Тоническая система стихосложения примеры

Поэтика. Виды поэтик

Поэтика (греч. poitiké téchn? – поэтическое искусство) – это наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших литературоведческих дисциплин.

В древности (от Аристотеля (IV в. до н.э.) до теоретика классицизма Н. Буало (XVII век) термином «поэтика» обозначалось учение о словесном искусстве в целом. Это слово было синонимично тому, что сейчас именуется «теорией литературы».

В настоящее время в расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном – с одной из областей теоретической поэтики.

Как область теории литературы поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается в центр исследования, принято говорить, например, о поэтике романтизма, поэтике романа, поэтике творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения.

В России теоретическая поэтика стала формироваться в 1910-е и упрочилась в 1920-е годы. Этот факт знаменовал собой серьезный сдвиг в осмыслении литературы. В XIX столетии предметом изучения становились по преимуществу не сами произведения, а то, что в них воплощалось и преломлялось (общественное сознание, предания и мифы, сюжеты и мотивы как общее достояние культуры; биография и духовный опыт писателя): ученые смотрели как бы «сквозь произведения», а не сосредоточивались на них.

Иными словами, в XIX веке ученые интересовались прежде всего духовными, миросозерцательными, общекультурными предпосылками художественного творчества. Литературоведы были в первую очередь заняты изучением условий, в которых создавались произведения, при этом анализу самих текстов уделялось гораздо меньшее внимание. Формирование теоретической поэтики способствовало изменению ситуации, главным объектом стали сами произведения, все же остальное (психология, взгляды и биография автора, социальный генезис литературного творчества и воздействие произведений на читателя) рассматривается как нечто вспомогательное и вторичное.

Поскольку все средства выражения в литературе в конечном итоге сводится к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка. Словесный (то есть языковой) текст произведения является единственной материальной формой существования его содержания, по нему сознание читателей и исследователей конструирует содержание произведения, стремясь или воссоздать авторский замысел («Кем был Гамлет для Шекспира?») или вписать его в культуру меняющихся эпох («Что значит Гамлет для нас?»). И тот и другой подходы опираются в конечном счете на словесный текст, исследуемый поэтикой. Отсюда – важность поэтики в системе литературоведения.

Целью поэтики является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения. В этом участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: например, в лирических стихотворениях малую роль играют элементы сюжета и большую – ритмика и фоника, а в повествовательной прозе – наоборот. Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих литературные произведения на фоне нелитературных: ограничения накладываются на ритмику (стих), лексику и синтаксис («поэтический язык»), тематику (излюбленные типы героев и событий). На фоне этой системы средств не менее сильным эстетическим возбудителем являются ее нарушения: «прозаизмы» в поэзии, введение новых нетрадиционных тем в прозе и пр. Исследователь, принадлежащий к той же культуре, что и изучаемое им произведение, лучше ощущает эти поэтические перебои, а фон их воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

Исследователь чужой культуры, наоборот, прежде всего ощущает общую систему приемов (преимущественно в ее отличиях от привычной ему) и меньше – систему ее нарушений. Исследование поэтической системы «изнутри» данной культуры приводит к построению нормативной поэтики (более осознанной, как в эпоху классицизма, или менее осознанной, как в европейской литературе XIX века), исследование «извне» – к построению описательной поэтики. До XIX столетия, пока региональные литературы были замкнуты и традиционалистичны, господствовал нормативный тип поэтики. Нормативные поэтики ориентировались на опыт одного из литературных направлений и обосновывали его. Становление всемирной литературы (начиная с эпохи романтизма) выдвигает не первый план задачу создания описательной поэтики.

Обычно различаются поэтика общая (теоретическая или систематическая – «макропоэтика») частная (или собственно описательная – «микропоэтика») и историческая.

Общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словесно — художественных произведений, делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесноеи образное строение текста.

Цель общей поэтики – составить полный систематизированный репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области.

В звуковом строе произведений изучается фоника (звуковая организация художественной речи) и ритмика, а применительно к стиху – также метрика и строфика (эти понятия обычно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается сочетание звуков и объединение их в стопы, под ритмикой – сочетание стоп в строки).

Так как преимущественный материал для изучения в этом случае дают стихотворные тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением.

