Моделирование жизненных ситуаций

Практическая работа по теме»Моделирование.Классификация моделей»

Практическая работа

по теме: «Моделирование. Классификация моделей»

Задание 1.

По материалам раздела учебника «Формализация и моделирование» заполните таблицу:

Что моделируется? (моделируемый объект)

Модель

Снег

Самолет

Глобус

Математическая формула

Деятельность авиакомпании

Задание 2.

Заполните таблицу ситуаций моделирования:

Жизненная ситуация

Моделируемый объект

Цель моделирования

Моделируемые характеристики

Модель

Чтобы объяснить сестренке движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус

Земной шар

Объяснение

Изучение

Форма земли и ее движение вокруг своей оси

Глобус

Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому

Объясняя движение Земли вокруг солнца, девочка носит глобус по комнате вокруг настольной лампы

Для подготовки организма к перезагрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге

Задание 3.

Определить, какие из следующих моделей материальные, а какие информационные. Выписать сначала номера материальных моделей, а затем информационных. Для чего предназначена каждая из моделей?

  1. Макет декорационного оформления театральной постановки.

  2. Эскизы костюмов к театральному спектаклю.

  3. Макет книги или журнала.

  4. Глобус.

  5. Географический атлас.

  6. Модель (макет) строения молекулы воды.

  7. Уравнение химической реакции, например,

CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

  1. Генеалогическое (родословное) дерево семьи Пушкиных.

  2. Макет скелета человека.

  3. Формула определения площади квадрата со стороной а: S=a2.

  4. Расписание движения поездов.

  5. Игрушечная модель паровоза.

  6. Схема метрополитена.

  7. График зависимости высоты тела, брошенного под углом к горизонту, от времени полета.

  8. Оглавление книги.

Задание 4.

Выбрать в приведенных в задании 3 примерах или придумать самим примеры, когда модели объектов реальной действительности используются для:

  1. Представления (репрезентации) материальных предметов.

  2. Объяснение известных фактов.

  3. Построение гипотез.

  4. Получения новых знаний об исследуемых объектах.

  5. Прогнозирования.

  6. Управления.

Задание 5.

Попробуйте объяснить, почему моделирование представляет собой один из основных методов познания.

Урок — практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей» методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Сероштан Е.А., учитель информатики

ресурсного центра МОУ СОШ №276 г. Гаджиево

Тема урока

«Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»

Цели урока

Получить представление о моделировании как

о методе научного познания.

Сформировать навыки определения моделей различных

типов для моделируемых объектов и процессов.

Сформировать навыки классификации моделей.

Познакомиться с компьютерными моделями.

Данный урок – практическая работа, в которую включены:

6 различных заданий по данной теме (задания расположены по возрастанию сложности);

упражнение на компьютере.

Перед выполнением практической работы учащимся необходимо ознакомиться с содержанием раздела «Формализация и моделирование».

План урока

Зачитывается эпиграф – цитата из статьи Н. Винера «Роль моделей в науке».

Учитель называет тему и цели урока.

Учитель знакомит учащихся с планом практической работы.

Выполняется разминка:

учащиеся повторяют основные понятия по

данной теме;

для заданного объекта моделирования

(планета Земля) учащиеся подбирают

различные типы моделей.

Учащиеся выполняют последовательно 6 заданий – заполняют выданные таблицы №1 — №6. Перед выполнением учащимися каждого задания учитель дает необходимые пояснения.

Учащиеся выполняют упражнение на компьютере (на рабочем столе находится инструкция к выполнению данного упражнения).

По окончании работы на ПК учащиеся заполняют таблицу №7.

Учащиеся сдают выполненные работы.

В процессе обсуждения заполнения таблицы №7 проходит подведение итогов практической работы.

Оценки за практическую работу будут названы на следующем уроке.

Ход урока

«Никакая существенная часть вселенной

не является настолько простой, чтобы

ее можно было постичь и ею управлять

без абстракций. Абстракция состоит в

замещении части вселенной, подлежащей

рассмотрению, моделью с подобной, но

более простой структурой…».

Н.Винер «Роль моделей в науке».

Повторение основных понятий.

Дан объект моделирования – наша планета.

Модели:

1) карта (графическая):

2) глобус (натурная или материальная):

3) рисунок (графическая):

4) фотография (графическая):

5) словесное описание (вербальная):

Земля — третья от Солнца планета. Имеет естественный спутник — Луну, которая, возможно возникла при столкновении с другим космическим телом в древности. В составе Земли преобладают железо (34,6%), кислород (29,5%), кремний (15,2%), магний (12,7%). Плотность вещества Земли, давление и температура возрастают к ее центру, или ядру, где плотность около 12500 кг/м^3, давление 3,6*10^11 Па, температура 5000-6000 Цельсия. Под воздействием гравитационного поля Земли, в условиях разогрева земных недр возникли и сформировались различные по химическому составу и физическим свойствам геосферы.

6) таблица с характеристиками (табличная):

Характеристики планеты Земля

Значения

среднее расстояние от Солнца

149,6 млн. км (1 а.е.)

средний радиус

6371,160 км

экваториальный радиус

6378, 160 км

полярный радиус

6356,777 км

масса

6*10^24 кг

период обращения вокруг Солнца

365,3 суток

период вращения вокруг своей оси

23 ч 56 мин (звездные сутки)

период вращения относ. Солнца (средние солнечные сутки)

24 ч

Разминка

Дайте своими словами определение понятиям и заполните таблицу.

Понятие

Определение

Формализация

Моделирование

Интерпретация

Задание 1. Моделирование.

Заполните таблицу 1, подбирая указанным объектам модели и указанным моделям объекты.

