Стих жди меня

Стихи о любви

Жди меня, и я вернусь
Я помню, любимая, помню
История про Кошку и ее Человека
Любимому.
Я могу тебя очень ждать,
Ведьмы умеют плакать
Не встречайтесь с первою любовью,…
Мне нравится, что вы больны не мной
Ты меня не любишь, не жалеешь
БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ
Я помню чудное мгновенье…
Слово о любви
Обидная любовь
Ты далеко сегодня от меня
А ты думал — я тоже такая…
Я запомню тебя, чтоб найти через сотн…
Ты — рядом, и все прекрасно
Улыбаюсь, а сердце плачет

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Я вас любил: любовь еще, быть может
Ну, целуй меня, целуй
Отдать тебе любовь?
ПРОСТО
Междугородний разговор
Скажешь мне «да»?
Сатана
Сжала руки под тёмной вуалью…
Ты для меня так много значишь
Вчера еще …
Я тебя никому не отдам.
Очима ти сказав мені люблю
Я не могу без тебя жить!
Мне большего не надо…
Про Город и его Кошку
К*
Два сердца
прощание
Бьешь по стеклу обнаженной рукой…
Простишь ли мне ревнивые мечты…
Любовь — она бывает разной
Пускай ты выпита другим
Я ведь писал те строки не о вас
Одна
Сказка о Снежной Королеве

«Ожиданием своим ты спасла меня…»

Материалы эти – очень личные. И неудивительно, что дочь Виктора Фёдоровича без большой охоты шла на контакт с музейщиками. Хранителю музея Людмиле Королёвой стоило большого труда расположить к себе потомков Лихачёвых. Но кропотливая работа стоила того – в семье сохранилось 70 фронтовых писем: военных треугольников, адресованных любимой девушке, а в дальнейшем жене нашего героя, написанных в 1943–1946 годах. Нам также удалось связаться с родственниками ветерана войны и получить разрешение на выборочную публикацию писем.
Кто же такой Виктор Лихачёв? Согласно его трудовой книжке, копия которой теперь тоже есть в музее, он устроился в паровозное депо Волховстрой в 1933 году учеником слесаря. Достаточно быстро повысил свою квалификацию и был переведён на более сложный участок. Впрочем, послужной список молодого железнодорожника уместился всего в нескольких фразах. А вот список поощрений в книжке занял намного больше места: за ударную работу, за активную рационализаторскую деятельность, за победу в соцсоревновании… Он был уважаем и любим коллегами за свой добрый нрав и умение сделать хорошо любую работу. И сейчас в Волховстрое живут люди, которые добрым словом вспоминают Виктора Фёдоровича. Забегая вперёд, скажем, что стал Лихачёв мастером манометрической мастерской и до последнего дня жизни остался верен своему предприятию. В трудовой книжке так и записано: «Работа прекращена в связи со смертью, 13 декабря 1976 года»…
Но всё это будет уже потом. А тогда, ещё в 1940-м, подошло время призыва в Красную армию. Не дано ему было знать, что служба – вместе с войной – затянется на целых шесть лет. И всё это время, все военные годы солдата будет ждать его верная подруга Лёля (Ольга Николаевна Горячёва). А он, при всякой возможности, будет писать ей и черпать из её писем жизненные силы. Сколько всего пришло писем, неизвестно. Ни детям, ни внукам, по их свидетельствам, Ольга Николаевна этого не говорила. Обнаружились письма случайно, уже после того, как она ушла из жизни, пережив своего мужа на тридцать лет. Но и те треугольнички, что остались, говорят о многом. О силе чувств, о верности, о вере в Победу. Давайте перелистаем эти пожелтевшие страницы, от которых веет теплом человеческого сердца.
«Если бы ты знала, что нам пришлось перенести за осеннюю распутицу. Мы скоро двинемся вперёд, и прошу, дорогая, не обижаться – со временем дело обстоит скуповато. Всё время почти в разъезде, вот только приехал, получил письмо. Завтра опять ехать. Вот дорогая, прошу учесть, что война. Добудем победу, тогда уж вздохнем на полную грудь, а сейчас будем жить мечтой друг о друге. 25.12.1943 г.»
«Да, много времени и большое расстояние разделяет нас с тобой. Много война наделала бед в жизни человека. Не было бы её – мы давно были бы вместе. Будем надеяться на будущее, если удастся остаться живым. А сейчас будем завоёвывать победу. 29.01.1944 г.»
«Добрый день! Здравствуй, дорогая Лёля! С горячим пламенным приветом, Виктор. Дорогая, большое спасибо за твоё беспокойство в отношении моего существования… Да, дорогая, недалёк час победы, который принесёт много радостей, которые будут сопровождаться встречами… Спасибо за поздравление в лице меня всей Красной армии, за освобождение родных и знакомых городов… Ведь каким красивым был город Пушкин, где мы с тобой тоже проводили время. Ну, ничего, отомстим за всё, время идёт к этому… В основном двигаемся вперёд. 12.03.1944 г.»
«Шумит зелёный лес… Спешу передать тебе гвардейский привет и наилучшие пожелания в твоей жизни… Сейчас нахожусь в лесу, сижу в машине. Вот подошёл друг, я дал ему бумаги – тоже думает написать письмо. Он смоленский. Ездим только ночью, возим материал на передовую, не доезжаем до переднего края 2 км. Погода замечательная, кругом зелень. Я постоянно вспоминаю о тебе. Мне очень хотелось поездить, мечта сбылась… Машина замечательная, бегает быстро, что я люблю. Гармонь тоже с собой вожу, тоже нет-нет и сыграю, как дома. Вспоминаю, как пел тебе. Ну да ладно, живы будем, ещё споём. 13.06.1944 г.»
«Привет с освобождённой земли! Извини, дорогая, писать нет времени. Пока жив-здоров. Идём стремительно по Белоруссии. Время летит быстро, всё время езжу, не помню, когда и спал. Каждый рейс приближает победу, а значит, и нашу встречу. 01.07.1944 г.»
«Настало такое горячее время, что не было возможности писать… Потерял я свою машину, на которой ездил по дорогам Литовской ССР. 14 июля я несся, как вихрь. Ведь машина была, как демон. Сбились с пути и залетели к немцам. Последствия плохие – машину мою забросали гранатами, но я сам, благодаря своей прозорливости, остался невредим. Положение было критическое, уже хотели забрать в плен, кричали: «Пан, сдавайся». Но, к сожалению для них, я оказался не пан, а волховский рабочий. Случай спас, удалось застрелить двоих и буквально чудом уйти… Находимся недалеко от германской границы. Недалёк тот день, когда будем на их территории, и мир услышит хорошее слово «Победа». 18.07.1944 г.»
«Привет из Литовской ССР! Здравствуй, Лёля! Сейчас пять утра. Восходит солнце, стоим на окраине деревни. Дежурю по воздуху. Вот как раз летит наш истребитель. Тебе кажется, что я не мечтаю о тебе – напрасно. Я никогда не забываю в трудную минуту – твой образ является путеводной звездой. Уж на что была трудная обстановка 14-го, но и в эту минуту ты была со мной, твой образ был передо мной. Он звал меня к жизни, но к ней нужно было пройти через смерть врагов, и я прошёл… 20.07.1944 г.»
Известны многочисленные факты, когда бойцы Красной армии посылали своим любимым переписанное от руки стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Оно абсолютно соответствовало чувствам бойцов, а такие удивительные слова мог найти далеко не каждый.
Но и в письмах тех, кто, как Виктор Лихачёв, писал своими словами, и в стихах лейтмотивом проходила одна и та же мысль, гениально выраженная поэтом: «ожиданием своим ты спасла меня…». Скольких бойцов поддерживали на войне весточки от любимых, которые ждали и дождались своих близких.
Дождалась своего любимого и Лёля Горячёва. В 1946 году он вернулся в Волховстрой, с боевыми наградами на груди пришёл на родное предприятие. Лихачёвы прожили достойную жизнь, воспитали хороших детей. А теперь уже внуки по примеру бабушки и дедушки строят свои семьи.

