Семья это государство

«Семья – это маленькое государство»

Цель:

· Расширить представления учащихся о роли семьи в обществе;

· Познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи;

· Дать элементарные представления о бюджете семьи;

· Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

Оборудование:

· Плакат со словами Конфуция: «Семья – это маленькое государство»;

· Карта путешествия: «Состав семьи», «Отношения в семье», «Бюджет семьи», «Семейный кодекс»;

· Карточки с пословицами;

· Рисунки с изображением автобуса, дерева, Домовенка Кузи;

· Калькулятор.

Ход занятия

У. Сегодня мы поговорим о семье. У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Действительно, ребята, у семьи и государства очень много общего. Чем же они похожи, мы узнаем совершив совершив путешествие в «государство» под названием Семья.

Чтобы в дороге нам не пришлось скучать, мы возьмем с собой Домовенка Кузю. Испокон веков считалось, что в доме, кроме членов семьи, жил еще добрый дух – домовой. Положит бабка скалку, а найти не может: «Домовой спрятал!» Оставил дед топор в одном месте, а нашел в другом: «Домовой шалит!» Но домовой – это добрый дух, и считалось, что без домового не будет согласия, порядка в доме, не пойдут дела. И когда семья переезжала в новую избу, хозяева приходили в старую, чтобы взять самое доброе – очаг – и позвать домового: «Домовой, иди к нам на новое место жить!»

Остановка первая

«Состав семьи»

У. Мы начинаем свое путешествие с города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом городе, Домовенок Кузя предлагает объяснить смысл пословицы: «Когда семья вместе, то и душа на месте».

Д. Объясняют смысл пословицы.

У. Ребята, давайте познакомимся с вашими семьями.

План

1. Какая у вас семья – большая или маленькая? Сколько человек в семье?

2. Как зовут маму?

3. Как зовут папу?

4. Сколько детей в семье?

5. Живут ли с вами бабушка и дедушка?

6. Что общего у членов семьи?

Дети рассказывают о своих семьях по плану.

-Вы правы, у членов семьи очень много общего: дом, мебель, вещи, посуда, праздники, интересы, заботы. Но Домовенок Кузя думает, что у семьи есть еще кое-что общее. Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку, которую он вам приготовил:

И у мамы есть, и у папы есть,

И у меня есть, и у тебя есть.

Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.

Д. Фамилия.

У. У каждой фамилии есть свое происхождение. Иванов от имени Иван. Рыжов – может быть у предка этого человека были рыжие волосы. У Рыбакова – рыбак. У Медведева – человек большого роста, увалень. Ребята, а как можно объяснить ваши фамилии?

Совместная работа по объяснению фамилий.

— Ребята, Домовенок Кузя приготовил вам следующее задание. Объясните смысл пословицы: «Без корня и полынь не растет».

Д. Объясняют смысл пословицы.

— Совершенно верно, у каждого человека есть свои корни. Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Эта наука называется «генеалогия».

Генеалогия (от греч. Родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родословных отношений.

Творческое задание.

Составление генеалогического древа

На парте лист с изображением дерева. Учащиеся по инструкции учителя вписывают имена бабушек, дедушек, мамы, папы, сестер, братьев, затем рассказывают по рисунку о своих родственных связях.

Остановка вторая

«Отношения в семье»

У. В каждом государстве есть главный человек. Кто это?

Д. Президент.

У. А у вас в семье есть главный человек?

Ребята рассказывают, кто у них в семье главный – мама или папа.

У. испокон веков считалось, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительницы очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина не только занимается домашними делами, но еще и работает.

Как вы думаете, семья должна жить как ей захочется, или по какому-то закону?

Д. По закону.

У. В любом государстве есть закон, по которому живут его граждане. Называется он Конституцией. Семья также должна жить по определенным законам и правилам. Чтобы регулировать отношения между государством и семьей, между родителями и их детьми, существует Семейный кодекс.

Учитель показывает детям Семейный кодекс РФ и зачитывает из него несколько статей.

— Проблема взаимоотношений в семье всегда волновала писателей. Вы читали много произведений, в которых затрагивается эта проблема. Домовенок Кузя приготовил вам небольшую литературную викторину.

Викторина.

Угадай, из какого произведения отрывок, о ком в нем говорится, и ответь на вопросы.

1. «Стала девочка разглядывать себя. И понравилась сама себе.

Смотрит – оторваться не может. Глядит – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде».

Вопросы:

1) Помогла ли Айога маме?

2) Почему мама дала лепешку другой девочке?