В словесном строе изучаются особенности лексики, морфологии и синтаксиса произведений; соответствующая область называется стилистикой (насколько совпадают между собой стилистика как лингвистическая и литературоведческая дисциплины, единого мнения нет). Особенности лексики («отбор слов») и синтаксиса («соединение слов») издавна изучались поэтикой и риторикой, где они рассматривались как стилистические фигуры и тропы. Особенности морфологии («поэзия грамматики») стали в поэтике предметом рассмотрения лишь в последнее время.

В образном строе произведения изучаются образы (персонажи и предметы), мотивы (действия и поступки), сюжеты (связные совокупности действий). Эта область называется «топикой» (традиционное название), «тематикой» (Б. Томашевский) или «поэтикой» в узком смысле слова (Б. Ярхо). Если стиховедение и стилистика рассматривались в поэтике с древнейших времен, то топика, наоборот, разрабатывалась мало, так как считалось, что художественный мир произведений ничем не отличается от действительного мира; поэтому здесь еще не выработана общепринятая классификация материала.

Частная поэтика занимается изучением художественных текстов во всех перечисленных выше аспектах, что позволяет создать «модель» – индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения.

В данном случае словом «поэтика» определяется некая грань литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведении установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох. Известным отечественным ученым принадлежат монографии о поэтике древнерусской литературы, о поэтике романтизма, поэтике Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. У истоков этой терминологической традиции стоит исследование А.Н. Веселовским (1838 – 1906) творчества В.А. Жуковского, где есть глава «Романтическая поэтика Жуковского».

Главная проблема частной поэтики – композиция, то есть взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимосвязи с художественным целым.

Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой число связей между элементами хотя и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и значительная часть внутренних связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (например, связь между фоникой и сюжетом).

Конечными понятиями, к которым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются «образ мира» (с его основными характеристиками, художественным временем и художественным пространством) и «образ автора», взаимодействие которых дает «точку зрения», определяющую все главное в структуре произведения. Эти три понятия выдвинулись в поэтике на опыте изучения литературы XIX – XX веков; до этого европейская поэтика довольствовалась упрощенным различением трех литературных родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса.

Основой частной поэтики («микропоэтики») являются описания отдельных произведений, но возможны и более обобщенные описания групп произведений (одного цикла, одного автора, жанра, литературного направления, исторической эпохи). Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения; в результате последовательного применения этих правил как бы имитируется процесс постепенного создания произведения от тематического и идейного замысла до окончательного словесного оформления (так называемая генеративная поэтика).

Историческая поэтика изучает эволюция отдельных поэтических приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтических систем различных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания.

Корни литературной словесности уходят в устную словесность, которая и представляет собой основной материал исторической поэтики, позволяющий иногда реконструировать ход развития отдельных образов, стилистических фигур и стихотворных размеров от глубокой (например, общеиндоевропейской древности).

Предмет исторической поэтики, существующей с составе сравнительно-исторического литературоведения, – эволюция словесно-художественных форм (обладающих содержательностью), а также творческих принципов писателей: их эстетических установок и художественного миросозерцания.

Главная проблема исторической поэтики – жанр в самом широком смысле слова, от художественной словесности в целом до таких ее разновидностей, как «европейская любовная элегия», «классицистическая трагедия», «психологический роман» и пр. – то есть исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования. Границы, отделяющие литературу от нелитературы, и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости этих поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества; эти изменения и изучаются исторической поэтикой.

Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры силлабо-тонической системы стихосложения

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры

Цели:

— формирование знаний о стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;

— развитие эстетических представлений и умения слышать ритм и видеть поэтические образы;

— воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие

ХОД УРОКА.

  1. ОГМОМЕНТ.

  2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

      1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых — безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двухсложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить…

Так говорит Автор в романе Пушкина «Евгений Онегин» о своем герое — Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова.Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН

Да, непростое словечко!

«И что же делать с этим словом?» — спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ

ДАмАн

      1. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

  1. ХОРЕЙ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч

ТЫ гонЯешь стАи тУч

_/_ _/_ _/ _ _/

_/_ _/_ _/ _ _/

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х – ХОРЕЙ)

ХОРЕЙ — (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба «Зелёная лампа» придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:

Раз — удар, два — пропускает, —

Третий, пятый слог — ударный,

Безударен каждый парный.

