Облака затянули небо

Стихи о природе на русском языке

ОСЕНЬ Тучи мрачно окутали весь небосвод — Это осень в дождях и туманах ползет, И застывшую землю, от стужи дрожа, Кобылица напрасно копытом скребет.
Нет уж больше травы на просторе степей, Смеха больше не слышно и гама детей, А деревья, иссохшие, как старики, Тянут к небу безлистые руки ветвей.
Уж дымится с овечьими шкурами чан — Износилась одежда, весь в дырках чапан, Чинят женщины юрту, заплаты кладут, И старухи свой ткацкий наладили стан.
Журавли в теплый край вереницей летят, Голодают верблюды и грустно глядят, Приуныли аулы — куда ни пойдешь, Не услышишь веселого смеха ребят.
Старики над остывшей поникли золой, Молча слушают ветер, холодный и злой, Рыщут по степи, ищут в норах мышей — Дома косточки им не дадут ни одной.
И уже ни травинки вокруг не найти, Пылью ветер заносит дороги в степи. Будь ты проклят, обычай глухой старины, Что мешает нам в юртах огонь развести!
1888 Перевод А. Готова
Лето Летом, когда тенисты деревья, И буйно цветут цветы на лугах, И на широких речных берегах Шумно раскидываются кочевья, Так высока в степи трава, Что спины коней видны едва. Вволю насытившись, кобылицы Не в силах, кажется, пошевелиться: Тихо стоят они у реки, Хвостами мух отгоняя лениво. Лишь весело скачут, резвы на диво, Жеребята и стригунки. Гусей и уток крикливых стаи То опускаются, то взлетают… Смехом и криками оглашая Степной простор далеко вокруг, Женщины юрты ставят ловко. Видны уверенность и сноровка В плавных движениях белых рук. Бай, объехав свои отары, Довольный скотом и самим собой, На статном коне трусит домой К закипающему самовару. Хозяйка льет из сабы кумыс. Уже домочадцы в кружок сошлись, А мальчик, посланный батраками, Вертится рядом, ластясь к маме, Просит жалобно: “Мяса дай!” В тени навеса готовят чай. И в ожиданьи горячего чая, На кошмах важно усевшись, баи Ведут беседу между собой. Пока один, не в меру болтливый, Трещит не смолкая, другие учтиво Кивают рассказчику головой. Старец дряхлый в белой рубашке Кричит чабанам: “Отгоните скот!” Мечтает бедняга, что бай позовет И угостит кумысом и барашком. Табунщики на лошадях лихих, В чапанах, поясом стянутых туго, К аулу спешат, обгоняя друг друга,— Усталыми кажутся лица их. А группа юношей с ловчей птицей На уток охотится и веселится. Если выпущенный из рук Стремительно беркут ввысь взовьется И крупного селезня схватит вдруг… Что было — прошло, и уже не вернется К бедняге, дряхлому старику. Он сделал все на своем веку И, праздно стоя на берегу, В угоду юношам громко смеется.

Сценарий мероприятия на тему «Абай Кунанбаев» (подготовительная группа)

Тема: «Великий сын казахского народа – Абай Кунанбаев»

Цель: Знакомство детей с великим поэтом, писателем и композитором – Абаем Кунанбаевым, его творчеством. Формирование у детей художественного вкуса и расширение знаний о поэтах и писателях города Риддера. Развитие эстетических представлений дошкольников в классическом русле, а также развитие памяти и выразительности речи. Воспитание казахстанского патриотизма, любви к художественному слову.

Слайды 1-5 (Виды Риддера)

Крайнова С.В.: Қайырлы таң, құрметті қонақтар және әріптестер! Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

В этот волнующий год, когда все казахстанцы готовятся отметить 550-летие со дня появления на свет казахского государства, мы решили вспомнить великих людей, так или иначе, сопричастных истории нашей страны, ведь в августе этого года нам предстоит празднование еще одной прекрасной юбилейной даты – 170-летие со дня рождения великого казахского поэта-просветителя Абая (Ибрагима) Кунанбаева.

