Ценности ориентации
Тема 9. Ценности и ценностные ориентации личности
Для социальной психологии особенно важными являются вопрос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регулирования социального поведения.
Ценности — некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса социального познания.
Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, это — социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.
В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как правило, вместе — либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставлении друг другу. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности. Мера и степень совпадения С и Л ценностей будут зависеть от множества «внешних» — социальных причин, а также «внутренних» — индивидуально-психологических и личностных факторов.
Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений Личностных и Социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценностей связан с различными вариантами социализации индивида.
1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).
2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий).
3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).
4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).
Понятие «ценностная ориентация» используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения, Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности .
Ценностные ориентации (ЦО) — система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность.
Функции ЦО:
1. регуляция социального поведения личности, проявляется через побуждение к действию, направление и коррекцию процесса целеполагания человека.
2. отображение и защита идеала человека
3. определение цели жизнедеятельности, ведущих принципов жизни.
4. являются критерием выбора из альтернативных способов действий.
5. выступают детерминантой принятия решения
Ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т.е. ценности выполняют двойную функцию, что обусловлено, двойственным характером системы ценностей, определяемым одновременно индивидуальным и социальным опытом. Такое «двойственное» положение и функционирование ценностей может быть объяснено также их смысловой природой. С точки зрения В. Франкла, Г. Олпорта ценности выполняют роль смысла человеческой жизни. В. Франкл утверждает, что смысл не может быть «придуман» человеком — он должен быть «найден». Но смысл не может быть и дан «извне». Таким образом, с одной стороны, именно жизнь определяет цели, которые могут быть осмыслены человеком, а с другой — осмысление конкретной ситуации означает сознательный выбор человека. Следовательно, смыслы рождаются в точках пересечения «внутреннего и внешнего». Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество.
Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом определяется многообразием общественных условий развития и жизнедеятельности личности. Критерии ранжирования ценностных ориентации индивидом неоднозначны — их предпочтение может быть обусловлено как его представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной актуальной важностью для самого индивида .
Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А. И. Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами:
1)система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;
2)система частных эталонов по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности — это ценностные ориентации личности;
3)совокупность эталонов, реализующихся в строго однотипных условиях.
В. А. Ядовым разработана Теория иерархической системы диспозиций.
Низший ее уровень — фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.
Второй уровень представляет система социальных установок.
Третий уровень — базовые социальные установки, связанные с общей направленностью интересов личности в определенной сфере социальной активности.
Высший уровень — система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида.
В теории М. Рокича отражена сравнительная значимость ценностей для личности, т.е. предпочтение каждой ценности для индивида. По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:
— истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;
— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
— ценности организованы в системы2.
Кроме этого, М. Рокич проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценностей:
— терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;
— инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. С помощью методики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например, люди, которые придают наибольшее значение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди, высоко оценившие «здоровье», ведут, как правило, здоровый образ жизни. Большое число исследований было посвящено изучению приоритетов ценностей в связи с политическими ориентациями респондентов, а также изучению приоритетов национальных ценностей.
Теория Ш. Шварца и У. Билски представляет собой попытку изучения универсальных ценностей в различных культурах и обоснования единой структуры личностных ценностей (мотивационных типов). Этот проект был направлен на изучение трех основных вопросов: 1) каким образом на приоритеты ценностей индивидов влияет их социальный опыт; 2) каким образом приоритеты ценностей индивида (личностные ценности) влияют на поведение индивида и те выборы, которые он делает в различных ситуациях; 3) существуют ли межкультурные и межнациональные различия в приоритетах ценностей людей сходных социальных групп. К настоящему моменту в проекте задействовано более 46 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и США. Характерные отличия теории:
Ценности рассматриваются как представления о целях, которые служат основными руководящими принципами в жизни человека. Они являют собой некоторые критерии выбора и оценки человеком своих действий, а также оценки других людей и событий. Ценности выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоотношение). Ценности имеют пять формальных признаков:
• ценности — это понятия или убеждения;
• имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
• превосходящие специфические ситуации;
• управляющие выбором или оценкой поведения и событий;
• упорядоченные по относительной важности.
Содержательный признак: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:
1)потребностей индивидов как биологических организмов;
2) потребностей в координировании социального взаимодействия;
3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.
Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных человеческих потребностей 10 основные мотивационные типов, которые образуются определенными ценностями личности. Они и определяют направленность конкретных действий индивида и более широко всю его жизнедеятельность. Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.
1.Саморегуляция. Мотивационная цель — независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребностью индивида быть автономным и независимым.
2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотивационная цель — новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.
3.Гедонизм. Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выведен из необходимости удовлетворения биологических потребностей.
4.Достижение. Мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов, тем самым получение социального одобрения.
5. Власть. Мотивационная цель — достижение социального статуса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится кдостижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.
6. Безопасность. Мотивационная цель — стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытекает из основных индивидуальных и групповых потребностей.
1. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.
8. Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.
9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения. Мотивационная цель выводится из потребности позитивного взаимодействия для того, чтобы способствовать благополучию группы, а также из биологических потребностей в аффиляции.
10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обеспечивает возможность удовлетворения всех универсальных потребностей.
В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динамические отношения между ценностями. Все мотивационные типы, а следовательно и ценности личности, могут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Эти отношения образуют структуру ценностей личности или группы. Отношения между ценностями определяют некоторую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. Типология противоречий между ценностями:
1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, конформность, традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция);
2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).
Саморегуляция и стимулирование противоречат конформности, традициям и безопасности, поскольку существует некоторая оппозиция между сохранением собственных независимых взглядов и действий индивида и сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества. Универсализм и благосклонность противоречат власти и достижению, так как принятие других людей как равных и благожелательное отношение к их благосостоянию плохо сочетаются с преследованием собственных целей и доминированием. Гедонизм противоречит конформности и традициям, выражая конфликт между потворствованием себе и сдерживанием собственных потребностей, принятием социальных ограничений.
Непротиворечивые отношения имеют следующие пары:
1.Власть и достижения — оба мотивационных типа обозначают социальный успех и содержат некоторую оценку (оба делают особое ударение на социальное превосходство и уважение).
2.Достижения и гедонизм — связаны с получением удовольствия, с потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям).
3.Гедонизм и стимулирование — связаны с желанием аффективно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию).
4.Стимулирование (полнота жизненных ощущений) и саморегуляция — включают внутреннюю мотивацию творчества и стремление к изменению личности.
5.Саморегуляция и универсальные ценности — выражают воз- можность справедливого и комфортного существования в различных условиях.
6.Универсальные ценности и благосклонность — имеют отношение к удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.
7.Традиции и конформность — подчеркивают самоограничение, покорность и подчинение.
8.Конформность и безопасность — относятся к защите гармонических отношений (оба предполагают защиту порядка и гармонию отношений).
9.Безопасность и власть — связаны с избеганием или преодолением угрозы неопределенности в отношениях и ресурсах (оба ставят акцент на избежание или преодоление опасности, неопределенности путем контроля за взаимоотношениями и природными ресурсами).
Вслед за М. Рокичем Ш. Шварц и У. Билски разделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности представляют собой некоторые конечные состояния, конечные цели деятельности индивида, например, такие ценности, как «верная дружба», «богатство», «мир на Земле» и т.д. Инструментальные ценности — это принципы действия индивида, модели и способы его поведения. Примерами инструментальных ценностей могут служить «готовность прощать», «уважение старших», «самостоятельная постановка цели» и т.д.
И наконец, все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы:
1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объединяются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;
2)ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.
Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы. На рис. 7.1 сектора круга расположены таким образом, что в одной его части собраны ценности, выражающие интересы индивида, а в другой — ценности, направленные на коллективные интересы.
На основе теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварцем была создана опросная методика для изучения различных кросс-культурных проблем, проблем социализации; зависимости ценностей от условий жизни людей, демографических характеристик, религиозной принадлежности, структуры общества, тендерных различий.
Формирование и развитие ЦО. Наиболее активно становление ценностной структуры личности происходит на этапе подростковой и юношеской социализации. Чем же характеризуется система ценностей современных российских подростков? Исследованием ценностей старшеклассников, показывает, что наиболее значимыми ценностями для них являются: семейная жизнь, материальное благосостояние, свобода и независимость в поступках, наличие хороших и верных друзей (общение с людьми), здоровье, любовь, а также ценности, связанные с достижением собственного благополучия. Наименьшее значение для старшеклассников сейчас имеют такие ценности, как приобщение к культуре, красота природы и искусства, творчество, конформность и традиции, а также власть. Было показано, что существует расхождение в оценках ценностей образования и материального благополучия у подростков из разных социальных групп. Подростки из благополучных семей с достаточно высоким уровнем ориентированы на успешную профессиональную деятельность, карьеру, возможность самореализации. Старшеклассники из неблагополучных семей в большей степени ориентированы на материальное благополучие, создание семьи, т.е. как раз на ценности «семейно-бытового» круга. В исследовании О. А. Тихомандрицкой было установлено, что современные старшеклассники признают в большей степени ценности «изменения» (в отличие от консервативных ценностей), а также ориентированы на «индивидуалистические» ценности.
Для более полного понимания особенностей ценностной структуры российских подростков особый интерес представляют кросс-культурные исследования.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тестовые задания к текущему параграфу
выводы
-
Ценности — некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.
-
Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности.
-
Ценностные ориентации (ЦО) — система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность.
-
Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии).