Чтоб услышать ритм хорея,

Повторяй в уме скорее :

«Воды — воды — воды лей», —

Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым — все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) — первый кирпичик.

  1. ЯМБ

Вспомним снова «Евгения Онегина».

Итак, уважаемый Автор, говорите, «не мог он ямба от хорея» отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ — (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…». Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба «Зелёная лампа» придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты

Предпочитают сочинять.

В стопе такой одна примета:

Где чётный слог – там «ударять».

Поможет выявить нам ямб

Повтор: «ВодА – водА- водА,

ВодА — водА — водА — водА», —

Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб — это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) — второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

  1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!

СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною

МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники…

(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д — дактиль)

ДАКТИЛЬ — (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы («ВЫрыта зАступом Яма глубОкая», И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль — он первый размер из трёхсложных,

Пальцем считать ударения можно.

Первый, четвёртый, седьмой и десятый

Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое

Как ключик, Тартилы оно золотое.

«Золото — золото», — вы повторяйте

И средь стихов всегда дактиль узнаете.

  1. АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде — это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко

На гОлой вершИне соснА

И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим

ОдЕта, как рИзой, онА.

(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ — (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге («Не вЕтер бушУет над бОром»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный – желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер — амфибрахий.

Здесь в каждой стопе ударение в центре.

Ударные слоги в кольце безударных

Укрыты от зноя, дождя и от ветра.

Секрет амфибрахия в слове «железо»,

Оно нам не менее злата полезно.

«Железо — железо», — подряд повторяйте,

И вы без труда амфибрахий узнаете.

  1. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных

РоковАя о гИбели вЕсть.

Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,

ПоругАние счАстия Есть.

(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ — (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («ТАм, в ночнОй завывАющей стУже», А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест — последний трёхсложный размер,

И здесь слог каждый третий ударный в стопе,

Он, как зеркало, дактиль он наоборот,

Он протяжные песни обычно поёт.

Ритм анапеста нам помогает узнать

Колокольчика нежный серебряный звон.

«Серебро — серебро», — надо вам повторять,

Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ

ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть «два этажа». Верхний — это два слога, один из которых ударный. Нижний — это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти «этажи» называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники…

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан — последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных…

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»?

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а — хорей; б — ямб; в — дактиль; г — амфибрахий; если ответ «анапест» – все окошечки в строчке остаются пустыми.

      1. Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

      1. Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

      1. Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу…

С холоду щёки горят,

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать! (Дактиль)

      1. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

      1. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

      1. Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

      1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? (Ямб)

      1. По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся,

Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать статьи в учебнике «Двусложные размеры стиха», «Трёхсложные размеры стиха», выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

      1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. – М.: «Русское слово», 2002, с.81.

      2. screen.ru/school/razmer/

Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи.

Виды систем стихосложения.

1.Тоническая.

Тоническая (от гр. tonos – ударение) – при такой системе стихосложения в каждой стихотворной строке сохраняется определенное числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Полная свобода в числе и расположении безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Запомним основные признаки тонической системы:

  • равное количество ударений;
  • произвольное количество безударных слогов.

Примеры.

Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.

Как во славном | городе | во Киеве,

У ласкового | князя | Володимира …

***

___ /__ _/__ /_ ___ /___

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

____ /__ ___ /_…….. / I..

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.

Тоническая система стихосложения свойственна многим поэтоам:

  • сказки А. Пушкина,
  • М. Лермонтов («Песня про купца Калашникова»,
  • многие стихотворения Н. Некрасова, А. Кольцова и других поэтов,
  • это основа стиха В. Маяковского.

Если ж с часами плохо,

Мала календарная мера,

Мы говорим — «эпоха»,

Мы говорим — «эра».
(Здесь в каждой строчке по три ударения, но в первой семь слогов, во второй — девять, в третьей — семь, в четвертой — шесть).

2.Силлабическая.

Силлабическая (от гр. syllable – слог) – при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.

