Тибетская медицина

Содержание

Суть и методы лечения в тибетской медицине Чжуд-ши

Традиционная тибетская медицина существует уже 15 веков, ее развитие и совершенствование происходит под глубоким воздействием буддизма. И это влияет на то, что медицина Тибета заботится не только об общем оздоровлении тела, но и о гармонии телесного и духовного. Тибетская медицина Чжуд-ши – это один из фундаментальных трудов восточных лекарей. Тибетские ламы назвали врачебную науку так емко и так загадочно (ведь переводится это как «четыре основы»), и много столетий уже другие поколения пытаются понять и разгадать мудрость древних врачевателей.

О том, почему сегодня так популярна тибетская медицина, о важности правильного питания и грамотного выбора лекарства, об особенностях нетрадиционного лечения, читайте далее.

В чем популярность тибетской медицины?

Современный человек ищет лечение, которое его не только в буквальном смысле поставит на ноги, избавит от диагнозов и связанных с ними проблем, но и придаст сил, эмоционально успокоит. Тибетская медицина направлена на стимуляцию внутренних сил и собственной энергии организма. Это то, что сегодня принято называть мягким воздействием. Тибетская медицина – лечение без грубого вмешательства, постепенное, плавное, но эффективное воздействие.

Классическая медицина не только не отрицает методы восточной медицины, но и готова их изучать и применять

Восточные медицинские традиции не обещают быстрых результатов. Вам не дадут таблетку, которая тут же снимет боль или заставит приглушить симптомы. Но лекари помогут найти причину недуга, предупредить его прогрессирование.

Классический подход тибетской медицины это:

  • Внутренний метод – прежде всего, это изменение питания. Продукты человек (по подсказке врача) выбирает в зависимости от того, какая система испытывает проблемы. Учитывается здесь и совместимость продуктов, и, бесспорно, умеренность в еде. Относится к внутреннему методу и фитотерапия. Все лекарства основаны на натуральных компонентах, пропорции которых выверены математически.
  • Внешний метод. Это рефлексотерапия и физиотерапия. В первом случае специалист воздействует на биологически активные точки (иглами, точечным массажем, моксотерапией). Физиотерапия предполагает вакуумный и лечебный массаж, стоун-терапию и т.д.

Наиболее эффективна тибетская медицина, по мнению экспертов, в лечении неврозов, депрессии, тревожности. Может помочь она и в похудении. Лечат с ее помощью астму, суставные патологии, межпозвоночные грыжи и т.д.

Стоит отметить, что классическая медицина не отрицает такого лечения, но считает, что следует и дальше изучать тибетские методы, пытаясь дать им научное обоснование. И, конечно, доказательная медицина рекомендует не отказываться от классического лечения, когда действенной альтернативы ему нет.

О тайнах и секретах тибетской медицины, вы узнаете из представленного документального фильма.

Что такое Чжуд-ши?

Так называют знаменитый трактат, который можно назвать настольной книгой тибетского врача. Чжуд-ши сегодня это и название клиники, которая предлагает лечиться тибетскими методами. Интересно, что полезным этот труд будет и для того, кто лечит, и для того, кто лечится. Можно сказать, что эта книга рассказывает о том, как сохранить здоровье.

В ней описывается сезонное питание, подбор методик оздоровления. И зависят они от пола и возраста, от конституции тела, от причин, которые вызывают болезнь.

Много споров ходит относительно авторства трактата. Есть мнение, что этот труд – не более чем компиляция китайских и индийских медицинских источников. Но говорить так не совсем правильно. Безусловно, эти выкладки в трактате есть, но мощной его частью является и народная тибетская медицина. В ней описано использование тех лекарственных средств, которые растут именно в Тибете, описаны и диеты, аналогов которых нельзя встретить более нигде.

В наши дни уникальный трактат является не просто артефактом. Например, на факультете тибетской медицины Лхасского университета авторитетным считается учебник, который является адаптацией «Чжуд-ши». Книгу эту дополняет раздел современной анатомии с грамотными рисунками. Это значит, что трактат не просто стал частью тибетской культуры, он внимательно изучается современными медиками, к нему проявляют интерес и представители официальной медицины.

Правильный образ жизни

Главное и основополагающее правило тибетской медицины – избегание неподходящего питания и поведения. И все они, в принципе, знакомы большинству людей.

Тибетская медицина неотделима от философии буддизма

Для здоровья и долголетия нужно:

  • воздерживаться от алкоголя;
  • не бывать подолгу на солнце;
  • не переохлаждаться;
  • не носить одежду не по сезону и не по погоде;
  • не говорить то, что разрушает нас и окружающее (не лгать, не сплетничать, не сквернословить, не болтать попусту);
  • избегать неблагоприятных последствий мысли – алчности, ревности, зависти и т.д.;
  • умеренно пользоваться органами чувств (не перенапрягать, но и не лишать работы);
  • избегать опасных ситуаций;
  • не заменять ночной сон дневным и т.д.

Таких предписаний очень много, вместе они выстраиваются в стройную и понятную систему.

В основе тибетской медицины – 4 истины буддизма. Первая говорит о том, что в жизни спутником человеком неминуемо будут страдания от болезней. Вторая истина – причина этих телесных недугов в неблагоприятных состояниях сознания. Третья истина – чтобы преодолеть болезнь, нужно победить эти неблагоприятные состояния сознания. Наконец, четвертая истина – человеку нужна нравственная установка, которая реализуется рядом методов.