-
ЦО выполняют регулятивную функцию, придавая человеческой жизни смысл.
-
Наиболее разработанными являются теории ценностей и ЦО Д. А. Леонтьева, В.А.Ядова, М. Рокича Ш. Шварца и У. Билски.
Ценностные ориентации личности
План
1. Направленность и ценностные ориентации.
2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции).
3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации).
4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы.
5. Ценностные ориентации и типы личности.
1. Направленность и ценностные ориентации
Понятие «ценности» имеет междисциплинарный характер и трактуется по-разному. В социолого-философских дисциплинах ценностные ориентации соотносятся с понятием «нормы» и «ценности», в психологической литературе это понятие соотносится с понятием «мотивы» и «потребности». Т.о. ценностные ориентации в психологии рассматривается как один из важнейших компонентов мотивационной структуры личности.
Ценность – это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов (философский словарь). Ценность — это объект направленных на него интересов.
Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).
В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.
Ценности – это наиболее стабильный компонент направленности.
Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные ценности (Ананьев). Иначе ценностные ориентации – неповторимая и уникальная, присущая каждому человеку система ценностей.
2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции)
Слово «ценность» от греч. «тэлос» — конечная цель.
Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.
Ценности – это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях (Знанецкий).
Ценности – это устойчивые убеждения человека в том, что определенный вид поведения или смысл существования является личностно и социально более предпочтительным по отношению к другим (Рокич).
Ценности – это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни (Братус).
Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности, определяющий ее отношение к действительности и проявляющейся в целях, идеалах, убеждениях, интересах.
Понятие «ценностная ориентация» определяется через 2 исходные категории: отношения и установка.
Ценностные ориентации – это установка личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества (Ядов).
Формирование ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это продукт воспитания и целенаправленного формирования, идеологического влияния общества на личности. Это продукт социализации.
Ценностные ориентации или личные ценности – это усвоенные человеком общественные и групповые ценности. Развитие ценностных ориентаций – это признак зрелой личности.
Личностные кризисы всегда сопровождаются ломкой системы ценностей.
Функции ценностных ориентаций:
1. Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся
2. Регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений.
3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации)
1. По степени распространенности данной ценности среди людей выделяют:
А. Универсальные ценности (общие для всех): здоровье, любовь, безопасность.
Б. Внутригрупповые ценности (характерны для членов определенных социальных групп): политические, религиозные и научные, философские.
В. Индивидуальные ценности (личностные).
2. По содержанию выделяют:
Классификация Тугаринова
А. Материальные ценности – одежда, жилище (сфера вещей, обеспечивающих комфортную жизнь человека).
Б. Социально-политические ценности – свобода, равенство, справедливость.
В. Духовные ценности – образование, наука, искусство (эстетические, познавательные и этические ценности).
Классификация Оллпорта
А. Теоретические ценности.
Б. Социальные ценности.
В. Политические ценности.
Г. Экономические ценности.
Д. Эстетические ценности.
Е. Религиозные ценности.
3. Классификация личных ценностей (Рокич):
А. Терминальные ценности (ценности цели) – наиболее важные, перспективные цели – это убеждения индивида в преимуществе определенных жизненных целей.
Б. Инструментальные ценности (ценности средства) – это убеждения личности в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации. Они часто носят компенсаторный характер, т.е. человек ценит то, что ему не достает.
Граница между терминальными и инструментальными ценностями носит условный характер. Превращение инструментальных ценностей в терминальные Маслоу назвал онтификацией.
Разновидности терминальных ценностей:
активная деятельная жизнь;
жизненная мудрость;
физическое и психическое здоровье;
интересная работа;
красота природы и искусства;
любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком);
наличие хороших и верных друзей;
материально обеспеченная жизнь;
общественное признание (престиж, власть, высокий социальный статус);
познание (образование, расширение кругозора, интеллектуальное развитие);
развитие (работа над собой, самосовершенствование);
развлечения;
свобода (самостоятельность, независимость);
счастливая семейная жизнь;
счастье других;
творчество.
Инструментальные ценности:
аккуратность;
воспитанность;
уровень притязаний;
жизнерадостность или чувство юмора;
исполнительность;
независимость;
непримиримость к недостаткам других людей и собственным;
образованность;
ответственность;
самоконтроль;
смелость (нонконформизм);
твердая воля;
толерантность (терпимость);
честность;
эффективность в делах (трудолюбие);
чуткость.
4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы
Личностные ценности организованы в иерархические структуры по степени приоритетности.
Факторы, определяющие иерархию личностных ценностей:
ü Возраст.
ü Пол: женщины больше ориентированы на семью и на общение, мужчины – на достижения, общественное признание, самореализацию и самоутверждение.
ü Социальный статус.
