Староверы на Руси

>Староверы — это те, кто верит «неправильно»?

Содержание

Староверы: история раскола

На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.

Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.

Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?

Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.

Фото: http://providenie.narod2.ru

Старовер-«никонианин» (Конкурс)

Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.

Образ жизни

Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.

«Поповцы» и «Безпоповцы»

Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.

В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.

О староверах на Правмире:

  • Купцы-староверы в 1917 году: пожертвовать для Родины всем
  • «Свобода веры, свобода проповеди — это очень важно для верующего человека»
  • Старый чин как признак новой эпохи
  • «Раскол» о расколе?

Староверы, старообрядцы – общепринятое название приверженцев церковного мировоззрения, традиций и культуры древней Русской православной церкви (дониконовского периода). Понятие «раскольники» появилось в 1650-1660–х годах, после проведения реформы Патриархом Никоном и произошедшего в следствии ее раскола Русской православной церкви.

Предыстория раскола Русской церкви

Христианство, завезенное на Русь из Византии, было основано на византийских традициях. Все русские тексты книг и, в том числе Священного Писания, являлись переводами.

Традиционные обряды и элементы богослужений были взяты не из книг, а передавались в устной форме между священнослужителями. В связи с чем в конце 16 века возник спор о том, сколькими же перстами необходимо креститься. Документальных письменных источников, строго определяющих традицию «крестного знамения», не имелось.

На Руси, со времен крещения, по примеру Византии было принято двоеперстие (крестились двумя перстами). В то время как в Греции в 13 веке приняли троеперстие. Были и другие отличия, которые по мере накопления сильно рознили Московскую Церковь и греческую.

Поскольку Греция считалась своеобразной преемницей и продолжательницей византийских традиций, то Русская церковь внимательно смотрела на новые веяния в греческой культуре, постепенно вводя их у себя.

Например, русское духовенство задолго до 17 века начало носить одежду, аналогичную греческим священнослужителям, следом же ввели традицию носить длинные волосы и т.д.

Церковный раскол

К середине 17 века Русская церковь пришла к пониманию необходимости церковной реформы для минимизации различия между греческий и русской традицией.

Царь Алексей Михайлович назначил на пост Патриарха Московского и Всея Руси митрополита Новгородского Никона в 1652 году, после смерти предыдущего главы церкви.

Никон, уже длительно служивший в церкви, имел свой взгляд на тексты и обряды. Патриарх считал, что необходимо максимально точно проводить церковные обряды, поскольку это имеет ключевое значение. Константинопольская церковь в этом вопросе считалась эталонной, то заняв высочайшую должность, Никон решил реализовать свои идеи и провести церковную реформу.

Примечательно, что Патриарх Константинопольский Паисий, с которым советовался Никон, отмечал, что обряды – это несущественная часть религии, они могут толковаться и исполняться по-разному. Никон воспринял ответ по-своему. Поэтому в 1650-х годах началось реформирование русских церковных традиций при поддержке царя Алексея Михайловича Романова.

Изменения русских традиций

Работу Никон начал с тщательного изучения документов, утвердивших возникновение Московского патриаршества, и сравнения русских церковных текстов с аналогичными греческими (для перевода были приглашены специальные эксперты, знающие греческий язык).

По итогам были созданы инструкции для всех церквей, где указывались все произведенные изменения и предписывалось теперь действовать по новым правилам.

В результате церковной реформы были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг. Изменения нельзя назвать значительными. Кое-где убрали союзы в предложениях, заменили написание слов (Например, Исус стал писаться Иисус), заменили словосочетание «несть конца» на будущее время для Царствия Божьего и прочее.

Ввели новую традицию крестного знамения – тремя перстами. Отменили малые земные поклоны, кланяться теперь нужно было в пояс.

Проведение крестного хода тоже изменилось – теперь шли против солнца.

Введено троекратное произнесение «аллилуйя» при богослужении (ранее произносили два раза).

Изменили просфоры – их число и печать.