Человек должен определенным образом питаться, правильно выстраивать образ жизни, грамотно выбирать лекарства и знать 5 методов нелекарственной терапии.

Правильное питание

Тибетская медицина секреты правильного питания не скрывает, а подробно поясняет, что, кому и как нужно есть. И именно питанием она предлагает лечить хронические заболевания.

Отношение к пище на Востоке основывается на древних учениях

Основные принципы питания:

  1. Ориентация на время года. Зимой есть стоит больше, чем летом. Летом норма питания значительно урезается, осенью и весной просто сокращается. Зимой и в дождливую погоду еда должна быть, главным образом, согревающей, летом и в теплое время – нейтральной или охлаждающей. Весной имеет смысл есть грубую и сухую пищу.
  2. Знать меру. Тяжелой пищи нужно съедать вдвое меньше, чем легкой. Нельзя есть, прежде чем не переварилась еда предыдущей трапезы. Тибетские лекари считали, что после еды половина желудка должна быть наполнена основной едой, четверть – жидкость, а еще одна четверть должна оставаться пустой.
  3. Не есть несовместимое. Например, нельзя сочетать в одной трапезе рыбу и мясо, свинину и гречку, фрукты и молоко. Яйца не должны сочетаться с молочными продуктами, рыба с молоком и т.д.
  4. Есть только свежее. Если говорить кратко, готовьте на один раз, не заполняйте холодильник готовой пищей. Не ешьте перезрелое, недозрелое, пережаренное и т.д.
  5. 4 часа перерыв. Между приемами пищи не должно быть менее 4 часов. Можно в этот промежуток только пить.
  6. Есть разную еду в разное время суток. Например, завтрак должен быть питательным, достаточно калорийным. Оптимальные пропорции – завтра 40% всего рациона, обед – 35%, ужин – 25%.
  7. Нет вегетарианству. В тибетской медицине мясо является важной частью рациона, и отказ от него не приветствуется.

Очевидно, что питаться так не сложно, и что многие современные диеты, ПП, рекомендации популярных диетологов строятся на постулатах тибетских врачевателей.

Лекарства

Тибетские лекарства – это классические травяные пилюли, которые отличает четкая сбалансированность ингредиентов. Тибетская медицина, рецепты пилюль созданы на основе рекомендаций лам. Те же делают пилюли по древнетибетским трактатам. Можно сказать, что качество этих рецептов проверено столетиями.

В современном тибетском врачевании используется от полутора до пяти тысяч видов целебных растений. Строго отслеживается технология сбора, сушки, хранения растительного сырья. Важно не только угадать с сезоном, но и с определенным днем лунного месяца (ориентация на тибетский астрологический календарь). Важно даже, на южной или на северной стороне горы растет будущее лекарство.

Примеры тибетских лечебных средств:

  • Агар 35 – лечит сердечнососудистую систему, гипертонию, успокаивает ЦНС, улучшает память, восстанавливает жизненную энергию;
  • Гаруда 5 – натуральный антибиотик, который справляется с разными инфекциями, воспалениями, болью (очищает организм от паразитов, помогает при гайморитах и фронтитах);
  • Солнечная мандала 7 – помогает при задержке мочи, мочевыделительных недугах, отеках, подагре, суставных болях;
  • Сверция 8 — способствует выздоровлению при патологиях желчи, лихорадке, нервном возбуждении, тошноте, вялости и сонливости;
  • Ревень 5 – в домашних условиях лечит болезни женской репродуктивной системы, прочищает овокулярные каналы, помогает преодолеть бесплодие.

И такие травяные комплексы имеют разное назначение – одни помогают побороть геморрой, другие – восстанавливают печень и способствуют лечению алкоголизма, третьи – лечат псориаз и т.д. При болезнях позвоночника, щитовидной железы, для общей чистки организма используются тибетские рецепты. А достичь большей эффективности лечения помогают особые процедуры.

Лечебные процедуры

Холодные и горячие компрессы, ванны, массаж, втирание – все это физические действия, лечебные процедуры, не требующие применения лекарства внутрь.

В составе комплексной терапии используются следующие процедуры:

  • Иглорефлексотерапия – важный и эффективный способ регуляции энергосистемы человека. В его тело вводятся особые иглы, они проникают в специальные точки на теле. Так происходит стимуляция самоисцеления.
  • Глубокий точечный массаж – это синтез приемов рефлекторного и механического воздействия (вибрация и давление), которые применяет специалист вручную.
  • Моксотерапия – это прижигание или прогревание специальными лечебными сигарами, прессованным углем.
  • Стоун-терапия – лечение камнями, массаж природными камнями. Такая терапия активизирует обменные процессы, восстанавливает нормальную работу внутренних органов.
  • Гирудотерапия – врачевание с использованием медицинских пиявок.
  • Мануальная терапия – комплекс действий, помогающих восстановиться опорно-двигательному аппарату человека.

Если вы попадаете в современную клинику тибетской медицины, вам предложат лечебно-оздоровительную программу. Она основана на четырех традиционных методах восточного врачевания. Это изменение образа жизни, питания, фитотерапия и сами лечебные процедуры.

Четыре традиционных метода восточного врачевания: изменение образа жизни, питания, фитотерапия и лечебные процедуры.

Тибетская медицина занимается очищением организма, общим оздоровлением, диагностикой, предлагает клиентам клиник индивидуальный подход. Но так как такое лечение нельзя назвать дешевым, нужно строго отслеживать, кто вас лечит. Это должно быть лицензированное учреждение, а его работники должны иметь классическое медицинское образование. И только имея диплом медвуза можно проходить дополнительное обучение, перепрофилирующее медицинского работника в отрасль восточной медицины.

Рекомендуем посмотреть видео, где врач восточной медицины Жимба Данзанов подробно рассказывает о процедуре иглоукалывания.

Сколько длится лечение по системе Чжуд-ши?

Длительность лечения всегда индивидуальна. Зависит она, прежде всего, от чувствительности пациента, особенностей его организма. Например, проходя курс иглорефлексотерапия, уже третья процедура будет определяющей: если положительной динамики нет, нужно подбирать другой метод лечения.

В целом же успех терапии зависит от особенностей организма человека, от того, соблюдает ли он все рекомендации врача. Травяные сборы нужно пить по графику, пропускать процедуры нельзя, нарушать условия нового, скорректированного типа питания тоже нельзя.

Так как в тибетской медицине человек рассматривается как микрокосм, врач лечит не только его тело, но и его дух, разум. Потому невозможно заняться лечением суставов в тибетской медицине, если пациент скептически относится к методу терапии, если не верит в него, не хочет менять образа жизни и питания. Во всем прослеживается четкая взаимосвязь.

Чжуд-ши клиника, к примеру, может совмещаться с традиционным лечением: одно другому не мешает. Но ваш врач должен знать, какие тибетские препараты вы употребляете. Если же вы пришли в клинику с целью омоложения, борьбы с курением или лишним весом, тоже будьте готовы к серьезной работе над собой. А это и ритм жизни, и питание, и мысли, и режим.

Отзывы

Отзывы о тибетской медицине многочисленны, в каждом случае это чей-то индивидуальный опыт. Он зависит от начального запроса пациента, от его готовности меняться, от уровня специалистов, которые с ним работали.

Елена Бережкова: Аутентичная тибетская медицина, Чжуд-ши – это очень интересное древнее направление. Но любой врач, который ею занимается, скажет вам, что все подряд она не лечит. Например, сложную грыжу моей маме клиника тибетской медицины не вылечила, пришлось делать операцию. А вот мое аутоиммунное заболевание прошло, и думаю, курс в клинике этому очень поспособствовал.

Виктория: Я лечила остеохондроз и европейской медициной, и тибетской. В итоге могу сказать, помог преодолеть эти боли мне обычный курс ЛФК. Я стала жить в режиме ежедневной физкультуры, и справилась. А вот восстановиться от кучи бесполезных уколов с обезболивающим помогла тибетская медицина. «Почиститалась», наладила питание, научилась прислушиваться к своему телу я именно там.

Илья: Медленно, системно, безопасно – так мне сказал знакомый врач о тибетской медицине. Считаю, что серьезные болезни лечить там нельзя, время уйдет. Но разные там хондрозы, боли в спине, неврозы можно и результат будет хорошим. Хотя цены, конечно, кусаются.

Более полную информацию об иглоукалывания вы сможете получить после прочтения данного обзора: «Лечение иглоукалыванием: польза и вред, особенности терапии, отзывы».

Тибетская медицина – не панацея. И она не претендует на свое превосходство. Для многих людей это способ лучше узнать свое тело, избавиться от эмоционального напряжения, подлечить хронические недуги, взбодриться, наполниться энергией. Но при таком приятном и расслабленном лечение не забывайте о стандартной диспансеризации, своевременной сдаче анализов и т.д.

Автор статьи Катерина Иванова: «Еще во время учебы в ВУЗе я увлеклась научно-исследовательской работой в области медицинской психологии. И уже 15 лет тема ЗОЖ интересует меня и как исследователя, и как сторонника здорового образа жизни. Фитотерапия, правильное питание (но не диеты!), физические нагрузки (ЛФК, кардио-тренировки, фитнес), забота о психологическом здоровье, активный отдых – это то, что есть в моей жизни».

Статью прочитали: 220

Что это? Как она работает? В каких случаях она нужна? — отвечаем на самые частые вопросы о тибетской медицине

Многие слышали, как троюродного брата четвероюродной сестры дяди Коли спасла тибетская медицина от ужасающей болезни… Но все-таки, в каких случаях она необходима? Чем она отличается от любой другой медицины и как она работает? В этой статье мы ответим на основные вопросы, которые возникают у людей.

Тибетская медицина — что это?

Тибетская медицина представляет собой уникальную систему врачевания, которая насчитывает более 2000 лет. Она сформировалась в результате накопления и совершенствования опыта китайской, древнеиндийской и арабской медицины.

Тибетская медицина рассматривает наш организм как единую систему трех жизненных начал (конституции/доша):

  • Ветер отвечает за нервную систему
  • Слизь отвечает за лимфатическую и эндокринную систему
  • Желчь отвечает за пищеварительную систему

У большинства людей доминирует одно из начал и оказывается более ярко выраженной. В зависимости от этого люди делятся на типы: человек Слизь, человек Желчь, человек Ветер. Определить свою конституцию вы можете благодаря нашему тесту, который находится ниже.

И согласно учению, когда одна из трех жизненных начал начинает больше доминировать, зарождаются болезни в организме. Поэтому основная задача тибетологов привести их к равновесию.