ü Профессия. Терминальные качества психолога: здоровье (психическое и физическое), познание. Инструментальные ценности: толерантность, самоконтроль.
ü Характерологические особенности (любые устойчивые индивидуально-психологические качества).
5. Ценностные ориентации и типы личности
Впервые обратился к анализу этого вопроса в своих работах Э. Штрангер. В 1914 г. вышла в свет его работа «Формы жизни», в которой он выдел 6 идеальных типов личности в соответствии с различиями в содержании ценностных ориентаций.
Подобную классификацию затем разработал Оллпорт. Эта классификация соответствует основным типам ценностей.
I.Теоретический тип личности – личность, ориентированная на познание. Главная ценность – истина, установление закономерных связей и отношений, законов развития человека и общества. Психологические особенности: рациональность, критичность, эмпирический подход к жизни, интеллектуальность. Сфера жизни – фундаментальная наука или философия. Голла включает в характеристику типа интроверсию.
II.Экономический тип – практичная личность. Ценность – все то, что является полезным для жизни. Смысл любой деятельности в ее полезности. Полезным является все, что позволяет наилучшим образом устроить жизнь. Сфера жизни – бизнес.
III.Эстетический тип. Ценность красоты: природы, произведений искусства, межличностных отношений и души самого человека.
IV.Социальный тип. Ценность – служение другим людям. Сфера жизни – социальная работа. Ценность межличностных отношений. Смысл жизни в преданности другим людям. Высшее проявление социальной направленности – любовь. Альтруистическая направленность.
V.Политический тип. Высшая ценность – власть над другими людьми, слава, почет.
VI.Религиозный тип. Религиозные ценности.
Самосознание и самооценка личности
Проблема самопознания и самосознания интересовала ученых еще античного периода, выражение «познай самого себя» стало ключевым и ориентирующим для многих философов раннего периода. Это выражение принадлежит Фалесу. Это положение стало центральным тезисом философии Сократа, прошло красной нитью через работы всех философов, которые занимались рассмотрением психологических проблем.
Самосознание – это особая форма сознания человека. Самосознание отличается от обычного сознания своей направленностью, это сознание, направленное на самого себя, на внутренний мир. Нельзя проводить четкую границу между самосознанием и сознанием. Самосознание – это процесс осознания личностью самой себя во всем разнообразии ее индивидуальных особенностей.
Самосознание состоит из 2 элементов:
— сознательного;
— эмоционального.
В процессе самосознания объект и субъект сознания выступают в одном лице, сливаются.
Самосознание появляется несколько позже, чем сознание, в процессе онтогенеза; это более поздний продукт онтогенетического развития личности. Продуктом самосознания становится самооценка личности и ее общее представление о самой себе – «Я-концепция» личности.
Я-концепция – это обобщенный результат самопознания.
Я-концепция – это теория самого себя.
Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе,
сопряженная с их оценкой.
В современной психологии Я-концепция трактуется как разновидность социальной установки. Структура Я-концепции (соответствует структуре установке):
ü Когнитивный компонент (образ Я) – это описательная характеристика личности. Образ Я включает в себя:
o социальную идентичность (указание личности на те группы и категории, к которым она принадлежит). Это позволяет личности ответить на вопрос «кто я?»;
o психологические особенности личности, ее психологические качества (каким я являюсь?);
o физические характеристики человека: тип телосложения, внешность.
Образ Я – это представления человека о своих индивидуальных качествах и свойствах.
ü Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент – самооценка личности – это аффективная оценка человеком как своих отдельных качеств и свойств, так и личности в целом. Самооценка отражает отношение личности к самой себе и к отельным своим качествам и свойствам. Оценка может быть позитивной, негативной и нейтральной. На основе самооценки формируется уровень самоуважения личности и чувство собственного достоинства.
ü Конативный (поведенческий, побудительный) компонент – это готовность личности действовать в соответствии со своим образом Я. Важно конгруэнтное отношение между опытом и Я-концепцией.
Между основными компонентами Я-концепции могут быть конфликтные отношения, порождающие внутриличностные конфликты.
Специфика Я-концепции как разновидности социальной установки:
ý В Я-концепции объект и субъект установки совпадают, чего нет в других вариантах социальной установки.
ý Я-концепция сопряжена с особыми специфическими эмоциями: чувство гордости или чувство стыда.
ý Высокий уровень значимости этой установки для каждой личности.
Представления о структуре Я-концепции придерживаются не все авторы, поэтому часто в психологической литературе можно найти смешение исходных понятий (образ Я, самооценка). Некоторые авторы отождествляют понятие «Я-концепция» с самооценкой. Вторая точка зрения: самооценка – элемент Я-концепции. Третья точка зрения: самооценка – независимое от Я-концепции свойство личности (Я-концепция при этом отождествляется с образом Я).
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 20514;
Добавить комментарий