Стихи о романсе

Открытый урок «Можно ли превратить в романс любое стихотворение?» план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Слайд 1

Может ли любое стихотворение стать романсом?

Слайд 2

Романс — это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсах особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе.

Слайд 3

№ 10. № 1. Отличается простотой № 2. Развитый, утонченный жанр № 3. Связь с народным творчеством не очевидна № 4.Связь с народным творчеством выступает явно № 5.Характер мелодии обобщенный № 6. Характер мелодии индивидуальный, личный № 7. Используется куплетная форма № 8. Часто встречается трехчастная форма № 9.Инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна № 10. Может использоваться без аккомпанемента № 11. Может использоваться хором или ансамблем Выберите из списка характерные черты романса и перенесите их в правую часть таблицы (кликнув на выбранный элемент в левой части таблицы)

Слайд 4

Какое из этих стихотворений, на ваш взгляд, подойдет для создания романса? Пришел к нам в село музыкант старичок. В руках музыканта волшебный смычок. Ударил по струнам — сбежался народ, танцует, играет, смеется, поет. Зима пройдет, и весна промелькнет. Увянут все цветы, снегом их занесет. И ты ко мне вернешься, мне сердце говорит. Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

Слайд 5

Какими критериями должно обладать стихотворение, чтобы на это стихотворение можно было сочинить романс? Небольшого размера (или фрагмент с законченной мыслью); Выражать чувства, отношения к жизни, к природе . Поэтический текст должен быть певучим.

Слайд 6

«БЛАГОСЛОВЛЯЮ, ВАС, ЛЕСА… ( из поэмы «Иоанн Дамаскин» А.Толстого) БЛАГОСЛОВЛЯЮ, ВАС, ЛЕСА, ДОЛИНЫ, НИВЫ, ГОРЫ, ВОДЫ, БЛАГОСЛОВЛЯЮ Я СВОБОДУ И ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА! И ПОСОХ МОЙ БЛАГОСЛОВЛЯЮ, И ЭТУ БЕДНУЮ СУМУ, И СТЕПЬ ОТ КРАЮ И ДО КРАЮ, И СОЛНЦА СВЕТ И НОЧИ ТЬМУ, И ОДИНОКУЮ ТРОПИНКУ, — ПО КОЕЙ, НИЩИЙ, Я ИДУ, И В ПОЛЕ КАЖДУЮ БЫЛИНКУ, И В НЕБЕ КАЖДУЮ ЗВЕЗДУ! О, ЕСЛИ Б МОГ ВСЮ ЖИЗНЬ СМЕШАТЬ Я, ВСЮ ДУШУ ВМЕСТЕ С ВАМИ СЛИТЬ! О, ЕСЛИ Б МОГ В МОИ ОБЪЯТЬЯ Я ВАС, ВРАГИ, ДРУЗЬЯ И БРАТЬЯ, И ВСЮ ПРИРОДУ ЗАКЛЮЧИТЬ!

Слайд 7

Выберите 1 – 2 подходящих слова для этого стихотворения: ТОРЖЕСТВЕННО ВЕЛИЧАВО ПОМПЕЗНО ШУМНО ПОЭТИЧНО ПРАЗДНИЧНО

Слайд 8

РАБОТА НАД ПАРТИТУРОЙ торжественно, величаво, величественно СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГОЛОС ИНСТРУМЕНТ МЕЛОДИЯ ТЕМП ТЕМБР ДИНАМИКА РЕГИСТР РИТМ ЛАД

Слайд 9

Иван Иванович Шишкин

Слайд 10

Архип Иванович Куинджи

Слайд 11

Исаак Ильич Левитан

Слайд 12

Константин Паустовский в своем рассказе «Скрипучие половицы» описывает правдивую историю, которая произошла с П.И.Чайковским. «Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, как вол, и вдохновение рождалось в работе. Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты».

Слайд 13

П.И.Чайковский, А.Толстой «Благословляю, вас, леса…».

