Три бога в индуизме

Содержание

Благородный восьмеричный путь состоит из восьми принципов, которые объединяются в три тематические группы. Определите их: (3)

+Мудрость и понимание

+Этика поведения

+Умственная дисциплина

Интуиция и инсайт

Созерцание и представление

. Выделите основные свойства мышления людей позднеродового строя, которые привели к возникновению политеизма: (3)

+Способность мышления к ассоциациям, обобщению, анализу

+Способность к разделению явлений на классы, к схватыванию множества

+ Возможность сознания создавать образы духов, богов отдельных природных явлений

Интуиция

Специализированное развитие органов чувств

Выделите современные политеистические религии из предлагаемого списка: (4)

+Буддизм

+Индуизм

+Синтоизм

+Конфуцианство

Иудаизм

Выделите современные виды монотеистических религий из предлагаемого списка: (4)

+ Иудаизм

+Христианство

+Ислам

+Сикхизм

Синтоизм

Из перечисленных религиозных направлений выберите те, что не относятся к исламу: (3)

+ Синтоизм

Шиизм

+Сикхизм

+ Баптизм

Сунизм

Определите основополагающие принципы религиоведения: (4)

+ Объективность

+ Научность

+ Историзм

+ Системность

Субъективность

В центре индуизма стоят три главных бога: (3)

+Брахма

+ Вишна

+ Кришна

Амон

Мут

Какое значение имело распространение ислама среди населения средневекового Казахстана?

+ Знакомство с достижениями мировой цивилизации

+ Изучение мировой философии

+ Знакомство с достижениями науки

Разжиганию междоусобных войн

Вело к политике самоизоляции

Деятельность, каких экстремистских организаций запрещены в странах организаций Договора о коллективной безопасности: (2)

+ Организация освобождения Восточного Туркестана

+ «Аум Синрекё»

«Свидетели Иеговы»

Баптисты

Какие идеологические и теоретические концепции стали основой экстремизма? (3)

+ Радикальные идеологии

+ Религиозный фундаментализм

+ Национализм

Консерватизм

Либерализм

Выделите характерные черты экстремизма: (3)

+ Непримиримое отношение к позиции оппонентов

+ Отказ от диалога и согласия в спорных вопросах

+ Бескомпромиссность в отстаивании своих позиции

Идеи правового государства

Концепции равенства и справедливости

В каких случаях Законодательство РК ограничивает свободу исповедания религии и распространения убеждений? (3):

+ В целях охраны общественного порядка

+ В целях охраны безопасности жизни, здоровья и нравственности

+ В целях охраны прав и свобод других граждан

В целях дестабилизации порядка

Определите основные принципы взаимоотношения государства РК с религиозными объединениями? (4)

+ Религиозные объединения не выполняют какие-либо государственные функции

+ Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству РК

+ Государство не финансирует религиозные объединения

+ Религиозные объединения не участвуют в выборе органов государственной власти

Религия ставится выше государства

Выделите национальные религии из ныне существующих религий: (4)

+ Индуизм

+ Иудаизм

+ Синтоизм

+ Конфуцианство

Христианство

Выделите из нижеследующих основ религии объективные основы: (2)

+ Космические, атмосферные и геотектонические

+ Социумные, антропные, социокультурные

Самопознание

Фактор рефлексии личности

Выделите из ниже предлагаемых основ религии объективные основы религии: (2)

+ Психологические факторы

+ Гносеологические предпосылки

Фактор релаксации

Самопознание

Классический Индуизм (Тримурти)

Индуизм возник как реакция на успех и кризис буддизма. Бывшие брахманисты осознали, что соперничество с буддизмом можно выиграть лишь в том случае, если привлечь к культовой практике представителей всех варн, а не только одной или двух. Для этой цели были использованы особые культовые книги – смрити (запомненное). В отличие от вечных Вед, смрити рассматриваются как плод вдохновения и Опыта. Смрити разделяются на две части – итихаса и пурана. Итихаса – свод о былом, былина. В культуре Индии две монументальные былины –Махабхарата и Рамаяна. Индуизм проработал шестую главу, которая стала носить культовый характер. Шестая глава носит название Бхагавадгита — песнь о боге. В основе её — явление герою Арджуне бо­га Кришны , который излагает ему особую религиозную концепцию. Кришна говорит о трёх путях , ведущих к освобождению от сансары:

Первый путь самый трудный – джняна-марга (путь знания). Это путь аскетов-мудрецов, брахманов;

Второй путь– карма-марга (путь действия). Это путь раджей, воинов, политиков;

Третийпуть – бхакти-марга (путь любви). Это путь для любого желающего.

Все пути рассматриваются как равноценные. Учение Бхагавадгиты стало основой грандиозного синтеза культов и традиций, которое и получило название индуизм.

Пурана – древние книги. Этот свод книг говорил о богах, о про­исхождении Вселенной, пояснял существенные моменты итихасы, рас­сказывал о культовой стороне. Пураны были предназначены для тех, кто не мог изучать Веды.

В центре индуистского пантеона (а там было более 3400 богов) стоят три главных бога – Брахма, Шива, Вишну. В целом, главная роль уделена Брахме – создателю Вселенной и её аналогу. Однако главная роль в индуизме уделяется Шиве – разрушителю вселенной и Вишну – её хранителю. Основной культ – это культ Вишну. Успех ин­дуизма объясняется органичным включением буддизма и других местных культов в индуистский пантеон.

Таким образом, индуизм – пантеистическая религия, имеющая на­ционально-культурную подоснову и следующие признаки:

1) отсутствие единой системы, синкретизм;

2) развитие идеи судьбы до предельного завершения – кармы;

3) наличие религиозно-культурного неравенства (варн и каст);

4) аллегоричность индуистского пантеона;

5) наличие идеи реинкарнации;

6) развитость и фундаментальность религиозно-философской сис­темы верований;

7) главенство ортопраксии над ортодоксией (участие в культе
важнее, чем вера в него и понимание этого культа).

