Загадки про урал

Стихи и загадки о Уральской земле

В глубинах гор, чудесных гор,

Гудит руда, звенит хрусталь.

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь.

Какие это горы?

(Уральские горы)

Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит)

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал?

(Малахит)

По твердости. По блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал?

(Алмаз)

Вот удивительный кристалл

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит?

(Изумруд)

Небольшого роста девка,

И сама вся статная,

И коса ее чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косах ленты красные,

Глаза словно изумруды,

Волшебные и ясные.

(Медной горы Хозяйка)

Сиротский рос мальчишка:

Голубенькие глазки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, неверно в маменьку.

У мастера Прокопыча

Малахитовову делу обучался.

И с самой Хозяйкой медной

Говорят в народе, знался.

(Данила-мастер)

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем – камни летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка ……

(Дарёнка)

Как кукленка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появится в огне,

Как зовут, скажите мне?

(Огневушка — Поскакушка)

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней.

В страну работящих

И добрых людей!

Вечерний костер

И старую вышку.

И Душную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спасибо Бажову.

Приволье, раздолье

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мертвые камни

У них говорили.

Огнем загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

Земля Бажова

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнем гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнем.

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне — цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжается Жизнь и Труд.

Лазурь и малахит

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают горные вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

А мы здесь лишь мгновенье!

Я сердцем все это вбираю,

Свой край, полюбив навсегда,

Но главная сила Урала-

В чудном искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас,

Традиции народа продолжая,

Мы у народа учимся сейчас.

Тем хороша, и знаменита

Чаща из ручного малахита,

Что своим изяществом без слов

Мудро о труде напоминает,

Жизни чашу выпить предлагает

Ию опять наполнить до краев.

Чаша пусть достанется потомкам,

Ну, а сколько все – таки обломков,

Сколько было трудностей, тревог,

Прежде чем она волшебной стала.

Расцвела, призывно заиграла, задымила, как живой цветок?

Про Урал говорят,

Что камнями богат,

И умельцами тоже он славится!

Кто в краю побывал,

И Бажова читал-

Тот у нас непременно останется!

Багрецом, желтизною и просинью

Самоцветы Урала полны-

То блеснут малахитовой озимью,

То блеснут синевою волны.

В этих камешках искры рассеены-

Удивляют и радуют взгляд:

То зажгутся сиянием северным,

То, как южные звезды горят….

УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ

Урал – природная граница между Европой и Азией. Эти земли хранят множество тайн, разгадать которые уже несколько веков пытаются как учёные, так и исследователи-любители.

Игнатьевская пещера

Впервые эта пещера была описана корреспондентом Имперской Академии наук Петром Рычковым в книге «Топография Оренбургская» в 1762 году. Своё нынешнее название она получила из-за легенды о старце Игнатии, который якобы жил в пещере в XIX веке.

В 80-х годах XX века советские исследователи обнаружили здесь большое количество микролитов (миниатюрных каменных орудий), наскальных рисунков и останков животных. Но жемчужиной этой пещеры является выдающийся из стены человеческий силуэт, расположенный в одном из дальних «залов».

Местные считают это нерукотворным образом Богородицы и порой приходят к ней помолиться. Учёные склонны полагать, что этот образ был вырезан из известняка кем-то из живших здесь несколько веков назад, а его хорошее состояние — это заслуга микроклимата пещеры.

Аркаим

Это укреплённое поселение Бронзовой эпохи было обнаружено совершенно случайно. Археологическая экспедиция под руководством С.Г. Баталова в июне 1987 года обследовала место, планировавшееся под подстройку Больше-Караганского водохранилища. Территория считалась малоперспективной в плане находок, пока археологами не был замечен необычный для степи рельеф местности. Дальнейшие раскопки свели на нет все планы по строительству водохранилища, но открыли миру Аркаим. До сих пор точно не установлено, какая из культур могла воздвигнуть это поселение и для чего. Однако группа ученых (к которым в академическом сообществе относятся с недоверием) уже несколько десятков лет пытаются навязать теорию арийского происхождения города и считают его «колыбелью человеческой цивилизации».

Перевал Дятлова

Это перевал, расположенный между горой Холатчахль и высотой №905. Своё имя он получил из-за событий февраля 1959 года. Группа туристов из девяти человек во главе с Игорем Дятловым, должны были за 16 дней пройти на лыжах 350 км, совершить восхождение на гору Отортен и выйти к посёлку Вижай. Но до конечной точки туристы так и не добрались. Через несколько месяцев поисковых работ были обнаружены тела погибших лыжников, которые имели следы странных увечий. Официально причиной их гибели считается непреодолимая стихийная сила. Однако уже больше 50 лет не утихают споры о причине смерти туристов. Всё чаще звучат теории о снежных людях, пришельцах и секретных разработках советских военных. Между тем, пока ещё никто не отважился подкрепить свои теории повторением маршрута Дятлова.

Народ Иткуля

Берег озера Иткуль — одно из самых любимых мест археологов. По их заверениям, они никогда не уходили отсюда без «добычи». Здесь были обнаружены следы городищ неизвестного ранее народа — иткульцев. Судя по находкам, они были отличными кузнецами и металлургами. Считается, что эти люди появились там примерно три тысячи лет назад и спустя четыре века бесследно исчезли.

Поселения иткульцев были основным местом торговли между северными и южными племенами Урала. На эту мысль историков натолкнуло множество предметов, сделанных в подражание степным кочевникам, а также следы, указывающие на наличие у племени большого количества лошадей, что для лесных поселений вещь весьма нехарактерная.

Гора Азов

Согласно общепринятому мнению, название горы происходит от татарского слова «азау», что значит «зуб» или «клык». Считается, что здесь обитает призрак «девки-Азовки», и что в разное время здесь было спрятано множество кладов. Если призрак — факт не подтверждённый, то вот насчёт кладов сомневаться не приходится.

В 1940 году группа школьников во главе с геологом Ботановым на вершине Азова под небольшим слоем почвы обнаружили 44 культовых предмета из меди и бронзы. Чуть позже также был обнаружен грот, в котором находилось 10 идолов, изображающих птиц и людей. Все они были обращены на восток. Изучение найденных предметов показало, что их изготовили в период с IV по II век до нашей эры племенами манси, которые, скорее всего, использовали гору Азов в качестве жертвенника.

Золотая баба

Это, пожалуй, самая древняя и самая большая загадка Урала. Первые упоминания о золотом идоле восходят к родовым сагам викингов. Во время одного из походов северяне обнаружили тайное святилище, где их взору предстала статуя женщины, держащей чашу полную серебряных монет. Её шею украшало ожерелье, а голову — золотая корона. О ней также упоминалось в русских летописях конца XIV века и книгах западноевропейских путешественников XVI века. Современные исследователи не отрицают возможность существования Золотой бабы. По их мнению, это мог быть идол древнего божества коми, который язычники забрали с собой, когда пытались избежать крещения.

Большое моховое болото

Болото это и вправду большое – 36 кв. километров. Оно расположено в тектонической впадине, которая по форме напоминает чашу. В этом месте чаще всего видят снежного человека, светящиеся шары и прочую чертовщину. По словам геологов, это объясняется природными газами, которые выходят из глубинного разлома. Содержащиеся в них метан и углекислый газ оказывают сильное психотропное воздействие на человека. Решившие побродить по этим болотам, могут испытать галлюцинации и потерять ориентацию в пространстве. Такие прогулки — занятие довольно рискованное, многие из смельчаков так никогда и не вернулись. Скорее всего, отравившись газами, они заблудились и утонули в болоте.

Викторина «Мы уральцы»

светлана ваколюк
Викторина «Мы уральцы»

Цель:

Расширять представление детей об Южном Урале (традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах). Развивать интерес к родному краю.

Задачи:

Образовательные: Углублять, систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае, развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

Развивающие: Активизировать познавательную и аналитическую деятельность дошкольников, развивать наблюдательность, внимание, память. Развивать быстроту реакции, двигательную активность; эмоциональную сферу личности ребенка, умение работать в команде. Развивать коммуникативные способности, самостоятельность в своих суждениях. Закреплять у детей знания сказов П. П. Бажова; Закрепить названия поделочных, драгоценных камней. Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе родного края.

Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Южном Урале;

-Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине; Урале.

-Рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края;

-Чтение уральских сказов П. П. Бажова;

-Знакомство с полезными ископаемыми Урала; Каслинским литьем; со Златоустовской гравюрой; народным ремеслом; хороводными и подвижными играми.

— Изучение национальных костюмов;

-В изобразительной деятельности: рисование и аппликация героев сказов П. П. Бажова; освоение уральской росписи; лепка украшений уральских мастеров; выполнение аппликаций национальных орнаментов.

-Посещение краеведческого музея.

Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация; атрибуты для проведения викторины.

Ход занятия

(Мероприятие сопровождается показом слайдов на экране)

Организационный момент

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости!

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас.

Для умной игры собралась детвора,

КВН начинать нам настала пора.

(Дети входят и становятся полукругом команды «Самоцветы» и «Искорки» под музыку КВН)

Сегодня мы проводим самый настоящий КВН и тема его «Мы Уральцы», на котором мы узнаем знают ли дети родной край. Сейчас послушайте условия нашей игры. КВН будет состоять из 8 этапов. У нас будет участвовать две команды. В игре ребята должны показать свои знания, навыки и умения. Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, если команда будет затрудняться с ответом, то право на ответ перейдет другой команде. Пожалуйста, не выкрикивайте с места, а поднимайте руки. Между командами будет дружеское соперничество, не подсказывайте, а играйте честно. Оценивать знания команд будет жюри. Представляю вам членов нашего уважаемого жюри. (Представление жюри).

Итак, мы начинаем.

Воспитатель:

I конкурс «Визитная карточка».

Капитаны, прошу представить свои команды.

(Выступление команд).

Капитан команды «Искорки»

Наша команда — Искорки.

Наш девиз:

Самоцветы — народ веселый,

Мы приветствуем всех вас!

Пожелаем вам удачи,

Пусть вас ждет большой успех!

Воспитатель: Спасибо команде «Искорки». Займите свои места.

Капитан команды «Самоцветы».

Наша команда — Самоцветы.

Наш девиз:

Искорок мы видеть рады.

Все достойны вы награды.

Дружим с вами с малых лет,

Шлем вам пламенный привет!

Воспитатель:

Спасибо команде «Самоцветы»! Присаживайтесь на свои места.

I I конкурс «Разминка»

Воспитатель:

Как команды знают свою Родину, мы узнаем из конкурса «Разминка».

Я каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые надо быстро ответить.

Вопросы командам «Самоцветы» и «Искорки».

— Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

— Как называют людей живущих в России? (Россияне)

— Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)

-Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)

— Как называется наш край, в котором мы живем? (Южный Урал)

-Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)

-Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)

-Какое дерево называют символом Урала? (рябину)

— Как называется город в котором вы живете? (Пласт)

-Что значит слово «Урал»? («Земля золотая»).

Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.

Уважаемое жюри прошу вас оценить и подвести итог по двум заданиям.

(Выступление членов жюри).

III конкурс «Литературный».

И так третий конкурс, который называется «Литературный»

Задание командам:

Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц об Урале. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.

1 команда –

— На Урале — всяк рудознатец.

— Не даром говорится, что дело мастера боится.

— Урал без народа -горная порода, с народом Урал — стальной арсенал.

— Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.

2 команда –

— Камень не дышит, а мастер его слышит.

— Не то важно, что долго жил, а то важно — большое дело совершил.

— Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.

— Не делай наспех, сделаешь курам на смех.

Воспитатель:

Молодцы! А ещё каждая команда подготовила стихи об Урале, мы все послушаем, а жюри оценит содержание и выразительное чтение.

(Дети читают стихи); (сопровождение живой презентации).

Команда «Самоцветы»

1ребенок

Я родился на Урале,

Здесь живу я и расту.

Лучше края я не знаю –

Урал мне дарит красоту.

2ребенок

Вот горы змейкой проползают,

Берёзы, сосны там и тут.

Здесь рыбки в озере играют,

В лес ягоды, грибы зовут.

(Л. Владимирова)

Команда «Искорки»

1ребенок

Про Урал говорят,

Что камнями богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал,

И Бажова читал —

Тот у нас непременно останется.

(Л. П. Владимирова)

стихотворение Т. Волчиной «Неспроста говорят.»

(рассказывают два человека по цепочке)

2ребенок

Неспроста говорят,

Что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы

Ярче солнца горят.

Есть у нас малахит,

Есть руда и гранит

И горючий, самый лучший

Уголёк антрацит.

Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Никогда не забудет

Голубой наш Урал!

Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за третье задание и общий балл по трем заданиям.

Выступление члена жюри.

Воспитатель: Спасибо, уважаемое жюри. А мы продолжаем КВН.

IVконкурс «Многонациональный Урал»

Переходим к четвертому конкурсу, который называется «Многонациональный Урал».

На территории нашего края проживает много разных народов. У каждого народа есть свои традиции, своя культура, свои обычаи и свой национальный костюм. Рассмотрите картинки с изображением людей в различных национальных костюмах.

Задание команде «Искорки», нужно найти русский национальный костюм, и объяснить свой выбор.

(Дети каждой команды собираются вместе и коллективно находят одежду заданной национальности).

Команда «Искорки» находит и рассказывает об уральском национальном костюме.

Дети: Женский костюм: рубаха — главная часть русского народного костюма, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан, по форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафан тоже украшали вышивкой, узоры вышивали вручную золотыми и серебряными нитями. И кокошник такой же яркий и красивый. Мужской костюм: рубаха,которая отличалась скромностью узоров, она тоже была длинная и подпоясывали ее поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны. Украшали русские народные костюмы не просто крестиками, ромбиками, волнами и кружочками. В старину они многое обозначали. Извилистые линии – это вода, круг – солнышко,квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.

Воспитатель: А теперь задание команде «Самоцветы», вам нужно найти башкирский национальный костюм, и объяснить свой выбор.

Команда «Самоцветы» находит и рассказывает о башкирском национальном костюме.

Дети:Женский костюм: Женские платья кроились с закрытым воротом, широким рукавом, присборенным у талии, с широким подолом и оборками. Поверх платья носили камзолы. Одежда молодых девушек отличалась яркостью. В ней предпочтение отдавали красному, желтому, зеленому цвету. в старинных костюмах отсутствовал синий цвет. Головным убором молодых девушек являлся колпак. Вся одежда украшалась бисером, серебряными бляхами, монетами.

Мужской костюм состоял из рубахи со стоячим воротником и нагрудной планки, кушака (пояса) с национальной вышивкой; камзола украшенного орнаментом. Повседневным головным убором была тюбетейка, а зимой лисья шапка с одним — двумя хвостами. Мужчины и женщины носили удобную обувь выполненные из кожи и войлока. Девушки предпочитали туфли.

Воспитатель: Ну, молодцы, ребята. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Земля, вода, огонь, воздух».

Давайте вспомним правила игры.

Играющие собираются в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырёх слов (вода,земля, воздух, огонь). Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное Южного Урала; если «вода»- назвать рыбу; «воздух» — птицу Южного Урала; «огонь» — помахать руками.

Воспитатель:

Немного отдохнули, а теперь продолжим наш КВН. Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за четвертый конкурс.

(музыка)

V конкурс:

«Конкурс капитанов»

Задание капитану команды «Искорки».

(Д/и «Собери картинку» и расскажи) .

Златоустовская гравюра. (показ слайдов на экране)

Рассказ капитана: Это Златоустовская гравюра. Делают её в уральском городе Златоусте. Эти картины нарисованы на особом металле – серебристой стали. А уральских умельцев, что рисуют на металле, называют художниками-граверами. Рисуют они обыкновенной кисточкой, но особым способом: они гравируют металл. На этих картинах три цвета, которые художники-граверы используют в своей работе. (Синий, белый (серебряный, желтый (золотой) Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали (Когда сталь нагревается, то ее цвет меняется, желтый –это богатство Урала: горы, леса, озера, реки. Золочение придает особую торжественность, а вот белый (серебристый)-придает изделиям легкость, рисунок оживает. Изображают на картинах природу, охоту, животных, предметы быта)

Задание капитану команды «Искорки»

(Д/и «Собери картинку» и расскажи)

Каслинское литье.

Рассказ капитана:(Показ слайдов)

Это каслинское литье. Есть на Урале город мастеров — Касли. Какого только чугунного кружева не выделывают его жители — мастера на все руки! Да и не только кружева: тут тебе и охотники с ружьями на лошадях, и дивные собаки и кабаны, и лоси, шкатулки, подсвечники, подставки под карандаши.

Воспитатель:

Молодцы, справились и с этим заданием. Слово жюри.

А провести следующий конкурс нам поможет., если отгадаете загадку:

Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса ее чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза. Словно изумруды,-

Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).

Входит Хозяйка Медной горы. (под музыку)

Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте ребята! Слышала я, что об Урале вы много знаете, и хочу проверить, правда ли это? Сначала отгадайте мои загадки мудрёные.

VI конкурс «Самоцветы Южного Урала».

(на доске показ самоцветов после отгадывания загадки)

«Чья команда больше угадает загадок о драгоценных камнях.»

1· Кто секрет хранить умеет

Тот таинственно молчит

И всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек

Темноглазый? (малахит)

2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит

И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит.

3. Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд

4. По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал.

Скажите как зовётся минерал? (Алмаз)

5. Он друзами, цветами прорастает,

Как искорка, его кристалл сверкает,

Он то прозрачен, то слегка с дымком,

Вам с детства самоцвет такой знаком.

Похож он с виду чуточку на лед,

Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)

6· На закат похож тот камень,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят? (Агат)

Хозяйка Медной горы:

Молодцы ребята! Знаете вы всё о моих самоцветах. А сказы П. П. Бажова вы знаете? Вот сейчас и проверим!

VII конкурс «Сказочный Урал»

д/и «Назови героев сказки. (по сказам Павла Петровича Бажова)»

(Показ сюжета из сказки на доске)

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем — каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка — Поскакушка)

3. Козёл тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)

4. Сироткой рос мальчишечка:

Голубенькие глазоньки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе знался. (Данила-мастер)

Хозяйка Медной горы:

Молодцы ребята, все то вы знаете. А пока жюри подводит итоги, я приглашаю вас на «Уральский хоровод».

Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас оценить последние два задания и назвать общий балл.

VIII конкурс «Золотые слова об Урале»

Д/и «Чье солнышко ярче засветит?»

Какая команда назовёт больше красивых слов об Урале.

Хозяйка Медной горы:

Сколько слов красивых народ придумал об Урале. А вы их знаете? Давайте поиграем в игру «Чье солнышко ярче засветит», вы будете говорить красивые слова об Урале, и у ваших солнышек будут появляться лучики.

(воспитатель выкладывает на магнитную доску солнце без лучиков)

(Урал-Батюшка; Седой Урал; Каменный; жемчужный; Могучий; Красивый; Южный Урал; гостеприимный, хлебосольный, великий, гостеприимный, щедрый, радушный. самоцветный, богатый, драгоценный, богатый, дружный, голубой, целительный, любимый, красивый, мастеровой, поющий, талантливый. золотоносный)

Хозяйка Медной горы:

-Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца — пеплом, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся — сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!

Воспитатель:

Ну а сейчас предоставляется слово нашему уважаемому жюри для подведения итогов и награждение победителей.

Заключительная часть:

Ребята, на этом занятие закончено. Всем большое спасибо!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7г. Пласт

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности

в форме викторины для детей подготовительной группы

на тему:

«Мы Уральцы».

Ваколюк С. Б.

Конспект занятия для дошкольников «Я живу на Урале» ( в рамках Школы Будущего Первоклассника)

Я живу на Урале.

Открытое познавательное занятие-путешествие для дошкольников в рамках ШБП.

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю – Уралу.

Задачи:

1. Расширить знания и представления дошкольников о растительном и животном мире Урала, о богатстве края (полезные ископаемые);

  1. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между животными, растениями и средой их обитания;

  2. Учить понимать и ценить красоту родной природы, беречь ее, уметь общаться с ней;

  3. Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края;

  4. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре.

  5. Развивать мелкую моторику, внимание, память.

  6. Создавать положительный эмоциональный фон.

  7. Воспитывать бережное отношение к живой природе, искусству, к своему здоровью, самостоятельность и стремление проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Материалы и оборудование: электронная презентация, панно «Наш Урал» (для проведения тестовых игр), двухсторонний скотч (для крепления картинок на панно), фоно «Голоса природы», карта Среднего Урала, таблички с названием остановок (4 шт), салфетки-покрывала на столы (6шт), изображения веточек деревьев, карточки с изображением птичьих голов и перьев, табл. с названием рек и озер, коллекция полезных ископаемых, коллекция самоцветов, поделки из самоцветов, галька и восковые мелки (по кол-ву детей), «Сердечко» для игры, сувениры.

Ход занятия

(Звучит русская народная мелодия, в класс входят дети)

Хозяйка Медной Горы: Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге – хозяйке радость.

Для них и место готово.

К р а с н о м у г о с т ю – к р а с н о е м е с т о.

Давайте знакомиться. Я – Хозяйка Медной Горы, а вас как зовут? Интересно, а добрые ли люди ко мне сегодня пожаловали? Проверим. Давайте встанем в круг и передадим друг другу частичку радости от встречи — улыбнемся. Как приятно, что в гости ко мне пожаловали добрые друзья. (дети садятся на стулья)

Ребята, признаюсь вам, что меня зовут Хозяйка Медной Горы не просто так. Мои владения – это Уральские горы! Я храню много тайн и сведений о моем любимом крае. Много чудес и сокровищ сокрыто в моих подземельях. Богатства мои неизмеримы. А еще я много-много всего интересного знаю: люблю книги читать, люблю карты изучать, за природой наблюдать, землякам помогать.

Хотите, и вас этому научу? Ведь знания о родном крае – это бесценные сокровища, это наше богатство…

— Ребята, а как называется край, в котором мы живем?…

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы на ней всегда найдем

Родной свой край – наш общий дом.

(ХМГ показывает карту России с выделенным Уралом)

В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. А богатства великана рассыпались по всему Уральскому краю. Посмотрите на карту, как растянулся Урал – пояс.

А вы знаете, где, в какой части Урала мы с вами живем? Мы живем на Среднем Урале.

Как вы думаете, почему он так называется? (Есть еще Южный Урал, Средний Урал, Северный Урал, Приполярный Урал, Полярный Урал.)

Хозяйка Медной Горы : Древних каменных гор, родников говорливых прохладу

Мой Урал мне дарИт и ласкает теплом своих рек.

Здесь с рожденья живу, и другого мне края не надо.

Тайно-чудный Урал покорил мое сердце навек!

— А вы хотите узнать тайны нашего Среднего Урала и увидеть его сокровища?

Тогда – В ПУТЬ! Отправляемся в путешествие по Уралу.

А все добытые нами знания мы используем для составления картины «Наш Урал»

(показ на пустое панно)

Садитесь в поезд (дети становятся паровозиком), ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Богата и разнообразна природа Урала…

Остановка “Лесная”

Хозяйка Медной Горы: — Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

— Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

– Уральские леса — настоящая кладовая красоты и богатства, полная приятных сюрпризов и чудесных тайн. Лес – это огромный дом для всего живого. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, насекомым и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!

— Чтобы узнать, какие деревья нашего края вам знакомы, я предлагаю поиграть в игру «Угадай дерево».

У меня есть веточки разных деревьев. Нужно будет угадать по листьям — с какого они дерева и назвать его. (Береза, дуб, ель, сосна, осина, лиственница, липа.)

  • В древности липу называли золотым деревом, срубить или сжечь которое считалось величайшим проступком. Ее сажали во дворах замков, на городских площадях, вокруг церквей.

Такой «авторитет» липа заслужила благодаря своим целебным свойствам, которые широко используются в народной медицине.

  • Осина — дерево, у которого можно наблюдать интересное явление осенний ветвепад. На дрова осина совершенно не годится: она дает мало тепла. Осиновая древесина используется главным образом на спички. Она, кроме того, находит применение в качестве строительного материала, из нее изготовляют кадки, бочки, дуги .

— Молодцы, хорошо справились с заданием.

(называние детьми деревьев, сопровождается показом слайдов)

(ХМГ крепит картинки деревьев к картине «Наш Урал»)

— Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)

– Какие ягоды можно собирать в лесах Урала? (Черника, клюква, малина, смородина, земляника и т.д.)

Знакомимся!

  1. Брусника

  2. Костяника

(информация на слайдах)

  • Многолетний медицинский опыт подтверждает эффективность брусники как антисептического, ранозаживляющего и тонизирующего средства. А в народной медицине брусника используется как безопасное жаропонижающее средство для взрослых и детей. Брусника входит в состав многих лекарств по улучшению зрения.

Витамины ягоды улучшают зрение, повышают его остроту, поэтому брусника рекомендована детям, особенно в период обучения.

  • Костяника — живой барометр. В сухую погоду ее листья сворачиваются в трубочку. К перемене погоды, перед дождем, они начинают расправляться, разглаживая свои пушистые пластинки. Ягоды костяники благодаря насыщенности витаминами, органическими кислотами, минеральными и другими веществами обладают целебными свойствами.

Не без пользы и листья. Любители травяных взваров давно почитают костяничный чай одним из самых лучших, самых душистых.

– А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, грузди, опята, маслята, белые грибы, сыроежки и т.д.)

– Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)

Хозяйка Медной Горы: — Давайте погуляем по лесу. Только, чур — держитесь крепче за руки – тропинка узкая. В лесу нельзя разбегаться далеко друг от друга, нужно всегда видеть того, кто идёт впереди и сзади тебя.

Ф и з м и н у т к а (имитация движений)

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря Цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать, за природой наблюдать.

Звучит запись «Голоса природы», дети передвигаются по классу, подходят к чертогу «Лесные жители».

— Без кого лес не может существовать? (Без зверей и птиц). Верно.

Попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, кто живет в лесу.

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)

Иголки на ножках
Бегут по дорожке.
(Еж)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт.
(Лиса)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

(Кабан)

Пятнистая хищница, леса гроза,

На ушках по кисточке, злые глаза.

Живёт она в тёмной чащобе лесной

И лучше её обходить стороной.

По лесу скитается целую ночь.

Все звери спешат от разбойницы прочь.

Прогнать ты не сможешь её словом “брысь”.

Разбойница эта, конечно же …(Рысь)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Если встретить довелось,-

Знайте, дети, это …(Лось)

(После каждой загадки изображения угаданных животных появляются на экране).

–Каких еще уральских зверей вы знаете?

Знакомимся!

  1. барсук

  2. бурундук

  3. хорек

(информация на слайдах)

  • Зверь этот очень чистоплотен: он вырывает специальные ямки-“уборные” вблизи норы или в отдалении — среди высокой травы или кустов, так что их трудно обнаружить. У барсучьей норы всегда довольно чисто, не валяются остатки недоеденной пищи, как это обычно бывает у лисицы. Интересно, что барсук даже в голодную весеннюю пору не ест падаль, оставляя без внимания остатки пиршеств живущих в тех же местах крупных хищников. Однако перезимовавшие на земле плоды — яблоки, ягоды калины, стручки акации — он подбирает с охотой.

  • Он и не столь быстр и увертлив, как горностай или норка: человек легко догоняет бегущего хорька, если тот не успел нырнуть в подходящее убежище. Однако желание схватить его зверек отбивает довольно быстро: при защите он нередко выбрызгивает дурно пахнущий секрет анальных желез. Поэтому врагов, активно его преследующих, мало: любителей испробовать такой «душ» нужно еще поискать, да и мясо у этого зверька с неприятным “хорьковым” запахом.

— Прикрепите к картине «Наш Урал» тех зверей, которые живут в нашем крае.

Хозяйка Медной Горы: Хранит уральский лес чудес немало.

И их нам показать готов.

Хочу, чтоб здесь светлее стало

От звонких птичьих голосов!

(звучит запись голосов птиц)

— Ребята, а вы знаете птиц, которые живут на Урале?

Давайте проверим — дидактическая игра «Чья голова? Чей хвост?».

А в качестве подсказки я буду использовать загадки. Смотрите и слушайте внимательно! (раздаются детям части изображений птиц — птичьих голов и хвостов, чтение загадок, отгадки — изображение птиц на экране).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Глазищи круглы,

Когтищи остры,

Носище кривой —

Разбойник лесной.

(филин)

Слышен стук в лесу недаром,

Это голос санитара.

Ствол проверил, все уладил,

Помогает лесу (Дятел).

Знаете, есть птичка, что одна живет.

Гнезд она не строит, песен не поет.

Целый день летает по лесу одна,

А своих детишек раздает она.

(Кукушка)

Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло.

(Сова)

Молодцы, справились с заданием.

Знакомимся!

  1. Глухарь

  2. королек

  3. иволга

(информация на слайдах)

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун — он плоховат,

И порою глуховат.

(глухарь)

Скромен, мал, одет без лоска,

Золотистая полоска

Блещет светом уголька

На головке …

(Королек) Взгляните на картинку. На ней изображена птица. Совсем не солидная эта птица. Размером, чуть побольше жука, а два ее новорожденных птенца могут поместиться вот в таком наперстке.

Птица с яркой жёлтой грудкой,

Чёрный верх, незлобный вид,

Но рассердится — и жутко

Кошкой птица закричит.

(иволга) Иволги — полезные птицы: они в больших количествах поедают вредных для леса волосатых гусениц, которых большинство других видов птиц не трогает из-за ядовитых волосков, которыми покрыто тело этих гусениц. Кроме того, иволги едят пауков, а также насекомых, обитающих в кронах лиственных деревьев (клопы, жуки, крупные мухи).

-Ну, вот и ожил нас дивный лес.

Картинки птиц прикрепить на картину «Наш Урал».

Лес – добрый доктор нашего края. Он очищает воздух от пыли, микробов и различных вредных веществ.

Лес – родной дом и хранитель для растений и животных. Он даёт им корм и кров. А животные помогают расселяться растениям.

Лес – спутник, помощник и кормилец человека на протяжении всей его жизни.

Берегите лес!

Садитесь в поезд(дети становятся за ХМГ паровозиком), ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Остановка «Уральские воды»

Хозяйка Медной Горы: Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал.

Как девочки сосны большие сбегают с заснеженных скал

В лугах на ковровых просторах среди плодоносных полей

Лежат голубые озера осколками древних морей.

На Среднем Урале густая речная сеть и много озер. (показ а карте) С давних пор славится Урал своими крупными реками: Тура, Тагил, Нейва, Пышма, Исеть. Далеко за пределами нашего края известна река Чусовая.

Реки Среднего Урала характерны медленным, спокойным течением. В долинах их часто встречаются береговые утесы, называемые «бойцами» или «камнями».

Озера на Среднем Урале размещены неравномерно. В горной части озер мало, а во многих низменных местах озер много, хотя нет очень больших и глубоких.

Особенно красивы озера Таватуй, Балтым, Песчаное, Шарташ.

-Ребята, а вы знаете как уральцы используют реки и озера своего края?

(перевоз грузов, рыбалка, туристические сплавы на лодках, отдых, полив полей и огородов, питье, обогрев жилья, на заводах и т.д.)

(названия водоемов прикрепить на картину «Наш Урал»)

Садитесь в поезд (дети становятся за ХМГ паровозиком), ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Остановка «Подземная кладовая»

Хозяйка Медной Горы: вот и добрались мы с вами до моих подземных богатств!

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжёлым, большим – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Да это же камень!

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская! Посмотрите, как много здесь камней. (подводит к столу с коллекцией полезных ископаемых)

Скажите, а где вы можете встретить камни?

Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (на экране виды Уральских гор).

Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые».

А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку?

(выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)

Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они самоцветы. Ценились самоцветные камни издавна за красоту свою, за уникальность.

— Я сейчас расскажу вам о некоторых из них…

Интересно, знают дети,

что такое самоцветы?

На Урале, проживая,

знают дети или нет,

что волшебным называют

каждый камень самоцвет.

Тот, кто любит аметист,

дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

носит камешек – сапфир.

Кто секрет хранить умеет,

кто таинственно молчит,

тот всегда понять сумеет

камень ящерок и змеек –

темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,

будто ломтик ветчины,

это главный камень — яшма —

сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор —

красота Уральских гор,

будто в чаше, в этой яшме

воды чистые озер.

На закат похож гранат,

на восход похож агат,

эти камни в ожерельях

силу солнышка таят…

На Урале самоцветы,

самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

ты немножко тоже знал.

— Ребята, какие названия камней — самоцветов вы запомнили из стихотворения? (выслушивает ответы детей, демонстрирует их на иллюстрациях).

Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (на экране демонстрируются изделия из камней).

Каждый камень интересен, только нужно уметь увидеть его красоту, как это делают уральские мастера. (дети рассматривают выставку поделок из камней).

Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, волшебный цветок или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и многие другие.

Практическая работа

Давайте мы с вами тоже попробуем сегодня превратить вот эти обыкновенные камешки в чудесный подарок. Представьте, что в гости к нам приехали люди из другого края. Чтобы мы могли нарисовать на память об Урале? (показ образцов: ящерку, цветок, озеро, природа Урала и др.).

Дети рисуют на камешках восковыми мелками, звучит мелодия «Урал -батюшка».

( В это время на панно крепятся названия полезных ископаемых и самоцветов)

По окончанию работы, дети рассматривают их вместе с Хозяйкой Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы: Молодцы! Постарались и превратили самые обыкновенные камни в ЧУДО!

Садитесь в поезд (дети становятся за ХМГ паровозиком), ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Остановка «Конечная»

Хозяйка Медной Горы: Мои просторы дорогие,

Мои поля , мои леса,

Любимые края родные

Вот мой Урал — моя земля.

Дороже жемчуга, коралла —

Любимый сердцу уголок

Частичка моего Урала

Здесь мои корни, мой исток.

— Наше путешествие подошло к концу.

— Ребята, вам понравилось путешествовать по Уралу?

(рассматривание коллективно выполненной картины «Наш Урал»)

— Что вам запомнилось больше всего?

— Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Встаньте, пожалуйста, в круг.(Дети встают в круг)

— Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко, и отвечать на вопрос: Какой наш Урал? Каждый должен назвать одно слово. Наш Урал, какой?

Игра «Передай сердечко и сложи словечко»

(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Урал: милый, любимый, красивый, чудесный, дорогой, единственный, сильный, могучий)

— Ну что ж, пришла пора прощаться.

А на память о нашей встрече я хочу подарить вам частичку моих богатств (раздает детям сувениры).

Любите, берегите свой родной Урал!

А теперь, до свидания, люди добрые, может, ещё и свидимся!

(Звучит русская народная музыка, ребята выходят из класса.)

Географические загадки учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

Географические загадки (атмосфера)

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

Ответ

Да, есть такое воздушное одеяло — атмосфера

***

Слой снегов, дождей и ветров —

Атмосферы слой живой.

Восемнадцать километров

Этот самый нижннй слой.

Есть здесь все, но в большей мере —

Кислород, азот, озон,

В малых долях йод и гелий,

Водород, неон, радон.

Ответ

Тропосфера

Географические загадки (вода)

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Ответ

Болото

***

Водоем тот должен знать:

Там лягушкам благодать,

Можно им «ква-ква» там спеть

И на кочках посидеть.

Ответ

Болото

***

Засосет и бегемота

Это топкое ….

Ответ

Болото

***

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

Ответ

Река

***

С горы пришла,

В море ушла.

Ответ

Река

***

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ведь сын ее родной,

А родился я весной.

Ответ

Ручей

***

Кто бежит по горным склонам.

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зеленой

Прячет хвост свой голубой.

Ответ

Ручей

***

Он студеною водой

Прожурчал в траве густой.

Приняла его река —

Беглеца из родника.

Ответ

Ручей

***

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

Ответ

Родник

***

Есть у речки; у пруда

Не бывает никогда,

Потому что в нем вода —

Ни туда и ни сюда.

Ответ

Русло, течение

***

Рядом, рядом острова,

Не один да и не два,

А десятки, сотни сотен.

Жить в соседстве им охотней.

Все родные, как-никак.

Значит, здесь ….

Ответ

Архипелаг

***

Море, озеро и пруд

Словом как одним зовут?

Ответ

Водоем

***

В морях и реках обитает

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответ

Вода

***

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Ответ

Вода

***

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко.

Ответ

Туман

***

Должен ответить, дружок, без труда:

Что меньше моря, но больше пруда?

Ответ

Озеро

***

За плотиной водоем,

Карп зеркальный плещет в нем.

Ответ

Пруд

***

С высоты большой срываясь,

Грузно он ревет.

И, о камни разбиваясь,

Пеною встает.

Ответ

Водопад

***

Наткнувшись на камни горных преград,

Река превратилась в лихой ….

Ответ

Водопад

***

Кругом вода, а с питьем беда.

К“го знает, где это бывает?

Ответ

На море

***

Плещут волны на просторе,

Берегов не видно в … .

Ответ

Море

***

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна —

И горька, и солона.

Ответ

Море

***

Вот раздолье теплоходу!

Можно здесь прибавить ходу.

Ни плотин, ни огоньков,

Водоем без берегов.

Ответ

Море

***

В сто морей тот великан,

Он зовется ….

Ответ

Океан

***

Та вода, что у причалов,

И которая вдали,

И в которую сначала

С моря входят корабли, —

Эта территория

Зовется ….

Ответ

Акватория

***

Чтоб узнать глубины вод,

Что применим? …

Ответ

Эхолот

Географические загадки (горы и равнины)

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

Ответ

Гора

***

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю.

Ответ

Гора

***

Не видать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

Ответ

Гора

***

Альпинистов всех с утра

На свиданье ждет ….

Ответ

Гора/spoiler}

***

Я гнездо орла искал

На вершине острых ….

Скал

***

Стала группа гор в цепочку,

Есть для перевалов точки.

И конца цепочке нет —

Это тянется … .

Ответ

Хребет

***

Если горы в беспорядке,

Много гор, а не одна,

То запомните, ребятки,

Это горная ….

Ответ

Страна

***

У подножия вершины

Есть зеленые ….

Ответ

Долины

***

Есть равнина, право слово.

Выше уровня морского.

От лесов полей она

Склонами отделена.

Ответ

Плато

***

От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он полон равнинных враг.

Как зовут его? …

Ответ

Овраг

***

Здесь только желтые пески.

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

Все сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков,

Ни самой малой тучки.

Вот потому среди тех песков

Растут одни колючки.

Ответ

ПустыняПодобно волнам, что вздымают океаны,

В пустынях поднимаются …

Попутный ветер, главный архитектор,

Всегда их строит по своим проектам.

Подветренный — крутой,

Надветренный — пологий.

Такие склоны испытали многих.

Холмами сверху формы серповидной

Они в движении предстанут очевидном.

Ответ

Барханы

Географические загадки (вулканы, гейзеры, обвалы)

Взлетают пыль и кучи пепла,

В земле бушует бог огня.

Такой вопрос вам от меня.

Какие горы Этна? Гекла? —

Ответ

Вулкан

***

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный …..

Ответ

Вулкан

***

Горный огненный фонтан

Называется …

Ответ

Вулкан

***

Бьет источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живет вулкан,

Фонтан вам тот известен.

Ответ

Гейзер

***

Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слой осадков тех велик,

И зовут его ….

Ответ

Ледник

***

Масса снега от вершины

Вмиг бежит с горы в долину.

Не вставай ей на пути,

А спеши скорей уйти.

Ответ

Лавина

***

Шум раздался среди скал,

И помчалась вниз лавина.

А хребет пониже стал.

В чем, ребята, тут причина?

Ответ

Обвал

***

Обломились горы льда с материка,

Понесла их океанская река,

Изо льда плывет высотный белый дом,

Над водою только крыша и балк.он.

На десятки километров он в длину,

Может судно оказаться, как в плену.

Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет «ворот»,

И умеет кувыркаться этот лед.

Дом тот тает в теплых водах, потому

Накрениться очень хочется ему.

Капитаны избегают тех широт,

Где в тумане встреча с … ждет.

Ответ

Айсбергами

Географические загадки 5-10 кл

Загадки по географии

Состав атмосферы

  1. Чего в комнате не видишь? (Воздух)

  2. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.(Воздух)

  3. Невидимка этот в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

  4. Он людям необходим, но людям невидим. (Воздух)

  5. Вот загадка есть для вас про совсем бесцветный газ в воздухе его частичка, будет главная сестричка. (Азот.)

  6. Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, есть, а вроде бы и нет?! (атмосфера)

  7. Слой снегов, дождей и ветров – атмосферы слой живой, восемнадцать километров этот самый нижний слой. Есть здесь всё, но в большей мере – кислород, азот, озон, в малых долях – йод и гелий, водород, неон, радон. (тропосфера)

  8. Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная… (атмосфера).

Ветер

  1. Без голоса кричит, без зубов кусает, без крыльев летит, без горла завывает. (ветер)

  2. Без рук, без ног – по полю скачет, под окном стучится, в избу просится. (ветер)

  3. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает, других он подгоняет.(ветер)

  4. Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет.
    Кто навстречу попадется — обнимает и дерется. (ветер)

  5. Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный… (ветер)

  6. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (ветер)

  7. Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (вихрь)

  8. Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);

  9. Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

  10. Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);

  11. Видишь – «мглою небо кроет», Волны ходят, ветер воет: Буря сильная на море Лодкам маленьким на горе. (Шторм)

  12. Днём на сушу с моря дует, ночью – в сторону другую. Ты назвать бы мне помог тот прибрежный ветерок. (Бриз)…

  13. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, пыль поднимает. В село мчится, в окно стучится, ворота отворяет, никто его не поймает. Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

  14. Носится, свищет, мечется, рыщет. Где пробежит — листик дрожит. Где пронесётся — дерево гнётся. (Ветер)

  15. Без рук, без ног, а ворота открывает да в дом стучится. (Ветер)

  16. Без рук, без ног по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)

  17. Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, людей с ног сбивает. (Ветер)

  18. Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

  19. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

  20. Бежал по тропке луговой — цветы кивали головой. Бежал над речкой голубой – вся речка сделалась рябой. (Ветер)

  21. Свищет, воет, гонит, Вслед ему кланяются. (Ветер)

  22. Расходится детина — удержу нет, уляжется — не видать, не слыхать. (Ветер)

  23. Рукой махнул, дерево погнул. (Ветер)

  24. Есть на свете конь — всему миру не сдержать. (Ветер)

  25. Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

  26. Воет-завывает, пыль поднимает, деревья качает. (Ветер)

  27. Он и тучи нагоняет, он и волны поднимает. (Ветер)

Тучи, облака

  1. По синему небу белые гуси плывут. (облака)

  2. Белая простыня. Всю землю обошла. (Облако)

  3. Белая вата. Поплыла куда-то. (Облако)

  4. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут. (облака)

  5. Уж не солнце ль виновато, xто висит на небе вата? (Облако)

  6. Ватные хлопья по небу плывут, это вот башня, а то вон верблюд. Прыгнуть бы в вату, она высока. Над нами по небу плывут…… (облака)

  7. Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые…(облака)

  8. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (туча)

  9. Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки белый пух да пёрышки.(туча)

  10. Подходила – грохотала, стрелы на землю метала, нам казалось, шла с бедой, оказалась, шла с водой, подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась. (туча)

  11. Я расскажу наверняка, какие знаю облака. Если с кружевом схожи да на пёрышки похожи, в небе высоко плывут, как, ребята, их зовут? (перистые облака)

  12. А эти облака, как горы снега, в них поваляться и попрыгать мне бы. Облака такие зовутся….. (кучевые)

  13. Если небо хмурое, у нас над головою облака понурые повисли над землёю. Серые и низкие, облака…. (слоистые)

  14. Как по небу, с севера, плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала на поля-озёрушки белый пух да перышки. (Снежная туча)

  15. Над лесами, городами. Над просторами полей проплывают караваны небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли эти чудо-корабли. (Облака)

  16. Небо синяя река, островки в ней — … (Облака)

  17. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (Облака)

  18. По небу высоко плывёт вата далёко. (Облака)

  19. Чёрная птица одним крылом всю землю накрывает, дождём посыпает. (Туча)

  20. Помрачнела, почернела, потом плакать начала, огороды полила. (Туча)

  21. Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою, наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча)

  22. По небесам оравою бегут мешки дырявые. И, бывает, иногда из мешков течёт вода. (Туча)

  23. По небу ходила, солнышко закрыла. Солнце спряталось — она расплакалась. (Туча)

  24. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча, облако)

  25. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится — ничего не останется. (Туча)

  26. Сивые кабаны всё небо облегли. (Тучи)

  27. Чёрная корова небо лижет. (Туча)

  28. Не идёт, не скачет, а плывёт и плачет. (Туча)

  29. Летели серые гуси, нароняли белого пуха. (Снеговая туча)

Дождь

  1. Выше леса, тоньше колоса. (дождь)

  2. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. (дождь)

  3. Меня ждут не дождутся, а как увидят – разбегутся. (дождь)

  4. Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, то прятаться начнут. (Дождь)

  5. Кто-то струны за окошком натянул. Кто-то песню так уныло затянул, что слова навряд ли разберёшь без плаща, зонта и без галош. (Осенний дождь)

  6. Хлещет, хлещет по кустам бьёт без промаху. Всю малину исхлестал, всю черёмуху. Ну, зачем так сильно лить. Набок яблоню клонить? (Ливень)

  7. Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной… (дождь)

  8. Он пришёл, наполнил кадки, поливал усердно грядки, с шумом окна промывал, на крыльце потанцевал. Побродил по крыше вволю и ушёл по лужам в поле. (Дождь)

  9. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

  10. Долговязый Тимошка топочет по дорожке. (Дождь)

  11. Крупно, дробно зачастило, и всю землю напоило. (Дождь)

  12. Посмотри в окошко — идёт тоненький Антошка! (Дождь)

  13. Без рук, без ног по крыше стучит, в дом просится. (Дождь)

  14. Серебряные нити небо и землю сшивают. (Дождь)

  15. Приходил — стучал по крыше, уходил — никто не слышал. (Дождь)

  16. И ждали, и звали, а пришёл — все прочь побежали. (Дождь)

  17. С неба пришёл, в землю ушёл. (Дождь)

  18. Меня ждут — не дождутся, а как завидят — разбегутся. (Дождь)

  19. Тонкий, высокий, упал в осоку, сам не вышел, а деток вывел. (Дождь)

  20. С неба падает слезами, по земле бежит ручьями. (Дождь)

  21. Крупно, дробно зачастил и всю землю намочил. (Дождь)

  22. Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Дождь)

  23. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)

  24. Над полями — как линейки, а над нами — как из лейки. (Дождь)

  25. Идёт без ног, трогает без рук. (Дождь)

  26. И тонок, и долог, а сядет — в траве не видать. (Дождь)

Снег

  1. Я как песчинка мал, а землю покрываю, я из воды, а с воздуха летаю. Как пух, лежу на полях, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (снег)

  2. В холоде – горой, в избе – водой. (снег)

  3. Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло. (снег)

  4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (снег)

  5. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (снег)

  6. Нахмурилось небо (Наверно, не в духе!). Летают, летают белые мухи!.. И носятся слухи, что белые мухи не только летают, но даже — не тают! (Первый снег)

  7. Вился, вился белый рой, сел на землю — стал горой. (Снег)

  8. Серебристый пушистый на землю черную ложится. (Снег)

  9. Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось, с неба свалилось. (Снег)

  10. На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег)

  11. Странная звёздочка с неба упала. Мне на ладошку легла — и пропала. (Снежинка)

Роса

  1. Вечером на землю слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (роса)

  2. Заря – Зарница по полю ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце скрыло, а земля схоронила. (роса)

  3. Лезла Алёна с печки, потеряла золотые колечки. Месяц видел, солнце украло. (Роса)

  4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём. (Роса)

  5. Вечером родится, ночь живёт, утром умирает. (Роса)

  6. Заря-заряница, красная девица, по свету ходила, слёзы обронила; месяц видел, солнце скрало. (Роса)

  7. Посреди поля серебряные зёрна лежат. (Роса)

  8. Красная девица по лугам гуляла слёзы роняла. Солнце встало — слёзы подобрало. (Роса)

Туман

  1. Серое сукно тянется в окно. (туман)

  2. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко – стало видно далеко. (Туман.)

  3. Кто-то ночью утащил лес, был он вечером, а утром исчез. Не осталось ни пенька, ни куста, только белая кругом пустота. (Туман)

  4. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)

  5. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

  6. Ни воды, ни берега, ни куста, ни дерева: всё заволокло будто молоком. (Туман)

Иней, град

  1. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)

  2. Серебристой бахромой на ветвях висит зимой. А весною на весу превращается в росу. (Иней)

  3. На дворе переполох – с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина. У неё теперь ангина. (Град)

  4. Рассыпался горох на семьдесят дорог. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

  5. Похож с виду на горох, где пройду — переполох. (Град)

  6. И не снег, и не лёд, серебром деревья уберёт. (Иней)

Гром, молния, гроза

  1. Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит, другого все слышат, да не видят. (молния и гром)

  2. Летит огневая стрела, никто её не поймает, ни царь, ни царица, ни красна девица. (молния)

  3. Разгулялся ветер по полям, шумно закачалась рожь густая. Над полями тучу пополам расколола сабля голубая. В небе барабан загрохотал, а потом в сверкающих сапожках кто-то быстро-быстро побежал по земле на тонких длинных ножках. (Молния, гром и дождь)

  4. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)

  5. Пришла Маланья — Зажглося пламя. Пришёл Пахом — Затрясся дом. (Молния и гром)

  6. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

  7. Летела стрела, упала в лебеду, ищу-ищу — не найду. (Молния)

  8. Летит птица орёл, несёт в зубах огонь, огненные стрелы пускает, никто её не поймает. (Молния)

  9. Через весь белый свет жёлтый кнут прошёл — всё небо зажёг. (Молния)

  10. Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)

  11. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

  12. На небе стукнет — на земле слышно. (Гром)

  13. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит — никому не понять и мудрецам не узнать. (Гром)

  14. Крякнула утка — Всему миру жутко. (Гром)

  15. Бежал конь белолобый через Дунай глубокий, как упал — заржал, весь свет задрожал. (Гром)

  16. Заревел вол на сто сёл, на тысячу городов. За сто речек. (Гром)

  17. Каркнул ворон на сто городов, на тысячу вёрст. (Гром)

  18. Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)

  19. Меня никто не видит, а всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит (Гром и молния)

  20. Живут сестра и брат: одну всякий видит, да не слышит, другого всякий слышит, да не видит. (Гром и молния)

  21. Прошла Маланья — зажглось пламя; прошёл Пахом — затрясся дом. (Гром и молния)

  22. Грохочет без рук, горит без огня. (Гром и молния)

Радуга

  1. Поднялись ворота всему миру красота. (радуга)

  2. Над лесами, над рекой семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост — я б достал рукой до звёзд! (Радуга)

  3. Семицветный мост крутой» (Радуга)

  4. Туча скрыла солнца свет, рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

  5. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

  6. На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (Радуга)

  7. Через поля, через луга стоит нарядная дуга. (Радуга)

  8. Повис в небе яркий мост на семь сёл, на семь вёрст. Краше сказочных цветов — он раскрашен в семь цветов. (Радуга)

  9. Посмотри-ка: в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (Радуга)

  10. На синем небе от края до края Повисла яркая дорожка цветная. (Радуга)

Мороз

  1. Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит, детворе румянит лица, а всех старых — молодит!.. (Мороз)

  2. Стекольщик хорош — стекло не пробьёшь. Стало тепло — стекло потекло. (Мороз и лёд)

  3. Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

  4. Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

  5. Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал, дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз)

  6. Седой дедок, за ночь вымостил мосток без рук, без топора, без досок. (Мороз, лёд)

  7. Без рук рисует, без зубов кусает, не огонь, а жжётся. (Мороз)

  8. Старик-шутник стоять не велит, за нос, за уши хватает, прыгать, бегать заставляет. (Мороз)

  9. У избы побывал — все окна разрисовал, у реки погостил — во всю реку мост намостил. (Мороз)

  10. Он вошёл — никто не видел, он сказал — никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз)

  11. Без зубов, без рук щиплет и кусает, за уши и нос хватает. (Мороз)

  12. Какой это мастер на стены нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Метель

  1. Поглядели мы в окно — аж глазам не верится! Всё вокруг белым-бело и метёт… (Метелица)

  2. Солнце скроет, с ветром воет, небо синее закроет и поземкой стелется зимняя… (Метелица)

  3. Гуляет на воле, в лесу, в чистом поле. Крутит, воет, бурчит, на весь мир ворчит. По сёлам, городам летает, знать никого не желает. (Метелица)

  4. Кто зимой метет и злится, дует, воет и кружится, стелет белую постель? Это — снежная… (Метель)

  5. Эту зимнюю хозяйку все боятся, даже зайка не боится лишь апрель снежно-белую… (Метель)

  6. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (метель)

  7. Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела. (метель)

  8. Кто это, воя, без крыльев летает и без метёлки следы заметает. Лепит сугробы из снежного теста, передвигает их с места на место? (Метель)

Сосулька

  1. Растёт она вниз головой, не летом растёт, а зимой. Но солнце её припечёт -заплачет она и умрёт. (Сосулька)

  2. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)

  3. Не сосите, сорванцы, ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, потому что ел… (Сосульки)

  4. Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Лед

  1. Эта гладкая дорога проживёт совсем немного. Как пройдёт по ней весна, вся разрушится она. (Лёд)

  2. Рыбам жить зимой тепло: крыша — толстое стекло. (Лёд)

  3. В тепле он был водой. В мороз — в прозрачный превратился мост. (Лёд)

  4. Стекольщик хорош — стекло не пробьёшь. Стало тепло — стекло потекло. (Лёд)

  5. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)

  6. Текло-текло — И легло под стекло. (Лёд)

  7. Без досок, без топоров через реку мост готов.Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло! (Лёд)

  8. Он — как алмаз: и твёрд, и чист, на солнышке сверкает. Но пригревать начнут лучи он тут же и растает. (Лёд)

Разное

  1. Осенью идут дожди, осенью тепла не жди. Летом жуткая жара, душ спасёт тебя едва. В декабре снега идут, а весною ливни льют. У любого время года характерная …. (погода)

  2. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет. (времена года)

  3. Зимой – минус двадцать, весною – плюс пять. В жару раздеваться, а в холод дрожать, нас заставляет эта микстура, её называем мы…. (температура)

  4. На стене весит тарелка, на тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает» (барометр)

  5. Пробежит со скоростью большой. Летом – дождь, и снегопад – зимой. (Циклон.)

  6. Если вглубь материка, он забрёл из океана, значит, будут облака, а порой и ураганы. К нам с дождём приходит он, влажный ветреный … (Циклон)…