Витальность это в психологии

Витальность: о термине и способах ее повышения

Здравствуйте, меня зовут Марина, и я учусь на психолога. Моя цель –оказывать людям реальную помощь. Сегодня я расскажу о витальности и о способах ее повышения.

Что такое витальность и из чего она состоит

Сам термин придумал не психолог, а доктор технических наук В. Волченко. Сегодня под витальность понимают свойства и качества человека, позволяющие определить, насколько он жив. В исследования по психологии витальностью называют схемы поведения, которые характеризуются выносливостью, энтузиазмом и энергией.

Витальность человека вполне можно измерить. Для этого используется следующая формула: V = I : Е. В данном случае:

  • V- это и есть витальность;
  • I-это информация;
  • Е – это энергия.

Под информацией (она же «карты») подразумеваются наши представления о мире. Думаю, вы прекрасно знаете, что живем мы не в реальном мире, а в мире наших представлений про этот мир. С детства мы получаем от взрослых какие-то убеждения и «карту мира». В ее рамках мы и живем. По крайней мере, пока не начнем понимать, что карту эту можно не только расширять или изменять, но даже заменить совсем на ту, что больше подходит к реальности и лучшей жизни.

Так, если вы родились и выросли в городе, то мир и будете воспринимать именно так- как наполненный зданиями и промышленный. Это ваша карта.

Если же вы родились и выросли среди шаманов, то будете общаться на равных с силами природы, мир будете представлять как таинство. А вот мегаполис покажется вам настоящим адом, в котором вы жить не сможете однозначно. Это тоже карта.

Энергией (или программами) называют систему наших убеждений и взглядов, способствующих эффективной жизнедеятельности, или же ее ограничивающих.

Ощущение, что невозможно изменять жизнь возникает именно из-за этих программ. Попробуйте задаться вопросом: Когда вы что-то делаете, для чего вы это делаете?

Таким образом, наполненность жизни жизнью зависит от наших программ с картами. Из формулы можно догадаться, что витальность можно изменить, уменьшив делимое или увеличив делитель.

Если у вас низкая витальность

На самом деле, запас прочности дается нам с рождения. Но даже если вы человек с низкой витальностью, у вас есть много преимуществ:

  • Вы умеете рационально расходовать свою энергию;
  • В ваших действиях есть продуманность, а значит, вы сможете сохранить работоспособность до старости;
  • Вы неплохо планируете и организовываете пространство и время собственной жизни;
  • Вы неконфликтный человек, так как знаете, что конфликты и выяснения отношений отнимают много энергии;
  • Вы умеете распоряжаться ресурсами других людей, а значит, можете быть лидерами.

Если пока вы все это не умеете, просто знайте, что это ваши потенциальные сильные стороны. Их можно и нужно развивать.

И еще один важный момент. Вполне возможно, что ваш энергетический потенциал не так уж и мал, просто его когда-то приглушили комплексами или негативными программами. Лучше разбираться с этим при помощи психотерапевта.

Как ее повышать

Самое простое, что можно делать для повышения витальности – расширять собственную карту. Знакомьтесь с другими мирами, повышайте собственную информированность. Знайте, что есть миры, где может получиться то, что у вас не получается здесь. Чем больше будет у вас знаний о жизни и мире, тем реже вам будет казаться, что выхода нет. Он есть, но находится за границами вашей карты мира. Важно не просто накапливать информацию, но и использовать ее.

Также нужно искать неэффективные программы, которые мешают вашему развитию и росту. Ну, и делайте это одновременно.

Также для увеличения внутренних ресурсов нужно постоянно получать от жизни впечатления, и не всегда позитивные. Учитесь открываться новому опыту, пробуйте все, испытывайте себя…Как ни странно, стресс тоже дает энергию.

Увеличивают внутренние резервы и всевозможные тренинги, а также работа с психотерапевтом. Ну, и всевозможные энергетические практики, будь то медитации или йога тоже подпитывают ваш энергетический потенциал. Уместны будут и дыхательные упражнения.

Начать дыхательные практики можно с упражнения «Лодка». Выполняется оно так:

Лежим на полу, на спине, вытягиваем и смыкаем ноги, верхние конечности кладем вдоль туловища, под голову помещаем валик.

Считаем до четырех, ноги приподнимаем сантиметров на 14, носки вытянуты. Вместе с ногами приподнимаем и верх туловища. Задерживаемся до ощущения усталости. Расслабляемся. Дышим ровно и без задержки.

Можете начать вот с какой практики. Каждую неделю в воскресенье уделяем минут 20 на то, чтобы подвести итоги и понять, в чем вы стали лучше за эти семь дней. Фиксируйте даже самые незначительные перемены и записывайте их свои итоги недели. Что это даст? Во-первых, вы приучите мозг регулярно выделать дополнительные порции дофамина и серотонина. Во-вторых, так вы тренируете свою волю, то есть, умение фокусировать по своей команде на чем-то конкретном свое внимание.

Будьте готовы к тому, что сначала мозг будет подзуживать: «Ну какие победы? Ты ничего не достиг за эту неделю!». Так вот, это не так. Просто вы не натренированы фиксировать свои победы. Учитесь.

Также можно повышать свой энергетический потенциал через совершение добрых дел. Просто вы будете получать положительную энергию от тех людей, которых сделали счастливыми.

Подводя итоги

У каждого из нас свой запас прочности и энергетический потенциал, то есть, витальность. Но это свойство можно в себе развивать. Для этого нужно расширять свой кругозор и быть открытым новому опыту.

Витализм

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Витали́зм (от лат. vitalis — «жизненный») — устаревшее учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями — «жизненной силы» (лат. vis vitalis) («души», «энтелехии», «археи» и проч.). Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии.

Витализм развивался в масштабе цивилизационных эпох:

  • в восточных учениях — «ци» или «прана» (представление об энергетической структуре человека), в учении Гиппократа эти энергии назывались «гуморы»;
  • в аристотелевском классицизме сущность живого выносилась вне физического контекста в так называемые «энтелехии»;
  • в христианской, буддийской традициях сущность/исток жизни относили непосредственно к Абсолюту (см. Гегель и теоретическая биология);
  • у Ганса Дриша энтелехия получила интерпретацию в экспериментальных данных и имеет антимеханистическую направленность;

В результате накопления опытных данных химией и биологией, начиная с синтеза мочевины, витализм потерял своё значение. В настоящее время он относится к неакадемическим теориям и часто используется как пейоративный эпитет.

Развитие

Виталистические воззрения уходят корнями в анимизм. Хотя они были общепринятыми, попытки создать правдоподобную научную модель начинаются с начала XVII в., когда было предположено, что материя существует в двух совершенно различных формах, отличающихся поведением по отношению к теплоте. Эти две формы были названы «органическая» и «неорганическая». Неорганическая материя может быть расплавлена и возвращена в первоначальное состояние, как только будет прекращено нагревание. Органические структуры «спекаются» при нагревании, переходя в новые формы, которые невозможно восстановить до прежнего состояния, просто прекратив нагревание. Велись споры, является ли причиной различий между этими двумя формами материи существование «жизненной силы», присутствующей только в «органической материи».

Теория о микробиологических причинах заболеваний, поддержанная изобретением микроскопа в XVI веке, уменьшила значение витализма в западной медицине, и роль органов в жизнедеятельности стала более понятной, уменьшая потребность в объяснениях феномена жизни посредством мистических «жизненных сил». Тем не менее, некоторые учёные все ещё считали виталистические идеи необходимыми для полного описания природы.

В начале XIX века Йёнс Якоб Берцелиус, известный как один из отцов современной химии, отверг мистические объяснения витализма, но, тем не менее, велись споры о существовании регулирующей силы внутри живой материи, поддерживающей её функции. Карл Рейхенбах позднее разработал теорию «Силы Одина», формы жизненной энергии, которая пронизывает живые существа. Эта концепция так и не получила большой поддержки, несмотря на авторитет Рейхенбаха. Теперь витализм часто используется как уничижительный эпитет. Но, несмотря на это, Эрнст Майр, сооснователь синтетической теории эволюции и критик витализма и редукционизма, писал в 2002 году:

Было бы антиисторично высмеивать виталистов. При чтении работ ведущих виталистов, таких как Дриш, приходится согласиться с тем, что многие основные проблемы биологии не могут быть разрешены при помощи философии подобной Декартовой, в которой организм считается просто машиной… Логика критиков витализма была безупречна. Но все их попытки найти научный ответ на все так называемые виталистические явления оканчивались неудачей… Отвергая философию редукционизма, мы не атакуем анализ. Никакая сложная система не может быть понята иначе как через тщательный анализ. Во всяком случае, взаимодействие компонентов должно приниматься во внимание так же, как свойства отдельных компонентов.

Месмеризм

В XVIII веке была популярной виталистическая теория «животного магнетизма» Ф. А. Месмера. Однако русский термин животный магнетизм — перевод термина Месмера magnétisme animal — является неверным по четырём причинам:

  • Анима — аристотелевский базовый термин, трактат «De Anima», греч. «пере психе» — «О душе»
  • Месмер выбрал свой термин, чтобы разграничить его вариант магнитной силы от тех, которые относились в то время к минеральному магнетизму, космическому магнетизму и планетарному магнетизму.
  • Месмер считал, что открытая им сила действует только внутри тел людей и животных.
  • Месмер выбрал слово animal за его происхождение от лат. «animus» — «дыхание», чтобы идентифицировать эту силу, как качество, присущее созданиям, наделенным дыханием: людям и животным.

Идеи Месмера стали такими популярными, что король Людовик XVI созвал две комиссии для исследования месмеризма. Одну возглавлял Жозеф Гильотен, вторую — Бенджамин Франклин, которая включала Жозефа Сильвана Бальи и Лавуазье. Члены комиссий изучили теорию Месмера и видели пациентов, впадавших в транс. В саду Франклина пациента подводили к пяти деревьям, одно из которых было «месмеризовано»; пациент обнимал каждое дерево по очереди, чтобы принять «жизненные флюиды», но упал у «неправильного» дерева. В доме Лавуазье 4 обычных чашки с водой были поднесены к «восприимчивой» женщине, и четвёртая чашка вызвала конвульсии. Но женщина спокойно выпила «месмеризованное» содержимое пятой, считая её обычной водой. члены комиссии заключили, что «флюиды без воображения бессильны, однако воображение без флюидов может произвести эффект флюида». Это важный пример победы силы разума и контролируемого эксперимента над ложными теориями. Иногда считается, что виталистские идеи ненаучны, потому что непроверяемы; здесь теория была не только проверена, но и признана ложной.

