Сикхизм кратко о религии

Сикхизм

Сикхизм

Эта статья входит в
цикл статей о Сикхизме

Гуру сикхов

История

Разное

О народе см. Сикхи (народ). Паломник-сикх на фоне Золотого храма.

Сикхи́зм (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикхӣ», «последователь, ученик») — монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи индуизма и ислама, гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).

Священное писание — «Гуру Грантх Сахиб», или «Ади Грантх», включающее наряду с откровениями сикхских гуру также и стихи некоторых индуистских поэтов движения бхакти (например, Кабира) и суфия шейха Фарид-уд-дина.

В Индии сикхи, составляя около 2% от общего числа населения, являются влиятельной этноконфессиональной группой. Приверженцев сикхизма насчитывается более 25 миллионов по всему миру. Почти все они — пенджабцы.

История сикхизма

См. также: Сикхи (народ)

Сикхизм как религиозное течение возник в конце XV века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

  • в Бенгалию и Ассам;
  • в Андхра-Прадеш и Тамилнад;
  • в Кашмир, Ладакх и Тибет;
  • в Багдад и Мекку.

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с 1843 до 1849), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

Учителя сикхов

Редкая живопись в стиле Танджор, конца XIX века, изображающая десять сикхских гуру с en:Bhai Bala и en:Bhai Mardana.

С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. 1469) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

Священная книга сикхов

«Ади Грантх» (букв. «Изначальная книга», другое название — «Гуру Грантх Сахиб») — священная книга сикхов, в которой изложены основы вероучения сикхизма. Она содержит сочинения сикхских гуру (которые были не только прекрасными воинами, но и поэтами) Нанака, Ангад, Амар Даса, Рам Даса, Арджана, Тегх Бахадура, Гобинд Сингха, а также стихи некоторых индуистских поэтов движения бхакти (например, Кабира) и суфия шейха Фарид-уд-дина. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» — главный объект религиозного почитания. Язык книги — «садхбхаша» — синтез панджаби, хинди и некоторых иных диалектов. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле.

Основы веры

Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов), но не признающая преемственности.

Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и что нам нужно любить Бога, что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа.

Сикхи верят в Единого Бога, Всемогущего и Всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа — он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения.

Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Также и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен быть оптимистом, жить в радости и надежде.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма.

Осознание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания, присущий и животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня Природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Развивая в себе веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Ритуалы сикхов

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)Сикх после омовения, Хармандир-Сахиб. Амритсарanand kāraj — церемония сикхского брака

Гуру Нанак Дев учил, что ритуалы, религиозные обряды или идолопоклонство приносит мало пользы, и сикхам они не рекомендуются. Однако в течение периода позже эпохи гуру, а также вследствие увеличения институционализации религии сикхов, многие обряды и ритуалы возникли.

Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую амршпа-саискар или пахул. Принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды.

Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с личных медитаций во имя Бога. Сикхизм может принять любой независимо от национальности, пола и происхождения.

Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх, а всем девочкам даётся отчество Каур. Сикхи соединяются в браке через церемонию anand kāraj. Сикхи обязаны вступать в брак, когда достигают определенного возраста (детский брак является табу) и без учёта касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам, ни мужу, ни жене не разрешается разводиться.

Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К):

  • Кеш — нетронутые волосы, спрятанные под дастар или Keski
  • Kangsha — деревянный гребень, поддерживающий волосы
  • Kara — стальной браслет
  • Kaccha — трусы до колен
  • Кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой.

Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

В дополнение к инициации, другими основными обрядами в жизни сикхов являются церемония присвоения имен вскоре после рождения, брака и ритуалы, окружающие смерть и кремацию. После совершения погребальной церемонии пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхское государство

Основная статья: Сикхское государство

В 1716—1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов Ранджит Сингх объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзную территорию Чандигарха, Индия
  • Штат Харьяна, Индия
  • Штат Химачал-Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • (бывшую) Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
  • Зону племён, Пакистан
  • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в 1801, конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

Численность

См. также: Численность последователей основных религий

В XXI веке численность сикхов доходит до 25 миллионов, а в 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек. Большинство сикхов (83 %) проживает в Индии в штатах Пенджаб (14 млн человек, 76 % индийских сикхов и 64 % населения от населения штата), Харьяна (1 млн), Раджастхан (0,7 млн), Уттар-Прадеш (0,6 млн). Это девятая по числу последователей религия в мире.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром страны в 2004—2014 годах Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии. После разгрома британцами сикхского государства в 1849 начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба) и в войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Великобритания (0,5 млн), Канада (250 тыс.), США, Малайзия, Восточная Африка, Австралазия и Таиланд. В западном мире сикхов из-за традиционных тюрбанов часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Ниханги (Акали)

Сикх-ниханг на фоне Золотого храма.

У сикхов существует традиционный военный орден Ниханги (Акали) для охраны храмов, сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль. Ниханги подчинены только своему главе и одеваются в одежды синего цвета. Штаб-квартира находится в Акал Тахте.