После реформы

Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги и обряды.

Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО

Однако, появилось целое движение недовольных новыми правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила, было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или отправляли в заключение или в ссылки.

Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции, они не признавали этих святых.

Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная церковь» или «староверы». Лишь к концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».

Течения и виды старообрядчества

Учитывая региональность и удаленность друг от друга недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и внедрить свои собственные идеи и убеждения.

Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.

Поповское согласие

Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство». Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область, Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.

Священнослужителей старообрядцы принимали из православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.

В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.

Единоверие

Единоверы, так называемые православные старообрядцы. 1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным митрополитом были объявлены «пункты единоверия».

На сегодняшний день продолжают существовать единоверческие общины.

Беспоповские секты

Как следует из названия это течение старообрядчества осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника, староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом богослужения продолжались проводиться.

Массовое место проживания беспоповских сект относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но как явление они встречались повсеместно.

Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких называли бегуны или странники).

Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО

Чем отличаются старообрядцы от православных

У каждого старообрядческого течения могут быть свои исключительные особенности, приобретенные в течение многих лет, но всех их объединяет особое церковное мировоззрение, основанное на «древнеправославных» традициях.

Крестятся двумя перстами.

Крест четырех конечный без Распятий, либо восьмиконечный с Распятием.

Крещение проводится с троекратным погружением.

Все буквенные и текстовые изменения в богословных книгах, принятые во время реформы Никоном отсутствуют, молитвы и тексты читают по-старому.

Пение в церкви должно быть только унисонное.

Крестный ход совершается не против солнца, как в православии, а по ходу солнца.

Особенности быта

Кроме того, образ жизни и длительное историческое преследование старообрядцев наложил на них отпечаток в поведении и особым традициям.

К чужакам относятся с недоверием. Посуда, из которой будут пить или есть чужие, будет выброшена. Старообрядцы стараются поддерживать традицию русского народного костюма.

Жениться на представителях другой веры старообрядцы не могли (требовалось перейти в их согласие)

У староверов существуют свои кладбища. Раньше, если не было возможности сделать отдельное кладбище, то раскольники отделяли себе территорию, запрещая православным ходить на свою половину. Похороны и помины практически не отличаются от православного обряда.

Иконы у старообрядцев имеют определенные сюжеты, выполнены в традициях древнерусских мастеров: Спас Благое Молчание, Мученик Христофор-Псеглавец, Никола Отвратный. Если икона выполнена из дерева, то лики темные. На иконах обычно присутствует множество надписей на полях. Иконы могут быть сделаны из металла или олова. (во время гонений приходилось скрываться от преследования, и такие иконы лучше сохранялись).

По данным переписи 1897 года в Вятской губернии проживало почти 96 тысяч старообрядцев, а к 1912 году их количество выросло на 10 тысяч. По этому показателю Вятка занимала третье место, после Пермского края и Области Войска Донского.

Многим староверам пришлось неоднократно переселяться из-за преследований властью. Некоторые перебрались в Южную Америку, где образовались огромные старообрядческие общины, продолжающие традиции своих предков.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Переписи населения: 1920, 1922, 1926

Для чего знать родословную

Крестьяне в России

Пропавшие без вести участники Вов

Book: Боченков Виктор Вячеславович «Старообрядничество советской эпохи. Епископы Русской Православной Старообрядческой церкви»

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боченков.

Виктор Боченков

Имя при рождении:

Виктор Вячеславович Боченков

Дата рождения:

22 июня 1968 (44 года)

Место рождения:

Калуга

Гражданство:

СССР
Россия

Род деятельности:

литературовед, журналист

Годы творчества:

1995 — настоящее время

Виктор Вячеславович Боченков (22 июня 1968, Калуга) — российский литературовед, журналист, один из ведущих исследователей русского старообрядчества XIX—XX веков.