Патриотическое воспитание является одной из главных составляющих воспитательного процесса. В годовых задачах нашего детского сада специально отмечается необходимость создания условий для всестороннего развития гражданско-патриотического потенциала детей дошкольного возраста.

И сегодня мы приглашаем вас в нашу Поэтическую гостиную Абая Кунанбаева. В нашей гостиной мы обратились к духовному наследию великого гения казахского народа, чтобы обогатить знания детей о жизни и творчестве поэта, культуре казахского народа, помочь понять огромное значение творений Абая для молодого поколения.

Обращение к его гениальным произведениям способствует формированию нравственных ориентиров ребёнка, развивает его эмоциональный мир, воспитывает гражданственность и патриотизм, уважение к истории и культуре Отчизны.

Абай Кунанбаев – великий сын казахского народа, память о котором сохранилась через века. Его именем названы улицы в Египте, Индии, Германии, России и многих других странах. Риддерцы тоже стремятся хранить память о мудреце и поэте Абае.

Имеющийся в нашем городе центр обучения языкам, возглавляемый Каржаубаевой Маржан Маметековной, дает возможность каждому риддерцу изучить язык великого Абая. Традиционными стали литературные вечера «Абаевские чтения», проходящие как на уровне города, так и республики. И сегодня мы приглашаем вас вместе с нами погрузиться в мир стихов Абая.

Слайд 7 (Портрет Абая)

Круг радости (на казахском языке).

Өмірде бір данышпан

Қалдырыпты өсиет

Кездескенде әр адам

«Қайырлы таң!» деу керек! (Дети садятся)

Крайнова С.В.: Нашу встречу откроет дедушка Шамиля Илюхина Нишан Зейнешевич.

Ата играет на домбре, исполняет песню на казахском

Черепанова С.В.: А сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам истории, познакомимся с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева, его поэтическим даром.

Слайды 8 и далее до 28

Слайд-шоу «Великий сын казахского народа – Абая Кунанбаева».

(С комментарии воспитателей)

Крайнова С.В.: Абай Кунанбаев служит источником вдохновения для людей всего мира. Скульпторы создают памятники, художники рисуют картины, поэты слагают удивительные стихи… Одним из таких поэтом стал Мыржакып Дулатов.

Слайд 29 (Портрет Абая)

Ксения Захарова. Чтение стихотворения «Абай»

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Крайнова С.В.: Одно из наиболее значимых мест в творчестве Абая занимают стихи о временах года.

Слайды 30,31,32 (Весна)

Валерия Иванихина, «Весна»

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер, цветочною пылью пыля,

Все живое обласкано солнцем степным.

Пестроцветным ковром расцветает земля.

Верблюжонка верблюдица громко зовет,

Блеют овцы, в кустах птичий гомон встает,

Мотыльки – над травой и в ветвях тополей,

Заглядевшихся в светлое зеркало вод.

Слайд 33 (Птичка)

Крайнова С.В.: Весна – одно из самых прекрасных времен года! Это обновление природы и человека, пробуждение кормилицы-земли к жизни. И сейчас мы с нашими ребятами исполним для вас песню «Көктем».

Музыкальная страничка

Дети и воспитатели исполняют песню «Көктем»

Крайнова С.В.: Нашу музыкальную страничку продолжает гостья Оразаева Гулим Акангалиевна

Слайд 34 (Джайляу)

Исполнение казахской национальной песни.

Крайнова С.В.: Музыка и поэзия – едва ли не самые ценные жемчужины человеческой культуры и сейчас мы с вами услышим прекрасные стихи Абая Кунанбаева.

Слайд 35 (Лето в степи)

Загайнова А., «Лето»:

В разгар весны и след простыл зимы,

Зеленый бархат покрывает лик земли,

Боясь отстать, выходят твари к солнцу,

Блага Отца спешат принять они.

Верблюдов и овец окот — в загонах шум,

От крыльев птах в оврагах – гуд и гул.