Направления сикхизма

Музыканты — «намдхари».

Основным ортодоксальным направлением в сикхизме является «Хальса» («кешдхари»), то есть все те кто проходит посвящение в хальсу и помимо всего следуют правилам внешнего отличия сикха, установленным 10-м гуру Гобинд Сингхом (не стригут волосы, не бреются, носят кинжал и т. д.). Кешдхари составляют подавляющее большинство последователей сикхизма.

Другое, малочисленное направление — «сахаджхари» («нанакпантх»). Они не приемлют воинственности хальсы и нововведений Гобинд Сингха, следуя в большей мере порядку при первом гуру Нанаке, бреются и лояльно относятся к индуистскому влиянию. В свою очередь это направление делится на такие течения, как: «удаси» — признающие лишь первых сикхских гуру, и «намдхари» с «ниранкари» — верящие в преемственность живых гуру, одним из которых был, например, Дайал Сингх. Иными еще меньшими движениями являются «рамраи», «нирмала», «беди» и другие, в том числе неосикхские организации. Следует отметить, что ортодоксальные сикхи не считают сахаджхари частью сикхизма.

> См. также

  • Сикхи (народ)
  • Операция «Голубая звезда»
  • Бхакти
  • Сант мат
  • Гатка

Примечания

  1. 1 2 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 28—29.
  2. 1 2 Сикхизм. Энциклопедия Кольера.
  3. 1 2 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 533.
  4. 1 2 Sikhism. Encyclopædia Britannica. Дата обращения 28 ноября 2018.
  5. Dr Harjinder Singh Dilgeer. Sikh Twareekh. — Belgium & India : The Sikh University Press, 2008.
  6. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 553.
  7. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 30, 97—98.
  8. Гобинд Садан — дом Бога без стен — Кто такие сикхи?
  9. Sahib, Nanak. Guru Granth Sāhib. — P. 75. — «Pilgrimages, fasts, purification and self-discipline are of no use, nor are rituals, religious ceremonies or empty worship.».
  10. Loehlin, Clinton Herbert. The Sikhs and Their Scriptures. — Second edition. — Lucknow Publishing House, 1964. — P. 42.
  11. Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), p. 109.
  12. Сикхский вопрос: история религиозного конфликта в Пенджабе.
  13. Major Religions Ranked by Size
  14. 1 2 3 Альбедиль, 1999, с. 827.
  15. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 554.
  16. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 560.

Литература

на русском языке

  • Альбедиль М. Ф. Сикхизм // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 826—827. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.
  • Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии: Сб. ст.. — М.: Наука (ГРВЛ), 1972. — 200 с. — 1800 экз.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Козловский В. Д. Религиозно-философское учение сикхизма // Религии и атеизм в Индии. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973. — С. 56—85. — 208 с. — 10 000 экз.
  • Кочнев В. И. Гуру Говинд Сингх — реформатор сикхизма // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии / отв. ред.: Г. Г. Стратанович; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1973. — С. 70—88. — 224 с.
  • Религия сикхов / Сикхский миссионерский центр; Пер. с англ. И. Н. Полонской и В. Н. Нечипуренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

на других языках

Ссылки

  • Сикхизм — электронная версия книги «Религия сикхов» и другие материалы по сикхизму
  • Сикхизм в историческом аспекте — возникновение, становление и развитие сикхизма в XV—XIX веках
  • Ежедневный хукам — ежедневная публикация русского перевода хукамов (выдержек из священной книги сикхов «Гуру Грантх Сахиб»)
  • Воины мира. Сикхи — телепередача о сикхизме
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Сикхские Гуру

  • Гуру Нанак
  • Гуру Ангад (1539—1552)
  • Гуру Амар Дас (1552—1574)
  • Гуру Рам Дас (1574—1606)
  • Гуру Арджан Дэв (1581—1606)
  • Гуру Хар Гобинд (1606—1644)
  • Гуру Хар Рай (1644—1661)
  • Гуру Хар Кришан (1661—1664)
  • Гуру Тегх Бахадур (1664—1675)
  • Гуру Гобинд Сингх (1675—1708)
  • Гуру Грантх Сахиб (1708 —)

О народе см. Сикхи (народ).

Бог монотеистических культур

основные понятия

Портал «Религия»

Имена Бога в монотеизме

Бог в христианстве • Бог в иудаизме
Бог в сикхизме • Бог в исламe

Законы монотеизма

Тора • В зорастризме • Мишна • Талмуд • Коран • Библия • Зогар

Символы Монотеизма

Маген Давид • Огонь
Хамса
Крест • Полумесяц • Менарах • Альфа и Омега • Тфилин • Талит • Шма • Cимвол веры • Тахуид • Шахида • Оксаграмма • Тетраграмматон Пентаграмматон

Страны

Армения (ААЦ) • Греция (ЭПЦ) • Израиль (Иудаизм) • Италия (Католицизм) • Россия (РПЦ) • Кипр • Абхазия

Выдающиеся персоны Возрождение

Атеизм • Религия • Светский гуманизм
Гуманизм • Добро • Зло • Расколы • Ересь • Новый мир • Италия • Древняя Греция • Рим

См. также

Монотеизм • Религия • Политеизм • Атеизм

Кханда — наиболее значительный символ сикхизма

Сикхи́зм (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикхӣ», «последователь, ученик») — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).

