Как изменить темперамент?

Можно ли изменить свой темперамент?

Темперамент является одной из самых интересных и изученных в психологии особенностей человеческой психики. Темперамент не определяется как плохой или хороший, но люди задаются вопросом о том, как изменить темперамент, если его особенности не нравятся.

Что такое темперамент

Учение о темпераментах зародилось в период Античности и дополнялось по ходу развития человеческой цивилизации.

Темперамент – стойкая индивидуальная совокупность психофизиологических качеств личности, проявляющаяся в поведении и деятельности.

Темперамент определяет:

  • темп мышления и восприятия,
  • концентрацию внимания,
  • эмоциональность,
  • восприимчивость,
  • силу воли,
  • легкость смены рода занятий,
  • ритм и продолжительность активности,
  • локус контроля и прочие особенности индивидуальности.

Типы темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Темперамент предопределен типом высшей нервной деятельности, врожденными особенностями. Физиология мозга обуславливает психику, особенности темперамента.

Совокупность характеристик нервной системы порождает один из четырех типов высшей нервной деятельности:

  1. неуравновешенный сильный тип — холерик,
  2. уравновешенный подвижный сильный — сангвиник,
  3. уравновешенный инертный сильный — флегматик,
  4. слабый тип — меланхолик.

У темперамента есть позитивные и негативные особенности. Обычно у людей смешанный тип темперамента, с преобладанием одного типа.

Например, если человек на 45% меланхолик, 25% флегматик, 20% сангвиник, 10% холерик, то говорят что у него меланхолический темперамент.

Данные от рождения качества дополняются приобретенными в процессе воспитания и развития особенностями характера и формируют индивидуальность личности.

Характеристика типов темперамента

Каждый индивид уникален, втиснуть его в рамки той или иной типологии и классификации нельзя. В нестандартных ситуациях личность проявляется по-разному.

Спокойный флегматик бывает гневным и агрессивным, осторожный меланхолик совершает безумный поступок, легкомысленный сангвиник становится ответственным, холерик впадает в уныние.

Определение темперамента – первый шаг к познанию врожденных особенностей психики. Преобладающий тип темперамента определяется самостоятельно путем ознакомления с характеристиками четырех темпераментов.

Психодиагностические методики позволяют определить тип темперамента человека. Например, тест на темперамент «Личностный опросник» Г. Айзенка.

Типы темперамента и их характеристика:

  1. Меланхолик.

Положительные особенности:

  • чувствительность,
  • эмоциональность,
  • интуитивность,
  • отзывчивость,
  • не конфликтность,
  • альтруистичность,
  • ответственность,
  • осторожность,
  • внимательность,
  • скромность.

Отрицательные особенности: тревожность, мнительность, ранимость, пассивность, замкнутость, боязливость.

  1. Флегматик.

Положительные особенности:

  • спокойствие,
  • уравновешенность,
  • эмоциональная устойчивость,
  • целеустремленность,
  • трудолюбие,
  • надежность,
  • организованность,
  • верность,
  • рациональность.

Отрицательные особенности: медлительность, замкнутость, неразговорчивость, безынициативность, безразличие, цинизм.

  1. Холерик.

Положительные особенности:

  • активность,
  • энергичность,
  • инициативность,
  • сила воли,
  • выносливость,
  • работоспособность,
  • страстность,
  • выразительность и яркость чувств, речи, мимики.

Отрицательные особенности: неуравновешенность, порывистость, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, бесконтрольность, конфликтность.

  1. Сангвиник.

Положительные особенности:

  • оптимизм,
  • общительность,
  • активность,
  • артистичность,
  • обаяние,
  • креативность,
  • подвижность,
  • веселость,
  • богатство мимики и жестов,
  • легкость восприятия жизни.

Отрицательные особенности: безответственность, легкомыслие, непостоянство, инфантильность, поверхностность.

Тип темперамента остается неизменным, в незначительной степени преобразовываясь в процессе жизнедеятельности.

Человек развивает положительные черты темперамента и учится компенсировать отрицательные, но сменить тип темперамента нельзя.

Меланхолик не превратится в холерика, но может развить в себе некоторые черты холерического темперамента.

Постоянство негативных особенностей темперамента корректируется, когда личность развивается, воспитывается характер, вырабатываются необходимые навыки и умения.

Коррекция темперамента

Работая над собой, индивид может достичь много, измениться, вырасти как личность.

В жизни человеку случается сожалеть о нехватке той или иной особенности темперамента. Как изменить темперамент так, чтобы научиться в определенной ситуации реагировать непривычным образом, а в остальном оставаться собой?

Нужно ценить и любить индивидуальность, а не стремиться к идеальности или нормальности. Но для адаптации в социуме, улучшения межличностных отношений и достижения поставленных целей, нужно развивать недостающие качества, черты, формировать навыки и привычки.

Этапы самостоятельной коррекции темперамента:

  1. Определение темперамента. Провести диагностику типа темперамента, отметить отрицательные и положительные стороны. Обозначить те из них, которые нуждаются в коррекции. Так как врожденные качества изменить нельзя, задуматься над тем, какие черты и навыки развить, чтобы гармонизировать психику.

