
Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:
Природа-мать! К тебе иду
С своей глубокою тоскою;
К тебе усталой головою
На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)
Схема: а б б а
2. Развитие умения определять виды рифмы.
Перекрестная
Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)
Кольцевая
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)
Парная
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)
3. Мужские, женские и другие рифмы.
Мужские – с ударением на последнем слоге (окно’ – давно’).
Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да’ром – пожа’ром).
Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила’ется – разлива’ется).
Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).
Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.
4. Рифмы точные и неточные.
В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).
5. Определяем значение рифмы.
Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.
6. Анализ строения стихотворений.
– Прочитайте стихотворения выразительно.
– На сколько частей каждое из них разбито?
– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин) (Катрен)
Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин) (двустишие)
- Октава – восьмистишье
- Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
- Катрен – четверостишье
- Двустишие –
7. Знакомство с понятием строфы.
Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.
V. Подведение итогов урока.
– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)
– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.
Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)
* * *
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)
* * *
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)
– Прочитайте стихотворения выразительно.
– На сколько частей каждое из них разбито?
– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.
Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин)
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин)
– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
(А. Майков)
Стопа — повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха.
Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой. Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп. Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.
Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в стихотворениях. Этот порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей — способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.
Стихосложение в его акцентных речевых формах всегда соответствовало трём основным группам или системам стихосложения: силлабической, силлабо-тонической и тонической. Различия в этих группах определяются ритмической основой и соразмерностью, а также повторением ритмических слогов с определённым их расположением внутри строки.
МЕТР в стихе — упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых . Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является «константой»), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является «доминантой»). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.
Силлабическая система стихосложения
От греч. Syllabe — слог.
Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. — одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура – внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему — творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.
Монаху подобает в келии седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти…
…Не толико миряне чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити…
Из примера понятно, что главное правило силлабического стиха – равное количество слогов, даже невзирая на привычные ударения, применяется неукоснительно. Для сочетаний применяется разноударная рифма, то есть само ударение смещается: ве-лит – сте-лит, са-ма – ма-ма. Если не оперировать смещением ударения, то стихотворение постепенно арифмуется, превращаясь в белый стих и далее в прозу.
Тоническая система стиха
От греч. Tonos — напряжение, ударение.
Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.
Тоническое стихосложение, родившись из скоморошьего хохота и пения, из тактовых частушек и народных сказочных стихов, переосмысленных великими русскими поэтами, не утратило своей значимости и сегодня. А в век прошлый – революционный – чисто-тоническое стихосложение долгое время служило своими грохочущими рифмами политической конъюнктуре пролетариата.
Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен,—
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?
В. Маяковский.
Силлабо-тоническая система стихосложения
От греч. Syllabe — слог и греч. Tonos — напряжение, ударение.
Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К. Тредиаковскому и особенно М.В. Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.
Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки — стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь — сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного, а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее — энклитикой).
Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей — с ударением на первом слоге и ямб — с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.
Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи «трудновато», потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается — они не должны падать на «чужие» места, зато пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд — они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.
В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль — с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий — с ударением на среднем слоге и анапест — на последнем, третьем слоге стопы.
Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым — от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — от 2 до 4.
Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея быстрое, звонкое. Хорей характеризуется использованием в стопе двух слогов, слабого и сильного, таким образом, чтобы в строке стихотворения ударение всегда приходилось на нечетные слоги. В русской поэзии чаще всего использовался 4- и 6-стопый хорей, однако с середины 19-го в. их вытеснил пятистопный хорей, который употребляется до сих пор.
Пример схемы:
! — ! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — ! — !
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! —
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
! — ! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — ! — ! —
Ямб
Этот стихотворный метр получил свое название от имени Ямбы, прислужницы богини Деметры. Изначально этим термином назывались сатиры, высмеивающие все порочное. Они складывались путем чередования слабых и сильных слогов таким образом, чтобы в строке сатиры ударение приходилось на каждый ее четный слог. Этот стихотворный метр используется в поэзии до сих пор, чаще всего стопы, содержащие два слога, из которых второй является ударным, повторяются в каждой строке 5 или 6 раз.
Пример схемы:
— ! — ! — ! — ! — ! —
— ! — ! — ! — ! — !
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
— ! — ! — ! — !
— ! — ! — ! — ! —
— ! — ! — ! — !
