Стихи про венецию

  • Список стихотворений про Венецию
  • Рейтинг стихотворений про Венецию

    Стихотворения русских поэтов про Венецию

    Венецианская ночь (Иван Иванович Козлов)
    Фантазия П.А. Плетневу Ночь весенняя дышала Светло-южною красой; Тихо Брента — протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов. Свод лазурный, томный ропот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны, Упоенья аромата И цветов и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав — Всё вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется, мчится младость На любви весенний пир; По водам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком. Что же, что не видно боле Над игривою рекой В светло-убранной гондоле Той красавицы младой, Чья улыбка, образ милый Волновали все сердца И пленяли дух унылый Исступленного певца? Нет ее: она тоскою В замок свой удалена; Там живет одна с мечтою, Тороплива и мрачна. Не мила ей прелесть ночи, Не манит сребристый ток, И задумчивые очи Смотрят томно на восток. Но густее тень ночная; И красот цветущий рой, В неге страстной утопая, Покидает пир ночной. Стихли пышные забавы, Всё спокойно на реке, Лишь Торкватовы октавы Раздаются вдалеке. Вот прекрасная выходит На чугунное крыльцо; Месяц бледно луч наводит На печальное лицо; В русых локонах небрежных Рисовался легкий стан, И на персях белоснежных Изумрудный талисман! Уж в гондоле одинокой К той скале она плывет, Где под башнею высокой Море бурное ревет. Там певца воспоминанье В сердце пламенном живей, Там любви очарованье С отголоском прежних дней. И в мечтах она внимала, Как полночный вещий бой Медь гудящая сливала С вечно-шумною волной. Не мила ей прелесть ночи, Душен свежий ветерок, И задумчивые очи Смотрят томно на восток. Тучи тянутся грядою, Затмевается луна; Ясный свод оделся мглою; Тма внезапная страшна. Вдруг гондола осветилась, И звезда на высоте По востоку покатилась И пропала в темноте. И во тме с востока веет Тихогласный ветерок; Факел дальний пламенеет, — Мчится по морю челнок. В нем уныло молодая Тень знакомая сидит, Подле арфа золотая, Меч под факелом блестит. Не играйте, не звучите, Струны дерзкие мои: Славной тени не гневите!.. О! свободы и любви Где же, где певец чудесный? Иль его не сыщет взор? Иль угас огонь небесный, Как блестящий метеор?
    Венеция (Восемь лет в Венеции я не был…) (Иван Алексеевич Бунин)
    Восемь лет в Венеции я не был… Всякий раз, когда вокзал минуешь И на пристань выйдешь, удивляет Тишина Венеции, пьянеешь От морского воздуха каналов. Эти лодки, барки, маслянистый Блеск воды, огнями озаренной, А за нею низкий ряд фасадов Как бы из слоновой грязной кости, А над ними синий южный вечер, Мокрый и ненастный, но налитый Синевою мягкою, лиловой, — Радостно все это было видеть! Восемь лет… Я спал в давно знакомой Низкой, старой комнате, под белым Потолком, расписанным цветами. Утром слышу, — колокол: и звонко И певуче, но не к нам взывает Этот чистый одинокий голос, Голос давней жизни, от которой Только красота одна осталась! Утром косо розовое солнце Заглянуло в узкий переулок, Озаряя отблеском от дома, От стены напротив — и опять я Радостную близость моря, воли Ощутил, увидевши над крышей, Над бельем, что по ветру трепалось, Облаков сиреневые клочья В жидком, влажно-бирюзовом небе. А потом на крышу прибежала И белье снимала, напевая, Девушка с раскрытой головою, Стройная и тонкая… Я вспомнил Капри, Грациэллу Ламартина… Восемь лет назад я был моложе, Но не сердцем, нет, совсем не сердцем! В полдень, возле Марка, что казался Патриархом Сирии и Смирны, Солнце, улыбаясь в светлой дымке, Перламутром розовым слепило. Солнце пригревало стены Дожей, Площадь и воркующих, кипящих Сизых голубей, клевавших зерна Под ногами щедрых форестьеров. Все блестело — шляпы, обувь, трости, Щурились глаза, сверкали зубы, Женщины, весну напоминая Светлыми нарядами, раскрыли Шелковые зонтики, чтоб шелком Озаряло лица… В галерее Я сидел, спросил газету, кофе И о чем-то думал… Тот, кто молод, Знает, что он любит. Мы не знаем — Целый мир мы любим… И далеко, За каналы, за лежавший плоско И сиявший в тусклом блеске город, За лагуны Адрии зеленой, В голубой простор глядел крылатый Лев с колонны. В ясную погоду Он на юге видит Апеннины, А на сизом севере — тройные Волны Альп, мерцающих над синью Платиной горбов своих ледяных… Вечером — туман, молочно-серый, Дымный, непроглядный. И пушисто Зеленеют в нем огни, столбами Фонари отбрасывают тени. Траурно Большой канал чернеет В россыпи огней, туманно-красных, Марк тяжел и древен. В переулках — Слякоть, грязь. Идут посередине, — В опере как будто. Сладко пахнут Крепкие сигары. И уютно В светлых галереях — ярко блещут Их кафе, витрины. Англичане Покупают кружево и книжки С толстыми шершавыми листами, В переплетах с золоченой вязью, С грубыми застежками… За мною Девочка пристряла — все касалась До плеча рукою, улыбаясь Жалостно и робко: «Mi d’un soldo!»* Долго я сидел потом в таверне, Долго вспоминал ее прелестный Жаркий взгляд, лучистые ресницы И лохмотья… Может быть, арабка? Ночью, в час, я вышел. Очень сыро, Но тепло и мягко. На пьяцетте Камни мокры. Нежно пахнет морем, Холодно и сыро вонью скользких Темных переулков, от канала — Свежестью арбуза. В светлом небе Над пьяцеттой, против папских статуй На фасаде церкви — бледный месяц: То сияет, то за дымом тает, За осенней мглой, бегущей с моря. «Не заснул, Энрико?» — Он беззвучно, Медленно на лунный свет выводит Длинный черный катафалк гондолы, Чуть склоняет стан — и вырастает, Стоя на корме ее… Мы долго Плыли в узких коридорах улиц, Между стен высоких и тяжелых… В этих коридорах — баржи с лесом, Барки с солью: стали и ночуют. Под стенами — сваи и ступени, В плесени и слизи. Сверху — небо, Лента неба в мелких бледных звездах… В полночь спит Венеция, — быть может, Лишь в притонах для воров и пьяниц, За вокзалом, светят щели в ставнях, И за ними глухо слышны крики, Буйный хохот, споры и удары По столам и столикам, залитым Марсалой и вермутом… Есть прелесть В этой поздней, в этой чадной жизни Пьяниц, проституток и матросов! «Но amato, amo, Desdemona»,** — Говорит Энрико, напевая, И, быть может, слышит эту песню Кто-нибудь вот в этом темном доме — Та душа, что любит… За оградой Вижу садик; в чистом небосклоне — Голые, прозрачные деревья, И стеклом блестят они, и пахнет Сад вином и медом… Этот винный Запах листьев тоньше, чем весенний! Молодость груба, жадна, ревнива, Молодость не знает счастья — видеть Слезы на ресницах Дездемоны, Любящей другого… Вот и светлый Выход в небо, в лунный блеск и воды! Здравствуй, небо, здравствуй, ясный месяц, Перелив зеркальных вод и тонкий Голубой туман, в котором сказкой Кажутся вдали дома и церкви! Здравствуйте, полночные просторы Золотого млеющего взморья И огни чуть видного экспресса, Золотой бегущие цепочкой По лагунам к югу! * Дай мне сольдо! (итал.). ** Я любил, люблю, Дездемона (итал.).
    Венеция (Колоколов средневековый) (Иван Алексеевич Бунин)
    Колоколов средневековый Певучий зов, печаль времен, И счастье жизни вечно новой, И о былом счастливый сон. И чья-то кротость, всепрощенье И утешенье: все пройдет! И золотые отраженья Дворцов в лазурном глянце вод. И дымка млечного опала, И солнце, смешанное с ним, И встречный взор, и опахало, И ожерелье из коралла Под катафалком водяным.
    Венеция (Алексей Николаевич Апухтин)
    1 В развалинах забытого дворца Водили нас две нищие старухи, И речи их лилися без конца. «Синьоры, словно дождь среди засухи, Нам дорог ваш визит; мы стары, глухи И не пленим вас нежностью лица, Но радуйтесь тому, что нас узнали: Ведь мы с сестрой последние Микьяли. 2 Вы слышите: Микьяли… Как звучит! Об нас не раз, конечно, вы читали, Поэт о наших предках говорит, Историк их занес в свои скрижали, И вы по всей Италии едва ли Найдете род, чтоб был так знаменит. Так не были богаты и могучи Ни Пезаро, ни Фоскари, ни Пучи… 3 Ну, а теперь наш древний блеск угас. И кто же разорил нас в пух? — Ребенок! Племянник Гаэтано был у нас, Он поручен нам был почти с пеленок; И вырос он красавцем: строен, тонок… Как было не прощать его проказ! А жить он начал уже слишком рано… Всему виной племянник Гаэтано. 4 Анконские поместья он спустил, Палаццо продал с статуями вместе, Картины пропил, вазы перебил, Брильянты взял, чтоб подарить невесте, А проиграл их шулерам в Триесте. А впрочем, он прекрасный малый был, Характера в нем только было мало… Мы плакали, когда его не стало. 5 Смотрите, вот висит его портрет С задумчивой, кудрявой головою: А вот над ним — тому уж много лет,- С букетами в руках и мы с сестрою. Тогда мы обе славились красою, Теперь, увы… давно пропал и след От прошлого… А думается: все же На нас теперь хоть несколько похоже. 