Что моделируется (моделируемый объект)

Модель

Снег

Самолет

Глобус

Математическая формула

Деятельность авиакомпании

Задание 2.1. Моделирование.

Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.

В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.

Заполните таблицу 2.1.

Примеры

Моделиру-

емый объект

Цель модели- рования

Модели-руемые харак- теристики

Модель

1.

Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.

Земной шар

Объяснение, изучение

Форма Земли и ее движен. вокруг своей оси

Глобус

2.

Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.

3.

При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.

4.

Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.

5.

На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.

Задание 2.2. Моделирование.

Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.

В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.

Заполните таблицу 2.2.

Примеры

Моделиру-

емый объект

Модель

Тип

модели

1.

Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.

Земной шар

Глобус

Натурная

2.

Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.

3.

При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.

4.

Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.

5.

На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.

Задание 3. Моделирование. Классификация моделей.

Существуют различные типы моделей: натурные, информационные, математические, текстовые, графические, социальные, политические, игровые, символьные, цифровые, химические, динамические, табличные, иерархические, учебные, экономические, компьютерные, функциональные, физиологические и т.д.

Попробуйте сформулировать определение: информационная модель – это … .

Можно составить несколько классификационных схем, выделив основания классификации (деления): по способу представления информации (текстовые, графические, символьные, табличные и т.д.), по области применения (политические, экономические, социальные и т.д.).

Заполните схему. Курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся.

Модели

Символьные Графические

текст диаграммы

формулы математические графики

формулы химические схемы

дорожные знаки рисунки

азбука Морзе чертежи

ноты картины

… …

Задание 4. Моделирование.

Среди представленных примеров вычеркните те, которые не

являются примерами моделирования; для оставшихся заполните таблицу. Дополните таблицу своим примером (№7).

Примеры

Моделиру-

емый объект

Цель модели- рования

Моделируемые харак- теристики

Модель

1.

Капитан корабля прокладывает по карте путь.

2.

Вместо кино друзья решили пойти на дискотеку.

3.

Ученик описывает сюжет повести и характеристики главных героев.

4.

В научном сборнике приведены формулы и схемы, позволяющие определить траекторию кометы Галлея.

5.

Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол.

6.

Сергей опоздал на автобус и едет на работу на такси.

7.

Задание 5. Моделирование. Модель объекта.

В таблице приведены примеры разных моделей одного и того же объекта – водяной мельницы.

Заполните новое поле «природа объекта-модели». Под этими словами понимается ответ на вопрос: что собой представляет моделирующий объект – материальный предмет, мысленный образ, рисунок, текст или что-нибудь еще.

Приведите свой пример модели (№6).

Примеры

Цель модели- рования

Модели-руемые харак- теристики

Модель

Природа объекта-модели

1.

В магазине игрушек продается действующая модель водяной мельницы

Досуг, познание

Внешний вид

Действие

Игрушка

Материальный предмет

2.

Перед постройкой водяной мельницы средневековый строитель рисует ее чертеж

3.

Изобретатель представляет, как погруженное в воду колесо начинает вращаться и вращать ось.

Проектиро-вание

Мысленный образ

4.

Путешественник записывает в запис. книжку точное описание водяной мельницы и фотографир ее, чтобы построить похожую у себя на даче

5.

Мастер-виртуоз по водяным мельницам по одной магнитофонной записи скрипа колеса определяет неисправности

Диагностика

— т.е. нахождение неисправнос-тей

Магнитофонная запись

Звуковая информация

6.

Задание 6. Моделирование. Модель процесса.

Кроме понятия «модель объекта» существует понятие «модель процесса». Процесс – это последовательное изменение состояния объекта (например, изменение размеров: высыхающее озеро, надувающийся шар, распускающийся цветок), или перемещение объекта в пространстве (изменение координат относительно какой-то точки отсчета).

Для приведенных примеров заполните таблицу, в первой колонке которой курсивом выделен моделируемый процесс.

Дополните таблицу своей ситуацией моделирования процесса (№6).

Примеры

Модели-

руемый процесс

Цель моде- лирования

Модели-руемые харак- теристики

Модель

1.

В аэрогидродинамической трубе макет самолета обдувают потоком воздуха

2.

Автор кулинарной книги составляет описание (рецепт) приготовления суфле.

3.

Математик выводит формулу распространения звуковой волны в вязкой жидкости.

4.

Автор пишет книгу «Как сделать ремонт в квартире»

5.

К стиральной машине приложена инструкция по эксплуатации.

6.

Задание 7. Компьютерные модели.

Инструкция к выполнению упражнения:

Перейдите Мой компьютер – диск D: .

Запустите программу дефрагментации: .

Выберите в качестве дефрагментируемого диска Диск D:.

В окне Программа дефрагментации диска нажмите кнопку Дополнительно и в появившемся окне способ дефрагментации – полная дефрагментация, затем нажмите ОК и Запуск, даже если будет сказано, что диск не нуждается в дефрагментации.

Когда дефрагментация начнется, нажмите кнопку Сведения, а в появившемся окне кнопку Легенда.

Понаблюдайте за процессом дефрагментации, не спешите выходить из программы дефрагментации, пока не рассмотрите все, что находится на экране.

Что в наблюдаемой вами картине можно считать ситуацией моделирования?

Заполните таблицу:

Что моделируется?

Чем моделируется?

Цель моделирования

Если в наблюдаемой вами картине ситуаций моделирования несколько, то уточните для себя, что моделируется в каждой конкретной ситуации – объект либо процесс.

Подготовьтесь к обсуждению последнего упражнения.

Завершающий этап урока

Учитель проводит с учениками обсуждение упражнения на компьютере и заполнения таблицы №7.

