У каждого своя реальность

>Создание реальности. Одна на всех или своя у каждого?

В одно окно смотрели двое…

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье я обещала вам, что сегодня мы поговорим с вами про создание реальности. Вернее, обсудим вопрос, который задают себе на определённом этапе почти все, кто интересуется этой темой. Ну что же, начнём.

Создание реальности происходит постоянно

Вы читали и слышали о том, что мы сами создаём свою реальность – мыслями, словами, эмоциями мы притягиваем к себе те или иные события, людей и т.д. На этом этапе вроде всё понятно. Но вот ваша мысль идёт дальше и вы начинаете размышлять, а как же так, неужели я могу создать себе прекрасную реальность, когда вокруг всё так мрачно и плохо?

В этот самый момент вы уже творите свою реальность. И творите её по тому шаблону, который предпочитаете видеть вокруг себя. Наверняка у каждого бывали такие моменты в жизни, когда вам было хорошо и радостно, мир казался прекрасным и добрым. И вдруг вы встречали знакомого, например, который начинал ныть и ругать жизнь, рассказывать (чаще всего с очень убедительной уверенностью) о том, как вокруг всё плохо, какие люди злые, мелочные и жадные, погода поганая, политическая обстановка вообще мрак и т.д. и т.п.

Вспомните свои ощущения после такой беседы. Особенно если вы приняли слова этого человека близко к сердцу. Не правда ли, после такого разговора мир вокруг уже не был столь безоблачен и светел? Вы начинали замечать что-то нехорошее, и это ещё раз «подтверждало» слова вашего знакомого. И вы начинали думать о том, что вот она – реальность, а всё то, что вы «напридумывали себе» до этого, всего лишь ваши фантазии и иллюзии.

Знакомая ситуация, не правда ли? В неё попадает очень много людей, которые потом считают, что им «открыли глаза» на реальную жизнь. Ну да, ведь впоследствии все слова «опытного реалиста» подтверждаются событиями, происходящими в жизни.

Но вот вопрос – а не путаем ли мы снова причину и следствие? Отвечу сразу – путаем, да ещё как путаем! Ведь именно вот так, наслушавшись «умных и реально смотрящих на вещи» товарищей, мы начинаем думать о том, что в жизни есть проблемы, неприятности и прочие нехорошие вещи. А что делают наши мысли? Правильно – материализуются. И вот уже все эти проблемы-неприятности стройными рядами шагают в нашу жизнь!

Кризис счастью не помеха!

Ну хорошо, скажете вы, да, какие-то вещи мы привлекаем сами в свою жизнь. Но как быть с тем, что едино для всех? Например, кризис в стране. Или сложная политическая обстановка. Ведь это никуда не денется. И всё равно будет влиять на каждого из нас.

Друзья мои, сейчас я вам скажу очень важную вещь. Постарайтесь подумать над ней спокойно. Я уверена, что у некоторых читателей эта информация вызовет негативную реакцию (в прошлой статье я писала, почему это происходит, всё дело в том самом нежелании брать на себя ответственность), но кому-то она очень и очень поможет!

Итак, вот то, что я хочу вам сказать – ВСЁ, что происходит с нами, притягиваем к себе мы САМИ. Вы можете спросить, ну а как же всё тот же пресловутый кризис?! Ведь он накрыл всю страну! Неужели все люди думали о нём?! Ну во-первых, да, большинство людей просто как флаг несут в себе идею о «тяжёлых временах», о том, что «всего не хватает» и т.д. А какая-либо идея, усиленная массовым сознанием, воплощается очень быстро и мощно.

А во-вторых, посмотрите вокруг. Ведь есть люди, которых не коснулся кризис. И я говорю сейчас не об олигархах. Просто есть те, кто доволен своей жизнью, счастлив, влюблён, занят любимым делом настолько, что ему банально некогда вздыхать и стенать «о тяжёлой доле». Да и просто те, кто предпочитает видеть мир в светлых тонах.

И несмотря на «сложную обстановку в стране» или ещё какие катаклизмы, эти люди живут хорошо. Им всё время везёт, они легко находят хорошую работу даже тогда, когда множество специалистов не могут сделать этого. Они получают деньги, которых хватает на все их нужды. Мир всегда повёрнут к ним своей светлой стороной.

