Стихи об истории

Стихи про историю

Вся земля наша велика и
Обильна, а наряда в ней нет.
Нестор, Летопись, стр. 8
— 1 —
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
— 2 —
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
— 3 —
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.
— 4 —
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
— 5 —
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!
— 6 —
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
— 7 —
Варягам стало жутко,
Но думают: «Что ж тут?
Попытка ведь не шутка —
Пойдем, коли зовут! «
— 8 —
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят — земля богата,
Порядка ж вовсе нет.
— 9 —
«Ну, — думают, — команда!
Здесь ногу сломит черт,
Es ist ja eine Schande,
Wir m? ussen wieder fort».
— 10 —
Но братец старший Рюрик
«Постой, — сказал другим, —
Fortgeh’n w? ar ungeb? urlich,
Vielleicht ist’s nicht so schlimm.
— 11 —
Хоть вшивая команда,
Почти одна лишь шваль;
Wir bringen’s schon zustande,
Versuchen wir einmal».
— 12 —
И стал княжить он сильно,
Княжил семнадцать лет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет!
— 13 —
За ним княжил князь Игорь,
А правил им Олег,
Das war ein gro, Ber Krieger
И умный человек.
— 14 —
Потом княжила Ольга,
А после Святослав;
So ging die Reihenfolge
Языческих держав.
— 15 —
Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Da endigte f? ur immer
Die alte Religion.
— 16 —
Он вдруг сказал народу:
«Ведь наши боги дрянь,
Пойдем креститься в воду! «
И сделал нам Иордань.
— 17 —
«Перун уж очень гадок!
Когда его спихнем,
Увидите, порядок
Какой мы заведем! «
— 18 —
Послал он за попами
В Афины и Царьград,
Попы пришли толпами,
Крестятся и кадят,
— 19 —
Поют себе умильно
И полнят свой кисет;
Земля, как есть, обильна,
Порядка только нет.
— 20 —
Умре Владимир с горя,
Порядка не создав.
За ним княжить стал вскоре
Великий Ярослав.
— 21 —
Оно, пожалуй, с этим
Порядок бы и был,
Но из любви он к детям
Всю землю разделил.
— 22 —
Плоха была услуга,
А дети, видя то,
Давай тузить друг друга:
Кто как и чем во что!
— 23 —
Узнали то татары:
«Ну, — думают, — не трусь! «
Надели шаровары,
Приехали на Русь.
— 24 —
«От вашего, мол, спора
Земля пошла вверх дном,
Постойте ж, мы вам скоро
Порядок заведем».
— 25 —
Кричат: «Давайте дани! «
(Хоть вон святых неси. )
Тут много всякой дряни
Настало на Руси.
— 26 —
Что день, то брат на брата
В орду несет извет;
Земля, кажись, богата —
Порядка ж вовсе нет.
— 27 —
Иван явился Третий;
Он говорит: «Шалишь!
Уж мы теперь не дети! «
Послал татарам шиш.
— 28 —
И вот земля свободна
От всяких зол и бед
И очень хлебородна,
А всё ж порядка нет.
— 29 —
Настал Иван Четвертый,
Он Третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг.
— 30 —
Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.
— 31 —
Приемыми не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!
— 32 —
Жить можно бы беспечно
При этаком царе;
Но ах! — ничто не вечно —
И царь Иван умре!
— 33 —
За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.
— 34 —
Борис же, царский шурин,
Не в шутку был умен,
Брюнет, лицом недурен,
И сел на царский трон.
— 35 —
При нем пошло все гладко,
Не стало прежних зол,
Чуть-чуть было порядка
В земле он не завел.
— 36 —
К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
— 37 —
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
— 38 —
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
— 39 —
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь.
— 40 —
Взошел на трон Василий,
Но вскоре всей землей
Его мы попросили,
Чтоб он сошел долой.
— 41 —
Вернулися поляки,
Казаков привели;
Пошел сумбур и драки:
Поляки и казаки,
— 42 —
Казаки и поляки
Нас паки бьют и паки;
Мы ж без царя как раки
Горюем на мели.
— 43 —
Прямые были страсти —
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без власти
Далёко не уйдешь.
— 44 —
Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать.
— 45 —
И выгнала их сила
Поляков снова вон,
Земля же Михаила
Взвела на русский трон.
— 46 —
Свершилося то летом;
Но был ли уговор —
История об этом
Молчит до этих пор.
— 47 —
Варшава нам и Вильна
Прислали свой привет;
Земля была обильна —
Порядка ж нет как нет.
— 48 —
Сев Алексей на царство,
Тогда роди Петра.
Пришла для государства
Тут новая пора.
— 49 —
Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.
— 50 —
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!
— 51 —
Не далее как к святкам
Я вам порядок дам! «
И тотчас за порядком
Уехал в Амстердам.
— 52 —
Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.
— 53 —
Но это, впрочем, в шутку,
Петра я не виню:
Больному дать желудку
Полезно ревеню.
— 54 —
Хотя силён уж очень
Был, может быть, прием;
А всё ж довольно прочен
Порядок стал при нем.
— 55 —
Но сон объял могильный
Петра во цвете лет,
Глядишь, земля обильна,
Порядка ж снова нет.
— 58 —
Тут кротко или строго
Царило много лиц,
Царей не слишком много,
А более цариц.
— 57 —
Бирон царил при Анне;
Он сущий был жандарм,
Сидели мы как в ванне
При нем, das Gott erbarm!
— 58 —
Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет.
— 59 —
Какая ж тут причина
И где же корень зла,
Сама Екатерина
Постигнуть не могла.
— 60 —
«Madame, при вас на диво
Порядок расцветет, —
Писали ей учтиво
Вольтер и Дидерот, —
— 61 —
Лишь надобно народу,
Которому вы мать,
Скорее дать свободу,
Скорей свободу дать».
— 62 —
«Messieurs, — им возразила
Она, — vous me comblez», —
И тотчас прикрепила
Украинцев к земле.
— 63 —
За ней царить стал Павел,
Мальтийский кавалер,
Но не совсем он правил
На рыцарский манер.
— 64 —
Царь Александр Первый
Настал ему взамен,
В нем слабы были нервы,
Но был он джентльмен.
— 65 —
Когда на нас в азарте
Стотысячную рать
Надвинул Бонапарте,
Он начал отступать.
— 66 —
Казалося, ну, ниже
Нельзя сидеть в дыре,
Ан глядь: уж мы в Париже,
С Louis le D’esir’e.
— 67 —
В то время очень сильно
Расцвел России цвет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет.
— 68 —
Последнее сказанье
Я б написал мое,
Но чаю наказанье,
Боюсь monsieur Velliot.
— 69 —
Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.
— 70 —
Оставим лучше троны,
К министрам перейдем.
Но что я слышу? стоны,
И крики, и содом!
— 71 —
Что вижу я! Лишь в сказках
Мы зрим такой наряд;
На маленьких салазках
Министры все катят.
— 72 —
С горы со криком громким
In corpore11, сполна,
Скользя, свои к потомкам
Уносят имена.
— 73 —
Се Норов, се Путятин,
Се Панин, се Метлин,
Се Брок, а се Замятин,
Се Корф, се Головнин.
— 74 —
Их много, очень много,
Припомнить всех нельзя,
И вниз одной дорогой
Летят они, скользя.
— 75 —
Я грешен: летописный
Я позабыл свой слог;
Картине живописной
Противостать не мог.
— 76 —
Лиризм, на всё способный,
Знать, у меня в крови;
О Нестор преподобный,
Меня ты вдохнови.
— 77 —
Поуспокой мне совесть,
Мое усердье зря,
И дай мою мне повесть
Окончить не хитря.
— 78 —
Итак, начавши снова,
Столбец кончаю свой
От рождества Христова
В год шестьдесят восьмой.
— 79 —
Увидя, что всё хуже
Идут у нас дела,
Зело изрядна мужа
Господь нам ниспосла.
— 80 —
На утешенье наше
Нам, аки свет зари,
Свой лик яви Тимашев —
Порядок водвори.
— 81 —
Что аз же многогрешный
На бренных сих листах
Не дописах поспешно
Или переписах,
— 82 —
То, спереди и сзади
Читая во все дни,
Исправи правды ради,
Писанья ж не кляни.
— 83 —
Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб божий Алексей.