3) Что случилось с Айогой?

4) Как бы вы поступили на ее месте?

2. «Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери…».

Вопросы:

1) На какую из дочерей вы хотели бы быть похожи? Почему?

2) Как бы вы поступили, если бы вашей маме потребовалась ваша помощь?

3) Чему учит эта сказка?

3. «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и пальцы ее покрывались большими волдырями…».

Вопросы:

1) Для чего Элиза рвала крапиву?

2) Смогла ли она спасти своих братьев?

3) Чему учит эта сказка?

4. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта».

Вопросы:

1) Какие чувства вы испытываете к старику?

2) Правильно ли поступили сын и невестка?

3) Как вы понимаете слова: «Корми деда на печи – сам будешь там»?

4) Чему учит рассказ?

У. Что, ребята главное в семье? Как вы понимаете смысл пословицы: «Не нужен клад, коли в семье лад»?

Конечно, самое главное в семье – это согласие, взаимопонимание, дружба, любовь и общие интересы. Ка вы будете относиться к своим родным и близким, так и ваши дети будут относиться в последующем к вам.

Остановка третья

«Бюджет семьи»

У. Ребята, в каждом государстве существует бюджет.

Бюджет (от англ.- роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определенный срок).

— Бюджет государства рассчитывается на один год, а семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим как она рассчитывает семейный бюджет на месяц.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – семья».

«Папа» считает на калькуляторе доход семьи, «мама» считает расходы семьи.

Заработная плата папы – 10000 р/месяц

Заработная плата мамы – 7000 р/месяц

Итого: 17000 р/месяц

Коммунальные услуги – 200ор/месяц

Телефон – 450 р/месяц

Питание – 2000 р/месяц на человека

Одежда – 3000 р/месяц

Лекарства – 750 р/месяц

Разное – 1500 р/месяц

Итого: расход семьи 9700 р/месяц.

Затем доходы и расходы семьи сверяются. В случае, если расходы превышают доходы, необходимо познакомиться с понятием бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Можно провести беседу о том, на чем семья может сэкономить.

—Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять расходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Домовенок Кузя просит вас объяснить смысл поговорок: «По размеру ноги выбирай сапоги», «Не в деньгах счастье».

—Люди с древнейших времен задавали себе вопросы:

· Что такое жизнь?

· Что такое счастье?

· В чем смысл жизни?

· Нужна ли человеку семья?

Человек рожден для счастья, как птица для полета. Каждый стремится к счастью, как цветы тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это ее ребенок. Счастье для ребенка -0 когда у него есть знакомые и любящие родители. Счастье для отца – это дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.

СЕМЬЯ — МАЛЕНЬКОЕ ГОСУДАРСТВО (классный час)

СЕМЬЯ — МАЛЕНЬКОЕ ГОСУДАРСТВО (классный час)

Цели:

— развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия;

— формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания ;

— воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора;

Ход классного часа

I.Приветствие класса, озвучивание темы.

— Тема нашего классного часа «Семья и государство».

II. Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

1. Что для тебя означает понятие Дом?

2. Как сохранить тепло Дома?

3. Какая семья считается счастливой?

5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

6.Какие у вас возникают ассоциации на слова «семья» и «государство». Высказывания фиксируются на доске.

Учитель предлагает классу сопоставить эти два понятия, сравнить эти две категории, ведь не зря же в народе говорят: «Семья — это маленькое государство».

7.Что общего между ними? (В стране и в семье есть глава, общее имущество, права и обязанности.)

8.Чем отличаются эти категории? (Государство. Управление им гораздо сложнее, так как в него входят многие губернии; управлением государства занимаются не двое, а кабинет мини стров, Дума, что обусловлено трудностями в установлении единого решения. Семья — это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместного жития готовы разделять как радости, так и горести.)

III. «Традиции»

Все семьи разные и семейные традиции тоже. Какие же традиции в ваших семьях?
(рассказывают учащиеся)

Дети должны хранить эти традиции и приумножить их.

Сейчас я вам расскажу легенду: В древние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней 100 раз одно и то же слово – понимание.

Ещё в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Cемья способна уберечь нас от всех невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота о близких делает нас богаче, чище, добрее.

Семья, дом – это родник, из которого мы черпаем силы всю жизнь.

Так будьте добрее и внимательнее к своим близким.

IV. Упражнение «Права и обязанности».

— Как вы относитесь к смысловой стороне поговорки: «Мужчина — голова семьи, а жена — шея»? (Высказывания ребят.)

