Примеры размеров стихов

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «​Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге,
а первый и второй слоги – безударные.

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11 и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

Примеры

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

Презентация «Стихотворные размеры» методическая разработка по литературе (6 класс)

Слайд 1

Стихотворные размеры

Слайд 2

СТОПА — это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Стопа Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи стопа 1 2 3 4

Слайд 3

Пора! Пора! Рога трубят… МЕТР — соединение стоп одного вида в стихотворении. СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги. Стихотворный размер метр

Слайд 4

Буря мглою небо кроет… ХОРЕЙ Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. А.С. Пушкин

Слайд 5

Мой дядя самых честных правил… ЯМБ Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. А.С. Пушкин

Слайд 6

Вырыта заступом яма глубокая… ДАКТИЛЬ Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. И.С. Никитин

Слайд 7

На севере диком стоит одиноко… АМФИБРАХИЙ Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. М.Ю. Лермонтов

Слайд 8

Прозвучало над ясной рекою… АНАПЕСТ Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. А.А. Фет

Слайд 9

Богат и славен Кочубей… ПИРРИХИЙ Двусложная безударная стопа (пропуск очередного метрического ударения) в ямбе и хорее. А.С. Пушкин пиррихий

Слайд 10

Швед, русский – колет, рубит, режет… СПОНДЕЙ Двусложная стопа из двух ударных слогов (в ямбе и хорее). А.С. Пушкин спондей

Слайд 11

Как определить стихотворный размер? 1. Прочитайте строфу, расставьте ударения. 2. Подчеркните безударные гласные. 3. Запишите получившуюся схему. 4. Проследите повторяющийся рисунок, разделите на стопы. 5. Определите размер.

Слайд 12

Определите стихотворный размер

Слайд 13

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом… А.С. Пушкин Четырехстопный хорей

Слайд 14

Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А.А. Фет Трехстопный амфибрахий

Слайд 15

Четырехстопный дактиль Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Н.А. Некрасов

Слайд 16

Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка… Трехстопный анапест И. Макаров

Слайд 17

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орёл молодой… Четырехстопный амфибрахий А.С. Пушкин

Слайд 18

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он. Четырехстопный ямб И. Козлов

Слайд 19

Утро туманное. Утро седое. Нивы печальные, снегом покрытые. Четырехстопный дактиль И. Тургенев

Слайд 20

Рифма, системы рифмовки

Слайд 21

РИФМА Созвучие окончаний стихотворных строк. Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у ок на Села ждать его од на . Ждет-пождет с утра до н очи , Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядю чи С белой зори до но чи ; Не видать милого дру га ! Только видит: вьется вью га , Снег валится на по ля , Вся белешенька зем ля . А.С. Пушкин

Слайд 22

Системы рифмовки парная кольцевая перекрестная 1 – 2 3 – 4 1 – 3 2 – 4 1 – 4 2 – 3

Слайд 23

Системы рифмовки У лукоморья дуб зел ёный ; Златая цепь на дубе т ом : И днём и ночью кот уч ёный Всё ходит по цепи круг ом … … В темнице там царевна т ужит , А бурый волк ей верно сл ужит ; Там ступа с Бабою Яг ой Идет, бредет сама соб ой … …И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил . перекрестная парная кольцевая А.С. Пушкин

Слайд 24

Определите способ рифмовки Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. Е.А. Баратынский кольцевая

Слайд 25

Определите способ рифмовки Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф.И. Тютчев перекрестная

Слайд 26

Определите способ рифмовки Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять. В.А. Жуковский парная

Стихотворный размер

Стихотворный размер

Двухсложные

˘ ˘

пиррихий, дибрахий

¯ ˘

хорей

˘ ¯

ямб

¯ ¯

спондей

Трёхсложные

˘ ˘ ˘

трибрахий

¯ ˘ ˘

дактиль

˘ ¯ ˘

амфибрахий

˘ ˘ ¯

анапест, антидактиль

˘ ¯ ¯

бакхий

¯ ¯ ˘

антибакхий

¯ ˘ ¯

кретик, амфимакр

¯ ¯ ¯

молосс

См. основную статью для четырёхсложных.

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики; некоторые учёные признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.

Виды стихотворных размеров

Односложный размер

Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Слов в строке может быть несколько.

Свет, тень.

Ночь, день.

Звук, шаг.

То, маг.