Письменность и литература Древней Индии

Для понимания новых явлений в культуре Индии середины I тыс. до н.э. было бы важно знать, с какого времени индийское общество обладало средствами письменной фиксации текстов. Древняя иерогли­фическая, словесно-слоговая, вероятно, дравидийская протоиндская письменность, несомненно, к этому времени вымерла вместе с цивили­зацией Хараппы – Мохенджо-Даро. Но возникла ли уже собственная индоарийская слоговая письменность, господствовавшая на субконтинен­те впоследствии, вплоть до наших дней? Видимо, возникла, исходя из следующих соображений. Во-первых, позже в древней Индии засвиде­тельствована очень развитая письменность, а именно две системы сло­гового (квазиалфавитного) письма – брахми и кхароштхи. Первые над­писи этими видами письменности дошли до нас соответственно от IV–III вв. до н.э. Во-вторых, хотя способность сказителей из самых равных народов запоминать наизусть огромные эпические поэмы поис­тине феноменальна, однако запоминание без предварительных записей пространных прозаических религиозных и светских трактатов, даже составленных в афористических формах, значительно сложнее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что индийское общество в первой по­ловине I тыс. до н.э. обладало письменностью. Как обычно для древ­ности, вначале должны были записываться культовые тексты, деловые и хозяйственные акты, лишь позже – письма и литературные тексты. То обстоятельство, что они не сохранились, объясняется материалом письма: писали на пальмовых листьях и подобном материале, бесслед­но разрушающемся в жарком влажном климате тропической Индии. Ко­нечно, можно считать установленным, что каноны (своды) книг ин­дийских религиозно-философских учений, а также своды этико-право­вых предписаний, такие, как «Манава-смрити», неточно называемые «законами Ману», и собственно правовых установлений, такие, как «Артхашастра», сложились в поздней древности и раннем средневе­ковье. Но отдельные записи поведенческих предписаний – «сутр» и часто стихотворных «шастр» (дхарма-шастр – поучений о правильном жизненном поведении) и «артхашастр» (учений об общественном и го­сударственном устройстве), безусловно, должны были существовать и много раньше.

Древнейшие памятники индийской литературы – Веды – в течение многих столетий оставались незаписанными и до сих пор не обнаруже­но самой письменности ведийского периода. В связи с традицией зау­чивания наизусть и комментирования огромного количества священных текстов, язык которых становился всё менее понятным, в Индии очень рано стали развиваться такие дисциплины, как фонетика, этимология, грамматика. В V–IV вв. до н.э. была создана система грамматики санскрита Панини – величайшее достижение языкознания древнего ми­ра; некоторые идеи Панини вполне оценены и развиты лишь в струк­турной лингвистики XX в.

В это же время возникает письменная литература, повествова­тельная и научная, на разных языках, главным образом, на санскри­те. Значительная часть её является лишь письменной редакцией про­изведений, имевших устное происхождение и вековую традицию. Ещё в начале первого тысячелетия до н.э. складывались два цикла сказа­ний, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы. Первая, «Махабхарата», посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты (по имени Бхараты и современная Индийская республика на языке хинди называется Бхарат, т.е. страна потомков Бхараты). Вторая, «Рамаяна», рассказывает о похождении царевича Рамы в дебрях Южной Индии и его походе на ост­ров Ланку (Цейлон). Обе поэмы были написаны на санскрите в первые века нашей эры. В них включены многие мифы и сказания, не относя­щиеся прямо к сюжету, а также собрания назидательных рассуждений и философские трактаты в стихах (например, знаменитая «Бхагавадгита»). Записываются буддийские наставления, трактаты об искусстве управления государством, сборники правил обыденной жизни и право­вых норм в свете теории четырёх варн. Популярны были сборники нра­воучительных рассказов, широко использующие фольклорный материал («Панчатантра», джатаки, т.е. рассказы о перерождениях Будды). Значительным было воздействие индийского эпоса и буддийской лите­ратуры на культуру соседних стран, в особенности Центральной и Юго-Восточной Азии.

Верховные боги индуизма: Тримурти

Знакомые поехали в Индию в отпуск. Перезвонили перед возвращением на Родину и спросили, какой сувенир привезти. Мне захотелось на память несколько фигурок верховных божеств индуизма, ведь это действительно интересно и экзотично.

Оказалось, что их существует довольно много. Пришлось изучить дополнительную информацию, чтобы разобраться и выделить 3 верховных, составляющих основу вероисповедания. О них сегодня и поговорим.

Природа богов

Основой каждой страны является вера и религиозные обычаи. Через них мы можем понять историю и культуру народа. В Индии основная религия — индуизм.

Немного истории

  • Индуизм берёт своё начала от Вед, которые были привнесены в культуру Индии в 1 — 2 в. до н. э. древними ариями. Именно в этих священных писаниях запечатлены основные постулаты Индуизма. Перевод слова означает «вечный путь».
  • В многоликой Индии вместе с индуизмом существуют и другие религии: христианство, ислам, сикхизм, буддизм, бахаи. Но именно индуизм остаётся знаковой религией и включает основной пантеон верховных Богов. К этой вере принадлежит более 80% населения.

Основная классификация

  1. Основой всего мироздания считаются 3 верховных бога — Тримурти. Они основополагающие, и от них идёт далее иерархическая лестница.
  2. Затем боги разделяются на стороны света, они нуждаются в опорах и защите, называются Локолапы.
  3. От второй ступени отходит ветвь общеиндийских божеств.
  4. Основой религии остаются боги ведические.
  5. Нельзя не указать на отдельную группу ликов (аватаров) верховного бога Вишну.

В одной статье рассмотреть весь пантеон не представляется возможным. Остановимся на самых известных верховных божествах Индии.

Основные боги индуизма

Многие индусы считают себя и свою душу частью великого Верховного Духа Брахмана — Абсолюта. Поклоняются исключительно ему. Остальная часть почитает следующие божества.

  • По одной из версий изначально Брахма не имел формы. По другой явился в цветке лотоса, располагающийся в пупке бога Вишну. Согласно 3 версии, Брахма плавал в яйце, в океане. Когда оно развалилось, то из половинок было создано небо и земля.
  • Есть такая версия в индуизме: люди возникли в результате инцеста, связи между Брахмой и его дочерью Вак. В храмовой живописи она представлена Львицей.
  • Брахма выступает только лишь мужское начало в индуизме в отличие от других божеств.
  • Брахма — верховный бог, имеющий изначально 5 лиц, но впоследствии оставшийся с 4, так как Шива один Лик испепелил своим третьим глазом за неуважение. Лица созданы им, чтобы постоянно смотреть на свою жену, прекрасную богиню Совитри. Её верховный бог сотворил из ребра.
  • По преданию Брахма имеет 4 руки и 4 ноги, хотя чаще наблюдаем всего 2 ноги. В руках он держит скипетр (или чётки), лотос (символ всего живого), тарелку для подаяний и манускрипт Вед (нередко это Ригведы). Это созидающий и защищающий, всеведующий верховный бог в индуизме.

Это верховное божество в индуизме — сохраняющее Вселенную. Он имеет 10 аватаров (воплощений), среди которых Рама и Кришна. В некоторых учениях Вишну считается самым главным Божеством.

Считается, что 9 аватаров уже были на Земле, а последнее воплощение состоится перед самым разрушением Мира. У Этого верховного бога в индуизме 4 руки и оттенок кожи — голубой, как у неба. В руках символичные предметы: лотос, булава, священная раковина Сандшха и огненный диск.

У данного верховного божества несколько ипостасей: он бог танца, разрушитель и хранитель человечества от иллюзий. Он изображается с 4 руками и 3 глазами (иногда вместо третьего глаза полосы). Встречается лик с 4 головами.

Имеет 108 форм и воплощений в индуизме. Он одновременно созидающее и разрушающее начало. Часто изображается танцующим: сначала пробуждает Вселенную, а затем разрушает её с помощью танца Смерти.

  • Устройство в индуизме имеет целую иерархию божеств. Но самыми верховными, образующими триединство (Тримурти) являются Брахма, Вишну и Шива.
  • Каждый из божеств имеет свой цвет кожи и несколько обличий, рук и ног. Любая деталь в изображении имеет своё глубинное философское значение.

Индийский пантеон богов

Категории Категории

  • Йога-словарь
  • Асаны (видео)
  • Новичкам
    • Полезные советы начинающим йогам
    • Какой йогой заниматься?
    • Как поддержать в себе желание заниматься
    • Пропсы
    • ​На каком коврике вам будет удобнее заниматься йогой?
    • Какой должна быть одежда для йоги?
    • Противопоказания к занятиям йогой
    • Травматична ли йога?
    • Эта простая и сложная Шавасана
    • Растяжка и йога
    • Поза лотоса
  • Противопоказания и техника безопасности
    • Йога полностью противопоказана людям страдающим:
    • Временно запрещено заниматься йогой людям:
    • Лучше исключить занятия йогой, когда:
    • Следует с особой осторожностью заниматься:
    • Техника безопасности во время занятий йогой
  • Философия и школы йоги
    • Философия Йоги
    • Ступени йоги
    • Школы и направления йоги
    • Йоги прошлого и настоящего
  • Повседневная йога
    • Дыхание – лекарство от стресса
    • Йога и гипертония
    • Йога для женщин
    • Йога для беременных
    • Йога для похудения
    • Йога для пожилых людей
    • Йога на рабочем месте
    • Йога и занятия бегом
    • Йога и онкология груди
    • Йога-терапия
    • Йога против «плохого» холестерина.
    • Йога и здоровье ваших костей
    • Йога для крупных людей
    • Йога для лица
    • Как сформировать сильный ум
    • Безопасность плечевых суставов во время йога практик
    • Избавляемся от варикоза. Путь красивых ног.
    • Приемы самомассажа
    • Синдром запястного канала? Поможет йога.
    • Что такое блоки в теле человека?
    • Йога для детей
    • Будьте открытой для перемен. Менопауза.
    • Шаткарма, или с чего начинаются занятия йогой
  • Питание
    • А что у нас на завтрак?
    • Гхи – чудеснейшее из масел, — для иммунитета и не только.
    • Приготовь для себя полезное масло ГХИ. Рецепт.
    • Диета йогов
    • Как нужно питаться с конституцией Вата?
    • Как нужно питаться с конституцией Капха?
    • Как нужно питаться с конституцией Питта
    • Кичари — эталон здоровой пищи
    • Мускатный орех.
    • Полезные привычки питания
    • Советы для начинающих вегетарианцев
    • Хочется похудеть? – поможет имбирь!
    • Целебные напитки
    • Шесть основных вкусов
    • Что есть вегетарианство в Ведической системе?
    • Дикий рис – щит вашего здоровья
    • Голодать или нет?
  • Аюрведа
    • Что такое Аюрведа?
    • Связь йоги и аюрведы
    • Концепция трех Дош
    • Пракрити и Викрити
    • Три гуны
    • Этот особенный аюрведический массаж
    • Диначарья — налаживаем режим дня
    • Управление стрессом с помощью аюрведы
    • Дыхательная система и влияние на нее трех дош.
    • Аюрведический уход за глазами
    • Первая помощь в аюрведической медицине
    • Аюрведа о пользе перца.
    • Аюрведа о голодании
    • Аюрведа для ваших волос.
    • Аюрведа поможет бороться с тягой к сладкому.
  • Дыхание и Пранаяма
    • Пранаяма — дышите правильно
    • Капалабхати — Огненное дыхание
    • ​Бхастрика — Дыхание «Кузнечных Мехов»
    • Удджайи — успокаивающее дыхание
    • ​Полное йоговское дыхание
  • Бандхи
    • Набхи-бандха
    • Джаландхара-бандха
    • Мула-бандха
    • Удияна-бандха
  • Чакры
    • ​Что такое чакры?
    • Первая чакра Муладхара
    • Вторая чакра Свадхистана
    • Третья чакра Манипура
    • Четвертая чакра Анахата
    • Пятая чакра Вишудха
    • Шестая чакра Аджна
    • Седьмая чакра Сахасрара
    • Каким образом мы блокируем свои чакры
  • Индийский пантеон богов
    • Древний индийский Пантеон богов
    • Вишну
    • Брахма
    • Равана и Кубера
    • Ганеша
    • Индра
    • Кубера
    • Шива
    • Яма — бог смерти
  • Это интересно!
    • Восемь тел человека
    • Десять интересных фактов о йоге
    • Дришти
    • Йога сегодняшнего дня
    • Как и в чем нам помогает Остеопатия.
    • Как понизить кровяное давление без лекарств. 6 способов.
    • ​Как открыть свое сердце.
    • Интуиция и шестая чакра
    • Приемы самомассажа
    • С помощью специй боремся с сахарным диабетом
    • Тибетские практики
    • Травы помогут активизировать работу мозга!
    • Способы избавления от бессонницы
  • Справочник благовоний
  • Мантры
    • Язык мантр
    • Мантра Исполнения Желаний
    • Мантра Успеха
    • Мантры Защиты
    • Мантра Счастья (Мангала Мантра)
    • Мантра — оружие
    • Мантры Привлечения
    • Мантра почтения Ганеше
    • Мантра для преодоления препятствий
    • Мантра для духовного просветления
    • Мантра для успокоения ума
    • Мантра для избавления от гнетущих состояний
    • Мантра для снятия тревоги
    • Мантра для обретения славы и решительности
    • Мантра для просвещения
    • Мантра для обретения радости
    • Мантры для обретения мудрости и любви
    • Мантра для наполнения духа энергией
    • Мантра для достижения просветления и мудрости
    • Мантра молодости
    • Мантра от ложных привязанностей
    • Мантра для достижения успеха
    • Защитная мантра от дурного влияния
    • Мантра счастья
    • Мантра для преодоления пороков
    • Мантра для гармонии в семейной жизни
    • Мантра для творческой деятельности
    • Мантра для познания истины
    • Мантры посвященные Солнцу
    • ​Гаятри-мантра
    • Различные мантры
  • Мудры
    • Что такое мудра.
    • О пользе мудр
    • Как подобрать мудру.
    • Как правильно выполнять мудры
    • Мудры

Свернуть

Индуистские божества

Индуизм

Направления

Верования и практики

Священные писания

Родственные темы


Портал «Индуизм»

О понятии Бога в индуизме см. Бог в индуизме.

В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов. В различных направлениях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые дэвами. Индуистские божества, как правило, изображаются в человеческих или получеловеческих формах, с рядом личных атрибутов. Многие индуисты считают многочисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности (Брахмана), многочисленными образами единого Бога. Таким образом, божества и поклонение им выступают средством общения с этим единым Богом.

В «Ригведе» описываются 33 божества, представляющие собой персонифицированные природные явления. В более поздних источниках можно встретить упоминания о 330 миллионах божеств. В тексте было использовано слово koti, которое может быть воспринято как «класс», «вид», но также и как «10 миллионов». Согласно одной точке зрения утверждения о миллионах богов вызваны неверным истолкованием текста, что подтверждается упоминанием 33-х богов в других источниках. Согласно другой, число 330 миллионов является не результатом подсчета, но обозначением бесконечности и неограниченности божественного.

Тримурти

  • Брахма — творит вселенную в начале времени.
  • Вишну — опекает вселенную в течение её существования; верховное божество в вайшнавизме.
  • Шива — уничтожает вселенную в конце времён; верховное божество в шиваизме.

Локапалы

  • Индра — бог-воитель, Громовержец, божество дождя; хранитель востока.
  • Сурья — божество солнца; хранитель юго-востока.
  • Яма — божество смерти и справедливости, божество Закона; хранитель юга.
  • Агни — божество огня; хранитель юго-запада.
  • Варуна — божество вод; хранитель запада.
  • Ваю — божество воздуха, ветра; хранитель северо-запада.
  • Кубера — божество богатства; хранитель севера.
  • Сома — божество Луны-Месяца; хранитель северо-востока.

> Общеиндийские боги

  • Айяппа
  • Ганеша
  • Дурга
  • Кали
  • Кама
  • Лакшми
  • Парвати
  • Сарасвати
  • Сканда
  • Хануман

Ведийские божества

Боги Ригведы Боги Яджурведы Боги Самаведы Боги Атхарваведы
  • Абхасвары (группа божественных существ)
  • Агни
  • Адити
  • Адитьи (группа богов)
  • Анша
  • Анилы (группа божественных существ)
  • Апам Напат
  • Апас
  • Ашвины
  • Брахманаспати
  • Брихаспати
  • Бхага
  • Варуна
  • Вастошпати
  • Вач
  • Ваю
  • Вишвакарман
  • Вишведевы (группа богов)
  • Вишну
  • Дадхикра
  • Дакша
  • Дьяус
  • Индра
  • Манью
  • Маруты (группа богов)
  • Махараджики (группа божественных существ)
  • Митра
  • Парджанья
  • Притхиви
  • Пуруша
  • Пушан
  • Рибху
  • Рудра
  • Рудры (группа божественных существ)
  • Савитар
  • Сарасвати
  • Сома
  • Сурья
  • Таркшья
  • Тушиты (группа божественных существ)
  • Ушас
  • Яма
  • Арьяман

Пантеон вишнуизма

Аватары Вишну

Существует десять основных аватар Вишну — Маха-аватары. Общий список аватар Вишну насчитывает около 30 имён.

  1. Матсья
  2. Курма
  3. Вараха
  4. Нарасимха
  5. Вамана
  6. Парашурама («Рама с топором»)
  7. Рама — главные аватары Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной мифологией. Часто Кришна рассматривается не как одно из воплощений, а как полная и совершенная манифестация Вишну.
  8. Кришна и Баларама
  9. Будда — В аватаре Будды Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания вед и тем самым обрекает их на гибель.
  10. Калки (санскр. «белый конь»)

> См. также

  • Ригведийские божества

Примечания

Индийский пантеон богов: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Яма. Индуистские божества

В индийском пантеоне боги почитаются как Мурти. Эти существа являются либо аспектами Верховного Брахмана, аватарами Верховного Существа, либо существенно могущественными сущностями, известными как Дэвы. Термины и эпитеты в различных традициях индуизма включают также Ишвару, Ишвари, Бхагавана и Бхагавати.

Историческая справка

Индуистские божества эволюционировали от ведической эры (второе тысячелетие до н. э.) до средневековой эры (первое тысячелетие н. э.). На региональном уровне — в Индии, Непале и в Юго-Восточной Азии. Точная природа веры в отношении каждого божества варьируется между различными индуистскими конфессиями и философиями. Всего в различных традициях насчитывается 330 тысяч таких сверхъестественных существ.

Сходство Камы и Купидона, Вишвакармы и Вулкана, Индры и Зевса приводит многих к поспешному заключению, что боги индийской мифологии похожи на греческих небожителей. Но греческая мифология совершенно отличается от индуистской. Она отражает субъективную истину греков, которые верили в многобожие.

Изображения

Чаще всего индийский пантеон богов изображается в гуманоидных формах, дополненных набором уникальной и сложной иконографии в каждом случае. Иллюстрации основных божеств включают Парвати, Вишну, Шри (Лакшми), Шиву, Сати, Брахму и Сарасвати. Они имеют различные и сложные личности, но часто рассматриваются как аспекты одной и той же Высшей Реальности, называемой Брахманом.

Традиции

С древних времен идея эквивалентности была взлелеяна для всех индусов. В текстах и скульптурах тех времен основные понятия — это:

  • Харихара (половина Шивы, половина Вишну).
  • Ардханаришвара (половина Шивы, половина Парвати).

Мифы заявляют, что они одинаковы. Боги индийского пантеона вдохновили свои собственные традиции: вайшнавизм, шиваизм и шактизм. Их объединяют общая мифология, ритуальная грамматика, теософия, аксиология и полицентризм.

В Индии и за ее пределами

Некоторые индуистские традиции, такие как древние чарваки, отрицали все божества и понятия о Боге или Богине. Во время британской колониальной эпохи XIX века такие религиозные общества, как Арья-Самадж и Брахма-Самадж, отвергали небожителей и принимали монотеистические концепции, подобные авраамическим религиям. Индуистские божества были приняты в других религиях (джайнизм). А также в регионах за ее пределами, таких как буддийский Таиланд и Япония. В этих странах индийские боги продолжают почитаться в региональных храмах или искусствах.

Представление о человеке

В древних и средневековых текстах индуизма человеческое тело описывается как храм, а божества — как части, находящиеся внутри него. Брахма, Вишну, Шива при этом описываются как Атман (душа), который индусы считают вечным в каждом живом существе. Божества в индуизме столь же разнообразны, как и его традиции. Человек может выбрать, кем ему быть: политеистом, пантеистом, монотеистом, монистоистом, агностоистом, атеистом или гуманистом.

Дэв и Дэви

Боги индийского пантеона имеют мужское (Дэв) и женское (Дэви) начало. Корень этих терминов означает «небесный, божественный, что-либо превосходящий». Этимологическое значение — «сияющий».

В древнейшей ведической литературе все сверхъестественные существа называются асурами. К концу этого периода благожелательные небожители именуются Дэв-асурами. В постведических текстах, таких как Пураны и Итихасы индуизма, Дэвы олицетворяют добро, а Асуры — зло. В средневековой индийской литературе Боги упоминаются как Суры.

Брахма

Брахма — индуистский бог творения из Тримурти. Его супруга — это Сарасвати, богиня знания. Согласно Пуранам, Брахма — это саморожденный цветок лотоса. Он вырос из пупка Вишну в начале Вселенной. Другая легенда гласит, что Брахма родился в воде. В нее он поместил семя, которое позже стало золотым яйцом. Так родился творец, Хираньягарбха. Остальные части золотого яйца расширились в Брахманду, или Вселенную.

Брахма традиционно изображается с четырьмя головами, четырьмя лицами и четырьмя руками. Каждой головой он постоянно читает одну из четырех Вед. Его часто изображают с белой бородой, что указывает на почти вечную природу его существования. В отличие от других богов, у Брахмы совсем нет оружия.

Шива

Шива считается верховным божеством в шиваизме, деноминации индуизма. Многие индусы, такие как последователи традиции Смарты, вольны принимать различные проявления божественного. Шиваизм, наряду с традициями вайшнавов, которые сосредоточены на Вишну, и традициями Сакты, которые поклоняются Дэви, являются тремя из самых влиятельных конфессий.

Поклонение Шиве — это паниндуистская традиция. Шива — одна из пяти основных форм Божественного в Смартизме, который делает особый акцент на пяти божествах. Четыре остальных — это Вишну, Дэви, Ганеша и Сурья. Другой способ мышления о божествах в индуизме — это Тримурти (Брахма-Вишну-Шива). Первый олицетворяет творца, второй — хранителя, третий — разрушителя или трансформатора.

Атрибуты Шивы

Бог изображается обычно со следующей атрибутикой:

  • Третий глаз, которым он сжег желание (Кама) до пепла.
  • Гирлянда со змеей.
  • Полумесяц Луны пятого дня (панчами). Он помещается около огненного третьего глаза и показывает силу сомы, жертвоприношения. Это означает, что Шива обладает силой размножения наряду с силой разрушения. Луна также является мерой времени. Таким образом, Шива известен под именами Сомасундара и Чандрашекара.
  • Священная река Ганга вытекает из его спутанных волос. Шива принес очищающую воду людям. Ганга также обозначает плодородие как один из творческих аспектов Бога.
  • Небольшой барабан в форме песочных часов известен как «дамару». Это один из атрибутов Шивы в его знаменитом танцевальном представлении Натараджа. Для его удержания используется особый жест руки (мудра), называемый дамару-хаста.
  • Вибхути — три линии пепла, нарисованные на лбу. Они представляют сущность, которая остается после всех Малов (нечистота, невежество, эго) и Васан (симпатия, антипатия, привязанность к своему телу, мирской славе и наслаждениям). Вибхути почитается как форма Шивы и означает бессмертие души и проявленную славу Господа.
  • Пепел. Шива пачкает им свое тело. Это древняя традиция кремационного аскетизма.
  • Тигровая, слоновья и оленья шкуры.
  • Трезубец — особое оружие Шивы.
  • Нанди, Бык, — это его Вахана (санскрит для колесницы).
  • Лингам. Шиве часто поклоняются в такой форме. Гора Кайлаша в Гималаях — его традиционная обитель.
  • Шиву часто изображают погруженным в глубокую медитацию. Говорят, что он искореняет Каму (сексуальное желание), Моху (материальное желание) и Майю (мирские мысли) из ума своих преданных.

Бог процветания

Индийский бог Ганеша — самый известный и любимый не только в индуизме, но и в других культурах. Господь удачи, он дарует всем успех и процветание. Ганеша — устранитель любых духовных и материальных препятствий. Также он ставит преграды на жизненном пути тех своих подданных, которые нуждаются в проверке.

Благодаря таким качествам, его образ присутствует повсюду, имея многие формы, и его призывают для помощи в выполнении любых задач. Ганеша является покровителем литературы, искусства и науки. Преданные уверены, что он дарует защиту от невзгод, успех и процветание. Менее известная роль Ганеши — это разрушитель тщеславия, гордыни и эгоизма.

Атрибутика Ганеши развивалась в течение многих веков. В народе его считают сыном Шивы и Парвати, хотя Пураны расходятся во мнениях относительно его рождения. Его изначальная форма — простой слон. Со временем она трансформировалась в человека с круглым животом и слоновьей головой. Обычно он изображен с четырьмя руками, хотя их количество может меняться от двух до шестнадцати. Каждый предмет Ганеши обладает важным духовным значением. Они включают:

  • сломанный бивень;
  • водяная лилия;
  • булава;
  • диск;
  • чаша сладостей;
  • четки;
  • музыкальный инструмент;
  • посох или копье.

Бог грома и бурь

В индуистском мифе о сотворении мира бог Индра родился из уст изначального Бога или гигантского Пуруши. Он восседает на троне в грозовых облаках Сварги, или третьего неба, является правителем облаков и небес вместе со своей женой Индрани. В индийской мифологии облака приравниваются к божественному скоту, а звук грома во время штормов — это Индра, сражающийся с демонами, которые вечно пытаются украсть этих небесных коров. Дождь приравнивается к Богу, доящему свое стадо. Индра охватывает и контролирует вселенную, балансируя землю на ладони и манипулируя ею в соответствии со своей прихотью. Он создал реки и ручьи, придавая форму горам и долинам своим священным топором.

Бог обезьян

Индийский бог Хануман силен, полон доблести, с различными навыками и способностями. У него была только одна мысль — служить Господу Раме с величайшим смирением и преданностью. Как и многие индийские боги, Хануман имеет несколько вариантов происхождения. Один из них предполагает, что бог обезьян является сыном Шивы и Парвати.

Благодаря своей храбрости, настойчивости, силе и преданному служению Хануман считается совершенным символом самоотверженности и верности. Поклонение ему помогает человеку противостоять плохой карме, порожденной эгоистичными действиями. Он дарует верующему силу в его собственных испытаниях во время путешествия по жизни. Хануман также вызывается в борьбе с колдовством. Защитные амулеты с его изображением чрезвычайно популярны среди преданных.

Лакшми

Индийский бог богатства имеет женское начало. Лакшми — супруга и активная энергия Вишну. Она обладает четырьмя руками, которые символизируют правильные цели в жизни человека:

  • Дхарма;
  • Кама;
  • Артха;
  • Мокша.

Лакшми является богиней удачи, богатства, красоты и молодости.

В индийском эпосе «Махабхарата» описывается рождение богини. Однажды демоны и боги взволновали первобытный Молочный океан. Брахма и Вишну попытались успокоить бурные воды. Тогда из океана появилась Лакшми. Она была облачена в белые одежды и излучала красоту и молодость. На изображениях Лакшми обычно стоит или сидит на большом цветке лотоса. В ее руках голубой или розовый цветок и горшок с водой. Две другие руки благословляют верующих и осыпают их золотыми монетами. В храмовых декоративных скульптурах Лакшми изображается вместе со своим супругом Вишну.

Яма

Индийский бог смерти Яма — царь предков и окончательный судья о назначении душ. Он также известен как «сдерживающий», Претараджа (Царь призраков), Дхармараджа (Царь справедливости). В силу своей ответственности за принятие правильных решений, основанных на записях деяний человека, бог особенно связан с верховенством закона.

Яма является сыном Вивасваты, бога солнца. Его мать — Саранью-Самджна (совесть). Он не является карателем грешных душ, в отличие от богов подземного мира и мертвых, описанных в других культурах. Однако верующие боятся Яму. Страх внушают два его гигантских гончих пса. Это страшные существа с двумя парами глаз. Они призваны охранять путь, который ведет умерших к богу. Иногда собаки забирают провинившиеся или заблудшие души из мира людей.

На изображениях Яма предстает с кожей зеленого или синего цвета, облаченный в красное одеяние. Его экипаж — буйвол (или слон). В руках Ямы находится булава или жезл, сделанный Солнца, и петля, которая указывает на ловлю душ.

Индуизм и верховные индийские боги

Понять и принять страну без соприкосновения с ее религией, историей, культурой невозможно. В этом посте мне бы хотелось немного познакомить вас с пантеоном индийских богов. Сразу оговорюсь, что не претендую на исчерпывающие академические знания в этом вопросе, тем не менее для вводного знакомства этого будет достаточно. Если кто-то хочет что-то добавить или исправить – wellcome! Итак, поехали.

Не смотря на то, что официальное вероисповедание в Гоа – это католицизм (христианство), древних индуистских богов никто не отменял и не забывал. Индуизм, что в переводе означает «вечный путь», религия политеистическая, т.е, поклоняются целому пантеону богов, а не одному единственному, проще говоря, многобожие.

Основным смыслом и целью индуизма является единение с Богом через осознание единства всего сущего и достижение полного умиротворения. Индуизм в основной массе ни коим образом не ограничивает мирские удовольствия, так как во всем, даже в саморазрушении, можно увидеть божественное проявление. Кроме того индуизм предписывает почитать все живое, так как это возможно твое собственное воплощение (аватар) в будущих жизнях.

Универсальным божественными именем в Индуизме, а так же мантрой (молитвой) и символом является «Ом» (иногда встречается транскрипция «Аум»). Ом – это три буквенных символа, которые олицетворяют трех главных богов и сферы их влияния: Брахма – Создатель, Вишну – Вседержитель (поддержатель) и Шива – Разрушитель. Брахма, Вишну и Шива находятся на вершине индуистского Олимпа и составляют Тримурти (троицу), все остальные боги так или иначе происходят от них.

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Вишну

Вишну основной конкурент Брахма, один из самых популярных и почитаемых богов в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отдают первостепенную роль создателя и хранителя вселенной.

Имя Вишну образовано от слова «виш» – наполнять, т.е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Он следит за порядком во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте для поддержания порядка и приведения сил к равновесию. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая необходимость возникала уже 9 раз, именно столько раз инкарнации Вишну появлялись здесь. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.

Первый аватар – Матсья (рыба):
Во время всемирного потопа, когда вся земля скрывалась подводами великого океана, Вишну обратился рыбой и в этом образе предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о грозившей опасности и помог ему, его семье, а так же 7-ми мудрецам (риши), которые помогали Брахме с созданием вселенной, спасись от неминуемой гибели.

Второй аватар – Курма (черепаха):
В результате все того же великого потопа было утрачено множество сокровищ, в том числе и амрита (индийский вариант божественного нектара амброзии), которая помогала богам сохранять молодость и красоту. Тогда Вишну обернулся гигантской черепахой и погрузился на дно Космического океана, другие боги взгромоздили ему на спину гору Мандара, к которой привязали огромного змея Васуки. Затем боги раскручивали гору с помощью змея, взбивая воду как взбивают молоко для получения масла. В конце концов, океан вспенился и на поверхность вспыли все утерянные сокровища и даже больше. В том числе из глубин Космического океана явилась богиня Лакшми – верная спутница Вишну во всех его ипостасях.

