Черти как выглядят

Андрей Кощиенко

Черт-те где

Выражаю благодарность Андрею Буревому за разрешение использовать элементы оригинального мира, воссозданного в цикле его романов «Охотник»

На севере дальнем, средь белых снегов Родится способный снять с мира покров. Пришедший из мрака со светлой душой, Он сделает выбор, сверяясь с собой…

Мир Далор

Бассо эль Эгардо

– Шарехсах!! Шарехсах!! Ий кет то орел дрон!! – Невысокого роста паренек в черном балахоне радостно скакал вокруг сияющей на полу пентаграммы.

Я в онемелом изумлении взирал на него изнутри. Где я? И что случилось? Меня что, призвали? Вот этот мелкий паршивец? Сихот меня подери! Надо мной ведь теперь весь Эсферато ухохатываться будет! И шутить даже не придется! Стоит только на глаза попасться… Проклятье! Кто он такой и чего ему от меня нужно? Я откинул назад голову и неожиданно коснулся затылком крыльев. Сихот, я в истинном облике! Я глянул на себя вниз. Да, так и есть – чешуя, когти и еще крылья… А вот это уже не смешно! Вляпаться самому и засветить всех – дополнительный позор… Значит, необходимо по-быстрому прибить мага и валить отсюда…

– Порехот ма! Порехот ма! – Вызвавший меня маг перестал бегать вокруг пентаграммы и, встав за пюпитр с лежащей на нем открытой книгой, начал заунывно произносить одну и ту же фразу: – Порехот ма!

Ну как и есть придурок! Демона вызвать он сподобился, а подумать о том, на каком языке с ним разговаривать, видно, уже мозгов не хватило…

– Ку! – Я присел, распахивая крылья и раскидывая руки с выдвинутыми когтями в стороны.

– Салик! – испуганно возопил паренек, шарахаясь назад.

Змееныш… Дай мне только до тебя добраться, такой Салик тебе будет! Я двинул вперед, проверяя прочность пентаграммы. Крепко смастрячил, Сихотово отродье!

– Порехот ма! Порехот ма! – снова забубнил паренек, осторожно выглядывая из-за пюпитра. Я почувствовал, как во мне начала подниматься волна злобы. Только вот впасть в ярость мне сейчас не хватало!

– Гарахаа!! – Я заревел, пытаясь сбить поднимающуюся во мне алую волну гнева.

– Салик! – Парень полетел на пол вместе со своей книгой.

– Заррраза! – Я неожиданно ощутил волну страха, пришедшую от упавшего. Что? Он не поставил ментальный щит? Или он с него слетел? Ну точно придурок! Я чуть повернул голову, присматриваясь внутренним взором к эфиру. Есть! Вот он! Ярко пульсирующее разноцветное пятно. Судя по обильным переливам красного цвета – индивид с садистскими наклонностями… Хотя чего еще ожидать от некроманта? Вон как темные полосы закручиваются…

– Че те нужно, придурок? – задал я вопрос, сцепившись с сознанием мага.

– Ой! Ты кто? – испуганно прилетело в ответ.

– Я те щас дам – ты кто? Демона вызывал?

– Вызывал…

– Ну так я тебя спрашиваю: чего надо?

– А как ты мне в голову попал?

– Слушай, мое терпение не безгранично. Еще раз повторяю: чего тебе от меня нужно?

– Покорись мне!

– Чего?!

– Признай мою власть над собою и покорись мне!

– Щаассс! Калоши только надену!

– Что?

– Чтобы демон покорился низшему, да еще такому сопляку? Да я тебя на ленточки порежу! – зарычал я и, выпустив когти, начал яростно размахивать руками, показывая ему, как это будет.

Паренек приклеился взглядом к моим когтям, затем как-то странно дернулся, и его взгляд неожиданно стал каким-то стеклянным и пустым.

Чего это он? Да он шиза! – поняв, ахнул я. – Вон и зелень в ментал полезла. Торкнуло, видать…

– Покорись мне! Покорись! – между тем снова начал завывать пацан, приближаясь к пентаграмме с перекошенной улыбкой и растопыренными пальцами.

Не люблю сумасшедших. У них такие мерзкие, хаотично пульсирующие ментальные цвета… По мне так если сразу нельзя убить, то тогда лучше держаться от них подальше. Убежать я не могу, значит, только один выход…

– Покорись мне!

– Облезешь… – Я нахально оскалился в ответ, одновременно готовясь к ментальной атаке на его мозг.