Слайд 14

РАБОТА НАД ПАРТИТУРОЙ торжественно, величаво, величественно СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГОЛОС ИНСТРУМЕНТ МЕЛОДИЯ ПЛАВНАЯ ФОРТЕПИАНО ТЕМП MODERATO ТЕМБР БАС ДИНАМИКА F P РЕГИСТР ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ РИТМ СПОКОЙНЫЙ ЛАД М А Ж О Р

Слайд 15

Вывод: в романсе важен: литературный текст; средства музыкальной выразительности; личные переживания композитора.

Слайд 16

Может ли любое стихотворение стать романсом?

Слайд 17

Спасибо за урок!

Урок музыки в 5-м классе «Романса трепетные звуки»

Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции:

  • дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
  • узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
  • узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
  • узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
  • познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
  • учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
  • развивать вокально-хоровую грамотность.

Информационная компетенция:

  • находить ключевые знания в текстовом материале;
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);
  • уметь оформлять краткие записи материала урока.

Социальная компетенция:

  • воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания: «Дневник музыкальных наблюдений», С. 9);
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.

Коммуникативная компетенция:

  • воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста ;
  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса ;
  • развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.

Личностная компетенция:

  • находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время ;
  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).

УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  • Науменко, Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.- 190.
  • Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2009, 2CD.
  • Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2010.
  • Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа.

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
  2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).- 2007.- С.8
  4. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4
  5. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.- 40 с.
  6. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-С.385
  7. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5

Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки

  1. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX в. и началоXX века.- 2-е изд.- Л.: Музыка, 1979.- С. 65
  2. Вехи творческой биографии // Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе / Под Ред. Л.А. Рапацкой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- С. 51
  3. Романс о романсе // Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т.В. Надолинская.-М.: Гуманиттар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.- С.30
  4. Русские художники: Энциклопедический словарь.- СПб: Азбука.-1998.-1С. 183; С.348
  5. Слово о музыке: Рус. Композиторы XIX в.: Хрестоматия: Кн.для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1990.-С.41
  6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: Для VI-VII Кл. ДМШ: Учебник.-М.: Музыка.-2000.-С.31

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд: Оценочный лист обучающегося на уроке:

  • «Лучший собеседник»
  • «Лучший слушатель»
  • «Лучший исследователь»
  • «Лучший исполнитель»

Запись в тетради:

Тема урока: Романса трепетные звуки

Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса

II. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве

Учитель: Вдохновенно и грациозно, ритмически разнообразно звучат испанские песни. Наибольшей популярностью в Испании в средние века пользовался напев, исполнявшийся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина. Когда появились такие песни, народный язык Испании называли романским, отсюда и произошло название «РОМАНС».

Запись в тетради:

Слайд: Испания, романский язык, романс

Учитель: Какие музыкальные образы воплотил романс? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста, страница 69 учебника по музыке)

Ученик: В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования.

Ученик: Романс уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных образов.

Учитель: Обратим внимание на сноску, данную в учебнике, «античный» – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

Учитель: Что общего между песней и романсом?

Ученик: Романс и песня относится к жанру вокальной музыки.

Учитель: Действительно, романсы складывались из разных куплетов, которые повторялись с неизменным припевом. Романс очень похож на песню. Чем же романс отличается от песни? (Найти «музыкальный» ответ нам поможет учебник)

Ученик: Романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без сопровождения.

Учитель: Верно, но главное различие в том, что в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события. Примером отражения поэтических впечатлений могут служить названия романсов. На странице 69 нашего учебника представлены партитуры романсов русских композиторов: «Жаворонок», «То было раннею весной», «Сирень».

Учитель: Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 70)

Ученик: В романсе отражаются личные интересы человека с его радостями страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

Ученик: Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения.

Ученик: В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

Учитель: В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова.