6 А вот Франческо… С этим не шути, В его глазах не сыщешь состраданья: Он заседал в Совете десяти, Ловил, казнил, вымучивал признанья, За то и сам под старость, в наказанье, Он должен был тяжелый крест нести: Три сына было у него,- все трое Убиты в роковом Лепантском бое. 7 Вот в мантии старик, с лицом сухим: Антонио… Мы им гордиться можем: За доброту он всеми был любим, Сенатором был долго, после дожем, Но, ревностью, как демоном, тревожим, К жене своей он был неумолим! Вот и она, красавица Тереза: Портрет ее — работы Веронеза — 8 Так, кажется, и дышит с полотна… Она была из рода Морозини… Смотрите, что за плечи, как стройна, Улыбка ангела, глаза богини, И хоть молва нещадна,- как святыни, Терезы не касалася она. Ей о любви никто б не заикнулся, Но тут король, к несчастью, подвернулся. 9 Король тот Генрих Третий был. О нем В семействе нашем памятно преданье, Его портрет мы свято бережем. О Франции храня воспоминанье, Он в Кракове скучал как бы в изгнаньи И не хотел быть польским королем. По смерти брата, чуя трон побольше, Решился он в Париж бежать из Польши. 10 Дорогой к нам Господь его привел. Июльской ночью плыл он меж дворцами, Народ кричал из тысячи гондол, Сливался пушек гром с колоколами, Венеция блистала вся огнями. В палаццо Фоскарини он вошел… Все плакали: мужчины, дамы, дети… Великий государь был Генрих Третий! 11 Республика давала бал гостям… Король с Терезой встретился на бале. Что было дальше — неизвестно нам, Но только мужу что-то насказали, И он, Терезу утопив в канале, Венчался снова в церкви Фрари, там, Где памятник великого Кановы… Но старику был брак несчастлив новый». 12 И длился об Антонио рассказ, О бедствиях его второго брака… Но начало тянуть на воздух нас Из душных стен, из плесени и мрака… Старухи были нищие,- однако От денег отказались и не раз Нам на прощанье гордо повторяли: «Да, да,- ведь мы последние Микьяли!» 13 Я бросился в гондолу и велел Куда-нибудь подальше плыть. Смеркалось… Канал в лучах заката чуть блестел, Дул ветерок, и туча надвигалась. Навстречу к нам гондола приближалась, Под звук гитары звучный тенор пел, И громко раздавались над волнами Заветные слова: dimmi che m’ami. {*} 14 Венеция! Кто счастлив и любим, Чья жизнь лучом сочувствия согрета, Тот, подойдя к развалинам твоим, В них не найдет желанного привета. Ты на призыв не дашь ему ответа, Ему покой твой слишком недвижим, Твой долгий сон без жалоб и без шума Его смутит, как тягостная дума. 15 Но кто устал, кто бурей жизни смят, Кому стремиться и спешить напрасно, Кого вопросы дня не шевелят, Чье сердце спит бессильно и безгласно, Кто в каждом дне грядущем видит ясно Один бесцельный повторений ряд,- Того с тобой обрадует свиданье… И ты пришла! И ты — воспоминанье!.. 16 Когда больная мысль начнет вникать В твою судьбу былую глубже, шире, Она не дожа будет представлять, Плывущего в короне и порфире, А пытки, казни, мост Dei Sospiri — Все, все, на чем страдания печать… Какие тайны горя и измены Хранят безмолвно мраморные стены!.. 17 Как был людьми глубоко оскорблен, Какую должен был понесть потерю, Кто написал, в темнице заключен Без окон и дверей, подобно зверю: «Спаси Господь от тех, кому я верю,- От тех, кому не верю, я спасен!» Он, может быть, великим был поэтом,- История твоя в двустишьи этом! 18 Страданья чашу выпивши до дна, Ты снова жить, страдать не захотела, В объятьях заколдованного сна, В минувшем блеске ты окаменела: Твой дож пропал, твой Марк давно без дела Твой лев не страшен, площадь не нужна, В твоих дворцах пустынных дышит тленье… Везде покой, могила, разрушенье… 19 Могила!.. да! но отчего ж порой Ты хороша, пленительна, могила? Зачем она увядшей красотой Забытых снов так много воскресила, Душе напомнив, что в ней прежде жило? Ужель обманчив так ее покой? Ужели сердцу суждено стремиться, Пока оно не перестанет биться?.. 20 Мы долго плыли… Вот зажглась звезда, Луна нас обдала потоком света; От прежней тучи нет теперь следа, Как ризой, небо звездами одето. «Джузеппе! Пеппо!» — прозвучало где-то.. Все замерло: и воздух и вода. Гондола наша двигалась без шума, Налево берег Лидо спал угрюмо. 21 О, никогда на родине моей В года любви и страстного волненья Не мучили души моей сильней Тоска по жизни, жажда увлеченья! Хотелося забыться на мгновенье, Стряхнуть былое, высказать скорей Кому-нибудь, что душу наполняло… Я был один, и все кругом молчало… 22 А издали, луной озарена, Венеция, средь темных вод белея, Вся в серебро и мрамор убрана, Являлась мне как сказочная фея. Спускалась ночь, теплом и счастьем вея; Едва катилась сонная волна, Дрожало сердце, тайной грустью сжато, И тенор пел вдали «О, sol beato»… {**} * Скажи мне, что любишь меня (ит.) ** О, прекрасное солнце (ит.)
    Венеция (Максимилиан Александрович Волошин)
    Венеция — сказка. Старинные зданья Горят перламутром в отливах тумана. На всём бесконечная грусть увяданья Осенних тонов Тициана.
    Венеция (Фёдор Иванович Тютчев)
    Дож Венеции свободной Средь лазоревых зыбей, Как жених порфирородный, Достославно, всенародно Обручался ежегодно С Адриатикой своей. И недаром в эти воды Он кольцо свое бросал: Веки целые, не годы (Дивовалися народы), Чудный перстень воеводы Их вязал и чаровал… И чета в любви и мире Много славы нажила — Века три или четыре, Все могучее и шире, Разрасталась в целом мире Тень от львиного крыла. А теперь? В волнах забвенья Сколько брошенных колец!.. Миновались поколенья,— Эти кольца обрученья, Эти кольца стали звенья Тяжкой цепи наконец!..
    <1850>
    Венеция (Анна Андреевна Ахматова)
    Золотая голубятня у воды, Ласковой и млеюще зеленой; Заметает ветерок соленый Черных лодок узкие следы. Сколько нежных, странных лиц в толпе. В каждой лавке яркие игрушки: С книгой лев на вышитой подушке, С книгой лев на мраморном столбе. Как на древнем, выцветшем холсте, Стынет небо тускло-голубое, Но не тесно в этой тесноте И не душно в сырости и зное.
    Венеция (Каролина Карловна Павлова)
    Паров исчезло покрывало,- Плывем.- Еще ли не видна? Над ровною чертою вала Там словно что-то засияло, Нырнув из моря.- Вот она! Зыбь вкруг нее играет ярко; Земли далеки берега; К нам грузная подходит барка, Вот куполы святого Марка, Риальта чудная дуга. И гордые прокурации Стоят, как будто б корабли Властителям блажной стихии И ныне дани Византии Толпой усердною несли. Свой горький жребий забывая, Царица пленная морей, Облитая лучами мая, Глядится, женщина прямая, В волне сверкающей своей.
    Венеция (Михаил Юрьевич Лермонтов)
    1 Поверхностью морей отражена, Богатая Венеция почила, Сырой туман дымился, и луна Высокие твердыни осребрила. Чуть виден бег далекого ветрила, Студеная вечерняя волна Едва шумит вод веслами гондолы И повторяет звуки баркаролы. 2 Мне чудится, что это ночи стон, Как мы, своим покоем недовольной, Но снова песнь! и вновь гитары звон! О, бойтеся, мужья, сей песни вольной. Советую, хотя мне это больно, Не выпускать красавиц ваших, жен; Но если вы в сей миг неверны сами, Тогда, друзья! да будет мир меж вами! 3 И мир с тобой, прекрасный Чичизбей, И мир с тобой, лукавая Мелина. Неситеся по прихоти морей, Любовь нередко бережет пучина; Хоть и над морем царствует судьбина, Гонитель вечный счастливых людей, Но талисман пустынного лобзанья Уводит сердца темные мечтанья. 4 Рука с рукой, свободу дав очам, Сидят в ладье и шепчут меж собою; Она вверяет месячным лучам Младую грудь с пленительной рукою, Укрытые досель под епанчою, Чтоб юношу сильней прижать к устам; Меж тем вдали, то грустный, то веселый, Раздался звук обычной баркаролы: Как в дальнем море ветерок, Свободен вечно мой челнок; Как речки быстрое русло, Не устает мое весло. Гондола по воде скользит, А время по любви летит; Опять сравняется вода, Страсть не воскреснет никогда.
    1830-1831
    Венеция (Николай Степанович Гумилев)
    Поздно. Гиганты на башне Гулко ударили три. Сердце ночами бесстрашней. Путник, молчи и смотри. Город, как голос наяды, В призрачно-светлом былом, Кружев узорней аркады, Воды застыли стеклом. Верно, скрывают колдуний Завесы черных гондол Там, где огни на лагуне — Тысячи огненных пчел. Лев на колонне, и ярко Львиные очи горят, Держит Евангелье Марка, Как серафимы, крылат. А на высотах собора, Где от мозаики блеск, Чу, голубиного хора Вздох, воркованье и плеск. Может быть, это лишь шутка, Скал и воды колдовство, Марево? Путнику жутко, Вдруг… никого, ничего? Крикнул. Его не слыхали, Он, оборвавшись, упал В зыбкие, бледные дали Венецианских зеркал.
    <Март 1913>
    Венеция (Валерий Яковлевич Брюсов)
    Почему под солнцем юга в ярких красках и цветах, В формах выпукло-прекрасных представал пред взором прах? Здесь — пришлец я, но когда-то здесь душа моя жила. Это понял я, припомнив гондол черные тела. Это понял, повторяя Юга полные слова, Это понял, лишь увидел моего святого Льва! От условий повседневных жизнь свою освободив, Человек здесь стал прекрасен и как солнце горделив. Он воздвиг дворцы в лагуне, сделал дожем рыбака, И к Венеции безвестной поползли, дрожа, века. И доныне неизменно все хранит здесь явный след Прежней дерзости и мощи, над которой смерти нет.
    Венеция (К.Р. (Константин Романов))
    I Надпись к картине С какою кроткостью и скорбью нежной Пречистая взирает с полотна! Грядущий час печали неизбежной Как бы предчувствует Она! К груди Она Младенца прижимает И Им любуется, о Нем грустя… Как Бог, Он взором вечность проницает И беззаботен, как дитя! Гмунден 20 мая 1882 II Баркарола Плыви, моя гондола, Озарена луной, Раздайся, баркарола, Над сонною волной. Настроена гитара: О, друг, я в честь твою Всего земного шара Все песни пропою! Смотри, уж на Пьяццетте Потушены огни, При ярком лунном свете С тобою мы одни. Замолкли серенады, И ставни заперты, — Среди ночной прохлады Не спим лишь я да ты. До Лидо не далеко, Мы быстро доплывем; Там море так широко Раскинулось кругом; Там месяц волны любит: Смотри, как с вышины Лучами он голубит Морские глубины. Там, в голубом просторе, В лазоревой дали Забудем мы и горе, И бедствия земли. Пусть звуки поцелуя Подслушает волна, И, как тебя люблю я, Пусть подглядит луна! Гмунден 24 мая 1882 III Мост вздохов Под мостом вздохов проплывала Гондола позднею порой, И в бледном сумраке канала Раздумье овладело мной. Зачем таинственною сенью Навис так мрачно этот свод? Зачем такой зловещей тенью Под этим мостом обдает? Как много вздохов и стенаний, Должно быть, в прежние года Слыхали стены этих зданий И эта мутная вода! Могли б поведать эти своды, Как в дни жестокой старины, Бывало, оглашались воды Паденьем тела с вышины; И волн, и времени теченье Спешило тело унести: То были жертвы отомщенья Совета Трех и Десяти… Но не болтливы стен каменья, Не разговорчива вода, И лишь в одном воображенье Встают минувшие года. Безмолвна мраморная арка, Безмолвен сумрачный канал… Крылатый лев Святого Марка Сном вековечным задремал. Штутгарт 4 июня 1882 IV Скользила гондола моя над волной Морского широкого лона. Заката малиновый луч надо мной Румянил лазурь небосклона. Жемчужные сверху ряды облаков Гляделись в спокойное море, И слышался бой отдаленный часов, Теряясь в безбрежном просторе. Желанием сладостным, нежной тоской Душа изнывала и млела: Хотелося слиться с волной голубой, Лететь выше неба предела; Хотелось угаснуть, как луч золотой, Застыть, как те звуки в просторе, — Хотелось объять ненасытной душой Все небо и целое море! Стрельна 12 июля 1882 V Помнишь, порою ночною Наша гондола плыла, Мы любовались луною, Всплескам внимая весла. Помнишь, безмолвно дремала Тихим Венеция сном, В сонные воды канала Звезды гляделись кругом. Мимо палаццо мы дожей, Мимо Пьяццетты колонн Плыли с тобою… О, Боже, Что за чарующий сон! Искрились волны лагуны… Где-то в дали голубой Плакали нежные струны, — Пел гондольер молодой; Пел он про месяц и море, Про голубую волну, Пел про блаженство и горе. Пел про любовь и весну. Дивная песнь навевала Грезы блаженной любви, В душу она проникала, Страсть разжигала в крови… Помнишь, порою ночною Тихо гондола плыла, Мы любовались луною… О, что за ночь то была! Красное Село 28 июля 1882 VI На площади Святого Марка, Где вьются стаи голубей, Где меж бесчисленных колонн за аркой арка Пленяют взор каймой узорчатой своей, Остановился я… Уж угасал, бледнея, Тревожный, суетливый день; С безоблачных небес, таинственно синея, На землю сонную спускалась ночи тень; И колокола благовест унылый Сзывал к вечерне христиан. Меня Влекло неведомою силой К старинному собору, чтобы дня Забыть и шум, и утомленье. Благоговейного исполнен умиленья, Переступил святыни я порог… Лампады теплились, дымилися кадила, И сумрачная мгла, казалось, говорила: Здесь соприсутствует нам Бог! — И стал молиться я спокойный и безмолвный. Орган откуда-то с незримой вышины Звучал торжественно, и стройных звуков волны Лилися среди мертвой тишины. В них слышались и слезы, и стенанья, Скорбь за утраченные небеса, И неземные воздыханья, И райских песен голоса. Прозрачный, легкий дым каждений благовонных, Струясь вкруг мраморных столбов, Скользя по плитам стен, вдоль сводов закопченных, Вился и таял в мраке куполов, Молитвой и веками освященных. И лики строгие угодников святых Со злата греческой мусии Глядели на меня… И о родных Иконах матушки России Невольно вспомнил я тогда; Моя душа крылатою мечтою Перенеслась на родину, туда, На север, где теперь, согретая весною, Душистая черемуха цветет, Благоухают пышные сирени, И песни соловей поет… В уме столпилось столько впечатлений!.. И вздохом я вздохнул таким, Каким вздохнуть один лишь Русский может, Когда его тоска по родине изгложет Недугом тягостным своим.
    Венеция, 19 апреля 1885
    Венеция (Борис Леонидович Пастернак)
    Я был разбужен спозаранку Щелчком оконного стекла. Размокшей каменной баранкой В воде Венеция плыла. Все было тихо, и, однако, Во сне я слышал крик, и он Подобьем смолкнувшего знака Еще тревожил небосклон. Он вис трезубцем Скорпиона Над гладью стихших мандолин И женщиною оскорбленной, Быть может, издан был вдали. Теперь он стих и черной вилкой Торчал по черенок во мгле. Большой канал с косой ухмылкой Оглядывался, как беглец. Туда, голодные, противясь, Шли волны, шлендая с тоски, И гондолы* рубили привязь, Точа о пристань тесаки. Вдали за лодочной стоянкой В остатках сна рождалась явь. Венеция венецианкой Бросалась с набережных вплавь. * В отступление от обычая восстанавливаю итальянское ударение — П.
    1913, 1928
    Веницейская жизнь (Осип Эмильевич Мандельштам)
    Веницейской жизни, мрачной и бесплодной, Для меня значение светло. Вот она глядит с улыбкою холодной В голубое дряхлое стекло. Тонкий воздух кожи, синие прожилки, Белый снег, зеленая парча. Всех кладут на кипарисные носилки, Сонных, теплых вынимают из плаща. И горят, горят в корзинах свечи, Словно голубь залетел в ковчег. На театре и на праздном вече Умирает человек. Ибо нет спасенья от любви и страха, Тяжелее платины Сатурново кольцо, Черным бархатом завешенная плаха И прекрасное лицо. Тяжелы твои, Венеция, уборы, В кипарисных рамах зеркала. Воздух твой граненый. В спальне тают горы Голубого дряхлого стекла. Только в пальцах — роза или склянка, Адриатика зеленая, прости! Что же ты молчишь, скажи, венецианка, Как от этой смерти праздничной уйти? Черный Веспер в зеркале мерцает, Все проходит, истина темна. Человек родится, жемчуг умирает, И Сусанна старцев ждать должна.
    Данте в Венеции (Валерий Яковлевич Брюсов)
    По улицам Венеции, в вечерний Неверный час, блуждал я меж толпы, И сердце трепетало суеверней. Каналы, как громадные тропы, Манили в вечность; в переменах тени Казались дивны строгие столпы, И ряд оживших призрачных строений Являл очам, чего уж больше нет, Что было для минувших поколений. И, словно унесенный в лунный свет, Я упивался невозможным чудом, Но тяжек был мне дружеский привет… В тот вечер улицы кишели людом, Во мгле свободно веселился грех, И был весь город дьявольским сосудом. Бесстыдно раздавался женский смех, И зверские мелькали мимо лица… И помыслы разгадывал я всех. Но вдруг среди позорной вереницы Угрюмый облик предо мной возник. Так иногда с утеса глянут птицы,- То был суровый, опаленный лик. Не мертвый лик, но просветленно-страстный. Без возраста — не мальчик, не старик. И жалким нашим нуждам не причастный, Случайный отблеск будущих веков, Он сквозь толпу и шум прошел, как властный. Мгновенно замер говор голосов, Как будто в вечность приоткрылись двери, И я спросил, дрожа, кто он таков. Но тотчас понял: Данте Алигьери.
    18 декабря 1900
    Морлах в Венеции (Сергей Федорович Дуров)
    Когда я последний цехин промотал И мне изменила невеста — Лукавый далмат мне с усмешкой сказал: «Пойдем-ка в приморское место. Там много красавиц в высоких стенах И более денег, чем камней в горах. Кафтан на солдате из бархата сшит; Не жизнь там солдату — а чудо: Поверь мне, товарищ, и весел и сыт Вернешься ты в горы оттуда… Долимая на тебе серебром заблестит, Кинжал на цепи золотой зазвенит. Как только мы в город с тобою войдем, Нас встретят приветные глазки, А если под окнами песню споем, От всех нам посыплются ласки… Пойдем же скорее, товарищ, пойдем! Мы с деньгами в горы оттуда придем». И вот за безумцем безумец побрел Под кров отделенного неба: Но воздух чужбины для сердца тяжел. Но вчуже — нет вкусного хлеба; В толпе незнакомцев я словно в степи — И плачу и вою, как пес на цепи… Тут не с кем размыкать печали своей И некому в горе признаться; Пришельцы из милой отчизны моей Родимых привычек стыдятся; И я, как былинка под небом чужим, То холодом сдавлен, то зноем палим. Ах, любо мне было средь отческих гор, В кругу моих добрых собратий; Там всюду встречал я приветливый взор И дружеский жар рукожатий; А здесь я как с ветки отпавший листок. Заброшенный ветром в сердитый поток.
    «Над темным заливом, вдоль звучных зыбей» (Иван Иванович Козлов)
    Графине З.И. Лепцельтерн Над темным заливом, вдоль звучных зыбей Венеции, моря царицы, Пловец полуночный в гондоле своей С вечерней зари до денницы Рулем беззаботным небрежно сечет Ленивую влагу ночную; Поет он Ринальда, Танкреда поет, Поет Эрминию младую; Поет он по сердцу, сует удален, Чужого суда не страшится, И, песней любимой невольно пленен, Над бездною весело мчится. И я петь люблю про себя, в тишине, Безвестные песни мечтаю, Пою, и как будто отраднее мне, Я горе мое забываю, Как ветер ни гонит мой бедный челнок Пучиною жизни мятежной, Где я так уныло и так одинок Скитаюсь во тме безнадежной…

    Всего стихотворений: 17

    Количество обращений к теме стихотворений: 7682

  • Венеция

    На площади Святого Марка,
    Средь голубиной мишуры,
    В скрипачных слезах огнепалких,
    Соборы золотом цвели.
    Дух Гете, Пруста, Твена, Манна
    Глотком вина сплетал строку
    Меж столиками «Флориана»,
    Под колокольную тоску.
    Венецианские порталы,
    Нептуна сеть, да Марса перст,
    Фруктово-рыбные развалы,
    Дворцов соседствующих спесь.
    Палаты дожей – зал тщеславья,
    Встречают сонм открытых ртов,
    Из камня высечен печалью
    Венец колонн, мостов и львов.
    Шарманка оперного хора
    Вздувает «Ла Финичи» нимб,
    Здесь все исполнено простора
    Морских кровей, морских глубин.
    Адриатические косы
    Раздел мой взгляд в плавучий сквер,
    Где по канальным веткам носит
    Лихую песню гондольер.

    Так написал о Венеции Джон Ричардс.

    Понравилось! 1 1
    Анна Ахматова — Венеция

    Золотая голубятня у воды,
    Ласковой и млеюще-зеленой;
    Заметает ветерок соленый
    Черных лодок узкие следы.

    Сколько нежных, странных лиц в толпе.
    В каждой лавке яркие игрушки:
    С книгой лев на вышитой подушке,
    С книгой лев на мраморном столбе.

    Как на древнем, выцветшем холсте,
    Стынет небо тускло-голубое…
    Но не тесно в этой тесноте
    И не душно в сырости и зное.

    Понравилось! 3 3
    А. Блок.
    Понравилось! 2 2

    На башне, с песнию чугунной, Гиганты бьют полночный час. Марк утопил в лагуне лунной Узорный свой иконостас. А. Блок.

    Венеция-самый удивительный и самый знаменитый город в мире. Расположен в Северной Италии на 118 островах Венецианской лагуны, разделённый 150 каналами, через которые переброшено 400 мостов, в том числе» Риальто» и так называемый мост «Вздохов.»
    Известно высказывание о том, что есть две Венеции (одна-это та, что до сих пор что-то празднует, а другая скрыта в тихих переулках, и её нельзя угадать по лёгкой жизни на площади Святого Марка).
    Венеция — город прекрасный и двойственный. Каждый дом здесь повторяется в своём отражении. И таинственный — узкие улочки заманивают туриста в лабиринты и обрываются у воды или заканчиваются тупиком. Почти всюду слышится плеск воды, которая омывает здания и «каналы, как громадные тропы манили в вечность…»- писал о Венеции Брюсов. Каналы и сейчас манят туристов.

    П. Давыдов
    Теряется Венеция в стихах.
    Дробятся в отраженьях впечатленья.
    Все в этой жизни как-то впопыхах.
    Венеция – другое измеренье.

    А, может, было слишком мало дней?
    И, может быть, мы торопились очень?
    И что-нибудь не разглядели в ней,
    Когда сменялись быстро дни и ночи?

    О Венеции слагали стихи А .Ахматова, Б. Пастернак, М.Лермонтов, Тютчев, И. Бродский и много-много других поэтов.Лучше их по- моему и не скажешь.

    ВЕНЕЦИЯ БРОДСКОГО: ПРОНЗИТЕЛЬНЫЕ ЦИТАТЫ

    Больше четверти века назад на свет из-под пера – точнее, из-под клавиш печатной машинки Иосифа Бродского – вышла книга «Watermark». В небольшом томике поэт собрал множество коротких эссе – воспоминаний о своем самом любимом городе. Для итальянской публики книга выходила под заглавием «Fondamenta Incurabili» («Набережная Неисцелимых»). Эта набережная – не точка на призрачной карте поэтической фантазии, а реально существующая улица в городе, в который был без памяти влюблен пилигрим-Бродский и которому остался верен даже после того, как покинул наш мир. Речь, конечно, идёт о Венеции.

    «Набережная Неисцелимых» – это здесь. Это про меня, про вас, про весь этот город, в который каждый побывавший здесь неисцелимо влюблен – или же пропитан неисцелимой ненавистью. Это пристанище на краю земли, где Небеса соприкасаются с водной гладью и до горизонта можно дотронуться рукой неизменно на протяжении веков. Мелькают лица, отражающиеся в бирюзовых водах каналов, – и только. За четверть века с тех пор, как утром в киоске на маленькой площади был продан первый экземпляр «Фондамента Инкурабили», Венеция почти не изменилась. Вот почему, рассказывая о Столице Морей, я хотел бы предоставить слово человеку, который был и остается, возможно, самым большим и талантливым ее поклонником, – мне совершенно нечего прибавить к каждому его слову.

    Фото: И. Кузнецов

    «Ночь была ветреной, и прежде чем включилась сетчатка, меня охватило чувство абсолютного счастья: в ноздри ударил его всегдашний – для меня – синоним: запах мерзнущих водорослей. Для одних это свежескошенная трава или сено; для других – рождественская хвоя с мандаринами. Для меня – мерзлые водоросли: отчасти из-за звукоподражательных свойств самого названия, в котором сошлись растительный и подводный мир, отчасти из-за намека на неуместность и тайную подводную драму содержащегося в понятии. В некоторых стихиях опознаешь себя; к моменту втягивания этого запаха на ступенях stazione я уже давно был большим специалистом по неуемности и тайным драмам».

    Фото: И. Кузнецов

    «Я поклялся, что если смогу выбраться из родной империи, то первым делом поеду в Венецию, сниму комнату на первом этаже какого-нибудь палаццо, чтобы волны от проходящих лодок плескали в окно, напишу пару элегий, туша сигареты о сырой каменный пол, буду кашлять и пить и на исходе денег вместо билета на поезд куплю маленький браунинг и не сходя с места вышибу себе мозги, не сумев умереть в Венеции от естественных причин».

    Фото: И. Кузнецов

    «Стада в шортах, особенно ржущие по-немецки, тоже действуют на нервы из-за неполноценности их – и чьей угодно – анатомии по сравнению с колоннами, пилястрами и статуями, из-за того, что их подвижность и все, чем она питается, противопоставляют мраморной статике».

    Фото: И. Кузнецов

    «Это город для глаз – остальные чувства играют еле слышную вторую скрипку. Здесь у всего общая цель – быть замеченным».

    Фото: И. Кузнецов

    «Единственной вещью, способной превзойти этот водный город, был бы город, построенный в воздухе».

    Фото: И. Кузнецов

    «Окружающая красота такова, что почти сразу возникает по-звериному смутное желание не отставать, держаться на уровне».

    Фото: И. Кузнецов

    «Венеция из тех городов, где и чужак, и местный заранее знают, что они экспонаты».

    Фото: И. Кузнецов

    «Зрачок посрамляет собой любой хассельбладовский объектив и доводит будущие воспоминания до резкости снимка из «Нешнл Джиографик».

    Фото: И. Кузнецов

    «Изобрази, – кричит полуденный свет, и ты подчиняешься приказу, и хватаешь камеру, дополняющую что зрачок, что клетки мозга. Придись этому городу туго с деньгами, он может обратиться к Кодаку за финансовой помощью – или же обложить его продукцию диким налогом. И точно так же, пока существует это место, пока оно освещено зимним светом, акции Кодака – лучшее помещение капитала».

    Фото: И. Кузнецов

    «А почему же вы туда ездите именно зимой?» – спросил меня однажды мой редактор. Я подумал было рассказать им об acqua alta; об оттенках серого цвета в окне во время завтрака в отеле, когда вокруг тишина и лица молодоженов, подернутые томной утренней бледностью; о голубях, не пропускающих, в своей дремотной склонности к архитектуре, ни одного изгиба или карниза местного барокко; о храбром воробье, примостившемся на вздрагивающем лезвии гондолы на фоне сырой бесконечности, взбаламученной сирокко. Нет, решил я, глядя на его изнеженное, но напряженно внимающее лицо; нет, это не пройдет. «Ну, – сказал я, – это как Грета Гарбо в ванне».

    Фото: И. Кузнецов

    «Зимой местный туман, знаменитая nebbia, превращает это место в нечто более вневременное, чем святая святых любого дворца, стирая не только отражения, но и все имеющее форму: здания, людей, колоннады, мосты, статуи».

    Фото: И. Кузнецов

    «Король Туман въехал на пьяццу, осадил скакуна и начал разматывать белый тюрбан. Его сапоги были мокры, как и его шаровары; плащ был усеян тусклыми, близорукими алмазами горящих ламп. Он был так одет, потому что понятия не имел, какой сейчас век, тем более год. С другой стороны, откуда туману знать».

    Фото: И. Кузнецов

    «Продвигаясь по этим лабиринтам, никогда не знаешь, преследуешь ли ты какую-то цель или бежишь от себя, охотник ты или дичь».

    Фото: И. Кузнецов

    «Открытые ставни напоминают крылья ангелов, подглядывающих за чьими-то темными делами, и как статуи, теснящиеся на карнизах, так и человеческие отношения здесь приобретают ювелирный или, точнее, филигранный оттенок. В этих местах человек и более скрытен, и лучше осведомлен, чем полиция при тирании».

    Фото: И. Кузнецов

    «О церквях что я вам хочу сказать. Их довольно много здесь, как вы могли заметить. Все церкви, которые вы видите, это в каком-то роде дела семейные. Не потому, что человек замаливает грехи, но потому, что на каком-то участке земли живет какое-то количество людей, которые предпочитают ходить именно в эту церковь. Это до известной степени домашние часовни». (отрывок из биографического фильма «Возвращение»)

    Фото: И. Кузнецов

    «Мой приятель, попав на Запад и начав ходить по разным церквям, написал где-то в «Русской мысли» о том, как холодны западные церкви. Мол, там «ненамоленный воздух». За это надо бить по морде. Совершенно не важно, кто был в церкви до тебя и кто будет после». (отрывок из биографического фильма «Возвращение»)

    Фото: И. Кузнецов

    «Моторки, катера, гондолы, шлюпки и барки, как раскиданная старая обувь, ревностно топчут барочные и готические фасады, не щадя ни твоего лица, ни мимолетного облака».

    Фото: И. Кузнецов

    «Чего местные никогда не делают, это не катаются в гондолах. Начать с того, что катание в гондоле – дорогое удовольствие. По карману оно только туристу-иностранцу, причем состоятельному. Понятен поэтом средний возраст пассажиров гондолы: семидесятилетний не моргнув глазом отстегнет одну десятую учительского оклада. Вид этих дряхлых Ромео и их немощных Джульетт неизменно вызывает грусть и неловкость, если не ужас».

    Фото: И. Кузнецов

    «Вездесущие японцы, кося объективами, возбужденно подглядывают за бледными голыми мраморными бедрами Венеции-Сусанны, переходящей вброд холодные, крашенные закатом, плещущие волны».

    Фото: И. Кузнецов

    «Я вдруг понял: я кот. Кот, съевший рыбу. Обратись ко мне кто-нибудь в этот момент, я бы мяукнул. Я был абсолютно, животно счастлив. Кот еще не покинул меня; если бы не он, я бы по сей день лез на стены в какой-нибудь дорогой психиатрической клинике».

    Фото: И. Кузнецов

    «Поскольку ты сам конечен, отъезд из этого города всегда кажется окончательным; оставив его позади, оставляешь его навсегда. Сложилось так, что Венеция – возлюбленная глаза. После нее все разочаровывает».

    Фото: И. Кузнецов

    Стихи о Венеции

    Венеция — Венера тицианская…
    Венеция — Венера тицианская…
    Ей не страшна чума и сырость дня…
    В ней столько страсти, нежного огня…
    Погода не ровна венецианская.
    Венеция — чертог миров астральных….
    Обитель для повес и для поэтов…
    Крылатый лев, гондолы, вапоретто…
    Волшебный город среди вод хрустальных.
    ———————————-
    Венеция

    Хрустит хрустально хворост вод
    И увлекает прямо в вечность…
    Где снег, где свет, где сюр и млечность,..
    Где нимфы водят хоровод.
    Стекло мурано — море снов,
    Но воплощенное в реальность,
    В предмете каждом гениальность —
    От ваз до вычурных часов.

    Как рыбы черные гондолы…
    Плывут вальяжно — вечный путь,
    И катят волны, словно ртуть,
    Под звуки нежные виолы.
    Венеция — венец творений.
    Здесь дух витает Казановы,
    Крылатый лев к столбу прикован,
    Здесь сердце жаждет откровений.

    Волшебный город на волнах,
    Мечты высокой воплощенье,
    В него я жажду возвращенья
    И брежу им в полночных снах.
    ———————————————-
    Отражается Венеция во мне
    Отражается Венеция во мне,
    Словно в море или даже в небе,
    И палаццо белоснежный гребень
    Мне является и всуе, и во сне.
    Проплывают неспеша гондолы,
    Словно время обернулось вспять,
    Красоту так сложно удержать
    Под ветрами дерзкого Эола.
    Я Венецией пожизненно больна,
    Мистикою вод ее хрустальных,
    Тайной улочек ее сакраментальных,
    Где не властна времени волна.
    ——————————————————
    Я утром встану очень рано. Венеция
    Я утром встану очень рано,
    Рассвет с Венецией встречать,
    Вода — как стекла из Мурано,
    И тайны темная печать…
    Живет повсюду… в шуме ветра,
    В звучанье тонких каблуков,
    Воды повсюду километры…
    Текушей в вечность без оков.
    Я утром встану очень рано,
    Рассвет с Венецией встречать,
    Молочный воздух — с неба манна,
    Хочу летать, хочу мечтать
    И плыть в фиалковой гондоле,
    Любуясь площадью Сан Марко,
    Подальше от земной юдоли,
    Туда, где нить сплетают парки.
    —————————————————-
    Из Римини в Венецию…
    Переезжаем Рубикон…
    Наш путь к Венеции стремится,
    Гондол и праздников столицу,
    Палаццо и святых икон.
    Причалим к пристани Сан-Марко,
    Здесь колокольня и дворец,
    Прекрасной площади венец,
    Где галерей ажурны арки.
    А дальше улочек виньетки,
    На них кафе и рестораны,
    В них искушенные гурманы
    И с ними яркие кокетки.
    Мостов изогнутые спины,
    Гондол неспешный, плавный ход,
    По глади темно-синих вод,
    Во всем живет здесь дух старинный.
    И так бездонен небосвод…
    —————————————————
    Венеция
    Голубое с охрой, переходы.
    Солнце воссияло над водой.
    Ты прекрасна, и не властны годы
    Над твоею не простой судьбой
    Ты венец творения и тайны,
    На Сан Марко колокол звучит,
    Дни проходят — радостны, печальны,
    Рассыпая золотом лучи.
    Все крылаты, голуби и люди,
    Лев крылатый, ангел на часах.
    Зодиак написанный на блюде,
    И застыло время в небесах.
    Режут воду быстрые гондолы,
    Гондольера тёмный силуэт…
    Неизменно исполняет соло
    И лихой нам дарит пируэт.
    Голубое с охрой, переходы.
    Солнце заалело над водой.
    Ты прекрасна, и не властны годы
    Над твоею не простой судьбой.
    ——————————-
    Миллефьори*
    Смотрю сквозь красное стекло,
    В нем золотистое сиянье,
    В рубинах дремлет мирозданье,
    В сердца пролив любви тепло…
    Венецианские мотивы,
    Где страсть с романтикой сошлись,
    Лучи и радуги сплелись,
    Чьи так волшебны переливы…
    В гондоле узкой в волнах плыть,
    Дыханье моря ощущая,
    И аромат его вкушая,
    Вить кружевную чувства нить.
    Венецианских буйство красок,
    В стекле мерцает, словно море…
    Мир многоцветен — миллефьори*…
    И в нем любовь в обилье масок.
    —————————-
    Миллефьори*- итальянская техника изготовления мозаичного стекла «Тясяча цветов».
    ——————————————————
    Муранских бус искристое веселье…
    «Ни тонкий звон венецианских бус,
    (Какая-нибудь память Казановы
    Монахине преступной) — ни клинок
    Дамасской стали, ни крещенский гул
    Колоколов по сонной Московии —
    Не расколдуют нынче Вашей мглы.»
    Марина Цветаева
    Муранских бус искристое веселье,
    Живет на Вашей белоснежной шее,
    В душе тоска — гнездо, что свито змеем,
    Слезами Вашими — ему же новоселье.
    Сосет он кровь и ядом своим травит —
    Венецианский стародавний франт,
    Вы так прекрасны — красота — талант,
    Но не она сегодня миром правит…
    Пронзает небо тонкая игла…
    И льется дождь на перманентность кожи,
    Санкт-Петербург и Вы тоскою схожи,
    Сияет солнце, и уходит мгла.
    В Венеции я вспомнила о Вас,
    А в Петербурге о волнах Венето,
    Слезинки падают и ускользают в Лету,
    Но свет сияет бирюзовых глаз.
    —————————————————
    Воспоминание о Венеции
    Венецианское тепло,
    Венецианские мотивы,
    Мелодий нежных переливы
    И волн ажурное стекло.
    Интимность маленьких кофеен,
    В витринах маски, веера,
    Морские дерзкие ветра
    И маскарадные затеи.
    Когда водою ты прирУчен,
    Как лев летящий над Сан-Марко,
    Мосты вздыхают здесь и арки,
    Приемлешь этот мир плавучий.
    ——————————-
    Магнит — Венеция
    Венеция… И я плыву в гондоле…
    Темнеет рано, берег весь в огнях…
    Я забываю о тяжелых днях…
    Об испытаниях и боли….
    Когда плыву и наслаждаюсь видом
    Сидящих в ресторанах у канала…
    Такое чувство, будто здесь бывала…
    Сто лет назад… Извечное либидо….
    Венеция – магнит, мое стремленье…
    Где б ни была, я мыслями о ней…
    Дни тороплю, чтоб шли они быстрей…
    И встречи жду волшебные мгновенья.
    —————————————————-
    МОГИЛА ИОСИФА БРОДСКОГО
    До острова Сан Микеле
    Вас довезет вапоретто.
    Там Бродский в своей купели
    В белой постели поэта…
    Намаялся он при жизни,
    Лежит под плитой не дышит,
    И даже в последней тризне
    Покой обрести не вышло.
    Лежит отщепенцем вольным,
    Ни к тем не причастен, ни к этим,
    И море и ветер дольний —
    Судьбины его приметы.
    Нева ему волны дарила,
    Стал домом далекий Бруклин,
    Там муза его воспарила,
    Не знавшая лени и скуки.
    Но, видно, ему скитаться
    Судьбиной прописано свыше —
    В Венеции обосноваться —
    Под неба лазурною крышей.
    ———————————————-
    Венеция
    Золото солнца, лазурь, бирюза
    Моря и неба… Италии краски…
    Тайна и блеск — карнавальные маски…
    Смотрят Венеции в воду глаза…
    Все отражая ее акварели.
    Мостики-радуги — вздохи и стоны,
    Все здесь парит, даже лев окрыленный,
    В водной, волшебной и зыбкой купели.
    Всюду ажур и воды, и дворцов,
    Узкие улочки с кучей кофеен,
    Ветром морским город вечный овеян,
    Создан людьми, а не Богом-творцом.
    Бьют на Сан-Марко часы неизменно…
    Голуби крохи клюют на граните,
    К вечеру солнце сияет в зените
    И освещает кусочек Вселенной.
    ***
    О чем мечтает юный гондольер…
    О волнах легких или о красотке,
    Что этой ночью обнимал он в лодке,
    Причалившей средь парусных галер?
    Звенели бусы, бились волны нежно,
    И плыл весь мир куда-то в небеса,
    И лунные искрились паруса,
    И отражались в мареве безбрежном.
    Венеция — плывущие гондолы,
    Большой канал, Палаццо и мосты,
    Волшебный город, будто из мечты,
    И мягкое звучанье баркаролы.
    Во всем присутствуют приметы красоты,
    В ажуре арок светлого Сан-Марко,
    Наверно, здесь бы поселились парки,
    Сойдя с Олимпа вечной высоты.
    ———————————
    В Венецию — где солнце и вода
    В Венецию – где солнце и вода…
    Стремит душа – за светлым вдохновеньем,
    Есть вечные на карте города,
    К которым отношусь с благоговеньем.
    Она не вечна, в этом и беда,
    Она как Атлантида уязвима,
    Ее душа прекрасна и ранима,
    И враг ее — бегущая вода.
    Венеция – любимый город мой,
    В котором бы навеки поселилась,
    Стихи писала, по утрам молилась,
    И не желала б доли я иной.
    ————————————
    Венеция. Лидо и Сан Микеле
    Как вапоретто, чайки на волнах
    Качаются, на божий мир взирая,
    Творец земное нам представил раем,
    Его деяний здесь велик размах,
    Дал остановкам имена святых,
    Николе чудотворцу дал обитель,
    Теперь Лидо он безусловный житель,
    Хранитель всех усопших и живых.
    А чуть проехать – Остров Сан Микеле,
    Иосиф Бродский здесь обрел покой,
    Венецию прославил он строкой,
    В судьбу добавив моря акварели.
    Венеция – прекрасного чертог,
    Венец жемчужный из дворцов и храмов,
    Лазурь волны, Сан Марко белый мрамор,
    Во всем гармония и вездесущий Бог.
    —————————————
    Венера — Венеция
    Храмы, палаццо и мостики-арки,
    Все в бирюзовом венце,
    В этом чудесном открытом ларце
    Жемчугом белым Сан Марко.
    Падают ангелы с Санта Мария,
    Ангелам море милей,
    Город туристов и голубей.
    Море. Сирокко. Стихия.
    Это Венеция, город на море —
    Словно Венера в лучах,
    Пусть не угаснет творенья свеча,
    Сказочный мир на просторе.
    ———————————
    ГОРОД НА СВАЯХ. ВЕНЕЦИЯ
    Город на сваях. Венеция…
    Палаццо и слева, и справа…
    Хрустальной воды оправа.
    Бродский любил Проперция.
    Плыву, забывая о времени…
    Как Данте с Вергилием в лодке…
    Читаю погодные сводки..
    Забыв о реальности бремени.
    Снуют вапоретто с гондолами…
    Законное их пространство…
    Синдром суеты – постоянство…
    Арета* в объятьях Эоловых…
    ————————
    Арета (др.-греч. «доблесть, мужество») — в древнегреческой мифологии — богиня мужества, дочь Праксидики, сестра Гомонойи (с которой вкупе они назвались Праксидики — «исполнительницы закона»), супруга Эола.
    ————————————-
    Венецианский карнавал
    После просмотра фильма «Венецианский синдром» (Режиссер Адреас Пиклер)
    Венецианский карнавал –
    Туристы, маски, вапоретто…
    Венеция в туман одета…
    И этот тягостен ей бал.
    Она больна и еле дышит,
    Ей помощь срочная нужна…
    Ей так она сейчас важна,
    Но крик ее никто не слышит.
    Она как древняя старушка…
    Уже надеждой не живет…
    И на учете каждый год….
    А ей твердят: «Ты лишь игрушка!
    Ты статуэтка из Мурано,
    Одень же маску и молчи…
    И не скрипи, и не ворчи…
    Как старенькое фортепиано.»
    Венеция, мне очень жаль,
    Что вдруг тебя совсем не станет,
    Цветок прекрасный твой увянет,
    Одев монашенки вуаль.
    Венецианский карнавал –
    Туристы, маски, вапоретто…
    Венеция в туман одета…
    И этот тягостен ей бал.
    17.06.2014 г.
    —————————————-
    «Letum non omnia finit»*
    «Со смертью все не кончается»,
    Она лишь точка отсчета –
    Признания и почета.
    Ладья на море качается —
    А в ней Вергилий и Данте**…
    Беседа их бесконечна
    О важном, прекрасном и вечном,
    Спокойная в ритме анданте…
    Вергилий рукой указует
    На Остров ближайший Мертвых…
    Средь вод до небес простертых…
    С талантливых жизнь взыскует.
    Здесь Бродский обрел обитель,
    Цветы, барельефы и стены,
    В земном уголке Ойкумены —
    Покоится небожитель.
    ————————
    *»Letum non omnia finit»*- ( Проперций) «Со смертью все не кончается». Надпись на надгробье И.Бродского.
    **Ладья Данте и Вергилия в Венеции. Эти фигуры изваял московский скульптор Георгий Франгулян. Ладью поэтов установили напротив острова Сан-Микеле – туда экстатическим жестом указывает Вергилий. На Сан-Микеле расположено кладбище, на котором похоронены Бродский, Дягилев и Стравинский. Так сложилось исторически, что Венеция – территория праздника и смерти, и дорога на остров мертвых начинается из самых многолюдных мест. Скульптура посвящена одной из сцен «Божественной комедии», когда Данте с Вергилием пересекают Ахерон, только вот в Венеции вода вскипает не проклятыми душами, а, скорее, гондолами с туристами, жаждущими карнавала. «Я не Кио и не Копперфильд. Я открыто показываю, как я это сделал, и в этом вижу свою красоту. Потому что тектоника установки является неким архитектурным приколом к воде, привязывает статую и оправдывает», – утверждает Франгулян.
    Статую на понтонах видно с любой точки залива. Поэты действительно плывут. Перепады воды в том месте бывают до ста сорока сантиметров.
    ——————————————-
    Венеция март 2014 г.
    ==========================
    «Венеция. Сентябрь»
    Неспешно ускользает лето,
    Но так средь осени тепло,
    Качают волны вапоретто,
    Вода — муранское стекло.
    А на Сан Марко муравейник,
    Снуют туристы тут и там,
    Каков он нынче современник –
    Каким он молится богам?..
    В веках ушедших столько чуда –
    Тому Венеция пример ,
    Средь блеска моря изумруда
    Палаццо, возле гондольер.
    Что мы построим, что оставим
    Своим потомкам на века?
    Куда порыв души направим?
    Дворец родится иль строка?
    Ну, а в Венеции нетленной…
    К красотам тянется народ,
    Здесь пуп земли, здесь центр вселенной…
    Здесь звезды водят хоровод.

    LiveInternetLiveInternet

    Цитата сообщения Ванда Стихи о Венеции

    Анна Ахматова — Венеция

    Золотая голубятня у воды,
    Ласковой и млеюще-зеленой;
    Заметает ветерок соленый
    Черных лодок узкие следы.

    Сколько нежных, странных лиц в толпе.
    В каждой лавке яркие игрушки:
    С книгой лев на вышитой подушке,
    С книгой лев на мраморном столбе.

    Как на древнем, выцветшем холсте,
    Стынет небо тускло-голубое…
    Но не тесно в этой тесноте
    И не душно в сырости и зное.

    Александр Блок — Венеция

    Холодный ветер от лагуны.
    Гондол безмолвные гроба.
    Я в эту ночь — больной и юный —
    Простерт у львиного столба.

    На башне, с песнию чугунной,
    Гиганты бьют полночный час.
    Марк утопил в лагуне лунной
    Узорный свой иконостас.

    В тени дворцовой галлереи,
    Чуть озаренная луной,
    Таясь, проходит Саломея
    С моей кровавой головой.

    Всё спит — дворцы, каналы, люди,
    Лишь призрака скользящий шаг,
    Лишь голова на черном блюде
    Глядит с тоской в окрестный мрак.

    Валерий Брюсов — Венеция

    Почему под солнцем юга в ярких красках и цветах,
    В формах выпукло-прекрасных представал пред взором прах?

    Здесь — пришлец я, но когда-то здесь душа моя жила.
    Это понял я, припомнив гондол черные тела.
    Это понял, повторяя Юга полные слова,
    Это понял, лишь увидел моего святого Льва!

    От условий повседневных жизнь свою освободив,
    Человек здесь стал прекрасен и как солнце горделив.
    Он воздвиг дворцы в лагуне, сделал дожем рыбака,
    И к Венеции безвестной поползли, дрожа, века.

    И доныне неизменно все хранит здесь явный след
    Прежней дерзости и мощи, над которой смерти нет.

    Валерий Брюсов — Опять в Венеции

    Опять встречаю с дрожью прежней,
    Венеция, твой пышный прах!
    Он величавей, безмятежней
    Всего, что создано в веках!

    Что наших робких дерзновений
    Полет, лишенный крыльев! Здесь
    Посмел желать народный гений
    И замысл свой исчерпать весь.

    Где грезят древние палаты,
    Являя мраморные сны,
    Не горько вспомнить мне не сжатый
    Посев моей былой весны,

    И над руиной Кампаниле,
    Венчавшей прежде облик твой,
    О всем прекрасном, что в могиле,
    Мечтать с поникшей головой.

    Пусть гибнет все, в чем время вольно,
    И в краткой жизни, и в веках!
    Я вновь целую богомольно
    Венеции бессмертный пpax!

    Борис Пастернак — Венеция

    Я был разбужен спозаранку
    Щелчком оконного стекла.
    Размокшей каменной баранкой
    В воде венеция плыла.

    Все было тихо, и, однако,
    Во сне я слышал крик, и он
    Подобьем смолкнувшего знака
    Еще тревожил небосклон.

    Он вис трезубцем скорпиона
    Над гладью стихших мандолин
    И женщиною оскорбленной,
    Быть может, издан был вдали.

    Теперь он стих и черной вилкой
    Торчал по черенок во мгле.
    Большой канал с косой ухмылкой
    Оглядывался, как беглец.

    Вдали за лодочной стоянкой
    В остатках сна рождалась явь.
    Венеция венецианкой
    Бросалась с набережных вплавь.

    Михаил Лермонтов — Венеция

    Поверхностью морей отражена,
    Богатая Венеция почила,
    Сырой туман дымился, и луна
    Высокие твердыни серебрила.
    Чуть виден бег далекого ветрила,
    Студеная вечерняя волна
    Едва шумит под веслами гондолы
    И повторяет звуки баркаролы.

    Иван Бунин — Венеция

    Колоколов средневековый
    Певучий зов, печаль времен,
    И счастье жизни вечно новой,
    И о былом счастливый сон.

    И чья-то кротость, всепрощенье
    И утешенье: все пройдет!
    И золотые отраженья
    Дворцов в лазурном глянце вод.

    И дымка млечного опала,
    И солнце, смешанное с ним,
    И встречный взор, и опахало,
    И ожерелье из коралла
    Под катафалком водяным.

    С ней уходил я в море,
    С ней покидал я берег,
    С нею я был далёко,
    С нею забыл я близких…

    О, красный парус
    В зеленой да’ли!
    Черный стеклярус
    На темной шали!

    Идет от сумрачной обедни,
    Нет в сердце крови…
    Христос, уставший крест нести…

    Адриатической любови —
    Моей последней —
    Прости, прости!

    9 мая 1909 А.Блок

    На площади Святого Марка,
    Средь голубиной мишуры,
    В скрипачных слезах огнепалких,
    Соборы золотом цвели.
    Дух Гете, Пруста, Твена, Манна
    Глотком вина сплетал строку
    Меж столиками «Флориана»,
    Под колокольную тоску.
    Венецианские порталы,
    Нептуна сеть, да Марса перст,
    Фруктово-рыбные развалы,
    Дворцов соседствующих спесь.
    Палаты дожей – зал тщеславья,
    Встречают сонм открытых ртов,
    Из камня высечен печалью
    Венец колонн, мостов и львов.
    Шарманка оперного хора
    Вздувает «Ла Финичи» нимб,
    Здесь все исполнено простора
    Морских кровей, морских глубин.
    Адриатические косы
    Раздел мой взгляд в плавучий сквер,
    Где по канальным веткам носит
    Лихую песню гондольер.

    Джон Ричардс

    Будучи во многих городах я никогда не сравниваю их, ценя индивидуальность и неповторимость каждого. Они мне все понравились и запомнились. Но из двух сотен посещенных городов только в нескольких я хочу оказаться вновь. На первом месте Венеция.

    Понравилось! 2 2
    Я провел в ней всего только один ясный апрельский день. Я прикоснулся к чуду, попав в сказку, но не успел как следует ею насладиться. Теперь мечтаю увидеть ее в разные времена года. В февральком тумане, плывя на гондоле и смотря на старые, появляющиеся из дымки дома. Мечтаю встретить там рассвет и увидеть как просыпается этот романтичный город. Хочу осенним желтым днем погулять по отдаленным и скрытым от туристов улочкам, а потом встретить закат сидя на берегу Большого канала. Понравилось! 2 2
    Я мечтаю обо всем этом, но сам же и отдаляю от себя эту сладкую мечту, оставляя ее на потом. Ведь мечта, как и вино, должна выдерживаться долгие годы прежде чем вы ее откроете и выпьете с наслаждением.
    Для меня слово хотеть и мечтать разные понятия. В Венецию я хотел попасть давно, но только после ее посещения семь лет назад это желание перерасло в мечту.
    Так же и с остальными местами на планете, есть города куда я очень хочу попасть и есть те, в которых я мечтаю оказаться.

    Ниже стихи известных людей о Венеции и мои скромные фото, сделанные еще пленочным фотоаппаратом и первой простенькой мыльницей (поэтому строго за качество не судите, этим снимкам 7 лет).

    Понравилось! 2 2
    Анна Ахматова — Венеция

    Золотая голубятня у воды,
    Ласковой и млеюще-зеленой;
    Заметает ветерок соленый
    Черных лодок узкие следы.

    Сколько нежных, странных лиц в толпе.
    В каждой лавке яркие игрушки:
    С книгой лев на вышитой подушке,
    С книгой лев на мраморном столбе.

    Как на древнем, выцветшем холсте,
    Стынет небо тускло-голубое…
    Но не тесно в этой тесноте
    И не душно в сырости и зное.

    Понравилось! 1 1

    Иван Бунин — Венеция

    Колоколов средневековый
    Певучий зов, печаль времен,
    И счастье жизни вечно новой,
    И о былом счастливый сон.

    И чья-то кротость, всепрощенье
    И утешенье: все пройдет!
    И золотые отраженья
    Дворцов в лазурном глянце вод.

    И дымка млечного опала,
    И солнце, смешанное с ним,
    И встречный взор, и опахало,
    И ожерелье из коралла
    Под катафалком водяным.

    Понравилось! 2 2

    Валерий Брюсов — Опять в Венеции

    Опять встречаю с дрожью прежней,
    Венеция, твой пышный прах!
    Он величавей, безмятежней
    Всего, что создано в веках!

    Что наших робких дерзновений
    Полет, лишенный крыльев! Здесь
    Посмел желать народный гений
    И замысл свой исчерпать весь.

    Где грезят древние палаты,
    Являя мраморные сны,
    Не горько вспомнить мне не сжатый
    Посев моей былой весны,

    И над руиной Кампаниле,
    Венчавшей прежде облик твой,
    О всем прекрасном, что в могиле,
    Мечтать с поникшей головой.

    Пусть гибнет все, в чем время вольно,
    И в краткой жизни, и в веках!
    Я вновь целую богомольно
    Венеции бессмертный пpax!

    Понравилось! 3 3

    Борис Пастернак — Венеция

    Я был разбужен спозаранку
    Щелчком оконного стекла.
    Размокшей каменной баранкой
    В воде венеция плыла.

    Все было тихо, и, однако,
    Во сне я слышал крик, и он
    Подобьем смолкнувшего знака
    Еще тревожил небосклон.

    Он вис трезубцем скорпиона
    Над гладью стихших мандолин
    И женщиною оскорбленной,
    Быть может, издан был вдали.

    Теперь он стих и черной вилкой
    Торчал по черенок во мгле.
    Большой канал с косой ухмылкой
    Оглядывался, как беглец.

    Вдали за лодочной стоянкой
    В остатках сна рождалась явь.
    Венеция венецианкой
    Бросалась с набережных вплавь.