Священное писание — «Гуру Грантх Сахиб».

Паломник-сикх на фоне Золотого храма

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек, 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Это восьмая по величине религия в мире.

  • 1 История сикхизма
  • 2 Основы веры
  • 3 Морально-этические нормы сикхизма
  • 4 Сикхизм о душе и реинкарнациях
  • 5 Учителя сикхов
  • 6 Ритуалы
  • 7 Сикхское государство
  • 8 Численность
  • 9 Акали
  • 10 См. также
  • 11 Примечания

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)Сикх на фоне Золотого храма

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других — наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет права об этом рассуждать, чтобы тебя к чему-либо принудить.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхизм о душе и реинкарнациях

Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

Внутри нас — беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

Сознавание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня Природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не аскеты, и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой, и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, учёные создают иллюзии. Что является лекарством от болезней? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.

Ритуалы

anand kāraj — церемония сикхского брака

Гуру Нанак Дев учил, что ритуалы, религиозные обряды, или идолопоклонство приносит мало пользы и сикхам они не рекомендуются. Однако, в течение периода позже эпохи гуру, а также вследствие увеличения институционализации религии сикхов, многие обряды и ритуалы возникли.

Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую «Амрит». Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с частными медитациями во имя Бога. Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) — кеш (англ. Kesha) (нетронутые волосы, спрятанные под Дастар (Keski)), Kangsha — гребень, поддерживающий волосы, Kara — стальной браслет, Kachla — нижнее белье, Kirpan — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх, и всем девочкам дано отчество Каур. Сикхи соединяются в браке через церемонию anand kāraj. Сикхи обязаны вступать в брак, когда они имеют достаточный возраст (детский брак является табу), и без учета касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам ни мужу, ни жене не разрешается развод.

Погребальная церемония сикхов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное — чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Численность сикхов доходит до 22 миллионов, из которых 83 % проживают в Индии. 76 % индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

После разгрома британцами сикхского государства в 1849 начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба), и войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Канада, США, Великобритания, Малайзия, Восточная Африка, Австралазия и Таиланд. В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Акали

Среди сикхов существует традиционный военный орден Акали (Ниханг), сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль.

> См. также

  • Сикхи (народ)
  • Операция «Голубая звезда»
  1. Сикхский вопрос: история религиозного конфликта в Пенджабе.
  2. Major Religions Ranked by Size
  3. «Во что верят сикхи» из статьи «О сикхизме», см. также по ссылке «Сикхизм» главу 2
  4. Sahib Nanak Guru Granth Sāhib. — P. 75.
  5. Loehlin Clinton Herbert The Sikhs and Their Scriptures. — Second edition. — Lucknow Publishing House, 1964. — P. 42.
  • Сикхизм — электронная версия книги «Религия сикхов» и другие материалы по сикхизму
  • Сикхизм в историческом аспекте — возникновение, становление и развитие сикхизма в XV—XIX веках
  • Ежедневный хукам — ежедневная публикация русского перевода хукамов (выдержек из священной книги сикхов «Гуру Грантх Сахиб»)

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Сикхизм, как и большинство религиозных течений Индии, в первую очередь, национальная конфессия. Её исповедуют преимущественно жители Пенджаба и Харианы. Всего сикхи составляют около 2% от населения Индии (приблизительно 25 млн. человек). Общины сикхов отличаются большой степенью сплочённости и уважения к своей традиции.

Возникновение и развитие сикхизма

Сикхизм вырос из слияния индуизма и ислама. В последние годы XIV века Индия пережила вторжение тюркского завоевателя Тамерлана, а в начале XVI – северные области страны стали частью империи Великих Моголов. Именно в эти годы по Индии прошла волна исламизации.

О жизни основателя сикхизма – гуру Нанака – сохранилось мало сведений. Достоверная информация обросла множеством легенд и мифов, и отделить одно от другого сегодня практически не представляется возможным. Нанак родился в деревне Тальванди (Пенджаб) в семье торговца из касты кшатриев. Он с самого рождения чувствовал, что судьба уготовила ему нечто большее, чем жизнь лавочника. В какой-то момент Нанак раздал своё имущество и ушёл из дома, чтобы проповедовать своё учение. Следующие 25 лет Нанак провёл в странствиях. Источники сообщают о его паломничествах в Мекку и Медину, однако, скорее всего, его перемещения ограничивались родным Пенджабом и соседними областями. В пути Нанак слагал религиозные песни и искал последователей из числа индуистов и мусульман. По преданиям, в дороге его сопровождали музыкант-мусульманин и индус, записывавший тексты гимнов своего учителя.

