Тибетская медицина в Москве

Содержание

Тибетская медицина. Что важно знать!?

Когда человек устает ходить по врачам, стоять в очередях в поликлиниках, когда результаты лечения даже близко не приближаются к ожидаемым, возникает вопрос: как быть, если традиционная медицина не в силах помочь избавиться болезни?

Эта статья познакомит вас с альтернативной медициной Тибета, которая помогает людям полностью исцелить организм от болезни.

Из неё вы узнаете:

  • Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной
  • О разных подходах востока и запада в методах лечения
  • В чем отличие целей тибетской и традиционной медицины
  • Как работает медицина Тибета
  • О 3х системах, определяющих человека

Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной.

Начнем с понимания о том, что такое тибетская медицина и чем она отличается от традиционной.

На протяжении ряда столетий в тибетской медицине сформировалась колоссальная база знаний о природе человека, о его взаимодействие с окружающим миром, о том, какие факторы и как влияют на наше здоровье: будь то климат, окружающая среда, питание, образ жизни или конституция.

Этот опыт и знания позволяют исцелять больных, ставить их на ноги, балансировать и гармонизировать их состояния.

Тибетская медицина впитала в себя все знания и мудрость народов востока: Индии, Китая и самого Тибета, которые положили начало древним манускриптам. В них представлены десятки тысяч методов лечения, процедур, лекарственных трав, рецептов, позволяющих человеку восстановить и укрепить свое здоровье.

Восток и запад. Разные подходы к методам лечения.

В чем же принципиальное отличие в лечение мудрецов “Востока” и наших докторов?

Начнем с того, что рассмотрим какая ситуация сейчас в традиционной медицина. А ситуация такая, что большинство людей, в той или иной форме, имеют заболевания на хроническом уровне. Хронический тонзиллит, бронхит, артрит, гастрит и другие заболевания.

Что значит хронический?

Это значит, что когда врач ставит вам диагноз с такой пометкой, он заранее ставит крест на вашем полном выздоровлении. И все лечение сводится к тому, что оно убирает у вас симптоматику, стараясь, путем применения назначенных лекарств и процедур, увеличить длительность ремиссии, т.е. процесса, когда сильно выраженные проявления болезни отсутствуют или ослаблены.

Болезнь как была так и осталась, а с симптомами справляются лекарства, на которые подсаживается больной на всю оставшуюся жизнь.

Яркий пример – болезнь сахарного диабета. Как не крути, а традиционная медицина не может вылечить от нее, поэтому человек будет вынуждены сидеть на инсулине пожизненно и платить за него столько сколько “скажут”, потому что от этого зависит его жизнь.

Это относиться и к кардиологическим заболеваниям. Здесь, чтобы жить нужно выпивать горсти пилюль, чтобы сердце работало без сбоев.

Еще один пример – астма. Без ингалятора никуда, опасно для жизни.

И таких примеров много, когда человек становится рабом лекарств, пожизненно на них работая. Многие с этим мирятся и до скончания дней своих занимаются ежедневными ритуалами по приему лекарств, пополняя бюджеты фармкомпаний.

В традиционной медицине весь фокус внимания направлен на тело человека. Она может узнать о человеке все, о том, какие процессы сейчас происходят, из чего состоят клетки, органы, в каком месте идут воспалительные процессы, как они протекаю, скорости химических реакций и даже генетический код человека. Тело не представляет загадки, о нем традиционная медицина знает все, а вот что стало причиной заболевания, к сожалению, затрудняется ответить.

Почему так происходит? Потому что причина болезни ищется только в теле.

В тибетской медицине к вопросу о болезни подходят иначе. Ее рассматривают не только как болезнь тела, но и более высоких уровней. В ней давно подметили, что физические болезни тела совершенно точно возникают и развиваются в зависимости от психоэмоционального состояния человека. Помните пословицу о том, что “все наши болячки в голове”. Так оно и есть.

Тибетской медицине это хорошо известно, поэтому она рассматривает человека как многоуровневую систему, где болезнь может локализоваться на разных уровнях.

Почему же наши врачи, наша медицина не возьмет себе на вооружение приемы и методы восточных знаний? Тем более, что о психосоматических факторах известно довольно давно и по ним написаны десятки научных работ?

В дело в целях.

В чем причина? А причина в разных целях. У традиционной медицины нет цели исцелить пациента, это большой фармбизнес, пополняющий на сотни миллионов долларов фармацевтические компании и казну государства. Может быть поэтому нам так часто в добровольно принудительном порядке пытаются навязать различного рода прививки, инъекции и другое “добровольное” лечение?

Цель медицинских организаций является продление жизни и улучшение ее качества, а вот какими способами нам пытаются продлить жизнь и каково истинное качество жизни после такого продления, вопрос, который никого не волнует, разве что самого больного.

Зачем исцелять хронически больного человека, если это источник постоянного дохода? Ведь если вдруг все станут здоровыми, то куда денутся все эти компании, препараты, докторские диссертации, вакцины и т.д.? Они обанкротятся, а государство потеряет львиную долю своего бюджета. Невыгодно им, чтобы мы были здоровыми, ведь это их золотая жила.

В тибетской медицине задача стоит в том, чтобы исцелить больного, сделать его здоровым. И поэтому она работает не с условиями или следствиями возникновения заболевания, а с её первопричиной. Ведь смотрите, человек заболевает потому что на то есть причина.

И заболевает он не от того, что холодно или жарко, сыро или сухо, есть микробы или их нет, потму что тогда все сразу болели бы. Заболевает он потому что в одном месте и в одно время сошлись все эти условия, которые запустили процесс заболевания и на то была предрасположенность, причина.

Как работает тибетская медицина?

Перейдем к тибетской медицине и подробнее познакомимся с тем, на чем основано ее лечение.

Выше уже упоминалось о том, что все болезни возникают от нашего психоэмоционального состояния. Соответственно, чтобы искоренить болезнь, нужно понимать каким эмоциям мы более всего подвержены и как импульсы от них воздействуют на наш организм.

В тибетской медицине рассматриваются 3 основных таких импульса, которые запускают те или иные реакции нашего организма. Что это за импульсы?

На все, что происходит с нами, мы реагируем 3-мя способами. Нам либо это нравиться, либо не нравиться, либо мы к этому равнодушны. Плюс, минус, ноль.

Каждый из этих импульсов влияет на свои системы в организме, сначала влияние происходит на энергетическом уровне, через энергетические каналы организма, далее переходит на физический уровень тела.

От этого влияния возникают те или иные формы заболеваний. Если перейти на тибетскую терминологию, то все наши заболевания зависят от преобладания той или иной нашей конституции (системы).

В соответствии с указанными выше импульсами есть система “Ветра” (плюс), “Желчи” (минус) и “Слизи” (ноль).

3 системы, определяющие человека.

Система “Ветра” отвечает за все, что связанно с подвижностью внутри организма: дыхание, движение сердца, движение мысли, движение нервных импульсов. Соответственно, когда возникает этот импульс, то сразу задействуются все системы органов, связанные с этим ним.

Система “Желчи” – все что связано с желчевыводящей системой, с пищеварением, с печенью, почками. Вызванные негативные реакции нарушают работу этой системы, что приводит к соответствующим заболеваниям органов.

Система “Слизи” связана с циркуляцией и образованием жидкости в организме. Т.е. реакция “ноль” значит, что если мы не контактируем с этим миром, прячемся от него включается эта система и в организме начинает образовываться вредная слизь, содержащая токсины и шлаки и создающая благоприятную среду для микробов. Такая слизь может образовываться в слизистых оболочках пищеварительного тракта, дыхательной системы, в полостях носа, в суставах.

Таким образом от преобладание той или иной системы или конституции у разных людей возникают предрасположенности к разного рода заболеваниям.

Для того, чтобы быть здоровым нужно держать уровень ветра, желчи и слизи на одном уровне, в балансе. И задачей тибетской медицины как раз и является поддержание этого баланса. Здоровье – это баланс 3-х систем.

В балансировании этих систем тибетская медицина достигла большого успеха. За долгие годы практик были выявлены все условия, которые раскачивают эти системы: климат, пища, эмоциональные реакции, образ жизни, конституция и т.д. А также способы, которые компенсируют эти раскачки и уравновешивают систему человека.

В заключение

В этой статье мы ближе познакомились с тибетской медициной, узнали чем она отличается от традиционной, какими принципами, знаниями и опытом руководствуется в исцелении организма человека.

Что же касается традиционной медицины, то она бесспорна необходима. Это потребность возникает в тяжелых случаях, когда человеку нужна срочная медицинская помощь и только прием химических препаратов или операция может спасти ему жизнь.

В остальных случаях исцелить свой организм, гармонизировать свое состояние и избавиться от хронических заболеваний поможет тибетская медицина. Здесь лечат причину, а не следствие, убирают ее, а не создают лишь временный эффект облегчения.

Традиционная тибетская медицина

Тибетская медицинская танка

Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв. Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.

В современной медицинской науке оценки тибетской медицины неоднозначны.

Описание

Основу тибетской медицины составляет учение о трех ньепа («виновниках»):

  • лунг (вайли: rLung) — ветер
  • три (вайли: mKhris-pa) — желчь
  • бадкан (вайли: Bad-kan) — слизь

Жизнь в тибетской медицине определяется как «пульсация», а здоровье и болезни считаются зависящими от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи».

Большое значение в тибетской медицине придаётся воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей, диететике. В основе терапии лежит использование природных средств растительного и животного происхождения (до 1000 наименований): «Всё, окружающее нас, может служить лекарством». Учение о лекарствах подразделяется на отдельные дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления.

«Чжуд-ши»

Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (V в.). Основной текст — «Чжуд-ши» (также «Жуд-Ши», «Чжуд-Ши», «Джуд-Ши»; в переводе: «Четыре основы») — составляет предмет тибетской медицины. «Чжуд-ши» написан в стихотворной форме и был предназначен для заучивания наизусть. Полное название — «Сердце амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Текст написан по сочинениям индийских авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в теоретическом осмыслении восходит к текстам тантры и абхидхармы.

Трактат состоит из следующих частей:

  • «Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины») — «тантра основ», состоит из шести глав. Раскрывает сущность тибетской медицины, здесь даются сведения об основных болезнях, диагностике и способах лечения, описывается структура и краткое содержание «Чжуд-ши».
  • «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина») — «тантра объяснений», состоит из 31 главы и является практическим руководством по лечению 404 болезней. В этом разделе изложена общая теория по анатомии, физиологии, эмбриологии, фармакотерапии, объясняется, как устроен и функционирует организм, даются советы по образу жизни и правильному питанию. Последняя глава описывает какими качествами должен обладать врач.
  • «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина») — «тантра наставлений», содержит два раздела и 92 главы. Описаны основные причины заболеваний, сопутствующие факторы и симптомы, указаны способы подготовки к обследованию, средства лечения и методы профилактики.
  • «Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины») — «дополнительная тантра», состоит из 27 глав. Содержит сведения по диагностике, рецепты по заготовке и использованию тибетских лекарств. Тантра также описывает пять лечебных процедур (кровопускание, прижигание, компрессы, ванны и втирания) и усиливающее их действие иглоукалывание.