Учитель предлагает участникам занятия рассчитаться на 1, 2-й. Первые номера — это одна группа, а вторые номера — вторая.

1-я группа— опишите, что должен делать мужчина в семье.

2-я группа- опишите, что должна делать женщина в семье.

Общее задание — составьте перечень прав, которые имеют оба супруга.

6.- Ни для кого не секрет, что сегодня в нашей стране все популярнее становится заключение брачного контракта.

Брачный контракт — это юридический документ. До свадьбы многие молодые люди оговаривают в нем свои права и обязанности относительно будущей совместной жизни: количество детей, имущественные вопросы, ссылки на случай развода или вдовства.

— Как вы думаете, какова причина, по которой заключается этот документ? Возможно, что причина и не одна. Высказывания ребят.)

— Конечно же, все мы хотим, чтобы наше будущее было безопасно, давало нам ощущение уверенности в завтрашнем дне, чувство защищенности и приносило удовлетворение, удовольствие от совместной жизни. Таким образом, мы стараемся брачным договором защитить себя. Скажите, пожалуйста, а возможно ли предусмотреть все случаи? (Мнения учеников.)

— Каким образом сейчас некоторые молодые люди пытаются проверить свои чувства на прочность?

(Варианты ответов.

Учитель в это время вывешивает большой лист на доску или отмечает на доске два сектора: гражданский брак, законный союз.)

Одним из способов является гражданский брак. Что это за брак? Так ли он хорош? (Совместное обсуждение: плюсы и минусы гражданского брака.)

— Можно ли предполагать, что это брак, в котором кто-то из партнеров избегает брать на себя ответственность?

— Дает ли этот брак возможность проверить чувства друг друга?

— Соответствует ли он нашей схеме: любовь — ответственность — уважение? К каким последствиям может привести данная форма гражданского брака?

— Существует ли альтернатива гражданскому браку? (Это законный союз — зарегистрированные супружеские отношения.)

— Какие плюсы и минусы есть в этом варианте брака? (Варианты ответов фиксируются на доске или листе.)

— Как видите, и в том, и в другом случае есть свои плюсы и свои минусы, выбор за вами. Но всегда необходимо помнить о последствиях своего выбора.

Никто из нас не выбирал, в какой стране родиться, на каком языке говорить и в какой семье жить. Это изначальная данность земного существования человека. Нам с вами повезло и довелось родиться в такой великой стране, имя которой – Россия.

Источник: журнал “VESPA”

В русской традиции все социальные проекты исследовались на предмет их нравственной целесообразности и духовной пользы для русского народа. Российское государство – это множество семей, связанных единой исторической судьбой. Самосознание поднимает простого обывателя на духовную высоту гражданина Отечества, который добровольно обязывается служить ближним и Родине не из чувства страха, но по совести.

Отличительной чертой русского менталитета является единство для творческой самореализации личности в лучшем – в добродетелях. Благодаря доброжелательности русского народа на территории России были сохранены все малые народности с их религиозной самобытностью.

Историческая судьба российского государства – это история народа-победителя, который, защищая свою Веру и земли, возрастал в силе и Духе. Семейные ценности возводились в ранг государственной идеологии.

Духовно-нравственное воспитание было органично востребовано в народе. Уклад семьи в российской государственности создавал условия для становления совестливого, выносливого, сильного духом гражданина своего Отечества. Как религиозные праздники, так и годовщины военных побед были одновременно и общенациональными, и семейными праздниками.

Очевидно, что государство состоит из семей, но и семья существует в государственной системе. Эта взаимосвязь структурирована следующим образом:

— микросистема (семья, родственники);
— мезосистема (школа, улица, соседи);
— экзосистема (общественные структуры, социальные институты);
— макросистема (культура, государство).

Семья проживает в территориальных границах государства. Поэтому государственная идеология влияет на психологическое пространство семьи. Существования семьи неразрывно и взаимообусловлено. Личностные качества членов общества формируются в семье, а отношение общества к институту семьи формируется государством. Если государство не своего прямого предназначения противостоять злу, то в общественном сознании происходит подмена понятий нравственности и утрачиваются духовные ориентиры.

Уличная брань, пропаганда секса и насилия, насмешки над семейными ценностями, забвение исторически значимых для народа событий, поругание религиозных чувств – всё это порождает в обществе разнузданность страстей и вседозволенность пороков. Такое состояние общества, вторгаясь в пространство семьи, разрушает её извне. Тогда семья, растерявшая духовные ориентиры, в ответ на это поставляет обществу нравственно ущербных людей с девиантным поведением.