В конце жизни Нанак обосновался в Картапуре. Дважды в день сикхская община собиралась на дневные и вечерние собрания («сангаты»), где слушали проповеди гуру, пели гимны и обсуждали теологические вопросы. Тогда же была заложена традиция трапез у гуру, на которых могли присутствовать люди любого вероисповедания, принадлежащие к любым кастам. Нанак был сторонником равенства людей перед богом и крайне негативно относился к кастовой системе, а также к тому, что женщины в Индии имели намного меньше прав, чем мужчины.

Нанак призывал своих последователей к умеренной, но при этом деятельной и активной жизни. Сикхи не признавали монахов-отшельников, удалившихся от мира ради собственного спасения, святыми. По мнению Нанака, смыслом жизни любого человека и истинным служением богу являются помощь другим и честный труд.

Преемники Нанака также имели статус «гуру» (сначала каждый новый гуру считался реинкарнацией Нанака, а затем этот статус стал наследуемым) и чётко придерживались установленных им правил. Между тем, численность сикхов и их влияние росло. Гуру стали постепенно отходить от прежних идеалов воздержания и аскезы. Они богатели и постепенно превращались в крупных феодалов. По мере роста общины увеличивалось и количество молельных домов – «гурдваров». Со временем при них стали создавать бесплатные кухни, где могли получать еду все желающие. Стали появляться сикхские праздники и обряды, а сама община была поделена на территориальные единицы для удобства управления.

Важные преобразования произошли при пятом гуру Арджуне (1581-1606), создавшим для сикхов единый идеологический базис — «Ади Грантх» — сборник религиозных песен и гимнов Нанака. Возникновение столь влиятельной организации, разумеется, привлекло к себе внимание монархов из династии Бабуридов, правивших империей Великих Моголов. Между сикхами и Бабуридами началось противостояние, вылившееся в XVII веке в преобразование религиозного общества сикхов в дисциплинированную военную организацию, сплочённую общей идеологией. В этот же период в общину сикхов резко сократился приток мусульман, поскольку последние воспринимались как чужаки, век назад завоевавшие Индию.

В конце XVII века десятый гуру Говинд Сингх поменял некоторые устои сикхизма, не затронув при этом самой догматической сути учения. Он упразднил пост гуру, поскольку культ учителя в сикхизме стал переходить все мыслимые границы. Но при этом Говинд Сингх продолжил укреплять военную мощь сикхов. При нём возникла полноценная армия, готовая бороться с завоевателями. Единственным источником истины и настоящим гуру Говинд Сингх объявил «Ади Грантх». Всех же, кто в будущем будет претендовать на пост гуру, десятый лидер сикхов объявил еретиками. Впоследствии это решение вылилось в возникновение множества сект на базе сикхизма и отдельных сикхских княжеств.

В конце XVIII века, когда империя Великих Моголов ослабла, благодаря объединительной политике Ранджита Сингха, сикхам удалось создать собственное независимое государство в Пенджабе. Именно в Пенджабе впоследствии велась ожесточённая борьба против британских колонизаторов. Даже после 1849 года, когда Пенджаб был аннексирован, сикхи продолжали создавать тайные организации, целью которых было свержение британского владычества.

В 1947 году во время раздела Британской колониальной империи обострились противоречия сикхов с индусами и мусульманами. В 1970-х годах сикхи выступили с инициативой создания собственного государства (по аналогии с Пакистаном, где обосновались мусульмане, жившие изначально в Индии). Поскольку индийское правительство проигнорировало это предложение, сикхи перешли к террористическим актам. В 1984 году индийская армия провела масштабную антитеррористическую операцию «Голубая звезда», в ходе которой уничтожила базу сикхских экстремистов. На это сикхи ответили убийством премьер-министра Индиры Ганди, выступавшей против сепаратизма и инициировавшей эту операцию.

Сегодня отношения между сикхами и представителями других конфессий в Индии уже не столь напряжённые. Многие сикхи занимают достаточно высокие посты в государственном аппарате и активно участвуют в общественно-политической жизни.

Суть учения сикхизма

Сикхизм – в первую очередь, монотеистическая религия. Хотя в «Ади Грантх» можно встретить упоминания многих богов – Шивы, Брахмы и других, это было не более чем калькой с индуистских гимнов и особенностью эпохи. Сам Нанак и его последователи понимали бога как нечто единое: бескрайнее, наделённое бесчисленным количеством качеств и непостижимое.

На первых порах сикхизм был очень близок к суфийскому варианту ислама и реформаторскому индуистскому движению бхакти. При этом заимствования из ислама были весьма поверхностными, а идеи бхакти, особенно в раннем сикхизме, были весьма развиты. Как и учёные-бхакты, сикхи проповедовали слияние с божеством через индивидуальные медитативные и созерцательные практики без обращения к священнослужителям и священным книгам. Источником веры для сикхов раннего периода были не рациональные доводы, а интуитивное знание. Однако в сикхизме всегда присутствовала идея беспрекословного подчинения гуру, а позже к ней присоединилась и необходимость изучения «Ади Грантх».

Путь спасения в сикхизме называется «нам-марг» или «сахадж-йога». Суть «нам-марга» заключается в подчинении учителю, служении обществу, умеренном самоограничении, молитвах и очищении разума от дурных мыслей. Итогом этой практики для верующего должно стать воссоединение с божеством.

Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков:

  • похоть,
  • гнев,
  • жадность,
  • стремление к суетному,
  • гордыня.

Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.

При Говинде Сингхе учение Нанака, в целом, доброжелательное и неагрессивное, сохранив прежнюю догматику, трансформировалось. Теперь оно включало в себя такие понятия как «праведный гнев», «воинственность», «разрушение во имя блага» и т. д. Именно при десятом гуру одним из неотъемлемых атрибутов мужчины-сикха стал меч, который нужно было применять для защиты слабых и борьбы со злом.

Религия Сикхизм в Индии

Согласно религии сикхов, есть некоторые положения касательно жизни человека, которые можно проследить не только у сикхов, но и во многих других религиях:

Жизнь каждого человека начинается еще до его рождения. Прошлое существование, его нынешнее положение, все его окружение дают определение его индивидуальности. Однако каждый человек наделен собственной волей и должен сам отвечать за свои поступки. В человеке заложено столько энергии, что он может полностью поменять свой характер и нейтрализовать все свои прошлые негативные деяния.

Бог еще до рождения дал нам силы и энергии, однако это не освобождает никого от ответственности. Внутри человека глубина, которой не предела, и только сам человек способен узреть собственные ошибки и свое неведение в том свете, который содержится в каждом из нас. Сознание своего я, самый низкий из всех уровней сознания, он присущ даже животным. Развиваясь, мы поднимаем постепенно свой уровень сознания до уровня «мы».

Сначала до уровня семьи, потом поднимаемся на уровень общества, уровень природы, когда мы чувствуем себя нераздельно от природы. Высший уровень, которого нужно достичь, это уровень бога в том смысле, что мы чувствуем себя нераздельно от всего. Каждый атом и каждое живое и не живое существо, все в этой вселенной и во всех других вселенных тождественно и связано между собой. Сикхи считают себя не аскетами и не материалистами, сикхи идут срединным путем.

Верования Сикхизма

Сикхи рассматривают Бога в двух аспектах: Абсолют, который называется «Ниргун», который включает в себя все, что есть в этой и во всех других вселенных, а так же «Саргун», божественная искра, внутри каждого из людей.

Сначала считают сикхи, был только Абсолют, он существовал сам по себе, бесформенный и не проявленный. Не было ни рая, ни ада, не было трех миров. Абсолют покоился сам в себе. Потом Абсолют захотел выразить себя, как Саргун, и проявил себя через имя. Когда появилось выражение через Имя, появилась и Природа, в каждом направлении которой, в каждой молекуле и каждом атоме растворен Абсолют. Он пронизывает все, и присутствует везде как Любовь.

Поклоняются Богу сикхи посредством «медитации», единения с Абсолютом. Никто кроме Абсолюта, никакие другие божества, духи, демоны, не достойны поклонения, считают сикхи.

После смерти, души людей, считают сикхи, не переходят никуда, они растворяются в природе и возвращаются к Творцу, но не исчезают, а остаются как часть Абсолютного целого. Представления о рае и аде сикхи считают неправильными, обеты и посты, благие дела, целомудрие, все это по их представлению, лишь способ одних людей манипулировать другими. Никаких новых перерождений, считают сикхи, нет. Однажды родившись, душа остается навсегда, частью единого целого, считают сикхи.

Ритуалы сикхов

Сикхи не придают большого значения ритуалам и церемониям в целом. Ритуалы и обряды есть в жизни сикхов как форма действия для сплочения людей, ритуалы помогают изучать писания и традиции, способствуют развитию любви среди ближних и братьев.

В ритуалах нет большой необходимости, но иногда они помогают приблизиться к идеалу, и почувствовать его. Главное считают сикхи, чтобы ритуалы и обряды не становились самоцелью, не привязывали к местным традициям, и не уменьшали духовность среди братьев. Каждая душа неповторима, и каждая индивидуальна, и в том случае, когда ритуалы приносят пользу, имеет смысл их применения. Читайте про золотой храм.

Сикхизм могут исповедовать любые люди, это не зависит от пола или происхождения человека, так же от его национальной принадлежности. Каждый может прийти и стать сикхом, пройдя процедуру, аналогичную крещению у христиан, которая называется «Амрит».

Каждый сикх должен при себе всегда иметь пять предметов, так называемые пять «Кеш». Это нетронутые волосы, которые сикхи прячут под чалмой, «(Kesкi)». «Kangsha», это гребешок, с помощью которого поддерживаются волосы. Это «кarа», стальной браслет, «Kachla» -нижнее белье, и Kirpan это короткий меч, спрятанный под накидкой. Этому правилу придерживаются сикхи неукоснительно. Каждый сикх знает, что у другого сикха тоже есть меч, и как говорится сикх — сикха уважает. При этом меч не может быть применен для угроз или насилия.

Еще ода церемония сикхов, это кремация. Тело сжигают, а пепел развеивают над рекой. Душа умершего возвращается к богу и не положено строить никаких памятников и склепов.