– Ты покоришься мне! Покоришься моей силе! Шагес Рах! – Пацан неожиданно выхватил из складок балахона какую-то дрянь и ткнул ею в мою сторону. В том, что это дрянь, сомнений не было никаких. Меня скрутило от боли так, что, казалось, глаза наружу полезли!

– А-ха-ха! Что, больно, демон? Сейчас будет еще больнее! Шагес Рах! – Некромант опять выкинул в мою сторону руку с сжатой в ней штуковиной. – Шагес Рах!

– А-а-а, гадина! Ну все! Конец тебе! – Видя все в багровом цвете от ярости и боли, я ринулся к мозгу этого маленького чудовища. Убью! На!! Получи!

– А-а-а-а! – завизжал, дергаясь, мальчишка.

– Что, не нравится? Будет тебе щас Шагес Рах по полной программе! На!!

– А-а-а-а! – Мальчишка взвыл еще раз и рухнул на пол.

– А-а-а! – Это уже орал я. Чудовищная сила продолжала скручивать мое тело, не выпуская из линий пентаграммы. Хрум! Хрустнула какая-то кость. Хрум! Хрустнула еще одна. Хрум, хрум, хрум…

А-а-а-а! Он же умер! Почему его магия продолжает действовать? Это была последняя моя мысль, потом осталась только боль… И мрак…

За некоторое время до этого. Там, где собираются боги

– Как глава совета круга, я собрал вас для того, чтобы сообщить, что у нас возникли проблемы… – Толстенький человек, с поблескивающей лысиной, внимательно оглядел сидящих за круглым столом.

– Неужели мир внял нашим молитвам и у нас наконец-то появились проблемы? – с иронией в голосе произнесла женщина в платье, целиком сшитом из тонких черных и белых ленточек.

– Да. Проблемы! – с нажимом в голосе произнес толстячок. – И касаются они, как ни странно, и тебя, Хель!

– Проблемы у богини смерти? Это еще что за ерунда? Какие могут быть у нее проблемы? – удивился сидящий рядом за столом с Хель здоровяк в сверкающих золотых латах.

– Ну… проблемы в большей степени у нас… – после паузы нехотя сказал толстяк.

– Значит, я не ваша? Забавно! – мгновенно отреагировала на его фразу Хель.

– Давайте только не будем опять начинать выяснение отношений. Это невыносимо! – вмешалась юная девушка в белой тунике с обнаженным правым плечом. – Пусть Коин просто расскажет нам, что за причина побудила его собрать нас здесь, – продолжила она.

– Да, хотелось бы узнать подробности… – поддержала ее женщина в зеленом, словно трава, платье, сидящая напротив Хель.

– Подробности? – Коин неспешно оглядел всех, скривился, как от зубной боли, и сказал: – У нас пророчество!

– Забавно… – улыбнувшись краешком губ, чуть слышно произнесла Хель.

– И ничего тут забавного нет! – неожиданно яростно заорал Коин, хлопнув ладонью по столу. – Развели, понимаешь, тут балаган с этими предсказательницами, пророками и провидцами! Все шуточки вам! Развлекаются они! А я вас предупреждал! Говорил вам – доиграемся! И вот вам, пожалуйста – получите!

– Гм… не понял? Ну, пророчество, ну и что? – недоумевая, спросил здоровяк в латах.

– Великое пророчество! Понятно теперь? – продолжая яриться, ответил Коин.

– Может быть, уважаемый бог торговли немного поостынет и расскажет нам о сути пророчества? – спокойно произнесла Хель.

– Да, а то как-то все непонятно, – поддержал здоровяк, пожимая плечом.

– Сейчас вам все станет ясно, уважаемый бог войны! Сейчас всем все станет ясно… – сбавив тон, сказал Коин. – Подробности такие… Пророчество было сделано какой-то монахиней. Причем, хочу отметить, монастырь, где она это сделала, находится под покровительством присутствующей тут богини любви. И говорится в пророчестве ни много ни мало о конце света! По мелочам ваши подопечные, видно, не размениваются, – с ядовитым сарказмом в голосе продолжил Коин, адресуясь к юной красавице в тунике. – Все бы было ничего, не первое предсказание и не последнее, но это неожиданно вплелось в мировые потоки и обрело силу Великого пророчества! Богиня судеб Сатия не может сказать, как такое могло случиться. Впрочем, это меня не удивляет. У нас уже давно стало традицией, по которой никто не может внятно объяснить, что получилось, после того как кто-то поразвлекся, и главное, что делать с этим дальше… Теперь вам все понятно? Если еще кто не понял, то повторяю – у нас есть действующее Великое пророчество о конце света! Уяснили?

