Человек который никогда не опаздывает

Или вдруг ваш коллега начинает с неожиданным постоянством не поспевать на мероприятия, требующие обязательного присутствия с первых минут.

Заметили ли вы, что все, кто опоздал куда-либо, ведут себя в данной ситуации по-разному? Можно выделить несколько типов поведения. Одни явно чувствуют вину, им некомфортно, что они опять опоздали. Другие обставляют свое опоздание с большой театральностью, стараясь продемонстрировать собственную важность и подчеркнуть, что они невероятно загружены по сравнению с остальными. Психологи разделяют все опоздания на две группы – невольные и осознанные.

К невольным опозданиям относятся, как правило, постоянные случаи. Обязательно среди ваших коллег, знакомых найдется человек, который будет опаздывать везде и всегда. Психологи определяют этот тип как экстравертов, активных, настроенных на конечный результат труда, но такие люди живут в постоянном стрессе. Часто речь идет о тех, кто обладает повышенным чувством собственной свободы, с трудом принимает общие правила и нормы.

К этой же группе относятся и те, у кого с детства не сформировано чувство временных границ. Замечали, как ваша коллега собирается на важную встречу? Она, уже уходя, пять раз возвращается к компьютеру, чтобы проверить почту, а потом сломя голову летит, опаздывая минут на двадцать. Здесь налицо отсутствие самоорганизации, можно быть уверенным, что и к началу рабочего дня ваша коллега опаздывает с завидным постоянством.

Сюда же относятся и люди, которые не могут правильно рассчитать свои возможности, взваливают на себя кучу дел, планируют встречу за встречей, а между ними еще что-нибудь пытаются «втиснуть». Бесконечный стресс и, как правило, опоздания везде.
Причина опоздания

Сначала нужно прояснить, почему некоторые люди опаздывают всегда. Непунктуальность не врожденное качество, ее можно исправить, определив причину.

Одна из самых сложных причин — неосознанный эгоизм. Человек ставит свои интересы выше других, партнеры должны плясать под его дудку. Умного человека можно призвать к логике: посоветовать поставить себя на место его ожидающих.

Другой типичный случай – неправильный расчет времени. Совет: сохраняйте в своем графике запасные «буферы» – планируйте только две трети дня, а остальное время оставляйте свободным. Как правило, все мероприятия длятся немного дольше, чем вы предполагали, тут-то и пригодится запас времени.

Постоянно опаздывают и люди, которые склонны излишне оптимистично оценивать свои возможности. Им кажется, что они везде успеют, поэтому смело хватаются сразу за сто дел. Эту проблему можно решить, разобравшись с приоритетами. В день нужно планировать в первую очередь одно самое важное дело, а затем все другие — по степени значимости.

Иногда полезно воспользоваться старым добрым способом – переставить часы минут на 15 вперед: этот трюк помогает не в самую последнюю минуту выбегать на назначенную встречу.

Для психологов за опозданиями скрывается больше, чем просто неумение правильно ориентироваться во времени. Опоздание может быть и продуманным поступком – за ним будет прятаться протест или скрытая агрессия, или желание быть особо замеченным.

Если ваш коллега стал регулярно опаздывать на планерки с шефом, но остается пунктуальным в других мероприятиях, скорее всего, он демонстрирует таким образом несогласие с позицией руководства или правилами, заведенными в компании. Налицо тлеющий конфликт, недовольство, но как о нем заявить, человек еще не решил.

Иногда опоздание – хорошо продуманный посыл, направленный на объект личных переживаний с целью вернуть к себе внимание: «Отключу телефон, опоздаю, пусть поволнуется и наконец-то поймет, что я для него (нее) значу!»

Еще один пример «безобидного» опоздания, направленного на привлечение внимания коллег, например, к новой прическе или наряду. Ничего опасного, но нужно быть готовым, что ваш коллега склонен к авантюрам и театральным жестам.
Рычаги воздействия

Начальство имеет свои рычаги воздействия: если клиент пришел, а вас на месте нет, вашу работу могут передать другому сотруднику. Разумеется, вместе с вашим вознаграждением. Штрафовать за опоздание нельзя по закону, но разрешено лишить вас различных бонусов, премий, других привилегий.

А как противостоять опозданиям наших партнеров, если мы не связаны отношениями начальник – подчиненный?