Положения сикхизма

Религия сикхов учит братским отношениям между людьми на земле, какой расы и пола они бы не были.

Следует любить друг друга, относится друг к другу с уважением и вниманием, так как в принципе ничего другого нам, людям не остается. Отравляя себя злостью и ненавистью, завистью и тщеславием, мы сами погружаем себя в зыбкую трясину перерождений, полную страданий – считают сикхи.

Природа с ее законами создана богом, и человек может либо следовать, либо не следовать законам природы и законам Бога. Никто не принуждает нас насильно, к каким ни было действиям, человек, обладая собственной волей свободен в выборе своих поступков, хорошие и плохие дела, и мысли все во власти у самого человека. Однако, открывшись Богу, маленькая крупинка которого есть в каждом человеке, обнаружишь что только в любви и есть смысл этой жизни, все остальное приходит и уходит не оставляя в конечном счете ничего, считают сикхи. Человек как рыба в реке может плыть по течению, а может плыть и против него, однако против естественных законов выйти нельзя, как рыба не может покинуть реки, так и человек не сможет идти против законов Бога, говорят сикхи

Если ты сикх ищи, то, что дал тебе Бог – Любовь и Веру. Уважай свободу других, будь свободен сам. Проявляй любовь в каждом повседневном деле, в каждом мгновении, в каждом помысле, потому что в этом и выражается настоящая природа и человека и Бога.

Сикхи всегда стараются жить в радости, надежде и с улыбкой на лице.

В сикхской религии много похожего на религию евреев, но сами сикхи не признают родство своей религии с еврейской религией.

Бог сикхов не провозглашает неравенства рас и неравенства в кастах, никого не наказывает и не кого никуда не водит. Сикхский бог не проявляется в виде «голоса с неба или знамений пророкам. Бог не требует для себя войны «глаз за глаз», не накладывает на свой народ большое количество обязательств, как в традиции евреев. Сикхи не разделяют людей на своих и чужих, а относятся ко всем как к братьям.

Сикхи говорят, что нужно считаться со свободой и волей остальных людей, и не в коем случае не манипулировать другими людьми. Страх перед смертью, это очень сильное чувство, с помощью которого учителя других религий пытаются зацепить людей на крючок. Одни предлагают спасение, пугая раем или адом после жизни, другие предлагают хорошие перерождения в следующей жизни. Однако что стоит за порогом смерти не может знать никто, и поэтому пугать людей смертью, а тем более играть этим обстоятельством себе на корысть «большой грех», учит религия сикхов.

Развивай в себе внутреннюю уверенность, данную богом, потому что в трудной ситуации, когда нужно мгновенно сориентироваться, никакие знания не помогут, решение принимается мгновенным импульсом – учат индусы. Когда сикхи молятся, они просят у бога участи, которая подобна собаке, не бездомной собаке, а собаке у которой есть хороший и справедливый хозяин, которая сможет служить своему хозяину верой и правдой.

Данный пост создан по мотивам статьи Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее и закрывает прореху по школьному предмету «Основы религиозных культур и светской этики.» Родители выбравшие этот предмет были недовольны тем, что в учебных материалах по данному предмету не хватает описаний распространенных религий, но содержит информацию исключительно по русскому христианскому православию.

Пост содержит материалы из книги «Танец с Шивой», автор Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Представляю описание религии «Сикхизм».

Сикхизм.

