Стихи 19 века

>Все стихи:

  1. >Вы, снежинки, вейте…
  2. >Дальний шум фонтана…
  3. >Детская спевка
  4. >Детская
  5. >На лыжах
  6. >Нет тебе на свете равных…
  7. >Ночью светлой
  8. >Опять сон
  9. >Роскошен лес в огне осеннем…
  10. >Золотистою долиной…
  11. >Зайчик
  12. >На лугу
  13. >Ворона
  14. >Вот река полноводнее…
  15. >Снежная Россия
  16. >Ветхая избушка
  17. >Осенний вечер так печален…
  18. >Вербочки
  19. >Веселимся, кру’жимся…
  20. >В ночи, исполненной грозою…
  21. >После дождя
  22. >После грозы
  23. >Россия
  24. >Русь
  25. >Сны
  26. >Воздушный город
  27. >Ель рукавом мне тропинку завесила…
  28. >В зимние сумерки… (Отрывок из «Саша»)
  29. >Зреет рожь над жаркой нивой…
  30. >К жаворонку
  31. >К памятнику Пушкина («Свободного стиха прославленный творец…»)
  32. >Когда вослед весенних бурь…
  33. >Лес
  34. >Ласточки пропали…
  35. >Мама! глянь-ка из окошка…
  36. >Печальная береза…
  37. >Вечер
  38. >Как молоком облитые… (Отрывок из «Зеленый шум»)
  39. >Славная осень (отрывок из «Железная дорога»)
  40. >Однажды, в студеную зимнюю пору… (отрывок из «Крестьянские дети»)
  41. >Снежок
  42. >Бабочка
  43. >Холод ночи; смерзлись лужи…
  44. >Это утро, радость эта…
  45. >Чудная картина…
  46. >Учись у них — у дуба, у березы…
  47. >Уж верба вся пушистая…
  48. >Рыбка
  49. >Как весел грохот летних бурь…
  50. >Не остывшая от зною…
  51. >Неохотно и несмело…
  52. >Листья
  53. >Весенняя гроза
  54. >Зима недаром злится…
  55. >Есть в осени первоначальной…
  56. >Весенние воды
  57. >Осенний вечер
  58. >Полдень
  59. >Сияет солнце, воды блещут…
  60. >Эти бедные селенья…
  61. >Чародейкою зимою…
  62. >Умом Россию не понять…
  63. >В полном разгаре страда деревенская…
  64. >Великое чувство! У каждых дверей…
  65. >Генерал Топтыгин
  66. >Дедушка Мазай и Зайцы
  67. >Железная дорога
  68. >Крестьянские дети
  69. >Перед дождем
  70. >Пчелы
  71. >Размышления у парадного подъезда
  72. >Школьник
  73. >Утес
  74. >На севере диком стоит одиноко…
  75. >Тучи
  76. >Бородино
  77. >Парус
  78. >Птичка божия не знает (отрывок из поэмы «Цыганы»)
  79. >Кем быть?
  80. >Крым
  81. >Что такое хорошо и что такое плохо
  82. >Гуляем
  83. >Тучкины штучки
  84. >О весне (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
  85. >Волшебница-зима (отрывок из «Евгений Онегин»)
  86. >Осень (отрывок)
  87. >У лукоморья дуб зеленый… (отрывок из «Руслан и Людмила»)
  88. >Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  89. >Я вас любил: любовь еще, быть может…
  90. >На холмах Грузии лежит ночная мгла…
  91. >Зимнее утро
  92. >Дар напрасный, дар случайный…
  93. >Няне
  94. >К *** (Я помню чудное мгновенье…)
  95. >Если жизнь тебя обманет…
  96. >Перед весной бывают дни такие…
  97. >Молюсь оконному лучу…
  98. >Я иду долиной. На затылке кепи…
  99. >Нивы сжаты, рощи голы…
  100. >Черемуха
  101. >Пороша
  102. Береза

Ещё стихи автора:

  • Стихи про детей и детство
  • О природе

Русская поэзия XIX века

Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е. Евтушенко, что «поэт в России больше, чем поэт».

Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В. Жуковского и К. Батюшкова, объединил имена Е. Баратынского и Н. Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.

Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.

С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.

Поэты «золотого века» русской литературы

Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский

Основоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания. Их творчество послужило хорошей школой для воспитания целой плеяды русских поэтов, включая таких гениев, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов.