Для читателей.
Вы наверно зашли на эту страничку из поисковика в надежде, что «стихи про историю» будут вам интересны? Совсем не обязательно. Мое понимание истории может совсем не совпадать с вашим. Поэтому, наугад, прочтите что-нибудь еще на моей страничке. Если не понравится, я не виноват…
Сергей Скопинов
Стихи про историю
*
Мне уваженье к предкам не преграда,
Чтоб оценить, геройство или стыд,
Стыду, геройство – вечная ограда,
Геройством непричастных, мирок наш знаменит.
Себе представьте вы героя в час смертельный,
Который озабочен только тем,
Что скажут про него другие поколения,
Вот этот стыд, уж не прикрыть ни чем.
*
В боях все человечество оттачивает дух,
Есть символ — рыцарь меченый, раскрашен как петух,
В рассказах о сражениях, пылает как пожар,
Как будь-то знает точно, кто от кого бежал.
*
В пространстве взмах истории, оставит траекторию,
Которая была иль нет, а, в сущности, есть прах,
Слагая обгорелости, гнилушки и замшелости,
Мы прошлым прирастаем в руках, затем в умах.
*
Истории повторы неприятны,
Особенно когда они точны,
По новым душам бродит неотвратно,
Желанье жертв, желанье обвинить,
Кого же обвинять, в грехе сурово,
Когда грехом греша, в грехе коптим,
Легко прикрыться благоверным словом,
Пока невинных поглощает дым.
*
Как славно расстилается истории бурьян,
В загадках сфинкса прошлое, а в будущем – туман,
Поверить в настоящее так хочется, поверь,
Но прошлое змеей скользит и в нем таится зверь.
*
Как сложно вспять оборотить истории пролетку,
Не удается повторить свист ямщика залетного,
В истории копаемся, вскрывая гной тифозный,
Стараясь зверства оправдать, то Сталиным, то Грозным
*
Какие мы все разные, нас просто подменить,
От ближних ждем мы гадостей и рады насолить,
А жить нам вместе хочется, но чтобы наш был верх
И нам нужна история, чтоб наш в ней жил пример,
И боремся за мелочи и пакости творим,
В истории юродствуем и злобствуем сверх сил,
И распуская перья, стремимся напугать,
А страх дорога в драку и победит в ней тать.