Синонимы «черти где»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 3 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
,

Синоним, количество Частота
1 у черта на куличках (7) 23.7859
2 у черта на рогах (7) 2.0029
3 черт-те где (12) 0.18235

С тем же началом: чертила, чертик, чертиха, чертилка, черти где

С таким же концом: Нигде, нигде, негде, яблоку упасть негде, кое-где

Слова по отдельности: черти, где

Другие слова на букву ч

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Средняя частота фразы «черти где» на миллион употреблений: 2 раза. Количество букв/символов: 9.
  • Поиск занял 0.003 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: писание, вышвырнувший, чифир

Предложите свой вариант синонима к «черти где»

Чёрти

Кто такие чёрти – Мифология

Упоминаются существа сила которых невелика, а вот количество просто невообразимо. В плане вселенского масштаба и высшей гармонии они абсолютно беспомощны и бессильны, как и люди. Относительно же людей, эти существа имеют ряд преимуществ, хотя и уступают по очень многим параметрам. И одними из таких существ можно заслуженно назвать «чертей».

Слово чёрт автоматически рисует перед глазами существо со следующим обликом: тоненькие ножки, заканчивающиеся свиными копытами, свиное рыло, небольшие кожистые крылья, хвост и субтильное тело. Эти существа невысокого роста, очень ловкие и проворные, но очень слабые физически, за исключением отдельных случаев. Черти очень часто прислуживают демонам или суккубам, выполняя рутинную работу – уборка, стирка, выслеживание жертв. В иерархии существ среди себе подобных черти находятся на самой низкой ступени. В иерархии преисподней по версии христианской мифологии, черти являются антиподами слабейших из слуг небесных.

Очень часто в народных песнях и легендах, особенно часто это встречается в казацком эпосе Украины, рассказывается о том, как умные и сообразительные люди обманывали чертей, ловили их в плен или просто успокаивали посредством одного меткого удара в голову (примером могут послужить «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, где кузнец сначала избил, а потом и вовсе оседлал чёрта). Поэтому считать чертей хоть сколько-нибудь опасными противниками в рукопашной не стоит. И сами черти прекрасно осознают свою уязвимость, поэтому их оружие не страх или сила, а коварство и подлость.

Черти могут влиять на человеческий рассудок, затуманивать его или отводить взгляд. Нередко в том же казацком эпосе встречаются истории о том, как чёрт обманул человека играя с ним в карты из-за чего человеку приходится отрабатывать картёжный долг перед нечистой силой. Но все эти обманы и затуманивания разума иссякают сразу же, как только человек осознаёт, что перед ним не другой человек, а притворяющаяся нечистая сила.

Но бывает и так, что люди, добровольно предоставляют чертям свои тела. Тогда уже получается существо куда как более опасное. Может быть это всё тот же чёрт, но силу он обретает огромную и способен выдержать и очень тяжёлые побои даже не моргнув, да и телом он управляет отменно, чем пугает многих верующих. Правда, чёрт не бес и изгнать его из тела очень легко, достаточно справится с оцепенением и осознать, что это существо притворяется кем-то сильнее.

Сделки с людьми

Черти всё-таки выступают, как сборщики душ. К людям у них всего лишь два интереса – обмануть и украсть душу или заставить сделать что-нибудь необычное или греховное. Обычно черти скрывают свою суть, представая кем-то более могучим и сильным. Сделка с демоном подразумевает точное выполнение условий, чёрт же откажется от сделки если нет лазейки, чтобы избежать выполнения всех условий. К тому же черти очень часто попадают в рабство к колдунам и ведьмам. Те просто способны уничтожить чёрта одним лишь движением брови, а жить эти существа хотят.

Развитие и место среди людей

Какому-нибудь могучему демону или тому же Вещему духу, для пребывания в мире смертных нужны очень сложные условия. Огромная катастрофа или кошмарное жертвоприношение – вот что открывает путь в наш мир для могучих созданий. Черти же слабы и для них преодоление порога мира смертных не такое уж и сложное занятие – они проникают в мир людей и сеют хаос, как только могут или стараются поскорее выполнить свои задания. Иногда чертей призывают колдуны для службы.