Вот вам и ответ на вопрос, своя ли у каждого из нас реальность или одна на всех. Каждый из нас живёт в СВОЕЙ реальности, даже если мы напрямую общаемся друг с другом. Поэтому и не могут понять друг друга оптимист и пессимист – они просто каждый говорят о СВОЕЙ реальности.

В подзаголовок этой статьи я вынесла строчку из одного очень мудрого стихотворения, которое, на мой взгляд, идеально отражает то, о чём я сейчас вам рассказываю:

В одно окно смотрели двое…

Один увидел — дождь и грязь,

Другой — листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое…

В одно окно смотрели двое…

Важно понимать, что нет какой-то «отвлечённой» реальности, независимой от людей. У каждого из нас свой мир. И только самому человеку решать, ЧТО он в этот мир впустит. Если он будет думать о неприятностях и опасностях, они проберутся к нему, как бы он не старался отгородиться от них. Но если человек уверен, что мир (Вселенная, Бог, ангелы и т.д.) всегда о нём позаботятся и дадут ему всё самое лучшее, то это тоже станет его реальностью!

Конечно, все мы живём в обществе, и это общество в той или иной мере влияет на нас. Кстати, в КАКОЙ мере оно на вас влияет, как раз и зависит от уровня вашей осознанности и «продвинутости» на пути личностного роста. Чем менее осознанно живёт человек, тем проще окружению влиять на него. Неосознанно живущие люди легко зомбируюстя средствами массовой информации, сплетнями в соцсетях, да даже тем же «сарафанным радио», передающим всё те же сплетни и «новости».

Таким образом создаётся и поддерживается та реальность, в которой живёт большинство людей – тех, кем так легко и просто управлять, ведь они думают то, что им навязали. Эти люди не видят выхода из этой реальности, они заперты в ней, словно в клетке. И чаще всего они и не хотят куда-то двигаться. Потому что это очень сложно – самому управлять своей жизнью.

Личная реальность

Но вернёмся к вопросу о личной реальности. Да, реальность у каждого из нас своя. Простейший пример – два автомобилиста, едущие по одному и тому же маршруту в одно и то же время, могут совершенно по-разному проехать этот путь. Одного будут постоянно «подрезать», ему будут попадаться агрессивные соседи по дороге, он попадёт в десяток нервных, стрессовых ситуаций. А второй будет спокойно ехать среди доброжелательно настроенных коллег по движению, его даже пропускать будут!

И вот теперь подумайте, как будет описывать окружающую реальность каждый из них. Первый скажет вам, что на улицах города сейчас творится полный беспредел, водители нынче все сплошь невоспитанные хамы, водить не умеют, все покупают права, а потом ездят так, что буквально страшно выезжать на дорогу! А что скажет второй? Наверняка он обалдеет от удивления, услышав такой комментарий своего коллеги! И скажет, что подавляющее большинство автомобилистов – прекрасные, культурные люди, что все соблюдают правила, ведут себя вежливо и корректно, и что ездить по городу весьма приятно!

Оба эти человека живут в одном времени и пространстве. НО! Но каждый из них живёт в СВОЕЙ реальности. Я надеюсь, что этот пример помог вам понять, что такое своя реальность. Это не что-то из разряда фантазий и придумывания себе «идеального мира». Это те события, которые мы привлекаем в свою жизнь, и из которых эта реальность создаётся.

Если вы будете твёрдо уверены, что люди в подавляющем большинстве хорошие, то вам именно такие и будут постоянно встречаться! И даже те, кто со всеми другими ведёт себя отвратительно, именно с вами будет мил и любезен. И это не просто красивые слова. Это мой личный жизненный опыт. У меня накопилось столько подобных примеров, что говорить о «случайности» уже не приходится.

Ну что же, друзья мои, я надеюсь, что эта статья помогла вам разобраться с непростым вопросом про создание реальности. Да, мы действительно создаём свою реальность. И да, она может быть совершенно другой, чем у всех ваших знакомых и коллег. И лишь от вас самих зависит, насколько она будет комфортной и приятной для вас!