Государство, законодательно укрепляющее традиционные ценности и заботящееся о материальном благополучии семьи, имеет историческую перспективу. Государство, законодательно разрушающее институт семьи, подрывающее его материальное благополучие и финансирующее детоубийство, обречено на самоуничтожение.

В сложные исторические периоды, когда государственная идеология оказывается духовно несостоятельной, а общество поражается унынием и апатией, только духовно здоровая семья способна противостоять агрессии зла и социальной безнравственности, сохраняя многовековые традиции русской культуры и воспитывая полноценных граждан общества. Достойные наследники Святой Руси способны созидать добро внутри себя и влиять на оздоровление государства в целом.

Необходимо перечислить те социально-психологические факторы, которые угрожают институту брака.

Апостасия – отход от Божественных законов бытия. Человек, отвергающий христианские заповеди жизни, имеет точкой отсчёта лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг культа, капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений рассматривается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.

Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие культы. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях, по разным причинам, может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишаются свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.

Гламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодёжи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативное информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство человека определяются наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных автомобилей, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной «тусовке».

Человек измеряется вещами и сам становится вещью. Развлечения, азарт, бездумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушённых людей тем, что на самом деле не имеет и может дать счастье.

За вычурной подачей внешних форм скрывается пошлость низменных влечений, под циничной риторикой – унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми» — всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоко личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.

Формирование кумиров – это ментальная подмена, искажённая форма индификации в современной субкультуре, паразитирующая на потребности подросткой жертвенного служения высоким идеалам и ценностям. Указывая на звёзд шоу-бизнеса как на идеал для подражания, либеральная идеология формирует установку на чрезмерное восхищение их личностными особенностями: внешностью, модой в одежде, финансовой состоятельностью, даже пороками. Карьера в шоу-бизнесе очень часто сопровождается провалом всех моральных норм и ценностей. Подражая своим кумирам в поведении, молодые люди с лёгкостью будут преодолевать в себе психосохранный механизм стыда, забывать о своей совести, не брать никаких нравственных обязательств в отношении с близкими людьми. Таким образом формируется навык безответственного поведения. А семья может существовать только при взаимной ответственности супругов друг перед другом, детьми, своими родителями. Так возникает противоречие между жаждой «полной свободы» и семейным долгом.

Алкоголизм, наркотизация, сексуализация подростков. Пропаганда в молодёжной среде опьянено развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные виды наркотиков. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодны.

Агрессивность – умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, вынужденного выживать среди своих и себе подобных, привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины – оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.

Гендерные революции – отрицание естественных про природе норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью, как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств.

Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде, а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедо­вавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.

Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические ТВ-передачи и либеральные СМИ. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой, современным способом самовыражения.

Вместо заключения необходимо процитировать великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, сказавшего про сущность семьи следующее:

«В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: СЕМЬЯ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Семья как малая социальная группа и социальный институт

Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности (Приложение, схема 14).

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • • вступление в первый брак — образование семьи;
  • • начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • • репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;
  • • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;
  • • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • • досуговая — организация рационального досуга, взаимообога- щение интересов;

• эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи (Приложение, схема 15).

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации (Приложение, схема 16).

  • 1. В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
    • • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время;
    • • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака: групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах);

полиандрия (многомужество) — редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

  • 2. В зависимости от структуры родственных связей:
    • • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
    • • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
  • 3. В зависимости от способов выбора семейного партнера:
    • • эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
    • • экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
  • 4. В зависимости от местожительства супругов:
    • • патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
    • • матрилокальные — в семье родителей жены;
    • • неолокальные — поселяются отдельно от родителей.
  • 5. В зависимости от критерия семейной власти:
    • • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
    • • патриархат — во главе стоит мужчина;
    • • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

  • • годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;
  • • конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;
  • • открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс ;
  • • пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид, — это «двухшаговый брак» . Альтернативные формы брака в действительности представляют

собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество — уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632—1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество — это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.

Автономия общества — важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

  • • верховенство закона во всех сферах жизни общества;
  • • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • • взаимная ответственность личности и государства;
  • • реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
  • • политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
  • • наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
  • • законность и правопорядок в обществе .

Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удалось создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе; 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Общественное мнение как институт гражданского общества Общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.

