Методы и способы мышления

Содержание

Тест и теория по теме:
«Наука. Особенности научного мышления. Образование»ЕГЭ 2020 | Обществознание

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Какие из названных теорий следует отнести к фундаментальным научным открытиям?

1) классическая механика Ньютона
2) геометрия Лобачевского
3) теория эволюции Дарвина
4) все названные научные теории

2. Познавательно-объяснительная функция науки заключается в

1) составлении прогнозов о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов
2) познании и объяснении устройства мира и законов мирового развития
3) том, что наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащает производство новой техникой и технологиями
4) том, что наука воздействует на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений

3. Совокупность наук, изучающих общество в целом, называется

1) социологией
2) историей
3) обществознанием
4) антропологией

4. Какая из перечисленных наук не относится к социальным?

1) социология
2) история
3) культурология
4) литературоведение

5. Наука, изучющая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, называется

1) экономикой
2) социологией
3) политологией
4) антропологией

6. Наука, изучающая феномен власти и отношения, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности, называется

1) экономикой
2) социологией
3) политологией
4) историей

7. Первичным и элементарным методом социального познания является

1) эксперимент
2) наблюдение
3) моделирование
4) научное предвидение

8. Деятельность, осуществляемая в целях научного познания и состоящая в воздействии на изучаемый объект
(процесс) посредством специальных инструментов и приборов, называется

1) экспериментом
2) наблюдением
3) моделированием
4) научным предвидением

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼

>

Теоретический материал

НАУКА. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Наука — это сфера человеческой деятельности, ориентированная на получение, обоснование и систематизацию знания об окружающем мире.
Основная цель науки — получение истинного знания. Какое же знание можно считать истинным? Упрощённо говоря, это такое знание, которое, в отличие от заблуждения и др., полностью соответствует действительности.

Истинное знание имеет две основные особенности. Во-первых, оно объективно, т. е. не зависит от различных субъективных факторов. Во-вторых, оно общезначимо, т. е. с ним вынужден считаться каждый человек. Например, одни признают закон всемирного тяготения, другие — нет, но прыгать вниз с большой высоты всем им будет одинаково опасно.

Одним из отличий науки от других форм духовной деятельности является наличие парадигмы — совокупности представлений, идей, методов, принципов и т. д., которые приняты научным сообществом в определённый период времени. В связи с этим отметим, что по мере накопления нового знания, противоречащего принятой парадигме, в какой-то момент времени революционным путём происходит её смена (именно смена, т. е. замена на другую, а не модификация!). Поэтому и сам процесс развития научного знания, строго говоря, не является последовательным, т. к. периодическая смена парадигм происходит скачкообразно.
Заметим, что смена парадигмы иногда приводит к значительному изменению содержания некоторых научных понятий. Например, одним и тем же термином «время» в классической механике Ньютона и теории относительности Эйнштейна обозначают фактически разные понятия.

Ещё одной отличительной особенностью науки является наличие особого языка. Так, каждая из областей (подобластей) научного знания имеет свою специфическую систему понятий. Важно отметить, что логическое содержание научной терминологии, используемой в этих областях (подобластях), является одинаковым для всех национальных языков. Что же касается языковой формы терминов, то она определяется характерными для каждого языка словообразовательными моделями. Язык науки в первую очередь ориентирован на эффективную фиксацию и передачу научной информации. Особенностями научной речи являются понятийность, предметность, объективность, логическая последовательность изложения материала, обобщённость, аргументированность, наличие цитат, ссылок и др. Данные характеристики языка науки во многом обусловлены особенностями научного мышления.

Рассмотрим некоторые из этих особенностей подробнее.

1. Использование научной методологии — системы принципов и способов организации и построения познавательной деятельности. Отметим, что методологию можно рассматривать и как совокупность методов, которые используются в какой-либо науке.

2. Системный подход к изучаемому объекту. В основе данного подхода лежит рассмотрение этого объекта как системы, т. е. совокупности элементов, которые находятся в определённой взаимосвязи друг с другом и взаимодействуют с окружающей средой как единое целое.
3. Рациональная обоснованность принимаемых решений.
4. Логичность. Она основана на использовании общелогических методов, к которым относятся, например, анализ и синтез, индукция и дедукция.
5. Применение метода моделирования. Под моделированием понимают как процесс создания модели, так и использование моделей в исследовательской деятельности. Модель — удовлетворяющий критериям подобия образ изучаемого объекта в материальной или иной форме, который воссоздаёт все существенные для данной задачи свойства этого объекта и замещает его в ходе исследования.
6. Использование эвристических подходов для решения научных проблем. Научная деятельность — это прежде всего творчество. Французский математик А. Пуанкаре в работе под названием «Математическое творчество» выделил следующие этапы решения творческих задач в науке:

• более или менее длительный период неудачного поиска решения;
• определённое отвлечение от решения проблемы;
• озарение;
• проверка найденного решения.

Процесс развития научного знания мы рассмотрим на примере «жизненного цикла» научной теории, который схематически можно представить следующим образом: догадка —> формулировка гипотезы —> создание теории —> признание теории научным сообществом —> совершенствование теории —> кризис теории (вследствие накопления противоречащих ей фактов) —> появление новой альтернативной теории —> революционный переход научного сообщества от старой теории к новой.
По степени связи науки с практикой принято различать фундаментальные и прикладные научные исследования.

Фундаментальная наука исследует свой предмет глубоко и всесторонне с целью получить новые основополагающие знания и выяснить закономерности изучаемых явлений, результаты которых не предполагают непосредственного использования.