Это нашей истории строки. Галина Юдина

Столь долгожданный праздник – День Победы
Встречаем полных шесть десятков лет,
Но дожили не все отцы и деды
До нынешних не столь далеких лет.
Они боролись честно за свободу,
Ни жизни не жалели и ни сил,
Ведь столько много полегло народа,
Им крик «Хай, Гитлер» — ненавистен был.
И головы за Родину ложили,
Идя на приступ под лихим огнем,
Фашистов в их же логове душили
И шли к победе твердо, день за днем.
И выдержали, все преодолели,
Низвергли рабство на своем пути,
Но только почему-то не успели
Свободный путь среди свобод найти …
Правитель за правителем сменялись,
Но жизнь катилась вниз и по прямой.
А Запад, и Америка смеялись,
Издалека руководя страной.
Свои национальные богатства
Мы сами им на блюде принесли,
И нет давно уж никакого братства,
К какому наши помыслы вели.
Из крайности опять кидались в крайность,
Устроив чистку преданных рядов,
Исподтишка, по подлому и тайно
Друзья вдруг превращались во врагов.
И в те года, как будто между делом,
Светлейшие нисгинули умы,
Никто не знал, что после беспредела
Стране недалеко и до сумы.
Потом растили дружно кукурузу,
И смело покорялась целина,
Тогда, еще Советскому Союзу,
Завидовала каждая страна.
Тогда своей не знали «перспективы»
По уровню развития страны,
Сейчас, не очень сыты – все же живы,
В таблице на последнем месте мы.
А ветераны к лучшему стремились,
И знали, что сильней они других,
И наконец, что им не преуспелось,
Оставят для детей они своих.
И строй сменился эрою застоя,
Но верили все в оттепель весны,
Хоть пережили время непростое,
Но снились неспокойные им сны.
Но вот пришло начало перестройки,
И первым делом – под топор лозу,
Нерусский сленг и в жизни неустройка,
Скорее пережить бы ту грозу!
А дальше было и совсем кошмарно –
Бравада, ложь и вечно пьяный бред,
В глазах от водки все было попарно,
Когда съедался праздничный обед.
И танками был Белый дом расстрелян,
И люди гибли, словно на войне,
И наш Союз был на клочки разделен,
Пришел- таки конец большой стране!
Сменилась власть, но лучше жизнь не стала,
Пришла пора паханов и царьков,
А свой народ настолько обобрала,
Что на помойках стал он жить готов.
Живут у нас достойно олигархи,
Страной торгуют, как своим добром,
Но почему скупятся на подарки
Для тех, кто жизнь им подарил и дом?
Благодаря кому они жируют,
Чьим потом пахнет их насущный хлеб,
В своих хоромах сказочных пируют,
Уверены, что так и будет впредь.
Но для чего тогда отцы и деды
Самозабвенно так к победе шли?
Общественные горести и беды
Были важнее собственной беды.
В грязь втоптано все самое святое,
И все заслуги из уже не в счет,
Лишь только празднословие пустое
Течет из уст на них из года в од. .

Это нашей истории строки

Тип урока: усвоение новых знаний и первичного их закрепления.

Форма урока: урок-встреча с презентацией ученических проектов.

Цели урока:

  • воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве,
  • гражданском обществе;
  • донести до молодежи историческую правду;
  • способствовать развитию навыков учащихся самостоятельно и критически осмысливать факты отечественной истории;
  • познакомить учащихся с биографиями И. Талькова и В. Нагаева, их творчеством, определить жизненную позицию героев.

Методы обучения:

  • персонифицирующий;
  • исследовательский;
  • рефлексивный;
  • проблемный;
  • объяснения;
  • дискуссионный.

Технология обучения:

  • проблемное обучение;
  • ИКТ.

Приемы деятельности учителя:

  • опора на ключевые слова;
  • персонификация;
  • работа в группах;
  • фронтальная беседа;
  • использование видео, аудио-фрагментов.

Оборудование:

  • фотографии из семейных архивов;
  • документы из архива;
  • слайды с изображением памятников;
  • видеотехника, компьютер;
  • “Выставочный стол”:
    • конституция Российской Федерации;
    • всеобщая декларация прав человека;
    • книга памяти “Из тьмы забвения”, 4 тома;
    • книги, диски с песнями И. Талькова, В. Нагаева;
    • сборники стихов В. Нагаева.

Основные понятия:

  • гражданин;
  • гражданская позиция;
  • патриотизм;
  • ответственность;
  • внутренняя свобода;
  • смелость.

Опережающее задание:

  • анализ журнала “Огонек” за 1989-1990 гг.;
  • анализ местных газет о жизни в Астрахани в конце 80-х г. XX века;
  • подготовка театрализованного эпизода;
  • чтение стихов И. Талькова и слушание песен.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Политическая, социальная и культурная жизнь страны второй половины XX века.
  3. Жизнь и творчество И. Талькова.
  4. Судьба астраханца В. Нагаева и его отца.
  5. Заключение: размышления ребят над темой урока.
  6. Звучит песня И. Талькова “Россия”.

(После ее прослушивания вступительное слово учителя).

Здравствуйте! Наша встреча необычна. Здесь присутствуют ученики нашей школы, учителя, родители и гости.

Это встреча людей разных поколений.

(В этом наше отличие).

– А что нас объединяет?

(Мы родились в XX веке и живем в России).

У каждого времени свои вопросы. Каждое поколение ищет на них ответы – и в прошлом тоже, которое у всех нас общее. Сегодняшняя встреча – тому подтверждение.

В “Новой газете” от 30 октября 2009 г. на страничке “Правда ГУЛАГА” президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев, отвечая на вопросы корреспондента, сказал: “Принять свое прошлое таким, какое оно есть, – в этом зрелость гражданской позиции. Никто кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст ее новым поколениям”.

И это действительно так.

Поэтому нашу встречу я назвала “Это нашей истории строки…”

XX столетие отмечено пожарами двух мировых войн, революциями, массовыми репрессиями. Оно породило человеконенавистнические режимы, дорого стоившие народам. И в то же время ХХ век дал миру великих ученых-гуманистов: А.Д. Сахарова, Д.С. Лихачева, гениальных писателей, поэтов, художников, людей, которых по праву можно назвать Гражданами нашей страны, в широком понимании этого слова.

А сейчас я предлагаю вам “погрузиться” в эпоху второй половины ХХ века, а поможет нам в этом фильм, созданный ребятами.

(После просмотра фильма, см. приложение к уроку)

Последнее десятилетие ХХ и начала XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью.

— Давайте определимся с понятием “гражданин” и “гражданская позиция”.

Гражданин – это человек, живущий по законам и морально-нравственным принципам своей страны, участвующий в политической и правовой жизни общества.