— ! — ! — ! — ! —
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
— ! — ! — ! — ! — ! —
— ! — ! — ! — ! — !
— ! — ! — ! — ! — ! —
— ! — ! — ! — ! — ! —
Дактиль
Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Этот стихотворный метр пришел к нам из античной поэзии, где сильные и слабые слоги распределялись в стопе также, но выделялись не ударением, а протяжным произношением. В 18 в. русские поэты предпочитали использовать 2-стопый дактиль, однако позже он был вытеснен 3- и 4-стопным дактилем. Эти метры используются в русской поэзии до сих пор.
Пример схемы:
! — — ! — — ! — — ! —
! — — ! — — ! — — !
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.
! — — ! — — ! — — ! —
! — — ! — — ! — — !
! — — ! — — ! — — ! —
! — — ! — — ! — — !
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
! — — ! — — ! — —
! — — ! — — !
! — — ! — — ! — —
! — — ! — — !
Амфибрахий
Принцип организации сильных и слабых слогов в этом метре раскрывается уже в его названии. Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Наиболее распространенным является 4- и 3-стопный амфибрахий, хотя нельзя сказать, что этот стихотворный метр часто употребляется в русской поэзии.
Пример схемы:
— ! — — ! — — ! — — !
— ! — — ! — — ! —
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
— ! — — ! — — ! — — !
— ! — — ! — — ! — — !
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
— ! — — ! — — ! —
— ! — — ! — — !
— ! — — ! — — ! —
— ! — — ! — — !
Анапест
Анапест переводится с греческого языка как «отраженный назад» или «имеющий обратный смысл» по некоторым источникам. Этот стихотворный метр является противоположностью дактилю. Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых ставится на последний слог. Довольно часто, при написании стиха с использованием анапесте, на первый слог строки ставится дополнительное ударение, позволяющее сделать ее звучание более ярким. В русской поэзии наиболее распространен 3- и 4-стопный анапест.
Пример схемы:
— — ! — — ! — — ! —
— — ! — — ! — — !
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
— — ! — — ! — — ! —
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — ! —
— — ! — — ! — — !
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !
— — ! — — ! — — !
РИФМА
Рифма — последовательное употребление слогов, имеющих сходное звучание, в конце строк стихотворения. По своей сути рифма, является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха. Этот термин имеет греческое происхождение. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание. В русской поэзии употребление рифмы характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. Часто это достигается употреблением в конце рифмованных строк одних и тех же частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) в одной грамматической форме.
Мужская рифма
Мужская рифма — употребление в конце строки стихотворения слов, ударение в которых приходится на последние слоги, которые имеют схожее звучание.
Пример:
Надоела борода.
Я её туда-сюда —
Всё никак не оторву
Ни под вечер, ни к утру.
Женская рифма
Женская рифма — употребление слогов или слов в окончании стихотворной строки таким образом, чтобы они имели похожее звучание, а последнее в строке ударение приходилось на предпоследний ее слог.
Дактилическая рифма
При использовании дактилической рифмы в конце строк стихотворения оставляется по два слога, свободных от ударения. Звучание стиха в этом случае получается достаточно мягким, напевным, однако в русской классической поэзии употребляется такой способ рифмования не очень часто.
Пример:
Дело было вечером.
Делать было нечего.
Гипердактилическая рифма
Гипердактилическая рифма характерна ударением, делающимся только на четвертом с конца строки слоге. Использовать такую рифму довольно сложно, и чаще всего она встречалась в устном фольклоре, где требования к размеру и ритму стиха были довольно мягкими. В результате употребления гипердактилической рифмы стихотворение звучит задорно, бойко, зачастую имеет характерный «рваный» ритм.
Пример:
Ветер голову расчёсывает
Словно колышек обтёсывает.
Точные и неточные рифмы
Рифмы различают не только по тому, в каком с конца строки слоге стоит ударение, но так же и по степени созвучности между окончаниями строк. Чаще всего выделяют точную и неточную рифму. При использовании точной рифмы созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними. Неточная рифма характеризуется различиями в звучании согласных в свободных от ударения слогах, расположенных в окончаниях строк.
Кроме этого в некоторых классификациях упоминаются богатые и омонимичные рифмы. Богатая рифма — это употребление созвучных слогов в окончаниях строк стихотворения не только после последних ударных звуков, но и до них. Использование омонимичной рифмы, по сути, сводится к постановке омонимов (слов, разных по значению, но одинаковых по звучанию) в окончаниях строк.