Может ли чёрт стать кем-то большим? Да, это единственное желание чёрта. В иерархии преисподней для чертей отведена низшая ступень, но и требования – завладеть всего лишь одной человеческой душой – слишком просты. Связанное с бесконечностью существа рано или поздно добьётся этой цели и перейдёт на новую ступень став бесом или сразу возвысившись до демона.

Место среди себе подобных

Черти нередко взаимодействуют между собой выстраивая коварные многоплановые козни. Нередко шутят и дурачатся с людьми или над людьми. Но чаще всего черти обычные рабы, которые выполняют приказы своих хозяев. Бытует даже мнение, что люди, продавшие свои души, чтобы стать демонами становятся чертями, но всё-таки могут стать и демонами.

Черти подлы и коварны, но очень слабы. Иногда они обладают уникальными талантами, которыми их наделяют хозяева, но все эти таланты бессильны против тех, кто знает откуда исходит опасность и что с ней делать!

Чёрт

У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрт (значения).

Чёрт


Чёрт на чешском рисунке 1848 года

Злой, озорной, игривый и похотливый дух

Мифология

славянская

В иных культурах

дьявол (бес), лит. велняс, шайтан, англ. imp — чертёнок, бесёнок

Медиафайлы на Викискладе

Иван-дурак. Иллюстрация Michael Sevier к сказке Льва Толстого, 1916 г.

Чёрт — то же, что бес и близок понятию дьявол. В славянской мифологии — злой дух, озорной, игривый и похотливый. Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, самый популярный персонаж русской демонологии .

Использование слова чёрт в русском языке

Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: дьявол (так же персонажа называют в англ. языке — devil), сатана, анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.

К чёрту близки образы балтийского велняса (лит. velnias), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов.

Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающими людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом», характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком и херт-суртом — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов.

Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие, см. выше. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов.

Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны оно было довольно сильным ругательством и оскорблением, как и «devil» в английском языке. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с «чёртовым колесом», верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах, в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: «шайтан-труба», «сады дьявола». В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Иногда это слово применяют при удивлении работоспособностью и мастерством кого-либо («работает как чёрт»). В настоящее время чертями могут обзывать субъективно неприятных и не авторитетных людей.

Этимология

Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Прозвище Черт более старинное: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году. Этимология слова остаётся спорной до сих пор.

По версии А. Н. Афанасьева, слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Фасмер отмечал, что «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское *čьrtъ — «проклятый», родственно лит. kyrėti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus, «короткий, обрубленный», менее вероятна.

Также, имя созвучно похожему персонажу германо-сканд. мифологии — Сурту, что значит «чёрный, смуглый».

По мнению лингвиста Любинко Раденковича, слово «чёрт» в русском языке является полонизмом чешского происхождения, попавшим в русский лексикон напрямую из польского или же через украинский язык в конце XVI — начале XVII века; в заимствованном из Польши литературном памятнике XVII века «Великое Зерцало» содержится повесть «яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ».

По мнению индоевропеиста И. С. Якубовича, праславянское *čьrtъ является производным от глагола *čersti / čьrtǫ «чертить, бороздить». Данная деривация совместима с гипотезой о том, что *čьrtъ первоначально являлся божеством, отвечавшим за предначертание человеческой судьбы (ср. классическое армянское groł, досл. «писатель», употреблявшееся в данной функции). Из типологических соображений вероятно, что дальнейшая демонизация славянского «чертежника» была связана с переосмыслением его функции как ангела смерти.

Образ в мифологии

Изображение дьявола в Гигантском кодексе, начало XIII века

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 марта 2015 года.

В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти — ещё и злые духи. В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудеохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном — покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа — козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров — рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Гераклит-аллегорист в I веке, рационализируя античные мифы, писал, что праобразы черта — Пан и сатиры — это люди, которые не мылись и испускали зловоние, от того считалось, что они покрыты козьим мехом и ходят на козьих ногах. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе. В православной агиографической литературе черти описываются преимущественно в виде эфиопов.

Сказки повествуют, что чёрт служит Люциферу, к которому мгновенно летает в преисподнюю. Он охотится на людские души, которые обманом, введением во грех, или договором пытается получить у людей, хотя в литовских сказках такой сюжет единичен. При этом чёрт обычно оказывается одурачен героем сказки. Одно из известных древних упоминаний о продаже души и изображение персонажа содержит Гигантский кодекс начала XIII века.

Являются хтоническими персонажами — обитают не только в подземном мире, но и воде, омуте.

Обладают широкими способностями к оборотничеству, невидимости, полётам. Могут превращаться в различных существ и людей, в камни, и предметы.