Ваша Екатерина

У каждого своя реальность!?

Терехин Константин Игоревич

На идею написания этой статьи меня натолкнул фрагмент из фильма «Микромир» и комментарий моего друга (Толик, привет!). В этой документальной ленте ярко и необычно показана жизнь насекомых, пауков и т.д. Особенно меня поразили два эпизода.

В первом муравей пил хоботком отдельно лежащую каплю воды. Мы привыкли, что вода в обычном состоянии жидкая, но для него она была «твердая». Он просунул хоботок в каплю воды и пил. Знаю – знаю, что скажет читатель, знакомый с физикой. Все дело в силе поверхностного натяжения. Вот и я о том же самом. Именно эта сила наделяет каплю воды непривычными для людей свойствами. Получается, что вода для муравья твердая, а не жидкая.

Во втором эпизоде паучок, естественно, дышащий кислородом, но зимующий в своеобразном «домике» под водой, таскал туда на своем брюшке воздух. Удивительно, но человек не может «засунуть» под воду воздух (в сопоставимых по масштабу количествах), а паук может. Получается, что воздух для паука проявляет себя совсем не так как в реальности человека!

Давайте разберем еще один более «масштабный» пример. Представим себе привокзальную площадь (например, «площадь 3-х вокзалов» в Москве).

Вот, весь в мигалках и сиренах по «встречке» летит важный чиновник; вот, в дорогом джипе продвигается сквозь затор коммерсант. А это москвич в недорогом авто объезжает «лицо кавказской национальности», «бомбящего» в старенькой затонированной шестерке. Только что приехавший гость шокирован размерами и суетой столицы. В то же самое время кто-то бежит со всех ног, боясь опоздать на поезд.

Бомжи привычно ищут бутылки и алюминиевые банки, в надежде заработать на выпивку. Недалеко от них вокзальные опустившиеся проститутки. Парочка влюбленных молодых людей, обнявшись, идет по своим делам. Все эти люди находятся в одно время в одном месте, но у каждого своя реальность.

Ромашка для биолога, художника и коровы абсолютно разные объекты.

Слышу-слышу, дотошный читатель возражает: «Это все категории субъективные. Возьмите лучше физику или математику».

Я так и сделаю. Рассмотрим точные науки. Например, математику. Хитрость заключается в том, что эта наука базируется на постулатах, принимаемых без доказательств – аксиомах. И вот мы уже имеем две совсем разные геометрии. Евклидову (одной из аксиом которой является непересекаемость параллельных прямых) и Лобачевского (у которого параллельные прямые пересекаются в бесконечности).

Кто прав, Эйнштейн или Ньютон? А ведь их физическая реальность отличается как небо и земля. А физик-теоретик и физик-экспериментатор? Думаете, у них много общего во взглядах на науку?

Для элементарной частицы нейтрино Земли не существует. Она проходит через нашу планету Земля, не изменяя скорость и направление, другими словами «не заметив» ее.

Каков же вывод? Каждый из нас живет в собственной отдельной реальности, выстроенной по нашим законам и лишь отчасти пересекающейся с другими такими же Вселенными. Значит, именно от каждого из нас зависят наши жизни. Именно нам дано создавать свой собственный мир. Ведь не даром сказано, что человек создан по образу и подобию Божьему!

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.

Тест по обществознанию раздел Человек и общество на базе открытого банка ФИПИ материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Тест по обществознанию 10 класс раздел «Человек и общество»

01. Примерами народной культуры принято считать пословицы и поговорки, сказки и легенды. Какие признаки позволяют отнести их к данному типу (виду, форме) культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками 2) учёт запросов самых широких слоёв современного общества 3) анонимность создателей 4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений 5) коммерческий характер произведений 6) необходимость специальной подготовки для восприятия произведений

02. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как __________(А) характеризует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов. Точно так же, как и в природе, все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под __________(Б) существование социального мира. Сложная совокупность социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех __________(Г). Основными типами социальных связей выступают __________(Д) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и отдельными __________(Е) (семья и брак, производство, религия и др.). Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) функциональный 2) социальный институт 3) сфера общественной жизни 4) норма 5) система 6) социум 7) угроза 8) горизонтальный 9) взаимодействие

03. Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика форм духовной культуры

ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Религия

Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное

Отражение окружающей действительности
в художественных образах

04. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) игра; 2) общение; 3) деятельность; 4) труд; 5) познание.

05. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В узком смысле общество – это весь окружающий человека материальный мир. 2) В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран. 3) Общество является самоорганизующейся системой. 4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы. 5) Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

06. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ЭТАПЫ (СТУПЕНИ)

А) понятие

1) чувственное познание

Б) представление

2) рациональное познание

В) умозаключение

Г) восприятие

Д) суждение

07. Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) регулирование общественных отношений 2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла» 3) опора, прежде всего, на общественное мнение 4) установление норм государством 5) усвоение норм в процессе социализации 6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

08. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Ответы на вопрос

% опрошенных

Помощь людям, оказавшимся в беде

Дела, сделанные от души

Заботу о пожилых людях

Любую бескорыстную помощь

Заботу о детях

Борьбу за мир

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде. 2) Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях. 3) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, больше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях. 4) Среди опрошенных тех, кто считает добрыми дела, сделанные от души, больше, чем тех, кто отмечает борьбу за мир. 5) Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и дела, сделанные от души.

09. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика – система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (В) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) взгляды; 2) идеалы; 3) представления; 4) мировоззрение; 5) ценностные установки.

11. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. 1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины; 5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

12. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТЕРБНОСТЕЙ

А) в пище

1) духовные (идеальные)

Б) в общении

2) социальные

В) в приобретении новых знаний

3) биологические

Г) в общественном признании

Д) в воздухе для дыхания

13. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. Социология, история, математика, наука, политология.

14. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Общество и природа не связаны между собой. 2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий. 3) Структурные компоненты общества однотипны. 4) Динамика общества проявляется в его развитии. 5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.

15. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. 1) инициативность; 2) темперамент; 3) самостоятельность в принятии решения; 4) ответственность; 5) цвет глаз; 6) дисциплинированность. Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общение – это взаимные __________(А), деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными __________(Б). В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление __________(В) между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию __________(Г). Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей: это совместный __________(Д), учение, коллективная игра. В общении можно увидеть проявления общей __________(Е) человека, его характера». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) отношения 2) деятельность 3) действия 4) конфликт 5) поведение 6) взаимопонимание 7) монолог 8) культура 9) труд

17. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) инстинктивные реакции на воздействие среды 2) поиск смысла жизни 3) генетически обусловленные модели поведения в некоторых ситуациях 4) осознанная постановка цели 5) стремление понять закономерности развития природы и общества 6) использование предметов, данных природой

18. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Конкретные условия, в которых живёт человек, влияют на особенности его характера. 2) Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах. 3) Отличием человека от других живых существ является то, что он обладает инстинктом самосохранения. 4) Целенаправленная деятельность свойственна как человеку, так и животным. 5) Врождённые качества человека, на основе которых формируются те или иные способности, называют задатками.

19. Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Зинаида добрая и отзывчивая. 2) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух. 3) У Зинаиды, как и у её родителей, русые волосы и голубые глаза. 4) Зинаида – ответственный работник. 5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям. 6) Рост Зинаиды –158 см.

20. В ходе социологического опроса 25-летних и 55-летних жителей страны Z им был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Доля тех, кто уже сортирует мусор, среди 25-летних выше, чем среди 55-летних. 2) Среди 55-летних тех, кто обязательно стал бы сортировать мусор, больше, чем тех, кто не стал бы это делать. 3) Равные доли 25-летних считают, что скорее всего стали бы сортировать мусор и скорее всего не стали бы это делать. 4) Среди 25-летних наименее популярен ответ: «Обязательно стал бы сортировать мусор». 5) Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.

21. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОТРЕБНОСТИ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в самопознании

1) социальные

Б) в карьерном росте

2) духовные (идеальные)

В) в самосохранении

3) биологические (естественные)

Г) в уважении со стороны других людей

Д) в общении

ОТВЕТЫ на задания

Ответ

Ответ

Ответ

искусство

наука

Задания данного теста взяты из открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию.