Субъектом общественного мнения являются общности различного уровня, а объектом — событие, явление, процесс, социальный факт. Выделяют три этапа формирования общественного мнения:

  • 1. Зарождение:
    • • возникновение интереса к явлению, факту, процессу;
    • • индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего интерес;
    • • стремление субъекта к источнику информации.
  • 2. Непосредственное формирование общественного мнения:
    • • обмен индивидуальных и групповых мнений и формирование общественного мнения.
  • 3. Функционирование общественного мнения:
    • • мнение-оценка выступает как суждение большинства;
    • • переход общественного мнения от вербальной (словесной) формы к поведенческой.

Как институт гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную (Приложение, схема 22):

  • 1) экспрессивная функция связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и действиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность;
  • 2) консультативная функция заключается в том, что общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения;
  • 3) директивная функция проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов .

Социологи отмечают три необходимых условия функционирования и развития общественного мнения:

  • • общественная значимость, актуальность проблемы, темы, события. Это означает, что общественное мнение может формироваться только в отношении тех вопросов, которые затрагивают экономические, политические и духовные интересы многих людей и имеют для них важное практическое значение;
  • • дискуссионность обсуждаемых вопросов, т.е. предметом рассмотрения общественности становятся вопросы, допускающие многозначность толкования и различные оценочные суждения;
  • • необходимый уровень компетентности. Под этим подразумевается понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность в данном вопросе.

Таким образом, общественным является не любое мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

Общественное мнение имеет следующие свойства:

  • • масштабность (сфера охвата);
  • • субъективная распространенность;
  • • полярность (направленность);
  • • поляризованность;
  • • распространенность (социальный и географический ареал);
  • • интенсивность;
  • • устойчивость;
  • • скорость формирования;
  • • связность (непротиворечивость) и др.

К числу институциональных свойств общественного мнения следует отнести:

  • • зрелость;
  • • функциональную направленность;
  • • функциональную ориентированность;
  • • действенность.

Основными источниками формирования и развития общественного мнения являются: 1) непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений, высказываний; 2) средства массовой информации, оказывающие целенаправленное воздействие на мнения, оценки, поведение людей.

В зависимости от содержания высказывания общественное мнение может выражаться в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях, в зависимости от знака высказывания — в позитивных и негативных суждениях. По своей структуре этот феномен может быть

монистическим и плюралистическим. Формирование общественного мнения может быть стихийным и сознательным. Оно может содержать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности. В последние годы набирает силу и мировое общественное мнение, предметом которого являются глобальные вопросы сохранения жизни на Земле .

В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Voxpopuli Б. Грушина, Левада-Центр, Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др. Отметим, что в США давно и плодотворно работает в этом направлении Американский институт общественного мнения, основанный Дж. Гэллапом в 1935 г.

Необходимо помнить, что отсутствие учета общественного мнения, потеря общественной поддержки проводимого курса могут нанести серьезный удар не только по конкретным субъектам политического процесса, но и по самим основам социальной системы и государственности.

ЛАСЬКО А.И. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО

Ласько Александр Игоревич

Волгодонск

Основа любого государства – это общественные институты. В не зависимости от государственного строя и формы правления в государстве общественные институты играют основную роль в деятельности государства. Невозможно представить государство без этих институтов. Общественные институты являются основой государственности. Государство образующим общественным институтом является семья. Семья – это своеобразная уменьшенная копия государственной модели. Изучая отдельно взятую семью можно увидеть полную картину государства, в котором данная семья развивается. В пользу этого говорит сама история.

В Российской империи семья создавалась один раз. Разводы практически не существовали за редким исключением. В семье присутствовало единоначалие, основанное на православной вере. Набожность домочадцев напрямую зависело от главы семьи. Глава семьи выступал и кормильцем и судьей и палачом одновременно. Все в семье подчинилось воле главы семьи. Модель семьи того времени полностью соответствовало государственному строю Российской империи. Был царь. Его власть основывалась на православной вере. Как известно царь в Российской империи являлся помазанником божиим. Он был последней инстанцией для своих подданных. Любое его решение было законом.

В демократическом государстве мы можем наблюдать совершенно противоположную картину. Оба супруга имеют равные права. Большинство вопросов решается на совете. Дети так же могут высказывать свои взгляды на ту или иную ситуацию в семье. Семья основывается в большинстве случаев на основе ведения общего хозяйства.

Из этих небольших примеров наглядно видно как семья в своем устройстве может отражать особенности государственного строя, в котором она развивается. Семья как общественный институт полностью отражает все особенности государственного правления.