В дальнейшее развитие тибетской медицины внесли большой вклад Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Шалог-жоб-жад» — комментарий к «Чжуд-ши», и Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжуд-ши»).

Российский читатель впервые смог познакомиться с текстом «Чжуд-ши» в 1898 году, когда был опубликован труд П. А. Бадмаева «О системе врачебной науки Тибета», включающий комментированный перевод первых двух частей трактата. В 1903 году вышла новая редакция перевода Бадмаева, а пять лет спустя появился ещё один перевод «Чжуд-ши», выполненный А. М. Позднеевым в 1876—1898 годах. Существует также перевод Д. Б. Дашиева, впервые опубликованный в 1988 году.

Изучение и использование тибетской медицины

Первые сведения о тибетской медицине в Европе сообщил венгерский тибетолог А. Чома де Керёши. В России её изучением до октябрьской революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и другие. В 1875 году в Петербурге была открыта клиника и амбулатория тибетской медицины. В дальнейшем исследованием занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е., Чойжинимаева С. Г., в Институте лекарственных растений в Москве, Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом институте, Институте общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской академии наук. Значительная коллекция тибетских медицинских текстов хранится в фондах Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Она каталогизирована и описана.

Традиционная тибетская медицина широко применяется в Тибетском автономном районе КНР, тибетских территориально-административных образованиях в провинциях Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Юньнань, где она является частью системы общественного здравоохранения. Популяризация этого направления медицины считается одной из важных задач правительства Китая. Она также распространена среди тибетской эмигрантской общины в Индии, официально признается и поддерживается Центральной тибетской администрацией (правительством в изгнании). Знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились и накапливались в тибетских монастырях, часто под покровом тайны. Сегодня крупнейшие университеты Тибета (Tibet University of Traditional Tibetan Medicine, the Qinghai University Medical School) предлагают курсы, доступные всем желающим.

В настоящее время традиционная тибетская медицина продолжает использоваться на Тибете, в Индии, Непале, Бутане, России (Сибирь), Китае и Монголии. Кроме этого, в последние десятилетия она приобрела некоторую популярность также в Европе, Северной Америке и других регионах.

> См. также

  • Институт тибетской медицины и астрологии Мен-ци-кханг

Примечания

  1. 1 2 3 Тибетская медицина // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
  2. 1 2 3 4 5 6 Медицина тибетская / Е. Д. Огнева // Буддизм: Словарь / Л. Л. Абаева, В. П. Андросов, Э. П. Бакаева и др.; под общ. ред. Н. Л. Жуковской и др. — М. : Республика, 1992.
  3. Народная медицина / В. А. Базанов // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Бадмаев, 1903, с. 39.
  5. Бадмаев, 1903, с. 55.
  6. Грекова, 1988, с. 11.
  7. «ЧЖУД-ШИ» : памятник средневековой тибетской культуры / пер. с тиб. Д. Б. Дашиева. — Наука, 1988. — 349 с.
  8. Жабон Ю. Ж. Аннотированный каталог медицинской коллекции Тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН / Архивные коллекции Центра восточных рукописей и ксилографов / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 241 с.
  9. Official website of Tibetan Medical & Astrological Institute
  10. Push to bring Tibetan medicine to the world : // Global Times. — 2010. — 19 November. (недоступная ссылка — история)

Литература

Книги

  • «Чжуд-ши»: Канон тибетской медицины / пер. с тиб., предисл., примеч., указатели Д. Б. Дашиева; отв. ред. С. М. Николаев. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 766 с. — ISBN 5-02-018033-5.
  • Бадмаев П. А. Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-Ши». — СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1903. — 159 с.
    • 2-е изд. (репринт.): М., 1991; 3-е изд. (репринт.): М., 2010; 4-е изд. (репринт.): М., 2011; 5-е изд. (репринт.): М., 2014; 6-е изд. (репринт.): М., 2016.
  • Бадмаев П. А. О системе врачебной науки Тибета. — СПб. : Скоропечатня «Надежда», 1898. — Т. 1. — 234 с.
  • Донден Е. Введение в тибетскую медицину: здоровье и равновесие / Еши Донден. — СПб.: Уддияна, 2005. — 272 с. — ISBN 594121028X.
  • Рапгэй Л. Тибетская книга целительства. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 240 с. — ISBN 9785818304671.
  • Дунчжи Ч., Баяндуров С. Э. Основы Тибетской медицины (ознакомительный курс для системы последипломного образования врачей) / Чжома Дунчжи, С. Э. Баяндуров. — М.: ФГОУ «ВУНМЦ» Росздрава, 2006. — 187 с.
  • Дунчжи Ч., Баяндуров С. Э. «Тибетская медицина» (учебное пособие для врачей) / Чжома Дунчжи, С. Э. Баяндуров. — Днепропетровск, 2009. — 375 с.
  • Donden Y. Health Through Balance: An Introduction to Tibetan Medicine / Yeshi Donden. — New York : Snow Lion Publications, 1986. (англ.)
  • Schrempf M. Soundings in Tibetan Medicine: Anthropological and Historical Perspectives / Mona Schrempf. — BRILL, 2007. — 449 p. — ISBN 9789004155503. (англ.)
  • Баторова С.М. и др. Растения тибетской медицины: опыт фармакогностического исследования. — Новосибирск, 1989.
  • Учебник тибетской медицины / С монгольского и тибетского перевёл А. Позднеев. — СПб. : Тип. Императорской Академии наук, 1908. — Т. 1. — 425 с.
  • Петр Бадмаев. Основы врачебной науки Тибета Жуд-Ши / Предислов. Б. С. Гусев // Репринтное воспроизведение издания «Главное руководство по врачебной науке Тибета. Жуд-Ши». СПб., 1903. — М.: Наука, 1991. — 256 с. — ISBN 5-02-004134-3.
  • Грекова Т. И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. — СПб.: Атон, 1998. — 400, с. — 5000 экз. — ISBN 5-89077-036-5.

Статьи

  • Грекова Т. Тибетская медицина в России // Наука и религия. — М. : Знание, 1988. — № 8. — С. 10—15.
  • Леднева И. П. О теоретических основах тибетской медицины // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2011. — № 12. — С. 14—15. — ISSN 1994–0866.
  • Exploring the mysteries of tibetan medicine // The New York Times. — 11 January 1981. (англ.)
  • China and India File Rival Claims Over Tibetan Medicine // The New York Times. — 27 July 2017. (англ.)
  • Левента А.И. К истории изучения тибетской медицины сотрудниками кафедры фармакологии Иркутского государственного медицинского университета // А.И.Левента /Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2008. Т. 76. № 1. С. 103-105. https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-izucheniya-tibetskoy-meditsiny-sotrudnikami-kafedry-farmakologii-irkutskogo-gosudarstvennogo-meditsinskogo-universiteta
  • Шавров Н.П. Тибетская медицина / Н.П. Шавров // Иркутский медицинский журнал. 1923. — №4-5. — С. 31.
  • Шавров Н. Медицина тибетская.//Сибирская советская энциклопедия. Том третий. Л-Н.: 1932. С.356

Звукозаписи

  • Dr. Donden on Tibetan Medicine. (Лекция Еши Дондена в университете Вирджинии). — 1980. (англ.)

Ссылки

  • Tibetanmedicine.com (англ.). Дата обращения 17 февраля 2012. Архивировано 25 мая 2012 года.
  • Central Council of Tibetan Medicine (англ.). Дата обращения 17 февраля 2012. Архивировано 25 мая 2012 года.

Словари и энциклопедии

Тибет в темах

История

Исторические области

География и общество

Административное деление

Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу в КНР

Культура

Религия

Буддизм Бон Дзогчен Буддийские лидеры Далай-лама Далай-лама XIV Панчен-лама Кармапа

Политика в Тибете

Экономика в Тибете

В Москве на сегодняшний день существует большое количество действующих монастырей. Каждый из них по-своему знаменит и уникален. И все без исключения необыкновенно дороги для православных паломников и верующих христиан.

Список и адреса действующих мужских и женских монастырей Москвы

Монастыри Москвы, действующие сегодня, — это удивительное явление современной столицы. Там протекает совсем иная жизнь без шума и суеты. Распорядок каждой обители подчинен определенному уставу, и не в любое время туристам можно попасть внутрь и посмотреть.

Монастыри Москвы, действующие сегодня
Мужские Женские
Свято Даниловский ставропигиальный

улица Даниловский Вал, дом 22

Новодевичий Богородице-Смоленский

Новодевичий проезд, дом 1

Донской ставропигиальный

Донская площадь, 1-3

Зачатьевский ставропигиальный

2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 19

Новоспасский ставропигиальный

Крестьянская площадь, дом 10

Марфо-Мариинский ставропигиальный

улица Большая Ордынка, дом 34, строение 3

Николо-Перервинский

Шоссейная улица, дом 82

Покровский ставропигиальный

Таганская улица, дом 58

Сретенский ставропигиальный

улица Большая Лубянка, 19, строение 1

Богородице-Рождественский ставропигиальный

улица Рождественка, дом 20

Высоко-Петровский

улица Петровка, дом 28, строение 2

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный

Малый Ивановский переулок, дом 2

Андреевский ставропигиальный

Андреевская набережная, дом 2

Алексеевский

2-й Красносельский переулок, дом 7

Заиконоспасский ставропигиальный

Никольская улица, 7-9

Новодевичий монастырь

Новодевичий действующий монастырь Москвы – это одна из красивейших женских обителей страны, возникла в 1524 году при Василии III после взятия Смоленска. По преданию, он намеревался заточить сюда свою бездетную супругу Соломию.

Архитектурный монастырский комплекс стиля московского барокко полностью сложился к XVII столетию, и с того времени практически не менялся. Древнейшая обитель поражает своей сохранностью. Она объявлена всемирным общечеловеческим достоянием.

В настоящее время является объектом культурно-исторического наследия ЮНЕСКО, а также исторического музея страны и церковного музея Московской епархии.

За основательными монастырскими стенами с уникальными башнями находится знаменитое Новодевичье кладбище, где покоятся останки многих великих деятелей искусства и исторических личностей:

  • Чехов;
  • Гоголь;
  • Булгаков;
  • Маяковский;
  • Шукшин.

С середины XX века это самое престижное место захоронения советской элиты. Рядом с обителью находится пруд и необыкновенно красивый парк с живописными видами на стены и башни монастыря. Легко добраться от станции метро «Спортивная» пешком за 5 минут. Территория обители доступна для посещения с 9 часов утра до 17 вечера. Вход свободный.

Богослужения проходят ежедневно:

  • Начало божественной литургии на неделе в 7-40.
  • В праздничные дни и воскресенье совершаются два богослужения: в 6-20 и в 8-40.
  • Вечерняя служба всегда начинается в 17 часов.

Музейный комплекс работает с 10 до 16-30, кроме вторника и первого понедельника месяца.

Свято-Данилов монастырь

Свято Даниловский монастырь обязан своим появлением основателю Москвы великому князю Даниилу, воздвигшего церковь в честь своего небесного покровителя на правом берегу реки в 1282 году. Эта древняя обитель становится самым первым мужским монастырем Москвы. Перед кончиной сам князь основатель принял здесь постриг, и был похоронен в ее стенах.

Удивительно, что и возрождаться Данилов монастырь начал одним из первых еще при советской власти. В 1982 году Генсек СССР Леонид Брежнев подписал указ о возвращении его Патриархии. Ко дню празднования тысячелетия Крещения Руси реставрационные работы в обители закончены. Он стал средоточием празднования этих событий и началом возрождения духовной жизни страны.

Не так давно в обитель чудесным образом удалось вернуть выкупленные у советской России в 30-е годы американским промышленником исторический набор колоколов, подаренный им университету в Гарварде.

На сегодняшний день Данилов монастырь является центром русского православия не только из-за расположения действующей синодальной резиденции Патриарха, но и по причине активнейшего участия обители в религиозной и общественной жизни современного общества.

Добраться до него можно на метро:

  • От станции «Тульская» легко дойти пешком.
  • От станции «Павелецкая» придется ехать на трамвае до одноименной монастырю остановки.

Обитель доступна для посещения паломников с 6 часов утра до 9 вечера. Богослужения совершаются каждый будний день с 6 часов утра. В воскресенье и в праздники проводятся две литургии: с 6-45 и с 8-45. Вечернее богослужение всегда начинается в 17 часов.

Донской монастырь

Основанием монастыря принято считать 1591 год, когда возвели первую каменную церковь во имя Донской иконы Богоматери. Предполагают, что этот древний образ XIV века принадлежит к письму знаменитого иконописца Феофана Грека. Именно этой иконой преподано благословение Сергия Радонежского великому князю Дмитрию на битву с крымскими татарами.

В XVII веке обитель стала мощная монашеской крепостью, завершившая оборонительное кольцо Москвы. В течение XVIII столетия завершилось строительство величественного архитектурного комплекса монастыря. К XIX веку становится самой богатой и влиятельной обителью страны. Здесь располагается комитет Духовной цензуры, открывается духовное училище и школа обучения для послушников.

В годы советской власти монастырь закрывают. Здесь содержится под стражей, а позже похоронен, ныне прославленный православной церковью в лике святых Патриарх Тихон. На территории обители был открыт музей архитектуры и скульптуры. Сюда свозились ценные исторические фрагменты многих сносимых храмов и сооружений.

А уникальному некрополю русского дворянства необъяснимым образом удалось без серьезных потерь пережить время советских разрушений. С 1990 года — момента возвращения монастырского комплекса православной Церкви и до сегодняшнего дня в обители не прекращаются строительные и реставрационные работы.

Литургия служится ежедневно на неделе с 8 часов утра, в праздничные и воскресные дни в 7 и в 10 часов. Доехать удобно на метро до станции «Шаболовка», дойти до пересечения улицы с Донским проездом и повернуть направо, вдоль стены до монастырских ворот.

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь возник при Иване III на Васильевском стане берега Москвы реки в связи с переселением братства в 1490 году. Первая церковь Преображения поставлена в 1497 году. Царь Иван Грозный превращает монастырь в неприступную крепость с земляным валом и глубоким рвом. Ему не раз приходилось выдерживать серьезную осаду и принимать участие в оборонительных сражениях.

В 1498 году здесь был похоронен первый предок династии Романовых, и с тех пор монастырь стал их родовой усыпальницей, пользуясь особой царской благосклонностью. На поминовение усопших они подносили в дар богатые вотчины, драгоценную утварь, жертвовали книги, иконы и облачение. Регулярно устраивались царские выходы на богомолье.

После революции обитель закрывается. Вся территория с постройками переходит в ведение НКВД, монастырский некрополь практически уничтожен, царская усыпальница разорена. Здесь действует концлагерь, женская тюрьма, а позже исправительная колония.

В 70-е годы исторические здания передаются в ведение музея и начинаются реставрироваться. Возрождение монастырской жизни начинается с 1991 года и продолжается до сих пор. Тогда же был сформирован знаменитый на весь мир хор Новоспасского мужского монастыря.

Сейчас на территории обители действует музей с личными вещами Романовых, уникальными документами, фотографиями и археологическими раскопками старинных предметов. Посещение музея бесплатное с 10 до 17 часов. Монастырская паломническая служба проводит пешие и автобусные экскурсии по Москве и всей России.

Добраться до обители можно одним из следующих способов:

  1. На метро до станции: «Пролетарская» или «Крестьянская застава».
  2. На трамвае № 35 и 38.
  3. Автобусами маршрута № 156, 184, 901.
  4. Летом курсируют речные суда — причал «Новоспасский мост».

Монастыри Москвы, действующие сегодня, открыты для осмотра и посещения богослужений. В Новоспасской обители божественная литургия начинается в 8 часов утра по будням, в воскресенье проходят две службы: ранняя – в 7 часов, и поздняя – в 9 часов. Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17 часов.

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский является бывшим мужским монастырем, сегодня это Патриаршее подворье. Был основан после победы на Куликовом поле в тихом удаленном от столицы месте. Расцвет обители пришелся на конец XVII века, в связи с использованием ее в качестве летней патриаршей резиденции.

Согласно преданию, от Николо-Перервинской обители идет тайный поземный ход на другой берег реки до Казанской церкви в Коломенском. Он был прорыт для укрытия в стенах монастыря членов царской семьи и защиты от смутьянов или бунтовщиков.

Никольский одноглавый храм возведен в 1700 году на центральном месте обители. Главным ее украшением стал второй по величине после Христа Спасителя собор русско-византийского стиля Иверской Богоматери, построенный в начале XX века архитектором Виноградовым.

Церковную службу можно посетить в любой день недели с 7-30 утром и в 17 вечером, в воскресенье они смещаются утром на 6-30 и 9 часов. Кроме того по воскресным дням дополнительно совершается с 8 часов божественная литургия для детей. Из-за неудобного расположения Николо-Перервинский монастырь не самое посещаемое место в Москве.

Добраться можно:

  • На электричке Курской железной дороги станция «Депо», далее пешком.
  • От станции метро «Печатники» или «Текстильщики» ходит много автобусов.
  • На личном автомобиле.

Сретенский монастырь

Древнейшая мужская обитель в самом сердце столицы существует с 1397 года. Возникла при князе Василии I на месте встречи (сретения) Богородичной иконы при перенесении ее из Владимира, по поводу избавления от нашествия войска Тамерлана. В честь этого события в конце августа совершался ежегодный крестный ход с Владимирской иконой от Успенского храма московского Кремля.

Сретенский собор был построен по царскому указу Феодора Алексеевича в 1679 году. Он сохранился до сих пор, наряду с настоятельским корпусом XVII века.

В советский период Сретенский монастырь утратил большую часть своей территории и исторической церковной застройки. В соседнем здании бывшей школы сейчас располагается духовная семинария. При монастыре действует православное издательство, Патриарший совет по культуре, редакция крупнейшего православного интернет сайта, церковный магазин.

Добраться очень легко пешком от любой станции метро:

  • «Чистые пруды»;
  • «Лубянка»;
  • «Тургеневская»;
  • «Кузнецкий мост».

Церковные службы совершаются каждый вечер в 18 часов, утром по будням в 8 часов, в праздники и воскресные дни в 7 и в 10 часов.

Зачатьевский монастырь

Свою историю Зачатьевский (Алексеевский) монастырь ведет с 1360 года с первой построенной митрополитом Алексеем деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны. Первыми насельницами женской обители стали его родные сестры.

Через двести лет страшный пожар полностью уничтожил все здания, и Алексеевская обитель была перенесена ближе к Кремлю. А оставшаяся на пожарище для восстановления монастыря малая часть сестер дала начало Зачатьевской обители.

В народной молве славится своей помощью в чадородии. Здесь также всегда молились о даровании потомства. Бездетные благочестивые царственные супруги Федор Иоаннович с Ириной Годуновой посещали обитель и вымолили себе дочь. Обитель находится в шаговой доступности от станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры».

Территория монастыря открыта для посещения с 7 утра до 20 часов вечером. Божественная литургия начинается каждый день в 8 часов утра. Вечерняя служба – в 17 часов.

Высоко-Петровский монастырь

Основан этот древний монастырь в селе Высокое, в связи с переносом на московскую землю из Киева кафедры митрополита Петра в XIV столетии. Все строения обители изначально были деревянными. Каменный храм в честь святителя патриарха московского Петра возведен итальянцем Алевизом Фрязиным Новым в 1514 году.

Современный архитектурный комплекс построен на щедрые пожертвования боярина Нарышкина в XVII-XVIII столетии. В храме Боголюбской иконы Богоматери находится усыпальница 18 родственников императора Пера Великого, который активно участвовал в строительстве и укреплении обители, что способствовало ее процветанию.

Большой урон был нанесен монастырю солдатами наполеоновской армии. Но после восстановления обитель стала заметно влиять на жизнь столицы. При ней открывается духовное училище и богатая епархиальная библиотека.

В советские годы монастырь был закрыт, частично перестроен и чуть не уничтожен. Но в 1959 году архитектурный ансамбль становится памятником истории, и начинаются восстановительные работы. В 1992 году монастырю присваивается статус Патриаршего подворья, здесь открывается православный институт, а в 2009 года возрождается монашеская жизнь.

Монастыри Москвы, действующие сегодня, всегда рады паломникам и туристам. И Высоко-Петровская обитель не является исключением. Богослужения здесь проводятся каждый будний день с 8 часов утра, а по воскресеньям с 9 часов. Вечерняя служба начинается в пять часов вечера.

От любой из станций метро: «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная», «Тверская» или «Цветной бульвар» монастырь находится в 10 минутах ходьбы, между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком.

Марфо-Мариинская обитель

Основана обитель в 1909 году, ныне прославленной святой мученицей княгиней Елизаветой Романовой, после ужасного убийства ее мужа, Великого князя Сергия. На собственные деньги Елизавета Федоровна приобрела для устроения обители двухэтажную усадьбу, окруженную большим садом. Здесь была открыта больница и домовая церковь в честь праведных евангельских сестер Марии и Марфы.

Марфо-Мариинский монастырь (обитель) в Москве — это целая организация которая помогает людям в беде, имеет свою школу и дом для детей сирот

В обитель принимали только вдов и девиц православного вероисповедания для оказания бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся и обездоленным. Но обитель милосердия не была обычным монастырем. По истечении времени сестры могли уйти из нее и создать семью.