Ученики должны назвать:

моделируемый объект – Диск D:;

модель – рисунок диска на ПК;

тип модели – графический;

цель моделирования – уточнение, демонстрация устройства,

которое обрабатывает ПК.

моделируемый процесс – устранение расположения

файлов фрагментами, т.е. дефрагментация диска;

модель – анимация, т.е. изображение перемещающихся

фрагментов файлов;

тип модели – динамический;

цель моделирования – демонстрация происходящего процесса.

Выводы.

Существуют различные классификационные схемы моделирования в зависимости от основания классификации.

При необходимости создаются модели и объектов и процессов.

Для одного и того же объекта или процесса можно создать различные типы моделей в зависимости от того, какова цель моделирования.

Оценки за практическую работу будут названы на следующем уроке.

Урок окончен.

Моделирование в психологии

Моделирование в психологии (англ. modelling in psychology) — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности — моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием.

Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить следующие классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.

Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях — бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.

Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышлениеи т. д. Делаются первые попытки построить вещественные — гипотетические и бионические — модели психической деятельности.

Психологическое моделирование мыслительных процессов

Проблемой моделирования мышления в мире занимаются давно, однако, несмотря на большой поток (в основном прикладных) работ, область искусственного интеллекта испытывает сейчас значительный кризис и все чаще высказывается мнение об отсутствии общей концепции мышления и необходимости ее создании. Построение модели мышления как механизма управления поведением, обеспечивающего мыслящим системам возможность автономного существования в широком классе изменений условий внешней среды является одним из главных направлений работ сектора.

Поскольку поведения строится на основе хранящихся в памяти законов и правил, позволяющих посредством анализа, логического вывода и других преобразований входной информации, принимать решения, т.е. находить неизвестные пути к целям, формировать действия, предсказывать изменения и пр., причем не все законы заранее известны, то необходимым этапом становится обучение, т.е. основанный на наблюдениях, выдвижении и проверке гипотез поиск законов.

Именно с обучением связаны основные проблемы моделирования мышления, одна из которых состоит в том, что в исходных описаниях ситуаций число связываемых гипотезами характеристик чрезвычайно велико, из-за чего возникает так называемый «комбинаторный взрыв», когда перебор и проверка гипотез становятся практически нереализуемыми. Необходимо сокращение размерности исходных описаний. Вторая проблема связана с тем, что при случайно выбранном языке представления гипотез большая их часть, пройдя проверку на конечном множестве примеров, будут оставаться ненадежными, т.е. на новых примерах выполняться не будут. Единственная возможность – использование языка изначально согласованного с устройством мира.

Ведется разработка такого языка. Основу языка составляет понятие объекта пространства — времени. В качестве объектов могут фигурировать представления предметов, их частей, траекторий движения, процессы и пр. Каждому объекту и каждой его части соответствует свой канонический пространственно-временной базис, в котором задается его описание.

Со структурой языка согласовываются алгоритмы обработки входной информации и архитектура ассоциативной памяти, обеспечивающие процессы формирования понятий и законов и их использование при принятии решений.

Алгоритмы рассчитываются на высокую степень распараллеливания вычислений. М.Н. Вайнцвайгом и М.П. Поляковой построена теоретическая модель ассоциативной памяти, позволяющая инвариантно к локальным преобразованиям базисов и найденным ранее законам устанавливать частичное соответствие картин входа и памяти, распознавать объекты входных картин и отдельные их части, строить инвариантное предсказание ближайших контрастных событий.

При параллельной реализации выполнение указанных процессов обеспечивается в реальном времени.

В качестве одной из задач, на которых ведется отладка модели и ее коррекция, рассматриваются действия системы в мире движущихся предметов, где имеют место законы трения, соударения и отражения, взаимодействия масс, зарядов и пр. Цели системы состоят в выполнении в тех или иных местах пространства-времени ситуаций с заданными свойствами.

По мере обучения происходит постепенное расширение класса ситуаций, в которых обеспечивается возможность достижения целей.

Изучение процессов мышления позволяет моделировать их с помощью ЭВМ. Моделирование процессов мышления, с одной стороны, открывает перспективы для создания машин, решающих различные задачи. С другой стороны, применение методов моделирования способствует более глубокому изучению психических процессов. Поэтому программа вычислительной машины, выступая в качестве модели некоторых сторон мыслительной деятельности, является как средством исследования, так и средством автоматизации умственного труда.

Моделирование отдельных сторон мышления чело­века может быть реализовано на основе эвристических машинных программ (эвристическое программирование). В них с психологических позиций рассматривается поведение человека как сложной информационной системы. Цель состоит в том, чтобы построить систему-модель, поведение которой в выбранных ситуациях соответствовало бы поведению человека. Такая модель должна решать задачи, используя те же методы, способы и приемы переработки информации, которыми пользуется человек. На этом пути возникает проблема изучения алгоритмов переработки информации человеком, а также проблема изучения человеческих эвристик, т. е. способов решения задач человеком.

Эвристические машинные модели создаются следующим образом. Путем экспериментального исследования поведения человека при решении задач выбранного типа выявляются наиболее характерные приемы и методы решения. На этой основе выдвигается гипотеза об алгоритмах, описывающих выбран­ный тип деятельности человека. Для проверки гипотезы строится ее модель (в виде программы ЭВМ) и сопоставляется поведение модели и человека при решении задач данного класса. Результаты сопоставления используются для коррекции гипотезы и самой модели.

Для построения модели разработан также ряд способов, с помощью которых ЭВМ может решить поставленную задачу, если алгоритм ее заранее неизвестен. К этим эвристическим способам относятся: поиск правильного решения из некоторого множества путем перебора; ограничение перебора вариантов за счет опознания объектов исследования по некоторому набору их признаков; обучение машины стратегии поиска на основе закрепленного опыта; сокращение поиска путем предварительного планирования; нахождение закономерностей в исходных данных (индукция). Количество этих способов может быть увеличено, причем каждый из них включает свои подспособы.