Когда любуются водой деревья и цветы,

Река, как пава, изгибается, журчит.

Невесты-девицы наряд готовят к лету,

Цветы и маки украшают землю.

В степи воробушки, соловушки в логу,

Кукушки в скалах, а удоды – «гу-гу-гу!»

Слайд 36 (Осень)

Илюхин Ш., «Осень»:

Тучи мрачно окутали весь небосвод –

Это осень в дождях и туманах ползет,

И застывшую землю, от стужи дрожа,

Кобылица напрасно копытом скребет.

Нет уж больше травы на просторе степей,

Смеха больше не слышно и гама детей,

А деревья, иссохшие как старики,

Тянут к небу безлистые руки ветвей.

И уже ни травинки вокруг не найти,

Пылью ветер заносит дороги в степи.

Будь ты проклят, обычай глухой старины,

Что мешает нам в юртах огонь развести!

Слайд 37 (Зима)

Харлов А., «Зима»:

В белой шубе, плечист,весь от снега седой.

Слеп и нем, с серебристой большой бородой.

Враг всему, что живет. С омраченным челом,

Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его – стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Брови грозно нависли – нахмуренный вид,

Головою тряхнет – скучный снег повалит.

Злится он, словно бешеный старый верблюд,

И тогда шестискладная юрта дрожит.

Слайд 38 (Абай в степи)

Черепанова С.В.: Больше всего на свете, больше собственной жизни Абай Кунанбаев любил свой народ. Все думы и помыслы великого мудреца были посвящены будущему страны казахов. Предвидя наступление нелегких, подчас тревожных времен, Абай оставил своим потомкам слова напутствия, которые составили целую книгу – «Қара сөздер – Слова назидания».

Выходят родители, читают стихи

Черепанова С.В.: Абай – величайший поэт Казахстана, почитаемый во всех уголках нашей Родины. Но в нашем городе тоже есть поэты и писатели.

Слайд 39 (Писатели и поэты Риддера)

Запуск слайд-шоу «Поэты города Риддера»

Черепанова С.В.: Ребята, кто из этих людей знаком вам? Кого из них вы знаете? (дети называют знакомых им поэтов)

Представление книг риддерских писателей

Крайнова С.В. В нашем городе во Дворце Культуры сейчас проходит выставка картин художников, посвященная великому Абаю. В Усть-Каменогорске прошла выставка «Познай Абая»

Слайды 40,41,42,43 (Кадры с выставки картин)

Появляется Жиренше.

Крайнова С.В.: Здравствуй, мудрый Жиренше! Добро пожаловать в нашу поэтическую гостиную!

Жиренше: Я приглашаю вас поучаствовать в викторине

Слайд 44 и далее до 57

1. Что означает имя «Абай»? – Осторожный, предусмотрительный

2. Каким именем Абая Кунанбаева нарекли при рождении? – Ибрагимом

3. Как звали маму Абая Кунанбаева? – Улжан

4. Как звали отца Абая Кунанбаева? – Кунанбай

5. Бабушку Абая звали …? – Зере

6. Известное произведение «Слова назидания» принадлежат перу …? – А. Кунанбаева

7. Абай Кунанбаев родился на земле ..? – Семипалатинской обл.

8. Прочитайте и определите жанр произведения.

Твёрже ногу, шагай смелей, —
И тогда не погибнет труд,
Речи тех, кто учит детей,
Как зерно в земле прорастут…

— Стихотворение

9. Кто из нижеперечисленных является прославленным риддерским поэтом? – К. Первушин

10. Автором книги «Под вершинами Трех братьев» является …? – М. Немцев

11. Стихотворение «Город-горняк» написано …? – А. Серовой

12. Кто изображен на на этой фотографии (слайд №35)? – К. Первушин

Жиренше: Молодцы, ребята! Хорошо отвечали, я дарю вам книжки со стихами Абая

Вручение книжек-малышек.