Марфо-Мариинская обитель продолжала вести активную работу и при советской власти, после ареста и гибели Великой княгини. Закрыли ее только в 1926 году. Сегодняшняя обитель является действующим женским монастырем, сохраняющим особый уклад своей основательницы, продолжая дела милосердия великой Святой княгини Елизаветы.

Для паломников проводятся ежедневные экскурсии в 11 и в 15 часов. Работает музей. Церковные богослужения совершаются утром в 8 часов, и в 18 часов вечером. От станций метро «Третьяковская» и «Полянка» легко дойти пешком.

Андреевский монастырь

Святой мученик Андрей Стратилат дал название мужской обители, которая раньше называлась Преображенской пустошью в Пленницах. Историки спорят о точном годе основания монастыря, первые упоминания о нем встречаются в XVI веке, когда он уже называется Андреевским.

Первый каменный надвратный храм, украшенный изразцами, воздвигли в 1675 году. До наших дней дошел практически без изменений, за исключением некоторых элементов убранства.

Рассвет монастыря пришелся на XVII столетие, благодаря щедрым пожертвованиям местных бояр и жителей. В XVIII веке его несколько раз закрывали, поочередно организовывая в его стенах приют для детей-сирот, работный дом, богадельню. На территории бывшего монастыря устраивается некрополь, практически уничтоженный в XX веке.

Сегодня монастырь находится в ведении Московской патриархии. Здесь располагается Синодальная библиотека и школа.

Богослужения проводятся ежедневно:

  • На неделе литургия служится с 7-30, после братского молебна и полунощницы.
  • В воскресные и праздничные дни божественная литургия начинается в 8 часов утра.
  • Вечернее богослужение каждый день проходит с 17 часов.

Добраться можно пешком от станции метро «Воробьевы горы» или «Ленинский проспект».

Покровский монастырь

Основал изначально мужской монастырь царь Михаил Федорович в память о скончавшемся в день Покрова отце – Патриархе Филарете. Современный архитектурный комплекс окончательно сложился в начале XIX столетия.

В постсоветское время произошло возобновление обители, но уже в качестве женского Покровского монастыря. А в мае 1998 года сюда привезены мощи блаженной Матроны, к которым с тех пор не оскудевает поток паломников со всей страны.

В 2005 году Патриархом Алексием II освящен воссозданный источник, где сегодня любой посетитель может умыться и попить святой воды. Монастырь Москвы действующий открывается для посещения в 7 часов утра, а в воскресные дни на час раньше. Закрываются ворота Покровской обители вечером в 20 часов.

Чтобы попасть в обитель, надо доехать на метро:

  • станция «Марксистская», на улицу Таганская, а там любым транспортом до Большой Андроньевской;
  • «Крестьянская застава» или «Пролетарская».

Церковные службы совершаются каждый день в 7-30 утра и в 16-45. В воскресенье служится две литургии: в 6-15 ранняя, и в 9 часов поздняя.

Заиконоспасский монастырь

В 1600 году царь Борис Годуновым воздвиг храм Всемилостивейшего Спаса на соседней улице с рядами церковных лавок, где меняли иконы, что и послужило его названию «Спасский собор за иконным рядом». Скромная деревянная обитель преобразилась на щедрые пожертвования воеводы Волконского.

В 1661 году освящен большой каменный собор. Монастырь стал учительским, а чуть позже здесь открывается греко-латинская академия, просуществовавшая до перевода в Троице-Сергиеву лавру, где существует до сих пор как известная Московская духовная академия.

Заиконоспасский монастырь проводит ежедневные богослужения в 7-30 и в 17 часов. Также проходят образовательные экскурсии по монастырю и достопримечательностям исторического центра города.

До обители нетрудно дойти от станции метро «Театральная» или «Площадь Революции».

Богородице-Рождественский монастырь

Обитель своим основанием в 1386 году обязана княгине Марие Серпуховской, в иночестве Марфа. Первыми ее насельницами стали вдовы, матери и сестры павших воинов Куликовского сражения. Сергий Радонежский был первым духовником обители. Здесь подвизалась преподобная София Суздальская, святая новомученица Татиана Бесфамильная.

До революции обитель процветала. Здесь был открыт приют для сирот, приходская школа. Красивейший Рождественский собор был построен в 1505 году, и до сих пор является украшением столицы.

Ближайшие станции метро:

  • «Кузнецкий мост»;
  • «Цветной бульвар»;
  • «Чистые пруды»;
  • «Трубная».

Церковные службы проходят в 7 и 17 часов.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Возникновение этой древнейшей женской обители XV века связывают с появлением на свет царского наследника, будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Здесь также содержались под стражей государственные преступники и пребывали в заточении царственные особы: помещица «Салтычиха», княжна Тараканова. Располагается обитель в самом центре столицы, в нескольких минутах ходьбы от станции «Китай-город».

Богослужения проходят каждый день: вечерние ежедневно совершаются с 17 часов, божественная литургия служится по будням с 7-30, по воскресеньям и праздничным дням начинаются на час позже.

Алексеевский монастырь

Из действующих монастырей Москвы Алексеевская женская обитель самая древняя. Монастырю три раза пришлось поменять месторасположение с момента своего основания в 1358 году. Его и называют стародевичьим, хотя в настоящем месте, в Красном Селе, она находится меньше двухсот лет.

При последнем переезде в 1837 году все святыни Старо-Алексеевского монастыря очень торжественно пронесли крестным ходом по всему городу при необыкновенном скоплении народа.