Старайтесь не раздражаться, а спокойно покажите, что вам это не нравится. Если вы уже твердо знаете, что ваш партнер или приятельница опаздывают хронически, придумайте себе альтернативную программу на предполагаемое время ожидания заранее — можно взять с собой интересную статью или сделать пару звонков. Если вы договорились встретиться в ресторане — просто начинайте обедать в одиночестве, не дожидаясь знакомого.

В иных случаях можно несколько спокойнее относиться к недостаткам других: «Моя коллега всегда опаздывает минут на тридцать, но я уже к этому привыкла. А вообще-то она замечательный работник, и у нее есть еще много хороших сторон».

«Я постоянно опаздываю». Классификация причин

Случалось ли Вам опаздывать? На работу, на встречу, на свидание…
Минут на 10 – 15?.. Признайтесь.
Ну да, с кем не бывает. Будильник не сработал, задержал телефонный звонок перед выходом из дома, транспорт подвел… Конечно, с каждым может случиться. И это совершенно понятно и естественно.
Однако некоторые опаздывают постоянно. Чем доставляют массу хлопот как окружающим, так и самим себе. При этом никакие внушения, упреки, угрозы, заканчивающиеся клятвенными обещаниями провинившегося, что «этого больше не повторится», не помогают. И в следующий раз все повторяется в точности: опоздание – наказание – обещание… Ничего не напоминает?
А если заменить «опоздание» на «выпивание»? Именно! Очень похоже на игру в Алкоголика по Берну, основанную в свою очередь на психодраматическом треугольнике: Жертва – Преследователь – Спасатель. То бишь в нашем случае Жертвой оказывается опаздывающий, злой начальник (и/или осуждающие коллеги) – Преследователями, а добрые сослуживцы (друзья/знакомые), утешающие провинившегося «по уважительной причине», – Спасателями.
«Ах, какой я бедный и несчастный! Как жизнь моя трудна! Но я несу свой крест и буду нести дальше!..» – с наслаждением может воскликнуть наш страдающий герой после опоздания и следующей за ним кары.
Таким образом, пальму первенства в нашей классификации причин систематических опозданий можно смело отдать
1. Подсознательной потребности в наказании.
К первой группе относятся люди, пребывающие в позиции Жертвы, скрытые мазохисты. Из детства они вынесли опыт подобного выстраивания отношений с другими людьми. Монолог подсознания тут можно было бы представить примерно в следующем ключе: «Я не умею получить любовь/признание/внимание/симпатию иначе. Только когда я плохо веду себя, «они» ругаются на меня, кричат, бьют – именно так выражая свою любовь/неравнодушие ко мне…».
И теперь взрослый уже человек, как правило, абсолютно не осознавая обозначенной части своего «Я», и уж точно не связывая ее с опозданиями, продолжает реализовывать свою потребность в наказании, всегда и всюду опаздывая.
Вторая причина опозданий во многом похожа на первую –
2. Потребность во внимании.
Механизм формирования этой потребности еще в детстве аналогичен описанной выше. Отличается же данная группа индивидов тем, что именно внимание окружающих является их целью. Мотивом такого поведения могут быть и повышенная демонстративность, и отсутствие (либо нехватка) признания близкими, и одиночество. Подобного рода мотивированным не особенно важен знак получаемого извне внимания. Плюс или минус – не суть. Главное, что «меня заметили, я оказался в центре всеобщего внимания, я получаю свои «15 минут славы», обо мне говорят, меня обсуждают, во мне заинтересованы…».
Следующей причиной опозданий, в чем-то схожей с предыдущей, является
3. Потребность в признании.
Здесь речь идет о людях, которые убеждены в собственной неповторимости и ценности настолько, что требуют от социума всецело это признавать. Своим поведением, в частности, опаздыванием, представители этой группы как бы говорят: «Я особенный, мне нужны особые условия, не такие, как у других, я заслуживаю большего, чем остальные…».
Нередко они, в конце концов, добиваются своего, упорными опозданиями отвоевывая-таки себе «право» на особые условия. Правда, если в кругу друзей и знакомых на такого человека просто махают рукой (зная наверняка, что тот никогда и никуда не приходит вовремя), то на службе они рискуют быть отмеченными начальством… строгим выговором или увольнением.
Кстати о риске. Еще одной причиной систематических опозданий можно назвать
4. Потребность в риске.
К этой группе относятся так называемые неосознанные «адреналинщики». «Неосознанные», поскольку «осознанные» лазят по горам, прыгают с парашютом, участвуют в ралли и т.д., и т.п. Или выбирают себе профессиональную деятельность, связанную с опасностью. То есть сознательно реализуют свою жажду риска.