Таким образом, эвристическое программирование основывается на двух моментах: на воссоздании некоторых интеллектуальных человеческих действий и на анализе специфических свойств и особенностей объекта, в отношении которого осуществляется программирование. В области практического использования эвристических машинных программ получены интересные результаты.

Созданные программы можно разделить на два класса.

К первому классу относятся программы, в основе которых лежит гипотеза об общих механизмах процесса решения задач. Особенностью таких программ является их обобщенный характер, возможность решения на их основе широкого класса задач. К ним относится, например, программа «Общий решатель проблем» (ОРП). Общий характер программы обусловлен тем, что она состоит из отдельных частей, каждая из которых занимается учетом определенных факторов. Основой ОРП является ядро программы, которое состоит из исполнительного алгоритма и арсенала эвристических способов формулирования, оценки и решения определенных задач. Программа работает в следующих основных понятиях: объекты (геометрические фигуры, выражения символической логики и т. п.) и способы преобразования этих объектов (операторы), которые изменяют состояние объектов, их свойства и различия между ними. ОРП может действовать в любой среде, в которой можно определить совокупность объектов и в которой эти объекты могут быть преобразованы или скомбинированы в другие объекты путем применения распознающих «операторов» или правил преобразования.

Ко второму классу относятся программы, созданные на основе наблюдения и анализа какой-либо конкретной деятельности и способные решать задачи, возникающие именно в этой деятельности. Примером является программа для решения задачи оптимального распределения операций между рабочими на конвейере. Эта программа была создана на основе анализа мыслительной деятельности инженеров — организаторов производства.

Заканчивая общую характеристику эвристических машинных программ, следует подчеркнуть, что в них используется упрощенная модель задачи с ограниченным перебором вариантов, но без полной гарантии получения оптимального решения. Рассмотренные программы еще далеки от человеческих эвристик. По сути дела, в них решается не творческая мыслительная задача, а более простая лабиринтная задача с известными областями поиска, начальными условиями и конечной целью. Для выработки новых алгоритмов в ходе решения используется методика перебора вариантов (проб и ошибок), но с известным сокращением. Моделируются лишь отдельные стороны мыслительной деятельности человека. Основной путь оптимизации рассмотренных программ состоит в приближении их к человеческим эвристикам, особенностям концептуальной модели, формируемой человеком.

Более полно особенности человеческого мышления учтены при разработке метода ситуационного управления. Метод предназначен для автоматизации процессов управления и основан на психологическом изучении мышления оператора. В результате исследований установлено, что процесс решения оперативной проблемы есть не столько выбор одного варианта, из нескольких возможных (как это принято в эвристических машинных программах), сколько формирование варианта, ведущего к решению. Этот принцип и ис­пользован в методе ситуационного управления. Суть его состоит в том, что ЭВМ строит внутри себя систему отношений или модель управляющего объекта, а дальнейшая стратегия управления формируется на основе динамики этой модели.

Метод ситуационного управления, являясь итогом психологических исследований процесса решения задач, может выполнять двоякую функцию. С одной стороны, это путь построения программ, позволяющих автоматизировать такие управленческие процессы, которые до его создания не могли быть переданы ЭВМ или автоматизировались не лучшим образом. С другой стороны, такой метод может быть рассмотрен как математический инструмент описания реальной мыслительной деятельности оператора в процессе решения сложных задач по оперативному управлению. Все это позволяет по-новому подойти к решению проблемы распределения функций между человеком и ЭВМ в системе управления, поскольку применение метода позволяет передать машине решение многих задач, которые еще недавно были доступны лишь человеку.

К настоящему времени метод ситуационного управления внедрен на ряде предприятий нашей страны. Причем везде, где он внедрялся, получен существенный экономический эффект.

Большой интерес представляют также машинные программы моделирования мыслительных процессов, в основу построения которых положено понятие логико-психологических координат (ЛПК). Эти программы базируются на так называемой операторно-гностической модели мышления. В ее основу положены две гипотезы: положение об «одноканальности» сознания и «многоканальное™» наглядно-содержательной интуиции и положение о несовместимости в осознаваемой части интеллекта операторного (связанного с выполнением операций) и логико-психологического (концептуального) компонентов мыслительного процесса.

Центральным звеном операторно-гностической модели являются ЛПК, которые включают в себя как эвристические, так и логико-алгоритмические компоненты. Логико-психологические координаты — это одновременно и условие познания соответствующих мыслительных механизмов, и путь разработки «психологического» обеспечения ЭВМ и АСУ. На основе экспериментальных психологических исследований анализируется роль ЛПК, которыми человек, находясь в проблемной ситуации, руководствуется в своей деятельности. Выявленные ЛПК используются затем для оптимизации машинных программ.

Рассмотренные подходы к созданию машинных моделей мыслительной деятельности являются составной частью более широкого научного направления, известного под названием «искусственный интеллект» и занимающегося созданием машинных систем для решения сложных задач. При этом не выдвигается в качестве обязательного условия имитация естественного интеллекта. Главное — чтобы машинные программы выдавали результаты, аналогичные тем, которые получает человек. Поэтому в общем случае работы в области искусственного интеллекта направлены не столько на моделирование существа познавательных процессов, сколько на автоматизацию сложных форм деятельности — автоматизацию, для которой достаточно описания внешнего поведения человека.

Как известно, в психологии и кибернетике различают три уровня сходства между мышлением человека и программами ЭВМ:

■ сходство результатов;

■ сходство общих методов и приемов;

■ сходство между последовательностями отдельных операций и деталей решения.