Например, присущую меланхоликам застенчивость компенсировать, обучившись навыкам общения.

  1. Подумать, нужны ли изменения и просчитать их возможные последствия. Помимо желаемых результатов, предположить возможные негативные последствия изменения личности.

К примеру, если холерик научится быть уравновешенным, не станет ли жизнь казаться ему скучной без проявления ярких эмоций?

  1. Целеполагание. Сформулировать цель работы над собой, обозначить сроки, способы и средства ее достижения. Определить признаки достижения цели.

К примеру, сангвиник учится доводить начатое дело до конца и ставит такую цель. Находит задания, которые нужно выполнить в конкретный, продолжительный по времени срок. Затем узнает, что для этого потребуется и определяется, что если сумеет довести начатые дела до конца, цель достигнута.

  1. Определение ресурсов. Найти подходящие обучающие и развивающие методики, упражнения, курсы, психологические тренинги. Прочитать советующую литературу, посмотреть фильмы. Найти другие средства и способы, помогающие достичь цели.
  2. Начать запланированную работу над собой, отмечать успехи и достигнутые результаты.

С проблемой корректировки негативных качеств темперамента обращаются к психологу, который проконсультирует, поможет разобраться в себе и при необходимости разработает индивидуальную психокоррекционную программу.

Важно помнить, что человеку не обязательно «ломать» себя, чтобы быть успешным и счастливым, можно подобрать подходящую для себя сферу деятельности и круг общения.

Господа психологи, может ли темперамент меняться?

Обновлённые HR-Сообщества:
hr.superjob.ru

Про жизнь | 26.02.2010 23:29
В любом учебнике по психологии можно обнаружить такое утверждение: «Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности», что чаще всего трактуют как неизменность темперамента в процессе жизнедеятельности.
Я наблюдаю случай, который выходит за рамки этого утверждения. Моя родная сестра (на 3 года страше меня, ей сейчас 33), которую я знаю, естественно, с глубокого детства, всегда была классическим примером холерика. В школе, в вузе, а после и при трудоустройстве она проходила оценку у психологов и всегда результат был один: доминирующий темперамент холерик (80%), остальные 20% сангвиник. После выпуска с юридического факультета она 10 лет работала адвокатом (в уголовном праве), и работала вполне успешно. Но в последние три года я наблюдаю яркие изменения. Сначала она стала более спокойной, резко сократила огромный круг общения. Из громкоголосой и вспыльчивой она превратилась в степенную и совершенно уравновешенную женщину. Она перестала интересоваться своей профессией, увлеклась вязанием, рисунком, а недавно сообщила, что хочет сменить работу… «не хочу быть адвокатом, работа с людьми, публичные выступления — это не мое; подумываю выучиться на художника». Для нас с семьей это стало шоком — она с детства не могла усидеть на одном месте более 20 минут! А тут — художником?! Близкий и хорошо знакомый мне человек изменился до неузнаваемости! При этом признаков депрессии не наблюдается, никаких жизненных потрясений в последние лет 8 не было.
Я из интереса провела с ней тестирование на темперамент… Итог удивил меня до глубины сознания: 90% — флегматик, 10% — сангвиник…
Господа психологи, скажите, с каким явлением я столкнулась? Может ли в середине жизни измениться темперамент, да еще так радикально? Или учебники по психологии отстали от реальности?
Заранее благодарю за внимание)

Развитие или изменение темперамента с возрастом

  1. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  2. V. Развитие навыков чтения И РАБОТЫ
  3. Автоматическое изменение формата ячейки после ввода данных
  4. Агропромышленный комплекс и его развитие в рыночных условиях Значение АПК
  5. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  6. Анализ современными психологами свойств темперамента
  7. Аптекарские сады средневековья и их дальнейшее развитие (вопрос№17).
  8. Артериальные анастомозы и развитие коллатерального кровообращения при окклюзии подмышечной артерии.
  9. АТР в новой системе МО. Развитие региональных международных организаций.
  10. Б) Общественно-политическое развитие России в 1992-2000 гг.

Темперамент обусловлен генотипически. Тип темперамента обусловлен типом нервной системы. Темперамент может изменяться с возрастом в связи с развитием нервной системы (и анатомического и функционального). Причем, он меняется не кардинально.

Иногда травмы (органические повреждения головного мозга или серьезные психогенные травмы) приводят к изменению нервной системы, поэтому могут видоизменить темперамент.

Т.о. в течение жизни свойства темперамента могут претерпеть изменения.

Условия жизни и воспитания (самовоспитания) могут повлиять на темперамент. Нормы культуры могут подавлять отдельные свойства темперамента. Причем, эти свойства не меняются, а маскируются. В критических ситуациях истинные природные свойства проявляют себя.

