Ступы в буддизме

Ступа (сооружение)

Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Об инструменте для толчения см. Ступа. Субурганы Иволгинского дацана, Бурятия

Сту́па (субурга́н, санскр. स्तूप, stūpa IAST, «макушка, куча земли, камней, земляной холм», тиб. чортен, монг. суварга(н), бур. субарга(н)) — буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.

Первоначально представляла собой реликварий, затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.

История

Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так, постепенно, они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.

Первые ступы в буддийском предании

Одна из известнейших сутр Палийского канона — Махапаринирвана-сутра (пали Махапариниббана сутта), посвященная последним дням жизни Будды Шакьямуни, его смерти и событиям вскоре после его кончины, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ:

После смерти (махапаринирваны) Будды в Кушинагаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды для воздвижения ступы:

  • Царь Магадхи Аджаташатру,
  • Семейство Личчхави из Вайшали,
  • Семейство Шакьев из Капилавасту (семейство, из которого происходил сам Будда),
  • Семейство Булы из Аллакапа,
  • Семейство Колии из Рамаграма,
  • Брахман из Ведхадипа,
  • Семейство Маллы из Павы,
  • Семейство Маллы из Кушинагара, объявившее остальным сторонам, что, поскольку Будда скончался в их области, они не уступят «ни одной частицы из останков Благословенного».

Спор рассудил брахман Дона, предложив сторонам разделить прах Будды на восемь равных частей, с чем все согласились. По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. Для построения собственной ступы, он попросил даровать ему сосуд, в котором был кремирован Будда. Его просьбу удовлетворили. После этого, ещё одна сторона — Мории Пиппхаливанские — тоже попросили себе часть праха Будды для возведения ступы. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра.

Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, одна — сосуду в котором кремирован Будда, и одна — золе из погребального костра Будды.

Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.

Дальнейшая история

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.

Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.

Ступа Боробудур, ИндонезияСтупа на фоне дворца Потала в Лхасе, Тибет

Строгие каноны строительства ступ сложились в Тибете, где учёными ламами были письменно зафиксированы чёткие пропорции и формы ступ.

Пагода Шести Гармоний в Ханчжоу, Китай

В Китае роль ступ выполняли постройки особой формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Пагоды, возведенные на вершинах гор и на берегах рек, не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, объектами созерцания.

Ступа Шведагон в Янгоне, Мьянма

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространён буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храм—пагода. В некоторых странах Юго-Восточной Азии понятия пагоды и ступы означают храм, в других — пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах также получили распространение «упрощённые» ступы, в архитектуре которых не видно чётких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти сооружения больше походят на небольшие домики без двери, на крыше которых расположен ещё один «домик» с Будда-аспектом. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Название

Маленький субурган. Фотография Гомбожаба Цыбикова. 1900-е годы

Название ступа характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме — зеди и пато, в Таиланде — чеди и пранн, в Лаосе — тхат, в Тибете и Бутане — чортен, в Монголии — суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) — субурган, в Китае и Вьетнаме — бао та, пагода и т. п.

Архитектура

Уже ранние ступы (Большая ступа в Санчи, III—II вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.

В ступах тибетского типа на вершину устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.

Разновидности ступ

Ступа Лотоса в Лумбини, Непал

В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определёнными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:

1) Ступа Лотоса. Первая ступа данного вида построена ещё при жизни Будды Шакьямуни и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

Ступа Примирения в Элисте, Калмыкия

2) Ступа Просветления или Ступа Победы над всеми препятствиями. Впервые построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайе после Просветления Будды. Важнейшая форма из всех восьми. Символизирует цель буддийского пути — полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.

3) Ступа Мудрости или Ступа 16 ворот. Была построена в связи с первыми поучениями Будды, которые он дал в Сарнатхе — о Четырёх благородных истинах.

4) Ступа Чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти.

5) Ступа Схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе.

6) Ступа Примирения или Ступа Единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.

7) Ступа Совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали.

8) Ступа Паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.

У всех восьми ступ нижняя часть до Львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае Ступы Лотоса, например, она состоит из лотосов.

Помимо приведённой выше, наиболее распространённой классификации, с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы.

Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.

Реликварные ступы бывают двух видов:

  • Шарирака — ступы, построенные над телесными останками,
  • Парибходжика — те, где реликвиями служат предметы, которыми просветлённые пользовались при жизни.

К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.

Культовое значение

Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.

Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы. При этом гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: сначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле в полный рост, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.

При этом обход ступы (как обычным хождением, так и совершением простираний) обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — верующий может совершить множество кругов в течение нескольких часов, в зависимости от того, насколько хватает сил и желания. Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней. Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них.

Также религиозной заслугой (и доброй кармой) считается совершение пожертвований (подношений) на постройку и ремонт ступ. Иногда при постройке новой ступы, все нужные для этого деньги жертвует один человек. Очень богатые люди строят большие ступы полностью на свои деньги. Некоторые люди среднего достатка строят на свои деньги небольшие ступы (от 1 до 5 метров) и жертвуют их буддийским храмам и монастырям.

Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из т. н. «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни.

Гомбожаб Цыбиков. Ступы. 1900-е годы

Ступы в России

Большое множество ступ различных видов возведено в Бурятии, Калмыкии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае. Здесь ступы-субурганы являются неотъемлемым элементом пейзажа. Их можно встретить на вершинах гор, на берегах рек, в степи, у аршанов (минеральных источников), на въезде в населённые пункты, на улицах сёл и деревень. Большой комплекс субурганов находится в Иволгинском дацане. Самой большой ступой в России на данный момент является субурган Джарун Хашор в Кижингинском районе Бурятии. Один из субурганов находится на острове Огой (озеро Байкал, пролив Малое море, напротив посёлка Курма). Летом 2011 года был освящён субурган «Бадма Чортен» в Иркутске. Ступа Лотоса установлена в селе Харба Юстинского района Калмыкии.

Ступа Джарун Хашор. Кижингинский район Бурятии

С 1996 года в Республике Алтай существовала ступа, сооружённая в Каракольской долине на месте кремации ламы Боора, однако в 2002 году она была разрушена местными шаманистами. Небольшой субурган находится в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, в Уймонской степи, на значительном удалении от автотрассы Усть-Кокса — Тюнгур в сторону Теректинского хребта, между сёлами Курунда и Теректа.

Стела Здоровья, Счастья и Благополучия (Ступа Лонгсал) в Ижевске

Вплоть до 2008 года единственными ступами, построенными не на территории традиционных буддийских регионов России, были два субургана на горе Качканар в Свердловской области. В 2008 году ступа была возведена при московском Музее имени Н. К. Рериха в Москве. Другая московская ступа «Карма Дакини», подчиняющей демонов зависти, находится на правом берегу реки Лихоборки, недалеко от Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий, в районе Отрадное. Там же, на территории строящегося буддийского храма Тупден Шедублинг в 2016 году начали возводить 13 метровую Ступу Просветления. На лето 2012 года было запланировано начало строительства большой ступы под Санкт-Петербургом и открытие Ступы Просветления в поселке Морки (Республика Марий Эл). В ноябре 2011 года государственным оракулом Тибета была освящена первая ступа на территории Волгоградской области в селе Солянка под Волгоградом. В сентябре 2012 года была открыта ступа Просветления в посёлке Бударино в Астраханской области. В 2012 году была возведена Ступа Лонгсал («Стела здоровья, счастья и благополучия») в городе Ижевске. В Мурманской области в 2014 году начали строить одну из самых северных ступ на въезде в город Апатиты, а в августе 2016 года её освятил лама дзогчен Тангранг Ринпоче.

В Москве в 2017 году было завершено строительство Ступы Просветления в Отрадном.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Жуковский, Копцева, 2005, с. 227.
  2. Буддийская ступа. История и назначение
  3. 1 2 Хижняк О. С. Восемь великих ступ // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Матер. науч. конф. — СПб., 2004.
  4. Буддийские ступы со всего мира
  5. см. Васубандху. Абхидхармакоша — Карма-нидеша, карики 106—107
  6. Разрушенная в июне 2002 года буддийская ступа стала причиной конфликта между бурханистами и шаманистами в Республике Алтай
  7. Оракул Тибета вместе с калмыцкими евразийцами посетил священную Ступу | Центр Льва Гумилева
  8. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче посетил буддистов Астраханской области
  9. ГТРК «Удмуртия»: «Волонтеры облагородили территорию вокруг Буддийской ступы в Ижевске»
  10. В Мурманской области оскорбили религиозные чувства буддистов, 15.08.2017
  11. Кобзон и буддисты откроют гигантскую ступу Просветления в Москве (рус.), РИА Новости (20170911T1717+0300Z). Дата обращения 12 сентября 2017.

