Поэзия золотого века стихи

Литературная гостиная «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Разработка внеклассного мероприятия.

Литературная гостиная

на тему:

«Любовная лирика поэтов Золотого века: Любви поклоняюсь во все времена»

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

ГБОУ ЛНР «Брянковская гимназия»

Жученко Д.Н.

Брянка, 2017

Тема

«Любовная лирика поэтов Золотого века. Любви поклоняюсь во все времена»

Цель:

Закрепить и расширить представление учащихся о любви – вечной теме искусства.

Развивающая:

Расширить знания и кругозор учащихся, обращаясь к ярким, неординарным образам, суждениям о любви, накопленных человечеством.

Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувства других.

Добиться осознанного восприятия различных видов искусства – литературы, музыки, живописи.

Познавательная:

Расширить знания о любовной лирике русских поэтов.

Познакомиться со стихами о Любви «Золотого века».

Воспитательная:

Воспитание высокого чувства любви, глубокого его осознания на примере русской поэзии.

Развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению;

Формирование ценностного отношения к искусству.

Содействие в развитии эмоционально-чувственной сферы личности подростков.

Формирование навыков позитивного отношения к благородному, созидательному, возвышенному чувству – любви, во всей полноте этого слова.

Способствовать формированию навыков серьёзного отношения к своему(ей) избраннику(це),

к созданию семьи.

Оформление:

Записи высказываний великих на доске (спроектировать на экран)

«Любить – значит делать добро».

Л.Н.Толстой

«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать».

А.В.Вампилов

«Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя».

Р.Роллан

«Самое большое счастье – это уверенность, что тебя любят».

В.Гюго

«Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего». О.Бальзак

«Всякое препятствие любви только усиливает его»

В.Шекспир

«У любви совсем нет глаз».

В.Гюго

«Жизнь – цветок, любовь – мед из него».

В.Гюго

посредине красиво оформленный длинный стол с красивой скатертью, соблюдая традиции 19-20 века, красивая посуда, статуэтки, канделябры, свечи…

За столом красивые стулья в белых чехлах.

Перед сценой ковёр, кресло, на которое накинут плед и лежит гитара, рядом журнальный столик с подсвечниками и книгами.

Ход мероприятия:

Учащийся читает наизусть стихотворение Роберта Рождественского

» Всё начинается с любви».

Всё начинается с любви…

Твердят: “Вначале было слово…”

А я провозглашаю снова:

“Всё начинается с любви!”…

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви.

Всё начинается с любви.

С любви! Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть –

Родная и вечная сестра любви.

Всё начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг –

Всё начинается с любви…

Весна шепнёт тебе: “Живи…”,

И ты от шёпота качнёшься.

И выпрямишься. И начнёшься.

Всё начинается с любви!

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. СЕГОДНЯ МЫ ОКУНЕМСЯ В МИР ПОЭЗИИ, МУЗЫКИ, искусства. Ближе познакомимся с творчеством Золотого века

Любовь самое благородное и созидательное чувство. Истинная любовь облагораживает человека, делает его лучше, обостряет в нем чувство ответственности за свои поступки и действия. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит.

В порыве любви люди совершают благородные поступки, создают великие творения. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве.

Преподаватель: С вашего разрешения, дорогие гости, мы отправимся в грандиозное путешествие сквозь пространство и время. 19 век дал миру произведения Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Фета, Тютчева и Грибоедова — невообразимое разнообразие поэтических талантов. Эти произведения, составившие «золотой фонд» не только русской, но и мировой литературы, живут и поныне, волнуя читательские сердца.

Ведущая

Жил Лермонтов,Толстой и Достоевский …
Любили жизнь, мир открывали молодым..
Стихи, романы писали золотые,
И век назвали золотым.

Ведущая

Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.

Ведущая. — Пушкин – сама гармония, само совершенство. Бесконечно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, А.С. Пушкин стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников.