ОСНОВАН: Около 500 лет назад в северной Индии (нынешний Пакистан). ОСНОВАТЕЛЬ: Гуру Нанак.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Ади-Грантх», почитаемый в качестве нынешнего гуру (учителя) веры.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 9 млн. чел., в основном в индийском штате Пенджаб.
ШКОЛЫ: Хальса, рам-райяс (Уттар-Прадеш) и две группы, которые имеют живых гуру, — мандхари и ниранкари.
СИНОПСИС
Мусульманские вторжения в Индию начались около 1200 лет назад. После долгой борьбы ислама с религией и культурой индуизма некоторые лидеры начали думать о примирении двух вер и искать путь, который бы охватывал их обе. Сикхизм (от сикка, что означает «ученик») объединил индуистское бхакти и суфийский мистицизм наиболее успешным образом. Сикхизм начинался как мирная религия и смиренно терпел преследования со стороны мусульман, но при десятом гуру, Гобинде Сингхе, необходимость самосохранения и защиты веры от гонений вынудила сикхов занять жесткую воинственную позицию. Сикхизм придает особое значение преданности, крепкой вере в гуру, повторению имени (нам) Бога как средствам спасения, противостоит поклонению идолам, провозглашает братство всех людей и отвергает кастовые различия (хотя некоторые кастовые отношения остались и по сей день). В главной традиции сикхизма не было больше других гуру после Гуру Гобинда Сингха, который завещал последователям чтить учения десяти гуру, воплощенные в священном писании, «Ади-Грантхе».
ЦЕЛИ СИКХИЗМА
Цель последователей сикхизма заключается в мокше, понимаемой как освобождение и союз с Богом, который описывается как союз влюбленных и приводит к самотрансцендированию, преодолению эгоизма и дарует блаженство, или ананду. Сикх поглощен Богом, он растворяется, отождествляет себя с Ним. Это — осуществление индивидуальности, в которой человек, свободный от ограничений, становится сопространным, сопричастным и соприсущим Богу. В сикхизме мокша означает вхождение в Божественную любовь. Человек не есть Бог, но находит осуществление в едином с Ним мистическом сознании. Бог — это личностный Господь и Творец.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
В сикхизме к цели, мокше, ведет путь джапы и пения гимнов. Посредством воспевания Святых Имен (сатнама) душа очищается от всякой скверны, побеждает эго и успокаивает блуждающий ум. Это приводит к сверхсознательному покою. Из этого состояния сикх входит в божественный свет и достигает божественного блаженства. После того как эта высшая цель достигнута, преданный должен направить свое осознание на благо других. Высшая реализация возможна только благодаря милости Бога, а она дается только тому, кто следует за садгуру (а в наше время — за сантом, или святым, поскольку живых гуру больше нет) и повторяет святые имена Господа, руководствуясь «Ади-Грантхом», священным писанием и единственным хранителем духовной истины. У сикхов нет поклонения образам Божества или божественным символам.
ВЕРОВАНИЯ СИКХИЗМА
1. Я верю в Бога как в Верховного Владыку, всемогущего, бессмертного и обладающего личностью Творца, существо за пределами времени, которого называют Сат Нам («Тот, чье имя — Истина»).
2. Я верю в то, что человек духовно растет, если живет праведно, служит беззаветно и повторяет Святое Имя и молитву Гуру Нанака, «Джапджи».
3. Я верю в то, что спасение заключается в понимании божественной Истины, и в то, что самый надежный путь для человека — это вера, любовь, чистота и преданность.
4. Я верю в то, что «Ади-Грантх» есть писание, обладающее высшим этическим авторитетом как Божье откровение.
5. Я верю в то, что гуру необходим для познания Бога как руководитель, который, сам поглощенный любовью к Абсолюту, способен пробудить душу к ее истинной, божественной природе.
6. Я верю в линию из десяти гуру, чьи имена: Гуру Нанак, Гуру Ангад, Гуру Амардас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджун, Гуру Хар Говинд; Гуру Хар Рай, Гуру Хар Кришнан, Гуру Тегх Бахадур и Гобинд Сингх. Все они — мои учителя.
7. Я верю в то, что мир есть майя, тщетная и преходящая иллюзия; только Бог истинен, поскольку все остальное проходит.
8. Я верю в силу принятия фамилии «Сингх», что переводится как «лев» и означает смелость, и в пять символов: 1) белая одежда (чистота), 2) меч (храбрость), 3) железный браслет (нравственность), 4) неподстриженные волосы и борода (отречение) и 5) гребень (чистоплотность).
9. Я верю в естественный путь и отвергаю пост, вегетарианство, паломничества, касты, поклонение идолам, целибат и аскетизм.

Сикхизм – религия прогрессивная ; она являлась одной из основных религий даже во времена своего основания – около 500 лет назад. По данным Википедии, она занимает пятое место по численности людей, ее исповедующих – это около 30 миллионов человек. Давайте раскроем некоторые очень интересные, но до сих пор малоизвестные факты об этой религии…

Понятие Бога отличает сикхизм от остальных религий. Бог является «Эк Онг Кар» или «Единым». В языке Гурмукхи у Бога нет рода, хотя переводы на другие языки приписывают Ему мужской род; также Бог «Акал Пуркх» – за пределами времени и пространства и «Ниранкар» – за пределами форм.

Гуру Гобинд Сингх был последним Гуру сикхов в человеческом воплощении. Он основал Кхалсу – духовную общину преданных чистоте помыслов и действий. Он создал сообщество людей, которые придерживались дисциплины и определенных правил. Это напоминало им об их обязательствах и помогало поддерживать высокое состояние сознания. Каждый сикх, посвященный в Кхалсу, клянется всегда носить пять «К» – Кес, Кханда, Качха, Кара и Кирпан Подробнее можно прочитать здесь : https://k-yoga.ru/article/khalsa-i-ee-zapovedi/.

Во времена Гуру Гобинд Сингха ношение тюрбана или «дастара», как его называют в Ираке, обрело абсолютно иной смысл. До этого тюрбан был символом принадлежности к высшей касте и знатному роду. В те времена могольского аристократа или индийского раджу можно было узнать по тюрбанам, которые они носили. Но на самом деле ношение тюрбана связано с духовной практикой. Макушка головы – Десятые врата или Коронная чакра. Обычно макушка закрыта волосами, которые действуют как антенны, чтобы защитить Коронную чакру от прямого воздействия энергии Солнца, но в тоже время чтобы проводить ее.