Черти стерегут драгоценные клады, это описано например в «Ночь перед Рождеством» (1832), «Скрипач в аду» и др. балто-славянских сказках. Этим они похожи на гномов германо-скандинавского фольклора. Иногда, являясь в облике человека, платит за услуги кучей мусора или навоза, которую люди выкидывают, но с рассветом видят, что не выкинутые остатки мусора превратились в золото.

Славянская мифология

Подробнее по этой теме см. Бес.Персонаж «чёрт» во время колядования. Белгородская область, 2012 г.

Существует много русских народных сказок об этом персонаже. Это «Шабарша» и «Чёрт-заимодавец» схожего сюжета, это «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и другие, а также «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1831) А. С. Пушкина. Он предстаёт комическим персонажем, в надежде заполучить душу тщательно работает по договору с кем-либо, но постоянно обманывается с помощью мужицкой смекалки.

В русских и славянских сказках облик чёрта почти не описан. Но это ярко сделал Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»:

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Дальше по сюжету чёрт также обзывается «немец проклятый». Он водится с ведьмами, которые в ряде других сказок летают на нём на шабаш. Пролетает через дымоход. Боится христианского креста, знамения и святой воды. Исчезает с третьим криком петухов и первыми лучами солнца.

Прибалтийская мифология

Подробнее по этой теме см. Велняс.

В прибалтийской мифологии чёрта зовут ве́лняс, велинас, велнс (лит. vélnias, vẽlinas; латыш. velns), что значит «чёрт», «дьявол». Является постоянной жертвой Перкунаса (подобно антагонизму славянского Велеса и Перуна), метающего в него молнии, при этом велняс пытается прятаться у людей, в которых молнии зачастую и попадают. Фольклористы собрали с начала XX века сотни сказок о нём, бесчисленное число их вариаций. Но если славянский чёрт является синонимом грязнули, то в литовской мифологии вяльнас, наоборот, выглядит престижно. В основном описан как «пан», то есть человек, выглядящий как господин или помещик, но иногда имеет облик Пана из греческой мифологии — торчащие из-под шляпы рожки, копыта. В нескольких сказках он превращается в чёрного кота или предстаёт в образе ягнёнка. Не боится солнечного света.

В основном велняс вредит людям — пытается повесить, искалечить, заманить в болото. Литовские сказки довольно характерны жестокостью мифических существ к людям, в отличие от сказок других народов. Например, велняс, являясь в образе пана, приглашает прохожего мужика или музыканта на свадьбу, где с другими панами и паночками веселится и часто мажет глаза какой-то мазью. Когда мужик тоже мажет глаз, то видит, что находится среди чертей на болоте или среди вьюги в буреломе. Если кто-то видит невидимого велняса, спрашивает, «каким глазом меня видишь?», и после ответа выкалывает его. Зачастую становясь невидимым, толкает посетителей в корчме, провоцируя этим драку. Или мужику пытается повесить на шею праздничное полотенце, от которого тот уворачивается, подставив ногу, и тут же приходит в себя подвешенный на ветке на удавке за ногу.

См. также

  • Демон (греческая мифология)
  • Аид (греческая мифология)
  • Фавн (итальянская мифология)
  • Бес
  • Сатана (еврейская мифология)
  • Шедим (еврейская мифология)
  • Дивы (мифология) (зороастризм)
  • Гномы

Примечания

  1. /…/ кликушество, любовные недуги (блудный бес), пьянство (пьяный бес). Эти функции беса сходны с функциями черта, лихорадки. В позднейших христианских легендах бес наносит нравственный вред (отвлечение от молитв, лесть, козни, внушение ложных помыслов.) В устных пересказах заклинательных легенд беса заменяет черт. Книжные и народные легенды о бесе и о черте имеют сходные мотивы: сотворение мира, свержение падших ангелов с неба н др. Взаимозаменяемы Бес и черт в молитвах и заговорах. В фольклоре бес ‘нечистый дух’ употребляется под влиянием книжной традиции («бес вселился», «бес попутал»).
    Бес в народной демонологии представляется особым персонажем, отличным от черта, дьявола и беса книжной традиции. У вост. славян черт и бес — синонимы (ср. лысый бес — лысый черт; хромой бес — хромой черт, общие эвфемизмы: злой, нечистый, беспятый). Общие у беса и черта внешние черты. Бес — родовое название всех демонологических персонажей
    иконографические типы … зубчатые крылья, хвостик, длинные когти, высунутый язык, остроконечная голова, волосы шишом (ср. рус. диалектное шиш, шишко ‘черт’)’, рожки (не ранее XVII в.), с XVII в. — фантастические костюмы. С начала XVIII в. изображения бес превращаются в живописную характеристику греха, порока (бес пьянства — обрюзглый Силен, бес обжорства — со свиным рылом).

    — Бес // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 165. — ISBN 5-7133-0704-2.

  2. Другой мотив, характеризующий черта, — вселение в тело человека (живого или умершего). Это действие может восприниматься как злонамеренное, причиняющее вред человеку, или же как потребность бестелесного злого духа обрести защитную телесную оболочку (например, в ситуации, когда он прячется от преследований грома). Рассказы о людях, проглотивших с едой или питьем незримого беса и ставших бесноватыми, или об изгнании из пострадавших злого духа, имеют широкую сферу бытования как в фольклорной, так и в книжной традиции. Одним из наиболее популярных в Полесье является сюжет о том, как сын изгоняет черта из тела умершего отца-колдуна, вылив на усопшего горячую воду. Особенно близки к полесским демонологические поверья, записанные на Русском Севере, где точно так же размыты границы между отдельными персонажными типами, а вся нечистая сила осмысляется как множество однотипных по своим характеристикам духов, объединенных общим названием черти, бесы (или местными терминами — шишки́, анчутики, ичетики, кузутики, хохлики, кулеши и т. п.). По мнению лингвистов, названия леший, водяной, домовой могли появиться в русском языке в сравнительно позднее время как конкретизация более раннего и обобщенного слова бес (ср. бес-хороможителъ, бес во дворе, водяная сила) . Таким образом, недостаточная степень индивидуализации образов нечистой силы, смешение их в обобщенном образе черта (беса), как нам кажется, отражает одну из ранних стадий формирования народных демонологических представлений, связанных с категорией «нечистых» покойников.

  3. 1 2 3 Березович, Виноградова, 2012, с. 519.
  4. 1 2 Серебряная И. Б. Слово черт в русской мифологии и в памятниках русской письменности
  5. 1 2 Померанцева Э. В., 1975, с. 119.
  6. Питина С. А., 2002.
  7. 1 2 3 4 5 6 Чёрт // Мифы народов мира, 1988.
  8. Померанцева Э. В., 1975, с. 118.
  9. 1 2 Даль: Чёрт, 1880—1882.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 ЭСБЕ, 1890—1907.
  11. 1 2 Максимов, 1903, с. 4.
  12. Анчутки // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  13. Иванов В. В., Топоров В. Н. Анчутка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 35. — ISBN 5-7195-0057-X.
  14. Чёрт // Мифологический Словарь, 1990.
  15. Артемов В.В. Мифы и предания славян. — ОЛМА Медиа Групп. — С. 247. — 304 с. — (Классика в иллюстрациях). — ISBN 978-5-373-04657-2.
  16. Литовско-русский словарь = Lietuvių—rusų kalbų žodynas. — 2014.: «velnias — черт; дьявол»
    Латвийско-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīcu, 2014: «velns = чёрт; бес»
    Латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2013: «velns — бес, дьявол, сатана, чёрт»
    Малый латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2014: «velns — бес; дьявол; чёрт; лукавый; враг»
  17. 1 2 Велняс / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 228.
  18. 1 2 3 Kregždys R. Прусс. Curche: этимология теонима, функции божества; проблематика установления культовых соответствий на почве обрядовой традиции восточно-балтийских, славянских и других индоевропейских народов // Studia Mythologica Slavica. — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств, 2009. — Т. XII. — С. 294-295.
  19. 1 2 Разаускас Д. Мифологическая составляющая славянской ихтиологической терминологии // Studia Mythologica Slavica. — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств, 2009. — Т. XII. — С. 322-323.
  20. Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания, 1989, комментарий к Предисловию Н. Велюса, с. 5.
  21. 1 2 Велюс, 1981.
  22. 1 2 3 4 5 6 Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология, 2001, с. 23, 34-39, 42-43.
  23. 1 2 3 4 5 Померанцева Э. В., 1975.
  24. Померанцева Э. В., 1975, с. 98—99.
  25. Басилов В. Н. Херт-сурт // «Мифы народов мира»
  26. Померанцева Э. В., 1975, с. 132.
  27. Седакова И. А. Мельница Архивировано 3 апреля 2015 года. // Славянская мифология
  28. Чёрт // Толковый словарь Ожегова. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, — 1949—1992.
  29. Чёрт // Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ. В. С. Елистратов. 2002
  30. Хабаров А. И. Словарь тюремного жаргона. Чёрт / Тюрьма и зона
  31. 1 2 3 Черных П. Я. Чёрт // Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М., 1999. — С. 384.
  32. Питина С. А., 2002, с. 74—75.
  33. Афанасьев А. Н. «Поэтические воззрения славян на природу». — М.: 1865−1869. — Том 3, глава 22.
  34. 1 2 Черт // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  35. Чёрт // Этимологический словарь Русского языка. А.Ситникова. 2005
  36. Orchard A. Dictionary of Norse Myth and Legend. — Cassell, 1997. — С. 154. — ISBN 0-304-34520-2.
  37. Simek R. Dictionary of Northern Mythology / Translated by Angela Hall. — D.S. Brewer, 2007. — С. 303—304. — ISBN 0-85991-513-1.
  38. Любинко Раденкович. Черт и/или межевой: о наименовании беса «черт» у славян // Wiener Slavistisches Jahrbuch. — Band 2(2014). — S. 152—162.
  39. И. С. Якубович. Славянский чертежник: этимология слав *čьrtъ ‘черт’ // Вопросы языкового родства. — 2016. — Т. 14, № 3—4. — С. 279—291.
  40. Гераклит-аллегорист. О невероятном: XXV. О панах и сатирах
  41. «Вид бесов».
  42. Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания, 1989, с. 102.
  43. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Шабарша», польская «О рыбаке и чёрте»
  44. 1 2 Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания, 1989.
  45. «Русские Народные Сказки»/Сост., вступ. ст. и прим. В. П. Аникина.-М.: Правда, 1985.- 576 с., ил.
    «Русские Народные Сказки по изданию А. Н. Афанасьева в трёх томах»/Вступ. ст. и словарь В. П. Аникина.-М.: Худож. лит., 1977.- 348 с., ил.
  46. Польские народные сказки, 1980, с. 10, предисловие Я. Мяцусовича.
  47. Велняс / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 121. — ISBN 5-85270-032-0.
  48. Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания, 1989, Часть «Перкунас и вяльняс».
  49. Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания, 1989, с. 327—337: По данным «Каталога-картотеки литовского повествовательного фольклора» на 1986 г., составленного Б. Кербелите, Институт литовской литературы и фольклора, на основании каталогов А. Аарне и С. Томпсона.
  50. Даль В. И. Введение // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, 1880.
  51. Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания, 1989, сказание «За ногу подвешенный», и ряд других про удавленников.

Литература

Словари и энциклопедии

  • Черт / Березович Е. Л., Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 519–527. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Черт // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
  • Чёрт // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 672 с., 16 л. ил. — ISBN 5-85270-032-0.
  • Чёрт // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 625—626.
  • Чорт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Монографии и сборники

  • Амфитеатров А. В. «Классическая демонология», «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков». 1911
  • Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. — М.: «Индрик», 2001. — С. 10—49.
  • Н. Велюс. Стадо вяльняса = Velnio banda : // Балто-славянские исследования. 1980 / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов; Институт славяноведения РАН. — М. : Наука, 1981. — С. 260-269. — (Балто-славянские исследования ; 1972–2014).
  • Перкунас и вяльняс ; Вяльнясы // Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания = Laumių dovanos: Lietuvių mitologinės sakmės, 1979 / Сост. и авт. предисл. Н. Велюс, перевод с литов. Е. А. Соловьёвой; Ил. Р. Велювене. — Вильнюс: Вага, 1989. — С. 60-66, 68-133. — 374 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-415-00419-X.
  • Максимов С. В. Черти-дьяволы (Бесы) // Нечистая, неведомая и крестная сила. — 1903.
  • Никифоровский Н. Я. Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907.
  • Питина С. А. Семантико-культурологическая классификация мифологем // Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2002. — С. 46-88. — 191 с.
  • Померанцева Э. В. Образ чёрта в русской устной прозе // Мифологические персонажи в русском фольклоре / Институт этнографии им. Н Н. Миклухо-Маклая, Академия наук СССР. — М.: Наука, 1975. — С. 118-149, 177-181.
  • Польские народные сказки: Сборник. Пер. с пол. / Сост. А. Щербакова; Вступ. статья Я. Мяцусович; Оформ. художн. А. Гасникова. — Л.: Худож. лит., 1980. — 328 с.
  • Попов М. Бестиарий. Бесы и черти // Мир фантастики. — № 7 (71); июль 2009. — С. 126-130.
  • Якубович И. С. Славянский чертежник: этимология слав. *čьrtъ ‘черт’ // Вопросы языкового родства. 2016. № 14/3-4.

Из европейских легенд можно узнать о маленьких и злобных тварях, которых называют чертями. Реже их называют бесами или импами. Что же это за твари такие? И существуют ли черти на самом деле?

В разных культурах черти по разному описываются, но везде у них схожие черты: небольшой рост, мерзкие и неприятные черты лица (скорее даже морды или рожи), хулиганское поведение и склонность к вредительству. Чаще всего их изображали злыми и всегда считали мелкими прислужниками сатаны. И, казалось бы, что описания встреч с этими существами, могли иметь место исключительно в средневековье, в те времена, когда люди был малограмотными и крайне набожными. Оказывается, с ними встречаются и в наше время…

Черт в новом доме

Очевидец по имени Джордж рассказал, что когда ему было одиннадцать лет, его семья переехала в новый дом в городе Бениш (штат Калифорния). Мальчишка в самый первый день почувствовал, что с домом что-то не так. Вскоре, мать мальчика, Джулия, начала замечать, что кто-то перемещает по дому мелкие предметы: то ключи от машины исчезнут, то пульт от телевизора пропадет. Однажды, младшая сестра Джорджа сообщила, что видела ночью красные светящиеся глаза, которые смотрели на нее из шкафа ночью. Сестра была напугана, и старший брат поверил ей, глаза он не видел, но присутствие потустороннего в доме ощущал.

«А однажды ночью я проснулся от непонятного шума. Осмотрел в полумраке комнату и увидел фигурку ростом не более полуметра, которая скакала между нашими кроватями. Тварь подпрыгивала и смотрела на меня красными глазами. Лицо я не мог разглядеть – только глаза. От страха я громко закричал, и в комнату влетела наша мама. Вот только она ничего не увидела, как только мама открыла дверь – тварь испарилась в воздухе.

Дня три все было спокойно, а потом я снова проснулся ночью. Помня о предыдущем случае, я принялся осматривать комнату и снова увидел это существо, в этот раз оно просто стояло между кроватями. Наши глаза встретились, я снова закричал от страха, и снова прибежала мама. И опять он успел исчезнуть, но я заметил, как черт замер на секунду-полторы перед стеной, прежде чем совсем испариться».

Джордж говорит, что он еще несколько раз видел этого черта, пока, наконец, не набрался смелости рассказать обо всем маме. Мама выслушала, но ничего не ответила сыну. Спустя много лет Джулия рассказала сыну, что тоже видела эту тварь, но промолчала, чтобы не пугать детей. Семья прожила в том доме не долго. Дом они продали и переехали жить в другой город.

Этот случай произошел с москвичкой Еленой

«Однажды днем я увидела маленькую черную фигурку, которая высунулась из-за шкафа. Глаза существа были белыми, рот широким и красным, а ухмылка – мерзкая. Я закричала и побежала в соседнюю комнату, где в тот момент находился мой парень. Чтобы прогнать эту тварь я жгла в квартире шалфей, говорят, что его дым прогоняет нечистую силу. Это спасло, но ненадолго. Иногда оно выглядывало из-за углов и злобно смотрело на моего спящего парня. Однажды я накричала на него сильнейшим матом. И это мне помогло, тварь удрала через стену. Думаю, теперь это существо обосновалось в соседской квартире».

Случай в парке

Еще одного черта видела жительница Бангора в Ирландии, когда гуляла со своим псом по местному парку Кроффордсберн Кантри. Был теплый и ясный день, и женщина с песиком дошли до ручейка, пока не произошло нечто невероятное:

«Макси (так зовут моего пса) что-то увидел впереди, и побежал, а я побежала следом за ним. И когда я настигла пса, то увидела, что он на кого-то рычит. Я никогда не видела Макси таким злым. Это было существо ростом около сорока сантиметров. Я подумала, что это ребенок, но когда подошла ближе поняла, что передо мной настоящая чертовщина.

Эта тварь повернулась лицом ко мне, и глянула на меня страшной рожей, с острыми коричневыми зубами во рту, огромным носом и глубоко посаженными глазами красного цвета. Когда я ухватила Макси за ошейник и потянула к себе, этот черт или гном начал громко хихикать. От страха я замерла на месте, а оно нырнуло в ручеек и пропало».