1 Ведущая. — Попробуем «почувствовать» дыхание Поэзии Золотого века, «услышать» потаенные смыслы поэтических откровений…- и душа с душой заговорит.

ВЕДУЩИЙ Личность Пушкина — самая яркая среди поэтов Золотого века. Именно его именем ознаменовалась эпоха.

Влюбчивый, увлекающийся до беспамятства, поэт оставил множество любовных сти­хотворений, которые при многочисленности «адресатов» поражают тем, что с трудом поддаются обычной лирической циклизации. Остановимся на образе Елизаветы Воронцовой.

«Храни меня, мой талисман» и «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксавельевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки.
Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман».
Позже Пушкин в Михайловском часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Савельевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.) «На холмах Грузии», однако же, причисляют посвящение и Воронцовой, и будущей жене А.С. – Наталье Гончаровой

Учащиеся читают наизусть

«Талисман»

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман…

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя —
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»

«Храни меня, мой талисман»

«Сожженное письмо»

«На холмах Грузии»

Ведущий: на основе этого стихотворения был снят видеоролик. Стихотворение читает известный российский актер театра и кино, Артур Смольянинов. «На холмах Грузии»

ПОКАЗЫВАЕМ ВИДЕОРОЛИК

Ведущий

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.

Ведущий

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о жизни сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал.

В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Ей посвящено стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году.

Учащийся читает стихотворение

«Нищий» Михаил Лермонтов

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Учащийся читает стихотворение

«К* (Мы случайно сведены судьбою…)» Михаил Лермонтов

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель.
Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить

Еще одна вдохновительница произведений М. Ю. Лермонтова – Варвара Александровна Лопухина(Бахметева).

В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. “Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка”. (П. А. Висковатов)

Учащийся читает стихотворение

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья.

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей. (1832)

Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождавшая поэта. Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта – писал П.А. Висковатов. Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа “Герой нашего времени”.

Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.

Ведущий: Федор Иванович Тютчев,

Следуя пушкинским традициям, поэт передавал простые, правдивые чувства, проникнутые напевностью и мелодичностью стиха
Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него – борьба, мучение, безнадежность.
Одна из прекраснейших тем творчества Ф.И. Тютчева – любовь. Она вдохновила его на создание гениальной интимной лирики.

«О, как убийственно мы любим…». Так называется одно из самых ярких, чувственных и сильных произведений поэта. Поистине, шедевр создал Фёдор Тютчев, испытывая чувства к Е. А. Денисьевой.

Учащийся читает стихотворение ДОНЧЕНКО

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!.

Его искренняя любовь и забота пропитали стихотворение душевным теплом. Каждая строка полна переживаний и дум поэта. А вот стихотворение – воспоминание, написанное через год после смерти Денисьевой:

Учащийся читает стихотворение

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

В Санкт-Петербурге на Волковом кладбище находится усыпальница Денисьевых – Тютчевых. Место для нее и первый памятник выбрал сам поэт. Вместе с Еленой Александровной здесь покоятся и ее дети.

Ведущий : Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Ведущая. Это стихотворение, с которого началась громкая слава Фета, которое навсегда стало для многих русских читателей символом всей фетовской поэзии.

“Чистый воздух поэзии” – это особая атмосфера, в которую мы предлагаем вам погрузиться.

Говорить о стихах Фета на самом деле невозможно. Это всё равно, что пересказывать словами музыку. Лирика Фета дышит счастьем, свободой, надеждой.

Ещё в период военной карьеры случилась в его жизни первая и последняя любовь, окончившаяся трагически. И эту боль, и страшную горечь утраты он так и не смог пережить. Её звали Мария Лазич. Она была дочерью бедного помещика. К моменту знакомства с Фетом ей было 24 года, ему – 28 лет. Мария была бесприданницей. Ни богатства, ни титула, к которым стремился Фет, она ему дать не могла. «Я не женюсь на Лазич, – пишет он Борисову, – и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной – чище снега. Прервать – неделикатно и не прервать – неделикатно… Этот несчастный Гордиев узел любви, который чем более распутываю, тем туже затягиваю, а разрубить мечом – не имею духа и сил».