Биография

Родители: отец — строитель-сварщик, мать — рабочая мясокомбината. В 1990 году окончил факультет иностранных языков Калужского государственного педагогического института, в 2000 году — Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Н. С. Евдокимова). Около шести лет работал в редакции калужской областной газеты «Весть», затем, с 1999 года — в «Учительской газете». Один из создателей литературного интернет-журнала «Молоко».

С 2000 по 2011 годы — редактор отдела культуры «Учительской газеты». В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 2008 году выпустил в свет монографию, посвященную творчеству П. И. Мельникова-Печерского.

Научные интересы связаны с историей старообрядчества, наследием старообрядческих начетчиков и писателей, старообрядчеством в русской литературе.

Исследовательская деятельность

Публиковался в сборниках и материалах проводимой в Москве конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», старообрядческом журнале «Церковь», а также в другой современной старообрядческой периодике: газете «Старообрядецъ» (Нижний Новгород), журналах «Сибирский старообрядец», «Остров веры», «Неопалимая купина», «Духовные ответы». Подготовил цикл статей о деятелях старообрядчества для «Православной энциклопедии», издаваемой церковно-научным центром РПЦ: Н. Д. Зенин (совместно с Е. М. Юхименко), митрополит Иннокентий (Усов) (совместно с. Е. А. Агеевой), архиепископы Иоанн (Картушин), Иосиф (Моржаков), Иринарх (Парфенов), епископ Иосиф (Антипин), И. Г. Кабанов (Ксенос).

С 2004 года подготовил к изданию шесть выпусков журнала «Во время оно…», задуманного в качестве приложения к журналу «Церковь», в которых были собраны, опубликованы и откомментированы документы по истории старообрядчества XIX—XX веков (издателем и редактором «Во время оно…» выступил главный редактор «Церкви» А. В. Антонов). В 2008 г. совместно с ржевским археографом В. В. Волковым основал серию «Наследие старообрядческих полемистов, начетчиков, писателей», в которой к 2012 году вышло пять книг. Их основное отличие от прочих изданий состоит в том, что все сочинения старообрядческих писателей XIX—XX вв. публикуются здесь на научной методологической основе.

Библиография

Работы по краеведению

  • Годы и приходы. Очерки по истории калужского старообрядчества. М.: Палея-Мишин, 2001. — 160 с. ISBN 5-86020-242-4.
  • В тюремный замок до востребования. Очерки по истории калужского старообрядчества. М.: Палея-Мишин, 2002. — 152 с. ISBN 5-86020-220-2.
  • «Не ищи же воли своей…»: Очерк по истории старообрядчества Калуги. Ржев: Маргарит, 2009. — 72 с., илл. ISBN 978-5-87049-653-5.

О П. И. Мельникове-Печерском

  • «Очерки поповщины» П. И. Мельникова-Печерского как произведение публицистики и изображение старообрядческого священства в них // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VI научно-практической конференции. М., 2002. С. 365—372.
  • Национальный идеал в дилогии П. И. Мельникова-Печерского // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. М., Иркутск, 2004. С. 128—134.
  • Мельников Павел Иванович // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русская литература. М.: Институт русской цивилизации. 2004. С.643-645.
  • «Писатель с некоторым пристрастным отношением к расколу»: особенности создания художественного характера старообрядца в произведениях П. И. Мельникова (Андрея Печерского) // Старообрядчество в Тверском крае. Прошлое и настоящее. Материалы круглого стола, состоявшегося в Тверском государственном университете 16 февраля 2007 г. Тверь, Ржев, 2007. С.65-72.
  • П. И. Мельников (Андрей Печерский): мировоззрение, творчество старообрядчество / Тверской государственный университет; Научно-исследовательский центр церковной истории и православной культуры им. В. В. Болотова; Науч. ред. И предисл. Т. Г. Леонтьевой. — Ржев: Маргарит, 2008. — 348 с., илл. ISBN 978-5-87049-625-2.
  • «А главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах»: Новый взгляд на старообрядчество в творчестве П. И. Мельникова-Печерского // Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.): Сб. научных трудов. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. — М.: Языки славянских культур, 2010. С. 428—449.