Тацу Такамаро, «Regeneration» https://web.archive.org/web/20140426233054/http://www.tatsutakamaro.com/poetry/regeneration

Двусложные размеры

Хорей — двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырёхстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_
Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведённые выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь: __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
Кузне́чиков хо́р спи́т, __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
И су́мрачных ска́л се́нь — __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
О. Мандельштам

Интересные факты

  • Для запоминания основных двухсложных и трёхсложных стихотворных размеров существует мнемоническое правило:

Ива́н — ямб Ва́ня — хорей Ва́нечка — дактиль Ваню́ша — амфибрахий Иоа́нн — анапест

См. также

  • Стихосложение
  • Ямб
  • Хорей
  • Дохмий
  • Анапест
  • Амфибрахий
  • Дактиль
  • Гекзаметр
  • Пятисложник
  • Спондей
  • Категория:Силлабо-тонические размеры
  • Пеон
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 января 2019 года.

Стихотворный «коллега» ямба

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
хорея, м. (обл.). Длинный шест, употр для управления упряжными оленями.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный — долгий — и следующий за ним безударный — короткий — слог. разг. Стихотворения, написанные таким размером. м. Длинный шест для управления упряжными оленями или собаками.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я,м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. прил. хореический, -ая -ое.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Хоре́й — двухсложный стихотворный размер , стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный слоги . Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея —…

LiveInternetLiveInternet

Виды стихотворного размера.

Двудольные размеры

Ямб — чередование ударных и безударных слогов, начиная с безударного. Различают двухстопные, трехстопные, четырехстопные ямбы и т. д., по числу ударных слогов в стихотворной строке. Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил. __ _́_ · __ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Хорей — чередование ударных и безударных слогов, начиная с ударного. Хореи, аналогично ямбам, бывают двух-, трех-, четырехстопные и т. д. Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет. _́_ __ · _́_ __ · _́_ __ · _́_ __
А.С. Пушкин

Ямб и хорей являются двудольными размерами, потому что оба основаны на стопе, состоящей из двух слогов.

Трехдольные размеры

Дактиль — трехдольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного дактиля:

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный, _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_
Н.Некрасов

Амфибрахий — трехдольный размер с ударением на втором слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, пятый, восьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного амфибрахия:

Одна́жды в студе́ную зи́мнюю по́ру __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_ __
Я и́з лесу вы́шел; был си́льный моро́з __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_
Н.Некрасов

Анапест — трехдольный размер с ударением на третьем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются третий, шестой, девятый и т. д. слоги. Пример трехстопного анапеста:

Я тебе́ ничего́ не скажу́, __ __ _́_ · __ __ _́_ · __ __ _́_
Я тебя́ не встрево́жу ничу́ть __ __ _́_ · __ __ _́_ · __ __ _́_
А.Фет

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них Логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь: __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
Кузне́чиков хо́р спи́т, __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
И су́мрачных ска́л се́нь — __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
О. Мандельштам