Татьяна Куценина

50 великих стихотворений. Константин Симонов. Жди меня

Это стихотворение известно всем. Вряд ли в советской поэзии было другое произведение, которое получило бы такой массовый отклик. В годы Великой Отечественной войны это стихотворение вырезали из газет, переписывали, заучивали наизусть, носили с собой и делились с другими. В проекте «50 великих стихотворений» — самое популярное и узнаваемое стихотворение военной поры «Жди меня» Константина Симонова.

О произведении

Жди меня

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Исторический контекст

В годы Великой Отечественной войны литературные произведения публиковались фронтовой и центральной печатью, стихотворения звучали по радио одновременно с сообщениями о текущих военных и политических событиях, читались со импровизированных сцен. Полюбившиеся стихи переписывали во фронтовые блокноты и заучивались наизусть.

Константин Симонов. Фотография военных лет

Огромную популярность приобрела поэма «Василий Теркин», принесшая известность Александру Твардовскому. У многих писателей творческий взлет произошел именно в военные годы (Михаил Исаковский, Алексей Сурков, Илья Эренбург, Виктор Некрасов, Ольга Берггольц и др.). Одним из авторов, без которого немыслима оказалась литература о войне, стал Константин Михайлович Симонов.

Автор

Константин Симонов (1915–1979) принадлежал к роду русских князей Оболенских. Его мать — княжна Александра Оболенская, отец — генерал царской армии, погибший в Первую мировую. Отчим, который воспитывал Симонова и оказал на него большое влияние, тоже был военнослужащим, героем двух войн. Так как отношение к дворянству и к офицерству в то время было крайне негативным, то Симонову приходилось скрывать свое происхождение.

Имея тягу к литературе и писательству, Симонов поступил в Литературный институт им. Горького, после окончания которого его вскоре призвали на службу в качестве военного корреспондента. С первых же дней войны и до мая 1945 года он не оставлял этой должности. Незадолго до отбытия на фронт Симонов решает изменить родное имя Кирилл на Константин. Причина была в том, что произносить собственное имя ему было трудно: он не выговаривал «р» и «л». Совсем скоро Константин Симонов приобретает всесоюзную известность как писатель. С первого же дня войны он осознал ее грандиозное историческое значение. Не случайно Симонов практически всю войну вел дневники. 1941 год расписан им практически ежедневно. Все знали, что он не отсиживается в тылу, что материалы, которые он привозит с фронта, — это свидетельство очевидца событий. Для многих военных людей писатель сразу же становился своим человеком, реальным фронтовым товарищем. Все знали, что если текст написан Симоновым, то в нем нет лжи.

http://foma.ru/wp-content/uploads/2017/05/Velikaya-Otechestvennaya-Voyna-1941-1945-K.Simonov-_ZHdi-menya_-chitaet-avtor.mp3

Литературное наследие Симонова велико. Он автор романной трилогии «Живые и мёртвые», сценариев, очерков и многочисленных стихотворений. Однако самое главное стихотворение, принесшее Симонову известность, — это «Жди меня», которое стало настоящей поэтической молитвой и гимном ожидания в годы войны.

Произведение

Свое знаменитое стихотворение Константин Симонов написал летом 1941 года. Оно было посвящено актрисе театра и кино Валентине Серовой. Публиковать этот текст поэт не хотел, так как считал его очень личным и читал его только самым близким знакомым, которые восхищались им, называя лекарством от тоски. Однако осенью поэт решает во что бы то ни стало опубликовать стихотворение. О причине этого Симонов писал: «Несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке <…> мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека». Он понял, что тысячам людей необходимы эти строки, в которых звучал призыв к спасительному ожиданию.

Валентина Серова – муза поэта, которой он изначально посвятил “Жди меня”

Сначала поэт хотел опубликовать «Жди меня» в газете «Красная звезда», где он работал. Однако редактор поколебался и вернул текст автору, сказав, «что эти стихи, пожалуй, не для военной газеты, мол, нечего растравлять душу солдата — разлука и так горька!» В итоге стихи были опубликованы в главной газете страны — «Правде». Впрочем, еще до публикации стихотворение стало известно фронтовикам, так как его переписывали и учили наизусть.

Номер газеты “Правда” за 1942 год, где впервые было опубликовано “Жди меня”

Стихотворение стало настоящей поэтической молитвой. В условиях войны, в эти страшные 1941–1942 годы, когда еще ничего не было ясно об исходе войны, когда надежда на возвращение была исчезающе мала, эта вера в спасительную любовь, в силу любви была людям необходима.

Суть симоновского моления сконцентрирована в вечных христианских ценностях — вере, любви и надежде. «Жди меня» посылали с фронта в тыл и из тыла на фронт. По свидетельствам участников войны, оно вселяло надежду в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал.

Рукопись стихотворения

На протяжении многих лет уже после окончания войны Симонов получал письма от людей, которым в трудную минуту помогали его стихи. Для женщин, которые ждали с войны своих мужчин, «Жди меня» стало настоящим гимном верности. Так, одна женщина рассказала автору стихотворения о том, как каждый день надеялась получить от мужа весточку с фронта: «Я ежедневно многократно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву, «жди меня, и я вернусь всем смертям назло…» и добавляла: «Да, родной, я буду ждать, я умею».

Корреспондент Константин Симонов беседует с санитарками военного госпиталя

Симонов писал: «Помню лагерь наших военнопленных под Лейпцигом. Что было! Неистовые крики: наши, наши! Минуты, и нас окружила многотысячная толпа. Невозможно забыть эти лица исстрадавшихся, изможденных людей. Я взобрался на ступеньки крыльца. Мне предстояло сказать в этом лагере первые слова, пришедшие с Родины… Чувствую, горло у меня сухое. Я не в силах сказать ни слова. Медленно оглядываю необъятное море стоящих вокруг людей. И наконец говорю. Что говорил — не могу сейчас вспомнить. Потом прочел «Жди меня». Сам разрыдался. И все вокруг тоже стоят и плачут… Так было».

Симонов читал свое стихотворение перед публикой сотни раз уже после войны. И сегодня «Жди меня» не теряет своей силы.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.09.2012. Экспромт
  • 28.09.2012. Экспромт из рецензий.
  • 27.09.2012. Экспромт
  • 26.09.2012. Экспромт из моих рецензий
  • 24.09.2012. Осторожно, снесёт крышу.
  • 20.09.2012. Можно ли об осени без банальных штампов?
  • 19.09.2012. Сегодняшнее
  • 18.09.2012. Экспромт
  • 16.09.2012. Помолчим.
  • 15.09.2012. К. Симонов, Жди меня
  • 07.09.2012. Б. Пастернак. Нас всех друг другу посылает Бог.
  • 06.09.2012. Десять признаков счастливого человека с.
  • 03.09.2012. Запись для дневника

Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.