их судьба сложилась несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует “она”, овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его идеал, который звучал теперь только в стихах – воспоминаниях о ней. Стихотворение “На заре ты ее не буди…” овеяно чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленной. Многие стихотворения исполняли под музыку. Не исключение и это. Прекрасный романс, известным многим, мы сейчас предлагаем послушать

Звучит романс «На заре ты её не буди»

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

1 ведущий: Изменилось время, изменилась мода.

Но остаются вечными любовь, верность, честь, гордость…

1 ведущий. Накануне мы провели опрос: какие качества характера, по мнению мужчин (мальчиков), важны в женщине.

Вот какой результат мы получили. В каждом ответе были отмечены, прежде всего, доброта, ум, нежность, честность, скромность. Так же молодые люди отметили, что не хотели бы, чтобы девушка имела вредные привычки – курение, употребление спиртного, была хорошей хозяйкой, ценила семью и любила детей. Из всего этого, мы можем сделать вывод, что ценности остаются прежними, что женщина – милая, добрая, отзывчивая, ласковая, женственная, хрупкая, кроткая вызывает восхищение у мужчин во все времена. Она окрыляет, вдохновляет, дает силы творить и созидать.

Ведущий 2: Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение… И пусть благословенны будут женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов. Жизнь без любви не имеет смысла.

Я: Спасибо за помощь в организации сегодняшнего мероприятия, дорогие участники, а вам, уважаемые гости – за внимание. Надеемся, что наша литературная гостиная оставитя приятное впечатление.