— Так какие же нравственные принципы входят в понятие “гражданин” (ответы учеников).

  1. Патриотизм.
  2. Ответственность.
  3. Смелость.
  4. Нравственная свобода (способность быть самостоятельной, творческой личностью).

Гражданская позиция – это единство реальных дел и душевных переживаний за судьбу страны. Гражданская позиция выражается в готовности прийти на помощь нуждающимся.

У каждого времени – свои герои. Одним из таких героев 80х ХХ века был Игорь Тальков.

Его называли “неординарной личностью”.

— Как вы понимаете такое словосочетание?

(Ответы учащихся)

Но кто же такой Игорь Тальков?

Как он появился на нашей эстраде?

Как смог он пробить стену идеологического контроля того времени?

Давайте для начала посмотрим презентацию о жизни И. Талькова, подготовленную ребятами.

(Просмотр презентации, см. приложение).

После просмотра

Учитель:

В детстве Игорь верил в коммунизм, в светлые идеалы, причем верил по-настоящему, и родители не хотели его переубеждать. Об этом говориться в его стихотворении “Примерный мальчик”.

Читал я правильные книги,
Как образцовый пионер,
Учителя меня любили
И приводили всем в пример.

Сегодня мало кто из ребят знает, кто такой пионер.

— А вы, уважаемые взрослые, были пионерами, что можете рассказать об этом периоде вашей жизни?

(Воспоминания взрослых)

— Ребята! А кто-нибудь из вас о себе подобное может сказать?

(Ответы учащихся)

Однажды с Игорем Тальковым произошел такой случай: “Это было в 1972 году. Я писал сочинение, связанное с “Малой землей” Л. Брежнева, мама не выдержала и сказала все, что думает о “пламенном борце за мир”. Я вспыхнул: “Мама, если я еще раз услышу от тебя подобные слова, уйду из дома”.

— Как можно охарактеризовать такое поведение Игоря Талькова?

(Ответы учащихся и родителей)

А в 1975 году Тальков выступает с критикой политики Брежнева на площади в Туле. Неприятностей с советской системой удалось избежать только благодаря велогонщику Кондратьеву, с которым он играл в одной тульской музыкальной группе.

— Как вы думаете, что могло повлиять на Игоря, почему он резко меняет свои взгляды?

(Ответы учащихся)

Дело до суда не дошло, однако его, как “неблагонадежного человека”, отправляют служить в стройбат, где командир части говорил Игорю, глядя на его руки: “Я из тебя человека сделаю!”.

С одной стороны, что тут плохого, когда тебе хотят помочь, “сделать из тебя человека!”. Но, если посмотреть на эту фразу с другой стороны, то можно сделать, я думаю, другой вывод:

— А какой? (Ответы детей и взрослых)

Но давайте дочитаем до конца стихотворение “Примерный мальчик”, так как именно песня на эти стихи в 1988 году сделала свое дело.

Ученик: дочитывает стихотворение “Примерный мальчик”.

Учитель: А дело было так… (вспоминает Игорь).

Ученица:

“В августе 1988 года программа “Взгляд” пригласила меня принять участие в концертах “Взгляд” представляет, проводимых во Дворце спорта в Лужниках. Я был очень обрадован: “Наконец-то!” Хоть одна передача осмелилась показать мои социальные песни”. Концерты, как всегда, были бесплатными, поскольку их устраивал комсомол. Не обращал внимания, не интересовался, куда и кому в карман идут заработанные мною деньги, важно одно: расширить однобокий образ “чистопрудного” Талькова, поскольку уже второй год колесил по стране с социальными песнями. Ночь не спал, “прилетел” на дневную репетицию в Лужники, и на вопрос, каким номером буду выступать, и сколько песен дозволено будет петь вечером, Любимов ответил молчанием.

Приехал вечером, посмотрел список выступающих, увидел свою фамилию, а напротив было дописано от руки: “Только одну песню и только “Примерный мальчик!!!”. Я ее исполнять не мог и не хотел.

На просмотре днем исполнял: “Кремлевская стена”, “Стоп, думаю себе” и другие подобные по тематике песни. Перед выходом на сцену в гримерную вбежал администратор и напомнил: “Игорь, ты все понял? Только одну песню и только “Примерный мальчик”.

Определив для себя однозначно репертуар, шел на сцену, точно зная, что буду петь. Выходя на подмостки, обернулся на оклик Листьева: “Ну что, Игорек, сейчас повеселимся”. “Повеселитесь – ответил костюмер, – просто обхохочетесь”. Вышел и выдал по полной программе. Публика ликовала, не отпускала. После выступления оставил своего администратора на площадке и уехал домой.

В третьем часу ночи раздался телефонный звонок администратора. Голос проскрипел: “Игорь, тут такое творилось!”. Листьев, Любимов, Захаров бегали друг за другом, ища виноватого в случившемся. Листьев сказал, что теперь ты придешь на “Взгляд” только через его труп.

Учитель: А на концерте прозвучала эта песня.

Звучит “Стоп, думаю себе”.

— Почему тальков спел именно эту песню?

(Ответы учащихся)

В разговор включаются ученики, которые, познакомившись с журналами “Огонек” за 1989 г., рассказали о жизни людей, об их проблемах, о том, что их волнует. К ним присоединяется еще одна группа ребят, которая, изучив местные газеты, рассказала о жизни Астраханцев в тот период времени.

— Уважаемые взрослые, можете ли вы что-нибудь дополнить? Нужна ли была перестройка?

(Ответы взрослых).

Как созвучно с этими высказываниями стихотворение Талькова “Полу-гласность”.

Ученик читает стихотворение.

(Текст лежит перед глазами учеников).

— Обратили ли вы внимание на то, как написано слово полу-гласность? Ведь если его написать по правилу, то “полу” пишется слитно, а почему здесь через дефис?

(Ответы учащихся).

А вот еще одно стихотворение “Собрание в ЖЭКЭ”, его читает сам автор.

(Стихотворение звучит в записи).

— О чем это стихотворение?

Что можно сказать о Петровиче, о других действующих лицах?

А проявляется ли здесь гражданская позиция И. Талькова?

(Ответы учащихся).

Однажды И. Талькову задали вопрос: почему в его репертуаре так много песен об истории нашей страны? Игорь ответил так: “История России – мое давнее и сильное увлечение. В свободное время стараюсь читать исторические книги, документы. Больше всего сейчас волнует история ХХ века. Я постоянно задаю себе вопросы: Почему мы так плохо живем? Почему постоянно страдаем?”.

Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.

Историческая тема, как бы непосредственно заявленная в этих стихах, на самом деле ушла на второй план: а на первом – стояла судьба современной России, которая в очередной раз оказалась перед судьбоносным выбором. Страна решала куда двигаться дальше.

— Но как песня “Россия” появилась на сцене?

Ученица:

В 1989 году создатель и ведущий телепрограммы “До и после полуночи” Владимир Молчанов на свой страх и риск, наживая себе массу неприятностей, включил “Россию” в свою передачу.

“Россия” сделала настоящий прорыв и в гласности, и в сознании людей, которые ее услышали. Даже самые закоренелые консерваторы не осмелились против нее выступить. В этом же году “Россия” принесла Игорю победу в телеконкурсе “Ступень к Парнасу”. “Спасибо Молчанову, не побоялся”.

Учитель:

Последние два года у Игоря выдались особенно насыщенными: участие в фестивале в Гамбурге, съемки фильма “Князь Серебряный”.

К этому времени уже написано более двухсот песен.

И вот наступил август 1991 года. Игорь оказался в Ленинграде, он обратился к людям, собравшимся на Дворцовой площади, с призывом встать на пути диктатуры за нашу Родину.

А потом был концерт Победы у Белого Дома 31 августа 1991 г., где Тальков пел, обращался уже к “гражданам свободной” России.

Ученица:

А 6 октября 1991 года ранним утром Игорь Тальков приехал в Петербург. Его приветствовали корреспонденты питерского TV. “Мы рады вас приветствовать в Санкт-Петербурге, дорогой Игорь. А вы, рады?”.

— Очень рад. Я почти что всю жизнь, наверное, ждал этой минуты, когда я выйду из подъезда и окажусь не в Ленинграде, а в Санкт-Петербурге.

А потом был концерт в “Юбилейном”. Его выход планировался около 16.20. И вот в 16.37 в “Скорую помощь” поступил звонок.

Инсценировка:

Вызывающий: Алло, “скорая”. Дворец спорта “Юбилейный”, здесь в человека стреляли. Служебный вход.

Диспетчер: Какой район?

Вызывающий: Петроградский.

Диспетчер: Адрес?

Вызывающий: Добролюбова, 18.