Йоги и сикхи не стригут волосы, а сворачивают их в узел риши на макушке головы, на Солнечном центре. У мужчин солнечный центр расположен в районе лобного родничка. У женщин два солнечных центра: один непосредственно на макушке, в седьмой чакре, а другой в районе затылочного родничка. И у мужчин, и у женщин сворачивание волос в узел на солнечных центрах балансирует собственную энергию и помогает сохранять осознанность и связь с Высшим. Подробнее о ношении тюрбана можно прочитать здесь: https://k-yoga.ru/article/tjurban/

Авторство Сири Гуру Грантх Сахиб отличает его ото всех остальных религиозных текстов, используемых в основных мировых религиях. Сири Гуру Грантх Сахиб был составлен непосредственно сикхскими Гуру и изначально включал тексты, написанные Гуру. Это собрание также включает в себя святые писания других религиозных персонажей, таких как мусульманские суфии и индийские бхагаваты.

В отличие от большинства западных религиозных текстов, которые написаны прозой, Сири Гуру Грантх Сахиб имеет стихотворную форму, и многие его шабды исполняются под музыку. Эти писания играют центральную роль в сикхизме со времен Гуру Нанака. Сикхи высказывают свое почтение Богу, поют мантры и шабды как в личной практике, так и на общих праздниках.

Девятый Гуру – Гуру Тэгх Бахадур – наблюдал, как моголы притесняют индуистов. Хотя это угнетение было направлено на тех людей, которые придерживались иной веры, чем Гуру, и чьи убеждения он не разделял, Гуру Тэгх Бахадур решительно защищал права индусов на свободу вероисповедания. В ответ на это моголы публично пытали в течение 5 дней, а затем казнили Гуру Тэгх Бахадура.

Сикхизм призывает нас не верить в хорошие или плохие события, удачные или неудачные дни, счастливые или несчастливые числа. Согласно сикхизму, все дни в неделе и все числа равны, ни один из них не лучше другого.

В религии сикхизм нет постов, жертвоприношений животных, отшельничества, самоистязаний и других подобных вещей. Единственный способ молитвы и пребывания с Богом – это любовь к Богу. Человеку не нужно совершать какие-то особенные обряды и ритуалы, чтобы заслужить любовь Бога.

В 14 веке, еще до правления Гуру Нанака, индийские женщины в обществе претерпевали постоянные унижения и угнетения. Женской обязанностью было только продолжение рода, работа по дому и обслуживание мужчин. Повсеместно было распространено убийство новорожденных девочек. Гуру Амар Дас, третий сикхский Гуру, сделал многое для того, чтобы перестроить эту систему.

Шаги, которые сикхские Гуру предпринимали для защиты женщин, повлияли и на индийское общество. В то время как женщины стали принимать участие в общественных, религиозных и политических делах, их ценность как равных мужчинам партнеров, становилась все более заметной и очевидной. Гуру говорили, что мужчины и женщины равны в глазах Бога, поэтому равны и их права на этой Земле.

В религии сикхизм приветствуется здоровый образ жизни. Пища должна быть простой и натуральной. Нужно избегать переедания и употребления нездоровой еды, не причинять вред чему-то или кому-то, жить в гармонии, делясь с другими. В Сири Гуру Грантх Сахиб убийство животных для употребления в пищу названо неправедным.

Символ сикхизма – Кханда – два перекрещенных меча, символизируют мирскую и духовную жизнь, под властью Единого Бога.

Традиционное приветствие у сикхов: «Вахе Гуру Джи Ка Кхалса, Вахе Гуру Джи Ки Фатех», что означает «Кхалса принадлежит Богу, победа принадлежит Богу». Еще одно приветствие: «Сат Сири Акал», что означает : «Истина – это Бессмертный Бог».

Каждому сикху дается второе имя – «Сингх», что означает «лев», а у каждой женщины второе имя «Каур» – «принцесса». Гуру подкрепили равенство женщин в обществе, основав систему, в которой женщинам не нужно менять фамилии после замужества. В истории сикхов были случаи, когда женщины сражались в бою наравне с мужчинами. Тем самым Гуру декламировали абсолютное равенство женщин и мужчин.

Любое место, в которое помещен Сири Гуру Грантх Сахиб и которое очищено с должным уважением в соответствии с сикхским кодексом поведения, может стать Гурудварой, и не важно, комната ли это в чьем-то доме или отдельно стоящее здание.

В Гурудваре есть четыре двери, называемые: Дверь Мира, Дверь Пропитания, Дверь Учения и Дверь Милости. Эти двери символ того, что здесь ждут людей со всех четырех сторон света, и представители всех четырех каст желанные здесь гости. В Гурудваре всегда светло. Это символ того, что свет Гуру всегда виден и доступен каждому в любое время.

Центром внимания и единственным объектом поклонения в главном зале (или Дарбар Сахиб) является книга, содержащая святые тексты – Сири Гуру Грантх Сахиб, к которому относятся с уважением, как к человеку. Книга лежит на подиуме и покрывается дорогой тканью, когда ее не читают. Хотя сикхи высказывают уважение к Сири Гуру Грантх Сахибу, они поклоняются не книге как объекту, а духовному слову, шабдам, входящим в ее состав.

Перевод с английского Стефанович Е.