Третий аватар – Вараха (вепрь):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его, и поднял землю из морской пучины на своем клыке.

Четвертый аватар – Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу не правильно распорядился даром бога Брахмы – неуязвимостью. Никто не могу убить его ни днем ни ночью. Возомнив себя всесильным он стал творить множественные бесчинства как среди людей, так и среди богов. Досталось от Хираньякашипу и его собственному сыну, благочестивому Прахладу, из-за чего тот вынужден был призвать на помощь бога Вишну. Вишну явился на закате (т.е. ни днем, ни ночью, а в период когда одно время суток сменяет другое) в образе Нарасимха, получеловека – полульва и убил зарвавшегося демона.

Пятый аватар – Вамана (карлик):
И снова не обошлось без демонов. Демон Бали захватил мир и достиг такой мощи, что стал опасен даже богам. Силой справиться с ним было невозможно, тогда Вишну вынужден был пойти на хитрость. Он явился к Бали в образе карлика и попросил подарить столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали не был скупым, тем более что там карлик намерит своими шагами ☺, поэтому согласился. Но Ваман обманул его: после того как согласие было получено, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все что есть между ними. Тем не менее, в ответ на благородство Бали, он не стал делать третий шаг и оставил ему преисподнюю.

Шестой аватар – Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он явился на землю в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья обокрал брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи в отместку убили Джамадагни. Это привело в бешенство Вишну и он 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословиях кшатриев (воинов).

Седьмой аватар – Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже рассказывала в посте Балет в Лаосе больше, чем балет. Его верная спутница Лакшми здесь представлена в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Кроме Рамы и Ситы, в истории задействованы его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагхна, а так же друг и верный помощник Рамы царь обезьян Хануман. «Рамаяна» одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии, особую популярность она имеет в Индии, Шри Ланке и Бали.

Восьмой аватар – Кришна:
Самое популярное божество в Индии, а так же во многих других странах, на сегодняшний день. Кто из нас не слышал знаменитую мантру «Харе Кришна» (हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa). Считается, что прослушивание, а уж тем более распевание данной мантры возвышает сознание, раскрывает ум и, самое главное, освобождает от последствий кармы.

Девятый аватар – Будда:
Да, да, тот самый основатель буддизма. Именно за счет этого аватара, достигается тесное переплетение буддизма с индуизмом и логичное включение и распространение его философии на территории Индии.

Десятый аватар – Калки:
Грядущее воплощение Вишну. В конце нашей эпохи явится Вишну в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, по одной, не самой, на мой взгляд, бредовой теории, в основу пророчества об Азор Ахайе была положена именно легенда о 10-й инкарнации Вишну. Так вот, когда явится Калки, он осудит и покарает грешников, вознаградит праведников и наступит всеобщее благоденствие, до следующего пришествия ☺.

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог, бог-аскет:
Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости». Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа. В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета ☺. Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

Пантеон индийских богов и богинь: классификация и полный список

Известно, что в индуистском пантеоне множество богов. Их обычно рассматривают в качестве личностных проявлений безличного верховного Брахмана или же как аватаров верховных божеств, таких как Ишвара и Бхагаван. Еще один вариант – дэвы (всесильные существа).

Индуистских божеств чаще всего изображают в виде человекоподобных или получеловечных личностей. У каждого из них есть свои личные атрибуты. Жители Индии почитают большинство таких существ, как образы единого бога Брахмана. Все они нужны в качестве своеобразных посредников в общении с Высшим Божеством.

Так, например, «Ригведа» описывает более тридцати богов, каждый из которых олицетворяет определенную стихию природы. Позднее количество богов увеличилось до 330 000 000. В содержании текста часто упоминается термин «Коти» – это обозначение класса, вида. Дословно можно перевести как «десять миллионов». Однако есть мнение, что ни о каких миллионах речи быть не может. Всего божеств было 33 и не более того.

Другая теория гласит, что миллионное количество божеств – это всего лишь обозначение не подсчета, а символа бесконечности высших сил без каких либо ограничений.

Йога для начинающих с нуля
Рекомендуем! Бесплатные занятия для тех, кто делает первые шаги в йоге. Короткие авторские последовательности, которые позволят плавно и эффективно начать практику без насилия над собой, но с точным прицелом в самую проблемную зону для большинства жителей больших городов. .

Разнообразие и деление

Существует общее разделение на группы:

  • на самом верху находится основа Пантеона с тремя главными богами – Тримурти;
  • затем идут божества, которым нужна опора и защита Высшего Бога, распределены по сторонам света – Локолапы;
  • в их подчинении находятся общеизвестные индуистские божества;
  • на отдельной ступени находятся ведические боги;
  • еще подразделяют группу, в которой пребывают аватары Вишну.

Возможно, именно они легли в основу сюжета знаменитого фильма Джеймса Кемерона.

Списки и описание

Тримурти

Высшими богами Тримурти являются:

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. .

  • творец вселенной с начала времен – Брахма;
  • защитник вселенной в течение всего периода ее существования – Вишну;
  • уничтожитель вселенной, когда придет срок – Шива (Верховный бог Шиваизма).

Локолапы

К Локолапам относятся:

  • повелитель дождей, грома, бог-воитель и хранитель восточного направления – Индра;
  • бог солнца и хранитель юго-восточного направления – Сурья;
  • сама смерть и справедливость, хранитель южного направления – Яма;
  • повелитель огненной стихии и защитник юго-западного направления – Агни;
  • бог воды и защитник западного направления – Варуна;
  • создатель воздушных потоков и ветра, стражник северо-западного направления – Ваю;
  • бог всех мировых богатств и хранитель северного направления – Кубера;
  • бог Луны-Месяца, страж северо-восточного направления – Сома.

Общеиндуистские боги

Общеиндуистскими богами признают следующих существ.