Чем тибетская медицина отличается от западной?

  1. Тибетская медицина лечит причину заболевания, а не только ее последствия
  2. Если западная медицина сконцентрирована на конкретном органе, то тибетская берет весь организм в совокупности
  3. Тибетологи лечат безоперационным путем, воздействуя на биологически активные точки, используя фитотерапию, прогревание, мануальную терапию, массаж и др.

Чем тибетская медицина отличается от народной?

  1. Народная медицина только облегчает симптомы, а не выявляет причины болезни
  2. Тибетская медицина представляет собой научную систему знаний. В то время как рецепты народной медицины просто передаются из уст в уста.
  3. Тибетолги опираются на использование биоактивных точек и воздействие на них тем или иным способом.

Какие болезни чаще всего излечивает тибетская медицина?

Тибетская медицина хорошо помогает людям с болезнями опорно-двигательной системы: артроз, артрит, радикулит, межпозвонковые грыжи и другие.

Также хорошо лечатся бронхиальная астма, гипертония, болезни сердца, нервной системы, органов кровообращения. Много случаев, когда излечивали миому без операции, эндометриоз, поликистоз и другие болезни женской половой сферы.

Тибетская медицина особенно эффективна при хронических нарушениях, таких как нарушения пищеварительной системы, ревматизм, артрит и хроническая болезнь печени.

Как происходит лечение?

Тибетская медицина практикует четыре способа лечения:

  • корректировка питания,
  • исправление образа жизни,
  • курс различных процедур,
  • прием фитопрепаратов.

Тибетолог проверяет работу органов и выявляет, какие биологически активные точки нуждаются в воздействии. Воздействие происходит тремя путями: сильным нажатием, иглоукалыванием и моксами (прижигание). Моксы отлично справляются с легочными заболеваниями и астмой.

Лекарства, которые используют тибетские врачи, изготовлены из растений, растущих чаще всего в Гималаях.

Когда собирают травы, в учет идет сезонность и местность произрастания. При изготовлении ингредиенты растирают до состояния мельчайшей пыли. Как уверены тибетологи, только в этом случае появляются межмолекулярные связи, которые в совокупности обладают лечебным свойством.

Сколько нужно времени?

Каждый человек от природы имеет склонность к тем или иным заболеваниям. Это зависит от того, какая из трех регулирующих систем у него доминирует. Заболевания возникают из-за дисбаланса. Специалист тибетской медицины определяет, какая именно система разбалансировалась и устраняет первую причину болезни.

Лечение может составлять 10–15 процедур. При грыже, например, нужно сделать несколько курсов (с полугодовым перерывом). Есть проблемы, которые решаются и за один сеанс. Например, защемление нерва.

Курс фитотерапии обычно составляет 21 день, но количество и длительность курсов определяет тибетский специалист.

Тибетская медицина и питание.

В тибетской медицине питание играет значительную роль в нашем здоровье, а плохое пищеварение является причиной многих видов болезней.

Поэтому мы даем вам 5 простых советов правильного питания от Ямпил Багши, доктора буддийской философии и тибетской медицины из тибетского центра “Будда медицины”:

  1. Принимать пищу в одно и то же время
  2. Соблюдайте пропорции при приеме пищи (во время еды 2/4 желудка наполнять едой, ¼ водой и ¼ оставлять пустой для облегчения пищеварения)
  3. Пейте кипяченую воду — стакан теплой кипяченой воды полезно выпивать утром перед завтраком для очищения пищеварительной системы
  4. Ваш завтрак должен быть богатым белками, ваш обед должен быть максимально питательным и легкий ужин минимум за 3 часа перед сном
  5. Ешьте в зависимости от сезона и климата, например, больше говяжьего мяса зимой, а овощи и фрукты осенью и весной

А теперь, чтобы узнать вашу коституцию, пройдите здесь тест:

>Читать онлайн «Чжуд-ши. Основы тибетской медицины»

Автор Юток Гонпо

ББК 53.59 457

Ч 57 Чжуд-ши. Основы тибетской медицины. — СПб.: «Невский проспект», 1999. — 156 с. (Классика естественной медицины.)

ISBN 5-8378-0020-4

В чем секрет долголетия тибетцев? Может быть, в том, что они жили и живут, не теряя связи с Природой?

Знаменитый трактат «Чжуд-ши» — это не просто «справочник лечащего врача», хотя и является со второй половины XII века основным пособием тибетских врачевателей. Он полезен не только тем, кто лечит, но и тем, кто лечится, и особенно тем, кто собирается оставаться здоровым всю жизнь.

Сезонное питание, выбор своих, индивидуальных методик оздоровления в зависимости от конституции, возраста, образа жизни и причин, вызывающих болезни.

Сохранить здоровье — это настоящее искусство, которому учит трактат «Чжуд-ши».

ISBN 5-8378-0020-4

© Издательство

«Невский проспект», 1999

От редакции

Знания, которыми обладали народы Древней Индии, Китая, Монголии, Тибета, сосредоточились в одной яркой точке, которая в течение тысячелетий освещала путь всей тибетской врачебной науке. Этой точкой был и остается древнетибетский медицинский трактат «Чжуд-ши» — свод тайных устных наставлений, передававшихся от учителя к ученику.

Если мы позволим себе сравнить наш организм с компьютером, то по изначальному замыслу «Чжуд-ши» был создан как руководство для опытных «программистов», для врачей, профессионально изучающих человеческое тело и то, как природные процессы — жара, холод, влага — действуют на него, выводя из равновесия и вызывая болезни.

Сейчас перед вами книга, в которую из всего огромного, многопланового трактата вошли только те главы, которые могут пригодиться нам с вами, обычным «пользователям», которые стремятся получше узнать свой «компьютер» и научиться эксплуатировать его по возможности грамотно.

Из огромного количества тем, которые вмещает в себя вышеупомянутый трактат, нами были выбраны только те, которые касаются поддержания здоровья, предотвращения болезней и достижения долголетия, то есть все то, что должен знать о себе каждый уважающий свое здоровье человек, чтобы не пришлось ему «чинить» свой «компьютер» от серьезных повреждений.

Вы узнаете о том, как «подстроить» свой образ жизни под сезоны года, об особенностях такого «сезонного» образа жизни. Поймете, что все люди делятся на определенные типы — конституции «ветра», «слизи», «желчи» или их сочетания, которые отражаются во внешности и поведении, и сможете определить свой тип. Обратите особое внимание на описание этих типов, чтобы, опираясь на них, использовать знания и рекомендации древних медиков. Ведь для каждого типа конституции «Чжуд-ши» предлагает свой, индивидуальный режим питания и рекомендует продукты, режим сна, режим половой жизни, способы лечения, образ жизни.

Из раздела, предназначенного для «программистов», то есть профессиональных врачей, мы решили оставить все, что касается причин возникновения болезней, некоторые приемы диагностики и лечебные рекомендации.

Знакомство с трактатом «Чжуд-ши» станет откровением для многих интересующихся проблемами оздоровления людей. Но некоторые рекомендации из тех, что вы найдете здесь, уже знакомы нашим читателям по книгам известных авторов. Например, Г. П. Малахов в своей системе использовал тибетский солнечно-лунный календарь как основу, на которой строится биоритмология оздоровления организма.

Теперь у вас есть возможность не только ознакомиться с первоисточником, но и применить эти древние знания на практике. Надеемся, что этот уникальный трактат поможет вам лучше понять собственный организм, уберечься от болезней и достигнуть долголетия.

Вступление

Тибет… Может быть, это самая загадочная страна в мире. Много веков Тибет хранил свои тайны, настороженно противясь проявлениям «детского» любопытства Европы. Но XX век не признает тайн, и постепенно перед удивленным взором европейцев раскрылся удивительный мир буддийского государства с его философией, наукой, искусством… Стали известны уникальные системы восточной медицины, где человек представлялся не как механическое существо, у которого изредка выходят из строя некоторые детали, требующие починки, а как малая частица огромной вселенной — микрокосм, в котором отражены, как в капле воды, — океан, все принципы и законы мироздания. Здоровье человека — не просто удобное для жизни состояние, но проявление высшей гармонии и совершенства этого мира. Не случайно все восточные медицинские системы так тесно связаны с философией и религией.

Тибетская медицина занимает в ряду восточных медицинских систем особое место. Так сложилась история этого государства, что здесь соприкоснулись две древнейшие культуры — Индии и Китая. Тибетские врачи не только восприняли эти две медицинские традиции, но смогли интегрировать их в единую медицинскую систему, развив и обогатив ее собственным практическим опытом, соотнеся ее с географическими и климатическими особенностями своей страны. Тибетская медицина — это своеобразная, не сводимая ни к одному из своих источников система, которой доверяют миллионы людей. Тысячелетиями ее услугами пользовались не только тибетцы, но и жители Индии, северо-западной части Китая, Монголии, юго-восточной части Туркестана, бурятских и калмыцких степей.

Во второй половине XIX века через Бурятию и Калмыкию тибетская медицина проникла в Россию, к помощи тибетских лекарей прибегали многие знатные особы, включая лиц царской фамилии. В конце XIX века появился первый перевод на русский язык знаменитого медицинского трактата «Чжуд-щи», сделанный Жамсараном (Петром Александровичем) Бадмаевым*. В XX веке началось систематическое изучение тибетской медицинской системы российскими учеными-медиками, над этими проблемами работали целые отделения научных институтов. Результатом этой работы стал новый перевод «Чжуд-ши», а также ряд монографий и статей, посвященных разным аспектам тибетской медицины.

Но не только медикам интересны древние тибетские тексты. Сам автор великого медицинского сочинения, понимая это, обращался не только к врачам:

«О друзья, тот, кто хочет жить не болея, пусть учит наставления по врачеванию! Кто хочет долголетия, пусть учит наставления по врачеванию! Кто хочет быть богатым, счастливым, пусть учит наставления по врачеванию! Кто хочет избавлять от страданий других, кто хочет вознестись над головами, пусть учит наставления по врачеванию!»

* О Бадмаеве П. А. см. Приложение II.

Часть I

ОСНОВЫ

ТИБЕТСКОЙ

МЕДИЦИНЫ

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ «ЧЖУД-ШИ»

Полный свод знаний по тибетской медицине содержится в четырехтомном трактате, записанном Ютог-ба Йондан-гонпо*. Трактат имеет название «Сердце (экстракт) амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений».