Е. А. Баратынский

Биография:

Евгений Абрамович Баратынский: жизнь и творчество

Избранное стихотворение:

  • «Весна, весна! Как воздух чист!..»

В. Жуковский

Биография:

Василий Андреевич Жуковский: жизнь и творчество

Избранное стихотворение:

  • «Приход весны»
  • «Светлана»

Александр Сергеевич Пушкин

А.С. Пушкин — величина неимоверная, по праву занимающая ведущее место среди плеяды гениальных поэтов. Именно Пушкин считается родоначальником русского литературного языка, именно его смелые эксперименты со словом, формами лирического произведения подарили мировой культуре настоящие шедевры. Смешивая стили языка, мастерски сочетая разные жанры, Пушкин стал предтечей развития реалистического искусства.

Говорят, что Пушкин открыл поэзии окно в мир. Нет, оно было открыто до него. Но именно Пушкин стер все перегородки, которые отделяли поэзию от обычной жизни. Отныне все, что окружает обычного человека, становится темой для стихотворений: желания и любовь, природа и времена года, сказки и пословицы, исторические события и, самое главное — сам человек, с его пониманием прекрасного, безграничной любовью к родной земле и глубочайшим патриотизмом.

Биография:

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Зимнее утро»
  • «Зимний вечер»
  • «Узник»
  • «Песнь о вещем Олеге»
  • «Я вас любил»
  • «Я помню чудное мгновенье»
  • «Анчар»
  • «Вновь я посетил»
  • «Птичка»
  • «Туча»
  • «К Чаадаеву»
  • «Во глубине сибирских руд»
  • «19 октября»
  • «Осень»
  • «На холмах Грузии»
  • «Мадонна»
  • «Арион»
  • «Признание»
  • «Зимняя дорога»
  • «Поэт»
  • «Я памятник себе воздвиг»
  • «Няне»
  • «И.И. Пущину»
  • «Сожженное письмо»
  • «Цветок»
  • «Пророк»

Михаил Юрьевич Лермонтов

М. Ю. Лермонтов… Пожалуй, одна из самых загадочных и мистических личностей в истории русской литературы. В лирике Лермонтова явственно просматриваются черты романтизма, его лирический герой полон переживаний, дум и стремлений, всегда находится в духовном поиске, полон отчаяния и страдает от одиночества. Можно сказать, что творчество Лермонтова подготовило плавный переход от традиций романтизма к реалистическому изображению лирического героя. Вместе с тем, лермонтовская поэзия насквозь пронизана символами, полунамеками, прорицаниями. Не случайно именно творчество Лермонтова послужило отправной точкой для такого литературного направления, как символизм.

Биография:

Михаил Юрьевич Лермонтов: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Утес»
  • «Листок»
  • «Парус»
  • «Тучи»
  • «Бородино»
  • «Три пальмы»
  • «Родина»
  • «Выхожу один я на дорогу»
  • «Смерть поэта»
  • «Молитва»
  • «Осень»
  • «Когда волнуется желтеющая нива»
  • «Пророк»
  • «Нищий»
  • «На севере диком…»
  • «Ангел»
  • «Узник»

Алексей Николаевич Плещеев

А. Н. Плещеев — русский поэт, чье творчество пришлось на 40-е годы XIX века. Считается одним их основоположником революционной лирики, так как его стихотворения были буквально пронизаны революционно-демократическими идеями. С другой стороны, неоценим вклад А. Плещеева в развитие русской поэзии как переводчика. Благодаря его переводам русская публика знакомилась со Стендалем и Золя, Гейне и Беранже. Вместе с Пушкиным и Некрасовым А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Биография:

Алексей Николаевич Плещеев: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Весна»

Иван Захарович Суриков

И. З. Суриков — ярчайший представитель так называемой «крестьянской» литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник. Много помогал другим поэтам и писателям из народа.

Биография:

Иван Захарович Суриков: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Зима»

Иван Саввич Никитин

И.С. Никитин — русский поэт, в чьем творчестве гармонично сплетались темы социальные и темы лирические. Он писал обо всем: о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Биография:

Иван Саввич Никитин: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Русь»
  • «Утро»
  • «Встреча зимы»
  • «Ярко звёзд мерцанье…»
  • «Зимняя ночь в деревне»

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Фет — один из основоположников направления «чистого искусства» в русской литературе. Лирика А. Фета далека от социальных идей, от реальности. Поэт умел полностью погрузиться в мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. В более позднем творчестве поэта немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Биография:

Афанасий Афанасьевич Фет: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Весенний дождь»
  • «Ещё майская ночь»
  • «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
  • «Зреет рожь над жаркой нивой»
  • «Я пришел к тебе с приветом…»
  • «Осень»
  • «Я пришел к тебе с приветом…»
  • «Я тебе ничего не скажу…»
  • «Певице»

А.Н.Майков и А.К. Толстой

Поэты, творившие приблизительно в одно время с И. Никитиным, А. Фетом. В творчестве обоих ярко представлена историческая тема. Только А. Майков больше тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой был влюблен в историю российскую. Кстати, именно А. К. Толстой был одним из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Избранные стихотворения:

Николай Алексеевич Некрасов

Н.А. Некрасов — великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — «Я лиру посвятил народу своему». Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования «маленького человека».

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа.

Биография:

Николай Алексеевич Некрасов: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Мороз-воевода» (из «Мороз, Красный нос»)
  • «Мужичок с ноготок» (из «Крестьянские дети»)
  • «Тройка»
  • «Размышления у парадного подъезда»
  • «Зеленый шум»
  • «В дороге»
  • «Перед дождем»
  • «Славная осень!» (из «Железная дорога»)
  • «Вчерашний день часу в шестом…»
  • «Я не люблю иронии твоей…»

Фёдор Иванович Тютчев

Ф.И. Тютчев — русский поэт, чье творчество нередко противопоставляется творчеству А. Пушкина. Стихотворения Тютчева – это те же оды и поэмы Пушкина, но в неимоверно сжатом варианте, оттого и кажутся нам такими динамичными и насыщенными. Изменился и характер изображения лирического героя. Если Пушкинский герой горяч, пламенен и кипуч, то тютчевский герой – напротив, вне реальности и выше обыденности. Творчество Тютчева ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

Биография:

Фёдор Иванович Тютчев: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • «Еще земли печален вид»
  • «Весенние воды»
  • «Весна»
  • «Первый лист»
  • «Весенняя гроза»
  • «Умом Россию не понять…»
  • «Нам не дано предугадать»
  • «В небе тают облака …»
  • «Неохотно и несмело …»
  • «Листья»
  • «Осенний вечер»
  • «Как весел грохот летних бурь …»
  • «Есть в осени первоначальной…»
  • «Чародейкою Зимою…»
  • «Зима не даром злится…»
  • «Она сидела на полу…»
  • «О, как убийственно мы любим…»
  • «Эти бедные селенья…»

Таким образом, в русской поэзии XIX века как сосуществовали два главных направления: реалистическое — с сильной гражданской позицией и четкой привязанностью к реалиям насущного дня. Главными представителями этого направления были Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев. Второе направление придерживалось концепции «чистого искусства» — это творчество поэтов, погруженных в философию и психологию: А. Фета, А. Майкова, А. Толстого и Ф. Тютчева.

Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения «серебряного века» русской поэзии.