На новом месте обитель разрослась и быстро отстроилась: появились четыре храма, новые келейные корпуса и трапезная, богадельня и больница. При монастыре открыли педагогическое училище для девочек Сербии и Болгарии. Сегодня при монастыре открыта общеобразовательная частная школа с изучением древнеславянского языка и церковного хорового пения.

С 2012 года при обители действует музей.

Ежедневные богослужения проходят в храме Всех Святых два раза в день: в 7 и 18 часов на неделе, по воскресным дням в 9 и 17 часов.

Вход с улицы Гаврикова — от Третьего транспортного кольца. Легко дойти пешком от станции метро «Красносельская». Все действующие монастыри Москвы активно посещаются паломниками и иностранными туристами. Большинство древнейших обителей включены в экскурсионные маршруты изучения культурного и исторического наследия Древней Руси.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о монастырях Москвы

Видеоэкускурсия по монастырям Москвы:

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Соборы и монастыри Москвы всегда вызывали восторг у прибывших заморских гостей, что в свою очередь служило поводом для гордости. Следует отметить, что в 1914 г. даже проводилась специальная перепись, цель которой была запись всех действующих обителей и численность людей, проживающих в них. А вот узнать более подробно, о том сколько в Москве монастырей ныне действующих, общие сведенья об их истории, где они находятся и как к ним добраться Вы сожете из нашей статьи.

Действующие монастыри Москвы с адресами и метро

Представленная подборка обителей Божьих, которые находяться в современных границах города. Это известные, красивые и значимые для каждого православного верующего обители, которые на сегодняшний день являются действующими или же возрождающимися.

Действующие обители — это государство в государстве, где жизнь совсем отличается от нашей, мирской. Там нет хлопот и суеты. Монахи живут по своему уставу и законам Божьим. К стати, не везде можно приехать и все посмотреть, в некоторые обители туристам вход ограничен.

Мужские монастыри в Москве

  • Андреевский ставропигиальный основан в 1648 году. Адрес: Андреевская набережная, д. 2. Станция метро: «Ленинский проспект».
  • Богоявленский монастырь основан благоверным князем Даниилом Александровичем. Адрес: Богоявленский пер., д. 2. Станция метро: «Площадь революции».
  • Высоко-Петровский ставропигиальный основан архимадридом Иоанном в 1326 году, а в 1377 году обитель была отстроена святым князем Дмитрием Донским. Адрес: ул. Петровка, д.28.Станция метро: «Чеховская».
  • Свято-Даниловская ставропигиальная община была основана святым богомольцем князем Даниилом Московским в 1282 году. Адрес: Даниловский вал, 22. Станция метрополитена: «Тульская».
  • Донской ставропигиальный монастырь основан в благоверным царем Федором Иоановичем в 1591 году. Адрес: Донская пл., д.1. Станция метро: «Ленинский проспект».
  • Заиконоспасская ставропигиальная обитель основана еще в XV веке. Адрес: Никольская ул., д. 7-9. Станция метро: «Площадь революции».
  • Николо-Перервенский монастырь был основан так же в XV веке. Адрес: ул. Шоссейная, д.82. Станция метро: «Печатники».
  • Николо-Угрешский ставропигиальный основан благоверным князем Дмитрием Донским в 1380 году. Адрес: Московская обл., гор. Дзержинский, пл. Святителя Николая, д.1. Станция метро: «Люблино».
  • Новоспасская ставропигиальнаятанция обитель основана благоверным князем Даниилом Московским еще в XIII веке. Адрес: Крестьянская пл., д. 10. Станция метро: «Пролетарская».
  • Сретенский ставропигиальный основан был в 1397 году в часы правления великого князя Василия Дмитровича. Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19. Станция метро: «Сретенский бульвар».

Действующие монастыри Москвы женские

  • Алексеевский ставропигиальный основан в 1837 году святителем Алексием, митрополитом Киевским и всея Руси. Адрес: 2-й Красносельский пер., д.5. Станция метро: «Красносельская».
  • Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь основан княгиней Марией, что была супругой князя Андрея Серпуховского, в 1386 году. Адрес: Рождественка ул., д. 20. Станция метро: «Трубная».
  • Зачатьевская ставропигиальная женская обитель основана Алексием митрополитом Московским в 1360 году, и возобновлена благоверным царем Феродором Иоановичем в 1584 году. Адрес: пер. Зачатьевский, д. 2. Станция метрополитена: «Кропоткинская».
  • Иоанно-Предтеченский ставропигиальный основан еще в XV веке, а затем был отстроен царем Иоанном Грозным в 1533 году. Адрес: Малый Ивановский пер., д. 2. Станция метро: «Китай-город».
  • Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия была основана великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1908 году. Адрес: Большая Ордынка, д. 34. Станция метро: «Третьяковская».
  • Новодевичий Смоленской иконы Богородицы – основан великим Князем Василием III в 1524 году. Адрес: Новодевичий проезд, д. 1. Станция метро: «Спортивная».
  • Покровская ставропигиальная женская обитель была изначално основана царем Михаилом Федоровичем в качестве мужской общины в 1635 году, а уже в XX веке, после разорения монастырь стал женским. Адрес: ул. Таганская, д.58. Станция метро: «Крестьянская застава».
  • Троице-Одигитриева Зосимова пустынь основана была в 1826 году монахом Зосимой. Адрес: пос. Зосимова, Пустынь поселения Новофедоровское, Троицкого админ. округа города Москвы.

Московские действующие монастыри с адресами, приведенными выше, позволят совершить паломничество к святым местам, а так же окунуться в духовную атмосферу исторического наследия столицы.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно совершить видео экскурсию по Московским монастырям и храмам: