Статуя фараона аменхотепа

Фараон Аменхотеп III (18-ая династия) положил начало эпохе процветания, мира и благоденствия Древнего Египта. Во время его правления небывалого расцвета достигли искусство и культура. Колоссальные фигуры фараона и его жены Тии находятся сегодня во внутреннем дворе (атриуме) Египетского музея. Великолепный храмовый двор с двойной колоннадой в Луксоре был сооружен также в период его царствования.

На годы правления Аменхотепа 1402-1364 гг. до н.э. приходится расцвет Нового Царства. За относительно короткий срок в тридцать шесть лет Древний Египет достигает вершины своей мощи и богатства.

Аменхотеп III правил сильной и благополучной страной. Он был самым богатым фараоном в истории Египта. Государственная казна была полна как никогда. Под властью монарха находились миллионы людей, и он достойно нес тяжкое бремя власти. Все подчинялось закону — воле великого бога-созидателя.

Как это ни покажется странным, но именно Аменхотеп III удостоился множества несправедливых суждений. Его называют и изнеженным восточным тираном, сибаритом, прожигающим жизнь в роскоши и наслаждениях в своих великолепных дворцах. Якобы, охота на львов — его любимая забава и чуть ли единственный вид деятельности т.д. но это с европейской точки зрения охота — забава, а сточки зрения древнеегипетского фараона — это ритуальное действо, символизирующее победу порядка над злостным хаосом. А ведь все фараоны призваны были заботиться в первую очередь именно об утверждении порядка на доверенной им земле священного Египта.

Если принять эту точку зрения, то Аменхотеп III был благочестивым, человеком высоких духовных потребностей, и тому есть немало свидетельств. Не случайно время его правления называется царством Света.

Центр сияющего царства находился в Стовратных Фивах. Сегодня древних Фив не существует. На месте бывшей блистательной столицы раскинулся небольшой городок под названием Луксор с остатками былого величия.

Фараон Аменхотеп III

Аменхотеп III — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1388 — 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа). Время правления Аменхотепа III стало одним из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Свидетельства тому — грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира.

Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остается фигурой, во многом, загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.

Аменхотеп III родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, — ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери – царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях — изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, — свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах. Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона — жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Поход в Нубию

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения — «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» — царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «царского сына Куша». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-ых порогов, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом».

Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-ых порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев.

После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или его наместник в Нубии Меримос.

Дипломатические браки

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-ый год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а в 36-ой — на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты — Таду-хебе (Тадухеппа).

О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

Строительная деятельность

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона — богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело.

Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Богатство государства

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам —- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Обожествление царя

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном царю был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу воздавались божественные почести. В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тэйе. Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапи, скончавшемуся, скорее всего, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив, словно царю. Века спустя, он был причислен к пантеону египетских богов, и греки ввели его «Аменофиса, сына Паания» в сонм своих мудрецов.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя столь упорно, как он — видимым Солнцем. С этим представлением о себе, как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором – «Устанавливающим Законы», четвертое, обычно государственное имя, — «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.

Волнения в азиатских владениях

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру — изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

Хеттская угроза

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Обстановка внутри страны

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати — с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому «брату» идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, «жены царя» Тэйе и их дочери, «жены царя» Ситамон (Си-Аманы «Дочери Амона»).

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

Вернуться на Великие фараоны Египта

Вернуться к содержанию рубрики Древний Египет

Удивительные факты о колоссах Мемнона

Колоссы Мемнона – это сохранившиеся останки древнего храма Аменхотепа III. Он оказался бессилен против времени, но сейчас оставшиеся огромные статуи фараона, расположенные на равнине близ города Фивы (современный Луксор), привлекают множество туристов со всей планеты.

Информация о колоссах

Колоссы Мемнона находятся на противоположном берегу реки Нил, на равнине, находящейся между ним и Долиной Царей. Они представляют собой две огромные статуи высотой в 20 метров, изображающие восседающего на троне фараона Аменхотепа III. Фигуры весом более 700 тонн выполнены из блоков песчаника.

В древности колоссы Мемнона были стражами, охраняющими вход в храм Аменхотепа – одного из самых величественных и красивых религиозных строений того времени. К сожалению, время и природа не пощадили его – он находился слишком близко к реке, и его разрушение происходило гораздо стремительнее, чем разрушение храмов, которые были возведены далеко в пустыне. Сегодня от него остались только эти каменные колоссы, но и они оказались бессильны перед стихией – разрушения видны невооруженным глазом, а ежегодные разливы Нила, прекратившиеся лишь после постройки в середине XX столетия Асуанской плотины, наносили им все больший ущерб.

Исторические факты

Известно, что храм Аменхотепа III был возведен в период Нового царства, еще при жизни правителя. Этот храм по праву считался самым большим и самым красивым религиозным сооружением Древнего Египта – с ним не могли соперничать ни поминальные храмы Рамзеса II и Рамзеса III, ни даже Великий Храм Амона Ра в Карнаке.

Статуи фараона Аменхотепа были хорошо известны еще древним грекам. Античный историк Страбон поведал о землетрясении 27 года до нашей эры, в результате которого разрушилась северная статуя. Он же рассказал и об удивительных протяжных звуках, издаваемых этой статуей на рассвете. Греки считали, что так она приветствует богиню утренней зари Эос. Именно они дали статуям название «колоссы Мемнона», ведь имя Мемнон значит «Повелитель утренней зари».

На самом деле звуки, которые издавали «поющие» колоссы, можно объяснить с научной точки зрения. Дело в том, что воздух, нагретый лучами восходящего солнца, проходил через трещины в статуях. Он и издавал этот протяжный и мелодичный звук, который был настолько совершенен, что служил эталоном настройки музыкальных инструментов в античности.

В 199 году нашей эры северный колосс отреставрировали по приказу римского императора Септимия Севера. С тех пор он больше не издает звуков.

Культурное и историческое значение

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Колоссы Мемнона, расположенные в Луксоре, – безмолвные свидетели бесчисленного количества событий, происходящих в этой местности в течение тысячелетий. Время и стихия не раз пытались сломить их, но они выстояли. И сегодня эти мужественные статуи продолжают охранять покой Великого фараона Аменхотепа III.

Недалеко от исторической жемчужины Египта, Луксора, на краю пустыни возвышаются два гигантских изваяния, известных миру, как Колоссы Мемнона. Тысячи лет они стерегут огромную равнину, бывшую некогда поминальным храмом Аменхотепа III.

Годы правления Аменхотепа III (1388-1351 гг. до н. э.) были для Древнего Египта эпохой мира и процветания. Нет никаких свидетельств внутренних потрясений, не было сколько-нибудь крупных войн, но по всей стране велось грандиозное строительство, а скульптуры и другие произведения искусства, относящиеся к периоду царствования фараона, поражают своим совершенством. В этом нетрудно убедиться – на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы, изображающие именно Аменхотепа III.

Описание и легенда

Колоссы Мемнона – огромные статуи фараона высотой около 18 метров, установленные у входа в его поминальный храм. От самого здания не осталось ничего – ежегодные разливы протекающего неподалёку Нила полностью уничтожили сооружение и нанесли непоправимый вред Колоссам. Разрушительное действие речных вод остановило лишь строительство Асуанской плотины. Внесли свою лепту в уничтожение памятника и местные жители, веками растаскивавшие каменные блоки для своих строительных нужд.

Нет сомнения, что поминальный храм Аменхотепа III был грандиозным сооружением. Археологические раскопки выявили примерный план здания. Площадь занимаемой храмом территории составляла около 35 гектаров. Для сравнения – площадь храмового комплекса в Карнаке, крупнейшего сохранившегося сооружения древнего мира, составляет около 30 гектаров.

Своё имя изваяния получили от греков, которые усмотрели в них изображения легендарного эфиопского царя Мемнона, сына богини утренней зари Эос. Согласно сказаниям, герой Мемнон был призван царём Приамом, чтобы помочь в войне против осадивших Трою греков. Во время битвы Мемнон напал на престарелого царя города Пилос, мудреца Нестора. На защиту Нестора бросился его сын Антилох, который пал от руки Мемнона. Великий Ахилл, бывший другом Антилоха, атаковал Мемнона, чтобы отомстить за убитого. Оба соперника были величайшими воинами, оба были закованы в латы, изготовленные богом Гефестом, оба были сыновьями богинь. Даже Зевс не смог решить, кто больше достоин победы, и вверил судьбу боя воле случая — своим золотым Весам судьбы.

Чаша весов со жребием Мемнона опустилась вниз, и Ахилл поразил эфиопского владыку. Тело царя было увезено на родину для погребения. Когда же первые греческие путешественники оказались в Фивах, на вопрос, что это за статуи, им ответили – «Менну». Это было название любой статуи фараона, изображённого сидящим на троне, однако гости Египта немедленно отождествили статуи с легендарным Мемноном.

Колоссы созданы из песчаника, добытого в каменоломнях, расположенных в 670 км. к северу. Огромные каменные блоки пришлось доставлять волоком сухопутным путём, поскольку они были слишком тяжелы для перевозки по реке. Общий вес каждой статуи составлял около 700 тонн.

Современное состояние монументов не даёт возможности визуально определить, кого они изображают. Лица Колоссов полностью разрушены, лишь надписи на основаниях статуй, содержащие имя Аменхотепа III, указывают, чья память увековечена в этих гигантах.

Не забыл фараон и о своих близких. У ног Колоссов помещены горельефные изображения его любимой жены Тийи и матери Мутемуйи. Это были великие женщины своего времени. Мать фараона в первые годы его официального царствования несла на себе бремя управления страной в качестве регентши, а Тийя играла очень важную роль при дворе Аменхотепа III и его сына, знаменитого фараона-реформатора Эхнатона.

Поющие Колоссы

Молчаливое величие Колоссов Мемнона поражает зрителей по сей день. Но гораздо большей славой они пользовались в древности, когда множество паломников приходило послушать одну из статуй. Античный мир знал монументы Аменхотепа III как «поющие статуи». Многие древние авторы (наиболее известный из них – Страбон) сообщают, что на заре один из Колоссов начинал «петь». Раздавались странные звуки, как будто обрывались струны арфы. Другие путешественники слышали мелодичное посвистывание. Возникло это явление после землетрясения 27 года н. э., когда на «северной» статуе появились трещины.

Как «пели» Колоссы на самом деле – сейчас уже не определить. Но сам факт звучания камня сомнений не вызывает. Учёные объясняют появление звуков испарением ночной влаги из пористого камня или утренним ветром, дующим в трещины песчаниковых блоков. Явление это наблюдается во многих местах мира и носит у геологов название «эолова арфа».

Греки считали, что это Мемнон обращается к своей матери Эос с жалобой на свою несправедливую судьбу. Послушать пение статуй приезжали люди со всех концов Ойкумены (так греки называли известный им мир). В 130 году н. э. к Колоссам приехал знаменитый римский император-философ Адриан, а в 199-м – император Септимий Север.

Стараниями Септимия Севера и закончилась история «поющих» статуй. Император приказал привести монументы в порядок. Щели в изваяниях были заделаны, а площадка вокруг них расчищена от обломков. После этой реставрации каменные гиганты замолчали.

Но и «молчаливыми» Колоссы Мемнона притягивают к себе всех, кто хочет ощутить дыхание времени и приобщиться к одной из величайших цивилизаций древности. Без встречи с легендарными великанами посещение Луксора — древних Фив, да и всего Египта, будет неполным.

АХЕТАТОН — ГОРОД ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV — самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных. Например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (который воплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом или человеком с головой сокола, бог Тот — с головой ибиса, богиня Хатор — с головой коровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам — Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.

Фараон Аменхотеп IV упразднил культ бога Амона вместе с поклонением другим — крупным и мелким — богам. Жрецы бога Амона составляли тогда самую большую и влиятельную прослойку в обществе, настолько сильную, что могли даже противопоставить свое влияние власти фараона.

Аменхотеп IV порвал с фиванским жречеством и прежней официальной религией. Уже в первые годы царствования рядом с храмом бога Амона в Фивах, в саду с благовонными деревьями, он возвел храм богу Атону — «единому всеозаряющему животворящему Солнцу» — и верховным жрецом нового бога объявил себя.

На шестом году царствования разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформился окончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам он сменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону») и вместе с семьей, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы — государственную столицу и центр культа бога Амона.

Поднявшись по течению Нила, фараон вышел на берег в широкой долине, окруженной неприступными скалами.

«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

На сверкающей золотой колеснице, в сопровождении приближенных Эхнатон прибыл к месту, где намечалось воздвигнуть храм богу Атону. Здесь совершилось «жертвоприношение большому отцу его (Атону) хлебом, вином, откормленными быками, безрогими тельцами, птицами, пивом, плодами, фимиамом, зеленью всякою доброю в день основания Ахетатона — Атону живому». Эта надпись была высечена на одной из 14 пограничных стел новой столицы, на другой стеле сохранилась клятва фараона никогда не переступать этих границ.

Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700×300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.

Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен «землей бога Атона». В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.

Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью.


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

Стоя на верхней площадке главного алтаря, Эхнатон взмахивал кадильницей с фимиамом, а музыканты, аккомпанировавшие на арфах и лютнях, придворные, жрецы и все молящиеся произносили нараспев слова гимна:

Прекрасен твой восход на горизонте, о живой Атон, зачинатель жизни.

Встают люди, омывают тело, воздевают руки, радуясь рождению нового дня!..

Ты даешь жизнь и отдаленным странам, оплодотворяя дождем их земли.

Как многочисленны и прекрасны творения твои: люди, животные, цветы, травы — все, что есть на земле, в воде и в воздухе!

Новые идеи фараона-реформатора проявились также в поэзии и живописи, архитектуре, скульптуре, да и в обыденной жизни. Эхнатон не вел войн, поэтому он нигде не изображен захватывающим земли или карающим врагов. Поэтому рельефы, живописные и скульптурные портреты представляют его человеком, погруженным в философские размышления, с богатым внутренним миром: в изображениях фараона угадывается некоторая созерцательность, обостренное, почти чувственное ощущение полноты бытия со всеми его радостями и горестями.

Эхнатон умер рано, когда ему не было еще и 35 лет, и не оставил ни сыновей, ни достойных сподвижников. Некоторые исследователи даже предполагают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

Новые фараоны делали все, чтобы вычеркнуть из истории память о своем предшественнике и его новом боге. Они стерли, растоптали и уничтожили все, что было создано Эхнатоном. Особенно старался военачальник Херемхеб, воцарившийся на египетском престоле якобы по «воле бога Амона». Не имея законных прав на трон, он с особым рвением преследовал память о фараоне Эхнатоне. По приказу Херемхеба началось уничтожение Ахетатона, к тому времени уже и так окончательно покинутого. Прекрасный город громили с ненавистью: разбивали и крушили великолепные храмы и дворцы, статуи и рельефы. Потом руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. На том месте, где некогда сверкали белизной набережные, до 1880 года в царстве солнца и тишины тянулась узкая полоса посевов, а в тени густых пальмовых рощ приютились три небольшие деревушки.

Открыли город фараона-реформатора, как это часто случается, совершенно случайно.


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

В конце 1880-х годов одна женщина из маленькой деревни Телль-эль-Амарна нашла несколько глиняных табличек с какими-то надписями. Она поняла, что это — те самые «древности», которыми так интересуются иностранцы. Чтобы увеличить рыночную ценность своей находки, она разломала таблички на несколько частей, которые и предложила торговцам-перекупщикам. Те отнеслись к ним довольно скептически и предложили за них весьма низкую цену. Только один из торговцев понял, что таблички покрыты какой-то письменностью, и предложил их различным музеям Европы.

Однако и ученые, испытавшие много разочарований из-за восточных подделок, отнеслись к табличкам из эль-Амарны недоверчиво. Лишь сотрудники Берлинского музея не только установили подлинность глиняных фрагментов, но и решили скупить все письменные таблички, к тому времени оказавшиеся во всех частях света.

Так в начале 1890-х годов в районе Телль-эль-Амарны начались первые раскопки, к которым приступил англичанин Уильям Мэтью Флиндерс Питри. Он был по образованию химиком и математиком, потом занялся коллекционированием древностей, а затем, в течение почти 50 лет, был «землекопом с метром и теодолитом в руках». Однако Ф. Питри, который до этого открыл уже много интереснейших памятников египетской истории, к раскопкам в эль-Амарне вскоре потерял интерес. Начавшая было приоткрываться тайна так и осталась неразгаданной.

Только в 1907 году Германское восточное общество решилось взяться за раскопки таинственных холмов близ эль-Амарны. Руководил этими работами Л. Бурхардт, которому принадлежит честь открытия всемирно известного теперь бюста Нефертити — необыкновенного памятника, подарившего человечеству совершенно новую страницу истории древнеегипетского искусства.1

Первая мировая война прервала исследования в эль-Амарне, и они были продолжены только после ее окончания. Археологические находки постепенно восстанавливали короткую историю Ахетатона — «могущественного города лучезарного Атона, великого в своем очаровании… и полного богатств».

Большую часть огромной территории города-резиденции фараона Эхнатона сегодня уже можно себе представить.

«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

Она была построена на месте, до того никем не заселенном, и потому вопрос об ограниченности городской территории тогда не возникал. А так как Ахетатон существовал весьма недолгое время, то вопрос о земле и в дальнейшем не мог стать проблемой, поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Типичный богатый дом в Ахетатоне — это обычно целая усадьба, занимавшая площадь 68×55 метров. В центре ее находилось жилое здание, вокруг которого располагались сад, молельня и другие постройки. Вся усадьба обносилась стеной с двумя входами: от главного входа дорожка вела к небольшому дворику, откуда, поднявшись по нескольким ступеням, попадали в крытый подъезд дома. К подъезду примыкало небольшое помещение, через которое проходили в большую продолговатую комнату с 4 круглыми колоннами: это была своего рода приемная для гостей и одновременно комната, где отдыхали хозяева.

За приемным залом находилась центральная комната всего дома — большое помещение тоже с четырьмя колоннами, но уже квадратными. Отсюда двери вели в остальную часть дома — спальню хозяина, комнаты членов семьи и т.д. Все помещения освещались через окна, расположенные вверху наружных стен — почти у самой крыши. Чтобы осветить центральную комнату, стены ее были сделаны большей высоты, чем у соседних помещений.

Большие и хорошо спланированные дома знати располагались у самых дорог; дома поменьше — за ними, но тоже близко к дороге, а дальше, на кривых улочках с узкими проходами, беспорядочно ютились хибарки бедноты.

Жрецы солнечного бога Атона размещались в огромном районе с роскошными порталами и улицами для процессий, с украшенными колоннами молельнями, со скульптурами и рельефами. По замыслу Эхнатона все помещения иногда оформлялись в виде нильского берега: тонкие колонны напоминали стебли папируса, в росписях стен и пола повторялись цветы и бутоны лотоса, а также порхающие в зарослях птицы.

Эти мотивы и раньше встречались в египетском искусстве, но никогда прежде в них не было такого богатства сюжетов и красок, такой свободы и изящества исполнения, такого увлечения красотой линий и цвета…

Эта же естественность, сменившая канонизированную стилизацию поз и жестов, проявилась и в изображении людей. Например, Эхнатон часто запечатлен в семейном кругу — с женой Нефертити и дочерьми. Среди найденных в эль-Амарне памятников мало таких, где фараон изображен без Нефертити.

Основывая новую столицу Ахетатон, фараон Эхнатон обещал царице воздвигнуть в ней ее собственное место для почитания солнца — «сень Рэ». У Нефертити было свое большое и великолепное судно, качавшееся у дворцового причала рядом с ладьей фараона.

К сожалению, сейчас от дворца Нефертити остались одни развалины, однако известно, что в северо-восточном конце сада находилась длинная постройка, тянувшаяся вдоль северной стены дворца. Внутри этого зала столбы, поддерживающие потолок, стояли в один ряд — каждый на крохотном островке между перемежающимися водоемами. Эти водоемы были сделаны в виде огромных букв «Т»: в верхнем ряду они были повернуты отвесным концом вниз, а в нижнем — вверх. Вклиниваясь отвесными концами ряд в ряд, буквы «Т» образовывали строгий узор. Перила и пол вокруг водоемов, а также откосые стенки перил были сплошь расписаны растительным орнаментом и изображениями цветов.

Такова была эта «великолепная усадьба Солнца», украшенная небольшими храмиками, полная водных затей и утопающая в зелени и цветах. После Нефертити эти владения перешли к ее дочери Мийот.

Рейтинг — 9512, Статистика просмотров сегодня — 4

Сфинкс фараона Аменхотепа II. Новое царство, 18 династия, время правления Аменхотепа II, ок. 1428–1397 до н. э.

Изображения правителя в образе сфинкса известны с эпохи Древнего царства (яркий пример – Великий Сфинкс рядом с пирамидами Гизы). Это миксаморфное существо – лев с головой человека в царском платке и со змеей-уреем – символизировало двойственную природу царя. По представлениям египтян, царь был одновременно человеком и земным образом божества, «младшим» богом, зримым воплощением солнечного бога Ра.

Этот сфинкс изображает царя 18 династии Аменхотепа II, сына великого завоевателя Тутмоса III. Хотя надпись здесь отсутствует, тождество было установлено на основании физиогномического сходства с подписанными памятниками правителя, а также по форме урея. Аменхотеп II был искусен в военном деле, обладал атлетическим телосложением и исключительной физической силой. Письменные источники свидетельствуют, что только он один мог натянуть тетиву своего лука, был неутомимым гребцом, заменявшим две сотни человек, великолепным бегуном и лихо управлял колесницей. В его гробнице в Долине царей полностью сохранились не только превосходные настенные росписи, но и кварцитовый саркофаг с мумией, однако погребальные дары похищены, к сожалению, еще в древности. Удивительно, что грабители не тронули мумию царя, на шее которой даже сохранился венок из мимозы, и не заметили, что в гробнице устроен тайник. Там в трудные времена III Переходного периода жрецы перезахоронили девять царей Нового царства. Этот тайник был открыт египтологом Виктором Лоре в 1898 году.

Статуя выполнена с большим мастерством и тщательностью, которые характерны для царских памятников времени расцвета египетского государства. Несомненно, это один из лучших образцов идеализированного царского портрета середины 18 династии, в котором максимально четко и ясно воплотилась божественная составляющая царской власти.