  1. Сын, рожденный от Шивы и Вишну – Айяплу. По пуранической легенде, Вишну предстал в обличии существа женского рода Мохини, которую и полюбил бог Шива. Его воспитали люди и почитали как хорошего охотника и укротителя разных диких животных. В числе его заслуг были и победы над злыми демонами.
  2. Сын, рожденный от Паравати и Шивы – Ганеша. Его считают наимудрейшим божеством, отвечающим за благополучие. Он занимает особую нишу почитания в индуистском пантеоне.
  3. Супруга Шивы – Дурга. Известна, как символ покоя, равновесия, гармонии и благополучия.
  4. Яростная форма Шакти – Кали. Она – уничтожитель демонов.
  5. Сын, рожденный от Лакшми и Вишну (Брахмы)– Кама. Это божество олицетворение любви в индуистской религии.
  6. Супруга Вишну – Лакшми. Источник благости, достатка, процветания и богатств. Она приносит удачу и счастье, воплощение грации и обаяния.
  7. Супруга Шивы – Парвати. Это благая форма Дэви. Она олицетворяет творческую женскую энергию Шивы.
  8. Супруга Брахмы – Сарасвати. С ее помощью и поддержкой был сотворен мир.
  9. Покровитель воинствующих богов и войны в целом – Сканда. Его часто представляют в виде молодого человека, у которого шесть голов и двенадцать рук, ног.
  10. Обезьяноподобный бог, сын Ваю (бога ветряных и воздушных потоков) – Хануман. Его матерью является апсару Пунджисталу. Хануман – один из основных героев в «Рамаяне», он руководил войском ванаров, а также дружил с Рамой и Ситой. Шиванисты почитают его за аватар Шивы.

Ведические божества

Ведических божеств довольно много, главные из них перечислены ниже:

  • существа с божественной силой – Абхасвары;
  • повелитель огня – Агни, является хранителем очага в доме и костра для жертвоприношений;
  • женское начало по ведам – Адити, воплощает собой все, что связано с материнством и световой энергией Вселенной;
  • в индуистской религии Адитьи считаются сыновьями Адити и Кашьяпы;
  • одно и божественных существ Адитьев – Анша;
  • еще одна группа богов – Анилы;
  • в ведах с водной и огненной стихией взаимосвязан Апам Напат;
  • космическая вода находится под покровительством Апаса;
  • сыны Сараньи, боги-близнецы – Ашвины символизируют время рассвета и заката, прибывают на золотой колеснице и дарят богатства всему человечеству, избавляя их от неудач и болезней;
  • за жертвенные обряды и молитвы в индуизме отвечает Брихаспати, он один из наваграх, так называемый «господин речи»;
  • Бхагой зовут одного из Адитьев, он воплощает собой счастье, достаток и клады, распределяет эти дары между разными людьми, приносит удачу;
  • Веруну почитают за верховного хранителя справедливости и судейских дел, в его подчинении находятся мировые воды, он – один из «вседержателей»;
  • Вестошпати;
  • Вач является богиней речи в мифах Индии;
  • за воздушное пространство и ветер отвечает Ваю (отец Марутов);
  • мастером, обладающим божественным даром, признан Вишвакарман (творец Вселенной);
  • ведические божества – Вишведевы;
  • так же как Брахму и Шиву в мифологии индусов почитают Вишну, он один из богов Тримурти, состоящего в триаде богов; Вишну охраняет мироздание;
  • Дадхикра;
  • в группе Адитьев, согласно мифам ведов и индусов, есть еще бог Дакша;
  • за дневное небо по ведам отвечает Дьяус, который является мужем Притхиви, отцом Ушаса, Ашвиновы, Агни, адитьев, марутов, ангирасов;
  • властелином Сварги является Индра (это райское место, в котором нет смерти, а есть радость от ментальной и физической жизни); Сварги отвечает за свет, молнии, дождь, потоки рек и войну;
  • Манью;
  • ведическая и индуистская мифология упоминает богов Марутов, которые повелевают бурей, ветром, громом и молниями;
  • еще одна группа богов – Махараджики;
  • за дружественность, договор, согласие и солнечный свет отвечает Митра (индоиранское божество);
  • бог грозовых туч и ливней – Параджанья;
  • настоящее олицетворение Земли в Древней Индии – Притхиви;
  • по легенде Вселенную создали из тела Пуруши, согласно индуистским мифам;
  • с энергией солнца, плодородием и дорогой связан бог Пушан;
  • на Рибхе по ведам лежат заботы о плодородии и богатстве;
  • ведический бог Рудра управляет грозами, охотой, ветрами, бурями и связан со смертью; он олицетворяет собой гневливость и ярость, а также исцеление;
  • к Рудрам относится группа существ, наделенных божественной энергией;
  • одиннадцать гимнов посвятили веды солнечному Савитару;
  • за мудрость, знание, искусство, красоту и красноречие в индуизме отвечает Сарасвати; эта богиня помогала Брахме создавать Вселенную; она же стала творцом Брачного чертога, служащего для спасения и блаженства; ее изначально почитали за речную богиню;
  • бог Сома назван в честь ритуального напитка, который употребляли индоиранцы, веды и древние персы;
  • божественное существо Сурья, взаимосвязанное с солнцем в индуистских мифах;
  • конь из небесной конницы Ригведы – Таркшья;
  • еще одна группа божественных созданий – Тушитов;
  • олицетворение зари – Ушас, по ведической мифологии;
  • индуистский бог Яма, который отказался от собственного бессмертия и совершил самопожертвование, ставшее основой появления мира и людей; его называют «Владыкой преисподни», «Миродержцем юга», «Царем смерти и справедливости»;
  • Арьямана почитают как хранителя Ариев, следящего за прочностью их союзов; под его покровительством находятся браки, гостеприимство, путешествия, ритуалы арийцев, подарки и подношения; в поздних текстах Арьяман упоминается во взаимосвязи с покинувшими этот мир предками.

Аватары Вишну

Известны десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего аватаров Вишну существует порядка тридцати.

  1. Матсья.
  2. Курма – Вишну представлен в виде черепахи.
  3. Вараха – вепрь, спасший нашу планету и все человечество.
  4. Нарасимха изображается в виде ужасающего, свирепого человека-льва.
  5. Вамана является воплощением Вишну на земле в виде карлика-брахмана, согласно индуизму.
  6. Бородатый двурукий мужчина с луком и топором – Парашурама.
  7. Рама – один из главных аватаров, ставших позднее независимым объектом в индуистских мифах. С его именем связана собственная мифология.
  8. Кришна и Баларама. Кришну обычно рассматривают в качестве полной манифестации Вишну.
  9. Образ Будды представлен в мифологии в виде соблазнителя всех тех, кто слаб в своей вере и готов отказаться от религиозных обрядов. Без почитания вед, людей может под действием аватара Будды постигнуть погибель.
  10. Калки – на санскр. «белый конь».