Цифровые стихи Пушкина

Сборник цифровой поэзии. Интеграция математики, русского языка, литературы и музыки (7 — 9 классы).

сборник цифровой поэзии

На основе поэзии А.С. Пушкина, В. Маяковского, С. Есенина, А. Барто, Ю.Энтина, С. Михалкова, русского народного творчества (песни, считалки, частушки) и примеры цифровых стихов, сочиненных учащимися школы.

Цифровая поэзия

«Музыка может возвышать или умиротворять душу,

живопись – радовать глаз, поэзия – пробуждать чувства,

философия – удовлетворять потребности разума,

инженерное дело – совершенствовать материальную сторону

жизни людей.

Но математика способна достичь всех этих целей»

Моррис Клайн

Цифровой век принес с собой цифровую поэзию – стихи, записанные цифрами. Цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. В цифровых стихах есть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует – это смысл.

Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровых стиха ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Например, «Шутка» Иоганна Себастьяна Баха.

Цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли. Стихи, написанные на языке цифр. Прочитайте с выражение вот такую весёлую считалочку Германа Лукомникова:

8, 8, 50,

9, 9, 60

18, 19,

40, 40, 50.

7, 14, 1,

25, 31,

48, 48,

251.

Особенности цифровых стихов:

1) они полностью абстрактны – практически всегда непонятно, о чём, собственно в них говорится;

2) в них хорошо чувствуются ритм и настроение автора. И этим цифровая поэзия похожа на музыку. Может быть, именно эту музыку цифр имел в виду знаменитый поэт Иосиф Бродский, когда однажды написал: «В цифрах есть нечто, чего в словах, даже крикнув их, нет».

3) у цифровых стихов есть особенность, отличающая их и от обычных стихов, и от музыки — их почти невозможно перевести для иностранцев. При прочтении на иностранном языке и ритм, и рифма почти наверняка потеряются, то есть наш цифровой стих перестанет быть стихом. Чтобы убедиться в этом, попробуйте для примера прочитать на иностранном языке считалку, что была вначале.

Существуют двуязычные стихи, но это большая редкость (попробуйте прочитать на русском и английском языках). Например,

43 32 7 15

36 25 0 16.

Одни считают, что стихи из цифр — ничего не выражающая чепуха и настоящие стихи должны писаться с помощью слов. Другие, и их немало -наслаждаются цифровыми стихами и считают, что за ними будущее. А может быть, истина, как обычно, прячется посередине между этими крайностями, и давно уже пора писать стихи, в которых и числа, и слова чувствуют себя одинаково уютно. Но подружившись со словами, цифры могут выражать и чувства, и грустные размышления:

18 × 5

25 : 16

И опять 25, 25…

И уже никогда 18!

Что вы представляете? Может это повзрослевший 25-летний человек, работающий где-нибудь бухгалтером. В его жизни всё предсказуемо и скучно, как в таблице умножения, и ему остаётся только со вздохом вспоминать то прекрасное волшебное время, когда ему было 18.

Как читать стихи из цифр? если мы произнесем эти цифровые отрезки как стихи, числа презабавно будут имитировать стихотворную речь. Не потому, как сказал Гумилев, “что все оттенки смысла / Умное число передает”, а потому, что стихи определяются особой стиховой интонацией. Если кто-то думает, что стихи возникают благодаря поэтическому смыслу, он не то чтобы ошибается — путает два разных явления: поэзию и стихотворную речь. Стихотворная речь призвана обслуживать поэзию, поэтический смысл.

Оказывается, чтобы превратить текст в стихи, надо только прочесть его как стихи, то есть снабдить определенной интонацией. Смысл не имеет значения, его может и вовсе не быть, как в наших цифровых стишках. И выясняется, что эмпирически все знают, что это за интонация и как это делается, судя по тому, как охотно любой читатель правильно читает цифровой стишок и слышит в нем то Пушкина, то Маяковского, то Есенина.

В этих “стихах” есть все, кроме смысла: слова, поскольку произнесенное число становится словом, ритм, стиховой синтаксис — все необходимые стиху элементы: ударные и безударные слоги, словоразделы, метр и стиховая пауза, которой заканчивается каждая строка. Этого достаточно. Однако заметим: если мы отнимем у стихов названия, фокус не получится. Например, … (чтение и работа с конкретными стихами поэтов и их цифровых аналогов).