Прикладная наука использует достижения фундаментальной науки для решения практических задач.

Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Следует заметить, что чёткой границы между фундаментальными и прикладными науками не существует. Нередко результатом фундаментальных исследований становятся новые технологии, а в ходе сугубо прикладных исследований совершаются фундаментальные научные открытия. Так, решение сугубо прикладной задачи по улучшению радиосвязи привело к открытию реликтового излучения, которое подтвердило теорию Большого взрыва.

По мере роста специализации учёных и увеличения числа наук возникла необходимость в их классификации. В настоящее время существует множество таких классификаций. Чаще всего науки по характеру предмета исследования подразделяют на:

• естественные (науки о природе), т. е. математика, физика, химия, биология, медицина, астрономия и т. п.;
• технические (науки о технике), т. е. прикладная механика, баллистика, электротехника, агрономия и т. п.;
• общественные (науки об обществе), т. е. социология, экономика, юриспруденция и т. п.;
• гуманитарные (науки о человеке) , т. е. психология, лингвистика, культурология, литературоведение и т. п.

Иногда первые две группы называют точными науками, подразумевая, что их результаты имеют четкое количественное выражение, которое можно проверить с помощью эмпирических методов, и противопоставляя их гуманитарно-общественным наукам. Такое разделение не совсем верно. Например, некоторые разделы лингвистики или экономики являются вполне точными, в то время как в биологии и медицине ещё немало неточных знаний. На самом деле большинство наук стремятся стать точными, просто не все из них продвинулись на этом пути достаточно далеко.

С точки зрения применяемых методов говорят о формальных науках, куда относят математику и некоторые связанные с ней науки (логику, теоретическую информатику, статистику и др.), и об эмпирических науках (всех остальных). Особенность формальных наук состоит в высокой степени их абстракции и универсальности.

Научное познание происходит на двух уровнях: эмпирическом (сбор фактов) и теоретическом (обобщение собранных фактов, выявление закономерностей, формулирование теории). Каждому из них соответствуют свои методы. К эмпирическим методам, в частности, относятся:

• наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие объекта изучения без воздействия на него;
• эксперимент — исследование объекта или процесса путём целенаправленного воздействия на него в естественных или лабораторных условиях;
• анкетирование — письменный опрос, обычно массовый;
• интервьюирование — устная беседа с участником или очевидцем события.
Что касается теоретических методов, то к ним отнсятся уже известные вам: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, сравнение, классификация, индукция (получение нового общего знания на основе уже известных частных знаний), дедукция (получение нового частного знания на основе уже известных общих теорий) и т. д.

ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

С первых дней своей жизни человек претерпевает мощное влияние извне. В большинстве случаев это влияние весьма существенно сказывается на его развитии. Младенец, как губка, впитывает разнообразную информацию из окружающего мира, обретает свои первые знания и представления, а значит, определённым образом учится. Фактически с этого момента и начинается его образование.

Образование — это передача опыта, знаний, умений, навыков от преподавателей к ученикам, формирование у них определённых компетентностей.

Современное образование в широком смысле включает в себя всю систему дошкольного воспитания, начальную школу, среднее и среднее специальное образование в соответствующих учебных заведениях, высшее и последипломное образование, а также процесс беспрерывного образования и самообразования на протяжении всей жизни человека. Образование в более узком смысле — это педагогический процесс, цель которого — передача знаний, опыта и воспитание определённых качеств, а результат — усвоение некоторой суммы общих и специальных (в том числе узкопрофессиональных) знаний. Образование обычно определяют как процесс формирования знаний и духовного облика человека под влиянием интеллектуальных и моральных ценностей, процесс воспитания и самовоспитания.

Образование является основой интеллектуального, духовного, социального и экономического развития общества. Оно призвано обеспечить формирование разносторонней личности как наивысшей общественной ценности, развитие талантов человека, его умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, а также подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства.

Образование — это социальный институт, основными составляющими которого являются:

• передача и получение знаний (процесс обучения);
• система организации образовательной деятельности, представляющая собой совокупность заведений, обеспечивающих потребности общества и личности в достижении определённого образовательного уровня (система образования);
• уровень соответствующих компетентностей, сформированных у человека в процессе обучения (результат образования).

Таким образом, образование можно рассматривать как систему, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности.
Имеется много различных подходов к выделению функций образования. Как правило, к основным его функциям относят: воспитательную — активное целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у неё определённых качеств; познавательную — передача обучаемым различных знаний, представленных в системном виде. Среди функций непрерывного образования выделяют: компенсирующую — восполнение пробелов в базовом образовании, адаптивную — переподготовка в условиях постоянно меняющейся действительности, развивающую — удовлетворение духовных запросов и творческих потребностей личности.

Рассматривать особенности образования целесообразно в контексте общественно-исторического процесса. Как известно, доминирующей тенденцией развития современной цивилизации является переход от индустриального общества к обществу информационному. Если XX в. был веком энергетики и специализации, то XXI обещает быть веком информации и междисциплинарных подходов. В связи с этим вся система образования требует существенного обновления. Развитие данной системы сейчас осуществляется по следующим основным направлениям. Во-первых, образование должно стать действительно непрерывным, т. к. процессы пополнения и обновления знаний, духовного совершенствования личности будут осуществляться на протяжении всей жизни человека. Во-вторых, образованию должен быть присущ опережающий характер, т. е. чтобы оно было ориентировано на решение перспективных задач. В-третьих, необходимо сделать образование более доступным, в частности, путём широкого внедрения дистанционного обучения на основе использования современных информационных технологий.