Работы в области искусственного интеллекта ориентированы в основном лишь на сходство результатов. В психологических направлениях этих работ (эвристические машинные программы, методы ситуационного управления и др.) делаются, кроме того, попытки получения сходства методов, приемов и последовательности выполнения отдельных операций. Однако эти попытки крайне ограничены, поэтому между интеллектом человека и его машинными аналогами (искусственным интеллектом) остаются принципиальные различия.

Психологическое моделирование

Психологическое моделирование заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).

Сопоставляя исходные условия психогенной ситуации с параметрами поведения объекта, можно, во-первых, получать косвенные данные об организации и работе психики, которые могут быть использованы для ее изучения и моделирования, во-вторых, выявлять корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что дает основания для выведения психологических закономерностей, и, в-третьих, разрабатывать эффективные приемы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи.

Основные особенности психологического моделирования

1. Естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика.

2. Искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет).

3. Применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимулького материала), технических устройств (например, экспонирующегооборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например, барбитуратов в некоторыхвидах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии).

4. Целенаправленность воздействий на объект.

5. Гуманизация воздействий.

6. Программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7. Регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения.

Сформировать психогенную ситуацию можно с помощью любого эмпирического метода психологии вплоть до спровоцированного наблюдения и интроспекции. Наиболее характерны в этом отношении, безусловно, лабораторный эксперимент, тестирование, психофизиологические и психотерапевтические методы.

Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы: исследования, диагностики, консультирования, коррекции. В психотерапевтической практике именно сами психогенные ситуации зачастую выступают инструментом оказания психологической помощи. Классический пример тому – психодрама, где, собственно, сценическое действо должно приводить к терапевтическому эффекту (катарсису). Специфическим видом психологического моделирования являются психотренинги. В них особенно ярко представлены все перечисленные выше признаки этого направления.

Практическая работа » Моделирование»

Задание 1. Моделирование.

Заполните таблицу 1, подбирая указанным объектам модели и указанным моделям объекты.

Что моделируется (моделируемый объект)

Модель

Снег

Самолет

Глобус

Математическая формула

Деятельность авиакомпании

Задание 2.1. Моделирование.

Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.

В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.

Заполните таблицу 2.1.

Примеры

Моделиру-

емый объект

Цель модели- рования

Модели-руемые харак- теристики

Модель

Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.

Земной шар

Объяснение, изучение

Форма Земли и ее движен. вокруг своей оси

Глобус

Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.

При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.

Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.

На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.

Задание 2.2. Моделирование.

Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.

В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.

Заполните таблицу 2.2.

Примеры

Моделиру-

емый объект

Модель

Тип

модели

Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.

Земной шар

Глобус

Натурная

Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.

При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.

Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.

На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.

Задание 3. Моделирование. Классификация моделей.

Существуют различные типы моделей: натурные, информационные, математические, текстовые, графические, социальные, политические, игровые, символьные, цифровые, химические, динамические, табличные, иерархические, учебные, экономические, компьютерные, функциональные, физиологические и т.д.

Попробуйте сформулировать определение: информационная модель – это … .

Можно составить несколько классификационных схем, выделив основания классификации (деления): по способу представления информации (текстовые, графические, символьные, табличные и т.д.), по области применения (политические, экономические, социальные и т.д.).

Заполните схему. Курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся.

Модели

Символьные Графические

текст диаграммы

формулы математические графики

формулы химические схемы

дорожные знаки рисунки

азбука Морзе чертежи

ноты картины

… …

Задание 4. Моделирование.

Среди представленных примеров вычеркните те, которые не

являются примерами моделирования; для оставшихся заполните таблицу. Дополните таблицу своим примером (№7).

Примеры

Моделиру-

емый объект

Цель модели- рования

Моделируемые харак- теристики

Модель

Капитан корабля прокладывает по карте путь.

Вместо кино друзья решили пойти на дискотеку.

Ученик описывает сюжет повести и характеристики главных героев.

В научном сборнике приведены формулы и схемы, позволяющие определить траекторию кометы Галлея.

Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол.

Сергей опоздал на автобус и едет на работу на такси.

Задание 5. Моделирование. Модель объекта.

В таблице приведены примеры разных моделей одного и того же объекта – водяной мельницы.

Заполните новое поле «природа объекта-модели». Под этими словами понимается ответ на вопрос: что собой представляет моделирующий объект – материальный предмет, мысленный образ, рисунок, текст или что-нибудь еще.

Приведите свой пример модели (№6).

Примеры

Цель модели- рования

Модели-руемые харак- теристики

Модель

Природа объекта-модели

В магазине игрушек продается действующая модель водяной мельницы

Досуг, познание

Внешний вид

Действие

Игрушка

Материальный предмет

Перед постройкой водяной мельницы средневековый строитель рисует ее чертеж

Изобретатель представляет, как погруженное в воду колесо начинает вращаться и вращать ось.

Проектиро-вание

Мысленный образ

Путешественник записывает в запис. книжку точное описание водяной мельницы и фотографир ее, чтобы построить похожую у себя на даче

Мастер-виртуоз по водяным мельницам по одной магнитофонной записи скрипа колеса определяет неисправности

Диагностика

— т.е. нахождение неисправнос-тей

Магнитофонная запись

Звуковая информация

Задание 6. Моделирование. Модель процесса.

Кроме понятия «модель объекта» существует понятие «модель процесса». Процесс – это последовательное изменение состояния объекта (например, изменение размеров: высыхающее озеро, надувающийся шар, распускающийся цветок), или перемещение объекта в пространстве (изменение координат относительно какой-то точки отсчета).

Для приведенных примеров заполните таблицу, в первой колонке которой курсивом выделен моделируемый процесс.

Дополните таблицу своей ситуацией моделирования процесса (№6).

Примеры

Модели-

руемый процесс

Цель моде- лирования

Модели-руемые харак- теристики

Модель

В аэрогидродинамической трубе макет самолета обдувают потоком воздуха

Автор кулинарной книги составляет описание (рецепт) приготовления суфле.

Математик выводит формулу распространения звуковой волны в вязкой жидкости.

Автор пишет книгу «Как сделать ремонт в квартире»

К стиральной машине приложена инструкция по эксплуатации.

Тема: Моделирование как метод познания.
Класс: 10 «А»
Дата: 17.11.2013г.
Цели урока:
1. Обучающая — сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания.
2. Развивающая – формирование компетентностей в решение задач, способность создавать моделей.
3. Воспитательная – усидчивость, концентрация внимания, инвариантность.
Программно-дидактическое обеспечение урока: схемы, плакаты, проектор.
Ход урока.
Организационный момент
Постановка цели урока.
2.1. Электромобиль на стенде выставки, телевизионная красавица, рекламирующая различные товары, макет здания, детская мягкая игрушка, математическая формула, теория развития общества – это все модели. Как же получается назвать такие разные понятия одним словом?
2.2. Существует огромное количество моделей. Как разложить их «по полочкам»? Как классифицировать?
Изложение нового материала.
Открываем тетради; записываем число, тему урока.
В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ этого объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело.
Запишем определение.
Модель- это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.
Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, явления или процесса называемого прототипом или оригиналом.
У вас может возникнуть вопрос: почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель?
Назовем несколько причин, по которым прибегают к построению моделей.
Приведите примеры следующих оригиналов.
В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности.
Примеры: теория вымирания динозавров, теория гибели Атлантиды.
Оригинал может иметь много св-в и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное слово, иногда полезно отказаться от менее существенных , вовсе не учитывая их.
Примеры: карта местности, модели живых организмов.
Оригинал либо очень велик, либо очень мал.
Примеры: глобус, модель Солнечной системы, модель атома.
Процесс протекает очень быстро или очень медленно.
Примеры: модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели.
Исследование объекта может привести к его разрушению.
Примеры: модель самолета или автомобиля.
И т.д.
Тогда что же такое моделирование?
Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, явлений и процессов.
– Что можно моделировать? Давайте вместе ответим на данный вопрос. В тетрадях будем фиксировать основные элементы моделирования.
Моделировать можно:
Объекты
Назовем примеры моделей объектов:
-копии архитектурных сооружении;
-копии художественных произведениях;
-наглядные пособия;
-глобус;
-детские игрушки;
Явления
Примеры моделей явлении:
-модели физических явлении: грозового разряда, магнитных и электрических сил;
-геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясения.
Процессы:
Примеры моделей процессов:
-модель развития вселенной;
-модели экономических процессов.
Поведение.
При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом ил решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход – он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других существ на земле.
Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Напр-р, рассмотри объект “человек” с точки зрения различных наук:
-в механике человек – это материальная точка;
-в химии – это объект, состоящий из различных химических веществ.
С другой стороны разные объекты могут описываться одной моделью. Например, в механике различные материальные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки.
Таким образом совершенно не важно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с х помощью дается отразить наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса. Моделирование – это метод научного познания объектного мира с помощью моделей.
IV. Закрепление изученного на практике
№1. Фронтальное задание (устно).
Мысленно представьте квадрат и составьте различные знаковые модели данного объекта.
Ответы: чертеж, текст, формулы.
№2. Заполните таблицу
Что моделируется? (моделируемый объект)
Модель
Снег
Самолёт
Глобус
Математическая формула
Деятельность авиакомпании
№ 3. Реальный объект имеет множество признаков, внутренних и внешних свойств. Для решения конкретной задачи мы принимаем во внимание не все свойства и признаки объекта, а выделяем существенные с точки зрения поставленной цели, которые и отражаются в модели. Выбор признаков и их количество производится из соображения необходимости и достаточности.
Для того, чтобы некоторое действие считалось моделированием, необходимо:
а) наличие цели моделирования (познание, исследование, презентация, проектирование), то есть – ДЛЯ ЧЕГО производится моделирование;
б) наличие моделируемого объекта (мысленного и реального) – ЧТО моделируется;
в) наличие самой модели – другой объект, заменяющий в некотором отношении моделируемый объект (объект-оригинал).
В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.
Например, на полигоне испытывают автомобиль, положив на задние сиденья три мешка с песком. Налицо ситуация моделирования: объект моделирования – пассажиры, моделирующий объект – мешки с песком, цель моделирования — изучение движения автомобиля с пассажирами. Моделируемый параметр пассажира – вес (остальные параметры игнорируются). Если же с помощью того же автомобиля исследуются возможные повреждения, которые водитель может получить при аварии, то помимо веса необходимо моделировать и форму тела, тогда мешок с песком не подойдёт, нужно взять манекен.
Заполните таблицу ситуаций моделирования:
Жизненная ситуация
Моделируемый объект
Цель моделирования
Моделируемые характеристики
Модель
Чтобы объяснить сестрёнке движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус
Земной шар
Объяснение
Изучение
Форма земли и ее движение вокруг своей оси
Глобус
Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому
Объясняя движение Земли вокруг солнца, девочка носит глобус по комнате вокруг настольной лампы
Семья готовится к перестановке мебели. Папа вырезал бумажные фигурки по форме мебели и двигает их по плану квартиры
На конкурс по благоустройству центральной улицы города архитекторы сдают свои рисунки
Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге
Для съемок фильма о средневековье в павильоне создают макет улицы старого города
В витрине магазина стоят манекены в модной одежде
Готовя к игре футбольную команду, тренер на макете футбольного поля передвигает фигурки, обозначающие игроков
На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу
При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителя
V. Домашнее задание.
Выучить определение основных терминов и понятий.
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок за работу на уроке.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ

Пожалуй, самые яркие примеры моделирования ситуаций мы встречаем в художественной литературе. Автор воображает ситуацию, создает образы, а далее заставляет события разворачиваться в нужном ему русле. Если автор талантлив, а психологические портреты его героев более или менее достоверны, то в процессе создания произведения происходит маленькое чудо. С определенных страниц сочиненная событийность выходит из-под контроля и начинает жить сама по себе. Герои говорят не то, что задумывал изначально автор, а их поступки кардинальным образом расходятся с тем, что было прописано по сценарию. Несмотря на подобное своеволие, писатели обычно радуются таким метаморфозам, поскольку прекрасно понимают, что заслуга подобного «оживления» принадлежит им. Они создали условия и предпосылки, а уж далее произведение «начало писать себя самостоятельно». Нечто подобное мы можем услышать от композиторов, архитекторов, кинематографистов. И хотя речь идет об условных событиях и условных героях, тем не менее факт «оживления» достаточно показателен. Именно таким книгам, картинам и мелодиям мы начинаем по-настоящему верить, и именно такие произведения оказывают влияние на нас и нашу жизнь. Что же в итоге создал художник? Красивую фантазию или явь? И что мешает нам провести параллель между творцами художественных произведений и обычными людьми? Вы можете сказать, что обычные люди книг не пишут, а музыку не сочиняют, и будете не правы. Все мы пишем одну и ту же книгу — книгу собственной жизни. А попутно сочиняем «книжные приложения» для своих детей, внуков, друзей и приятелей. Чем мудрее и обаятельнее человек, тем большее влияние он оказывает на окружающих. Иными словами, даже не будучи писателем, он моделирует ситуации, ориентируясь на собственные принципы и этало-ны.

Аналогичное воздействие на своих ближних могут оказывать и сильные «злодеи». Их мир суров, недоверчив и хмур, и точно такими же персонажами они окружают себя в семье, на работе, во всей остальной жизни. Главари шаек и всеобщие любимцы, заводилы — это все примеры самоде-ятельной режиссуры. Важно понять, что

мы воздействуем на мир самым непосредственным образом.

Разумеется, наше влияние не сказывается на всей стране, но этого по большому счету и не требуется. Достаточно того, что свой собственный маленький мир мы в состоянии перекроить по желаемому образу и подобию. В этом, кстати, и кроется главная проблема всех революционеров. Не в силах переменить к лучшему себя и свое ближайшее окружение, они устремляют свои помыслы к более глобальным высотам, стремясь опекать разом целые государства и нации. Подобное поведение крайне нелогично, тем не менее таких людей мы встречаем и поныне.

Человеку, не способному сладить с одним-единственным четвероногим другом, нелепо мечтать о целой собачьей упряжке. А потому изначально определитесь с собственным мировосприятием.

• Вы хотите помочь людям и переменить мир к лучшему? Прекрасно! Тогда начинайте прямо с сегодняшнего дня и начинайте с чего-нибудь конкретного. Например, с себя. Это и будет индикатором ваших творческих возможностей, вашего жизненного потенциала. Не сумеете сладить с собой, не спешите радовать своей опекой человечество.

Моделирование ситуаций — увлекательнейшая вещь, но начинать надо всегда с малого. И не важно, что из-менения коснутся не целой страны, а только вас лично. Во- первых, весь мир — наша проекция, а во-вторых, одержав первые скромные победы, которые произойдут благодаря вашей режиссуре, вы уверенно перейдете в стан творцов собственной судьбы. Тем более, что скромных побед не су-ществует. Гораздо существеннее, что это будут ваши лич-ные победы. И не забывайте:

события и обстоятельства влияют на человека ровно в той степени, в какой он сам выстраивает свои отношения с ними.

Я часто ссылаюсь на те или иные поговорки, поскольку во многом они мудры. Однако есть сентенции, которые тре-буют уточнения. Например — «история не терпит сослага-тельного наклонения». С одной стороны, действительно из-менить что-либо уже нельзя. Что бы было, если бы… Но ведь именно в этом вопрошающем посыле кроется первооснова любого мыслительного процесса! Историки, писатели, инженеры, «рядовые» люди — все мы прямо-таки обязаны допускать вариативность жизни.

Если я воспитываю ребенка, то каждый день спрашиваю себя, насколько правильно я поступил, наказав или похвалив его за тот или иной поступок, запретив ту или иную ша- лость. Даже доля сомнения позволяет нам двигаться посту-пательно, ибо мы можем анализировать совершенные ошибки, изобретать новые стратегии, испытывать их на практике и в свою очередь корректировать. Та же история нужна нам не как хрестоматийный свод имен и дат, а как пример величайшего человеческого путешествия по жиз-ненным прериям.

Задаваясь вопросом, почему тот или иной полководец поступил так, а не иначе, мы моделируем ситуации давно минувшего, допускаем альтернативные варианты и тем самым постигаем глубины человеческой психики.

Даже анализ своего небольшого прошлого способен очень многое дать человеку, и именно сослагательное наклонение позволяет ему по достоинству оценить деяния древних. Самое же интересное заключается в том, что категория сослагательного наклонения — вневременная. Почему? Да потому, что если вариативность прошлого позволяет выстраивать подробные картинки ушедшего времени, то ничто не мешает нам использовать туже категорию в собственном ближайшем будущем.

Проиллюстрирую это на следующем живом примере.