В современной России в 90-х годах XX века наблюдалось большое количество разводов, нежелание молодых людей создавать семьи, очень малое количество многодетных семей. Государство в то время сильно лихорадило. Низкая рождаемость, уменьшение численности населения, нестабильность государственной машины и т.д.

Семья является точным барометром государственности. Основная забота любого государственного строя – это забота о таком общественном институте как семья. Это должно быть государство обращающей заботой. Если в государстве будет большое количество крепких. Многодетных семей. Если количество разводов будет неуклонно снижаться и будет расти количество новых семей. То это все будет говорить о правильности развития государства. О его росте и укрепление своих позиций как внутри страны, так и за его пределами. Система государство – семья это исторически сложившиеся, динамически развивающиеся и зависимая друг от друга система. Невозможно создать благополучное и крепкое государство без устоявшихся и крепких семейных ценностей. Любое развитие такого общественного института как семья, говорит о развитие государства в целом. Как говорилось выше семья – это барометр государства. Любая негативная ситуация в государстве тут же отражается на семье. Если мы наблюдаем нестабильность отношений в большинстве семей, то это говорит о нестабильности государства в целом. Семья это один из блоков фундамента, на котором основано любое государство. Любое извращение и подмена семейных ценностей негативно отражается на государстве.

В современной Европе и США на протяжении последних 50 лет проходила подмена и извращение семейных ценностей. Однополые браки, ювенальная юстиция и т.д. Казалось бы, все это мало может повлиять на государство в целом. Но в результате мы можем наблюдать регресс в этих частях света. Экономический кризис, безработица и т.д. Все это явилось результатом патологических изменений в институте семьи. До 60-х – 70-х годов XX века в этих государствах отмечался экономический подъем. Улучшений условий жизни и т.д. Но в результате так называемой сексуальной революции бал нанесен удар по семье. И как следствие начало развитие духовного и экономического кризиса. Данную картину мы наблюдаем сегодня.

Любое государство, которое начинаем подменять и разрушать семейные ценности, обречено на глубокую государственную «депрессию». Укрепление семьи как общественного института должно являться приоритетной задачей государства. Программы неправленые на поддержку и укрепления семьи со стороны государство – это укрепление государство образующего фундамента. Невозможно построить крепкое и благополучное государство, без крепкой благополучной семьи.

Все статьи автора «Ласько Александр Игоревич»

Семья: понятие и функции. Значение семьи в обществе. Государственные меры по укреплению семьи

Определение понятия «семья» в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г. № 223 (далее — СК РФ) отсутствует. Отсутствовало оно и в ранее действовавших семейных кодексах РСФСР. Семья определялась как «совокупность лиц, связанных между собой узами родства или брака»‘.

Существуют два подхода к определению понятия «семья»: социологический и юридический.

Семья в социологическом смысле — это малая социальная группа исторически определенной организации, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленной потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья в юридическом смысле — это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

Разница между двумя аспектами определения понятия семьи состоит в том, что понятие семьи в социологическом смысле распространяется только на семьи, отношения членов которых основаны лишь на нормах морали; права и обязанности, предусмотренные СК РФ, на них не распространяются, поскольку их брак не зарегистрирован в органе ЗАГС. Подобные браки называют «фактическим браком». Члены такой семьи не могут быть привлечены судом к уплате алиментов на содержание друг друга, они не наследуют друг после друга, если отсутствует завещание, не получают пособия в случае смерти кормильца и т.п.

Понятие семьи в юридическом смысле распространяется на те семьи, члены которых связаны правами и обязанностями, предусмотренными СК РФ, поскольку их брак зарегистрирован в органе ЗАГС. При этом отношения членов таких семей регулируются также нормами морали.

Указанные различия в подходах к определению понятия «семья» обусловлены тем, что законодательство РФ признает юридически значимыми, т.е. порождающими юридические последствия, лишь браки, зарегистрированные и органе ЗАГС.

К признакам семьи относятся:

а) совместное проживание ее членов;

б) общность быта (совместное ведение общего хозяйства);

в) взаимная забота ее членов;

г) единство интересов ее членов.

Функции семьи

Семья выполняет следующие функции:

а) репродуктивную (рождение детей);

б) воспитательную;

в) хозяйственно-экономическую (обеспечение бытовых потребностей всех членов семьи);

г) реактивную (взаимная поддержка членов семьи в материальном и моральном плане);

д) коммуникативную (удовлетворение членов семьи в общении).

При этом следует учитывать, что приоритетными являются интересы несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.