Учитывая исключительную роль образования в эпоху информационного общества, ЮНЕСКО официально провозгласило XXI век «эрой образования». По мнению выдающегося американского учёного Э. Тоффлера, в этом столетии неграмотным будет считаться уже «не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться».

Основные тенденции развития образовательной сферы рассмотрим на примере высшего образования.

• Сосредоточение внимания учебных заведений на качестве образования (в рамках европейского образовательного пространства эта тенденция является ключевой).
• Адаптация учебного процесса к запросам и потребностям обучающихся.
• Массовость высшего образования (в ряде стран оно охватило весьма значительную часть населения; за последнее десятилетие число людей, обладающих им, удвоилось).
• Усиление определяющего влияния достижений науки на содержание и организацию учебного процесса, рост объёмов международных научных исследований в условиях расширяющегося сотрудничества между университетами и обострения конкуренции между ними.
• Значительная информатизация учебного процесса.
• Глобализация образования.
• Коммерциализация образовательной сферы (например, в США, где больше всего иностранных студентов, их обучение приносит многомиллиардные прибыли).

С 1 сентября 2013 года в России действует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которым установлена следующая структура отечественного образования:

• дошкольное (детский сад или специальные воспитательные заведения для детей);
• начальное общее (4 класса общеобразовательной школы);
• основное общее (9 классов школы);
• среднее общее (полный курс общеобразовательной школы); для граждан, не достигших 18-летнего возраста, получение основного общего образования является обязательным;
• среднее профессиональное (профессиональные училища, техникумы, колледжи);
• высшее образование — бакалавриат (как правило, 4 года в вузе);
• высшее образование — специалитет, магистратура (как правило, 5 лет для специалитета или 2 года дополнительно к бакалавриату в вузе);
• высшее образование подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура при вузах или научных учреждениях).

Система образования создаёт условия для непрерывного образования через реализацию основных и различных дополнительных образовательных программ для детей и взрослых (языковых, театральных, музыкальных школ, курсов повышения квалификации, заведений профессионального обучения и т. п.).

Одним из наиболее значимых для отечественной системы образования событий последнего десятилетия является подписание Россией 19 сентября 2003 года Болонской декларации. Присоединение к этой декларации определило главное направление развития отечественного высшего образования — интеграция в единое европейское образовательное пространство.

Участие в Болонском процессе для России в целом является положительным фактором, т. к. означает:

• сопоставимость академических ступеней;
• единую систему зачёта единиц трудоёмкости учебного труда (кредитов);
• мобильность студентов, преподавателей и учёных (т. е. их свободное перемещение из
вуза в вуз в границах всех государств — участников Болонского процесса);
• сопоставимость критериев качества образования.

Таким образом, при условии проведения эффективной образовательной политики Россия имеет все основания быть вполне конкурентоспособным участником европейской системы высшего образования. Тем более что у Болонского процесса появился новый ориентир — 2020 год (именно тогда планируется завершить создание общеевропейских механизмов обеспечения нового качества образования).

Назад к архиву материалов

Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире

Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.

Научное мышление — это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).

Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:

  • Что такое мышление? Это процесс исследовательской и познавательной активности человека, целью которого является объективное отражение в сознании сути предметов, явлений и объектов окружающей действительности.
  • Что такое наука? Это определенная деятельность людей, заключающаяся в разработке, систематизации информации о мире, целью которой является объяснение событий и явлений окружающего мира на базе законов.

Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.

Особенности

Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.

  • Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
  • Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем. Для науки важно предвидеть как объекты в их изначальном виде будут видоизменяться в какие-либо необходимые для человечества продукты. Это определяет одну из задач науки в целом – определить законы, в соответствии с которыми развиваются объекты. Способ научного мышления определяет возможность конструирования будущего из отдельных фрагментов, существующих в настоящем. Наука занимается тем, что выделяет верные «кусочки», части, формы, которые впоследствии станут нужными человечеству объектами или предметами.
  • Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.
  • Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
  • Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.
  • Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
  • Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
  • Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.

Научная картина мира

Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.

Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.

Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.

Связь научного и обыденного мышлений

В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.

Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.

Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.

Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.

Научное мышление в современном обществе

Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:

  • Первый тип – люди, которым близок стиль научного мышления. Этот человек активен, независим, гибок, любит все новое и позитивно относится к переменам. Такой тип любит споры и дискуссии, старается придерживаться объективной оценки мира.
  • Другой тип людей ориентирован на ненаучный способ познания. Им близко все загадочное, интересное, имеющее практическую пользу. Чувства для них важнее сути вещей, они не стремятся к получению доказательств и проверке полученных результатов. Важное место в жизни такого человека определяется вере, авторитетным личностям, их мнениям.

Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.

Научное мышление и его истоки

Теоретический материал

ЛЕКЦИЯ 1. НАУКА И НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОПОРТНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы научных исследований

для студентовдневной (заочной) формы обучения

специальности 6.030601 “Менеджмент”

Составитель: к.э.н., доцент Вершицкий А.В.
Рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры государственного и регионального управления от «12» октября 2010 г. (протокол №2 )

Симферополь, 2010

Цель данной лекции- дать общее представление о науке и науч­ном мышлении, пробудить у студентов интерес к этим явлениям челове­ческой жизни, показать, что научное мышление вовсе не оторвано от мышления обыденного и некоторые его элементы знакомы всем нам с детства, а кое-что пригодится в профессиональной деятельности. Мы также покажем, что общественные науки обладают интересной специ­фикой и что любая научная дисциплина — это весьма динамичное явле­ние, проходящее свои этапы развития, переживающее кризисы и даже революции. Таким образом, в данной лекции мы не будем погружаться в детали организации научных исследований, а затронем общие вопросы философии и истории науки.

В наши задачи входит ответить на следующие вопросы: Что такое научное мышление, и каковы его истоки? Что такое наука? Какие функ­ции наука выполняет? Каким образом специалисты классифицируют науки, и для чего это делается? В чем состоит специфика общественных наук и экономических наук, в частности? Как наука развивается?

Ключевые понятия лекции: научное мышление, абстрактное мыш­ление, наука, общественные науки, нормативная экономика, позитивная экономика, развитие науки, парадигма, «нормальная» наука.

Ключом к пониманию сущности науки и важнейшим атрибутом на­учной деятельности является научное мышление. Поэтому начнем раз­говор о науке с рассмотрения специфических свойств научного мыш­ления в его сравнении с мышлением обыденным.

В течение всей своей жизни человек познает окружающий мир. Цвета, звуки, запахи — они становятся доступны нам благодаря пяти ор­ганам чувств. Такой уровень познания называют чувственным. Однако не все знания о мире могут быть получены на чувственной ступени по­знания. Нет такого специализированного органа чувств, который улав­ливал бы закономерности так же, как, например, аромат шашлыка. Нет такого органа чувств, который позволял бы «нащупать» причины и след­ствия событий. Чувственный способ познания не позволяет проник­нуть в суть вещей. Законы, закономерности, причинно-следственные связи не могут отразиться в нашем сознании непосредственно, как вкус или цвет. Человек отображает существенные связи между явлениями опосредствованно — путем сопоставления различных фактов. Именно таким образом осуществляется процесс мышления.

Мышление — это один из познавательных процессов личности (наряду с ощущением, восприятием, памятью и воображе­нием), представляющий собой отражение в сознании человека сущности предметов и процессов объективного мира, их существенных свойств и отношений между ними.

Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях, которые не могут быть непосредственно вос­приняты на чувственной ступени познания.

Мышление классифицируют на обыденное (повседневное) и научное.

Обыденное мышление — это мышление, основанное на здра­вом смысле, на так называемом житейском опыте, обоб­щенном при помощи примитивного логического анализа.

Научное мышление — это мышление, направленное на позна­ние глубинной сущности реального мира и соответствующее критериям доказательности, объективности, системности.

Основные свойства научного мышления:

— направленность на познание глубинной СУЩНОСТИ мира;

— строгая ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ;

— ОБЪЕКТИВНОСТЬ (исключение всего субъективного, связанного с личностью ученого);

— СИСТЕМНОСТЬ знаний;

— широкое использование метода АБСТРАГИРОВАНИЯ;

— минимальное использование НОРМАТИВНОГО мышления.

Исследователи процессов мышления постепенно стали склонять­ся к выводу, что обыденное мышление не так уж «ненаучно», а науч­ное мышление не так уж оторвано от повседневности.

В основе обоих видов мышления лежат одни и те же механизмы познания. Обоим ви­дам мышления свойственны одни и те же ошибки (например, ошибка «после этого — значит вследствие этого»). Оба вида мышления широко используют прием абстрагирования.

Абстрагирование — это отвлечение от ряда конкрет­ных свойств объекта с целью выделения его существенных свойств.

Использование абстрагирования в обыденном мышлении позволя­ет человеку проводить простейший анализ жизненных ситуаций — срав­нивать, обобщать, классифицировать. Любой взрослый человек занима­ется тем, что сопоставляет объекты и явления, сортирует их. Для чего он это делает? Для того чтобы знать, как вести себя с этими объектами и явлениями. Ведь мы ведем себя по-разному с начальниками и подчи­ненными, мужчинами и женщинами, старыми и молодыми. Поэтому каждое наше действие основано на сознательном или бессознательном построении классификационных границ. Мы разделяем пищу на вкус­ную и невкусную, и от невкусной отказываемся. Мы разделяем людей на симпатичных нам и несимпатичных, и дружим с первыми. Описан­ный уровень абстрагирования — это простейший уровень, свойственный повседневному мышлению.

§ Для развитого научного мышления харак­терны более высокие уровни абстракции. Вообще говоря, весь процесс становления науки можно представить как процесс развития абстрактного мышления.

Какие существуют способы мышления у человека?

Здравствуйте, дорогие друзья!

От нашего способа думать зависит итог выполняемых действий. Мыслительный процесс — это глубокая и осмысленная переработка поступающей информации в форме течения мыслей, восприятия эмоциональных ощущений и визуальных образов.

Конечно же, происходит это в уникальных и неповторимых вариациях, степенях погруженности и увлеченности в происходящее: стиль и привычка думать, может быть повязана под логику и целесообразность, порой может быть полным бредом или эталоном вековой мудрости. Способы мышления влияют на становления человека в жизни и конечно же на его успешность.

Психологи различают виды модели размышлений по содержанию, а именно: наглядно-действенный вид, образный и абстрактный. Также существует распределение по характеру задач: практический и теоретический способ думать и конечно же по уровню оригинальности: репродуктивный или продуктивный (то бишь творческий, нестандартный) мыслительный процесс, который может помочь найти гениальные идеи.

  • Какие способы мыслить наиболее распространенные?
    • Логический
    • Геометрический
    • «Мозговой штурм»
    • Озарение или «внезапный удар идеи»
    • Дискретный
    • Диалектический

Доводилось ли вам ловить себя на мысли, что в зависимости от ситуации, вы применяете разные способы справится с трудностью? Часто люди усовершенствуют свой особый стиль и развивают уровень других видов и способов подумать, чтобы подходить к решению задач более эффективно.