Диспетчер: Добролюбова, 18. Что это такое?

Вызывающий: Это Дворец спорта “Юбилейный”.

Диспетчер: Дворец спорта “Юбилейный”.

Вызывающий: Только быстрее, пожалуйста.

Диспетчер: Мужчина? Женщина?

Вызывающий: Мужчина там или женщина?

Диспетчер: Вы кто?

Вызывающий: В Талькова! В Талькова! В Талькова!

Диспетчер: Телефон у вас? 238…

Вызывающий: … 40-09. Побыстрее, пожалуйста.

Диспетчер: Да не кричите. Добролюбова, 18?

Вызывающий: Да, служебный вход.

Диспетчер: Ждите врача.

Учитель: Игоря убили. А после его смерти…

Ученица:

После смерти Игоря 5 марта 1993 г. по инициативе почитателей таланта Талькова и при поддержке его семьи при международном славянском культурном центре в Москве был создан музей Игоря Талькова.

(Слайд с изображением музея)

Московский художник Балабанов создал картину “Тальково поле”, на которой Игорь изображен с поднятой вверх рукой. Над ним белый сокол в схватке побеждает горного ворона, звенят колокола, а на фоне двигается воинская рать.

(Слайд “Тальково поле”)

В Самаре создан клуб патриотической песни им. Игоря Талькова.

А его мама, Ольга Юльевна Талькова, умерла в 2007 году, так и не дождавшись справедливости: убийца не найден.

В начале урока мы выяснили, почему Талькова называли “неординарной личностью”.

— А можно ли его назвать поэтом-гражданином?

(Ответы учащихся).

Да, конечно. Его творчество проникнуто любовью к Родине не только как поэта, но и гражданина.

Он не писал и не пел о том, что не чувствовал.

Только внутренне свободный человек мог писать такие стихи и песни.

Тальков чувствовал время, на глазах у всех кричал о том, что его волнует. Он вызывал “огонь на себя”.

В августе 1990 г. появилась песня И. Талькова “Я – вернусь”. Это песня-мечта о другой стране, о людях, живущих в ней.

“Я вернусь в страну не дураков, а гениев”.

Звучит песня “Я – вернусь”.

Учитель:

Мало кто знает, что песня “Россия”, которая прозвучала в начале нашей встречи, была написана в Астрахани, в марте 1989 г., когда Тальков был первый раз в нашем городе на гастролях, о чем свидетельствует заметка в газете “Волга” от 28 марта 1989 г.

Но это был не единственный приезд Игоря в город. Наш сегодняшний гость – Валентин Ибрагимович Нагаев, был на этом концерте.

Ученица:

Валентин Ибрагимович, что вы можете рассказать об этом концерте?

(Рассказ Нагаева В.И. о концерте, его впечатления).

Ученица:

Повлияли ли на ваше творчество стихи И. Талькова?

(Ответ Нагаева В.И.)

Ученица: Расскажите, пожалуйста, о вашем отце?

(Рассказ Нагаева В.И. об отце, чтение стихотворения, посвященного отцу. Слова-напутствия молодому поколению).

В конце выступления звучит песня Нагаева В.И. “Гимн Астраханскому Мемориалу”.

Вот и пролистали мы страницы истории нашей страны второй половины ХХ века. Это не просто страницы, наполненные событиями и фактами. Перед нами прошли судьбы людей: “публичного человека” – Игоря Талькова, нашего земляка Нагаева Валентина Ибрагимовича и его отца Ибрагима Идрисовича.

Сейчас среди отдельной части молодежи бытует мнение: события минувших лет нас не интересуют, т.к. это была “ваша” жизнь, “ваши” проблемы, а у нас “своя” жизнь и “свои” заботы.

— А как вы относитесь к этому мнению?

(Ответы учащихся).

Учитель: нашу встречу я хочу закончить строчкой из стихотворения Ю. Левитанского “Каждый выбирает…”.

Используемая литература

  1. Ю. Завада “Таинственный гонец”. Неделя №50, 1991 г.
  2. В. Нагаев “Стихи”, Астрахань, 2008 г.
  3. “Новая газета” от 30 октября 2009 г. Интервью с Д. Медведевым.
  4. В. Полозов “Я воскресну и спою…”. “Фирма Алеся”, 1998 г.
  5. И. Тальков “Монолог”. “Эксмо”, Москва, 2008 г.

Приложение 1

Приложение 2