Основных размеров всего пять: два двусложных и три трёхсложных.
Двусложные состоят из двух слогов, трёхсложные – из трёх.
Более простые – двусложные. Это, как в строчке Пушкина, ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного – на четные, у другого – на нечётные.
Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. Вспомним школьные стихотворения.
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.
Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком –, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки.
–+/–+/–+/–+/–
–+/–+/–+/–+/–
Получается, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
В ХОРЕЕ наоборот – ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин.
БУря мглОю нЕбо крОет, + – / + – / + – / + –
ВИхри снЕжные крутЯ… + – / + – / – – /+
Этот пример показывает всю гениальность поэта, который даже размером способен изобразить бурю.
Вообще, считается, что ямб – это более спокойный, светлый, песенный размер. Древние греки писали ямбом сатирические стихи, а поэзию делили на два рода – героическую и ямбическую. Самым любимым размером наших поэтов считается четырёхстопный ямб. «Вне зоны доступа…», кстати, тоже ямб.
«Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой». Однокоренными к этому слову будут слова хор и хоровод.
Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или антиспаст. Но это неспециалисту уже знать необязательно.
Далее…
Куда уж Онегину до амфибрахия, анапеста и дактиля, если не мог он простых двусложных размеров отличить друг от друга. А без этих трёхсложных размеров наша поэтическая жизнь была бы однообразной. Недаром русский поэт великого Серебряного века Константин Бальмонт посвятил всем стихотворным размерам целое произведение.
Хореи и ямбы, с их звуком коротким,
Я слышал в журчаньи ручьёв,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берёз
Мне дали певучий размер амфибрахий,
В нём вальс улетающих грёз.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат – анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.
Действительно, только поэт может сравнить амфибрахий с шумом берёз и вальсом, дактиль – с колокольным звоном, а анапест – с маршем солдат. Услышит ли то же самое читатель?
Амфибрахий. Слово пришло к нам из греческого языка: сочетание двух слов amphi «с двух сторон» + brachys «краткий». Графическое изображение этого размера такое – + –. Средний слог ударный, первый и третий – безударные. Этим размером писали русские символисты Александр Блок и уже упоминавшийся Константин Бальмонт. Но уже в пушкинскую эпоху амфибрахий был популярен.
Амфибрахием написано стихотворение К. Бальмонта, помещённое в начале статьи. А вот стихотворение А. Майкова:
Ах, чУдное нЕбо, ей-бОгу, над Этим классИческим Римом,
Под Эдаким нЕбом невОльно худОжником стАнешь.
ПрирОда и лЮди здесь бУдто другИе, как бУдто картИны
Из Ярких стихОв антолОгии ДрЕвней ЭллАды.
К. Бальмонт в статье «Русский язык» дал такую характеристику амфибрахию: «Пленительный размер, в нём есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый безударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью».
Анапест тоже из греческого anapaistos, буквально означает «отражённый назад». Когда-то эту стопу назвали «обратно ударяемая», потому что она противоположна дактилю. Ещё этот размер называют антидактиль. В Элладе при произнесении анапестических стихов исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге. Анапестом написаны строки Михаила Юрьевича Лермонтова:
Не дождАться мне, виднО, свобОды.
А тюрЕмные днИ будто гОды;
И окнО высокО над землЁй,
А у двЕри стоИт часовОй.
Это стихотворение как нельзя лучше подходит к описанию, сделанному К. Бальмонтом: «Размер, полный угрюмой выразительности, тяжёлого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств».
Ну и последний трёхсложный размер – дактиль. Хотя с него и надо было начинать, потому что в дактилической стопе ударение падает на первый слог.
Если к словам «анапест» и «амфибрахий» мы в русском языке вряд ли найдём однокоренные слова, то к слову «дактиль» есть хотя бы одно известное многим слово – «дактилоскопия». Для тех, кто внезапно забывает значение слов, напоминаю, что дактилоскопия – это раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника.
Догадаться о значении слова, опять же греческого, daktylos теперь не составит труда. Это — палец. Почему так назвали стихотворный размер, и какое отношение он имеет к пальцу? Всё очень просто. Дактиль своим строением напоминает палец, у которого три фаланги, из них большая фаланга равна по длине двум коротким. (Я тоже в этом месте долго разглядывала пальцы).
А ещё дактиль настолько поразил слух греков, что они, как обычно, приписали изобретение этой стопы богу Дионису, который беседовал с людьми стихами, построенными по законам этого поэтического ритма.
В качестве примера – стихи А. Фета:
БУря на нЕбе вечЕрнем,
МОря сердИтого шум –
БУря на мОре и дУмы,
МнОго мучИтельных дУм.
Самые проникновенные слова посвятил этому размеру К. Бальмонт: «Трёхслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, ещё не хочет конца, и ещё поётся, и всё не хочет конца, и допевается. Русский дух, полюбивший в веках широкое пространство, своей географией так спутавший свою историю, любящий найденную новую целину, и вот уже тянущийся к новой, что подальше, и ещё к новой, должен был полюбить в своей речи дактилическую напевность, трёхслоговую замедленность». (Бальмонт К. Где мой дом: Стихотворения, проза, статьи, очерки, письма. М., 1992).
Надеюсь, тут все понятно. Кому нет — могу объяснить на пальцах.

Размер (стихотворный)

Смотреть что такое «Размер (стихотворный)» в других словарях:

  • РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ — РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ, способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов в стихе (строке); в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо тоническом метром и… … Современная энциклопедия

  • РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ — способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо тоническом метром и… … Большой Энциклопедический словарь

  • Размер стихотворный — РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ, способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов в стихе (строке); в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо тоническом метром и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • размер стихотворный — способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо тоническом метром… … Энциклопедический словарь

  • Размер стихотворный — Стихотворный размер частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного … Википедия

  • размер стихотворный — см. стихотворный размер … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • размер стихотворный — абстрактная ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки отдельного стихотворного текста. Размер определяют в зависимости от системы стихосложения. В силлабике – по постоянному числу слогов, составляющих каждый стих… … Литературная энциклопедия

  • размер стихотворный — РАЗМЕ´Р СТИХОТВО´РНЫЙ ходовое и довольно точное выражение, характеризующее определенные метрические нормы, в пределах которых проходит стиховой ритмический процесс. Все метрические стихи, построенные на кратных повторах стопы, имеют определенный… … Поэтический словарь

  • Размер стихотворный — форма стихотворного Ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении (См. Силлабическое стихосложение) Р. с. определяется числом слогов (8 сложный стих, 11 сложный… … Большая советская энциклопедия

  • Размер стихотворный — см. Метр, Метрика и Стихосложение … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона