Стихотворение про воздух

Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Андреева-Доглядная Марина

*****

Воздух солёный будто бы пьем,
Жадно вздыхаем ртом мы.
Ждём, когда в рупор крикнет старпом:
— Боцман, отдать швартовы!..

Рубцов Н.

*****

Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!..

Крынина О.

*****

Нарисую ветер в поле,
Что резвится поутру,
Пенье соловья на воле,
Воздух чистый и зарю.

Ординарцева-Тарасенко Е.

*****

Ветер дремлет над травою.
Воздух душен стал:
Гром за синею горою
Глухо застонал.

Пальм А.

*****

Да здравствует осени воздух ненастный!
Вздыхая его, я бодрей и моложе.
Природа в округе настолько прекрасна,
Что даже мороз продирает по коже.

Черкасский Я.

*****

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…

Коган П.

*****

Еще чуть глубже —
и станет больно.
Сжимаясь, воздух
нам поры
жжёт,
в висках стучит,
вытравляет волю.
Немного глубже!
Ещё.
Ещё.

Азотный яд
перемешан с солью.
Пульс в артериях —
тише, тише.
Уже не зная, зачем,
не помня,
погружаемся
ниже,
ниже…

Лазурным мрак
озарён покоем…
Ты — будешь мой,
и моим
был прежде.
Рвутся лёгкие,
дышим кровью.
Глотая воздух
всё реже,
реже…

Кузнецова Майя

*****

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…

Николай Некрасов

*****

Ты мне нужен для вдоха,
Ты мне нужен для выдоха.
С тобою не будет плохо,
Даже если нет выхода…

Мы дарим друг другу
Нежность и тепло.
Это любви заслуга,
Что мы победили зло.

Трудно без тебя дышать,
Ты — мой воздух!
Нельзя себя счастья лишать,
Мир для любви создан!

С теплом пойдем по осени
До нашей новой весны.
За дождливой проседью
В небе лучи видны.

Свари покрепче кофе,
Мы ночь без сна проведём.
Не нужно философий,
Уже всё сказано дождём.

В городе осенняя суматоха,
А в доме уютно и тихо
Ты мне нужен для вдоха,
Ты мне нужен для выдоха.

Гасникова И.

*****

Как-то меня спросили:
«А Вы любите поэзию?»
Я спросил в ответ:
«А Вы любите воздух?»
На вопрос я получил вопрос:
«А зачем его любить?»
«Вполне уместный вопрос,
— ответил я,
зачем любить воздух,
если им надо дышать.»

Воздух. план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

» Воздух»

( старшая группа «А»)

Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память,

внимание, речь); мыслительные операции, творческое воображение, познавательные

интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха, земли,

воды, огня, взаимодействие между ними;

Формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной

жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим

поведением, работать в коллективе.

Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды, глина, кирпич, губка,

бумажные салфетки, стакан с водой, банка стеклянная, спираль для исследования

воздуха, стаканчики с водой для каждого ребенка.

Предварительная

работа: Загадки о воздухе, чтение художественной литературы,

опыты: «Воздух занимает место», «Воздух имеет вес».

Дидактические игры «Кораблик с парусом», «Парашютист» ;

чтение стихотворений о воздухе.

Словарная работа: свойства, воздух, опыт, почва.

Формы

работы

Деятельность

детей

Деятельность

воспитателя

Методы

и

приемы

Заинтересованный момент

Вводная беседа

Опыт № 1

«Воздух– бесцветный, прозрачный, без запаха и вкуса»

Опыт № 2

«Есть ли воздух в – в воде, в почве, в кирпиче?»

Этюд:

«Свойства воздуха»

Опыт № 3

«Свойства воздуха»

Этюд:

«Надуем шар»

Опыт № 4

«Теплый воздух, холодный воздух»

Чтение стихотворения о воздухе

Анализ занятия

Отгадывают загадку

Слушают и отвечают на вопросы

Наблюдают и выполняют опыт

Экспериментируют и делают выводы

Выполняют этюд

Наблюдают и определяют свойства воздуха

Выполняют этюд по тексту

Наблюдают за опытом

Рассказывают стихи

Отвечают на вопросы, делают выводы

Загадывает детям загадку о воздухе

Проводит опыт

Проводит опыт

Проводит опыты и обобщает ответы детей

Проводит этюд

Проводит опыт

Проводит этюд

Проводит опыт

Поощряет детей

Заключительная беседа обобщает ответы детей

Словесный

Словесно — наглядный

Словесный и практический

Словесно – практический, наглядный

Словесный и игровой

Словесно – практический

Практический, игровой, словесный

Практический,

наглядный

Словесный

Словесный

Ход занятия

— Дети, отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем?

(воздух)

— Конечно, вы догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим.

Давайте вспомним, для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб дышать)

— Правильно, воздух нужен е только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для дыхания.

— Как вы думаете, можно увидеть воздух?

(воздух нельзя увидеть)

— Почему? (потому что воздух прозрачный)

— А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.

(дети – стенки аквариума, стекла окон)

— Молодцы.

— Воздух есть везде, только мы его не видим. Но в опыте его увидеть можно.

Опыт № 1

Попробуйте вдохнуть воздух ртом.

— Какой он на вкус? (без вкуса)

— Какого он запаха? (воздух без запаха)

— Значит воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При дыхании мы поглащаем кислород, выдыхаем углекислый газ.

Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов. Прошу пройти вас в нашу экспериментальную лабораторию.

Опыт № 2 «Есть ли воздух в пакет?»

Показываю детям пакет наполненный кубиками.

— Есть ли что – нибудь в пакете? (в пакете кубики)

— Как вы догадались? (увидели)

(освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его. В нижней части он обретает выпуклость и упругость)

— Почему пакет выпуклый? Что есть в нем? (ответы – воздух)

Опыт № 3 «Есть ли воздух в воде?»

— Есть ли в воздухе вода?

(Да)

(предлагаю детям налить воду из – под крана в стакан)

— Почему появились пузырьки на стенках стакана?

(ответы – потому что в воде есть воздух)

Опыт № 4 «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»

(дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку, глину, стекло)

— Почему появились пузырьки:

(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)

Этюд: «Камень и почва»

«Камень – дети стоят, прижавшись друг к другу.

«Почва» — частички почвы (дети) — на некотором расстоянии взявшись за руки.

— Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.

— Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?

— Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.

Опыт № 5 «Салфетка»

(Предлагаю детям бросить салфетку в таз с водой)

— Что произошло с салфеткой? (ответ – она намокла)

(Предлагаю детям опустить салфетку помещенную в пустой стакан, в воду, предварительно стакан повернуть)

— Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)

— Почему? (ответы – в стакане воздух и он не пропустил воду)

Дети, давайте проведем еще один эксперимент.

Ко дну стакана, кусочком пластилина прикреплю сложенную вчетверо бумажную салфетку, опускаю в стакан с водой.

— Намокла ли бумага? (ответы – нет)

— Почему? (ответы – в стакане с салфеткой воздух)

Значит воздух не пропускает воду.

Этюд: «Надуваем шар»

Мальчики – шар, девочки – воздух. Один накачивает воздухом шину. Сначала один ребенок приседает, сжимается, потом второй, третий. Когда шина лопнет, дети выпрямляются и произносят: «ш – ш – ш».

— Дети, мы с вами убедились в том, что воздух не пропускает воду.

— Но у воздуха еще есть одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло укрывающее стебель и корни растений.

— Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он и сохраняет тепло тела, и животным в зимнем лесу никакой мороз не страшен.

Теперь ответьте мне на вопросы:

— Что находится между стеклами в двойных рамах? (ответ – воздух)

— Для чего? (ответ – он сохраняет тепло)

— Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное? (ответ – пушистое)

— Чем греет меховая шуба? (ответы)- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись? (ответы)

Вывод: — Значит воздух проводник тепла и холода.

— Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.

Опыт № 6 «Теплый воздух поднимается вверх»

Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.

— Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от свечи поднимается вверх, змейка вращается)

— Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный воздух опускается вниз и змейка не вращается)

Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.

-Как вы думаете, где воздух лучше в лесу или городе? *ответ – в лесу)

— Лесной воздух не только чистый, но и полезный. Деревья выделяют особые летучие вещества. Особенно полезен тополь.

Благодаря длинному черенку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая смывается дождем.

— Дети, а вы знаете как сохранить воздух чистым? (ответы)

— прежде всего надои беречь растения. Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли. Помогайте взрослым сажать цветы и деревья.

И в заключении нашего занятия мы послушаем стихотворения о воздухе, которое прочтут наши дети.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахрамой

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

-Дети. О чем мы с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Стихи для детей обо всём на свете. Воздух

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Загадки про воздух — лучшая подборка

Загадки про воздух

ВАЖНО: В этой статье представлены загадки на одну тему, а потому ответ во всех без исключения будет один — ВОЗДУХ.

Загадки про воздух:

  1. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. Ни есть, ни пить, ни говорить.
    И даже, честно говоря, разжечь не сможешь ты огня.
  2. Есть бумага и дрова, ветки, хворост и трава, спички есть, но без меня не разжечь тебе огня. Кто я?
  3. Он вокруг, его невидим, только всем необходим: людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.
  4. Для дыхания он нужен, с ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,
    Не поймать его рукой!
  5. Мы его не замечаем, мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим…
  6. Окружает нас всегда, мы им дышим без труда, он без запаха, без цвета. Угадайте, что же это?
  7. Птицы реют в небесах — по нему, самолет летит в горах — по нему. В организм наш кислород поступает «по нему», без него нам жизни нет — никому.
  8. Им дышат звери, птицы, люди, без него мы огня не добудем, без него нет жизни нигде —
    даже тем, кто живет в воде.
  9. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам.
  10. Ты без него не сможешь жить ни есть, ни пить, ни говорить. Без него твое существование быстро прекратится!

Загадки про воздух для дошкольников

Загадки про воздух для дошкольников

Загадки про воздух для дошкольников:

  1. Он заходит к нам в окно, с ним нам дышится легко. Он прозрачный, он не пахнет. Без него вокруг все чахнет.
  2. Он в лесу густой, душистый, как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной… Что это?
  3. Им дышат все на огромной планете, без него не могут жить ни взрослые, ни дети.
  4. Никто его не замечает, вслух про него никто не говорит. Одно мы точно знаем,
    что мы его вдыхаем, и всем нам он очень необходим.
  5. Без него огонь не горит и рыбки в воде не живут. Что это за прозрачная субстанция?
  6. Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас.
  7. Я коварный поджигатель, вы огня хотите — нате! Я всесильный окислитель, если только дров дадите.
  8. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.
  9. Для дыхания он нужен, летом знойным или в стужу. Он везде есть: в городах, в поле или в деревнях.
  10. Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

Загадки про воздух для детей 1-2 класса

Загадки про воздух для детей 1-2 класса

Загадки про воздух для 1-2 класса:

  1. Ветер тихо клен качает вправо-влево наклоняет. Раз наклон, два наклон – зашумел листвой он. Что помогает ветру?
  2. У чего нет веса, цвета и фигуры?
  3. Что невидимое окружает людей, животных и природу?
  4. Человек всегда находится рядом с этим невидимкой, но ни разу не смог увидеть ее.
  5. Постоянно находится в поле. Все думают — это конь, но это не он. Летает в небе, словно синица, но это не птица.
  6. Рыба не может жить без воды, а человек без чего?
  7. Он никуда от нас не уходит. В любую погоду, в любое время года он рядом с нами, и жить нам помогает.
  8. Все его могут услышать, но никто не увидит.
  9. Невидимка сидит на плече и в нос задувает.
  10. Им нельзя запастись или одолжить на время. Если он пропадет, то и живое существо через 10 минут умрет.