Какие способы мыслить наиболее распространенные?

1. Логический

Конечно же, это наиболее популярный способ заставить свой мозг поработать. Логика характеризуется последовательными размышлениями по теме события. Как результат — выводы вытекают один из другого. И когда все кирпичики сложены воедино, человек осмысливает происходящее благодаря личным аргументам.

Зачастую такой процесс достаточно энергозатратный и занимает большой промежуток времени. Особь ссылается на внутренний диалог с самим собой, пытаясь просчитать все варианты. Такое умение отлично рекомендует себя в тех аспектах или навыках, где личность чувствует себя, как рыба в воде.

И при этом, если он столкнется с чем-то ранее не знакомым, то такой линейный процесс осмысления, может быть малоэффективным.

Универсальный способ добиться более высоких показателей — это совмещать плюсы различных типов мышления в зависимости от среды, в которой вы оказались и конечно же задач, что стоят перед вами.

2. Геометрический

Существуют люди, которые не могут сконцентрировать мозг на решении, пока не нарисуют шкалу, график или схему для более глубоко понимания. Такой вид мышления, обозначен длительным сбором информации и выражается графическим изображением предмета размышления.

На основе нарисованных элементов, особь может более конкретно и легче предугадывать окончательный результат, делать просчеты, понимать риски, возможности и перспективы.

Зачастую, прибегают к такому способу люди, которые имеют аналитический склад ума. Но научиться использовать некоторые фишки из их обихода не плохая идея! Развитие скрупулезной привычки использовать константы, первичные данные и вводные, а после понимать степень их изменений — немаловажный факт в избежании стратегических ошибок и странных поступков.

3. «Мозговой штурм»

Эта прекрасная методика демонстрирует свои сильные стороны при решении коллективных задач. Но освоив технику и особенности, вы можете проводить подобные набеги на свой разум в одиночестве и полном сосредоточении.

Вам может показаться, что мозговой штурм — это банальное общение. Но это не так! Это форма здравого, совместного мышления, когда информированные люди собираются вместе и благодаря совместным, мозговым усилиям, находят верное решение. В чем плюс, спросите вы?

Парадокс заключается в том, что скрытой и ударной формой мозгового штурма выступает сила «разумной мысли». У человека, увлеченного попытками найти идеальный способ решить поставленную задачу, из-за присутствия в помещении других людей, увлеченных тем же процессом, наблюдается повышение работоспособности.

Продуктивность мышления увеличивается, стандартны искореняются и в итоге мы имеем чистой воды продуктивное мышление с нотками креативных решений.

Именно из-за того, что человек не зацикливается на одной идеи, а продумывает целую массу ходов, у него открывается пространство для рождения нетривиальных вариантов реализации планируемого! Такой метод мышления полезно тренировать каждому человеку, ведь мозговой штурм применим и в обычных, житейских вопросах.

4. Озарение или «внезапный удар идеи»

Этот вид я назову «сверхскорость»! Суть его заключена в самом процессе выработке интересных находок. Озарение, зачастую, накатывает, как вспышка. Его действие не долгосрочное, но весьма продуктивное.

Человек в таком состоянии видит все мельчайшие подробности дела, с которым ему довелось столкнуться. Его глаза широко открыты, мир видится совершенно в ином свете и правильное решение находится моментально!

«Эврика!»- воскликнет он! Критический накал напряжения в мозге и непреодолимое желание найти выход из комнаты без углов, толкает нас на открытие в себе неведомых граней мышления.

Подобные вспышки озарения наблюдаются не только в работе ученых, первооткрывателей, но и у людей, попавших в условия, требующих немедленной реакции: угроза жизни, состояние аффекта и т. д.

Именно тогда он принимает решение, убегая от стаи собак, перепрыгнуть через двухметровый забор. Адреналин, спросите вы? — Не думаю, что только он всему виной, отвечу я.

5. Дискретный

Квадратно-гнездовой способ думать имеет свои весомые нюансы. При таком способе мышления, индивидуум думает и действует по принципу «забить гвоздь бумагой» и в момент работы или воплощения задуманного в реальность, он абсолютно не переживает за то, что аналогичное действие можно было бы выполнить лучше и эффективней.

Привычка думать и чесать затылок таким образом, наполнена шаблонностью, штампами, не умением предугадать результат и последствия своих собственных действий.

6. Диалектический

Диалектический способ мышления основывается на трудах древнегреческих философов, философия которых твердила, что если нужно добиться истины, то только путем раскрытия противоречий в мыслях противника и их преодоления.

Извечный поиск истин и постоянное сопоставление противоречий в собственных суждениях, с уверенностью можно назвать вышеупомянутым способом мышления, где проблема или задача, выступает в роли противника.

Каждый из нас сосредоточил в себе основополагающие принципы построения мысли и вспомогательные. Способы тренировки серого вещества рассчитаны на то, чтобы человек находил новые пути к становлению своей наивысшей работоспособности и «включенности» в огромный мир.

От того, насколько качественно и эффективно вы в важный момент отодвигаете эмоции в сторону — зависит и скорость реакции. Правда, творческим людям, наоборот стоит придерживаться своего эмоционального запала, иначе их уровень мотивации иссякает.

Грамотное варьирование между логикой и творчеством, то бишь то, что можно назвать «золотой серединой» здравого смысла и максимума из ваших возможностей можно назвать ежедневной работой над собой, что не имеет конечной точки своего развития.

Способы мышления.