Таким образом, то, насколько рифма будет удачной, определяется не только употреблением гласных, имеющих одинаковое звучание, но и правильным побором согласных, которые, давая схожие звуки, придадут окончаниям строк еще больше схожести. Чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, будет использовано в окончаниях строк, тем более точной в итоге будет сама рифма.
Системы рифмовки
Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.
Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом, то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой.
Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку. В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже, по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая — закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма». Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.
Строфы
Слово «строфа» дословно переводится с греческого как «оборот» или «кружение». По большому счету, перевод довольно точно раскрывает суть этого термина, ведь строфа — это не что иное, как сочетание строк в стихотворении, где закончены циклы рифм, размера и ритма. С точки зрения синтаксиса чаще всего строфа является завершенной единицей или группой единиц (предложений). Строки в строфе объединены не только по смыслу, но и по своей структуре, которая повторяется на протяжении всего стиха.
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины.
Четверостишие (катрен) — наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.
Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих — с четвертым и шестым, седьмой стих — с восьмым.
Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, несмотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.
Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец — характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!
Терцины (терцеты) — трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
Чёрный маг
Когда сгустится тьма вокруг
Ты словно раб предназначенья,
Начертишь кровью ровный круг,
Отбросишь жалкие сомненья.
Войдёшь в него, забыв про страх.
Тебя подхватят тьмы теченья.
Отбросишь тело, — бренный прах.
Ты с теми, кто во тьму шагнули!
Погасли огоньки в глазах.
А где твой дух, а не в аду ли?
(Джейнджер Скауджер Алкариот)
КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Классическая техника относится к базовым, то есть, составляет «скелет» стихотворения. Требований к размерности и ритмике стихотворения при использовании классической техники в соответствующих учебниках можно найти не мало. Однако все они сводятся к трем простым правилам.
Первое заключается в том, что в одной строфе все строки должны иметь метрические аналоги. То есть, строка, написанная с определенным чередованием ударных и безударных слогов, обязательно должна соответствовать другой строке, имеющей такой же ритмический рисунок в пределах одной строфы. Такие строки могут объединяться парами или тройками, в принципе их количество в строфе может быть любым, важно одно — оставлять строки-одиночки в стихотворении нельзя.
Если точно попасть в метр не удается, а такая ситуация случается нередко, его нарушение можно компенсировать использованием одного и того же числа ударений или слогов в сочетающихся друг с другом строчках. Если же сохранить метр в определенной части стихотворения и вовсе не получается, это можно замаскировать усиленным использованием декоративных техник. В противном случае, стихотворение будет сложным для восприятия, а смысл его понять будет практически невозможно.
Иногда при использовании классической техники некоторое отступление от правил даже приветствуется. Так, ломаный в последней строке стихотворения метр, придаст ему больше выразительности, поможет привлечь внимание читателя. При работе с классической техникой автору важно помнить, что поэзия — далеко не точная «наука», и целесообразное отступление от ее правил может стать одним из самых сильных козырей конкретного стихотворения. Важно только такими отступлениями не увлекаться.
Работа с рифмами
Большинство стихотворений написано с использованием рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя.
Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.
Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.
Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.
Подбор устойчивых и вместе с этим небанальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.
Работа с буквами и слогами
Работа с буквами и слогами является декоративной техникой и то, насколько правильно она применена, определяет не только звучание стихотворения, но задает ему тон, определяет его настроение. Проведение этой работы можно сравнить с наведением порядка в фонической составляющей стиха, оно обязательно даже в том случае, если автор отказывается от рифмы. В противном случае получившийся текст отнести к поэзии нельзя.
Несмотря на то, что техника предполагает осуществление отбора и букв, и слогов, работа со слогами, как правило, оказывается не нужна, если работа с буквами выполнена правильно. Ее можно разделить на две части — работу с гласными и работу с согласными. В аспекте этой техники гласные создают основной рисунок стиха, в зависимости от ударности или безударности определяют его ритм, в это время согласные отвечают за выразительность, яркость.
Однако, работая с буквами, важно помнить, что даже одна неправильно подобранная согласная или гласная может нарушить гармонию стиха, сломать все, кропотливо выстроенное автором. Ударные гласные своим звучанием задают основное настроение стиха, безударные оттеняют их, подчеркивая созданное впечатление. Однако в основе стиха может лежать сразу несколько гласных звуков, главное — не ошибиться при их комбинировании. То же можно сказать и о согласных. Будучи правильно расставленными в стихе, согласные звуки способны подчеркнуть звучание гласных. Согласные придают стиху дополнительные оттенки, многократно усиливая влияние гласных звуков.