Музыка

Топ-10 поэтов русского Золотого века

Когда кто-то в очередной стопицотый раз признается в любви к поэтам Серебряного века, меня подмывает спросить — а Вам из Золотого-то что нравится? Только не говорите «Пушкин и Лермонтов!», это еще пошлее и банальнее (хотя куда? куда?), чем «Блок и Есенин»… Да, это странный феномен (он же фенОмен) — люди обычно «любят» то, что уютно расположилось под самым их носом, и леняться протянуть руку даже на расстояние этой самой руки. Но это уже иная тема, а сегодня — топ-10 русских поэтов «Золотого века». Причем в стопятьсотый раз — моих любимых и на мой взгляд. Посему и обойдемся сегодня без Пушкина с Лермонтовым, и даже, прости-хосподи, без Боратынского…
Топ-10 русских поэтов «золотого века», за что они мне нравятся
1. «Намба ван» для русской поэзии и XIX, и XX, и даже для той ничтожной части, которая еще не шансон существует в XXI веке — это не Пушкин, и не Лермонтов и не, прости-хосподи, Боратынский, и даже не Державин, в котором еще бурлит, гремит и пенится вовсю век XVIII (и этим он хорош, ценен и приятен — и век, и Державин). Это Николай Карамзин. Уже слышу вопли — чо? как? да чо он написал? слязливые сантиментальные стишки! супротив Пушкина! Лермонтова! Боратынского! Да, собачки уважаемые мои, Николай Михайлович Карамзин. Потому что он дал всем перечисленным и тут, и ниже самое главное, без чего поэт хуже мычащего животного — язык. Карамзин изгнал из русского языка напыщенный стиль, которым принято было писать «пиитику» жалкими эпигонами и подражателями Ломоносова, Тредиаковского и того же Державина — все эти архаизмы, «героизмы» и «россизмы», бряцавшие, как бубенцы. Последовательно и кропотливо, всякими журналами и альманахами, Карамзин сверлил головы современников и вкладывал в них одну мысль, одну — стихи надобно писать «живым разговорным языком», а не «специальным пиитским». За что он, кстати, и был кумиром Пушкина, а еще и Жуковского, и Вяземского, и пр., и пр.
2. А вот «настоящим главным поэтом», который «красивые стихи не оторвать», для меня среди всего этого сонмнища, гульбища и вертепа талантов всегда будет Константин Батюшков. Потому что его стихи как ни крути и верти — «ни одного изъяна». Они красивы. Они мелодичны. Они не пусты, и в то же время легки, создается обманчивое впечатления того, что человек их писал «с листа, по вдохновению, прямо так» — никакой «натуги», никакой вымученности, никакого «сражения со словом и рифмой». Да, неспроста он в буквальном смысле слова жизнь положил за свои стихи — сгорел от перфекционизма и неудовлетворенности… М-да, после этого как-то еще больше не хочется возвращаться к своему уже написаному и как-то пытаться это улучшить — боязно-с.
3. «Почетное третье место», а в чем-то и свое первое, среди меня занимает князь-батюшка Петр Вяземский. Его многие «литератороведы» костерят «великим дилетантом», ругаются, что не создал ничего «великого и просто большого», что все его стихи — раздутое собрание писаний «на случай»… А вот такой он — из всех его стихов выпирает во все стороны огромнейшая, мощнейшая индивидуальность. Пожалуй, в этом он уделывает всех — и Пушкина, и Лермонтова, и, прости-хосподи… И рифмы у него «ширшавыя», и «правила грОматикЕ» он легко нарушает по требованию размера и большей выразительности. Зато слово острое, цепкое, хлесткое. Как у хирурга — холодный ум и твердая рука, и режет в самом нужном месте. И этому завидовали (про себя, хотя иногда и вслух) и Пушкин, и Жуковский, и Батюшков — и все они, к слову, были ему друзья. Поболе бы нашей поэзии таких дилетантов.
4. Птица пересмешник известна искусным подражанием другим птицам и даже голосу человека. Такова и поэзия Василия Жуковского, «певца чертей», как он сам себя называл за пристрастие к «могильным» сюжетам. Оригинальные его произведения, ИМХО, страдают чрезмерной легкостью — мысли простые, слова простые, размеры простые… Всё простое. Как килограмм пуха. Но стоит ему взять чужое произведение, даже просто сюжет — Шиллера, Гёте, Байрона, Саути и пр. — как появляются и смысл, и формы, и величие. Причем это не «просто перевод», а в лучшем случае «вольный перевод», или «переложение» — именно что Жуковский брал и создавал «что-то своё» . Поэтому он и не попугай, а пересмешник. Лучшая часть его стихов — как раз переводные баллады.
5. Бывает так — растет что-то красивое, благоухает в воздусех, и все вокруг ахают, и ждут — вот оно вырастет, и вот то-то будет… А оно не растет — разве что тупо увеличивается в размерах. Николай Языков всегда мастерски владел рифмой и ритмом, и начинал с веселых полушуточных посланий и юношеских обидчивых жалоб на «я вас любил, но теперь не люблю, и раз стопятьсот вам о сем говорю». Очень мило, местами даже «лучше Пушкина!». Но… годы шли, а Языков всё писал послания да жалобы, причем с годами в них становилось меньше веселья и юности, а больше желчи и старческого брюзжания. Апогеем стали его «славянофильские стихи», которые многие современники воспринимали как «грубости за гранью фола» или даже «стихотворные доносы». Однако при всей неспособности создать что-то большое и серьезное (а он это осознавал и сильно этим мучался) Языков до самой смерти оставался мастером виртуозной рифмы и слога… Ну вот так тоже бывает.
6. Ну вот Гомер — он же, по сути, известен лишь как автор дилогии «Илиада — Одиссея». Мильтон — создатель «Потерянного рая». А Паниковский вообще гуся украсть не смог. Зато каждое из этих произведений — мега-шедевр, за честь создать который любой поэт удавится а нету. Вот так и у Александра Грибоедова — всё, что не «Горе от ума», это водевили на грани пошлости, отрывки каких-то пафосных трагедий, да стихи на случай. Зато «Горе» — это такая глыба, которую народ давным-давно растащил на цитаты и крылатые слова, а это верный признак гениальности произведения. Ко всему прочему, «иной Алесан Сергеич» первым изобразил типаж русского интеллигента — умного, страдающего, свободолюбивого, а также напыщенного, болтливого и, по сути, бесполезного… Для нас, россиянских, эта вещь — она всегда посильнее, чем «Фауст» Гёте.
7. Примерно всё то же самое можно написать и про Николая Гнедича. Ну да, человек — навеки сам себе бюст «переводчик Илиады». Зато как перевел — двести лет никто не решился повторить, кроме Вересаева, у которого, положим руки-то на сердце, «не получилося», да Минского, которого с XIX века, ЕМНИП, вообще не переиздавали. (Говорят, некий Сальников перевел в 2011 году, но не видел, не знаю.) Со всеми этими своими «пал, и взгремели на павшем доспехи», или «мощною дланью на землю его он повергнул» Гнедич ухватил самую суть великой поэмы «про войну как про жизнь», и каждая строка в его переводе бьется, дерется и воюет… Ну да, филолухи ругаюца, что «пиравот-то не отентичнай!». Ну так, во-первых, идите и переведите «как следовает» (что-то не видать), а во-вторых, это недостаток Гнедича-переводчика, зато плюс Гнедичу-поэту.
8. Очень тяжело оставаться в «памяти потомков», если ты родственник, и даже хуже того — родной дядя гения, который совершенно справедливо тебя на голову выше и всяко одаренней. Но ведь не забывать же совсем, напрочь! Не заслужил этого Василий Львович Пушкин, любимый, к слову, дядя своего племянника Сашеньки (и не только за конфеты и баловство, а и за стихи тоже). Не заслужил хотя бы за «Опасного соседа», совершенно чудесную поэму про… драку в борделе двух поклонников одной дамы легкого поведения. Этой вещью восхищались все — и Вяземский, и Жуковский, и Батюшков. Кое-кто даже развивал «теорию ЗОГа» — типа, такой слабый поэт, как Васька Пушкин, такое не сочинит, спёр где-то. Но это уже сплетни — дядя, как всем известно, был самых честных правил…