Слайд 58 (Портрет)

Черепанова С.В.: Сегодня мы с вами почтили память великого мудреца, поэта и композитора Абая Кунанбаева. И я верю, что присутствующие здесь участники и гости поэтической гостиной не забудут прозвучавших здесь назиданий Абая своим далеким потомкам.

Наши девочки представляют вашему вниманию казахский танец

Слайды 59-64

Черепанова С.В.: Благодарим наших дорогих гостей – Каржаубаеву Маржан Маметековну, директора Риддерского центра обучения языкам! Благодарим Садыкову Куралай Кауконевну, методиста центра обучения языкам! Благодарим всех участников нашей встречи, дорогих гостей!

Небо затянуто серыми тучами…

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Самостоятельная работа по теме «Сложносочинённые предложения. Пунктуация в них»

Самостоятельная работа по теме «Сложносочинённое предложение. Пунктуация в нём»

Задание:1)подчеркнуть грамматические основы в ССП;

2) обозначить сочинительные союзы между ПП в составе ССП;

3) указать значение ССП;

4) расставить знаки препинания.

1 вариант

Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.

Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт.

Тучи затянувшие небо уже подсвечивало жёлто-розовым и похоже собирался дождь.

Горячее лицо искало ветра да ветра-то и не было.

Не то было уже поздно не то просто спать захотелось.

Ласточки пропали а вчера с зарей всё грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.

На улице совсем близко полыхнула молния и раскатился гром и гроза набирала полную силу.

Самостоятельная работа по теме «Сложносочинённое предложение. Пунктуация в нём»

Задание:

1)подчеркнуть грамматические основы в ССП;

2) обозначить сочинительные союзы между ПП в составе ССП;

3) указать значение ССП;

4) расставить знаки препинания.

2 вариант

В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

Кое-где по стенам сочилась вода и слегка блестели известковые налёты.

Хозяин встретил нас у ворот держа фонарь над полою и ввёл меня в горницу тесную но довольно чистую.

Возвращайтесь скорее а то дети останутся без ужина.

Или я поеду на лето в деревню или придётся оставаться в городе.

Вдали поле с рожью точно горит огнём да речка блестит и сверкает на солнце.

На улицах ни клочка снега и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями.

Составьте пожалуйста текст из этих слов:Идёт дождь. Пасмурно.Небо затянуло тучами.Вдруг сверкнула молния.Зегремел гром.Началась гроза Туча-нависшая,синя-чёрная,свинцовая,тяжёлая,грозная,мрачная. Небо-безбрежное,блесконечное,грозовое,лучезарное,печальное,зизо-чёрная. Гром-отдалённый,ракатесный,весёлый,гулкий,делёкий,страшный. Гроза-буйная,жуткая,яростная,весенняя. Молния-багровая,золотистая,ослепительная,яркая,сверкающия.

Сочинение по теме «Гроза» Островский. 1.Смысл название пьесы Гроза . 2.Душевная драма Катерины в пьесе Гроза. 3.Конфликт поколений в драме Гроза. 4.К атерина и Казанова 2 полосы калиновского мира. Пожалуйста, очень нужно. Поставить в переходный глагол светить солнце Из статьи А. А. Бондаренко выбрано несколько лингвистических задач. Знание какого признака звука они оттачивают? − – В слоге один звук. Какой он: гла сный или согласный?− – В слоге два звука. Какие это звуки?− – В слоге три звука. Сколько в нем гласных? Сколько согласных?− – В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.− – В слове всего два звука. Сколько в слове слогов.− – В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли число слогов в этих словах? Объясните почему.​ Каковы правильные ответы? 1 и 4 ведь? Мне срочно нужен состав «Один мой день в лесу». 15 предложения. Мне срочно надо написать сочинение «Один мой день в деревне». Помогите пжл! Укажите случаи неверного сочетания слов по стилистической окраске: Многие жители слободки погибали в пьяных драках. Каковы правильные ответы? Эссе-расскажите о моменте из вашей жизни, когда вам показалось, что вашу работу переоценили и похвалили/наградили вас незаслуженно.