Русская поэзия 19 века

Русская поэзия 19 века.
В русской поэзии 19 века было несколько периодов. В начале века продолжала развиваться поэзия элегическая. До середины 10-х годов она находилась на первом плане литературного развития. Родоначальниками элегической поэзии являются – В.А. Жуковский (1783-1852) и К.Н. Батюшков (1787-1855).В 20-е годы их традиции продолжили – А. А. Дельвиг (1798-1831), Н. М. Языков (1803-1846), Е. А. Баратынский (1800-1844).
Поэзия элегиков содержит неудовлетворение существующим миром., в котором невозможно быть счастливым. Поэты этого направления выдвигают идею внутренней свободы личности. Сама же эта идея свободы привлекает их, как условие личного счастья. Элегики обращаются к наследию сентиментализма. Жуковский представляет этот мир, как духовное переживание идеального порядка. Для Батюшкова и его последователей – мир «земных» радостей, любви и дружбы. Но жизнь диктует свои законы – гармония, признная сделать человека счастливым, оказывается невозможной и в поэзии элегиков начинают проступать романтические тенденции. У Жуковского это проявляется к тяготении к чуду – он строит фантастический образ идеального мира. У Баратынского, Языкова, Батюшкова стихия романтических настроений тяготеет к переживаниям, сулящим абсолютное блаженство. Появляется тяга к фольклорным формам – баллады Жуковского, антологический жанр у Батюшкова, русские песни Дельвига.
В.А.Жуковский
Желание
Романс Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещренные цветами,
Красны холмы вижу там… Ах!
зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках, на лугах.
О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!
Полечу туда… напрасно!
Нет путей к сим берегам;
Предо мной поток ужасный
Грозно мчится по скалам.
Лодку вижу… где ж вожатый?
Едем!.. будь, что суждено…
Паруса ее крылаты, И весло оживлено.
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.
К.Н.Батюшков
ЭЛЕГИЯ
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную… но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
А.А.Дельвиг
4. ГЕНИЙ-ХРАНИТЕЛЬ
(Сновидение)
Грустный душою и сердцем больной, я на одр мой недавно
Кинулся, плакать хотел — не мог и роптал на бессмертных.
Все испытанья, все муки, меня повстречавшие в жизни,
Снова, казалось, и вместе на душу, тяжелые, пали.
Я утомился, и сон в меня усыпление пролил:
Вижу — лежу я на камне, покрытый весь ранами, цепи
Руки мои бременят, надо мною стоит и рыдает
Юноша светлый, крылатый, созданье творящего Зевса.
«Бедный товарищ, терпенье!» — он молвил мне.
(Сладость внезапно
В грудь мою полилась — и я жадно стал дивного слушать.)
«Я твой гений-хранитель! Вижу улыбку укора,
Вижу болезненный взгляд твой, страдалец невинный, и плачу.
Боги позволили мне в сновиденьи предутреннем ныне
Горе с тобой разделить и их оправдать пред тобою.
Любят смертных они; и уж радость по воле их ждет вас
С мрачной ладьи принять и вести в обитель награды.
Но, доколе вы здесь, вы игралище мощного Рока;
Властный, законы ужасные пишет он паркам суровым.
Эрмий со мною (тебя еще не было) послан был Зевсом
Миг возвестить, когда им выпрясть нить твоей жизни.
Вняли веленью они и к делу руки простерли.
Я подошел к ним, каждую собственным именем назвал,
Низко главу наклонил и молил, всех вместе и розно,
Ровно нить сию прясть иль в начале ее перерезать.
Нет! и просьбы, и слезы были напрасны! Дико
Песню запели они, и в перстах вретено закружилось».
1820 или 1821
Н.М.Языков
К ХАЛАТУ
Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелен — и мир со мной:
Царей проказы и приказы
Не портят юности моей —
И дни мои, как я в халате,
Стократ пленительнее дней
Царя, живущего не к стате.
Ночного неба президент,
Луна сияет золотая;
Уснула суетность мирская —
Не дремлет мыслящий студент:
Окутан авторским халатом,
Презрев слепого света шум,
Смеется он, в восторге дум,
Над современным Геростратом.
Ему не видятся в мечтах
Кинжалы Занда иль Лувеля,
И наша слава-пустомеля
Душе возвышенной — не страх.
Простой чубук в его устах,
Пред ним, уныло догорая,
Стоит свеча невосковая;
Небрежно, гордо он сидит
С мечтами гения живого —
И терпеливого портного
За свой халат благодарит!
Е.А.Баратынский
МузаНе ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.