9. Молодые дарования — оне «подают надежды», а в произведениях их «ищут задатки». И это хорошо, когда они вырастают, надежды оправдывают и задатки развивают. А ежели, как Дмитрий Веневитинов, так и умирают молодыми? Да, стихи свежие, «не без смысла», ровные и легкие. Но что бы из всего этого выросло — «новый Пушкин», как настаивают одни, или какой-нибудь Боратынский просто ловко строящий стихи «поэт второго плана»? Ведомо сие лишь одному аллаху… Но то, что осталось, позволяет верить в лучшее, а мертвый поэт эту веру уже никогда не обманет.
10. Не всем быть блестящими профессионалами и хладнокровными мастерами. Антон Дельвиг был барон человек впечатлительный, увлекающийся, внешне робкий и внутренне эмоциональный. А стихи его — на 146% дилетантские, такие же робкие, тяжелограненые, местами наивные и в целом похожие на творчество большого ребенка, тщательно копирующего «лучшие образцы», высунувши язык от усердия. Но именно этот милый дилетантизм придает поэзии Дельвига такое странное, неповторимое очарование, что резко выделяет даже среди всех вышеперечисленных — нет, он не лучше, он другой…

Детская литература

Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Никогда еще картина литературного мира не была столь пёстрой. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. ХХ век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества.

Детство стало одной из ведущих тем литературы. Человек-книга, в которую записана история мира. Только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. Человек-ребенок, книга для ребенка. Многие писатели перешли от разработки традиционной темы детства к созданию литературы для детей, к критике детских изданий.

Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Это отношение выражено в стихах А. Блока:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Акмеист О.Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека Нового времени:

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К.Бальмонт, А.Блок, П.Соловьева-Allegro. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка».

И.А.Бунин. Его рассказы и стихотворения посвящены России и русской душе. Тема детства также была в его поле зрения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под открытым небом», «Стихи и рассказы», «Полевые цветы». Одним из источников вдохновения был для Бунина мощно бьющий родник детских воспоминаний: (стихотворение «При свече»)

Сердцем помню только детство:

Все другое- не мое.

Он всегда набрасывал картины совершенно реальные, которые, однако, поражают гармонией красок, звуков и запахов, поэтому при чтении читатель переносится в тот давно минувший день и т.д.

ДЕТСТВО

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Воспоминания о детстве связаны для поэта со старым орловским поместьем- его родовым гнездом. Детство Б. было овеяно духом ХIХ века с его устоявшейся культурой. Дом хранил домашние ценности культуры. В стихотворении «Летняя ночь » передана атмосфера поместья, его теневая сторона, связанная со страшными местами и семейными рассказами:

«Дай мне звезду,- твердит ребенок сонный,- Дай, мамочка…» Она, обняв его, Сидит с ним на балконе, на ступеньках, Ведущих в сад. А сад, степной, глухой, Идет, темнея, в сумрак летней ночи, По скату к балке. В небе, на востоке, Краснеет одинокая звезда.

Тема материнства, связанная с мотивами природы и христианства, звучит в стихотворениях «Мать», «Матери», «На пути из Назарета», «Помню-долгий, зимний вечер…». Своему маленькому сыну Б. посвятил колыбельную «На глазки синие, прелестные…». «Все снится: дочь есть у меня…» — так начинается «взрослое» стихотворение «Дочь».

Произведения Б., в особенности стихи, — богатый источник для пополнения круга чтения детей.

К.Д.Бальмонт. Его отношение к детским книгам было самое трепетное. Он написал более 70 стихотворений для детей, посвятив их своей 4х-летней дочери; они вошли в сборник «Фейные сказки». Это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора, в кот. возродилась традиция детских стихов Жуковского (мальчик-с-пальчик). Легкомыслие сюжетов, отсутствие серьезных проблем отражено в названиях- Наряды феи, Прогулка феи, Находка феи, Забавы феи. Жизнь-череда мимолетностей. Зло не существует в фейном мире- есть только маленькие неприятности, оттеняющие общую безмятежность. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Фея-муза поэта, детский мир- мир его вдохновения. Естественное право ребенка и поэта на радость, красоту и бессмертие.

Б. называли «Паганини русского стиха», восторгаясь музыкальностью его речи. Слово и музыка рождают поэтический образ: «Золотая рыбка» (из взрослого сборника «Только любовь»):

В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.

Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.

Многие из «взрослых» стихов Б. можно предлагать детям с самого раннего возраста (весеннее первозданное чувство музыкальностьè доступность слов теряет свое значение).

А.А.Блок. Главная тема его поэзии- Родина, древняя, современная и будущая. Б. вслушивался в музыку революции, пытался угадать ход истории: детям предстоит войти в более тесное общение с народом, столкнуться с невежеством, жестокостью, нужно учиться технике -железный век как никак; сентиментальность по отношению к детям- великий грех, ибо может развить в них бездеятельность, неприспособленность к жизни è они станут несчастными безвольными людьми.(«Записные книжки»).

Спор о жестокости в народной сказке- фальсификаторы отфильтровывали жестокое, Б.против- нужно открывать детям глаза на народную действительность, готовить их к жизни вместе с народом.

Б. начал писать с 5-7 лет, увлекался журналистикой. Впоследствии рецензировал детские издания-главные критерии: 1) близость к народному творчеству 2) близость к детскому мировосприятию. Неясно, писал ли Б. именно для детей: он отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, устранял темные места + детские стихи помещал и в издания для взрослых.

Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Пасха и Рождество- важнейшие праздники. Каждое стих-е выражает лирическое состояние, характерное для данного времени года.

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

В этих стихах нет ничего символистского. Есть типичные для Б. приемы: черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Спокойствие чувств+реализм описаний. Лирический герой живет в золотом веке.

Сборник «Сказки» — драма перехода в железный век; мотивы русской мифологии, стихи трагического накала нужны детям в начале тревожных и мятежных дней.

Б. не настаивал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы поэзии для него едины. + тема поэтизации детской смерти.

Н.С.Гумилев. Акмеизм- искусство зрелого сознания+детски-мудрого незнания. Земной мир воспринимается с позиции путешественника и воина. Задача поэзии- воспитание мужества. Стихи в основном стилизаторские, идут от романтических мечтаний+широкие цветовые плоскости, простой и смелый рисунок, динамичная композиция. Названия стихов=подписи к картинам: Помпей у пиратов, Озеро Чад, Капитаны, Экваториальный лес и пр. Неизжитая детскость в личности поэта, forever 13. Происхождение понимание детского у Г.- стих. «Жизнь» — Гераклит уподоблял всю историю человечества играющему ребенку+идеи Ницше:

Да, я понял. Символ жизни- не поэт, что творит слова,

И не воин с твердым сердцем, не работник, ведущий плуг, —

С иронической усмешкой царь-ребёнок на шкуре льва,

Забывающий игрушки между усталых рук.

Ребенок для Г.- соединительное звено природной эволюции (царство растений-царство человека). Образ родины+ идея интернационального единства человечества (+Африка и Восток). Сначала публиковал взрослые стихи в детских изданиях. Главный вклад Г. в дет.лит- африканская поэма «Мик». (об осиротевшем негритенке, попавшем к абиссинцам-обхъединение племен+гибель его друга –француза Луи).В основе сюжета- детская игра в царя обезьян. Оптимизм+юмор. Заигравшиеся дети или цари? + китайская поэма «Два сна» (священная мудрость детской игры). + для детей пьеса в стихах «Дерево превращений». (ироническое переосмысление философии перерождений).

С.А. Есенин. Крестьянский поэт. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах преобладает крестьянско-христианское мироощущение=одушевление всего живого+содинение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи Е. вошли в круг детского чтения. (1910-1918): Береза, С добрым утром, Черемуха, Топи да болота, Нивы сжаты рощи голы , Поет зима-аукает… Ведущий лирический мотив- умиленное созерцание жизни.Природа+человек=покой, взаимосогласие. Шел от традиции народной песенной лирики. Источник образов- народная поэтичная речь.(+инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения). «Сказка о пастушонке Пете…» -отклик на привлечение несовершеннолетних к партийно-колхозной работе.

+Особая тема- маленькие сироты и беспризорники Сиротка, Побирушка. (безвинные слезы, скромные притязания, неправедный мир+празднично-веселый). Русь бесприютная. Сочувствие+понимание соц.последствий. Поэзия Е-классика для всех возрастов.

Соловьева Поликсена Сергеевна(Allegro). Младшая дочь историка С. М. Соловьева. Стихи публиковала под псевдонимом Allegro. Было выпущено пять авторских поэтических сборников. Помимо поэзии, П. Соловьева писала прозу (рассказы) и книги для детей. Семь лет, начиная с 1906 года, она вместе с писательницей Н. И. Манасеиной издает детский журнал «Тропинка», при котором возникло и издательство. Своей работы в литературе для детей Соловьева (Allegro) не прекращает и после закрытия журнала. Написанные главным образом от лица мужчины, стихи Соловьевой (Allegro) традиционны по форме, лишены резкой индивидуальности, полны печали и меланхолии. «Счастья нет, есть только отраженье Неземного в темноте земной». Революционные события 1905 года поэтесса восприняла как нечто животворное, но грозное, апокалипсически зловещее. Кроме «Инея», наиболее известные сборники стихов Соловьевой (Allegro), часто украшенные ее собственными вполне профессиональными рисунками, — «Стихотворения» (1899), «Плакун-трава» (1909), «Вечер» (1914), «Последние стихи» (1923).