Амрита — нектар, эликсир; мифический напиток бессмертия, добытый богами и асурами при пах-тании молочного океана; в переносном значении синоним слова «медицина». Восемь членов медицины — болезни тела, детские болезни, женские болезни, болезни от демонов, раны, отравления, старость, половое бессилие.

Этимология слова «тантра» имеет различные толкования. В Вайдурья-онбо сделана попытка объяснить значение слова с медицинской точки зрения. Оно разделено на два корня: «тану» — тело и «трая» — защита. Применительно к текстам это слово указывает на сокровенный характер их содержания, необходимость знакомства с устной традицией комментирования, которая передается непосредственно от учителя к ученику.

Повествование здесь ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее, его «медицинской ипостаси»

*О Ютог-ба Йондан-гонпо см. Приложение I.

Бхайшаджья-гуру (Верховного медика). Бхайшаджья-гуру восседает на престоле в середине дворца, расположенного в городе Лта-на-сдуг (Прекрасный на вид). Дворец украшен лекарственными драгоценными камнями разных видов, усмиряющими 404 болезни. Слушателями, окружающими Учителя четырьмя кругами со всех сторон, являются различные боги, риши и последователи буддизма.

Однако сам Будда не принимает участия в процессе изложения, перед каждой тантрой он погружается в состояние самадхи (полного сосредоточения) и выходит из него после завершения тантры. Как только Будда входит в самадхи, из его тела вырывается луч сотен и тысяч разных цветов, распространяется по десяти сторонам света и очищает все живые существа от скверны, грехов и болезней. Затем Будда эманирует из себя риши, представляющих его личность в разных аспектах. Постоянным действующим лицом является риши Маносиджи — персонификация языка Будды, который и задает Верховному медику вопросы. Отвечают на эти вопросы остальные четверо риши, которые появляются из разных частей тела Будды и рассказывают по одной тантре. Поэтому трактат состоит из четырех томов и кратко называется «Чжуд-ши», что означает «Четыре тантры».

Как тело человека —

высшее из всех шести видов рождений —

содержать в здоровье, лечить при болезнях,

чтобы оно жило долго, преуспевая в светских

и религиозных делах,

кратко расскажу… —

говорит риши Видьяджняна, воплощение Будды.

ГЛАВЫ О ЗДОРОВЬЕ

И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ,

О БОЛЕЗНЯХ, ИХ ПРИЧИНАХ И ЛЕЧЕНИИ

В «Чжуд-ши», так же как в большинстве восточных медицинских систем, первостепенное внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, а также проблемам сохранения и поддержания здоровья.

Тибетские врачи дают человеку множество советов и рекомендаций, которые помогут сохранить зд …

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема здоровья всегда волновала человека. Сейчас все больше людей интересуются правильным питанием и спортом. Тибетским ламам есть, что предложить современному человеку, хотя восточная медицина немного по-другому подходит к лечению и оздоровлению.

Итак, тема нашей сегодняшней статьи – «Тибетская медицина. Типы людей — ветер, желчь, слизь». Сегодня вы сможете познакомиться с восточными методами лечения, определить, к какому типу людей по конституции вы относитесь и узнать, какие продукты питания будут наиболее полезны именно для вас.

Что же, начнем!

Основы тибетской медицины
Основные методы, применяемые в лечебной практике
Три типа людей по конституции
Как питаться
Заключение

Основы тибетской медицины

По мнению ученых-тибетологов, возраст тибетской медицины насчитывает порядка 8000 лет, а это значит, что появилась она ещё в каменном веке, в период неолита.

Накопленные в области практической медицины знания являются результатом кропотливой работы местных врачей – эмчи-лам.

Первоначально развитие медицины основывалось на наблюдениях за поведением животных и природными явлениями.

Например, раненые животные лечились определёнными травами. Древние тибетцы подмечали это, применяли на практике и, после успешного излечения людей, вносили в арсенал лечебных препаратов.

Животные помогли им найти таким образом около 25 лечебных растений, которые способствовали заживлению ран, сращиванию переломов и исцелению от других болезней.

Что касается природных явлений, были открыты лечебные свойства горячих минеральных источников. В месте их образования осаждались различные минералы. Они определяли специфику лечебного воздействия.

Целебные свойства разных источников были неодинаковы. Опытным путём было определено, от какой болезни помогает вода каждого из них. Иногда пользу той или иной субстанции подсказывала развитая интуиция, или это открывалось во время медитации.

Китайская и индийская медицина стали взаимодействовать с тибетской около 3000 лет назад. До сих пор ведутся споры о том, чьё влияние первично. «Бум ши» — это первый документальный источник из Тибета, в котором содержатся полные знания по тибетской медицине, включая лечение мантрами.

Тибетская медицина берёт за основу положение, что человеческое тело состоит из пяти элементов:

  • земля,
  • вода,
  • воздух,
  • огонь,
  • пространство (эфир).

Сочетания этих первоэлементов образуют три жизненных начала:

  • ветер (воздух и эфир);
  • желчь (огонь и вода);
  • слизь (вода и земля).

Дисбаланс любого из элементов приводит к проблемам с определённым органом тела.

Например, если нарушилось соотношение земли и воды, то нужно применять лечебные процедуры, воздействуя на голову. От элемента огня зависит туловище, на таз влияет элемент воздуха.

Жизненные начала «отвечают» за определённые системы организма.

Ветер — за нервную систему. В теле с ним связаны такие органы:

  • голова,
  • горло,
  • плечи,
  • грудь,
  • сердце,
  • брюшная полость,
  • локти,
  • толстый кишечник,
  • кости таза,
  • запястья,
  • бедра,
  • колени,
  • лодыжки.

При нарушении элемента воздух их согревают руками.

Другие места тела связаны с желчью или слизью. В целом, слизь влияет на состояние лимфатической системы, а желчь – дыхательной и кровеносной.

Болезнь возникает при нарушении соотношения этих трёх жизненных начал и пяти элементов. При лечении стремятся их уравновесить. Полное такое равновесие и называется словом «здоровье».

Чтобы установить этот баланс, нужно понимать причину его нарушения. Тибетцы верят, что тайны всех проблем и болезней кроются в уме.

Второстепенными причинами являются неправильное питание, образ жизни и другие факторы.

Основные методы, применяемые в лечебной практике

Тибетский врач определяет, прежде всего, энергетический уровень человека. Зная его, он выбирает один из четырёх основных методов или их комбинацию для лечения:

  1. Коррекция диеты.
  2. Рекомендации по изменению поведения и жизненного уклада.
  3. Применение лекарств из трав, животных компонентов, минералов.
  4. Внешние процедуры для тела: иглоукалывание, прогревание горящими моксами, массаж Ку Нье и другие.

Отдельной статьи заслуживает лечение различными металлами, драгоценными камнями, павлиньими перьями, применение в процессе исцеления мантр и астрологии. Например, ношение золота способствует омоложению организма.

Определённые действия предпринимаются и для оздоровления среды, в которой находится человек.

Например, для очищения от вирусов помещение окуривается сжигаемыми рододендроном, можжевельником и другими растениями. Это традиционная тибетская практика Санг.

Три типа людей по конституции

Трём жизненным энергетическим началам физического тела соответствуют три типа людей: Желчь, Ветер и Слизь. Определённый вид энергии почти никогда не проявляется в чистом виде, редко встречается и сочетание всех трёх.

Большей частью в человеке присутствуют характеристики Желчи-Ветра, Слизи-Ветра и Желчи-Слизи. Одно начало в паре является доминирующим, второе проявляется слабее. Кстати, индийская медицина основывается на аналогичной системе, и в ней эти начала называются дошами и именуются так: вата (ветер), питта (желчь) и капха (слизь).

Зная свою ведущую «дошу» — можно отрегулировать проблемы со здоровьем, лишним или недостаточным весом.

Слизь

Люди конституции Слизь обычно добродушные, малоподвижные, склонны к полноте. Они имеют хороший сон, редкие перемены в настроении. Реакции их не относятся к быстрым. Такие люди часто бывают склонны к отёкам.

Желчь

Люди типа Желчь крайне не уравновешенны. Им нелегко справиться со своей раздражительностью и агрессивностью. Настроение у таких людей быстро меняется, сон их тоже неспокойный.

У них есть склонность к инфарктам, повышению давления, проблемам с печенью. Эмоции управляют людьми с конституцией Желчь.

Ветер

Представители доши Ветер легки на подъём, жизнерадостны, впечатлительны. Они хорошо владеют мимикой и жестами, быстро теряют вес и энергию, которая так же быстро потом восстанавливается. А вот набрать вес им затруднительно.

Люди-Ветер быстро на всё реагируют, но невыносливы. Они имеют сухую кожу и волосы, их могут мучать запоры, невралгии и болии в суставах различной локализации.

С ними также могут случаться судороги. Пищеварительный тракт – это их слабое место.

Дисбаланс дош

Как только баланс трёх жизненных энергий у любого человека нарушается – жди неприятностей. А нарушиться этот баланс может из-зи неправильного образа жизни и питания. Также большое влияние оказывает и образ мыслей.

Например, люди, предпочитающие есть сладкую (по тибетской классификации) пищу, накапливают слизь. Их спутниками часто являются:

  • сахарный диабет,
  • рак,
  • заболевания суставов,
  • сердечно-сосудистые заболевания,
  • зоб.

Если часто и беспорядочно употреблять несовместимые продукты, то количество слизи в теле тоже увеличится. Она закупорит сосуды, а поток энергии начнёт замедляться. Это чревато возникновением опухолей.

Тибетские врачи предостерегают, что одновременное нахождение в стрессовой ситуации и накопление слизи ведёт к онкологии.

Если же при стрессе придёт в дисбаланс желчь, то можно ждать инфаркта или инсульта.

Как питаться

Представителям типа Слизь полезны соленые, острые и кислые продукты. А вот горький и сладкий вкусы неблагоприятно сказывается на их конституции.

Уравновесить дошу им помогут:

  • продукты пчеловодства,
  • рыбные блюда,
  • мясо барана,
  • имбирный напиток,
  • лосось,
  • каши,
  • выдержанные вина.

Пищу и напитки им полезно принимать горячими, в крайнем случае, тёплыми.

В пище представителей конституции Желчь должны быть продукты с преобладанием горького, сладкого, вяжущего вкусов. Им показаны:

  • птица или говядина со свининой,
  • разные виды масла,
  • кисломолочные напитки,
  • сладко-горькие кетчупы,
  • различные виды зелени,
  • широкий ассортимент овощей,
  • добавки в виде хрена и горчицы,
  • каши,
  • мускатный орех.

Пищу и напитки лучше принимать прохладными или тёплыми.

Представители типа Ветер должны выбирать острую, сладкую, кислую и соленую пищу. Голодание – не для них, как и горечь во вкусе. Уравновесить дошу помогут:

  • масло из кунжута,
  • сладости,
  • хорошие вина,
  • мясо барана, особенно копчёности,
  • блюда из конины,
  • бульоны.

Усилить остроту блюд поможет употребление всевозможных видов лука, чеснока, перца. Из трав полезна черемша.

Следует понимать, что обозначения вкусов определённых продуктов не всегда соответствуют привычным нам. Например, мясо считается сладкой пищей, корица – солёной и т. д.

Поэтому лучше свериться со списком продуктов, принадлежащих нужной вкусовой группе, прежде чем составлять своё меню. И, конечно, лучше всего взять консультацию у врача восточной медицины — он точно определит вашу дошу и порекомендует тот тип питания, которыйподходит вам лучше всего.

В общем, следует помнить, что каждый из шести вкусов усиливает проявления одних начал и подавляет другие.

Вкус Увеличивает Уменьшает
сладкий слизь ветер, желчь
кислый желчь ветер, слизь
соленый желчь ветер, слизь
горький слизь, ветер желчь
острый желчь ветер, слизь
вяжущий слизь, ветер желчь

Друзья, всего доброго! Применяйте полученные знания, чтобы быть здоровыми, и делитесь ими в социальных сетях.

До новых встреч!

Чжудши

Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (5 в.). Основной текст — «Чжудши» («Четыре основы», также Жуд-Ши, Чжуд-Ши) — составляет предмет тибетской медицины. Текст написан по сочинениям индийских авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в теоретическом осмыслении восходит к текстам тантры и абхидхармы.

Чжудши состоит из следующих частей:

  • «Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины»),
  • «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»),
  • «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»),
  • «Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины»).

Дальнейшее развитие тибетской медицины связано с такими тибетскими медиками как Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Восемнадцатичленный» комментарий на «Чжудши», Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжудши»).

Изучение тибетской медицины

Первые сведения о тибетской медицине в Европе сообщил венгерский тибетолог А. Чома де Керёши. В России ее изучением до октябрьской революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и другие. В 1875 году в Петербурге была открыта клиника и амбулатория тибетской медицины.

В дальнейшем исследованием занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е., в Институте лекарственных растений в Москве, Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом институте, Бурятском филиале Сибирского отделения РАН.

  1. 1 2 3 Тибетская медицина // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
  2. 1 2 3 4 5 6 Огнева Е. Д. Медицина тибетская // Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. — М.: «Республика», 1992.
  3. 1 2 В. А. Базанов. Народная медицина // БСЭ.
  • Леднева И. П. О теоретических основах тибетской медицины // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2011. — № 12. — С. 14—15. — ISSN 1994–0866.
  • Mona Schrempf Soundings in Tibetan Medicine: Anthropological and Historical Perspectives. — BRILL, 2007. — 449 с. — ISBN 9789004155503
  • Exploring the mysteries of tibetan medicine // The New York Times. — January 11, 1981. (англ.)

Книги по тибетской медицине

  • Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши / Пётр Бадмаев. Репринтное воспроизведение издания «Главное руководство по врачебной науке Тибета. Жуд-Ши». СПб., 1903. — М.: Наука, 1991. — 256 с. — ISBN 9785020041343
  • Еши Донден Введение в тибетскую медицину: здоровье и равновесие. — СПб.: Уддияна, 2005. — 272 с. — ISBN 594121028X
  • Рапгэй Л. Тибетская книга целительства. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 240 с. — ISBN 9785818304671
  • Yeshi Donden. Health Through Balance: An Introduction to Tibetan Medicine. — New York: Snow Lion Publications, 1986. (англ.)
  • Чжома Дунчжи, Баяндуров С.Э. Основы Тибетской медицины» (ознакомительный курс для системы последипломного образования врачей). — М.: ФГОУ «ВУНМЦ» Росздрава, 2006. — 187 с.
  • Чжома Дунчжи, Баяндуров С.Э. «Тибетская медицина» (учебное пособие для врачей) -. — Украина Днепропетровск, 2009г. — 375 с.

Аудио

  • Dr. Donden on Tibetan Medicine // Аудиозапись лекции Еши Дондена в университете Вирджинии, 1980 год (англ.)

> См. также

  • Институт тибетской медицины и астрологии Мен-ци-кханг
  • Tibetanmedicine.com (англ.). Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 17 февраля 2012.
  • Central Council of Tibetan Medicine (англ.). Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 17 февраля 2012.
Тибет в темах
История Тибет (1912—1951) • Статус Тибета • Флаг • Герб • Международные связи
Исторические области Амдо • Кхам • У-Цанг • Историческая столица — Лхаса
География Тибетское нагорье • Климат
Административное деление Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу в КНР
Общество Население • Тибетцы • Экономика
Культура Искусство • Язык • Письмо • Литература • Музыка • Архитектура • Всемирное наследие (Потала • Джоканг • Норбулинка) • Праздники • Кухня • Традиционная медицина • Календарь и астрология
Религия Буддизм • Бон • Дзогчен • Буддийские лидеры: Далай-лама (Далай-лама XIV) • Панчен-лама • Кармапа
Политика в Тибете Движение за независимость Тибета • Зона ахимсы

Категория • _portal_•_ Портал • Проект