Другое течение образует поэзия гражданская. Она наиболее ярко представлена творчеством поэтов-декабристов – В. Ф. Раевским (1795-1873), В. К. Кюхельбекером (1797-1846), К. Ф. Рылеевым (1795-1826) и др. Декабристы видели в литературе средство пропаганды и борьбы. А также у них была предромантичная идея национальной самобытности литературы, которая принесла в декабристскую поэзию чуждые классицизму тенденции, появление движения в сторону историзма.
Особую роль литературного развития образует в начале 19 в. творчество И. А. Крылова, А. С Грибоедова, которые связаны с разработкой эпических и драматических жанров. Сатирическая направленность их творчества связывает их с реальностью. У Крылова основой басенного стиля становится стилистика разговорного народного просторечия. Ориентация на здравый практический смысл народа приводит к конкретизации всей поэтической системы басенного жанра.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» (1823) решающее значение приобретают бытовая и психологическая конкретность, характеристичность языка, житейская колоритность сюжетных эпизодов. Основу комедии составляет – составляет столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках.
Огромную роль для поэзии 19 в. играет творчество А. С. Пушкина (1799-1837). Его лицейская, послелицейская и «южная» лирика вбираю в себя эстетические завоевания всех современных поэтических школ. Вначале Пушкин продвигается по пути к романтизму, но на этом пути он не задержался. В начале 20-х годов вольнолюбивый пафос Пушкина сближается с бунтарством Байрона. Но вскоре Пушкин начинает поиски предпосылок общественной справедливости в ходе исторического процесса. В «Борисе Годунове» (1825) он исследует народную судьбу. В его творчестве соединяется действительность с идеалом. В романе «Евгений Онегин» (1831) пушкинский реализм ближе подходит к действительности. В течении 30-х годов это соединение утверждается в пушкинской лирике, драматургии. Вместе с тем реалистическая позиция Пушкина включает сознание внутренней свободы творчества и его духовной власти над жизнью.
В период 1826-41 гг. влиятельной силой становится романтическая поэзия, развитие которой идет по иному пути. Сознание русских лириков уже не способно мириться с компромиссными решениями, на которых были основаны концепции элегиков. В поздней лирике Баратынского обнаруживается понимание ложности идеала устройства душевной жизни. Свобода и счастье отвергаются как иллюзорные. Так оформляется предпосылка романтической концепции личности – поэт пытается осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа. Это хорошо видно в творчестве Ф. И. Тютчева (1803-1873). В 30-40 –е гг. его поэзия проникнута сознанием обособленности и раздвоения личности. Брама раздвоения личности получает у него вселенский смысл. Личность у поэта возвышается до божественного уровня. При этом индивидуальное видение мира не получает у Тютчева основного выражения.
Другим направлением развития романтизма становится эстетическое переосмысление традиций гражданской поэзии. Это видно в лирике А. И Одоевского (1802-39), где соединились пафос бунтарства и безысходного трагического мироощущения. К этому направлению относится и лирика М. Ю. Лермонтова (1814-41). В ранней лирике поэта личность видится самоценной, а окружающий мир понятный молодому человеку. У Лермонтова формируется внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтический язык – экспрессивный и метафоричный. В зрелом возрасте (1836-37) у поэта реалистические тенденции начинают преобладать над юношеским романтизмом.
Лирика А. В. Кольцова (1809-42) отвечает двум направлениям того времени – романтизму и реализму. Продолжая линию к «русским идиллиям» Дельвига, Кольцов идеализирует крестьянина в его труде и быту.
В 1842-66 гг. русская литература развивалась в атмосфере борьбы между славянофилами и западниками, которые постепенно переходили к революционной борьбе. Все эти всплески в литературной жизни затронули и поэзию. С одной стороны ее вели поэты-демократы – Н. А. Некрасов, Д Д. Минаев, И. С. Никитин и др., с другой – сторонники «чистого искусства»: А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др. Поэты-демократы создавали социальную поэзию, показывая прозу жизни. Эстетика и философия поэтов «чистого искусства» отражала некоторый пессимизм, обращение к вечным темам – любви и радостям интимной жизни. Лучшие произведения этих поэтов – образцы чистейшей лирики. Мелодичность, задушевность, интимность этих стихотворений, было насыщено часто бытовой, обыденной лексикой, это способствовало тому, что многие из этих стихотворений были положены на музыку различными композиторами и стали истинно народными песнями.