Учитель: Как вы думаете, почему авторы учебника по музыке приглашают нас понаблюдать, сопоставить, сравнить разные состояния природы, представленные на иллюстрациях страниц 70, 71, 72: Исаак Левитан «Цветущие яблони» и «Весна. Большая вода» Приложение 7, Игорь Грабарь «Февральская лазурь») Приложение 8.


И. Левитан «Цветущие яблони»


И. Левитан «Весна»


И. Грабарь «Февральская лазурь»

Ученик: На иллюстрациях изображены русские просторы, картины природы, времена года.

Ученик: (самостоятельный ответ)

Ученик: Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском искусстве (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 71).

Запись в тетради:

Слайд: Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея русского искусства

Учитель: Михаил Иванович Глинка (Приложение 1) писал романсы на протяжении всей своей жизни. Лирические романсы композитора – это исповедь его души. Приложение 2 Один из них – романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Название «Прощание с Петербургом» вокальный цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом Глинки за границу. Прощаясь с родиной, путешественник как будто вызывает в памяти любимые картины родной природы, воспоминания счастливого детства. (Приложение 3)

Запись в тетради:

М.И. Глинка, романс «Жаворонок»

Иллюстрация

Чтение текста стихотворения

(страница 74 учебника)

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой…
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.

Учитель: Послушайте романс Михаила Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! Приложение 4

Слушание музыки:

СD, № 15

Учитель: Какое настроение передал Глинка в романсе? Приложение 5

Ученик: (самостоятельный ответ)

Ученик: Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… всё как будто создаёт радостное и приподнятое, неповторимое ощущение наступающей весны.

Ученик: …звонкие трели жаворонка, парящего высоко в небе.

Ученик: Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти передал Глинка в своей мелодии?

(Поэтический образ помогает составить учебник, страница 75)

Запись в тетради:

Слайд:

приподнятое настроение

мечтательная грусть

Второе слушание музыки:

СD, № 15

III. Вывод:

Ученики определяют свой вывод урока.

Среди них: «Романс – поэтический жанр.

В романсе отражён огромный мир музыкальных образов.

В романсе звучат разные чувства.

В романсе есть внимание и любовь к окружающему миру.

В романсе есть сердечность, нежная грусть, задушевная теплота.

и, конечно, «лучший исследователь», «лучший слушатель» обратит внимание на эпиграф к уроку, на поэтическое слова Александра Фета:

«Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей».

Запись в тетради:

Слайд:

«Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей».
А. Фет

IV. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С.9)

  1. Выступить в роли журналиста и взять интервью у одноклассников, родных: «Как ты считаешь, можно ли превратить в романс любое стихотворение? Если нет, то почему?» Ответ оформить письменно в Дневнике Музыкальных наблюдений.
  2. Самостоятельно или взять в помощники учебник по литературе…и выполнить следующее задание: «Записать стихотворение, которое бы ты выбрал для своего романса, если бы был композитором».

V. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений

С.40 Романс «Жаворонок»


  • Исполнение мелодии учителем на инструменте, вокальное исполнение.
  • При разучивании «Жаворонка» часто сложным оказывается исполнение фраз широкого дыхания, поэтому не следует слишком затягивать темп.
  • Главное, чтобы исполнители передали характер музыки, чувства, настроение:
    приподнятое настроение
    мечтательная грусть
    задушевность человеческого голоса
    теплота лирического высказывания. Приложение 6

Итак, на нашем уроке:

Слайд:

  1. мы узнали: историю рождения романса; в чём состоит сходство и отличие романса и песни; об основной идее русского искусства;
  2. мы познакомились с творчеством композитора Михаила Глинки, художников Исаака Левитана, Игоря Грабаря;
  3. мы вместе слушали и учились чувствовать поэтичность русского романса;
  4. читали поэтические, музыкальные тексты в учебнике;
  5. учились красиво и правильно петь (романс «Жаворонок»);
  6. вам предстоит выступить в роли журналиста и выполнить домашнее задание по музыке.

Слайд: Спасибо за творчество на уроке!