Татьяна Адамовна Волкова
Способы мышления.

Способы мышления.

Самый известный способ – логический, он наиболее распространен среди населения нашего континента. Данный способ характеризуется последовательными допущениями – выводами, вытекающими один из другого. Мысли в данном варианте вырабатываются одна за другой и представляют собой процесс линейного типа. Характеризуется низкими скоростями и, как правило, сопровождаются внутренним диалогом. В процессе используется база навыков и знаний, наработанная человечеством и усвоенная данным человеком за предыдущий период времени. Способ неплохо работает в изведанных областях знания, но в новых областях малоэффективен.

Мышление стандартами. Способ придуман учеными и изобретателями. Наиболее известен в разработке методов данного способа Г. С. Альтшуллер, который разработал целую систему разновидностей стандартного мышления под названием «Теория решения изобретательских задач».

Геометрический способ характеризуется длительными сборами информации, выражения их графическим способом, и на основе построенных изображений (графиков, карт, схем) предугадывания дальнейших событий. Например, по графику можно предположить, как поведет себя тело при температуре, при которой испытания не проводились.

Мозговой штурм. На первый взгляд выглядит как простое общение. По сути это форма коллективного мышления, когда в одном месте собирается много информированных людей и начинают беседовать на волнующую их тему. Именно совместные усилия приводят к сильным решениям. Скрытой формой мозгового штурма является появление «умных мыслей» у человека, озадаченного решением проблемы или задачи в присутствии другого человека или группы людей. Исследования показали, что совпадение появления умных мыслей выходит за пределы случайного.

Озарение. Как способ можно охарактеризовать очень высокими скоростями. Озарение, как правило, идет вспышкой в течение некоего промежутка времени, в течение которого сознание воспринимает мир в совершенно ином свете. Неразрешимая задача может быть информационно доступна с многих точек зрения одновременно. Можно видеть мельчайшие детали процесса и решение сразу.

Яснознание. Данная форма мышления характеризуется очень отчетливым ощущением «знаю это» без тени сомнения. Обычно информация возникает как бы ниоткуда. Представляет собой разновидность интуитивного мышления.

Звуковая форма мышления. Поставив целью решить какую-нибудь задачу, человек начинает голосом звучать, подбирая частоту, тембр и звуки. Предположительно в этот момент времени становятся активными различные участки коры головного мозга и психики. Если человеку повезет, а при постоянной практике мастерство растет, человек сможет пообобрать такой звук, при котором решение приходит самостоятельно.

Импульсная форма. Характеризуется высокими перегрузками организма. Человек, пытаясь осмыслить задачу, напрягается изо всех сил в течение длительного времени. Потом отпускает все действия и начинает делать спокойную работу, расслабляющую организм. Это может быть вязание, просмотр телепередач, сон, просто сидеть, медитация. Во время расслабления приходят гениальные решения.

Образное мышление. Если в процессе осмысления и решения задачи быть максимально внимательным к мелочам, то действия окружения или посторонние предметы могут спровоцировать образ решения задачи без ментального вмешательства.

Видение. Странный, но очень эффективный способ решения нестандартных задач. В пример могу привести вопрос, который повергал в замешательство многих людей. «С какой скоростью должна бежать собака, чтобы привязанная к ее длинному хвосту консервная банка не гремела?»

Ни один из моих взрослых знакомых, в том числе и я не смогли ответить на этот вопрос. Но несколько детей, не нагруженных опытом, сразу отвечали: собака должна стоять (сидеть). То есть V = 0. Они видели ответ.

Сновидение. Мышление в сновидениях очень интересный феномен. Человек может находить разнообразные решения суперсложных задач. В процессе сновидений отключаются ограничители сознания. Это знают и используют отдельные изобретатели для своей работы.

Моделирование. Изготавливается модель задачи или инсценируется модель происшествия, чтобы наглядно видеть происходящее событие. Используется криминалистами и учеными.

Вхождение в образ. Человек входит в образ другого человека, существа, растения, и другого объекта с целью понять это. Погружение может быть настолько сильным, что человек полностью идентифицирует себя с объектом. Он чувствует, думает и живет как объект. Видимо это самая лучшая форма мышления, чтобы понять другого. Практикуется адептами эзотерических учений, йогами, живописцами восточных направлений. Ученые люди могут представлять себя предметом, который изучают. По преданиям, Королев, когда был молодым и решал простые задачи по усовершенствования сковороды, входил в ее образ так сильно, что реально представлял все деформации, происходящие в металле, что сильно помогло ему в данной работе.

Двигательная форма мышления. Характеризуется применением физических упражнений во время мышления. Вернее мышление в процессе не производится направленно. Человек ждет. В результате неудобных или наоборот удобных положений тела, энергетической активности во время бега, высвобождения дополнительных источников энергии мысли возникают в сознании самостоятельно. Одним из недостатков данного вида мышления является «выскакивание из головы» подобного рода мыслей. Рекомендую брать диктофон или иной инструмент для фиксации мысли на материальном носителе.

Индуктивное умозаключение

У этого термина существуют и другие значения, см. Индукция. Схема классического представления связи между теорией, эмпиризмом, индукцией и дедукцией.

Инду́кция (лат. inductio — наведение, от лат. inducere — влечь за собой, установить) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

Объективным основанием индуктивного умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.

Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве.

Также для доказательств используются метод математической индукции и трансфинитная индукция, которые позволяют осуществить полную индукцию для бесконечных счётного и несчётного множеств объектов соответственно.

История

Термин впервые встречается у Сократа (др.-греч. ἐπαγωγή). Но индукция Сократа имеет мало общего с современной индукцией. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узких определений.

Аристотель указал на особенности индуктивного умозаключения (Аналит. I, кн. 2 § 23, Анал. II, кн. 1 § 23; кн. 2 § 19 etc.). Он определяет его как восхождение от частного к общему. Он отличал полную индукцию от неполной, указал на роль индукции при образовании первых принципов, но не выяснил основы неполной индукции и её права. Он рассматривал её как способ умозаключения, противоположный силлогизму. Силлогизм, по мнению Аристотеля, указывает посредством среднего понятия на принадлежность высшего понятия третьему, а индукция третьим понятием показывает принадлежность высшего среднему.

В эпоху Возрождения началась борьба против Аристотеля и силлогистического метода, и вместе с тем начали рекомендовать индуктивный метод как единственно плодотворный в естествознании и противоположный силлогистическому. В Бэконе обыкновенно видят родоначальника современной индукции, хотя справедливость требует упомянуть и о его предшественниках, например Леонардо да Винчи и др. Восхваляя индукцию, Бэкон отрицает значение силлогизма («силлогизм состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова суть знаки понятий; если поэтому понятия, которые составляют основание дела, неотчётливы и поспешно отвлечены от вещей, то и построенное на них не может иметь никакой прочности»). Это отрицание не вытекало из теории индукции. Бэконовская индукция (см. его «Novum Organon») не только не противоречит силлогизму, но даже требует его. Сущность учения Бэкона сводится к тому, что при постепенном обобщении нужно придерживаться известных правил, то есть нужно сделать три обзора всех известных случаев проявления известного свойства у разных предметов: обзор положительных случаев, обзор отрицательных (то есть обзор предметов, сходных с первыми, в которых, однако, исследуемое свойство отсутствует) и обзор случаев, в которых исследуемое свойство проявляется в различных степенях, и отсюда делать уже обобщение («Nov. Org.» LI, aph. 13). По методу Бэкона нельзя сделать нового заключения, не подводя исследуемый предмет под общие суждения, то есть не прибегая к силлогизму. Итак, Бэкону не удалось установление индукции как особого метода, противоположного дедуктивному.

Дальнейший шаг сделан Дж. Ст. Миллем. Всякий силлогизм, по мнению Милля, заключает в себе petitio principii; всякое силлогистическое заключение идёт в действительности от частного к частному, а не от общего к частному. Рассматривая индукцию, Милль, во-первых, задаётся вопросом об основании или праве на индуктивное заключение и видит это право в идее однообразного порядка явлений, и, во-вторых, сводит все способы умозаключения в индукции к четырём основным: метод согласия (если два или более случая исследуемого явления сходятся в одном только обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина или часть причины исследуемого явления, метод различия (если случай, в котором встречается исследуемое явление, и случай, в котором оно не встречается, совершенно сходны во всех подробностях, за исключением исследуемой, то обстоятельство, встречающееся в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина или часть причины исследуемого явления); метод остатков (если в исследуемом явлении часть обстоятельств может быть объяснена определёнными причинами, то оставшаяся часть явления объясняется из оставшихся предшествующих фактов) и метод соответствующих изменений (если вслед за изменением одного явления замечается изменение другого, то мы можем заключить о причинной связи между ними). Характерно, что эти методы при ближайшем рассмотрении оказываются дедуктивными способами; напр. метод остатков не представляет собой ничего иного, как определение путём исключения. Аристотель, Бэкон и Милль представляют собой главные моменты развития учения об индукции; только ради детальной разработки некоторых вопросов приходится обращать внимание на Клода Бернара («Введение в экспериментальную медицину»), на Эстерлена («Medicinische Logik»), Гершеля, Либиха, Вэвеля, Апельта и др.

Индуктивный метод

Различают двоякую индукцию:

  • полную (лат. inductio completa) и
  • неполную (лат. inductio incompleta или per enumerationem simplicem).

Полная индукция

В полной индукции мы заключаем от полного перечисления видов известного рода ко всему роду; очевидно, что при подобном способе умозаключения мы получаем вполне достоверное заключение, которое в то же время в известном отношении расширяет наше познание; этот способ умозаключения не может вызвать никаких сомнений. Отождествив предмет логической группы с предметами частных суждений, мы получим право перенести определение на всю группу.

Схема полной индукции:

Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3, …, Аn.

  • А1 имеет признак В
  • А2 имеет признак В
  • Все элементы от А3 до Аn также имеют признак В

Следовательно, все элементы множества А имеют признак В.

Неполная индукция

Метод обобщения признаков некоторых элементов для всего множества, в который они входят. Неполная индукция не является доказательной с точки зрения формальной логики, может привести к ошибочным заключениям. Вместе с тем, неполная индукция является основным способом получения новых знаний. Доказательная сила неполной индукции ограничена, заключение носит вероятностный характер, требует приведения дополнительного доказательства.

Схема неполной индукции:

Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3, … Аk, … Аn.

  • А1 имеет признак В
  • А2 имеет признак В
  • Все элементы от А3 до Аk также имеют признак B

Следовательно, вероятно, Аk+1 и остальные элементы множества А имеют признак В.

Пример ошибочного результата:

  • В Аргентине, Венесуэле и Эквадоре говорят на испанском языке.
  • Аргентина, Венесуэла и Эквадор — латиноамериканские страны.

Следовательно, вероятно, в каждой латиноамериканской стране говорят на испанском языке.

Неполная И. по построению напоминает третью фигуру силлогизма, отличаясь от неё, однако, тем, что И. стремится к общим заключениям, в то время как третья фигура дозволяет лишь частные.