Литература

  • Александрова Н. Географическое пространство в картине мира буддиста-паломника // Человек и Природа в духовной культуре Востока. — М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004. — С. 48-78
  • Булич С. К. Ступа, памятник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ступа / Гожева Н. А. // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 349—350. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5.
  • Ступы: символы Просветления Тартанг Тулку // Буддизм России. — СПб., 1999. — № 31.

Ссылки

  • «Ступа» в БСЭ
  • Буддийская ступа на острове Огой
  • Уймонский субурган на «Живых дорогах Сибири»
  • История Каракольского субургана
  • Сайт о буддийских ступах со всего мира
  • Статья о ступах на сайте красноярского Дхарма-центра «Чакрасамвара»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 119509320 · GND: 4290189-3 · LCCN: sh85129346

Приветствуем читателей, стремящихся познать новое и увлекательное!

Сегодня мы рассмотрим буддийское понятие «ступа», которое в переводе с санскрита означает «волосы, собранные в узел», «верхняя часть головы», «маковка», «груда земли и камней». Различные философские и эзотерические словари дают всестороннее толкование значения этого слова.

Так что такое ступа в буддизме?

Как выглядят эти постройки
Что символизируют части строения
Где располагаются эти сооружения
Подношения
Московская ступа Просветления
Ритуалы
Заключение

Как выглядят эти постройки

Прежде всего, это – куполо- или конусообразное сооружение, чаще всего заполненное внутри землёй или измельчённым камнем. Реже встречаются ступы с внутренним помещением, служащим храмом.

С внешней стороны постройка облицовывается камнем или кирпичом, оштукатуривается, отделывается позолотой, украшается росписью. Она может быть глинобитной. В разных странах эти сооружения имеют отличия в конструкции, но в Тибете все ступы похожи, так как ламами были утверждены строгие архитектурные каноны относительно их возведения и пропорций.

Интересно знать, как называются эти монументы в разных буддийских странах:

  • Китайская и вьетнамская пагода или бао та
  • Тибетский и бутанский чортен
  • Монгольский суварган
  • Бурятский субарган
  • Шри-ланкийская и бирманская дагоба
  • Мьянманские зеди и пато
  • Тайландские чеди и пранн
  • Лаосский тхат

Лаосская ступа

Что символизируют части строения

Составляющие ступы символически воплощают концепцию об устройстве Вселенной. Несмотря на местные различия в архитектуре построек, обязательны формы круга или квадрата в их структуре. Куб здесь соответствует земле, купол олицетворяет воду, конус является символом огня, чаша представляет воздух, вместо неё может быть диск. Плетущаяся лиана тождественна эфиру.

Эта архитектурная традиция пошла от Будды Шакьямуни. Передавая знания об устройстве мира своим последователям, он для наглядности раскинул свой плащ монаха, изображая землю, на него поставил перевёрнутую чашу для милостыни, что символизировало небо, и водрузил сверху свой посох, показывая, что это мировая ось, проходящая сквозь небеса.

Вертикаль показывает путь послушника от земли, где его сознание омрачено всевозможными завесами, не дающими сосредоточиться на главном, по ступеням просветления вверх, к нирване, к состоянию будды.

Где располагаются эти сооружения

С древних времён люди стремились как-то обозначить место захоронения своих родственников, например, деревом или холмиком грунта, чтобы легко найти место, где почтить их память. Ещё до появления буддизма в древней Индии на места погребения местных королей — чакравартинов — насыпались могильные курганы. Они и послужили прообразами ступ в дальнейшем.

Возводится данное строение над останками святых людей, так называемая «шарирака»; или над предметами, которые просветлённые использовали, когда были живы, тогда оно называется «парибходжика». Это реликварные ступы.

Следует учесть, что в древнеиндийской традиции не было обычая хоронить тела, они сжигались. Поэтому под ступу клали только остатки телесных фрагментов умершего вместе с пеплом.

Во времена позднего буддизма ступы строились и возводятся поныне в честь каких-либо знаменательных прецендентов. Их называют «уддешика», мемориальные.

Они могут иметь отношение к жизни Будды или других знаменитых учителей, к историческим фактам, служить определённой цели, например, усмирять «демонов зависти», как ступа «Карма Дакини» в Москве. А также способствовать примирению, развитию толерантности к людям различной веры.

Многие ступы возводятся как дорожные вехи, особенно в горах для защиты путешествующих.