ПРИМЕР. Как придумать счастливый финал

Один мой товарищ как-то раз возвращался из неудачной командировки. Достаточно важный для предприятия договор так и остался неподписанным Вины в этом моего товарища не было — подвели смежники, но, зная об извечной любви начальства к поиску виноватых, он уныло представлял себе, как его будут распекать, какие слова при этом скажет директор, какие язвительные монологи произнесет заместитель. Мысленно он попытался воспроизвести свой возможный ответ на эти упреки и с отчетливым ужасом осознал, что ответ его прозвучит крайне не- убедительно Он представил, что голос при этом будет дрожать, а сам он, робея, будет, скорее всего, смотреть в пол…

Нарисованная картина получилась настолько яв-ственной и достоверной, что мой товарищ немедленно «переиграл» ситуацию, попытавшись «поднять голову» своему прообразу, а произносимый монолог сделать более аргументированным.

Но вышло еще хуже, потому что нарисованные «образы начальства» пришли в жуткое негодование, и град обвинений только усилился. При этом мой товарищ ни на секунду не сомневался, что именно так оно все и будет. А в следующий миг он понял, что оказался обладателем маленькой «машины времени», которой и не преминул воспользоваться.

Довольно точно мой товарищ рисовал себе ближайшее будущее, отвергал его, как непригодное и, внося коррективы, запускал по новому кругу. В конце концов он добрался до варианта, когда, не ожидая вызова на ковер, он сам устремлялся в атаку, заявляясь в кабинет директора, с порога начиная выражать свое возмущение поведением смежников. «Ход» оказался удачным, и, к собственному удивлению, отважный экспериментатор разглядел на лицах виртуального начальства полную растерянность. В дальнейшем мысленные картины рисовали вполне мирное развитие событий: моего товарища приглашали присесть, секретарша приносила чай с печеньем, и вдвоем с директором они спокойно, без нервов обсуждали сложившееся положение. Нечего и говорить, что о подобном исходе дела мой товарищ мог только мечтать.

И, преодолев себя, именно этот вариант он избрал как руководство к действию. Когда я, выслушав его рассказ, спросил, насколько точно совпала реальная картинка с мысленной, он с улыбкой ответил, что не было только чая с печеньем. В дальнейшем подобное моделирование мы стали прак-тиковать в беседах с большинством наших клиентов, и, по признанию последних, наиболее ощутимые результаты подобные сценарии приносили в семейных неурядицах. Более того, в некоторых случаях наши клиенты не просто избегали ссор и конфликтов, но в корне «переламывали» ситуацию, превращая негатив в позитив. Замечу, что многих из них приводило в восторг уже только то, что они способны были забегать в будущее на один, два и более ходов. Таким образом, из тактиков они превращались в стратегов, не просто умея предвидеть результат, но и делая его желанным и достижимым.

Разумеется, подобному моделированию за один день не научишься. Как минимум вы должны иметь допуск на «вну-треннюю сцену» своего мысленного театра. Кроме того, чтобы разыгрываемые спектакли действительно соответствовали реальной жизни, вы должны в какой-то степени быть художником и психологом. Если ничего не получается сразу, отчаиваться не стоит. Вспомните о тех же культуристах, месяцами и годами качающих мышцы. Между тем по сравнению с «серым веществом» мышечная масса значительно более консервативна.

Оперативно реагировать на меняющуюся действительность — основная функция мозга, а потому в доли секунд наши нейроны способны выстраиваться в сложнейшие схемы и цепочки.

Важно лишь ставить перед собой грамотные задачи и раз за разом повторять попытки. Для начала вызывайте в воображении статические картинки, по мере успеха «оживляйте» их звуком и движением. Мало-помалу от простеньких одноходовых задачек ваш мозг перейдет к объемным многоактовым постановкам.

Не беда, если количество ваших героев окажется невелико, а протяженность сцен не будет простираться далее двух ходов. Для решения большинства проблем этого окажется вполне достаточно. Даже если вы научитесь предсказывать только ваши собственные слова и эмоции, это уже будет несомненным успехом.

Согласитесь, умение контролировать свое будущее поведение, предотвращать шероховатости и возможные ошибки пригодилось бы каждому.

Овладев же искусством управления ближайшей дейст-вительностью, вы в должной степени оцените и магическую силу мыслеформ.

Моделирование опасных ситуаций

Афанасьева Татьяна
Моделирование опасных ситуаций

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Работая некоторое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Данная дидактическая игра может быть очень нужна детям старших и подготовительных к школе групп, потому что именно в этом возрасте родители понемногу начинают ослаблять сою опеку над детьми – оставлять их одних дома, посылать в магазин, отпускать на улицу самостоятельно.

Итак, моделирование опасной ситуации и выход из нее:

1. Ребенку предлагается поле для моделирования (картинка комнаты, кухни, детской площадки, лесной опушки или дороги)

2. Воспитатель сам предлагает назвать те или иные опасности, которые могут здесь быть. Например, на кухне может на столе лежать нож или бабушкины таблетки; в комнате может загореться телевизор, на дороге – машины, на детской площадке — опасные карусели и т. д.

3. После того, как ребенок перечислит те или иные потенциальные опасности переходим именно к моделированию. Воспитатель ставит перед ребенком проблему. Например, ты на детской площадке и к тебе подбежала злая собака. Расскажи, что ты будешь делать. Или – ты в своей комнате и вдруг загорелся телевизор. Как ты поступишь и что тебе понадобится для выхода из этой ситуации.

4. Ребенок с помощью дополнительных мелких картинок рассказывает алгоритм ухода от опасности.

Если у ребенка заранее будет заучен алгоритм выхода из опасности тем меньше вероятность того, что он поступит неправильно — спрячется под кровать при пожаре или постарается убежать от собаки, что делать ни в коем случае нельзя.