Умозаключение по неполной И. (per enumerationem simplicem, ubi non reperitur instantia contradictoria) основывается, по-видимому, на привычке и даёт право лишь на вероятное заключение во всей той части утверждения, которая идёт далее числа случаев уже исследованных. Милль в разъяснении логического права на заключение по неполной И. указал на идею однообразного порядка в природе, в силу которой наша вера в индуктивное заключение должна возрастать, но идея однообразного порядка вещей сама является результатом неполной индукции и, следовательно, основой И. служить не может. В действительности основание неполной И. то же, что и полной, а также третьей фигуры силлогизма, то есть тождество частных суждений о предмете со всей группой предметов. «В неполной И. мы заключаем на основании реального тождества не просто некоторых предметов с некоторыми членами группы, но таких предметов, появление которых перед нашим сознанием зависит от логических особенностей группы и которые являются перед нами с полномочиями представителей группы».

Задача логики состоит в том, чтобы указать границы, за пределами которых индуктивный вывод перестаёт быть правомерным, а также вспомогательные приёмы, которыми пользуется исследователь при образовании эмпирических обобщений и законов. Несомненно, что опыт (в смысле эксперимента) и наблюдение служат могущественными орудиями при исследовании фактов, доставляя материал, благодаря которому исследователь может сделать гипотетическое предположение, долженствующее объяснить факты.

Таким же орудием служит и всякое сравнение и аналогия, указывающие на общие черты в явлениях, общность же явлений заставляет предположить, что мы имеем дело и с общими причинами; таким образом, сосуществование явлений, на которое указывает аналогия, само по себе ещё не заключает в себе объяснения явления, но доставляет указание, где следует искать объяснения. Главное отношение явлений, которое имеет в виду И., — отношение причинной связи, которая, подобно самому индуктивному выводу, покоится на тождестве, ибо сумма условий, называемая причиной, если она дана в полноте, и есть не что иное, как вызванное причиной следствие. Правомерность индуктивного заключения не подлежит сомнению; однако логика должна строго установить условия, при которых индуктивное заключение может считаться правильным; отсутствие отрицательных инстанций ещё не доказывает правильности заключения. Необходимо, чтобы индуктивное заключение основывалось на возможно большем количестве случаев, чтобы эти случаи были по возможности разнообразны, чтобы они служили типическими представителями всей группы явлений, которых касается заключение, и т. д.

При всём том индуктивные заключения легко ведут к ошибкам, из которых самые обычные проистекают от множественности причин и от смешения временного порядка с причинным. В индуктивном исследовании мы всегда имеем дело со следствиями, к которым должно подыскать причины; находка их называется объяснением явления, но известное следствие может быть вызвано целым рядом различных причин; талантливость индуктивного исследователя в том и заключается, что он постепенно из множества логических возможностей выбирает лишь ту, которая реально возможна. Для человеческого ограниченного познания, конечно, различные причины могут произвести одно и то же явление; но полное адекватное познание в этом явлении умеет усмотреть признаки, указывающие на происхождение его лишь от одной возможной причины. Временное чередование явлений служит всегда указанием на возможную причинную связь, но не всякое чередование явлений, хотя бы и правильно повторяющееся, непременно должно быть понято как причинная связь. Весьма часто мы заключаем post hoc — ergo propter hoc, таким путём возникли все суеверия, но здесь же и правильное указание для индуктивного вывода.

> Интересные факты

  • Метод математической индукции — дедуктивный метод (назван так благодаря использованию аксиомы индукции).

См. также

  • Формирование понятий
  • Дедуктивное умозаключение
  • Аксиома выбора
  • Парадокс воронов
  • Проблема индукции
  • Статистический силлогизм

Примечания

  1. Индуктивная логика // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. А. А. Ивин. ЛОГИКА. Учебное пособие. Издание 2-е Москва Издательство «Знание» 228 с.
  3. Радлов Э. Л. Индукция, в логике // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Индукция // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  5. После этого, следовательно, по причине этого — логическая ошибка; некорректный ход рассуждения, согласно которому одно событие, предшествовавшее другому, объявляется его причиной…

Литература

  • Владиславлев М. И. Английская индуктивная логика // Журнал Министерства народного просвещения.1879. Ч.152.Ноябрь. С.110-154.
  • Светлов В. А. Финская школа индукции // Вопросы философии.1977. № 12.
  • Индуктивная логика и формирование научного знания . М., 1987.
  • Михаленко Ю. П. Античные учения об индукции и их современные интерпретации // Зарубежное философское антиковедение. Критический анализ. М., 1990. С.58-75.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Обновить статью, актуализировать данные.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы

Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность

В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.

Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

  • Формулировка вопроса
  • Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
  • Решение определённых задач для его ответа

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Главными отличительными чертами мышления являются:

  • опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
  • личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
  • обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
  • опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
  • социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
  • словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

  • Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
  • Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
  • Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).

В мышлении выделяются три группы.

Группы мышления Особенности Воплощение
Практическое мышление. Конкретно-действенное Решение конкретно поставленных задач. Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)
Художественное мышление. Конкретно-образное Использование отвлечённых мыслей и обобщения. Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)
Абстрактное мышление. Словесно-логическое Поиск закономерностей природы и общества. Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:

  • индукция — от частного к общему;
  • дедукция — от общего к частному;
  • анализ — разложение целого на составные части;
  • синтез — сбор составных частей в общую картину;
  • сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.

Выделяют три вида мышления:

  • Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
  • Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
  • Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)

Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы».

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.