Эта система не получила распространения в русской поэзии, её использовали лишь некоторые поэты XVIII века.
Запомним основные признаки силлабической системы:

  • равное количество слогов в строках;
  • произвольное расположение ударений;
  • парная рифма;
  • женская рифма (ударение на втором от конца слоге);
  • цезура — пауза в середине строк.

произвольное расположение ударений;парная рифма;женская рифма (ударение на втором от конца слоге);цезура — пауза в середине строк.

Пример.

Главно воспитания || в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.

В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.

(А.Кантемир).

3. Силлабо-тоническая.

Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Запомним основные признаки силлабо-тонической системы:

  • система чередования ударных и безударных слогов;
  • наличие двусложных и трёхсложных размеров.

Пример.

Буря | мглою | небо | кроет|

Самый распространенный размер — ямб. Согласно подсчетам исследователей, более 90 % стихов написано ямбом.

Иногда в стопах оба слога безударные (U U)- пиррихий или имеют два ударения (/ /) – спондей.

  • «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

  • Швед, русский — колет, рубит, режет.
    Бой барабанный, клики, скрежет,
    Гром пушек, топот, ржанье, стон,
    И смерть, и ад со всех сторон.

(Это пример спондея, когда два ударных слога идут подряд).

>1.12. Язык художественного произведения. Тропы. Звукопись.

1.13. Стиль.

Свойство художественной формы, совокупность её элементов, придающая произведению искусства определенный эстетический облик, устойчивое единство образной системы.

Стиль художественного произведения

Стиль писателя

Стиль литературного направления или литературной эпохи

Даже произведения одного автора могут сильно различаться по стилю. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»; Лермонтов «Герой нашего времени» и «Песня про купца Калашникова».

Для каждого писателя характерны определенные стилистические особенности, нередко позволяющие определить автора текста.

Можно выделить стилевые элементы, характерные для целых групп писателей, используемые ими осознанно или неосознанно.

1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

Проза и поэзия: сходство и различие.

проза

Поэзия

В основе создания художественного мира

Поток жизни

Поток сознания

Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуют сюжет

Субъективное отношение личности к миру; выражение отношения к нему;

Форма отражения действительности

Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться

Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания.

Сюжет

Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью.

Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не стаивтся.

Композиция

Определяется сюжетными ходами

Подчинена движению чувств лирического героя

характеры

Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер.

Характер изображается в отдельных проявлениях и переживаниях. В центре- образ-переживание.

Описания

Занимают существенное место

Встречаются редко; крайне лаконичны

Своеобразие художественной речи

Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательный характер). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)

Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса.

Силлабо – тоническое стихосложение (РАВНОЕ число слогов и ударений). Размеры.

двухсложные

трёхсложные

ЯМБ — ударение приходится на второй слог

МорОз и сОлнце дЕнь чудЕсный

Дактиль — ударение приходится на первый из трёх слогов (Ан-на –Ах-ма-то-ва)

Хорей — ударение приходится на первыйслог

бУря мглОю нЕбо крОет

Амфибрахий – ударение приходится на второй из трёх слогов ( Ма-ри-на –Цве-та-ева)

Анапест – ударение приходится на последний из трёх слогов (Ни-ко-лай Гу-ми-лёв)

Дольник – вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух-трёх. Д. является своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением. ЖИл старИк со своЕю старУхой у сАмого сИнего мОря. Пушкин

Акцентный стих – или ударник. Стих, ритмика которого организуется на более или менее равном количестве ударений по стихотворным строкам; число слогов в строке и безударных слогов между ударными произвольно:

Во грАде было во КИеве,

ЖилА-былА молодА вдовА…

А.с.— основная форма тонического стихосложения, к нему тяготеют русские былины, исторические песни. В начале ХХ века вновь получил популярность, особенно ярко в творчестве Маяковского. «В акцентном стихе, построенном на сочетании ударений, а не слогов, повышается ритмическая выделенность (а, следовательно, и интонационная самостоятельность) речевых отрезков, несущих ударения, то есть слов и объединённых одним сильным ударением словосочетаний» (А.Карпов).

Ритм – такт, равномерность. В поэзии закономерное чередование через равные промежутки времени сильных и слабых слогов. Особым ритмом обладает и проза и стихи, ибо Р. является одним из средств достижения максимальной выразительности речи. Периодическое повторение звуковых элементов в определённой последовательности является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения (силлабическую или тоническую).

«Как спорый и ладный труд человека, как его походка, пляска, пенье, плаванье, так и стихи, подчинены ритму и согласованы с дыханием» (С.Я. Маршак).

Рифма – соразмерность. Созвучие концов стихов (или полустиший), звуковой повтор, отмечающий их границы и связывающий их между собой. «Стихи как бы сами попадают под ноги, в виде образа, целого случайного стиха или даже простой рифмы, около которой, как около зародыша, распускается целое стихотворение» (А.А. Фет). Последняя туча рассеянной бури, Одна ты несёшься по ясной лазури… Пушкин

Повторы Р. с известной закономерностью проходят через всё стихотворение. Минимальным условием для Р. является совпадение ударного гласного: моля-моя. «Я всегда ставлю самое характерное слово в конце строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки» (В.В.Маяковский). Р. бывает мужская – с ударением на последнем слоге: гроза-глаза; женская – с ударением на втором от конца слоге: грозы-лозы и дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге: лозами-грозами.. Р. может быть точной, когда ударный слог совпадает полностью: вот–грот и ассонансной – не точной, в которой созвучны только гласные: заросли-жалости. Существует каламбурная рифма, когда подбирается неожиданное сочетание слов, составная: Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром. Д.Минаев Существует омонимическая Р., когда рифмуются слова с разным значением, но одинаково написанные: лук (овощ) – лук (оружие). Консонансная Р. – рифма с разноударными гласными: кедр–бодр. Гипердактилическая Р., когда ударение падает на четвёртый от конца слог или ещё дальше: расцвечивание – очеловечивание. Рифма может стоять в начале строки и в конце, но есть панторифма, когда все слова в строке рифмуются. Р. бывает смежная, когда рифмуются слова, стоящие рядом, и перекрёстная, когда строки рифмуются через одну, опоясная, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей. Разноударная Р., когда концы слова одинаковы, но ударения не совпадают: отчего–рабочего. Кроме того, есть и другие виды рифмы: гипердактилическая, открытая и закрытая, бедная и богатая, точная, неточная, охватная, приблизительная, перекрёстная, смежная, глагольная, однородная, разнородная, составная, суффиксальная, тавтологическая, поглощающая. Примеры:

Морозу– розу (приблизительная, женская, открытая рифма);

Сани–сами(неточная,женскаярифма); Воротилсяеночьюмельник… «Жонка!Чтозасапоги?» Ах ты, пьяница, бездельник! (точная, женская, закрытая рифма) Где ты видишь сапоги? (тавтологическая, мужская) Пушкин

Строфа – Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (стихотворных строк), объединённых в ритмическое и синтаксическое целое смыслом, рифмой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров. На письме строфы чаще разделяются увеличенными интервалами. «В лоне античной драмы образовалось понятие строфы. Первоначально оно мыслилось как метрическая категория. Буквально «строфа» по-гречески означает «оборот».Та порция текста, которую хор, маршируя по орхестре, успевает пропеть за один оборот, как раз и получила это наименование. Иногда хор разворачивался и, двигаясь в обратном направлении, исполнял «антистрофу». В совокупности они составляли систему» О.И.Федотов.

Белый стих – особый вид безрифменного стиха в силлабо-тоническом стихосложении; чаще всего пятистопный ямб (реже в трёхстопном размере) и хорее. Б.с. тесно связан с драмой. Пример: «Борис Годунов» А.С.Пушкин.

Сяду я за стол да подумаю:

Как на свете жить одинокому?

Нет у молодца молодой жены,

Нет у молодца друга верного.

Кольцов

«Название «белый стих» произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми») (К.Д.Вишневский).

Верлибр (свободный стих) – один из видов безрифменного французского стиха, строящегося на интонационно-синтаксической, а не силлабо-тонической основе.

Стих без ярко выраженного ритма, гораздо больше подходящий для передачи философских размышлений, а не ярких чувств и душевных порывов:

Не утверждать и не спрашивать.

Человеку расскажут,

Подскажут, покажут,

Как отучить голову от одиночества.