О том, что голос поэта, который мы узнаем в стихах, обусловлен эмоционально окрашенной интонацией. Когда в наборе цифр к имеющимся в нем элементам стиха (словоразделы, размер и даже рифма: пятнадцать — двадцать и т. д.) прибавляется при помощи названия определенная эмоция, возникает интонация; она необходима стиху. У Пушкина это спокойная и мажорная повествовательность, у Есенина — печальный, жалобный напев, призыв к сочувствию (“сто семьдесят!” — смешно, не правда ли, когда число произносится так горестно!), у Маяковского — обращенная к аудитории речь-сообщение, похожая на чеканный, уверенный шаг. И как только мы дактилической строке (два, сорок шесть, тридцать восемь, один) придаем “маяковское” звучание, в нашем воображении строка перестает звучать дактилем (“заступом вырыта яма глубокая”); строка приобретает рваную отчетливость, несвойственную трехсложникам, но характерную для Маяковского.

Мы произносим набор чисел тем же тоном, что и стихи Пушкина, Маяковского и Есенина, то есть стиховая интонация не зависит от смысла — точнее, от лексико-грамматического содержания. Она перечислительная, монотонно-ритмичная и эмоционально окрашенная.

Стихи из цифр подсказывают, что нужна как раз ритмическая монотония (напев) и что ее достаточно, чтобы текст, состоящий из перечня чисел, стал стихотворным.

Эффект цифровых стихов замечателен тем, что обнаруживает онтологическое свойство стихотворной речи: необходимость стиховой интонации, невозможность прочтения без нее. Способ произнесения является самой существенной и единственной особенностью, которой отличается стихотворная речь от прозаической. Он обусловлен не традицией чтения, а внутренней организацией стихотворной речи и обозначен ее особой записью — короткими отрезками. В стихах эмоция выражается не описательно, как в прозе, а непосредственно. Так устроена стихотворная речь. В этом ее сокровенный смысл, ее “тайна”.

Числу знакома тайна Слова,

Веками бережет её…

Но слово явно не готово

Понять сокрытое число.

Как Господин, владея Миром,

Желает Слово всё объять,

Не зная то, что тайным смыслом

Число умеет наполнять!

Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии!

* * *

Примеры цифровых поэзии

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

17 30 48:
140 10 01,
126 138,
140 3 501.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Владимир Маяковский̆

Русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».

Родился:19 июля 1893 г., Багдати, Кутаисская губерния, Российская империя

Умер:14 апреля 1930 г. (36 лет), Москва, СССР

Что такое хорошо и что такое плохо?

Крошка сын

к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое

хорошо
и что такое

плохо?

40 3 05 0 100,
3 15 40:
— 100 08 00 100,
100 08 40?

>

В. Маяковский «Необычайное приключение летом на даче»

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.

140 3 7 25,

4 3 17,

4 2,

5 22 —

13 8 20.

Владимир Маяковский

«А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

4 20 04,

516 35;

3 5 604

715 45.

4 3 78

617 26

4 348

715 206?

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, Константиново, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя — 28 декабря 1925, Ленинград, СССР) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

«Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

14 126 14

132 17 43,

16 42 511,

704 83.

170? 16 39 —

514 700 142.

612 349

17 114 02.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

14 15 38,

17 39 6 500.

И 25 6 000 28,

716 300 900.

Два веселых гуся — русская народная песня

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.

40 38
2 128:
1 10,

1 10,
2 128.

Государственный гимн Российской Федерации является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

Россия — священная наша держава, Гимн Советского Союза
Россия — любимая наша страна. Союз нерушимый республик свободных
Могучая воля, великая слава — Сплотила навеки Великая Русь.
Твоё достоянье на все времена! Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная! 16 13 12 4
Славься, страна! Мы гордимся тобой! 17 15 14 2.

От южных морей до полярного края 13 16 4 12
Раскинулись наши леса и поля. 15 14 132!
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Знаменитая песенка «Антошка» из одноимённого советского короткометражного рисованного мультфильма. Появился этот мультик благодаря режиссёру Леониду Носыреву, который снял его на песню, созданную композитором Владимиром Шаинским и поэтом Юрием Энтиным.

Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!

Дили-дили,
Трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали!
Дили-дили,
Трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали!
Парам-пам-пам,
Парам-пам-пам!

Первый куплет.

13, 12,
120 30 40!
13, 12,
120 30 8 0!

Припев:

3 16,
8 20,
18 40 20
35 12 10…

Из м/ф «Каникулы в Простоквашино» «Кабы не было зимы».

Слова: Энтин Ю. Музыка: Крылатов Е.

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Не кружила б малышня

Возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы…

2 15 42

42 15,

37 08 5

20 20 20.

7 14 105

2 00 13,

37 08 5,

20 20 20!

Веселые стихи в цифрах

2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20!

38 46

0 4 20

7 08 33

20 20 20!

45 108 2

47 16

3 4 502

20 20 20!

45 108 2

47 16

3 4 502

20 20 20!

7 14 100 0

0 0 0 13

37 08 5

20 20 20!

Грустные стихи в цифрах

511 16

5 20 337

712 19

3 8 0 512

16 0 025

11 03 15

100 06 02 05

18 × 5

25 : 16

и опять 25, 25…

и уже никогда 18.

Считалки

Считалки — вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа «на первый, второй», результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.

2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.

Частушка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.

Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».

10 40 5 15

1.000.000 14,
39 8 20,

25 11…

***

117 117

19 9 5!

117 117

48 35!

Агния Барто
Агния Львовна Барто́ (урождённая Во́лова, согласно некоторым источникам первоначальные имя и отчество Гетель Ле́йбовна; 4 (17) февраля 1906?, Москва? — 1 апреля 1981, Москва) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

2 12 38,
90 30 8,

007 13 20
49 5 17.

3 15 20 40,

2 13 240.

39.000 8 –

25 1 108!

Цифровые стихи учащихся школы

Шурова Татьяна

Частушка Считалка Песня

30 30 36 5 15 29 2 4 3 06

35 05 06 5 16 26, 45 05 07

38 39 2 12 22 43 03 02

40 20 39! 36 06 06! 20 20 32!

Частушка Мамин Кирилл

5 × 5 = 25

Математические стишки

К сожалению, неизвестно имя того умельца, который впервые придумал творить поэзию с помощью цифр. Но от того стихи математического гения не менее популярны.

Прочитай следующий цифровой шедевр и попробуй отгадать, стихи какого поэта в нем зашифрованы?

17 20 48

140 10 01

126 138

140 3 501

Отгадал? Нет? Тогда я Тебе помогу.

Это знаменитые строки Александра Пушкина из письма Татьяны Евгению Онегину:

«Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать…»

А в этом математическом стишке зашифрована песенка. Догадаешься, какая?

2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20!

7 14 100 0

2 00 13

37 08 5

20 20 20!

Все просто! Это песня «Кабы не было зимы» из нашего любимого мультфильма «Зима в Простоквашино».

«Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Никогда б не знали мы,

Этих дней веселых.

Не кружила б малышня

Возле снежной бабы

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы…»

Следующий стих отгадать не сложно. Невероятно, насколько точно автор просчитал рифмы!

511 16

5 20 337

712 19

3 1512

11 0 3 15

100006 0 23

Догадались? Это стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Александра Пушкина.

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревоге шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.»

И, напоследок, предлагаю еще одно математическое произведение.

Цифровые стихи

ЭКСПОНАТЫОБРАЗЦЫПРИСЛАТЬ
ПЕРСОНАЖИ413
КОММУНИКАЦИИ415
СООБЩЕСТВА278
ДОКУМЕНТАЛИСТИКА706
ТВОРЧЕСТВО1231
ЯзыкПародииМиксыАртПерформанс
ИНТЕРАКТИВ193
Инесса Карантин
академик
добавить в избранное
ОБРАЗЕЦ
№ 002779
5
121512
ТворчествоМиксы
Цифровые стихи
Одним из примет нынешнего века является необходимость оцифровывать любую информацию. Звуки и картинки почти полностью перебрались «в цифру», но это как-то до поры до времени обходило стороной поэзию, а зря. Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их обязательно надо читать с выражением и вслух, иначе ничего не поймете — цифровые стихи ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов.
(Зарегистрируйтесь, чтобы почистить страницу.)
Яндекс.Директ
Центр Микрохирургии глаза
Ведущая клиника микрохирургии глаза. Более 30-летний врачебный опыт.
Лазерная коррекция зренияЛечение катарактыЛечение глаукомы

krasiris.ruАдрес и телефон
Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.
Avon представитель
Ставьте представителем avon прямо сейчас! Жмите!
avoncao.ru
Натуральная косметика. Только опт
Заказ от 9000 р. Ищете косметику в свой магазин? Новый бренд Pretty garden!
promo.uralsoap.ruАдрес и телефон
— Avon — Работа на дому. Жми.!
Начни зарабатывать сейчас от 80000 руб в месяц! Первому подарок, Звони!!!
КонтактыСтать предстивителем.Каталог AvonПолучить Скидку31.%
kosmetiks-avon.ruАдрес и телефон
Цифровые стихи зародились в 2000 году на yacht.zamok.net — там их называли «дигитальными стихами», «авральным стихотворчеством» и экспериментировали со звучаниями.
Примеры цифровых стихов
Пушкин
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
Есенин
14 126 14
132 17 43.
16 42… 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Веселые
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 105
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
Грустные
511 16
5 20 337
712 19
2247
Частушки
117 117
19 9 5!
117 117
48 35!
Цифровые стихи с точки зрения критика
А теперь о цифровых стихах с точки зрения критика, неизвестного (но мы его ищем).
«Стихи молодого автора, несомненно, заслуживают самого пристального внимания критики, в них есть настоящее чувство, даже порыв — я имею в виду эти мятущиеся туда-сюда строки:
2 15 42
42 15
Немало встречается и удивительных авторских находок, например, лирическое, трогающее за душу выражение «2000047», которое, насколько мне помнится, никем из поэтов еще не употреблялось.
Вместе с тем, ему, порой, не удается избежать реминисценций, отголосков и прямых заимствований из классики. Вот, например, употребленное автором, довольно банальное число 13. Сколько можно спекулировать на этом затертом штампе? Вспомните, как изящно обходит его Блок в своей бессмертной поэме «12»!
Приведу еще несколько неудачных примеров. В стихотворении «Бодрые» читаем у автора:
38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20
Что это за рифма — 20 во второй строке и 20 — в четвертой?! «Ботинки — полботинки»?! И это при замечательной, энергичной, ритмической фигуре рефрена: «20 20 20!» Несмотря на юный возраст автора, во всей его поэзии ощущается какая-то замшелая советская бесконфликтность — ни одного отрицательного персонажа. Кроме того, в стихах мучительно не хватает действия. Хотя бы вычитания, если уж сложение слишком сложно для начинающего. Hе бойтесь минусов!
Hе стыдитесь ставить знак равенства между действием и результатом!
И, наконец, главный недостаток представленных произведений — мелкотемье. Все числа не крупнее пары миллионов, а ведь наш новый русский читатель давно перешагнул эти тесные рамки, ему хочется чего-нибудь помасштабнее. Надеюсь, что в новых стихах молодого, несомненно талантливого автора мы увидим по-настоящему сложные многочлены, весомые выражения, возведенные в степень поэтической метафоры. Главное — постоянно стремиться к бесконечности и если уж делить славу первопроходца, то только на ноль!»
Рисунки: cityzone.ru, computerra.ru
Тэги: альтернатива , искусство , поэзия , стихи , цифры
Опубликовал: академик Инесса Карантин 15 апреля 2009
Рейтинг экспоната:
РОДНЯ
№004351511968
Хайку о Годзилле
№0024571219399
Девочки и поэты
№01348355470
Стихи из иконок смартфона
№01349817574
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека
№0026313283285
Поединок поэтов: мужчины vs женщины
СОСЕДИ
№01359834306
Музыка числа Пи
№01357123342
Убийство в ванной в фильме «Психо»
№01356923592
Пластическая хирургия от доктора Фибоначчи
№01355712905
Вместо головы
№01355514928
О боже, какой мужина
ОБСУЖДЕНИЕ ОБРАЗЦА
Дядя Вонь
академик Дядя Вонь 15 апреля 2009 17:11
Старейший ли это боян рунета? Судя по «критической статье», никак не позже середины девяностых.
-1
bogenseeberg
академик bogenseeberg 15 апреля 2009 22:55
Напоминает Палиндром-песню, это
последовательность чисел — палиндромов. Если приглядеться, то в них есть рифма, более того, если спеть или прочитать эти числа, то они будут рифмоваться на любом языке!
101
111
121
131
141
151
161
171
181
191
202
212
222
232
242
252
262
272
282
292
303
313
323
333
343
353

-2
Анастасия_photo
профессор Анастасия_photo 10 сентября 2009 14:08
А мне Маяковский понравился! :))
1
pogranec
профессор pogranec 25 июня 2011 15:17
Нравится. Подбным баловались по малолетке с подачи учителя математики. Спасибо напомнили
1
valerie
академик valerie 09 апреля 2013 20:30
в середине 1980х уже бояном были. Хотя и хорошим!! и остаются хорошими!
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментариии.
ПРОПУСК НИИ МЕДВЕД
имя
пароль
войти
Запомнить
забыли пропуск?
заявка на получение пропуска
СВЕЖИЕ ЭКСПОНАТЫ
№013596145268
12 самых нелепых супергероев комиксов
№01359134187
Поедание отвратительных драже Jelly Bean Challenge
№01358213500
«Полуночники» Эдварда Хоппера
№01357776167
Инцепционизм
№01357564586
А вот и Джонни!
№01357333748
Сохраняйте спокойствие
№013567514179
Just do it! — мотивационная речь Шайи Лабафа
СВЕЖИЕ ОБРАЗЦЫ
№01360023314
Автоматически переведенный AliExpress
№013599104995
Переводы частушек на английский
№01359834306
Музыка числа Пи
№01359744601
Google в помощь
№01359014306
Нападение акулы на Мика Фэннинга