Тот же, кто лишь смутно таковую жажду ощущает, но не позволяет себе осознать и осуществить ее, дерзает, скажем так, на более безопасной почве. Например, рассчитывая свои передвижения впритык, не закладывая даже минимального люфта времени на возможные непредвиденные обстоятельства. При таких условиях опоздания неизбежны.
Если человек опаздывает только на работу, а в приватной жизни он вполне пунктуален, очевидно – что-то на службе его сильно не устраивает.
Тогда регулярные опоздания означают
5. Пассивный протест или желание уволиться.
Допустим, сотруднику не нравятся некоторые условия его труда, либо – отношения с руководством по ряду аспектов. Но обсудить это прямо, выйти на открытый диалог он по каким-то причинам не хочет. И выливается эта «болезнь» в постоянное опаздывание на рабочее место.
Такую же картину можно наблюдать у человека, вынужденного ходить на нелюбимую (а то и ненавистную) работу. Менять ее боязно, лень или невозможно сейчас. Но и идти на нее каждый день настолько морально-психологически тяжело, что организм требует хотя бы какой-то отсрочки. Отсюда и регулярные опоздания.
У всех пяти групп есть одна общая черта. Люди, в них входящие, выбрали в целом пассивную жизненную позицию. Позицию человека, не способного заявить о своих потребностях; откровенно говорить о том, что ему подходит, а что нет; не умеющего однозначно и недвусмысленно заявлять о своих чувствах. Они не решаются действовать активно, чтобы изменить то, что им не нравится, зачастую ожидая, что проблемы рассосутся сами собой. Словом, не готовы брать на себя ответственность за ситуацию.
Обращаем, однако, Ваше внимание, что изложенные пять причин имеют подсознательную природу. И опоздания здесь не носят характер целенаправленного вредительства – они являются следствием глубоко спрятанной психологической потребности индивида. Таким образом, замечания, обвинения и даже выговоры вряд ли в состоянии всерьез исправить положение вещей. Воздействовать на этих людей, скорее всего, возможно лишь косвенно. Так, хорошие результаты дает психокоррекция.
Вместе с тем бывают и сознательные опоздания. Вкратце перечислим их причины.
6. «Звездная болезнь».
Человек специально всюду прибывает позже назначенного времени, поскольку несет себя «в массы» с абсолютным убеждением – «Я звезда!». «Не гоже звезде приходить вовремя. Это же нонсенс! Народ должен знать своих героев. А если до сих пор не знал, то вот и узнает по опозданию и многозначительному появлению». Истоки такого поведения схожи с описанными в пунктах №№ 1 и 2. Но тут к потребности во внимании примешиваются чрезмерное самомнение, надменность, снобизм и т.п.
Две последние причины можно рассматривать как сигнал о наличии явного или скрытого конфликта – во взаимоотношениях между людьми либо внутриличностном.
7. «Забастовка», или активный протест.
Эта группа перекликается с № 5 (пассивный протест…). Разница в том, что человек, которого что-то во взаимоотношениях не устраивает, целенаправленно использует опоздания в качестве меры воздействия на своего оппонента – не сумев или не отважившись договориться с ним по-хорошему.
8. Конкуренция.
К примеру, ощущая внутреннюю неудовлетворенность своим служебным положением, сотрудник демонстративно приходит позже на работу, таким вот «оригинальным» способом конкурируя с начальством. Мол, «буду приходить, не во сколько вы мне велели, а когда я сам посчитаю нужным».
Часто подобное происходит, если человек давно уже вырос из своей нынешней должности, но не осмеливается говорить с руководством о повышении/боится занять более высокую позицию/не решается уйти и искать другую работу.
Такому «борцу» полезно было бы задать себе вопрос: «Чем и зачем меряемся?» Имело бы смысл разобраться со своими профессиональными амбициями, продумать карьерные перспективы и, в конце концов, принять взрослое решение. Поскольку, вообще говоря, опоздание «назло начальству» очень похоже на заявление 5-летнего ребенка в ответ на замечание родителей: «Буду писать и какать в штаны!»
В силу своей осмысленности, сознательные опоздания легче поддаются коррекции через административные меры воздействия. Тем не менее, и в их основе лежат психологические факторы. Следовательно, снять проблему также поможет работа с психологом.
При искреннем участии клиента, конечно.
Психолог Жанна Русецкая