Ребусы, головоломки, шарады и загадки, собранные, придуманные, нарисованные и изданные Соловьевой (Allegro), переиздавались в СССР, начиная с 1930-х и до 1960-х годов в различных журналах и сборниках по занимательному воспитанию без указания ее авторства. На них выросло несколько поколений советских детей.

Марина Цветаева. «Невзрослый» стих М.Цветаевой, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому. Чувствуешь, что этому невзрослому стиху доступно многое, о чем нам взрослым, мечтать нечего.

Мирок

Дети — это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук. Вечный беспорядок в золоте колечек, Ласковых словечек шепот в полусне, Мирные картинки птичек и овечек, Что в уютной детской дремлют на стене. Дети — это вечер, вечер на диване, Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей, Мерный голос сказки о царе Салтане, О русалках-сестрах сказочных морей. Дети — это отдых, миг покоя краткий, Богу у кроватки трепетный обет, Дети — это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ!

С ранних лет Марина почувствовала подавленный тоской гнев матери.
Компенсируя пустоту эмоциональной жизни, невнимательность мужа и разочарование во всем ,мать увлекалась романтической музыкой, поэзией, искусством. После смерти матери Марина тут же забросила занятия музыкой и начала серьезно писать стихи. Цветаева обожала дочь. «Моя мать очень странная. Моя мать не выглядит матерью. Матери всегда обожают своих детей и детей вообще, но Марина не любит детей… Она печальная, быстрая, любит поэзию и музыку, пишет стихи.

Осип Мандельштам. Авторы почти всех воспоминаний о Мандельштаме неизменно отмечают, что это был человек неистребимой веселости: шутки, остроты. Шуточными были и детские стихи 1924 – 1925 годов.

Стихи Мандельштама для детей

Все говорили Мандельштаму, что надо изучить детскую психологию: дети любят то, дети не любят того… Племянница О. М. – Татька – они очень дружили – получила от него «Кухню» и сказала: «Ничего, дядя Ося, можно перерисовать ее на «Муху-цокотуху»… Один Корней Иванович утешил. О. М. встретил его на улице и довольный пришел домой: «Знаешь, что сказал Чуковский! – Не думайте о детях, когда пишете детские стихи…» Детские стихи сочинялись, как шуточные – вдруг, и со смехом: «А так годится?..» Из своих книг он любил именно так сочинявшиеся: «Примус» и «Кухню»… Там коротенькие стишки, вроде поговорочек, присказок. Жарится яичница – стишок. Забыл закрыть кран на кухне – стишок… Сварили кисель – опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные. Любят ли их дети? Кто их знает… Ведь детям тоже надо привыкнуть к стишку, чтобы его полюбить.

А вот «Приглашение на луну» вовсе для детей не предназначалось. Это из «взрослых» стихов, и на луну приглашалась, наверное, вполне взрослая женщина, а дети как будто согласны считать его своим. Во всяком случае, те дети, которым О. М. их читал. С детьми он часто дружил и играл. Очень подружившись, даже читал стихи, но про луну или про «Наташу», которую выдают замуж. Впрочем, про «Наташу» девочкам постарше, и первой своей племяннице. Разумеется, после той Наташи, которая действительно выходила замуж.

Мне всегда казалось, что сочинение детских стихов – развлечение, отдых, такое же легкое времяпрепровождение, как шуточные стишки, которые сочиняются только с товарищами за веселым разговором, за чаем, за бутылкой вина.

Особенно много шуточных стихов он сочинял в Москве в тридцатые годы, обычно с Анной Андреевной. Она их любила и всегда очень смеялась А детские обычно со мной, а кой-какие тоже с ней. Может, мы с ней и жарили яичницу.