Загадка про воздух для 3 класса с ответами

Загадка про воздух для 3 класса с ответами

Загадка про воздух для 3 класса с ответами:

  1. Без чего невозможны процессы окисления?
  2. Что проводит звук в пространстве? Нет его — нет и звука.
  3. Где содержится азот, водород и кислород, также углекислый газ, и все это вокруг нас?
  4. Я его поймаю носом, а могу поймать насосом, поплыву на глубину – он не даст пойти ко дну.
  5. Что режется легче, чем масло, но может сломать дом?
  6. Что можно почувствовать только в движении, когда движутся ты или он?
  7. Невидимка ходит кругом, побежит — завоет вьюга.
  8. Он приносит дождь и снег и слезу точит из век.
  9. Он приносит звук и свет, без него дыханья нет.
  10. Для огня он нужный газ, но не видим он для нас.

Короткие загадки про воздух

Короткие загадки про воздух

Короткие загадки про воздух:

  1. Вокруг носа летает, а в руки не попадает.
  2. В огне не горит, в воде не тонет.
  3. Им наполнен пар и ветер, всех прозрачней он на свете.
  4. Нельзя ни выпить, ни съесть, не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета.
  5. Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый. И человеку, и животному, и растению.
  6. Он легче воды, но тяжелее облаков.
  7. Мы его не видим, а шарик им надуваем.
  8. Он совсем незлой, а щеки без него не надуть.
  9. Летом он теплый, а зимой холодный.
  10. В лесу всегда свежий, а в корзинку не соберешь.

Русские народные загадки про воздух

Русские народные загадки про воздух:

  1. Если он прозрачен, солнце заглянет в твое оконце. Если движется, то ветер полетит по белу свету.
  2. Есть земля, огонь, вода — с ними рядом он всегда.
  3. Чем мы дышим, через него видим и слышим?
  4. Он заходит к нам в окно, с ним нам дышится легко.
  5. Нет ног, но на месте она не стоит, ложе есть, но не спит,
  6. Не море, не земля, корабли не плавают, и ходить по нему нельзя.
  7. Что можно представить, но нельзя потрогать руками?
  8. Может он подуть, чуть-чуть, всколыхнув траву. Если станет сильно дуть — вихрем назову.
  9. Почувствуешь на лице если только побежишь.
  10. Чем не надышишься про запас?

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
Исаковский М.
* * *
Где ночует ветерок?
У развилки трёх дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
А вокруг не шевелятся
Ни травинка, ни листок —
Разбудить они боятся.
Задремавший ветерок.
Ю. Жаркой
* * *
К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Занавеску шевельнул.
Разыгрался – в тот же час
Стал сильнее дуть на нас!
Л. Гуляева
* * *
Ветерок к нам в окошко влетел,
Пошуршал, позвенел, поскрипел.
Лист бумаги смахнул,
Рядом с кошкой уснул.
За секунду все сразу успел.
Е. Елова
* * *
– Здравствуй, ветер! Где ты был?
– С облаками в небе плыл,
Повстречал большую тучу,
Облака собрал все в кучу,
Грянул гром, земля тряслась,
Туча в землю пролилась,
Ярко молния сверкала
И зигзагами скакала,
Я от страха влез в дупло
И заснул, в нём так тепло!
Т. Второва
* * *
Я гулял поутру,
разгоняя сон, сон.
Дерзкиё ветер из рук
чуть не вырвал зонт, зонт.
— Тише, Ветер, а то,
натворишь ты бед, бед! —
Ветер дунул в пальто:
«Не утихну, нет, нет…»
Взял я зонт, будто прут,
и по Ветру хлоп, хлоп!
Ну, а Дождь -тут как тут :
мне с размаху в лоб, в лоб.
Т. Собакин
* * *
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.

«Великий невидимка – воздух». Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД: Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.