В.Ф.Раевский
Идиллия (Как можно свободу…)
Как можно свободу на цепи менять?
Утехи Амура холодным Гименом Навеки сковать?
Восторги и радость, нам данные небом,
Друг милый, Шарлота, потщимся продлить.
Здесь всё ненадежно: и прелесть и радость Как миг улетят.
Доколе лелеет огнистая младость,
Доколе несытый Сатурн чередой
Не сгубит улыбку, румянец весенний,
Доколе с тобой Присутствует добрый невидимый гений
И юноша страстный любовию полн,— Дотоле,
Шарлота, ликуй безмятежно
И на море челн Средь тихой погоды на вал ненадежный
С неверным желаньем стремись удержать.
Холодных, коварных людей осужденье
Как можно внимать?
Их радость — порочить любовь, наслажденье.
В.К. Кюхельбекер
ОСЕНЬ
Ветер протек по вершинам дерев; дерева зашатались —
Лист под ногою шумит; по синему озеру лебедь
Уединенный плывет; на холмах и в гулкой долине
Смолкнули птицы.
Солнце, чуть выглянув, скроется тотчас: луч его хладен.
Все запустело вокруг. Уже отголосок не вторит
Песней жнецов; по дороге звенит колокольчик унылый;
Дым в отдаленья.
Путник, закутанный в плащ, спешит к молчаливой деревне.
Я одинокий брожу. К тебе прибегаю, Природа!
Матерь, в объятья твои! согрей, о согрей мое сердце,
Нежная матерь.
Рано для юноши осень настала. — Слезу сожаленья,
Други! я умер душою: нет уже прежних восторгов,
Нет и сладостных прежних страданий — всюду безмолвье,
Холод могилы!
К.Ф. Рылеев
Палей
<Отрывок из поэмы
Не тучи солнце обступали,
Не ветры в поле бушевали —
Палея с горстью Козаков
Толпы несметные врагов
В пустынном поле окружали…
Куда укрыться молодцу?
Как избежать неравной драки?
И там и здесь — везде поляки…
По смуглому его лицу
Давно уж градом пот катится;
От меткого свинца валится
С коня козак за козаком…
Уже обхвачен он кругом…
Уж плен ему грозит позорный…
Но вдруг, один, с копьем в руке,
Сквозь густоту толпы упорной
Несется он, как ветр нагорный.
Вот вправо, влево — и к реке.
Коню проворною рукою
Набросил на глаза башлык,
Сам головой к луке приник,
Ударил плетью — и стрелою
Слетел с брегов, отваги поли;
И вот — средь брызгов и средь волн
Исчез в клубящейся пучине…
Бушует ветр, река ревет…
Уж он спокойно на средине
Днепра шумящего плывет.
Враги напрасно мещут стрелы,
Свинец напрасно тратят свой;
Разит лишь воздух он пустой —
И невредимо витязь смелый
Выходит на берег крутой.
Конь оцененный встрепенулся,
Прочхнулся, радостно заржал;
Палей с насмешкой оглянулся,
Врагам проклятие послал
И в степь глухую ускакал…
1825
А.А.Крылов
К KЛЕНУ.
(Подражаніе Парни.)
Слова любви, мой кленъ пустынный,
Я на кор; твоей писалъ;
Но вижу съ грустъю, другь старинный,
Что мн; и ты нев;ренъ сталъ.
Зач;мъ ты память сохраняешь
О счастьи двухъ сердецъ младыхъ?
Ты ихъ еще соединяешь,
A время разлучило их.
А.С.Грибоедов
Отрывок из «Горе от ума»
(Монолог Чацкого, после 6-го стиха: «Другие будто сострадают»)
О, праздный! жалкий! мелкий свет!
Не надо пищи, сказку, бред
Им лжец отпустит в угожденье,
Глупец поверит, передаст,
Старухи — кто во что горазд —
Тревогу бьют…. и вот общественное мненье!
И вот Москва! — Я был в краях,
(Где с гор верхов ком снега ветер скатит,
Вдруг глыба этот снег, в паденьи всё охватит,
С собой влечет, дробит, стирает камни в» прах,
(Гул, рокот, гром, вся в ужасе окрестность.
И что оно в сравненьи с быстротой,
С которой, чуть возник, уж приобрел известность
Московской фабрики слух вредный и пустой,
А Софья? знает ли? Конечно рассказали…
А.С.Пушкин
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Ф.И.Тютчев
В сей день, блаженный день, одна из вас прияла
И добродетели и имя девы той,
Котора споборала
Религии святой;
Другой же бытие Природа даровала.
Она обеих вас на то произвела,
Чтоб ваши чувства и дела
Взаимно счастье составляли
И полу нежному пример бы подавали.
Разлука угнетает вас,
О верные друзьяМ Настанет вскоре час-
Приятный, сладостный, блаженный час свиданья:
И в излиянии сердец
Вы узрите ее конец
И позабудете минувшие страданья! ..
М.Ю.Лермонтов
В сей день, блаженный день, одна из вас прияла
И добродетели и имя девы той,
Котора споборала
Религии святой;
Другой же бытие Природа даровала.
Она обеих вас на то произвела,
Чтоб ваши чувства и дела
Взаимно счастье составляли
И полу нежному пример бы подавали.
Разлука угнетает вас,
О верные друзьяМ Настанет вскоре час-
Приятный, сладостный, блаженный час свиданья:
И в излиянии сердец
Вы узрите ее конец
И позабудете минувшие страданья! ..
А.В.Кольцов
ПЕСНЯ
Если встречусь с тобой
Иль увижу тебя, —
Что за трепет, за огонь
Разольется во груди.
Если взглянешь, душа, —
Я горю и дрожу,
И бесчуствен и нем
Пред тобою стою!
Если молвишь мне что,
Я на речи твои,
На приветы твои,
Что сказать, не сыщу.
А лобзаньям твоим,
А восторгам живым
На земле, у людей,
Выражения нет!
Дева-радость души,
Это жизнь — мы живем!
Не хочу я другой
Жизни в жизни моей!
<1827>
Н.А.Некрасов
6. Современная ода
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко…
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.
В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.
Не гнушаешься темной породою:
«Братья нам по Христу мужички!»
И родню свою длиннобородую
Не гоняешь с порога в толчки.
Не спрошу я, откуда явилося
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь!…
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко…
Д.Д.Минаев
ПЛОСКИЙ БЕРЕГ…
Плоский берег. В час купанья
Всюду видны, здесь и там,
Разноцветные костюмыВ море плавающих дам.
Тут и дети, как амуры,С криком плещутся, шалят;
Вот с горы, в покрове белом
С головы до самых пят,
Сходит к морю молодаяМусульманка, словно тень
В белом саване. На небеТихо гаснет алый день
И румянит профиль горных,
Светом залитых, вершин.Чу!
К молитве правоверных
Призывает муэдзин;
А вдали, в волнах, дельфины,
Эти клоуны морей,Кувыркаются, играют
В дикой резвости своей.
А.А.Фет
Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок,
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.
Потушу перед зеркалом свечи, —
От камина светло и тепло;
Стану слушать веселые речи,
Чтобы вновь на душе отлегло.
Стану слушать те детские грезы,
Для которых — всё блеск впереди;
Каждый раз благодатные слезы
У меня закипают в груди.
До зари осторожной рукою
Вновь платок твой узлом завяжу,
И вдоль стен, озаренных луною,
Я тебя до ворот провожу.
Я.П.Полонский
ДОРОГА
Глухая степь — дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман — мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.
Как кони ни бегут — мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж —
Все степь да степь, за нивой снова нива.
— Зачем, ямщик, ты песни не поешь?
И мне в ответ ямщик мой бородатый:
— Про черный день мы песню бережем.
— Чему ж ты рад? — Недалеко до хаты —
Знакомый шест мелькает за бугром.
И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды. — Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?
Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдет ямщик под кровлею своей.
А я устал — покой давно мне нужен;
Но нет его… Меняют лошадей.
Ну-ну, живей! Долга моя дорога —
Сырая ночь — ни хаты, ни огня —
Ямщик поет — в душе опять тревога —
Про черный день нет песни у меня.
А.К.Толстой
Исполнен вечным идеалом,
Я не служить рожден, а петь!
Не дай мне, Феб, быть генералом,
Не дай безвинно поглупеть!
О Феб всесильный! на параде
Услышь мой голос свысока:
Не дай постичь мне, бога ради,
Святой поэзии носка!
5 октября 1856
А.Н.Майков
На Воле
Весна
«Весна! Выставляется первая рама…»
«Боже мой! Вчера — ненастье…»
«Поле зыблется цветами…»
Под дождем
Звуки ночи
Утро (Предание о виллисах)
В лесу
«Маститые, ветвистые дубы…»
Голос в лесу.
«Всё вокруг меня, как прежде…»
«Вот бедная чья-то могила…»
Журавли
Облачка
Болото
Пан
Пейзаж
Ласточки
«Осенние листья по ветру кружат…»
Осень («Кроет уж лист золотой…»)
«И город вот опять! Опять сияет бал…»
Мечтания
В начале 20 в. А. Блок, принимавший самое непосредственное участие в созидании новой культуры составлял список русских писателей 18-19 вв. Он писал тогда: Все наше прошлое представляется на суд поколениям следующим за нами, людям, очень отличающимся от нас». Блок полагал обязательно печатать и изучать не только спорно великих поэтов, но и тех, кто создал «несколько замечательных вещей и массу произведений, потерявших всякое значение». Это было верным решение, при котором была сохранена разнообразность отечественной культуры.
Литература
1. Библиотека всемирной литературы. М. 1971.