Полные блоки всех тестовых заданий из открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию с ответами Вы можете найти на сайте: http://presentation-history.ru/

Социальная среда и формирование человека

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет соци­альная среда — духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отно­шений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

— образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах собы­тий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных об­ластях знания, создают условия для самообразования и др.;

— воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, лю­дям, государственным органам, политике, тем или иным государ­ственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национально­стям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность обще­человеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступ­кам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

— обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профес­сиональными навыками и умениями и др.;

— развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.

Особенно податлива социально-педа­гогическим воздействиям воспитанность человека.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспита­тели, то социально-педагогические воздействия оказывают лю­ди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю­дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педаго­гической безграмотности, с которой обращаются нередко с ни­ми в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невин­ные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпе­тентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.

Практика реальной жизни человека в определенной соци­альной среде — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педаго­гические учреждения общества, его сфер и нередко конкури­рует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно прохо­дят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные иг­ры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образо­ванность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доми­нирующим влиянием одной из них.

Определенное педагогическое воздействие оказывает и при­родная среда. В педагогической литературе справедливо отмеча­ется’, что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и разви­вающее влияние на людей.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Социализация происходит: 1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; 2) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; 3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; 4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, можно считать, что развитие – общий процесс становления человека; социализация – развитие, обусловленное, конкретными социальными условиями.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество — субъект воздействия, а человек — его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский — Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) — процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожидании социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями со­циальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и ре­зультат становления индивида социальным существом.

Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса — потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление — это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется и различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их соче­тания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

Первая- мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая -макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья -мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья, группы сверстников, воспитательные организа­ции, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отноше­нии в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Од­нако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогене­тического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наи­большее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое ме­сто по значимости выходят сословие, трудовой или профессио­нальный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социали­зации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жиз­ни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимо­действия с многообразными и многочисленными факторами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом — его социализированность.

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как сформированностъ черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю­чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг под­черкивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неиз­бежными.

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделя­ется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляе­мым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. Например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на сле­дующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изуче­ние того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрос­лым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различ­ные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационное приспособление» — «вступая в новую ситуацию, ин­дивид соединяет новые ожидания других со своим «Я» и таким об­разом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход пре­вращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

В рамках субъект-субъектного подхода считается, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с самоожиданиями индивида. В этих случаях человек должен осуществлять ролевые замены или пе­рестройку ценностных ориентации, стремиться к изменению самоожидания и уметь остав­лять предшествующие роли.

В русле субъект-субъектного подхода характеристиками личности, обеспечивающими успешную социализацию являются: способность к изменению своих ценно­стных ориентаций; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли (избирательно относясь к своим социальным ролям); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Таким образом, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости-социализированности личности: уважение к себе (чув­ство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).

С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате со­циализации человек овладевает совокупностью ролевых ожида­ний и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных устано­вок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои по­требности и интересы. Социализированность человека проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации в целом особ­няком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.

На бытовом уровне воспитанность понимается довольно одно­значно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспи­танный человек, выросший в обычных правилах светского прили­чия, образованный» (В. И. Даль). «Воспитанность — умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка. — М., 1957). «Воспитанный — получивший хорошее воспитание, умеющий вес­ти себя» (там же).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия «воспитание». Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с по­мощью эмпирических показателей вызывают те или иные возра­жения. Более или менее корректно это делается по отношению к отдельным аспектам воспитанности (например, образованности, профессиональной подготовке, установкам и ценностным ориентациям в различных сферах жизнедеятельности и пр.). Однако выявленный уровень образованности человека или его социаль­ные установки, например, в сфере межэтнического взаимодейст­вия и др. далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффек­тивной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, также может сделать неэффективной сформировав­шуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации харак­терно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказы­вающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объ­ективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

А.В. Мудрик условно выделяет реальные, потенциальные и латентные виды жертв неблагоприятных условий, которые представлены различными типами-категориями людей.

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматиче­скими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных орга­низаций.

Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с пограничными психическими состоя­ниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; де­тей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонацио­нальных групп в местах компактного проживания другогоэтноса.