Подношения

Отдельного внимания заслуживают такие монументы, сооружённые для подношения буддам. Этот обычай тоже пошёл от Сиддхартхи Гаутамы, который, как гласит Махапаринирвана сутра (сутра великой окончательной нирваны), выразил желание, чтобы в Кушинагаре после его смерти построили ступу.

Тело Шакьямуни было кремировано с большими почестями, а к ступе над прахом стали делать подношения уму Будды, который она и олицетворяет.

Те, кто приносил дары к этой ступе, получившей название Паринирвана, могли постепенно накапливать заслугу, осознавать в себе данную природу, и, в конечном итоге, обретать просветление.

Принято считать, что окончательной, а не обычной нирваны просветлённому можно было достичь в момент смерти, бесповоротно разорвав цепи сансары, которая является нескончаемым потоком перерождений и страдания, и обретя безмерное счастье и покой.

Считается, что ступы положительно влияют на энергетическое поле макрокосма и способствуют укреплению мира на Земле.

Московская ступа Просветления

Тупде́н Шедубли́нг – это новый культовый буддийский архитектурный ансамбль в Москве, в Отрадном, который создаётся почти два десятка лет, считая от закладки первого камня.

Так назвал его, давая своё благословение на постройку, Далай-лама XIV, идейный наставник всех буддистов, которого удостоили Нобелевской премии мира. В переводе название означает «Сад познания буддийской философии и нравственности».

На его территории, возле прочих, уже законченных строений, включающих Пагоду Рая и временную ступу, совсем недавно, в 2017 году была возведена ступа Просветления, высотой больше, чем тринадцать метров. Под её основание годом раньше заложили священные раритеты.

Трёхуровневая конструкция является символом основного стремления адептов буддизма – постижения природы своего ума для того, чтобы ощутить просветление.

Когда заливался пол второго уровня, в него были заложены очередные подарки от лидера буддийской конфессии: священные фигурки, монашеские свитки и книги. Туптен Нгодуп, государственный оракул Тибета, передал их от духовного учителя в Россию.

Незадолго до открытия в ступу было замуровано около шести тонн сакральных предметов, упакованных в сто двадцать восемь ящиков, на третьем уровне, под статуей Будде. Это было сделано в святой для всех буддистов день, девятого июня (Сага Дава). Ведь именно он является как днём рождения, так и днём просветления и ухода в паринирвану Шакьямуни.

Предполагается, что здесь ежегодно будут совершаться духовные обряды, но не на регулярной основе. В описании проектной документации это сооружение значилось как «ступа преумножения счастья и добродетели».

А общей целью создания ансамбля, куда будут входить ещё два храма и ограда со священными Южными, как это принято у буддистов, воротами, является содействие развитию дружбы представителей разных религиозных конфессий и терпимости к иному поведению и убеждениям.

Ритуалы

Совершая паломничество к ступе, адепт может накапливать свою заслугу и улучшать карму, чтобы возродиться на более высоком уровне, путем совершения определённых действий возле неё. Обычно посещение заключается в её многократном обхождении по направлению движения солнца.

Этот путь может прерываться простираниями на земле, когда шествующий, поднимаясь, наступает на место, куда прикоснулось его лицо, и совершает следующее простирание. Нужно завершить три круга, можно тринадцать, но лучшим решением будет обхождение ста восьми кругов. Так обычно делают ламы.

Процесс возведения ступ энергетически сходен с созданием мандал. Порождая и те, и другие, монахи тем самым усиливают согласованность в мире. Побывав возле этих строений хоть раз, каждый может стать счастливее и гармонизировать свой внутренний микрокосм.

До следующей встречи, друзья!

P. S. Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, дав ссылку на статью в социальных сетях, нажав кнопочку ниже.

> Буддизм сегодня

Новости буддизма в современной России и в мире от 2011-02-21

Буддийская ступа — история и назначение.

«Ступы — это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной».

Манфред Зегерс

Исторические корни буддийских ступ.

С древних времен, люди отмечают места захоронений и приходят на них в знак уважения к предкам. Во многих культурах мира, после смерти известного человека, над погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и поклониться кургану в память о достижениях похороненной здесь личности. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально были памятниками на могилах правителей античной Индии. Само санскритское слово «ступа» означает узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а так же «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, нужно было лишь сохранять пепел или несгоревшие останки. Поэтому в ступы помещались лишь то, что осталось после кремации. Так, постепенно, ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.

Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, также и в его честь. Например, Ступу лотоса или Источника благоприятности, построил король Суддходана, отец Будды в Лумбини, Непале, месте рождения Будды Шакьямуни при жизни Будды. Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов. В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две построенные купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, одна такая же ступа, возведенная Анатхапиндакой, и ступа, построенная им же над останками Шарипутры. Также называются три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца.

Будда хотел, чтобы после ухода, над его останками построили ступу (Махапаринирвана сутра). Он придал ступе новое значение — объекта для подношений. Подношения в данном случае делаются собственной Будда-природе, поскольку ступа символизирует ум Будды. Делая подношения Будда-природе, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе, приходя к окончательному счастью, Просветлению. Сегодня далеко не все ступы являются реликвариями, поскольку не во всех хранятся телесные останки. Часто в ступу вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться одежда просветленного учителя, священные предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, такие ступы можно назвать мемориальными, или можно построить ступу, следуя обету. Существуют и монолитные ступы пещерных храмов, которые не могут содержать в себе никакие вложения.

Реликварные ступы.

Считается, что после ухода Будды, реликвии, оставшиеся после кремации его тела, были разделены на восемь частей, и заложены в восемь ступ, построенных в разных частях Индии, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире, личчхави — в Вайшали, шакьи — в Капилавасту, були — в Аллакапе, колии — в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы — в Паве, другая ветвь маллов — в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы — в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ».

Восемь ступ Татхагаты и восемь мест паломничества.

Существуют также понятия «восемь мест паломничества» и «восемь ступ Татхагаты» или «восемь сутрических ступ», поскольку эти ступы связаны с жизнью и деятельностью Татхагаты — Будды Шакьямуни.
Четыре места паломничества были обозначены самим Буддой: это места, связанные с его жизнью, где он родился, достиг просветления, дал первые поучения, ушел в паринирвану. Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагарой.

В Лумбини была построена Ступа лотоса отцом Будды, королем Суддходаной еще при жизни Будды. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

В Бодхгая была построена Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями. Ее создал Дхарма-король Бимбисара после Просветления Будды. Ступа Просветления — важнейшая форма из всех восьми. Она символизирует цель буддийского пути — узнавание собственного ума, полное Просветление. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.

В Сарнатхе была построена Ступа мудрости, или ступа 16 ворот. Это произошло в том месте, где Будда дал первые поучения, о «Четырех благородных истинах».

В Кушинагаре, месте ухода Будды, была построена Ступа паринирваны. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану.

Впоследствии к четырем местам паломничества, связанным с жизнью Будды добавились еще четыре места, связанные с чудесами, совершенными им, это: Раджгир, Шравасти, Шинкаси (Санкасья), Вайшали.

В Раджгире он усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением сангхи была сооружена Ступа примирения, или Ступа единства. Здесь же проходил Первый буддийский собор после ухода Будды в паринирвану, на котором были зафиксированы тексты Сутр и Винаи.

В Шравасти была построена Ступа чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями — последователями неправильных взглядов. Он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе. Эта ступа была построена человеком по имени Лисаби.

В Шинкаси (Санкасья) была построена Ступа схождения с небес Тушита. В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на небеса Тушита, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю в Шинкаси. Схождение из мира Тушита символизируется многими ступенями этой ступы.

В Вайшали возникла Ступа совершенной победы. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей. В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась манговая роща, подаренная Будде куртизанкой Амрапали, в этой роще он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе, продлил свою жизнь на 3 месяца, победив тем самым время и смерть.

Эти места паломничества и ступы, возникшие в них, лишь частично пересекаются с великими реликварными ступами, описанными в Махапаринирвана сутре. Существуют разные списки сутрических ступ, посвященных жизни Будды, сохранившиеся в тибетских источниках, и указываются различные места их расположения. Скорее всего, списки основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где в разное время было построено множество различных ступ. Например, сегодня в Сарнатхе сохранились руины нескольких ступ, и ученые не могут точно сказать, какая из двух — Дхармараджика или Дхамекх, была построена на месте, где Будда дал свои первые поучения. Можно предположить, что понятие «Восьми ступ Татхагаты» отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь позволяет соотнести наиболее значимые события жизни Будды с местами, где располагалось множество буддийских памятников. В результате этого в тибетской традиции утвердилась группа из «Восьми сутрических ступ», отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.

Эти места паломничества, также как и великие реликварные ступы, расположены в Северной Индии, где жил и учил Будда Шакьямуни. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока в III веке до н. э. Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Самые древние из сохранившихся до наших дней монументов находятся в Санчи и Бхарут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии. Их формы постепенно видоизменялись.

Различные формы и виды ступ.

С распространением Буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму или и обретали свои особые архитектурные черты. Это было связано с формой буддизма, практиковавшегося в данной местности, а также с национальными архитектурными стилями.

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, наибольшее внимание уделялось внутреннему наполнению ступ. Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов они придерживаются и сегодня, считается, что они исходят непосредственно от Будды. Именно такие совершенные ступы строятся сейчас в западной части мира.

Особое место среди тибетских ступ занимает ступа Калачакры. Она относится не к сутре, а тантре. Впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатакам), Индия. В Ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поучения и провел церемонию Калачакры. Буддийский монах Тараната писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его просветлением, у Великой ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу „Блистательных Лунных Дворцов“ (Калачакры)». Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, их формы и пропорции также четко регламентированы. В настоящее время известно о существовании примерно десяти ступ Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе.

В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Возведенные на вершинах гор и на берегах рек буддийские пагоды не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, служили объектами созерцания. Гармонично сочетаясь с окружающими их горами и реками, они образовывали единый природно-рукотворный пейзаж. Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. Постройка относится к типу «пагоды в форме терема». Ее старинное описание звучит как: «высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине».

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храма — пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады понятия пагоды и ступы означают храм, в других пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Часто их красят в золото или украшают блестящей плиткой. Одной из самых известных па́год такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни.

Самые известные ступы в Непале — Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре они отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней. Согласно тибетской легенде ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, непальские источники говорят о том, что она была построена в 6-м, 7-м веках нашей эры. Также тибетского Дхарма-короля Трисон Децена часто связывают со строительством этой ступы. Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде на когда-то на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа после того, как Будда Манжушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду. Позже на этом месте была построена ступа. По другим источникам, король Ашока посетил это место в 3-м веке до н. э. и построил здесь храм, а ступа в более-менее современном виде была построена в начале 5-го века нашей эры. С тех пор — это одно из самых почитаемых буддистами и индуистами мест в Гималаях. Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами, изображаются глаза Будды. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позиции медитации: основание ступы — скрещенные ноги; полусферическая часть — торс; реликварий над ней — голова; шпиль — ушниша; луна, солнце, бинду — тройное украшение прически Будды. Как раз глаза приходятся на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, характеризуют состояние Будды, характеризуемое всеведением, что и символизируется в облике ступы.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах получили распространение также «упрощенные» ступы, в архитектуре которых не видно четких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти ступы больше походят на небольшие домики без двери, на крыше которых расположен еще один «домик» с Будда-аспектом. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Мемориальные ступы.

Кроме того, с развитием буддизма, возникла особая категория ступ — мемориальные. Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории сангхи. Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуке (1928–1972). В отличие от других ступ, здесь не содержится останков короля, в нем помещена только фотография ушедшего короля в церемониальной одежде в зале на первом этаже. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего построить пространственное представление ума Будды. Считается что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными свойствами, поэтому ступа очень популярна у паломников.

В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже, расположен один из участков, известных как Поля смерти, где режим Красных Кхмеров между 1975 и 1979 годами казнил приблизительно 17 000 человек. В братских могилах было найдено 8 895 тел, сразу после падения режима Красных Кхмеров. Сегодня, Чоенг Эк — мемориал с буддистской мемориальной ступой. Ступа имеет прозрачные стены, внутри она заполнена более чем пятью тысячами человеческих черепов — жертв режима Пол Пота.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, согласно традиции, любая из вышеперечисленных ступ может быть возведена, в качестве подношения тому или иному Будда-аспекту. То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, может быть возведена в качестве подношения, объектом почитания и, одновременно, символом буддизма.

Ступы сегодня.

С распространением буддизма за пределы Азии, западные ученики стали строить в своих городах и ступы, как объекты для «накопления заслуги». Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий. Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама, строят традиционные пагоды, а мастера из Непала — ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала, была построена ступа в непальском стиле, напоминающая ступу Боднатх в уменьшенном виде.

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно нас смущать. Их внешний вид с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой, в нем нашли свое воплощение местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов. Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к освобождению и просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивая заслугу и мудрость. Всё это — предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку «Буддизм сегодня» и портал Буддизм.ру обязательна.

Пожалуйста, помогите нам сделать рассылку лучше — заполните эту анкету. Ваше мнение для нас очень важно.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/

Информационный партнер рассылки — туристическая компания White Umbrella — http://www.white-umbrella.ru/

Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com