Витализм в истории химии

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, «жизненной силой». Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем «великой трагедии в науке — убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом». «Прекрасной гипотезой» был витализм; «уродливым фактом» — пробирка с кристаллами мочевины.

Согласно общепринятым взглядам на прогресс химической науки, последовавшие за этим открытия отвергли «витальную силу», по мере того, как все большее количество жизненных процессов стало возможным объяснить химическими или физическими явлениями. Тем не менее, не считается, что витализм умер именно в тот момент, когда Вёлер синтезировал мочевину. «Миф о Вёлере», как он был назван историком науки Питером Дж. Рамбергом, зародился в научно-популярной книге об истории химии, опубликованной в 1931 году, которая «игнорируя все претензии на историческую точность, превратила Вёлера в рыцаря, который совершал попытку за попыткой синтезировать природное вещество, которая опровергла бы витализм и сдёрнула покров невежества, до тех пор, пока „в один день не свершилось чудо“».

Основной антимеханический тезис в химии — телеологичность процессов, уже не объясняемых механически на уровне клетки (см. например Albrecht-Buehler).

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер «применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям.» В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как «жизни без воздуха». Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либиха, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация — «витальное действие».

Оригинальную системную биохимическую концепцию жизни разрабатывал в 1871—1911 гг. Эдмунд Монтгомери.

Лепешинская О. Б. и «живое вещество»

Широкую известность в СССР получило обсуждение (в дальнейшем не подтверждённой) теории О. Б. Лепешинской о новообразовании клеток из бесструктурного «живого вещества». Эта теория на совместном совещании АН и АМН СССР 1950 года была поддержана рядом гистологов и всеми выступавшими докладчиками, включая Т. Д. Лысенко. Профессорам медицинских вузов было вменено в обязанность в каждой лекции цитировать учение Лепешинской (как превращение в живое из неживого). Впоследствии теория встретила осуждение критиков как политизированное и антинаучное направление в советской биологии.

> См. также

  • Гилозоизм
  • Одическая сила

Примечания

  1. Vitalism (англ.). Merriam-Webster dictionary. Архивировано 7 августа 2012 года.
  2. 1 2 Galatzer-Levy, R. M. (1976) «Psychic Energy, A Historical Perspective.» Ann Psychoanal 4:41–61
  3. Mark A. Bedau, Carol E. Cleland,. The Nature of Life: Classical and Contemporary Perspectives from Philosophy and Science. — 2010. — P. 95.
  4. В. Г. Крюков «Опроверг ли Я. Рапопорт учение Лепешинской?», журнал «Наука и жизнь», № 5, 1989 г.
  5. А. Е. Гайсинович, Е. Б. Музрукова. «„Учение“ О. Б. Лепешинской о „живом веществе“» // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.71-90.
  6. Яков Рапопорт. «Живое вещество» и его конец. Открытие О. Б. Лепешинской и его судьба

Литература

  • Аристотель. О душе.
  • Г. Дриш. Витализм. Его история и система. 1915 // репринт 2007 URSS (Конспект «Витализма» Ганса Дриша)
  • Р. Шелдрейк. Новая наука о жизни. //»Рипол классик» М2005
  • Guenter Albrecht-Buehler. Cell Intelligence.

Витальность и способы её повышения

Сегодня мне хочется написать вам о ВИТАЛЬНОСТИ.
Что это такое и зачем пишу об этом?
Витальность – это такие качества и свойства человека, которые позволяют определить, насколько он жив. А зачем пишу на эту тему? Чтобы каждый, кто желает повысить свою витальность (или жизненность), узнал, какими путями это лучше делать. Ну и ответ на вопрос – зачем повышать свою витальность? – наверное, понятен? Конечно, чтобы жить – не просто существовать уныло и буднично-тихо, а жить полной грудью, с удовольствием и вкусом!
Термин «витальность» (от vita – жизнь) был введен профессором, доктором технических наук Владимиром Никитичем Волченко.

Психологическая энциклопедия дает такие толкования понятию витальность:
1. Просто: то, что отличает жизнь от не жизни.
2. В более широком смысле – способность оставаться живым.
3. В еще более широком смысле – движение, действие или сила.
4. В исследованиях личности – паттерн поведения, характеризующийся энергией, энтузиазмом и выносливостью.
Сама я впервые услышала это слово на семинаре Ковалева Сергея Викторовича. Информация, которую я напишу сегодня, также не придумана лично мной. Она представляет собой краткую «выжимку» того, что может помочь каждому желающему увеличить свою жизненность.