Латентными жертвами неблагоприятных условий социализа­ции можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гени­альность «выпадают» на долю примерно одного человека из ты­сячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности усло­вий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного че­ловека из миллиона родившихся. А действительно гением стано­вится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство Эйн­штейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом даже не подозревают, постольку их и можно отнести к ла­тентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.

Названные типы реальных жертв далеко не всегда представле­ны «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные измене­ния в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или об­стоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Еще более трагический пример — судьба выпускников детских домов (в большинстве своем — социальных сирот, т. е. имеющих родителей или близких родственников). Сре­ди них до 30% становятся «бомжами», до 20% — правонарушите­лями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести чело­века к числу жертв неблагоприятных условий социализации, име­ют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие про­являются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни — неустранимы (инвалид­ность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).

1 Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. — №2.

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЖИВЁТ В СВОЁМ МИРЕ

(для чего нужны слова)

Нет двух людей на Земле, которые бы одинаково воспринимали реальность этого мира. Каждому человеку свойственно своё звучание, или, если так можно сказать, свой цвет, который определяет направление его устремленности в этом мире. При этом внимание человека отмечает для себя только те грани объектов реальности этого мира, и только те его качества, которые имеют в своем спектре качества или «цвет», присущий только этому конкретному человеку. Тогда, одну и ту же реальность различные люди будут видеть по-разному, и действовать в этой реальности будут в соответствии с тем, как они её воспринимают. Каждый человек живёт в своей вселенной, и его взаимоотношения с ней индивидуальны. Это можно сравнить с восприятием мира человеком, который видит все его цвета нормально, и тем, которого мы называем дальтоником. Дальтоник не может отличить красное от зелёного, и тот же самый мир он видит иначе. Можно сказать, что каждый из них живёт в своём мире. Но мы не только видим этот мир каждый по-своему, но и относимся к нему не одинаково. Каждый из нас ждёт от мира что-то своё, и цели в этом мире у каждого свои. Разницу в восприятии мира мужчинами и женщинами очень ярко осознают транссексуалы после проведенной операции и изменении своего гормонального фона. Им есть с чем сравнивать. Но это только один из примеров, хотя подобных примеров на Земле уже семь миллиардов. Если бы нашлись хотя бы два человека, абсолютно созвучных друг другу, то они не нуждались бы в вербальном общении, так как понимали бы друг друга без слов. Но мы в этом мире постоянно общаемся и тогда, когда говорим, и когда читаем. Но все эти общения опосредованные. Между людьми нет непосредственного общения, потому что они живут в разных мирах. Отсюда, крайне необходима речь, при помощи которой мы передаём информацию из одного мира в другой. Это можно сравнить с телефоном, которым мы пользуемся, чтобы пообщаться с людьми, живущими в соседней квартире. При возможности общаться по телефону, у нас исчезает необходимость общаться непосредственно. А та наша часть, которая не используется, постепенно атрофируется.

Нашу вселенную строим или мы сами, или же это делает за нас внешний мир. Внешний мир строит нашу вселенную тогда, когда, когда у нас свободное место, отведённое природой для построения направленного центра нашей вселенной. Пока это место свободно – мы не защищены от влияний внешнего мира и разнонаправлены. Если направленность сформирована, но какое-то время не используется, то она начинает разрушаться под внешними влияниями, или какими-либо другими причинами, и на этом месте может сформироваться другая направленность.

Человека влияния внешнего мира растягивают во всех направлениях, и если он не имеет своей определенной внутренней направленности, то он никуда не движется, и занят только тем, что окружает его. Такого человека можно сравнить с кораблём без компаса в открытом океане.

Человек, в течение жизни множество раз меняет свои вселенные, и этому, опять-таки множество причин, но в то же время для всех людей одной национальности язык остаётся относительно неизменным. И когда люди общаются, находясь каждый в своей вселенной, то смысл того, что они говорят, используя одни и те же слова, одного и того же языка, не может быть одним и тем же. И, поэтому, будет правильным, если мы скажем, что понимаем друг друга только приблизительно, поверхностно. Но существует более глубокое понимание людьми друг друга – на уровне подсознания, когда людям не нужны слова. Этот глубинный уровень содержит в себе перекрёстки путей всех форм жизни на Земле и не только на Земле, но и во всей Божественной Вселенной.

Первым шагом, который должен сделать человек на пути к месту в его подсознании, где встречаются все реальности нашей вселенной, возможен только тогда, когда человек остановит свой ум.


Если вы хотите жить в чистом и прекрасном мире, то начинайте с себя. Делайте чистым свой мир. Очищайте свои мысли, свою подсознательную программу поведения от агрессии. Соедините внешнюю чистоту -чистое тело, одежда, постель, чистота в доме, чистота в отношениях с другими людьми с чистотой внутренней -чистые помыслы. Общаясь с другими людьми, используйте чистые помыслы и принимайте мировоззрение других людей. Каждый человек живёт в своём мире. Уважайте мир другого человека. Мир другого человека, даже вашего близкого, — это уже другой мир. Относитесь ко всему в этом мире очень бережно. Вселенная изобильна — это так, и пользуйтесь всем, что она даёт, осторожно и нежно. Помните, что вы — частица этой Реальности, Бога. Но и другие люди, предметы и вещи — это такая же частица. Нас всех объединяет целое. То есть на тонком подсознательном уровне мы все равны, каждый из нас равен всему остальному в этом мире.
Когда вы думаете о ком-то, то между вами и тем человеком, о котором вы думаете, устанавливается информационно-энергетический канал. Если вы думаете или говорите о ком-то плохо, то вы направляете свои разрушительные мысли в адрес этого человека и на тонком подсознательном уровне можете нанести ему вред. В то же время, посылая негативные мысли кому-либо, в вашем подсознании автоматически включается программа саморазрушения.

Научитесь прощать людей и принимать их такими, какие они есть. Фактически, прощая человека, вы прощаете себя. Помните, что каждый человек живёт в своём мире и создаёт свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и уникальность каждого человеческого существа.
Мы сами создаём свой мир, а значит, притягиваем в свою жизнь определенных людей и ситуации. Какое же мы имеем право критиковать других? Если вам что-то не нравится в другом, то загляните внутрь себя — это поведение есть у вас. Ведь подобное притягивает подобное. Внешняя ситуация — это отражение наших убеждений, наших мыслей. Поэтому, выражая несогласие с кем-либо, вы идёте против самого себя. Если вы хотите изменить другого человека, не меняя себя, то у вас ничего не получится. Не стремитесь менять своего ближнего. Но если вас в нём что-то не устраивает, то ищите причину в себе.
Можете ли вы сказать, что вы счастливы? Нравится ли вам место, в котором вы живёте, уровень достатка, взаимоотношения с людьми? Система образования, здравоохранения, политика в государстве? Выходит, что для того, чтобы вы и ваши дети жили в благоденствии и гармонии, необходимо создать пространство Любви. И кто его будет создавать, как не вы сами?..
Воспитать настоящего человека можно только в пространстве Любви. Именно Человека с большой буквы, Богу подобного, Человека-Творца, а не потребителя. Сложившийся порядок вещей существует до тех пор, пока мы с ним миримся. Захотите изменить окружающий мир — для себя, для детей своих — и он изменится. Нужно только очень сильно захотеть, или, как я говорю, правильно сформировать Намерение. И начинать действовать. Только помните! Начинать нужно с самих себя!..
Вера, Надежда, Любовь — это три добродетели, три составляющих успеха в вашей жизни…

Любовь — это чувство, которое имеет отношение ко всему живому на Земле. Это та животворящая энергия, которая исходит от человека и без которой не было бы жизни вообще. Камни, растения, животные стремятся получить безусловную Любовь человека. И самому человеку просто необходимо её излучать, иначе он останавливается в своём развитии, деградирует.
Для того чтобы быть здоровым и благополучным человеком, нужно любить себя и окружающий Мир. Все религии Мира говорят о любви как о божественном чувстве. Многие люди испытывают дефицит любви по очень простой причине. Они не умеют любить, потому что их не научили этому. Им не передали это чувство их родители, а тем, в свою очередь, их родители и т. д. Эрих Фромм в своё время писал: «Любовь — это искусство, которому нужно учиться». Но я думаю, что Любовь — это чувство, которому нужно открыться…