О старообрядчестве и писателях

  • Истина историческая против истины миссионерской. К истории отмены клятв собора 1667 года // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 2004. Вып. 6. С.50-59. Статья посвящена вкладу Т. И. Филиппова в становление принципов веротерпимости в России.
  • Но все-таки впереди огни // Учительская газета. 2005. № 8 от 1 марта 2005. С.17. Рецензия на книгу повестей старообрядческого епископа Михаила (Семенова) «Второй Рим» и «Великий разгром» (Барнаул, 2004).
  • Писатель Н. А. Чмырев и его «Раскольничьи мученицы» // Сибирский старообрядец. Информационный вестник епархии Новосибирской и всея Сибири Русской Православной старообрядческой Церкви. 2009. № 1(50) С.16-19.
  • Л. Н. Толстой и освобождение старообрядческих епископов Аркадия, Конона и Геннадия — узников суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.): Сб. научных трудов. Вып. 4 / Отв. Ред. И сост. Е. М. Юхименко. — М.: Языки славянских культур, 2010. С. 80-89.
  • «А если не с руки — тогда бери топор». «Стихи и поэмы» В. П. Гриханова: особенности композиции // Сибирский старообрядец. Информационный вестник епархии Новосибирской и всея Сибири Русской Православной старообрядческой Церкви. 2010. № 5 (53). С. 24-26. То же см.:»Молоко». Русский литературный журнал.
  • Писатель Вс. Н. Иванов и его связь со старообрядческой архиепископией Московской и всея Руси // «А мне глаголати неленостно». Раскол и старообрядчество в современной рефлексии. Сб. научных трудов. Кострома, 2012. С. 295—300.

Книги серии «Наследие старообрядческих полемистов, начетчиков, писателей»

  • Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский. Собрание сочинений: Вып. 1: Сочинения апологетические (1872—1900 гг.) / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2008. — 376 с., илл. ISBN 978-5-87049-603-0.
  • Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский. Собрание сочинений: Вып. 2: Исторические и историко-мемуарные сочинения (1860-е — 1906 гг.) / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2010. — 472 с., илл. ISBN 978-5-91974-001-8.
  • Мелетий (Картушин), архиепископ Московский. Сочинения / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2010. — 120 с., илл. ISBN 978-5-87049-742-6.
  • Михаил (Семенов), епископ Канадский. Собрание сочинений: Том 1: Статьи из старообрядческой периодики 1906—1908 гг.; «Беседы против сектантов» (1908); «О вере и неверии» (1908—1909) / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2011. — 544 с., илл. ISBN 978-5-91974-022-3.
  • Михаил (Семенов), епископ Канадский. Собрание сочинений: Том 2: Статьи из старообрядческой периодики 1909—1910 гг. / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2012. — 544 с., илл. ISBN 978-5-91974-035-3.
  • Иоанн (Картушин), архиепископ Московский. Сочинения. Послания. Письма. / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2012. — 560 с., илл. ISBN 978-5-91974-031-5.

Отзывы

  • Сычева Л.А. Против течения // Молоко. Русский литературный журнал.
  • Езеров А. В. Рец. на кн. Боченков В. В. «П. И. Мельников (Андрей Печерский): мировоззрение, творчество старообрядчество» // Портал Credo.Ru.
  • Рейтблат А.И . Рец. на кн. Боченков В. В. «П. И. Мельников (Андрей Печерский): мировоззрение, творчество старообрядчество» // Новое литературное обозрение. 2010. № 1. С. 431—433.

Интервью

  • Интервью сайту «Самарское староверие» (2009 г.) // Самарское староверие.
  • Ойвин В. Сериал «В лесах и на горах» — это профанация жудожественного наследия П. И. Мельникова // Портал Credo.Ru.

Ссылки

  • Сайт «Старый Боровск»
  • Проза Виктора Боченкова

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Добавить иллюстрации.