От чего зависит витальность и как её измерить?
V = I : Е, где V – витальность, I – информация, а E – энергия.
А теперь – расшифровка:
Информация – иначе «карты» — это представления человека о мире. Наверняка многим из вас (или тем, кто интересовался этой темой) встречалось такое высказывание: Человек живет не в реальном мире, он живет в мире своих представлений о реальном мире. То есть, каждый человек с детства получает от окружающих его взрослых определенную «карту мира», в рамках которой затем и живет. Ну, до тех пор, пока не поймет, что эту карту можно расширить, изменить или вообще заменить на более подходящую как к реальности, так и для его лучшей жизни. Примеры «карт»: человек, родившийся и выросший в условиях городской цивилизации, имеет представление (особенно первоначально) о мире как вот о таком – промышленном и наполненном зданиями и множеством людей; другой человек, родившийся и выросший в племени шаманов, представляет себе окружающий мир как некое таинство, он может общаться с силами природы, а мир «стекла и бетона» для него может показаться сущим адом и такой человек просто «потеряется» в условиях цивилизации. Равно как и человек изначально городской теряется в условиях выживания на природе. Вот что дают нам «карты».
Энергия – иначе «программы» — это система взглядов и убеждений человека, которые также могут как способствовать его успешной жизнедеятельности, так и ограничивать её. Например, если человек убежден, что все окружающие люди – враги и никому из них нельзя верить, ему будет очень сложно (а то и невозможно) контактировать с окружающими. Если каждый из вас задумается хотя бы на пару минут о том, что у него находится «под» его поступками, взаимосвязями с другими людьми, то может обнаружить, что вот это «под» — плод тех самых заложенных в него «программ», которые создают у человека ощущение невозможности изменить свою жизнь. А если подумать ещё чуть дальше, то оказывается, что жизнь изменить возможно, пересмотрев эффективность и целесообразность собственных программ с точки зрения здравого смысла и той самой витальности. Просто задать себе вопрос: Когда я делаю что-то и думаю определенным образом, то для чего я это делаю? Что я этим даю себе – жизнь или что-то иное? К чему я иду с такими программами?
Вернемся к формуле витальности и в свете пояснений увидим, что витальность (наполненность жизни — жизнью) человека зависит от его «карт» и «программ». Причем, если кто помнит из математики, чтобы частное было выше по значению, нужно или чтобы делимое было больше, или чтобы делитель был меньше. То есть, для повышения уровня витальности человеку необходимо:
1. расширять свои «карты» — да, повышать свою информированность, узнавать, что есть другие «миры» — те, в которых возможно то, что пока не удается вам. И чем больше вы будете расширять свои познания о мире и жизни, тем меньше в вашей жизни будет возникать тупиковых ситуаций, в которых кажется, что «выхода нет»… Выход есть! Он – за рамками вашей карты мира. Значит, требуется её расширить, не боясь увидеть, что жизнь есть и дальше этих рамок.
2. избавляться от багажа «программ» — неэффективных и ограничивающих ваш рост и развитие.
3. делать одновременно 1 и 2.
4. помнить о применении (и использовать их) ресурсов – получать разнообразные впечатления от жизни, которые придают нам радости, сил и энергии.
Есть и другие способы, конечно, но, исходя из формулы, эти пути представляют собой основные вехи повышения уровня собственной витальности.
Тем, кого заинтересовала данная тема, предлагаю заняться её более подробным изучением – информации вокруг нас достаточно, только бери!
А если кого-то заинтересовал процесс пересмотра своих «карт» и изменения-улучшения (качественного) «программ», предлагаю обращаться ко мне на консультации. Я помогу вам найти то, что лежит за пределами вашего сознания, однако управляет вашей жизнью. Ведь наши «карты» и «программы» — это то самое «программное обеспечение», которое задает витальность жизни каждого. А разве вам не хочется действительно полноценно Жить?

Утрата осознавания витальных чувств

Утрата осознавания витальных чувств затрагивает так называемые низшие эмоции, сопровождающие акты элементарной чувствительности и актуальные физиологические потребности (существует другое, не совсем точное название: синдром отчуждения витальных чувств). Пациенты жалуются при этом на неприятные переживания притупления и выпадения ощущений разной модальности, особенно часто кожной чувствительности: «онемение щеки… кожа на голове ничего не ощущает… губы как деревянные… резко упало зрение, приходится напрягаться, чтобы видеть… такое чувство, что я недослышу, звуки воспринимаю неотчетливо, они как будто сливаются» и т. п. Нередко пациенты сообщают, что не ощущают потребности во сне, что у них исчезли сонливость, позывы ко сну, так что они впадают в состояние сна из бодрствования очень уж быстро, минуя дремотное состояние. Точно так же и просыпаются они необычно быстро — «как по тревоге». Эти же пациенты часто добавляют, что не могут понять, спят они или нет, либо утверждают, будто не спят совсем, что они не испытывают чувства отдыха после сна.

Некоторые пациенты рассказывают, что не чувствуют, как прежде, чувства усталости даже после тяжелой физической или умственной работы, как не ощущают и приятного чувства мышечной усталости. Достаточно часто встречаются жалобы депрессивных пациентов на потерю чувства бодрости, на ощущение постоянного бессилия, снижения физической силы. Порой они сравнивают свое состояние с «одряхлением», «постарением», «старческой немощью».

Подобные проявления свидетельствуют о наличии психического заболевания. При проявлении симптомов утраты осознавания витальных чувств рекомендуем обратиться к психиатру

Так, молодая женщина говорит о том, что чувствует себя постаревшей «лет на 10». Другая сообщает об угнетающем ее чувстве, будто она «сильно состарилась». «Мне кажется, — продолжает она, — что мне уже много лет, наверное, за 70, и я свое отжила». Третья говорит: «Если я нахожусь в нормальном для себя состоянии приподнятости, я чувствую себя молодой, значительно моложе своих лет. Когда мне плохо, мне кажется, что я угасаю, старюсь и мне где-то 80 лет, настолько я немощная. Нет никаких сил, я и по дому ничего почти не делаю. Дважды увольнялась с работы из-за этого бессилия и сидела дома, плакала». Она же сказала, что на первой беседе врач показалась ей «пожилой, в годах». На повторной беседе — напротив, молодой.

«Я даже решила, что было два разных врача, спрашивала об этом женщин в палате». Еще одна больная сетует на «ощущение, будто я жила долго-долго, была молодой когда-то так давно, что, кажется, забыла об этом». Пациент с депрессией сообщает: «У меня такое безнадежное ощущение, будто внутри я стал совсем седым, я чувствую себя глубоким и трухлявым рамоликом». Второй рассказывает: «Меня ничто не интересует. Будто я всю свою жизнь прожил, все видел, слышал, меня уже ничем не удивить. И мне уже все равно, что было, что есть и что будет». Третий пациент говорит: «Я чувствую себя стариком. Нет веселья, постоянная вялость, мне ничего не надо, радости жизни уже не для меня, пришла, кажется, пора мне умирать». Жалобы таких пациентов на бессилие легко можно принять за проявление тяжелой и упорной астении. К ним, отметим, иногда явно примешиваются ощущение мнимого старения и нарушения восприятия времени.

Иногда удается установить, что пациенты теряют ощущение недомогания при соматическом заболевании, способность чувствовать подъем температуры даже до высоких показателей: «Болею по-другому, чем раньше. Раньше было так: болеешь — плохое самочувствие, вялость, плохое настроение, чувствуешь жар. А когда это проходит, доволен, радуешься. А теперь знаю, что есть температура, но болезни не ощущаю… На градуснике высокая температура, а ни жара, ни озноба не чувствую, я перестал понимать, болею или нет».

Нередко теряется чувство боли, чем пациенты обычно не особенно тяготятся: «Раньше я остро ощущал боль, очень боялся, когда прокалывали палец на анализ крови. А сейчас мне каждый день делают уколы, даже в вену, и я почти не чувствую, что мне больно… Не замечаю, чтобы мне было больно. Порежу руку, идет кровь, а боли не чувствую… Боль стала какая-то глухая, она ощущается где-то далеко… Раньше панически боялась уколов, а теперь, когда колют, — нет. Чувствую, как протыкают кожу, а не больно». Некоторые пациенты обращают внимание на то, что они не ощущают тепла, холода.

Например, в стужу ходят без шапки, рукавиц, в парилке бани теряют чувство меры, перегреваются, получают даже ожоги. Больной говорит, что перестал ясно ощущать перепады температуры: «Раньше заходил с мороза в тепло и чувствовал, что отогреваюсь. А теперь такого нет». Некоторые пациенты сообщают, что в депрессии они уже не чувствуют повышения АД. Очень часто бывают жалобы на притупление разных видов чувствительности, изредка одновременно с обманами восприятия: «От меня, чувствую, пахнет мертвечиной, запах идет откуда-то изнутри. А вот настоящих запахов я не чувствую. Духи для меня что вода… Притупились вкусы… При ходьбе будто ступаю на ватную подушку… Звуки неотчетливые, тело как обмирает, ощущается слабее».

Встречаются пациенты, отмечающие у себя обострение и (или) притупление чувства голода либо насыщения: «Было так, что усиливалось чувство голода. Я ем, например, чувствую, что сыта, уж хватит вроде бы есть, а организм все продолжает требовать пищи. Было и по-другому. Я ем-ем и совершенно не чувствую, что наелась. Пища, кажется, проваливается, и еще охота есть, такое ощущение, что желудок пустой… Чувство голода и насыщения стали другими, неотчетливыми. Бывает, что не чувствую голода, на еду мне как бы наплевать». Порой утрата чувства голода приобретает весьма стойкий характер. Пациент сообщает: «Голова любит вкусно поесть. Сам-то я давно не хочу, а вот головой думаю, дай-ка поем. Не понимаю, хочу я есть или нет». В подобных случаях бывает сложно, если вообще возможно определить, идет ли речь об утрате чувства голода, о действительной потере аппетита или об ангедонии. В последнем случае пациенты слову «голод» предпочитают, пожалуй, выражение «аппетит», пытаясь подчеркнуть факт потери ощущения удовольствия.

Другой пациент говорит, что уже 13 лет «не ощущает аппетита, хотя до этого, — подчеркивает он, — я очень любил вкусно поесть». Все эти годы его беспокоит значительное притупление чувства голода, многочисленные попытки лечиться у врачей, травников и шарлатанов ничего не изменили. «Только во сне мне сильно хочется поесть, я часто вижу сны, в которых ем много, в охотку и даже с жадностью». О других проявлениях депрессии упомянутый пациент говорит мало, мимоходом, не придавая им значения. Стоит обратить внимание на то, что при утрате осознавания чувства голода и насыщения, в отличие от истинной булимии, пациенты едят в общем-то достаточно и не теряют контроль за количеством принимаемой пищи.

В некоторых случаях выявляется утрата восприятия сексуальной потребности. В одном из наблюдений женщина 39 лет сообщает, что на протяжении ряда лет под разными предлогами избегает половых контактов с мужем. «У меня, — поясняет она, — совершенно пропало это желание. Вначале я думала, что в этом виновен муж, у нас долго не складывались с ним отношения. Я вступила тогда в связь на стороне, но мужчина скоро бросил меня, сказал, что я фригидная». С тех же пор, говорит она далее, ей часто видятся эротические сны, причем по несколько снов за ночь. «В них я прямо пылаю от желания. Хватаю там первого встречного мужчину, даже такого, с каким днем мне противно было бы и стоять рядом, и тащу его в постель. С ним у меня происходит все до конца и не раз с такими острыми ощущениями, каких в жизни у меня не было. Такое во снах творится, я такое выделываю, что и сказать страшно, сразу подумают, что у меня не в порядке с головой».

«С мужем я ничего не ощущаю, нет ни потребности, ни оргазма, я даже не изображаю ничего, только раздвигаю ноги и с отвращением жду, когда все прекратится». Асексуальность в бодрственном состоянии, как видно, сочетается здесь с явно нимфоманическими сновидениями. Между тем в беседе с врачом пациентка постоянно возвращается к теме секса, а ее соседки по палате даже жаловались медицинскому персоналу, что она «зациклилась» на сексе, только о нем и говорит. В последние четыре года у больной появился страх быть неопрятной калом.

Она стала «ужасно бояться» внезапного появления позывов на дефекацию особенно там, где трудно сразу найти туалет. «Первое, что я делаю, когда приезжаю куда-нибудь, это узнаю, где находится туалет. Не расстаюсь с закрепляющими стул лекарствами. Теперь я практически не уезжаю далеко от дома, только дома я чувствую себя спокойно». В данном случае к утрате чувства сексуального желания с течением времени добавилось, видимо, другое нарушение, а именно снижение способности вовремя осознавать позывы к дефекации. Жалоб и иных явных проявлений, которые могли бы указывать на отчетливую тревогу или депрессию, у больной нет, исключая, пожалуй, страх непроизвольной дефекации и агорафобию.

В основном она скорее оживлена, даже несколько экзальтированна, открыта, порой до обнаженности, говорит много, быстро, при этом часто смеется и активно жестикулирует. Все годы болезни она вполне успешно ведет свой бизнес, инициативна, предприимчива, по меркам своей деревни очень богата, доминирует в семье. В данном случае, скорее всего, имеет место стойкое и неглубокое смешанное расстройство настроения с преобладанием явлений психической анестезии.

Отметим такую деталь: пациенты с симптомами психической анестезии ясно указывают на то, что их способность воспринимать те или иные стороны своего Я в полной мере, а порой и в избытке восстанавливается в сновидениях. Например, «апатия» уступает место ярким эмоциональным переживаниям; такого при собственно апатии, как известно, не бывает. Это обстоятельство, полагаем, важно учитывать в первую очередь в тех случаях, когда трудно различить дефицитарные нарушения и нарушения восприятия каких-то аспектов собственного Я.

К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи

Статья анализирует причины, генеалогию, механизм превенции одной из форм аутодеструктивного поведения личности — авитальной активности.

Ключевые слова: авитальная активность, превенция, саморазрушение, социальная незрелость, инфантильность, жизнеутверждение.

Авитальную активность молодежи мы трактуем как деятельность, направленную на аутодеструкцию. Причинам саморазрушения являются как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним факторам мы относим: заниженную самооценку, социальную незрелость и инертность, инфантильность личности, нравственную и психологическую неустойчивость. Одним из важных внешних факторов является отягощенный семейный анамнез: алкоголизм, наркомания родителей, гиперопека, авторитаризм, низкий культурный и образовательный уровень.

При гиперопеке родители стремятся полностью контролировать поведение детей, принуждают их идентифицировать собственную систему ценностных ориентиров. Вследствии такой воспитательной стратегии игнорируется личность ребенка, уничтожается его достоинство и самооценка. Адаптивные способности личности падают, возрастают деструктивные конфликты со сверстниками, инициируется потребительская позиция.

К числу активных форм сопротивления относится аутодеструкция — суицид.

Следовательно, превенция авитального поведение молодежи должна включать в себя работу с родителями. Мы считаем, что педагог, с помощью тренингов, родительских собраний, круглых столов должен донести до родителей, что воспитание — это создание условий для развития личности.

Мы убеждены, что родителей, девушек, юношей необходимо обучать механизмам психологической защиты, обеспечивающим преодоление внутриличностного конфликта.

К ним относятся:

— отрицание — онтогенетически наиболее ранний и простой механизм защиты, который развивается, как средство сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию и подразумевает инфантильную подмену принятия решений на действия в соответствии с игнорированием новых обстоятельств (не замечая этого);

— проекция, предполагающая приписывание источнику проблем различных деструктивных качеств в качестве рациональной основы его отторжения и самопринятия на этом фоне (обвини нечто);

— регрессия, развивающаяся на раннем этапе онтогенеза для сдерживания чувства неуверенности в себе, тревожности и страха неудач, вызванных проявлением инициативы. В ситуации внутриличностного конфликта она предполагает возврат к детским стереотипам поведения (поплачь об этом);

— замещение, развиваемое для сдерживания эмоции гнева на более сильного и значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессивные проявления на более слабый объект или на самого себя. Этот механизм психологической защиты имеет активные и пассивные формы и может использоваться субъектами, независимо от их типа деструктивного конфликтного реагирования (напади на что-то, заменяющее это);

— подавление, развиваемое для сдерживания страхов, проявления которых неприемлемы для позитивного самовосприятия и могут обернуться зависимостью от источника агрессии. Страх блокируется через игнорирование его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ними (не помни об этом);

— изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги (не чувствуй этого);

— интроекция — приписывание себе ценностных ориентиров и черт характера других индивидов для предупреждения угроз с их стороны (не спрашивай, откуда это);

— интеллектуализация, развивающаяся в раннем подростковом возрасте. Этот механизм предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. Используются такие тенденции, как сравнение полярных тенденций. Составление списка «+» и «-» каждой из тенденций и их суммирование (переосмысли это);

— аннулирование — это поведение или мыслительный процесс, способствующий символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызывающих сильное беспокойство и чувство вины (отмени это);

— сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного), осуществление социально одобряемых альтернатив. Достигается этот механизм через переключение на другой вид деятельности, через совершение социально-значимых поступков (трансформируй это);

— рационализация — поиск реальных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, депрессивными чувствами. Этот механизм использует следующие способы: дискредитацию значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличении роли обстоятельств и судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины) (найди оправдание этому);

— реактивное образование, предполагающее выработку и акцентирование в поведении противоположной установки (обрати это в противоположное);

— компенсация- с точки зрения онтогенеза — это самый поздний и сложный защитный механизм, развивающийся и использующийся сознательно. Предназначен для сдерживания чувства горя, тревоги по поводу реальной или виртуальной потери, утраты, неполноценности, депривации. Включает в себя элементы идентификации и фантазии (приобрети это);

— идентификация — моделирование поведения другого лица. Этот механизм обеспечивает повышение самоценности или совладание с чувством в связи с возможным разделением или утратой (будь, как это, чтобы не потерять его);

— фантазия — это бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта (мечтай об этом).

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средства адаптации и разрешения внутриличностных конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния — дезадаптации. В основе этой амбивалентности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Мы убеждены, что в кризисной для человека ситуации, необходимо:

— дать ему выговориться;

— констатировать, что его переживания серьезны, но ему можно и нужно помочь;

— попросить его помочь кому-либо, нуждающемуся в сострадании и поддержке;

— предложить поспать (утро вечера мудренее);

— найти преимущества в его положении;

— помочь сбросить скованность; зажимы в области глаз — одиночество, раздражительность, плаксивость; зажимы в области щек, затылка, плеч — неуверенность в себе, склонность к фрустрации, сомнениям; зажимы в области мышц, гортани, брюшного пресса- сниженное настроение и низкая самооценка; зажимы рук- беспокойство .

Для эффективной профилактики авитальной активности надо помнить, что в самом аутодеструктивном действии выделяются три стадии:

1. Первая стадия характеризуется длительной историей наличия проблем у детей и подростков. Дети лишены родительского внимания и заботы. 75 % их родителей разведены, проживают раздельно, переехали на другое место жительства, живут с приемными родителями или в интернатах. 40 % из них сталкивались с суицидами или парасуицидами у своих родителей, в семье или среди друзей . Профилактическими мероприятиями этой стадии является превенция эмоциональной родительской депривации, работа с «трудными» родителями, выявление категории несовершеннолетних группы социального риска для работы с ними супервизоров, психологов, социальных педагогов и социальных работников.

2. Вторая стадия — период эскалации, когда акцентируются все проблемы пубертата. Непослушание, лживость, кражи, дромомания — в подавляющем большинстве случаев — «средство отчаяния» по привлечению к себе внимания значимых людей; последним в этом ряду «средств отчаяния» является суицидальное действие. Примерно 50 % покушавшихся на свою жизнь подростков не посещают школу по семейным обстоятельствам, другая половина — прогуливает уроки, треть суицидов совершается в периоды непосещения подростками школы по причине болезни, беременности, поведенческих девиаций и при отсутствии видимой мотивации. Таким подросткам не удается поддерживать адекватные взаимоотношения со сверстниками, хотя они в этом крайне нуждаются. Родители и педагоги должны обеспечить каждому ребенку его исключительное право- право на достойную, благородную жизнь.

3. В последней стадии подросток полностью отчужден от своих родителей и друзей. Это период психологически вынужденного и чрезвычайно тяжело переносимого одиночества, и любой провоцирующий фактор может стать последней каплей, значение которого понятно только с учетом предшествующих переживаний в системе индивидуальных личностных смыслов.

Мы разделяем концепции ученых, предлагающих проводить педагогическую профилактику авитального поведения несовершеннолетних через воспитание жизнестойкости. По нашему мнению — это система убеждений, ориентированных на конструктивную жизненную позицию и просоциальную деятельность. Х. Вернер обнаружил у детей, отнесенных к жизнестойкому типу, пять общих качеств: высокую адаптивность, уверенность в себе, независимость, стремление к достижениям; ограниченность контактов . К составляющим феномена жизнестойкости относятся: волевые качества, социальная и витальная компетентность, стремление к саморазвитию, высокий уровень самоконтроля, коммуникативные способности.

Основная задача педагогической профилактики авитальной активности — разработка методов формирования жизнестойкости. Педагогические условия должны быть адекватны структурным компонентам жизнестойкости личности. К этим условиям целесообразно отнести:

— целенаправленное включение несовершеннолетних в такие виды деятельности, которые требуют преодоления трудностей (трудовая, спортивная, игровая) и развивает волевое начало;

— формирование опыта рефлексии собственного поведения в стрессовых ситуациях, развитие коммуникативных способностей на основе тренингов, деловых и ролевых игр;

— обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;

— освоение подростками опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;

— снижение конфликтности личности через проигрывание противоречивых ситуаций с их последующим конструктивным разрешением;

— развитие социальной и витальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения.

Одно из необходимых требований работы с подростком — неупоминание терминов «суицид», «самоубийство», «лишение себя жизни», «авитальная активность», поскольку это может подтолкнуть юношу или девушку, находящихся в острой психотравмирующей ситуации, к роковому решению. Реализация данного посыла включает несколько стадий:

На первой стадии целесообразно провести диагностику развитости компонентов жизнестойкости. К ним можно отнести волевые качества, коммуникативные способности, способность к реализации саногенного мышления, конструктивной жизненной стратегии; выявляется наличие или отсутствие барьеров в общении, конфликтности, низкой самооценки, акцентуаций характера, психопатий; констатируется опыт поведения подростков в трудных ситуациях.

Основные методы диагностики включают психологическое тестирование, анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности несовершеннолетних (сочинения, творческие задачи), анализ поведения в игровых и учебных ситуациях.

Результаты диагностики целесообразно дополнить данными о социальном положении подростков (увлечения, особенности семьи, менталитет, уровень социальной и нравственной зрелости).

На втором этапе с подростками проводятся беседы о корреляции достижений и жизнестойкости личности. Создаются условия для повышения мотивации детей и их участия в программе собственного развития. Затем учитель, социальный педагог или психолог проводят индивидуальные беседы с подростками, в ходе которых анализируются ситуации, вызвавшие трудности и проблемы, выбираются способы и средства коррекции необходимых качеств.

С родителями целесообразно провести беседу на тему «Преодоление трудностей: помощь или препятствие в развитии ребенка?»

На наш взгляд, весь преподавательский состав школы должен принять участие в формировании жизнестойкости подростков.

Учитель физической культуры должен делать акцент на волевых качествах и выносливости учащихся. Для этого он подбирает комплекс специальных спортивных упражнений.

Классным руководителям целесообразно проводить дискуссии, тренинги, ролевые и деловые игры на темы: «Можно ли прожить жизнь без преодоления трудностей?»; «Что такое самоуважение, достоинство личности?». Отбираются факты из жизни великих писателей, ученых, характеризующих любовь к жизни и жизнестойкость этих людей.

Психолог должен проводить тренинги, направленные на развитие компонентов жизнестойкости («психологическая поддержка», «коррекция тревожности и неуверенности в себе», «способы самоконтроля и саморегуляции», «тренинг личностного роста», «тренинг преодоления коммуникативных барьеров»).

Заключительный этап предполагает повторное диагностирование подростков, принявших участие в исследовании. Цель этого этапа — констатирование изменения уровня жизнестойкости в сторону повышения.

На основе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

— для планирования, осуществления и координации мероприятий по превенции авитальной активности молодежи, необходимо выявлять этиологию, генеалогию и механизмы развития данного явления у наиболее сензитивных страт населения — детей, подростков и молодежи;

— целесообразно проводить специализированные курсы повышения квалификации и переподготовки для педагогических работников, а также специалистов других ведомств (здравоохранения, социальной защиты, правопорядка);

— увеличить выпуск научно-методической и информационной литературы, посвященной конструктивной, жизнеутверждаюшей позиции личности.

2. Витальная потребность и поведение

Что же характерно для витальной потребности? Во-первых, совершенно не обязательно, чтобы она была дана и психически. Достаточно, если она существует объективно, то есть организм действительно в чем-то нуждается. Невзирая на то, что субъект может даже не знать о наличии витальной потребности, он все-таки безошибочно прибегает к средствам, необходимым для ее удовлетворения. Это происходит приблизительно так, как в случае потребности дыхания. Организм вовсе не чувствует особо, что он в чем-то нуждается, что это нечто — воздух, добыть который можно только через дыхание. Тем не менее, он нормально дышит, и для этого ему не нужен ни собственный предварительный опыт, ни чья-либо помощь.

Так по существу обстоит дело во всех случаях основных витальных потребностей. Если новорожденному ребенку, организм которого нуждается в питании, то есть при наличии у него потребности в пище, положить в рот сосок груди, он тотчас начнет сосать, хотя его этому никто не учил. Точно также не нуждается в обучении ни теленок, сразу находящий нужную траву, ни цыпленок, который клюет зерно, а не, скажем, песчинки, хотя у них еще нет никакого опыта.

Одним словом, животное изначально, вне научения, находит соответствующий корм, должным образом обращаясь с ним. Витальная потребность сама направляет организм к нужному предмету — он научается находить предмет удовлетворения потребности отнюдь не постепенно, и при наличии определенной потребности из бесчисленного множества предметов, находящихся в окружающей среде, на него воздействует именно тот из них, который может удовлетворять эту его потребность. В результате у живого существа возникает установка соответствующего поведения, а при отсутствии преград реализуется и само это поведение. В таком случае обычно говорят, что у живого существа, будь то цыпленок или человек, имеются врожденные способности удовлетворения некоторых потребностей; любое живое существо не только обращается именно к тому, что может удовлетворить его потребности (цыпленок — к зерну, а не к песку), но и прибегает к поведению, посредством которого можно достигнуть цели (начинает сосать, клевать и т.д.). Такое врожденное целесообразное поведение обычно называют инстинктом, подразумевая, что оно связано с основными элементарными потребностями.

Читать далее: