Стихи про московскую область

Писатели Москвы и Московской области

Литература Москвы и Подмосковья – ценнейший пласт российской культуры. Во многих смыслах – пласт центральный и определяющий, исторически необходимый и всегда имеющий запас прочности.
Появление в XIV–XV вв. монастырских книгохранилищ, изобретение в XV веке Иваном Фёдоровым книгопечатного станка, открытие в 1755 году Московского университета, настоящего литературно-издательского очага, – все эти события происходили именно на московской земле. Волею судеб она стала родной для А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, А. Н. Островского, А. И. Герцена, гостеприимной – для многих других гениев литературы, в том числе А. И. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина, В. Я. Брюсова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина…
С учетом вышесказанного – может ли что-то остановить литературный процесс Москвы и Подмосковья? Очевидно – нет. Слишком дорог фундамент этого строения, чтобы оно вдруг стало нежилым, слишком крепки нити традиций, чтобы отказаться от них даже в эпоху бездушно-железных «скреп», когда в современных комфортабельных квартирах элементарно не находится места для книг.
И потому – столичный регион продолжает литературную деятельность по всему фундаментальному периметру. Собственно, в этом на сегодня и состоит упомянутый выше «запас прочности» – работа и еще раз работа, новые строки, страницы, книги – несмотря ни на что.
И потому – завтра не потеряется возможность посмотреть на былые горизонты «московскими» глазами, «не так», как характерно это для российского провинциального или тем паче зарубежного литератора.
Географический контур столицы и ее окрестностей еще до эры высоких технологий не подразумевал иных границ, в связи с чем московскую прозу, московскую поэзию любят и ждут практически по всей планете. Для подтверждения этих слов достаточно полистать гостевые книги писателей в Интернете или посмотреть отдельно оформленные отзывы иностранных читателей. Может даже сложиться впечатление, что основную и самую внимательную читательскую аудиторию московский-подмосковный писатель находит не в своей стране, а «там», «за бугром». Справедливости ради надо отметить, что это не всегда так. А чтобы не возникало подобных сомнений, необходимо целенаправленное, продуманное распространение тематических изданий. И одним из таких изданий, аккумулирующих писательский ресурс Москвы и Подмосковья, является данный сборник.
Что сегодня волнует поэтов и прозаиков столичного региона?
Какие ценности прошлого они берегут по дороге в будущее?
С оптимизмом или пессимизмом в будущее смотрят?
Чего опасаются?
Над чем смеются?
Вопросов еще много… Ответы – смотрите на страницах сборника.

Владимир Ильичев
(СКВЕР)

ПИСАТЕЛИ МОСКВЫ

  • Евгений St
  • Мария Аверина
  • Никита Брагин
  • Маргарита Булгаковская
  • Владимир Вальков
  • Надежда Вамуш
  • Аля Горина
  • Анастасия Дракунова
  • Юрий Ерофеев
  • Сергей Заварзин
  • Екатерина Короткова
  • Борис Красильников
  • Игорь Куликов
  • Евгения Машкова (Журавлёва)
  • Дмитрий Пустовалов
  • Алекс Роберт
  • Константин Суворов
  • Екатерина Сурская
  • Юра Штурман
  • Николай Шумов

ПИСАТЕЛИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • Алевтина Бондаренко
  • Евгений Дудоров
  • Андрей Коровёнков
  • Наталья Кудрявцева
  • Николай Мирсков
  • Любовь Осенняя
  • Публий Валерий
  • Сергей Семенюк
  • Екатерина Филимонова
  • Кристина Чуприлина
  • Вячеслав Щедрин

Занятие «Моё Подмосковье»

Дубенко Лариса
Занятие «Моё Подмосковье»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №5 «Радость» города Дубны Московской области

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

На тему: «Мое Подмосковье»

Разработали: воспитатели Дубенко Л. Ю.

Телегина Е. А.

Дубна, 2014г.

Тема НОД: «Мое Подмосковье»

Цели и задачи:

ОО «Познание»:

— знакомство детей с городами расположенными в Московской области;

— закрепить знания детей о мастерах – ремесленниках, которые жили и работали в Подмосковье;

— формировать знания о родном крае.

ОО «Социализация»:

— формировать у детей нравственно – патриотические чувства, сопричастность с малой родиной, воспитывать патриотическое отношение к культуре на основе ознакомления с геральдикой Подмосковья.

ОО «Коммуникация»:

— пополнение активного словаря словами: ремесло, предания, домашняя утварь;

— введение в словарь детей существительных обозначающих профессию;

— совершенствовать интонационную выразительность речи;

— формировать умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

— закрепить пословицы о труде.

ОО «Труд»

-воспитывать ценностное отношение к труду других людей и их результата.

Оборудование: Жостовские подносы, Богородские игрушки, Павлопосадские платки, Сергиевопосадские матрешки; выставка детских работ – роспись матрешек, платков; семейные газеты о городах Дмитров, Сергиев Посад, Дубна.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.

— Скажите, как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: А что такое Родина?

(Дети читают стих о Родине)

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес.

Если сказать это слово с душою –

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол мира:

мама и папа, соседи, друзья,

город любимый, родная квартира,

бабушка, детский сад, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка – это тоже Родина!

Воспитатель: А как называется город в котором мы живем?

Дети: Дубна.

Воспитатель: На территории какой области находиться наш город?

Дети: На территории Московской области.

Воспитатель: А какое наше Подмосковье?

(Дети читают стихотворение В. С. Степанова «Наше Подмосковье»)

В нашем светлом Подмосковье

Как моря шумят леса

И глядят на нас с любовью

Луговых цветов глаза.

Хоровод берез на взгорье

Древний город над рекой…

Никогда мы Подмосковье

Не расстанемся с тобой!

Здесь у нас под небом синим

Возле каждого крыльца

Начинается Россия

Звонкой песенкой скворца.

Воспитатель: На территории Московской области находится много городов и деревень. Сегодня мы побываем с вами в некоторых из них.

В 70 км от города Дубна расположен город Дмитров. Это очень красивый город со своею историей. В городе Дмитрове у Кати Дементьевой живет бабушка. Катя с родителями ее часто навещает. И сегодня Катя расскажет, что же ей запомнилось в этом городе?

(Рассказ Кати о городе по фотографиям из семейной газеты)

Воспитатель: А еще в Подмосковье есть старый, красивый город Сергиев – Посад. В этом городе побывала Вика Цыброва со своей семьей. Что же она интересного увидела в этом городе?

(Рассказ Вики Цыбровой)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, и я вас хочу пригласить в музей народного прикладного искусства.

(Открывается занавес, а за ним надпись: «Музей прикладного искусства»)

Марья – мастерица: Здравствуйте. Я – Марья – мастерица. Расскажу вам о мастерах – умельцах, которые жили в Подмосковье.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древне, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди – мастера!

Беседа о народных промыслах Московской области.

Марья: Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшения, посуда, шкатулки, домашняя утварь. Так в деревне Жостово, которая находиться в Подмосковье была открыта первая мастерская по росписи бытовых предметов. Сначала подносы и тарелки делали из папье -маше. А в 1830 году подносы стали делать из металла. Основателем этого промысла был купец Филипп Вишняков.

(Показ подносов)

Сине – голубое чудо Гжели.

Марья: В 60 км от Москвы, в Раменском районе расположены красивые деревни и села. Гжель – название одного из этих сел. А гжелью называют фарфоровые изделия, которые расписывают кобальтом по белому фону.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая гжель! (Показ посуды)

Богородские игрушки.

Марья: А были мастера, которые делали игрушки детям. Такими были богородские мастера. Игрушки они вырезали из липы.

Богородская игрушка – деревянная зверушка.

Мишка, зайка, петушок – полюбуйся–ка дружок.

Мастера взялись за дело – вырежут из липы белой

Или мишку – кузнеца, или в пляске удальца!

(Показ игрушек)

— А в Сергиевом Посаде делали матрешек.

Сергиев Посад святой –

Для матрешек дом родной!

Куклы более 100 лет радуют весь белый свет!

Так матрёшечка одета:

Сарафан любого цвета.

На головушке платок –

Весь в цветочках уголок.

И с узором фартук яркий,

Светлая рубашка куколка милашка! (Показ матрешек)

Павлопосадские платки.

Марья: Испокон веков платки были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины.

Разноцветные платки, набивные шали

Скольких женщин на Руси в праздник украшали.

Научились мастера Павлова Посада

Рисовать узор из трав, леса луга, сада.

нитей переплет в узелки вязали,

Бахромою из кистей кромку украшали!

(Показ платков)

Марья: А сейчас приглашаю вас поиграть в игру «Наш платочек»

(Дети образуют круг, передают платочек по кругу и произно

ят слова. У кого платочек оказался на последнем слове, тот выходит в круг и пляшет.)

Наш платочек голубой

Поиграть хотим с тобой!

Ты беги платок по кругу –

Выбирай скорее друга.

Покружись, попляши и платочек покажи!

(Дети садятся на свои места)

Марья: Ребята, чтобы создать все эти предметы мастерам необходимо было приложить умение, старание, терпение. А вы знаете пословицы о труде?

Дети: Да.

— А вот я сейчас проверю.

— «Делу время, а потехе….(час)»

— «Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)»

— «Сделал дело….(гуляй смело)»

— Молодцы ребята, справились с заданием.

Воспитатель: Марья – мастерица, спасибо тебе за рассказ об умельцах Подмосковья. А мы в свою очередь хотим рассказать тебе о своем родном городе – Дубна.

(Рассказ о Дубне Разумовой Маши)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по городам Подмосковья.

А сейчас мы приглашаем гостей и родителей посмотреть выставку детских работ. Наши ребята подражая мастерам расписали платки и подносы