Эмоциональный оттенок, который придаст стиху употребление того или иного согласного звука, определить легко. Для этого нужно подобрать несколько слов, начинающихся с буквы, которая обозначает данный звук. Вероятнее всего у них будет некая общая черта, выделив которую будет не сложно определить, какое влияние согласная окажет на стих.
Стихосложение
★ Главная ► Искусство ► Литература ► Стихосложение
Стихосложение (или версификация) — от лат. versus — стих и facio — делаю.
Стихосложение — организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.
Терминология
Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие. Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой: Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский — 1917) Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов. Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова — 1911) Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха. Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа — группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
- двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб …);
- трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль …).
Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы:
- Силлабическое,
- Тоническое,
- Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения | Характеристика | Пример |
1. Силлабическая (фиксируется число слогов) |
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма |
С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В.К.Тредиаковский — Описание грозы) |
2. Тоническая (фиксируется число ударений) |
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно |
Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица — моя. Дома — мои. (В.В.Маяковский — поэма «Хорошо!») |
3. Силлабо-тоническая (фиксируется число слогов и количество ударных позиций) |
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках | Ты хочешь знать, что видел я На воле? — Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. (М.Ю.Лермонтов — Мцыри) |
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:
- Хорей
- Ямб
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
>Условные обозначения __/ — ударный слог __ — безударный слог
Стихотворные размеры
(в силлабо-тонической системе стихосложения)
- Двусложные стихотворные размеры: __/__ — стопа Хорея Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Для запоминания: Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,
На хорей они летят
__ __/ — стопа ЯмбаЯмб — двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.
- Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ — стопа Дактиля
Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.
Для запоминания: Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая
__ __/__ — стопа АмфибрахияАмфибрахий — трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.
__ __ __/ — стопа Анапеста
Анапест — трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.
Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так:
Д — дактиль — ударение на первый слог,
АМ — амфибрахий — ударение на второй слог,
А — анапест — ударение ударение на третий слог.
Примеры
Стихотворение |
Стихотворный размер |
Пример четырехстопного хорея: Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Ви́хри сне́жныЕ крутя́; __/ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) Разбор:
|
Хорей __/__ |
Пример пятистопного хорея: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу; __ __ __/__ __/__ __ __ __/__ СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т; ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/ НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу, ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __ И звезда́ с звездо́ю гОвори́т. __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/ (М.Ю. Лермонтов) |
Хорей __/__ |
Пример трехстопного хорея: Ла́сточкИ пропа́ли, __/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́й __/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ли __/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ть, мелька́ли __/ __ __/ __ __/ __ Во́н над то́й горо́й. __/ __ __/ __ __/ (А. Фет) |
Хорей __/__ |
Пример четырехстопного ямба: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́чше вы́думАть не мо́г. __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) |
Ямб __ __/ |
Пример четырехстопного ямба: Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́й яви́лась ты́ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́тноЕ виде́нье __ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ний чи́стой крАсоты́ __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) |
Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть… __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) |
Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т, __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й. __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ (Шекспир; перевод С.Я. Маршак) |
Ямб __ __/ |
Пример трехстопного дактиля: Кто́ бы ни зва́л — не хочу́ __/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́вую не́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ть безнаде́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́, замыка́ясь, молчу́. __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) |
Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ (М.Ю. Лермонтов) |
Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́здух уста́лые си́лы бодри́т… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н.А. Некрасов) |
Дактиль __/__ __ |
Пример трёхстопного амфибрахия: Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́р побежа́ли ручьи́ — __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́з-воево́да дозо́ром __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́дит владе́нья свои́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример четырехстопного амфибрахия: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́ __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ц, не люби́вший поко́я. __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __ (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример трехстопного амфибрахия: Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́йною ва́жностью ли́ц, ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́вою си́лой в движе́ньях, ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц. __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/ (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример трехстопного амфибрахия: Средь шу́много ба́ла случа́йно, __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ге мирско́й суеты́, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́дел, но та́йна, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ла черты́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А.К. Толстой) |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного анапеста: О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) |
Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́я о ги́бели ве́сть. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных, ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ние сча́стия е́сть. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) |
Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́кая жи́знь не мила́, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́здик души́стой сире́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́я, вполза́ет пчела́. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Фет) |
Анапест __ __ __/ |
Пример (разностопный размер) поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест: Во́все не сло́жные __/ __ __ __/ __ __ /дактиль/ Разме́ры трёхсло́жные, __ __/ __ __ __/ __ __ /амфибрахий/ Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/ Да́ктиль — он пе́рвый, __/ __ __ __/ __ /дактиль/ Второ́й — амфибра́хий, __ __/ __ __ __/ __ /амфибрахий/ Ну а тре́тий уже анапе́ст! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/ (В.В. Онуфриев) |
Дактиль __/__ __ Амфибрахий __ __/__ Анапест __ __ __/ |
Как определить стихотворный размер?
- Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
- Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
- Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение: а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
- Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
(Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.
Одностишие (моностих)
Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание. К примеру:
О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)
Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов)
Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.
Двустишие (дистих)
Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).
В тот вечер возле нашего огня Увидели мы чёрного коня. (И. Бродский)
Двустишие является наиболее простой формой сочетания стихотворных строк, довольно-таки примитивной, поэтому я рекомендую чередовать его с другими формами в одном стихотворении. Дистих — это двустишие, являющееся законченным стихотворением, что встречается весьма редко.
Трёхстишие (терцет)
Далее рассмотрим более сложную форму — трёхстишие. Обыкновенное трёхстишие подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc.
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А. Сумароков)
Другой формой трёхстишия является терцина. Терцина — это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана «Божественная комедия» Данте:
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)
Четверостишие (катрен)
Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен. Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма). Пример первой:
Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш. (Н. Гумилёв)
Пример второй:
Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч… (Н. Гумилёв)
Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb. В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма). Последнего я настоятельно советую избегать. Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки):
Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд. (И. Губерман)
Пятистишия
Пятистишия уже позволяют вам проявить полёт фантазии. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик. Лимерик — это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1,2 и 5 строках и двустопным — в 3 и 4). Пришли лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир.
Не секрет, что в далёком Катаре
Каждый пятый катарец — татарин!
Есть и больший курьёз.
Знайте все: эскимос —
— Каждый третий на Мадагаскаре… (А. Карпов)
Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: «Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!» (А. Карпов)
Шестистишия
Встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba:
На стене портрет тирана,
Как в любой другой квартире,
Как во всём подлунном мире,
Как мишень в цветастом тире,
Как нарыв, гнойник, как рана,
На стене портрет тирана.
Или abcabc (треугольная рифмовка):
Северо-западный ветер его поднимает над
Сизой, лиловой, пунцовой, алой
Долиной Коннектикута. Он уже
Не видит лакомый променад
Курицы по двору обветшалой
Фермы, суслика на меже. (И. Бродский)
Или aabccb (самый «песенный» вариант):
И, может быть, жизнь на пределе
Удержится в немощном теле
И голову старца укроет трёхзубым венцом.
Но дряхлые чресла устали,
И шут в исполнении Даля
В холодную землю уткнётся истёртым лицом.
Семистишие (септима)
Семистишие (септима) — вещь редкая. Но, по сути, добавить всего одну строку к любому встреченному шестистишию, и получится семистишие, двурифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое. Простор для придумывания схем тут огромен: abbabba, abccbac, aabccba и так далее. Комбинаций множество. Редкость употребления семистишия обусловлена в первую очередь историческим фактором: было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это просто и порой даже очень красиво, если, конечно, писано не левой ногой. Семистишиями написано «Бородино» Лермонтова (aabcccb):
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Лермонтов)
Восьмистишие
Восьмистишие — это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема рифмования.
Опять же, количество комбинаций рифм в восьмистишии просто огромно. Можно составлять математическую программу для всевозможных комбинаций в двух-, трёх- и четырёхрифмовых восьмистишиях. Поэтому приведу просто один пример. Схема aaabcccb:
Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит — возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест — терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь. (И. Бродский)
Девятистишие
Девятистишие встречается не чаще семистишия. Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd):
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз пор синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне… (М. Лермонтов)
Десятистишия
Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода. Классическая ода иммет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний. Признанным мастером оды являлся Г.Державин. Например:
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
Не будем подробно разбирать 11-ти, 12-ти и 13-ти стишия. Напомню лишь, что в любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это поле для вашей деятельности.
Зато рассмотрим четырнадцатистишие, потому что оно имеет фиксированную форму, являющуюся одной из наиболее популярных известных в истории — сонет. Сонет — это стихотворение из 14 стихов, построенное по схеме abbaabbaccdede, то есть два четверостишия и два трёхстишия. Сонет появился в европейской литературе ещё в XIII веке. Одной из вершин поэзии Возрождения являлись сонеты Ф. Петрарки, обращённые к Лауре. Сонет часто имеет нарушения строгой рифмовой схемы. Например, 66-ой сонет Шекспира в переводе С. Маршака:
Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье.
И совершенству пошлый приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!
Заключение сонета может охватывать все шесть последних строк (в данном случае — две). В данном сонете не соблюдено правило общих рифм в двух катренах. Имеются варианты сонетов: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т. д.
Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму — венок сонетов. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино. Таким образом, венок сонетов представляет собой двести десять строк, четырнадцать из которых употреблены троекратно. Венок сонетов очень сложен для написания, тем более правильный, без нарушения правил построения одного сонета. Венки встречаются у В.Брюсова, И.Сельвинского, М.Богдановича. Блестящий венок сонетов создал современный поэт и рок-музыкант Сергей Калугин.
Отмечу, что четырнадцатистишие совсем не обязательно является сонетом. Например, вот такая форма: ababccdefefggd.
Я в почётных рядах –
Руки в мягкий бетон –
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.
Естественно, можно искать и более сложные 15, 16-тистишия, в общем, всё на ваше усмотрение. Отмечу только одну специфическую форму 15-стишия — рондо. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета. (М.Кузмин)
Рондо бывает и других типов: восьмистрочное, первая и вторая строки повторяются в конце и первый стих — в четвертой строке; тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки. Реже встречается четвертый тип сложного, т. н. совершенного рондо в 25 строк с двумя рифмами.
Вы можете также смело комбинировать строфы — четверостишия с шестистишиями и так далее. Такие стихотворения называются строфоидами. Стихотворение же, в котором нет чёткого разделения на строфы, называется астрофизмом и широко употребляется в детской поэзии:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)
К астрофизмам относится раёшный стих — русский народный стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке. Размер, кстати, тоже не соблюдается. Например:
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навтречу ему Балда
Идет сам не зная куда. (А. Пушкин)
Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания. Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.
(Использованы материалы книги Тимофея J. Скоренко. Трактат о стихосложении.)
Примеры стихосложений
Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.
Одностишие (моностих)
Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание.
К примеру:
О, как внезапно кончился диван…
(В. Вишневский)
Такому клюву и помада не поможет…
(А. Морозов)
Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.
Двустишие (дистих)
Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).
В тот вечер возле нашего огня
Увидели мы чёрного коня.
(И. Бродский)
Двустишие является наиболее простой формой сочетания стихотворных строк, довольно-таки примитивной, поэтому я рекомендую чередовать его с другими формами в одном стихотворении.
Дистих — это двустишие, являющееся законченным стихотворением, что встречается весьма редко.
Трёхстишие (терцет)
Далее рассмотрим более сложную форму — трёхстишие. Обыкновенное трёхстишие подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc.
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
(А. Сумароков)
Другой формой трёхстишия является терцина.
Терцина — это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc…
Терциной написана «Божественная комедия»
Данте:
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
(пер. М. Лозинского)
Четверостишие (катрен)
Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен.
Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма).
Пример первый:
Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш.
(Н. Гумилёв)
Пример второй:
Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч…
(Н. Гумилёв)
Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb.
В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма).
Последнего я настоятельно советую избегать.
Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки):
Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд.
(И. Губерман)
Пятистишия
Пятистишия уже позволяют вам проявить полёт фантазии. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик.
Лимерик — это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1, 2 и 5 строках и двустопным — в 3 и 4).
Пришли лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир. Не секрет, что в далёком Катаре
Каждый пятый катарец — татарин!
Есть и больший курьёз.
Знайте все: эскимос —
Каждый третий на Мадагаскаре…
(А. Карпов)
Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: «Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!»
(А. Карпов)
Шестистишия
Встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba:
На стене портрет тирана,
Как в любой другой квартире,
Как во всём подлунном мире,
Как мишень в цветастом тире,
Как нарыв, гнойник, как рана,
На стене портрет тирана.
Или abcabc (треугольная рифмовка):
Северо-западный ветер его поднимает над Сизой, лиловой, пунцовой, алой Долиной Коннектикута. Он уже Не видит лакомый променад Курицы по двору обветшалой Фермы, суслика на меже. (И. Бродский)
Или aabccb (самый «песенный» вариант):
И, может быть, жизнь на пределе
Удержится в немощном теле
И голову старца укроет трёхзубым венцом.
Но дряхлые чресла устали,
И шут в исполнении Даля
В холодную землю уткнётся истёртым лицом.
Семистишие (септима)
Семистишие (септима) — вещь редкая. Но, по сути, добавить всего одну строку к любому встреченному шестистишию, и получится семистишие, двурифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое. Простор для придумывания схем тут огромен: abbabba, abccbac, aabccba и так далее.
Комбинаций множество. Редкость употребления семистишия обусловлена в первую очередь историческим фактором: было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это просто и порой даже очень красиво, если, конечно, писано не левой ногой.
Семистишиями написано «Бородино» Лермонтова (aabcccb): —
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Лермонтов)
Восьмистишие
Восьмистишие — это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема рифмования. Опять же, количество комбинаций рифм в восьмистишии просто огромно.
Можно составлять математическую программу для всевозможных комбинаций в двух-, трёх- и четырёхрифмовых восьмистишиях. Поэтому приведу просто один пример. Схема aaabcccb:
Старение! Возраст успеха. Знания Правды.
Изнанки её. Изгнания. Боли.
Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит — возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест — терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь.
(И. Бродский)
Девятистишие
Девятистишие встречается не чаще семистишия.
Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd):
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз пор синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне…
(М. Лермонтов)
Десятистишия
Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода. Классическая ода иммет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний.
Признанным мастером оды являлся Г.Державин.
Например:
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
Не будем подробно разбирать 11-ти, 12-ти и 13-ти стишия.
Напомню лишь, что в любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это поле для вашей деятельности. Зато рассмотрим четырнадцатистишие, потому что оно имеет фиксированную форму, являющуюся одной из наиболее популярных известных в истории — сонет.
Сонет — это стихотворение из 14 стихов, построенное по схеме abbaabbaccdede, то есть два четверостишия и два трёхстишия. Сонет появился в европейской литературе ещё в XIII веке.
Одной из вершин поэзии Возрождения являлись сонеты Ф. Петрарки, обращённые к Лауре. Сонет часто имеет нарушения строгой рифмовой схемы. Например, 66-ой сонет Шекспира в переводе С. Маршака:
Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье.
И совершенству пошлый приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!
Заключение сонета может охватывать все шесть последних строк (в данном случае — две). В данном сонете не соблюдено правило общих рифм в двух катренах.
Имеются варианты сонетов: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т. д.
Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму — венок сонетов. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино.
Таким образом, венок сонетов представляет собой двести десять строк, четырнадцать из которых употреблены троекратно. Венок сонетов очень сложен для написания, тем более правильный, без нарушения правил построения одного сонета.
Венки встречаются у В.Брюсова, И.Сельвинского, М.Богдановича. Блестящий венок сонетов создал современный поэт и рок-музыкант Сергей Калугин.
Отмечу, что четырнадцатистишие совсем не обязательно является сонетом. Например, вот такая форма: ababccdefefggd.
Я в почётных рядах –
Руки в мягкий бетон –
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.
Естественно, можно искать и более сложные 15, 16-тистишия, в общем, всё на ваше усмотрение. Отмечу только одну специфическую форму 15-стишия — рондо.
Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета В начале лета.
(М.Кузмин)
Рондо бывает и других типов: восьмистрочное, первая и вторая строки повторяются в конце и первый стих — в четвертой строке; тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки.
Реже встречается четвертый тип сложного, т. н. совершенного рондо в 25 строк с двумя рифмами. Вы можете также смело комбинировать строфы — четверостишия с шестистишиями и так далее. Такие стихотворения называются строфоидами.
Стихотворение же, в котором нет чёткого разделения на строфы, называется астрофизмом и широко употребляется в детской поэзии:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(К. Чуковский)
К астрофизмам относится раёшный стих — русский народный стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке. Размер, кстати, тоже не соблюдается. Например:
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навтречу ему Балда
Идет сам не зная куда.
(А. Пушкин)
Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания.
Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.
Добавить комментарий