Развитие нервной системы

Первый этап развития: от рождения до младшего школьного возраста. В этот период дети отличаются от взрослых более слабым типом нервной системы. Они более утомляемы, чувствительны, реактивны. Возбуждение достигает пикового уровня развития в 7ми-8ми летнем возрасте. По силе возбуждения дети существенно не отличаются от взрослых, сила торможения по-прежнему более низкая. Нервная система у детей неуравновешенная за счет большей слабости торможения. Дети по типу темперамента напоминают холерика. Они более импульсивны, несдержанны. Своего пикового уровня сила торможения достигает к подростковому возрасту. К концу подросткового возраста по уравновешенности дети начинают соответствовать людям старшего возраста. С возрастом подвижность нервной системы снижается, поэтому люди пожилого возраста более флегматичны.

В структуре темперамента каждого человека можно найти черты каждого типа темперамента, но доминирует всегда только один. Чистых типов темперамента в природе не существует.

Свойства темперамента, в отличие от других свойств личности, не подлежат нравственной оценке. Нет хороших и плохих типов темперамента.

24. Характер. Акцентуации характера (по Личко)

Понятие «характер» ввел древнегреческий философ Теофраст (III – IV вв. до н.э.). Слово «характер» происходит от греч. харасо – чертить, царапать, черта, признак, чеканка, печать.

Теофрасту принадлежит первый трактат о проблеме характера – «Характеристики

Психологическое содержание понятие «характер» получает в XVIII в., когда психология становится самостоятельной наукой. Этим содержанием понятие наделил Банзен.

Первоначально под характером понимались индивидуально своеобразные особенности основных психических процессов: мышления, воли и эмоций. Одни авторы определяли характер как индивидуальные особенности интеллекта и воли, другие – как индивидуальные особенности воли и чувств. Более поздние исследователи стали трактовать характер как индивидуальные проявления воли. Воля – стержневая характеристика характера. Т.о. характер являлся производным от особенностей.

Начиная с XX в., характер рассматривается как проявление целостной личности. Некоторые авторы сводят характер к направленности, другие отождествляют характер с системой отношений человека к различным сторонам его жизни.

Первая проблема, которая возникла в психологии, — проблема содержания понятия «характер». Исследователей интересовала проблема природы характера. Одни исследователи считали характер природно обусловленным свойством (Рибо), другие – социально обусловленным (Теофраст, Кант), третьи считали, что характер может испытывать влияния как наследственности, так и среды (Фулье). Характер стал рассматриваться как сплав врожденного и приобретенного. Третья проблема – проблема диагностики характера. Аристотель по строению тела пытался определить характер. Эти проблемы остаются актуальными в современной психологии.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 94; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Темперамент и деятельность | Специфические признаки характера

Меняются ли характер и темперамент человека?

Меняется ли темперамент? Ответ нет. Темперамент — это ваша физиология, генетика. Он не может измениться. Почему? Потому что темперамент — это тип нервной системы. Известный из древности врач Гиппократ понимал темперамент по-своему. Его теория получила огромную популярность. От каких особенностей человека зависит темперамент? От анатомо-физиологических особенностей и индивидуальных психологических особенностей личности. Характер и темперамент человека меняются по-разному.

Всего есть четыре вида темперамента по преобладанию жидкости в организме:

  • Меланхолик (преобладание чёрной жёлчи делает человека грустным)
  • Флегматик (преобладание лимфы в организме делает человека спокойным)
  • Холерик (преобладание жёлчи делает человека истеричным)
  • Сангвиник (преобладание крови делает человека подвижным и оптимистичным)

Все эти четыре типа никогда не встречаются в чистом виде у человека. У каждого человека смешанный тип темперамента, но с преобладанием одного ведущего типа, по которому и определяют темперамент личности. Например, ведущим считается холерический тип. Значит человека считают холериком. Опять же, повторимся, не встречается человека с одним чистым видом темперамента.

Теперь давайте разберемся, что такое темперамент? Учение Павлова о нервной системе человека говорит о темпераменте, как о скорости реакции человека на раздражители. А именно о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Что присуще темпераменту по учению Павлова?

* Меланхолик, слабый тип (слабость возбуждения и слабость процессов торможения)

* Флегматик, сильный тип (уравновешенный, но с замедленными нервными процессами)

* Холерик, сильный тип (сильный раздражительный процесс и слабое торможение)

* Сангвиник, сильный тип (уравновешенный, подвижный)

Из статьи ясно, что темперамент зависит от преобладания той или иной жидкости в организме по Гиппократу. Он не меняется на протяжении всей жизни.

Какие нервные процессы характеризуют все четыре типа нервной системы?

Меланхолик склонен переживать различные процессы. Он не способен сдерживать усилием воли свои астенические переживания.

Флегматик не спешен и невозмутим. Способен быть терпеливым, скуп на проявление эмоций.

Холерик быстрый и порывистый тип. Быстро меняет настроение. Эмоционален. Истощает сам собой запасы энергии. У него огромная работоспособность, но он безалаберно относится к своей силе.

Сангвиник быстрый, лёгкий, радостный. Легко способен примириться с любыми неудачами.

Характер и темперамент человека идут как бы вместе друг с другом. Характер на протяжении всей жизни человека способен корректироваться от обстоятельств и ситуаций, опыта, с которым сталкивается человек. Его можно поменять. Но с темпераментом мы рождаемся. И его изменить невозможно.

Автор материала: Алина Александрова