Вайшнавы

Гаудия вайшнавизма — Gaudiya Vaishnavism

Чайтанья Махапрабху , основатель Гаудия вайшнавизма

Часть серии на

Вайшнавизм

верховное божество

Важные божества

сампрадай

  • Шри ( Вишишта-Адвайта )
  • Брахма ( двайты , Acintyabhedabheda )
  • Рудра ( Шуддха-Адвайта )
  • Нимбарка ( двайт-адвайт )

индуизм портал

Часть серии на

индуизм

  • индусы
  • история

  • Словарь терминов индуизма
  • индуизм портал

Гаудия вайшнавизма (также известный как гаудия — вайшнавов традиции бенгальского вайшнавизма, или Чайтанья вайшнавизма ) является вайшнав религиозное движение вдохновленный Чайтаньи Махапрабху (1486-1534) в Индии . «Гаудия» относится к Гауду области (ныне Бенгальский / Бангладеш ) с Вайшнавизмом означает «поклонение Вишну или Кришне «. Его богословская основа прежде всего , что в Бхагавад Гите и Бхагавата Пурана в интерпретации ранних учеников Чайтаньи , таких как Санатана Gosvāmin, Рупа Gosvāmin, Джива Gosvāmin, Гопала Бхатта Gosvāmin и другие.

В центре внимания Гаудия вайшнавизма является преданное поклонение ( бхакти ) из Радхи и Кришны , и их много божественных воплощений в качестве высших форм Бога , сваям Бхагавана . Наиболее популярно, это поклонение принимает форму пения Радхи и Кришны святые имена, такие как » Заяц «, » Кришна » и » Рама «, чаще всего в форме Харе Кришна (мантры) , также известный как киртана . Движение иногда называют Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаи , ссылаясь на свои традиционные истоки в преемственности духовных учителей ( гуру ) , как полагают, происходят от Брахмы. Он классифицирует себя как монотеистической традиции, видя множество форм Вишну или Кришны как расширяясь или воплощениями одного верховного бога, adipurusha .

Кто такие «Вайшнавы»?

Двадцать лет назад в России вообще и в Пскове в частности атеизм уже не был массовым, но и вера в Бога еще не смогла занять достойного места в человеческих сердцах. Молодые люди искали себя по-разному: кто-то в музыке, кто-то в разгуле, кто-то — в религиозных течениях.
— Я в институте посещал кружок атеистов, члены которого ходили по религиозным организациям. Но ни одна из них не оставляла особого следа в моей памяти. На публичную лекцию последователей сознания Кришны изначально меня, как «вечно голодного» студента, привлекла бесплатная еда. А уже позже я заинтересовался философией, — вспоминает сегодняшний убежденный кришнаит, пскович Леонид Смирнов. Кстати, правильно называть последователей сознания Кришны не кришнаитами, а вайшнавами.
Внешне Леонид и его семья ничем не отличаются от других, только выглядят супруги очень моложаво. Скорее всего, сказывается образ жизни, который они ведут.
— Нельзя есть все, что было убито. Мы — убежденные вегетарианцы. Я, например, уже лет двадцать мяса не ем. Моей дочери четыре года, и она никогда его не пробовала. Коллеги по работе, зная, что я вегетарианец, на праздники покупают специально для меня соки и фрукты. Кроме вегетарианства, мы должны соблюдать еще три заповеди: во-первых, отказаться от любых одурманивающих веществ, будь то алкоголь, кофе или даже чай. Во-вторых, никаких азартных игр и, наконец, никакого незаконного секса, — рассказывает Леонид. Однако даже если кто-то придерживается этих постулатов, это еще не значит, что он живет настоящей духовной жизнью вайшнава.
Истинный вайшнав почтителен со всеми: уважителен к старшим и покровительствует младшим. К женщине, конечно, если это не собственная супруга, относятся как к матери. Вайшнавы ежедневно кланяются друг другу, прося прощения за все вольные или невольные обиды, которые они могли в течение дня нанести. Самое лучшее время суток — раннее утро, поэтому вайшнавы стараются рано ложиться и рано вставать. Кроме того, они очень заботятся о своем теле, помня о том, что оно не что иное, как храм Бога.
В Пскове у кришнаитов нет храма, поэтому они собираются на квартире. У «Сознания Кришны» в городе около 50 последователей. Приблизительно столько же приходит на публичные лекции, которые устраивают вайшнавы, когда в Псков приезжают их известные духовные лидеры. На выходных последователи сознания Кришны собираются вместе. Субботние собрания и воскресные фестивали включают в себя лекции, распевание мантр и завершаются обязательным застольем, где главные блюда — сладости и фрукты. Никакого спиртного, мяса и любой другой «скверной» пищи.
Особое место в деятельности псковских кришнаитов занимает благотворительность. Недавно их проект «Пища жизни», по которому последователи сознания Кришны устраивали бесплатные обеды для малообеспеченных людей, занял призовое место на областном конкурсе благотворительных проектов.
Вайшнавы признают, что их образ жизни и поведение зачастую отличается от общепринятого. Чего стоят одни только публичные шествия и исполнение песен на санскрите. Истинные последователи даже свои браки регистрируют хоть и в нашем ЗАГСе, но в вайшнавском наряде.
Мы представляем учение, которое гораздо старше многих религий: ведические книги написаны за три тысячи лет до Рождества Христова. Эту традицию поддерживают миллионы индийцев, — объясняет последователь сознания Кришны. И если в Пскове пока с трудом признают экзотических последователей неправославия, то в Индии русских вайшнавов ждут с распростертыми объятьями.

Наталия Егорова
«Аргументы и факты. Псков»

В своей жизни мне довелось искренне и глубоко практиковать вайшнавизм — пройти путь от обычного бхакты-прихожанина до брахмачари , а позднее и до брахмана , главы вайшнавской миссии в Одессе. В 2000 году Господь призвал меня оставить вайшнавизм и стать учеником Иисуса Христа, кому я следую и поныне. Имея за своими плечами опыт христианской жизни, по времени сопоставимый с опытом вайшнавским, я хочу представить читателю десятку самых существенных причин, почему я не вайшнав и им уже никогда не буду.

Причина 1. Я не вайшнав потому, что так хочет Бог. В свое время мой Господь четко и недвусмысленно явил мне свою волю, в соответствии с которой я должен был отвергнуть вайшнавизм и принять прибежище у стоп божественного Иисуса Христа. Выполнить желание Бога — самое важное в духовной жизни человека по учению любой монотеистической религии, поэтому я надеюсь этот мой мотив понятен даже тем, кто его не разделяет.

Причина 2. Я не вайшнав потому, что моим духовным учителем является Иисус Христос. Однажды последовав Его милостивому призыву, я принял Христа как Альфу и Омегу, как все и вся в своей жизни и, насколько было в моих силах, следовал Его наставлениям и руководству. Бог мне открыл, что другого способа прийти к Нему не существует, что только Иисус является истинным и единственным Спасителем человечества, и воля Бога Всевышнего в том, чтобы все люди всех национальностей, философий и религий приняли Иисуса Христа как своего Учителя и во всем следовали только Ему. Бог мне также показал исключительность пути Христа: нельзя разделять служение Ему со следованием другим религиям, ибо Господь это не приемлет. Быть учеником Иисуса Христа — значит быть учеником только Иисуса Христа. Наличие других гуру в вашем сердце будет означать отказ от Иисуса. Христу нужно быть преданным на сто процентов.

Причина 3. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме я не встретил Бога. Да, я чувствовал некую связь с «высшим», я испытывал определенные переживания во время повторения Харе Кришна мантры и особенно мантры гайятри . Были периоды, когда я испытывал эмоции близкие к экстазу, были моменты, когда мне казалось, что я близок к Богу. Но за все время я так и не встретился с Ним. Мое служение походило на некое заочное общение, общение посредством телеграфа. Я отправлял Богу телеграммы, и получал телеграммы в ответ. Живой встречи со Всевышним в вайшнавизме так и не состоялось, я так и не познакомился с Богом, хотя все шастры пестрели описаниями о деяниях Кришны и его общении с преданными.

Вайшнавы считают, что так как Личность Бога раскрыта в вайшнавским писаниях, она не раскрыта ни в одной религии, что только вайшнавизм дает наиболее полное представление о Всевышнем, Его мире, Его деяниях. На практике же, все ведические повествования остаются картинками, навязанными извне, сам же человек остается вне встречи с Богом, как бы он себе таковую ни воображал.

В вайшнавизме я воображал Бога, в христианстве я встретился с Ним.

Причина 4. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь Бога к человеку. В учении вайшнавов очень глубоко разработана тема любви человека к Богу, нашей преданности Ему, жертвенности, верности. Есть также учение о сострадании Бога к человеку, сочувствии, милосердии. Но нет ни слова в шастрах о Его к нам любви. Даже столь любимая вайшнавами фраза «Бог есть любовь» позаимствована на самом деле из Библии, в то время как шастры говорят о равном отношении Кришны ко всем живым существам, отношении равнодушно-благосклонном, но не исполненном любви. В христианском же богословии тема любви Бога к падшему человечеству — сильной, пламенной отцовской любви — является одной из центральных. С этого, собственно, и начинается христианское благовестие, все остальные концепции уже вторичны. И дело тут даже не просто в учении о любви Бога, но в переживании ее, живом непосредственном ощущении. Говорить о любви, рассуждать о ней, воспевать ее и «поклоняться на расстоянии» можно много и долго, но гораздо важнее пребывать в ней. В христианстве я это нашел, а в вайшнавизме — нет.

Причина 5. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь человека к человеку. Опять же — это логично, ведь если Кришна не любит человека, почему я должен любить? Сострадание и помощь ближнему вайшнавские шастры поощряют, правда, не советуют увлекаться материальной помощью, ибо это запутывает помогающего в сетях «хорошей кармы «, которую также потом придется «отрабатывать». Сердечная привязанность к другим людям прямо порицается под страхом того, что в своей будущей жизни вновь доведется рождаться в человеческом теле вместо того, чтобы уйти к Кришне в духовный мир. Мужьям не желательно сильно любить своих жен, детям — родителей, родителям — детей, потому что по вайшнавскому учению эта привязанность может лишить вас встречи с Богом в посмертии.

Неудивительно, что на практике такое учение делает людей равнодушными, жестокосердными, непривязанными к ближним, чему следствие — частые разводы, семейные ссоры, уходы детей из дому и из религии вообще и просто даже прямые грехи против ближних (ложь, воровство, оскорбления, прелюбодеяния и т.д.). Подобные грехи встречаются и в среде христиан, но здесь есть существенное отличие: если христианин является практикующим верующим, т.е. регулярно участвует в богослужениях и пребывает в церковном общении, тяжелые грехи у него либо вообще не случаются, либо случаются крайне редко; христианин признает нелюбовь к ближнему грехом, тогда как вайшнавы в этом греха вообще не усматривают.

Причина 6. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим гуру. В вайшнавизме духовному учителю приписываются качества Самого Бога, к гуру взывают как к спасителю, ему молятся, доедают за ним пищу и как величайшую святыню почитают чаранамриту — воду, которой ему помыли ноги. Эту воду вайшнавы пьют и поклоняются ей.

Безусловно, духовный человек нуждается в наставниках, и нередко наставники играют ключевую роль в нашем спасении. Однако Бог постоянно напоминает нам о бренности и ограниченности человека, о том, что нет человека, свободного от недостатков и несовершенств и никто не является совершенным наставником, кроме единственного Богочеловека Иисуса Христа. Только Иисус из всех людей ни разу не согрешил — не потому что был трансцендентным, но потому, что не нарушил ни одной заповеди Господней — не солгал, не обманул, не ошибся. Все остальные люди, в том числе даже великие святые, оставались несовершенными ограниченными созданиями, не свободными от греха. А поэтому никто из людей не заслуживает нашей абсолютной преданности и обожания, никому нельзя целиком и полностью, слепо доверяться. Святые не являются для нас источниками Света, но только зеркалами, отражающими Свет Всевышнего.

Вайшнавы же обожествляют обыкновенных грешных людей, которые нередко не брезгуют махинациями, нарушением человеческих и божьих законов — обманом, ложью, исповедуют двойные стандарты — милостивы к богатым и требовательны к рядовым последователям. На личных банковских счетах многих вайшнавских гуру — миллионы долларов. Но даже если вайшнавский учитель и ведет строгую подвижническую жизнь, он все равно, как и все люди, не застрахован от ошибок, и обожествлять такого человека нельзя. Ошибившись сам, он и вас погубит. В христианстве же роль наставника не абсолютизируется, и все сознают, что в мире есть только один полностью совершенный человек — Бог воплотившийся, Иисус Христос.

Причина 7. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим Господом. Кришна воспевается в вайшнавской поэзии как вор, обманщик, даже развратник (лампатах ). В Ведах он предписывает один путь спасения, в Упанишадах другой, в Пуранах третий, да и то во всех Пуранах по-разному. Причем многие из им самими же предписанных духовных практик он не стесняется потом называть ложными, а людей им следующих — тупицами (муддха). Таким образом, львиная доля ведической литературы самим же автором признается вводящей в заблуждение и приводящей к погибели (самсаре ). Но ведь солгавший в одном, вполне может обмануть и в другом, куда более важном. Доверять обманщику на сто процентов уже нельзя никогда. Кришна — мастер обмана и иллюзий, в то время как Христос никого никогда не обманывал. Христу я могу довериться, Кришне — нет.

Причина 8. Я не вайшнав потому, что не хочу обмануться в религии. Христианство исторично и реалистично, библейские книги, и в особенности Новый Завет, дошли до нас во множестве древних рукописей, тогда как многое, почитаемое вайшнавами за древние шастры, было написано совсем недавно, потому-то и другие школы индуизма об этой литературе и не ведают, иначе все давно уже были бы вайшнавами. Так, вайшнавская традиция учит о том, что Веды, Упанишады, Пураны и Махабхарата были записаны Вьясой 5000 лет назад, а потому-де заслуживают большего почтения, нежели Библия в силу большей древности. Соответственно, вайшнавское учение объявляется «старшим братом» библейского. При этом никого из последователей вайшнавизма почему-то не настораживает тот факт, что все четыре вайшнавские сампрадаи имеют своими основателями средневековых учителей: основатель Рудра-сампрадаи Вишнусвами жил в XIII веке, основатель Шри-сампрадаи Рамануджа — в XI-XII веках, Кумара-сампрадаи Нимбарка — в XI веке, а основатель Брахма-сампрадаи Мадхва — в XII-XIII веках. Никто из них не жил 5000 лет назад, соответственно отсчитывать историю вайшнавизма как самостоятельного доктринального течения в индуизме можно только со средневековья. Каким же было вайшнавское учение до этих ачарьев ? Достоверных данных ничтожно мало. Скорее всего, поклонение Вишну было лишь частью системы почитания всех индийских богов, многобожия. А в этом случае говорить о сугубой древности вайшнавской трактовки шастр можно только в сослагательном наклонении.

Да и с датировкой самих шастр ситуация ничуть не лучше. Любой современный ученый-индолог скажет, что Бхагавад-гита в известной нам сегодня версии сложилась не ранее I века до н.э., а ключевое гаудия-вайшнавское писание Бхагавата Пурана датируется VIII-IX вв. нашей эры. Даже такой авторитетный вайшнавский учитель как Бхактивинода Тхакур признавал в этом вопросе правоту современных ученых. Проведя собственное исследование, он датировал Бхагавата Пурану X веком нашей эры, а Махабхарату не считал произведением одного автора, но многовековой компиляцией, завершенной к началу нашей эры, к созданию которой приложили руку самые разные писатели и поэты. Последующие за Бхактивинодой проповедники обо всем этом тактично умолчали, выдавая вайшнавские писания за самые древние и авторитетные священные книги мира.

Кроме того, многие ученые сходятся еще и на том, что сам по себе образ Кришны — собирательный, что в историях о нем слились воедино сказки и мифы разных времен и народов, причем героями этих мифов были на самом деле разные личности, как исторические, так и неисторические. К Средним векам образ Кришны принял уже более четкую форму, с которой, собственно, вайшнавы сегодня и знакомы. Можно ли в него безоговорочно верить? Я верил. Но теперь уже не верю. И поражаюсь своей былой слепоте и доверчивости.

Причина 9. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Церкви. В Церкви хранятся и живут все духовные богатства, которые были когда-либо переданы человечеству Богом. В Церкви присутствует Божественная Любовь в столь великой мере, что покрывает все наши пороки и несовершенства. Приобщаясь к Церкви, мы становимся частью Тела трансцендентного Бога, и нет на земле большего блаженства, чем переживание такого единения с любимым Господом. Таким образом, царство Божие, Его духовный мир, реализуется уже здесь, на земле, и человек — всегда слабый и несовершенный человек — приглашается и приобщается к божественной жизни уже здесь и сейчас. Церковь являет на земле Бога, будучи в некотором смысле Его всегда пребывающей с нами аватарой . Тот, кто однажды вкусил нектар сопричастия Церкви, не променяет его ни на что другое. Я был найден Церковью, спасен и очищен. Здесь я вижу Христа.

Причина 10. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Христа. В данном случае я имею ввиду не только личную привязанность к Нему как к моему Учителю. Безусловно, такая привязанность и личные отношения дорогого стоят. Но и в вайшнавизме люди часто преданны и послушны своим учителям. Здесь же я хочу сказать о Христе, как о милостивом и любящем Боге, который пришел на землю 2000 лет назад и поныне пребывает с нами.

Все христианство зиждется на непосредственном общении с Богом-Христом, как Он сказал «се, Я с вами во все дни до скончания века». Христианство начинается со встречи со Христом и никогда уже не заканчивается. То, чем вайшнавизм обещает закончиться — встреча с Богом, в христианстве является всего лишь первым шагом, поскольку Сам Бог уже пришел к нам, спустился с небес и стал человеком, освободил нас из рабства греху и назвал Своими друзьями. Поэтому христиане не ищут Бога — Он найден с самого начала, но служат Ему, уже здесь и сейчас развивают личные с Ним отношения. Наша парадигма — не поиск, наша парадигма — исправление себя в соответствие с идеалами Иисуса. И, конечно, позитивное преданное служение Ему, вдохновленное Его присутствием, помощью и любовью. Наше служение — ответ на любовь Бога, а вовсе не попытка таковую призвать.

Бог любит нас, и нигде и ни в ком любовь Господа так ни проявляется так полно, как в Иисусе Христе — Его ипостаси, сделавшейся воспринимаемой человеческими чувствами.

В вайшнавизме же, несмотря на все заверения о «принятии Христа», о признании Его мировым гуру, Самого Иисуса не было и нет. Где нет Христа, там нет Бога. Именно поэтому я не вайшнав.

Ссылки

1. Вайшнавизм — течение в индуизме, почитающее верховным богом Вишну или Кришну.

2. Бхакта — то же, что верный; почитатель и поклонник того или иного божества.

3. Брахмачари — кришнаитский монах.

4. Брахман — индуистский священнослужитель, уполномоченный проповедовать, совершать жертвоприношения и служить в храмах.

5. Гуру — духовный учитель.

6. Харе Кришна мантра — основная молитва вайшнавов, состоящая из имен Кришны. Ее поют, повторяют на четках, на нее медитируют.

7. Мантра гайятри — особенная молитва, которую повторяют только мужчины-брахманы.

8. Шастры — санскритское название священных писаний.

9. Карма — последствия деятельности человека, определяющие его судьбу.

10. Термин встречается у Кришны Чайтаньи в Шикшаштаке.

11. Веды — наиболее древние писания индуизма, содержащие предписания поклонения различным богам, а также заклинания, магические ритуалы и славословия.

12. Упанишады — более поздние по сравнению с Ведами произведения. В них содержатся размышления о природе высшей Истины, о духовном мире и человеческой душе.

13. Пураны — самые поздние по времени написания индуистские тексты, представляющие собой эпические истории из жизни различных мудрецов, святых, богов. Также Пураны содержат наставления касательно поклонения богам и философские поучения. Вайшнавы признают правильными только три Пураны из 18-ти.

14. Самсара — круговорот повторяющихся рождений и смертей, в который, по учению вайшнавов, ввергаются непреданные Богу души.

15. Сампрадая — цепь преемственности, по которой от учителя к ученику передаются духовные знания и мантры.

16. Ачарья — букв. тот, кто учит собственным примером; авторитетный наставник в вайшнавизме.

17. Аватара — нисшествие Всевышнего на землю и воплощение в земном образе.

Вишнуизм

Вишнуизм

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Вайшнавизм · Шиваизм
Шактизм · Смартизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Самсара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Гуру и святые · Календарь · Праздники · Терминология · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

Вайшнави́зм или вишнуи́зм — одно из основных направлений в индуизме, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его основным воплощениям, таким как Кришна и Рама, как Верховному Богу.

Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад-Бхагаватам» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед.

Последователей вайшнавизма обычно называют вайшна́вы или вишнуи́ты. Согласно последним статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии.

Гаудия-вайшнавизм, также известный как кришнаизм и являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру. Это произошло в основном благодаря проповеди А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны.

Этимология

Термин «вайшнавизм» образовано путём прибавления суффикса «-изм» к санскритскому слову «вайшнава» (санскр. वैष्णव, vaiṣṇava), которое в свою очередь происходит от «вишну» и означает «поклонник или последователь Вишну».

Основные верования вайшнавов

Вишну как Верховный Бог

Вишну

Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну или Нараяна является Верховной формой Бога, а Его аватары (такие как Кришна, Рама и Нарасимха), упомянутые в Пуранах, выступают как различные Его воплощения и ипостаси. В некоторых вайшнавских традициях, таких как Валлабха-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, относимых к кришнаизму, Кришна, а не Вишну, рассматривается как Верховная ипостась Бога и источник всех аватар. Описываемые в Ведах «полубоги» или на санскрите девы (такие как Брахма, Ганеша, Индра и Сурья), относятся к категории обыкновенных живых существ (джив) и считаются слугами Вишну. Тогда как Шива занимает особое промежуточное положение между обыкновенными дживами и Вишну.

Некоторые вайшнавские школы, такие как гаудия-вайшнавизм, отождествляют Вишну или Кришну с Богом-отцом авраамических религий.

Поклонение

Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, самсара, карма а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение (бхакти) Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имён Вишну (бхаджане или киртане), медитации на его форму (дхаране) и в поклонении мурти Вишну (пудже). Практика поклонения мурти основывается на таких писаниях как «Панчаратра» и различных Самхитах.

В своём поклонении вайшнавы видят себя (по крайней мере частично) отдельными или отличными от объекта своего поклонения — Господа Вишну. В отличие от других школ индуизма, где главной целью является освобождение (мокша) или слияние с верховным Брахманом (как например в школе адвайта-веданты), конечной целью вайшнавской религиозной практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовном мире Вайкунтхе находящимся за пределами этого иллюзорного мира (майи). В «Бхагавата-пуране» описываются три основных ипостаси Абсолюта — Брахман, Параматма и Бхагаван — которые соответственно рассматриваются как три ипостаси Вишну или Кришны: Вселенский Вишну, Вишну в сердце каждого живого существа и Личностная форма Вишну.

Вайшнавский фестиваль в храме Варадараджа в святом месте паломничества в Южной Индии — городе Канчипурам.

Духовное посвящение

См. также: Дикша

Вайшнавы обычно следуют процессу духовного посвящения (дикши), которую даёт гуру, руководящий обучением учеников в вайшнавских практиках и философии. Во время дикши ученик, как правило, получает определённую мантру, которую он должен повторять, как про себя так и вслух в качестве процесса поклонения Вишну или одной из его аватар. Этот процесс повторения мантры называется джапа. Система получения духовного посвящения и обучения от гуру основана на наставлениях тех писаний индуизма, которые считаются священными в вайшнавских традициях:

Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

Является вайшнавом тот, кто получил посвящение в вайшнавскую мантру и кто посвятил себя поклонению Господу Вишну. Те, кто не сделали этого, по сути не являются вайшнавами.

Однако священные писания непосредственно относящиеся к линии гаудия-вайшнавизма, основанного Чайтаньей Махапрабху в начале XVI века в Бенгалии, дают несколько более широкое определение вайшнава:

Тот кто произнёс святое имя Кришны хотя-бы один раз, — может считаться вайшнавом. Такая личность достойна уважения как самый высший из людей.

Отношение к священным писаниям

См. также: Священные писания индуизма

Различные вайшнавские традиции ссылаются на труды предшествующих ачарьев своей сампрадаи как на авторитетные толкования священных писаний. В то время как другие школы, такие как традиции смарты и адвайты, поощряют метафорическую интерпретацию писаний и как правило не одобряют их буквального толкования. Вайшнавизм подчёркивает первостепенную важность буквального смысла мукхья-вритти и второстепенность косвенного смысла гауна-вритти: сакшад упадешас ту шрутих — «Наставления писаний должны приниматься буквально, без изощрённых и аллегорических толкований.»

Четыре вайшнавских сампрадаи

См. также: Сампрадая и Парампара

В вайшнавизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи, которые берут своё начало у одной из ведический личностей. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по-разному толкуются взаимоотношения между дживой и Богом (Вишну).

  • Рудра-сампрадая (шуддха-адвайта «чистый монизм») основоположником был Валлабхачарья.
  • Брахма-сампрадая (двайта «дуализм») основоположником был Мадхавачарья. Двайта позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда «непостижимое единство и различие», которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху.
  • Лакшми-сампрадая (вишишта-адвайта «особый монизм») основоположником был Рамануджа
  • Кумара-сампрадая (двайта-адвайта «монизм-дуализм») основоположником был Нимбарка

История вайшнавизма

Вайшнавизм в древности и в средние века

Вайшнавская традиция относит своё происхождение к доисторическим временам, среди исследователей, однако, существуют различные мнения о том, когда и как возник вайшнавизм и какую роль он играл в древнем индийском обществе. По мнению большинства учёных, в том числе Г. М. Бонгард-Левина и Г. Ф. Ильина, вайшнавизм был основным религиозным течением в Индии уже в середине I тысячелетия до н. э., в период Маурьев и Шунгов.

О храмах Рамы и Кешавы упоминается в «Махабхашье» Патанджали. Античный автор Мегасфен рассказывает о том, что индийцы поклоняются могущественному божеству, которое он называет Гераклом. Многие исследователи считают, что Мегасфен имеет в виду Кришну, поскольку по его словам, Геракла особено почитают в Матхуре, в городе, который издавна связан с поклонением Кришне.

Г. М. Бонгард-Левин и Г. Ф. Ильин также приводят текст знаменитой надписи на колонне Гелиодора, относящейся к II веку до н. э.:

Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы, бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы, прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления.

Интерсно, что грек Гелиодор называет себя здесь бхагаватой, то есть почитателем Бхагавана Кришны. По мнению учёных, эта надпись показывает, что Гелиодор был далеко не единственным греком, обратившимся в вайшнавизм и поклонявшимся Кришне как Верховному Богу в ярко выраженом монотеистическом контексте ещё во II веке до н. э.

Главный гопурам храма Вишну в Шрирангам, Тамил-Наду — самого большого вайшнавского храма в мире, который является одним из 108 дивья-дешам — святых мест паломничества, связанных с жизнью и деятельностью средневековых вайшнавских подвижников альваров.

Сильное влияние вайшнавизма обнаруживается также во времена Гупт. Интересно, что правители этой династии называли себя парама-бхагаватами.

С падением Гуптов культ Вишну перемещается на юг Индии. Здесь, начиная с V—VI века н. э., большую популярность приобретают гимны альваров — вдохновенных поэтов-вайшнавов, подвижников и религиозных учителей. Традиция насчитывает двенадцать альваров. Учение, которое они проповедовали, отличалось терпимостью и было доступным для людей разного общественного положения, что считается весьма примечательным, учитывая строгость кастового общества Индии того времени.

Альвары считали, что единственным качеством человека, делающим его достойным достижения духовного совершенства, является преданность Богу (бхакти). Из биографий альваров мы узнаем, что Кулашекхара был царем, Тирупанна — бедняком, а Тондарадипподи — отверженным грешником. Среди альваров была даже женщина по имени Андал.

Из произведений альваров был составлен сборник под названием «Дивья-прабандха», насчитывавший более четырёх тысяч гимнов. «Дивья-прабандха» был настолько широко известен и пользовался таким уважением, что его называли «Вайшнава-ведой» или «Дравида-ведой».

Период альваров сменился периодом ачарьев — учителей, крупнейшим из которых был Натхамуни. Ачарьи начали разработку философско-богословской доктрины, которая должна была дополнить религиозные гимны альваров. Труды ачарьев послужили фундаментом для создания в XI—XIII веках таких развитых систем философии индуизма как вишишта-адвайта Рамануджи и двайта Мадхвы.

В эту эпоху вайшнавизм, наряду с шиваизмом, утверждается как одно из главных религиозных направлений в Индии. Популярность приобретают религиозные центры вайшнавов — Шрирангам, Тирупати, Удупи и Пури. Начинается подъём религиозного-реформаторского движения, которое принято называть движением бхакти.

Вишну и вайшнавизм в традиционной литературе индуизма

Храм Шарангапани в Кумбаконам, посвящённый Вишну

О Вишну мы узнаем ещё из «Риг-веды». Здесь это имя встречается значительно реже, чем имена основных девов ведического пантеона, таких как Индра, Агни и Варуна. Однако Вишну «Риг-веды» — это «зародыш риты» — мирового ведического закона, предвестника дхармы, это «тот, кто покрывает вселенную шагами». В «Вишну-сукте», одном из гимнов «Риг-веды», говорится о высшей обители Вишну как о высочайшей. Вишну «Риг-веды» — хранитель вселенной, поддерживающий и оберегающий её законы. В «Шатапатха-брахмане» Вишну предстаёт олицетворённым жертвоприношением. Знаменитый ригведический гимн «Пуруша-сукта» описывает Вишну как вселенское сверхсущество.

В Ведах мы находим тексты, свидетельствующие о монотеистических тенденциях. Так, например, в «Риг-веде» сказано:

Есть лишь одна реальность, которую мудрецы называют разными именами: Агни, Яма, Матаришва.

Здесь же мы впервые встречаем понятие шраддхи (веры). В «Сама-веде» «шраддха» описывается как мать всякого обряда. Это очень важно, поскольку позднее, в сочинениях вайшнавов, шраддха отождествляется с первой ступенью бхакти, а «бхакти» подразумевает глубокую и твёрдую веру в единый избранный объект поклонения.

В «Махабхарате» мы встречаемся с вайшнавизмом в ясно выраженной форме. Частью «Махабхараты» является «Бхагавад-гита», которая по своему значению приравнивается к Упанишадам и является одним из главных священных текстов древнеиндийской литературы, признаваемым практическим всеми традиционными религиозно-философскими школами Индии. В «Бхагавад-гите» (15.18, 18.55) Кришна предстает как Верховная Личность Бога (Пурушоттама), познать которую можно посредством бхакти.

Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше всех — бренных и неизменных, и потому во всем мире и во всех Ведах Меня славят как Верховную Личность.

Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью бхакти. И когда благодаря бхакти все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога.

Наиболее ярко и развёрнуто вайшнавизм представлен в Пуранах — в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной», вместе с которыми её относят к величайшим эпическим произведениям Индии, до сих пор является одним из наиболее популярных и читаемых традиционных текстов. В этом произведении содержится описание деяний Кришны, а также тексты, имеющие философское и богословское значение, в сочетании со множеством историй о том, как в разные времена риши и святые достигали духовного совершенства путём бхакти.

Роль пуранических писаний в вайшнавизме

См. также: Рамаяна и Махабхарата

Великие индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» играют большую роль в философии и культуре вайшнавизма.

В «Рамаяне» описывается история аватары Рамы или Рамачандры. История основана на принципах дхармы, этики и морали и Рама выступает в ней примером идеального царя и мужа. Супруга Рамы Сита, его брат Лакшмана и его слуга Хануман играют ключевые роли в традиции вайшнавизма как примеры вайшнавского поведения и этикета, в то время как демонический царь Равана наоборот даёт пример нежелательного образа действий.

«Махабхарата» сосредоточена на известной аватаре Кришне и подробно описывает историю конфликта между двумя династиями двоюродных братьев — Пандавами и Кауравами. Кришна и его друзья Пандавы играют ключевую роль в событиях, описываемых в «Махабхарате». Философской кульминацией эпоса являются восемнадцать глав «Бхишма-парвы» «Махабхараты», в которых излагается беседа между Кришной и Арджуной, которая происходит перед началом решающего сражения между двумя династиями — Битвы на Курукшетре. Эта часть «Махабхараты» известна как «Бхагавад-гита». «Бхагавад-гита» имеет большое влияние практически во всех традициях индуизма, но для последователей вайшнавизма является особо значимой, так как считается точной записью слов самого Кришны. Вайшнавы считают Кришну аватарой Вишну или рассматривают Кришну как изначальную ипостась Бога и источник всех аватар (этой точки зрения придерживаются последователи гаудия-вайшнавизма, Нимбарка-сампрадаи и Валлабха-сампрадаи).

Истории, описываемые в «Махабхарате» и «Рамаяне», часто служат в вайшнавизме основой для постановки различного рода театральных представлений, в особенности в дни фестивалей, посвящённых одной из аватар. В то время как «Бхагавад-гиту» широко изучают как руководство по философии и богословию.

Вайшнавская тилака

См. также: Тилака Слоны из вайшнавского храма в Тирупати, Индия. Пример шри-вайшнавской тилаки.

Последователи вайшнавизма наносят тилаку с целью показать то, что они являются последователями Вишну. Существует несколько видов вайшнавской тилаки, по которым можно определить, к какой школе или сампрадае принадлежит вайшнава. Нанесение тилаки выступает как ежедневный обряд или производится в особых случаях. Отличительная особенность вайшнавской тилаки заключается в том, что она состоит из двух вертикальных линий, соединяющихся внизу, символизируя таким образом стопу Вишну.

Различные виды тилаки

Валлабха-сампрадая

В Валлабха-сампрадае, также известной как Рудра-сампрадая, тилаку наносят в виде одной вертикальной красной линии, которая символизирует Ямуну-деви. Последователи Валлабха-сампрадаи поклоняются Кришне в форме Шри Натхджи или в форме холма Говардхана, а река Ямуна является супругой холма Говардхана. Весь процесс поклонения и предания Кришне в традиции Валлабхи осуществляется через посредство Ямуны.

Мадхва-сампрадая

Последователи Мадхва-сампрадаи наносят тилаку из двух вертикальных линий, олицетворяющих «лотосные стопы» Кришны. Между этими двумя линиями наносится третья линия чёрного цвета из пепла совершаемого ежедневно огненного жертвоприношения — «ягья-кунды». В этой сампрадае процесс поклонения включает в себя обязательное совершение «нитья-хомы» — ежедневных огненных жертвоприношений, посвящённых Нараяне или Кришне. Пепел, оставшийся после пуджи, используется для обряда нанесения тилаки на лоб. Под чёрной линией добавляется жёлтая или красная точка, олицетворяющая Лакшми или Радхарани. Те, кто не совершают ежедневные огненные жертвоприношения, просто наносят тилаку, состоящую из двух вертикальных линий.

Шри-вайшнавизм

Последователи шри-вайшнавизма наносят тилаку в форме двух вертикальных линий, символизирующих стопы Нараяны, с красной линией посередине, олицетворяющей Лакшми и маленькой линией на переносице, которая представляет собой гуру. Лакшми считается основателем сампрадаи шри-вайшнавов и шри-вайшнавы поклоняются Нараяне через посредство Лакшми — соответственно их тилака отражает этот процесс предания Богу шаранагати, который также иногда называют прапатти. Этот процесс шаранагати, процесс полного посвящения себя Вишну как Венкатешваре или Баладжи, рассматривается последователями сампрадаи шри-вайшнавизма как самая действенная и возвышенная религиозная практика в настоящую эпоху Кали-югу.

Подобную тилаку также используют последователи вайшнавского святого XV века Раманади, которые толкуют её в контексте Рамы и Ситы, так как их религиозное поклонение обращено именно к ним, а не к Лакшми и Нараяне, как в шри-вайшнавизме.

Гаудия-вайшнавизм

См. также: Гаудия-вайшнавизм

В гаудия-вайшнавизме, также известном как кришнаизм, тилака обычно приготавливается из глины Вриндавана. Основная тилака практически идентична используемой последователями Мадхва-сампрадаи. Небольшие различия возникли из-за того, что гаудия-вайшнавы отводят первостепенную роль воспеванию имён Бога — джапе или киртану, которое среди последователей Шри Чайтаньи считается самой важной религиозной практикой в эпоху Кали-югу, гораздо более значимой чем, например, совершение ведических ягий. Именно поэтому, чёрная линия, наносимая пеплом жертвоприношений последователями Мадхва-сампрадаи, не используется гаудия-вайшнавами. Другое отличие заключается в способе приближения к Кришне, постижения Кришны. Гаудия-вайшнавы, следуя линии своего основателя Чайтаньи Махапрабху, поклоняются Радхе и Кришне через посредничество одного из их близких приближённых или слуг, такой как Туласидеви. Поэтому, вместо красной точки, которая символизирует Радху в Мадхва-сампрадае, используется рисунок на переносице в форме листка Туласи, предложенного к стопам Кришны. Гаудия-вайшнавы считают, что только по милости Туласи или другого возвышенного преданного возможно достичь высшей цели жизни — обрести чистую любовь к Радхе и Кришне.

Нимбарка-сампрадая

Последователи Нимбарка-сампрадаи, в соответствии с инструкциями в «Васудева-упанишаде», используют тилаку, изготовленную из гопи-чандана — глины из озера Гопи-кунда в Двараке, Гуджарат. Тилаку наносят в виде двух вертикальных линий на лбу, которые олицетворяют храм Бога. Между бровей ставится чёрная точка. Для этого используется земля из Варшаны, Уттар-Прадеш — святого места паломничества, в котором более 5 тыс. лет назад родилась Радхарани. Таким образом, тилака последователей Нимбарка-сампрадаи олицетворяет Бога как Радху и Кришну вместе, отражая богословскую основу традиции, в которой Радха-Кришна рассматриваются как высшее и изначальное проявление Бога. Последователи сампрадаи утверждают, что данный способ наложения тилаки был передан Нимбарке во время обряда посвящения в ученики от ведического риши Нарады и с тех пор передаётся от гуру к ученику при совершения ритуала дикши, после которого, каждый день перед тем как нанести тилаку на лоб, ученик вспоминает своего духовного учителя.

Научное изучение вайшнавизма на Западе и в России

См. также: Кришналогия

Вайшнавское богословие веками было предметом изучения многих философов в Индии. К концу ХХ века научное изучение вайшнавизма стало проводится также и в ряде европейских учебных заведений. Примерами этого являются «Оксфордский центр по изучению индуизма» при Оксфордском университете и «Бхактиведанта-колледж» в Бельгии. Известными вайшнавскими учёными, занимающимися изучением вайшнавизма на Западе, являются Тамала Кришна Госвами, Хридаянанда Даса Госвами, Грэхем Швейг, Кеннет Р. Валпи, Равиндра Сварупа Даса, Шиварама Свами, Сатьяраджа Даса, Гай Бек и другие. В России изучением философии и традиций вайшнавизма занималась Наталья Михайловна Сазанова.

В 1992 году Стивен Розен основал журнал «Изучение вайшнавизма» («The Journal of Vaishnava Studies») — научную публикацию по изучению индуизма, в особенности вайшнавизма и гаудия-вайшнавизма.

> См. также

  • Религия бхагавата
  • Кришнаизм
  • Альвары
  • Пураны
  • Бхагавад-гита
  • Вайшнавская традиция в России (книга)

> Примечания

Ссылки

  • Электронная энциклопедия вайшнавских текстов
  • Семён Ватман Вайшнавы и русская культура в XVII-XIX вв.
  • Библиотека вайшнавской литературы
  • Библиотека ведической литературы
  • Вайшнавский университет
Вайшнавские сампрадаи
Традиции Кумара-сампрадая · Брахма-сампрадая · Шри-сампрадая · Рудра-сампрадая
Учителя Нимбарка · Мадхва · Рамануджа · Вишнусвами · Валлабха · Чайтанья
Философии Двайта-адвайта · Двайта · Вишишта-адвайта · Шуддха-адвайта · Ачинтья-бхеда-абхеда
Категория · Вайшнавизм на Викискладе

Кришна

Ипостаси

Бала-Кришна • Говинда • Джаганнатха • Радха-Кришна • Кришна-Васудева • Шри Натхджи • Витхоба • Гуруваюраппан • Другие имена

Поклонение

Вайшнавизм • Кришнаизм • Гаудия-вайшнавизм • Нимбарка-сампрадая • Пуштимарга • Кришна-джанмаштами

Места паломничества

Дварака • Матхура • Вриндавана • Гокула • Говардхана • Пури • Удупи • Гуруваюр

Священные писания

Бхагавата-пурана • Бхагавад-гита • Гита-говинда • Махабхарата • Брахма-самхита

См. также

Харе Кришна • Кришнаитское богословие • Индуизм • Аватара • Сваям-бхагаван • Кришналогия • Вишну • Туласи • Шалаграма-шила • Гопи • Радха • Рукмини • Сатьябхама • Голока • Бхактиведанта Свами Прабхупада • Международное общество сознания Кришны

Категория · Изображения Кришны на Викискладе

Вишнуизм

одно из главных, наряду с шиваизмом, направлений индуизма, монотеистич. почитающее Вишну в кач-ве верховного божества, Абсолюта и одновременно — личностного бога, воплощающегося на земле в териоморфном или антропоморфном облике (см. АВАТАРА). Следы величия Вишну обнаруживаются в «Ригведе», где он известен своими «тремя шагами», интерпретируемыми традиционно в связи с солярностью образа как три фазы солнца или же, что более принято, в космогенетич. Плане — как устроение тройственной вселенной — земли, неба и промежуточного пространства (см. ТРИВИКРАМА). Соратник Индры в демоноборчестве, ведийский Вишну уступает ему в значении, тогда как в эпич. переложении мифа о сокрушении Индрой Вритры Индра одерживает победу только благодаря абсолютному могуществу Вишну. Его возвышение начинается с брахман, где он отождествляется с жертвоприношением как силой космогенеза. С именем Васудэвы, отождествленного с Кришной-Бхагаваном, связывается возникновение на рубеже н. э. религ. доктрины бхагаватизма, получившей свое воплощение в священном тексте индуистов — ´Бхагавад гите», входящей в VI кн. «Махабхараты». В религии бхагаватов на смену безличному Абсолюту, началу вселенной, приходит личностный бог, к к-рому верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность — бхакти. Завершающим пунктом формирования собств вишнуитской мифологии считается отождествление Вишну и Кришны. Кришне, одному из наиб, почитаемых воплощений (аватар) Вишну, в приложении к «Махабхарате» — «Хариванше», а также в пуранах, присущи черты обожествленного героя скотоводч. племен (абхиров, ядавов, вришниев, сатватов); ср. именование Вишну в «Ригведе» — Гопал (Пастух), поскольку тучи ассоциировались с коровами. В пуранах, в связи с раскрытием философского смысла системы вьюх, духовных эманации верховного божества, встречаются сведения о существовании в древности культа пяти братьев-героев из племени вришниев, среди к-рых, наряду с Васудэвой, называется и Санкаршана; изнач. — местное божество плодородия, тот постепенно сливается с Нараяной, к-рый, прежде чем был отождествлен с Кришной-Васудэвой, а затем и с Вишну, почитался как самостоятельная фигура, возможно, аборигенного происхождения, ассоциирующаяся с погребальным обрядом, человеч. жертвоприношением и ритуальным экстазом. В цепи идентификаций, сопровождавших процесс сложения вишнуитской мифологии, — эпическая пара мудрецов-драконоборцев Нара-Нараяна, где Нара — герой «Махабхараты» Арджуна в прошлом рождении, а Нараяна — Кришна-Васудэва. Наиболее чтимая до сих пор вишнуитская тиртха — Вишала-Бадари. В распространении вишнуизма в средневековье особая роль принадлежит проповедникам-гуру, среди которых — Рамануджа (XI в.), Мадхва (XIII в.), его последователь Рамананда и Кабир (XV в.).
С. Невелева

> См. также

  • Религия бхагавата
  • Кришнаизм
  • Альвары
  • Пураны
  • Бхагавад-гита
  • Вайшнавская традиция в России (книга)

> Примечания

Статьи по тематике

Вишнуизм

Вишну (Нараяна) / Кришна / Радха-Кришна / Радха / Рама / Витхоба

Аватары и шакти Дашаватара

  • Матсья
  • Курма
  • Вараха
  • Нарасимха
  • Вамана
  • Парашурама
  • Рама
  • Кришна
  • Будда
  • Калки

Шакти (супруги)

  • Шри-Лакшми
  • Нила<span title=»Статья «Нила-деви» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Бхуми
  • Арчи
  • Драупади
  • Радха
  • Рукмини
  • Сита
  • Падмавати

Основные сампрадаи

  • Шри-вайшнавизм (Вишишта-адвайта)
  • Кумара-сампрадая (Двайта-адвайта)
  • Брахма-сампрадая (Двайта-веданта)
  • Рудра-сампрадая (Шуддха-адвайта)

Связанные сампрадаи

  • Бхагаватизм
  • Вайкханаса
  • Панчаратра
  • Вадагалаи
    • Мунитрая<span title=»Статья «Мунитрая» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Тенгалаи
  • Варкари
  • Маханубхава<span title=»Статья «Маханубхава» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Харидаса
  • Сахаджия
    • Баулы
  • Пуштимарга
  • Чаран-даси
  • Экасарана<span title=»Статья «Экасарана-дхарма» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Гаудия
  • Радхаваллабха
  • Рамананди
  • Капади<span title=»Статья «Капади» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Бальмики<span title=»Статья «Бальмики» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Кабирпантх
  • Дадупантх
  • Пранами<span title=»Статья «Пранами» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Сваминараян

  • Натхамуни
  • Ямуначарья
  • Рамануджа
  • Ведантадешика
  • Пиллаи Локачарья
  • Манавала Мамуни
  • Нимбарка
  • Мадхва
  • Днянешвар
  • Вишнусвами
  • Видьяпати
  • Валлабха
  • Рамананда
  • Кабир
  • Даду Даял
  • Санкардев<span title=»Статья «Санкардев» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Чайтанья
  • Джива Госвами
  • Хариванш<span title=»Статья «Хит Хариванш Госвами» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Девчандра
  • Сваминараяна

  • Заготовка: Вы можете помочь проекту

Портал »Индуизм»

Индуизм

Направления

Верования и практики

Священные писания

Родственные темы

Портал »Индуизм»

Вишнуи́зм, или вайшнави́зм (санскр. वैष्णव धर्म, vaiṣṇava dharma IAST) — одно из основных направлений индуизма, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его воплощениям (аватарам), преимущественно Кришне и Раме. Верования и духовные практики вайшнавизма, в особенности концепции бхакти и прапатти, базируются на таких священных текстах, как «Вишну-пурана», «Бхагавата-пурана» и «Бхагавадгита».

Последователей вишнуизма называют «вишнуи́ты» или «вайшна́вы». Вишнуиты, по некоторым оценкам, — наиболее многочисленная группа верующих в семье религий, обозначаемой общим называнием «индуизм». Однако вишнуизм не является однородным направлением, вишнуиты объединены в многочисленные сообщества, поклоняющиеся отдельным аватарам Вишну (нередко разным ипостасям одной и той же аватары) или его отдельным образам. Истоки вишнуизма восходят к позднему ведийскому периоду. Его последующее развитие, обогащённое вкладом выдающихся религиозных деятелей, привело к рождению нескольких вишнуитских традиций, отличающихся теистическими доктринами, философией и ритуалами. К XVI веку внутри вишнуизма выделились четыре основные традиции (сампрадаи) — Шри-сампрадая, Мадхва-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая. В научных исследованиях помимо деления вишнуизма на сампрадаи принято также говорить о таких широких группах независимых традиций, как кришнаизм (поклонение Кришне), рамаизм (Раме), радхаизм (Радхе) и других. В XX веке одно из направлений вишнуизма — гаудия-вайшнавизм — распространилось на Западе как Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).

Вишнуизм включает такие аспекты, как ритуальное поклонение божеству (упасана); принятие прибежища в Вишну (шаранагати); приверженность ненасилию (ахимсе), вегетарианству и альтруизму.

Вишнуизм породил богатую философско-религиозную литературу на санскрите и индийских языках, а также обогатил индийскую культуру в области музыки, танца, скульптуры и архитектуры.

Энциклопедичный YouTube

Биография — Вайшнавизм

Биография

Вайшнавизм (санскр. वैष्णव धर्म) — одно из основных направлений индуизма, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам (преимущественно Кришне и Раме). Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких текстах, как «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Бхагавата-пурана» и «Бхагавадгита». Последователей вайшнавизма обычно называют вайшна́вы или вишнуи́ты. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии. Сведения относительно количества последователей противоречивы: одни исследователи сообщают, что вайшнавы составляют примерно 70 % (700 млн человек) от числа всех последователей индуизма, другие говорят о 200 миллионах.
Этимология.
Слово «вайшнавизм» образовано путём прибавления суффикса -изм к санскритскому слову вайшнава (санскр. वैष्णव, vaiṣṇava IAST), которое означает «поклонник или последователь Вишну».

Основные верования вайшнавов. Вишну как верховное божество.
Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну, или Нараяна, является верховной формой Бога, а Его аватары (такие как Кришна, Рама и Нарасимха) выступают как различные Его воплощения и ипостаси. В таких традициях кришнаитского бхакти, как Валлабха-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Кришна, а не Вишну, рассматривается как верховная форма Бога и источник всех аватар. Описываемые в Ведах дэвы (такие как Брахма, Ганеша, Индра и Сурья), относятся к категории обыкновенных живых существ (джив) и считаются слугами Вишну. Тогда как Шива занимает особое промежуточное положение между обыкновенными дживами и Вишну.

Поклонение.
Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, сансара, карма, а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение (бхакти) Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имён Вишну (бхаджане или киртане), медитации на его форму (дхаране) и в поклонении мурти Вишну (пудже). Практика поклонения мурти основывается на текстах Панчаратры и различных самхитах.
В своём поклонении вайшнавы видят себя (по крайней мере частично) отдельными или отличными от объекта своего поклонения, божества Вишну. В отличие от других школ индуизма, где главной целью является освобождение (мокша) или слияние с верховным Брахманом (как например в школе адвайта-веданты), конечной целью вайшнавской религиозной практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовном мире Вайкунтхе, находящимся за пределами этого иллюзорного мира (майи). В «Бхагавата-пуране» описываются три основных ипостаси Абсолюта — Брахман, Параматма и Бхагаван, — которые соответственно рассматриваются как три ипостаси Вишну или Кришны: Вселенский Вишну, Вишну в сердце каждого живого существа и Личностная форма Вишну.

Духовное посвящение.
Вайшнавы обычно следуют процессу духовного посвящения (дикши), которую даёт гуру, руководящий обучением учеников в вайшнавских практиках и философии. Во время дикши ученик, как правило, получает определённую мантру, которую он должен повторять, как про себя так и вслух в качестве процесса поклонения Вишну или одной из его аватар. Этот процесс повторения мантры называется джапа. Система получения духовного посвящения и обучения от гуру основана на наставлениях священных писаний.
В шри-вайшнавизме посвящение включает в себя обряд самашраяна. Участники обряда проходят через очистительную церемонию, после которой на плечи ставится рисунок чакры и раковины. Это означает, что тело теперь принадлежит Вишну. Ученику передаётся мантра «Ом намо Вишнуве» или «Ом намо Нараянайя» и гуру показывает, как дальше служить Вишну.

Отношение к священным писаниям.
Различные вайшнавские традиции ссылаются на труды предшествующих ачарьев своей сампрадаи как на авторитетные толкования священных писаний. В то время как другие школы, такие как традиции смарты и адвайты, поощряют метафорическую интерпретацию писаний и как правило не одобряют их буквального толкования. Вайшнавизм подчёркивает первостепенную важность буквального смысла мукхья-вритти и второстепенность косвенного смысла гауна-вритти: сакшад упадешас ту шрутих — «Наставления писаний должны приниматься буквально, без изощрённых и аллегорических толкований».

Четыре вайшнавских сампрадаи.
В вайшнавизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи, которые берут своё начало у одной из ведийских личностей. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по-разному толкуются взаимоотношения между дживой и Богом (Вишну).
Рудра-сампрадая (шуддха-адвайта «чистый монизм») основоположником был Валлабха.
Брахма-сампрадая (двайта «дуализм») основоположником был Мадхва. Двайта позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда «непостижимое единство и различие», которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья.
Лакшми-сампрадая (вишишта-адвайта «особый монизм») основоположником был Рамануджа
Кумара-сампрадая (двайта-адвайта «монизм-дуализм») основоположником был Нимбарка

История вайшнавизма. Вайшнавизм в древности и в Средние века.
Вайшнавская традиция относит своё происхождение к доисторическим временам, среди исследователей, однако, существуют различные мнения о том, когда и как возник вайшнавизм и какую роль он играл в древнем индийском обществе. По мнению большинства учёных, в том числе Г. М. Бонгард-Левина и Г. Ф. Ильина, вайшнавизм был основным религиозным течением в Индии уже в середине I тысячелетия до н. э., в период Маурьев и Шунгов. Бонгард-Левин в своей монографии «Древнеиндийская цивилизация» утверждает, что «изучение индуизма как религии обычно начинают с вишнуитского культа, возникшего раньше шиваизма и всегда имевшего больше приверженцев».
О храмах Рамы и Кешавы упоминается в «Махабхашье» Патанджали. Античный автор Мегасфен рассказывает о том, что индийцы поклоняются могущественному божеству, которое он называет Гераклом. Многие исследователи считают, что Мегасфен имеет в виду Кришну, поскольку по его словам, Геракла особенно почитают в Матхуре, в городе, который издавна связан с поклонением Кришне.
«Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы, бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы, прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления.»
Интересно, что грек Гелиодор называет себя здесь бхагаватой, то есть почитателем Бхагавана Кришны. По мнению учёных, эта надпись показывает, что Гелиодор был далеко не единственным греком, обратившимся в вайшнавизм и поклонявшимся Кришне как Верховному Богу в ярко выраженом монотеистическом контексте ещё во II веке до н. э.
Главный гопурам храма Вишну в Шрирангаме, Тамил-Наду — самого большого вайшнавского храма в мире, который является одним из 108 дивья-дешам — святых мест паломничества, связанных с жизнью и деятельностью средневековых вайшнавских подвижников альваров.
Сильное влияние вайшнавизма обнаруживается также во времена Гупт. Интересно, что правители этой династии называли себя парама-бхагаватами.
С падением Гуптов культ Вишну перемещается на юг Индии. Здесь, начиная с V—VI века н. э., большую популярность приобретают гимны альваров — вдохновенных поэтов-вайшнавов, подвижников и религиозных учителей. Традиция насчитывает двенадцать альваров. Учение, которое они проповедовали, отличалось терпимостью и было доступным для людей разного общественного положения, что считается весьма примечательным, учитывая строгость кастового общества Индии того времени.
Альвары считали, что единственным качеством человека, делающим его достойным достижения духовного совершенства, является преданность Богу (бхакти). Из биографий альваров мы узнаем, что Кулашекхара был царем, Тирупанна — бедняком, а Тондарадипподи — отверженным грешником. Среди альваров была даже женщина по имени Андал.
Из произведений альваров был составлен сборник под названием «Дивья-прабандха», насчитывавший более четырёх тысяч гимнов. «Дивья-прабандха» был настолько широко известен и пользовался таким уважением, что его называли «Вайшнава-ведой» или «Дравида-ведой».
Период альваров сменился периодом ачарьев — учителей, крупнейшим из которых был Натхамуни. Ачарьи начали разработку философско-богословской доктрины, которая должна была дополнить религиозные гимны альваров. Труды ачарьев послужили фундаментом для создания в XI—XIII веках таких развитых систем философии индуизма как вишишта-адвайта Рамануджи и двайта Мадхвы.
В эту эпоху вайшнавизм, наряду с шиваизмом, утверждается как одно из главных религиозных направлений в Индии. Популярность приобретают религиозные центры вайшнавов — Шрирангам, Тирупати, Удупи и Пури. Начинается подъём религиозного-реформаторского движения, которое принято называть движением бхакти.

Вишну и вайшнавизм в традиционной литературе индуизма.
В «Ригведе» имя Вишну встречается значительно реже, чем имена основных дэвов ведийского пантеона, таких как Индра, Агни и Варуна. Однако Вишну «Ригведы» — это «зародыш риты» — мирового ведийского закона, предвестника дхармы, это «тот, кто покрывает вселенную шагами». В «Вишну-сукте», одном из гимнов «Ригведы», говорится о высшей обители Вишну как о высочайшей. Ригведийский Вишну — хранитель вселенной, поддерживающий и оберегающий её законы. Знаменитый гимн «Пуруша-сукта» описывает Вишну как вселенское сверхсущество. И в «Тайттирия-самхите» 5.5.1 «Яджурведы» утверждается о верховном положении Вишну.
В Ведах мы находим тексты, свидетельствующие о монотеистических тенденциях. Так, например, в «Ригведе» сказано:
«Есть лишь одна реальность, которую мудрецы называют разными именами: Агни, Яма, Матаришва. «
Здесь же мы впервые встречаем понятие шраддхи (веры). В «Самаведе» «шраддха» описывается как мать всякого обряда. Это очень важно, поскольку позднее, в сочинениях вайшнавов, шраддха отождествляется с первой ступенью бхакти, а «бхакти» подразумевает глубокую и твёрдую веру в единый избранный объект поклонения.
В «Айтарея-брахмане» 1.1 утверждается, что Агни является самым низшим и младшим из богов, а Вишну — самым величайшим и старейшим. В «Шатапатха-брахмане» 14.1.1 аналогично утверждается о верховенстве Вишну и запечатлены обращения к нему как к «Яджнапати» или тому, для чьего удовлетворения совершаются все жертвоприношения. Даже когда жертвоприношения совершаются для дэвов, в конечном счёте они предназначаются именно для удовлетворения Вишну и именно Вишну раздаёт соответствующие плоды яджны.
В «Махабхарате» мы встречаемся с вайшнавизмом в ясно выраженной форме. Частью «Махабхараты» является «Бхагавадгита», которая по своему значению приравнивается к Упанишадам и является одним из главных священных текстов древнеиндийской литературы, признаваемым практическим всеми традиционными религиозно-философскими школами Индии. В «Бхагавадгите» (15.18, 18.55) Кришна предстает как верховное существо (Пурушоттама), познать которое можно посредством бхакти.
«Через преданность он познает меня, кто я и насколько велик поистине; а познав меня поистине, он прямо затем входит в меня. 18.55 «
Наиболее ярко и развёрнуто вайшнавизм представлен в Пуранах — в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной», вместе с которыми её относят к величайшим эпическим произведениям Индии, до сих пор является одним из наиболее популярных и читаемых традиционных текстов. В этом произведении содержится описание деяний Кришны, а также тексты, имеющие философское и богословское значение, в сочетании со множеством историй о том, как в разные времена риши и святые достигали духовного совершенства, следуя пути бхакти.

Роль «Махабхараты» и «Рамаяны» в вайшнавизме.
Великие индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» играют большую роль в философии и культуре вайшнавизма.
В «Рамаяне» описывается история аватары Рамы или Рамачандры. История основана на принципах дхармы, этики и морали и Рама выступает в ней примером идеального царя и мужа. Супруга Рамы Сита, его брат Лакшмана и его слуга Хануман играют ключевые роли в традиции вайшнавизма как примеры вайшнавского поведения и этикета, в то время как демонический царь Равана наоборот даёт пример нежелательного образа действий.
«Махабхарата» сосредоточена на известной аватаре Кришне и подробно описывает историю конфликта между двумя династиями двоюродных братьев — Пандавами и Кауравами. Кришна и его друзья Пандавы играют ключевую роль в событиях, описываемых в «Махабхарате». Философской кульминацией эпоса являются восемнадцать глав «Бхишма-парвы» «Махабхараты», в которых излагается беседа между Кришной и Арджуной, которая происходит перед началом решающего сражения между двумя династиями — Битвы на Курукшетре. Эта часть «Махабхараты» известна как «Бхагавадгита». «Бхагавадгита» имеет большое влияние практически во всех традициях индуизма, но для последователей вайшнавизма является особо значимой, так как считается точной записью слов самого Кришны. Вайшнавы считают Кришну аватарой Вишну или рассматривают Кришну как изначальную форму Бога и источник всех аватар (этой точки зрения придерживаются последователи гаудия-вайшнавизма, Нимбарка-сампрадаи и Валлабха-сампрадаи).
Истории, описываемые в «Махабхарате» и «Рамаяне», часто служат в вайшнавизме основой для постановки различного рода театральных представлений, в особенности в дни фестивалей, посвящённых одной из аватар. В то время как «Бхагавадгиту» широко изучают как руководство по философии и богословию.

Вайшнавская тилака.
Последователи вайшнавизма наносят тилаку с целью показать то, что они являются последователями Вишну. Существует несколько видов вайшнавской тилаки, по которым можно определить, к какой школе или сампрадае принадлежит вайшнава. Нанесение тилаки выступает как ежедневный обряд или производится в особых случаях. Отличительная особенность вайшнавской тилаки заключается в том, что она состоит из двух вертикальных линий, соединяющихся внизу, символизируя таким образом стопу Вишну.

Научное изучение вайшнавизма.
Вайшнавизм всё больше привлекает внимание западных учёных. В научных журналах регулярно публикуются статьи, посвящённые различным аспектам вайшнавской традиции. С 1992 года в США 2 раза в год выходит журнал The Journal of Vaishnava Studies, специально посвящённый теме исследования вайшнавизма и публикующий важные научные работы на эту тему. В 1997 году при Оксфордском университете появился Оксфордский центр индуистских исследований, предлагающий академические курсы по вайшнавизму и дающий возможность получить докторскую учёную степень в области вайшнавских исследований.
В России изучением вайшнавизма занималась индолог Н. М. Сазанова (1932—2006).