Сатанисты в Москве

Московская церковь сатаны

«Московская церковь сатаны».

Другие названия:

«Южный крест»

Руководство.

Административным руководителем «Южного креста» является некий Руслан В., 25 — 27 лет, человек с сильными парапсихологическими способностями, культовое имя — Daff, руководитель молодежной общественной организации; по некоторым данным, обладает высшим медицинским образованием, возможно, нарколог, очень богат. Руслан имеет двух преданных помощников. Известно, что Руслан связан с «бритоголовыми» («скин-хеды» — движение DАР). Имеет свою дочернюю структуру (лично ему подчиняющуюся), представляющую собой вербовочную структуру — «Нави». Имеет тесные связи с российскими политическими группами фашистской ориентации и некоторыми политиками .

По данным , Руслан имеет несколько квартир и большую библиотеку, состоящую из нескольких сотен сектантских книг и работ по психологии, суггестии и гипнозу, изучает психотерапию и достаточно хорошо владеет психотехнологиями, на одной из своих квартир хранит небольшой арсенал огнестрельного оружия и ритуальную сатанистскую одежду черного и красного цветов. Согласно , черная ритуальная одежда используется для проведения «черных месс», а красная — для проведения «обряда красной кровавой магии».

Хотя Руслан В. и является одним из высших руководителей «Южного креста», по ряду некоторых косвенных фактов и признаков, сообщаемых очевидцами, и сам он имеет вышестоящее руководство. Очевидцы в качестве главного руководителя «Южного креста» указывают некоего пожилого человека.

Более точные сведения отсутствуют из-за строжайшей конспирации внутри организации.

Месторасположение центров.

Группы «Южного креста» расположены в Москве и Московской области .

Сатанистский «храм» расположен в промышленной зоне Медведково. Есть база в Подмосковье .

В культе преимущественно плавающая система назначения мест сборов. Ранее, в частности, отмечались следующие места сборов: вблизи стройки Большого театра, на площади Лубянка, на квартирах руководителей или активистов.

Как места встречи обозначены несколько кафе по Москве, в том числе, на Кузнецком мосту.

Ритуальные обряды совершаются на кладбищах Москвы и Подмосковья, в подвалах или на чердаках жилых зданий, в расселенных зданиях, находящихся на капремонте (таковых особенно много в центре Москвы), в отдаленных от населенных пунктов местах подмосковных лесов.

Численность адептов.

Точные цифры неизвестны, ориентировочно — от 200 до 700 постоянных членов. Если предположение о том, что «Южный крест» — это большая организация, состоящая из нескольких групп сатанистов в разных районах Москвы и Московской области, то численность адептов следует оценивать уже на уровне в 1 тысячу человек и даже более.

По оперативным данным МВД, среди сатанистов средних уровней посвящения очень велик процент наркологов и работников моргов .

Доктрина:

сатанистское учение, основанное на книгах Энтони Шандора Ла Вея («Черная библия» и др.) и некоторых других оккультных книгах.

Основные положения учения: человек не должен препятствовать своим плотским желаниям, а напротив должен их всячески ублажать и потакать им; вся деятельность адепта должна быть направлена на то, чтобы после смерти получить место в аду в качестве служителя дьявола; лучше служить сатане, всемерно исполняя его волю, чем Богу; человек не должен прощать ни одного даже самого малейшего оскорбления в свой адрес. Основные символы: перевернутый крест, пятиконечная и шестиконечная звезда и пр.

Характеристика.

Если довольно большую часть современных российских сатанистских групп можно отнести к разряду все-таки «околосерьезных», «самодеятельных», «играющих в сатанизм» (при всем этом эти группы так же крайне опасны), то «Южный крест» является организацией, на порядок более серьезной, могущественной и опасной . Есть сведения , что «Южный крест» имеет свою долю в наркобизнесе, торговле оружием (правда, эта статья дохода пока находится в стадии развития), возможно, по данным , в торговле донорскими человеческими внутренними органами, изъятыми в специально оборудованной лаборатории у похищенных адептами организации людей. Организация обладает значительным авторитетом в среде российских и даже западноевропейских сатанистов. Известно, что к руководителю «Южного креста» Руслану ездили на поклон лидеры «Российской церкви сатаны» и некоторых других.

В фильме о деятельности сатанистов, показанном 22 марта 1997 г. в передаче «Криминал» (НТВ, 16.40), бывшая последовательница секты показала, что сама видела у Руслана В. дома в шкафу несколько единиц боевого оружия, в том числе несколько автоматов Калашникова.

Ориентировочно, «Южный крест» представляет собой разветвленную структуру, состоящую из 10-15 мелких групп по 20-50 человек, номинально являющихся самостоятельными, реально же подчиненными единому руководству, что проявило себя, в частности, в том, что адептам других сатанистских групп Москвы и Подмосковья их руководством предлагалось посетить в качестве экскурсии или своего рода обмена опытом «храм» «Южного креста» в Медведково (Москва).

Сатанистская секта «Южный крест» имеет свой храм в промышленной зоне Медведково, представляющий собой трехэтажное здание кубической формы (из культовых соображений). В котором располагается культовое место для отправления обрядов и принесения жертвоприношений, редакция собственной газеты «Южного креста» и помещения для административно-управленческих структур .

Основная группа «Южного креста» имеет пятиступенчатую структуру: 5-я ступень (высшая) — высший руководитель (Руслан В.) и 2 его преданных помощника; 4-я ступень — 4 человека; 3-я ступень — 6 чел,; 2-я ступень — 8 чел.; 1-я ступень — «стадо», молодые люди — адепты и интересующиеся. «Стадо», в свою очередь, в целях конспирации разбито на»пятерки» — первичные группы .

Другая группа (численностью в 50-60 адептов) имеет четырехступенчатую структуру: 4-я ступень посвящения — руководитель (также Руслан, только другой), 3-я ступень посвящения — 10-15 человек ближайших наиболее преданных помощников, являющихся его заместителями по различным вопросам, 2-я ступень посвящения — массив активных адептов, 1-я ступень — неактивные адепты, неофиты, сочувствующие .

В отличие от других сатанистских культов, «Южный крест» проводит активную вербовку адептов по школам, в ВУЗах, в частности в МГУ. Свидетели говорят, что адепты культа чуть ли не насильно затягивают к себе, «буквально тащат за руки» . Хотя некоторые отдельные группы «Южного креста» прозелитизмом вообще не занимаются.

Основная работа по привлечению новичков в группы «Южного креста» проводится в среде людей, увлекающихся тяжелым роком, на тусовках. Им предлагают дать прочитать «Черную библию», после чего предлагается вступить в данную организацию.

Каждый вступающий в культ дает клятвенное обязательство служить сатане и его «церкви», не разглашать ставшие известными ему сведения о сатанистах и их руководителях. Выйти из культа крайне сложно. Пожелавший порвать с культом подвергается преследованиям со стороны адептов, угрозам физической расправы.

Обряд посвящения отчасти позаимствован из фильма с участием Джима Моррисона, солиста рок-группы «Doors», и представляет собой следующее. Присутствующие на церемонии адепты одеты в черные балахоны свободного покроя длиной чуть ниже пояса, на груди — изображение белой пятиконечной звезды (во всю грудь), внутри которой изображение морды козла, под звездой надпись — «Церковь сатаны». Главный жрец и два его ближайших помощника одеты в специальные культовые одежды и имеют черные повязки на лицах. В руке главного жреца — специальный длинный ритуальный нож, на груди его — цепь с культовым талисманом. Каждый из адептов, в том числе и посвящаемый, надрезает себе руку в районе локтевого сгиба и наливает небольшую порцию своей крови в стакан, который затем передает следующему адепту, повторяющему его действия, и так производится по кругу, пока кровь всех адептов не заполнит весь стакан. Главный жрец читает над стаканом заклинание, перемешивая в нем кровь, после чего стакан передается по кругу, и все адепты отпивают из него крови. После этого посвящаемый становится полноправным членом «Южного креста» первого уровня посвящения. Для перевода адепта на более высокий уровень посвящения существуют иные строго определенные обряды. После посвящения адепту присваивается культовое имя, которое берется из специальной книги по черной магии .

Ритуальные службы проводятся обычно в очень слабо освещенных помещениях, декорированных следующим образом: на полу выложена плиткой или нарисована белой краской прямо на полу или на настеленном полотнище пятиконечная звезда, стены выкрашены черной краской, поверх них нанесены надписи — отрывки из «Черной библии». При этом используются предметы: ножи, топоры, специальные стаканы для крови, ритуальные подсвечники и черные свечи. Ритуальные службы включают ритуальные убийства мелких животных: собак, кошек и т.п. Ритуальные убийства происходят после ритуалов посвящения новичков в адепты и по сатанистским праздникам: день рождения сатаны, Хэллоуин, ночь перед Рождеством и др. К ритуальным убийствам людей адепты допускаются только на высших ступенях посвящения. В качестве жертв, возможно, используются бомжи, нищие или люди, нанесшие ущерб данной сатанистской организации или ее руководителям .

К высшим степеням посвящения адепты допускаются только через «замазывание кровью», то есть через убийство указанной жертвы. Иногда к этому принуждают и адептов низового уровня. Вот как описывает это в своем письме бывший последователь одной из сатанистских сект Москвы, предположительно — одной из мелких групп «Южного креста» (лексика сохранена):

«…Потом залив мне что-то в горло из бутылки водки, повели в машину… Мне заклеили рот и закрыли глаза. После завели меня в чью-то квартиру. Из комнаты на меня двинулся крупный человек, близко подойдя ко мне, он положил передо мной бланк и сказал, чтобы я расписался. После этого меня привезли в подвал. В подвале сидел человек, привязанный к стулу, в белой рубахе в 3-5 метрах от меня. Мне положили в руку пистолет, после чего сказали, чтобы я стрелял в него. Я отказался, бросив пистолет на пол. Тогда кто-то сзади вложил в мои руки пистолет, взял их в свои, прицелился и меня оглушил выстрел. Открыв глаза, я увидел красное пятно на рубашке человека в области сердца. После чего на моих глазах пистолет положили в полиэтиленовый пакет и посадили меня в машину» .

«Южный крест» обладает крупными финансовыми средствами, получаемыми в том числе за счет:

  • торговли наркотиками ;
  • возможно, торговли оружием ;
  • возможно, торговлей донорскими человеческими органами, изъятыми у специально похищенных адептами организации людей ;
  • ежемесячных обязательных взносов адептов (приблизительно по 50 тысяч рублей) ;
  • крупных разовых пожертвований адептов;
  • контроля подчиненных коммерческих предприятий;
  • финансовой поддержки некоторыми политиками ;
  • продаж культовых аксессуаров и книг.

«Южный крест» распространяет собственную подпольную газету. Отмечаются связи «Южного креста» с другими сатанистскими организациями России, Украины, Беларуси и др. Поддерживаются тесные отношения «Южного креста» с «Черным драконом». Известно также, что руководство «Южного креста» не особенно ладит с «Российской церковью сатаны» и «Черным ангелом».

В культе активно пропагандируются и распространяются наркотики, которые используются для психологической подготовки к проведению ритуальных обрядов. Наркотические таблетки «Сидокарб-3» и «Сидокарб-5» (стимуляторы), потребляются адептами в больших количествах, в том числе во время проведения обрядов. Эффект от приема таких стимуляторов заключается в том, что принявший их ощущает огромный прилив сил, наступает состояние активного действия. Совсем не хочется есть и спать, хочется только пить. В этом состоянии адепт готов выполнять любые приказы руководства, в том числе пожертвовать собственной жизнью. Позже появляется беспричинный страх, будто все за тобой следят. Потом — чувство депрессии и отчаяния. Во время транса, в котором находятся «подопытные кролики», Руслан В. включает аудиозаписи каких-то длинных речей «под Гитлера» и очень странной музыки. Начиная с 2-5 таблеток за один прием, адепты постепенно приходят к дозе в 10 таблеток наркотика. «Стадо» становится все послушнее и фанатичнее. По приказу руководства они готовы на все что угодно, не задумываясь. Начинающие сатанисты уже ощущают себя сверхлюдьми, «властелинами» .

Наркотики приобретаются в различных устоявшихся определенных местах, например, у кафе «Экспресс» вблизи станции метро «Лубянка» или на тусовке на площади там же, на Никольской, в одном из коммерческих ларьков вблизи той же «Лубянки». Торгует наркотиками некая «мама Лариса», являющаяся жрицей «Южного креста» одного из средних уровней посвящения .

»

— Знаешь, кто? Сатанисты, понял? Они, значит, решили, что конец света уже наступил, и метро – это ворота в ад.

— Дозорный Павелецкой(«Метро 2033»)

»

У этого термина существуют другие значения, см. Сатанисты.

Сатанисты — организация в мире Метро.

Описание Править

Сатанисты — религиозная организация, находящаяся в Московском метрополитене и поклоняющаяся Сатане, Люциферу и Бафомету. Сатанисты считают, что Московское метро является вратами Ада, поэтому стали копать яму, по их убеждению ведущую в Преисподнюю.

История Править

Март 2033 г. Править

Сатанисты впервые объявились спустя некоторое время после 2014 года. Они заняли подземелья Китай-города, где принялись копать яму в ад. Так продолжалось до марта 2033 года, когда в конце месяца к ним в рабство попадает Гончая. Сумев сбежать оттуда спустя неделю с небольшим, она ломает поддерживающие конструкции и ослепляет Харона, тогдашнего лидера секты. После её побега Коготь берёт власть в свои руки и уводит подопечных из рушащихся подземелий на заброшенную Тимирязевскую, которая пала в результате нашествия крыс в январе четырнадцатого. Обосновавшись на ней, дьяволопоклонники раскурочили платформу, ободрали стены и потолок, исписали их пентаграммами и надписями на латинском языке, в которых значились поклонения демонам. Лидер сатанистов, Коготь, пояснил своим приспешникам, что для копания ямы в Ад нужны верующие в Бога, а значит враги Сатаны. Поэтому отряды сатанистов стали наведываться в Большое Метро и его окрестности для поимки нужной им рабочей силы.

Май 2033 г. Править

В мае 2033 года рабы сатанистов прокопали яму глубиной в 30-35 метров. Ужесточились наблюдения за рабочими, дабы те не предприняли попытки к бегству. Среди пленников сатанистов на тот момент находились даже люди-мутанты с «Молодёжной».

Февраль 2034 г. Править

В феврале идея поклонения Сатане стала чахнуть. Секта дьяволопоклонников всё ещё оставалась процветающей только благодаря запасам топлива и её обмену на огнестрельное оружие. Постоянные военные стычки с нукерами Северного Эмирата довели до того, что у сатанистов стало туго с боеприпасами и едой, а авторитет их главаря начал стремительно падать.

Экономика Править

Несмотря на идеологию сатанистов, в них, благодаря Коробцову, смогла найти выгодного экономического партнера Ганза — союз торговых станций Кольцевой линии. По их договору, сатанисты поставляют ганзейцам топливо из найденных на станции складов, а те в свою очередь отдают дьяволопоклонникам часть оружия и дешевой рабочей силы — зазевавшихся алкоголиков, бомжей и других тех, кто мешает Ганзе. Обмен «товарами» производится на станции «Дмитровская».

Армия Править

К несчастью для Когтя, его люди являются хороши только как надсмотрщики и палачи. Они хорошо специализированы в нападениях исподтишка и мучении своих беспомощных пленников. У главаря секты так и не получилось сделать из них воинов-головорезов. В основном, это было связано не сколько с интеллектом сатанистов, сколько с возможностями некогда всесильного лидера дьяволопоклонников. Сатанисты смогли организовать отпор Северному Эмирату только по одной причине: на момент 2033 года у секты оставалось большое количество оружия, поступаемого через ганзейский союз.

Руководство Править

Изначально сатанистами, обосновавшимися в подземельях Китай-города, руководил сумасшедший старик Харон. После обрушения пещер, ослепшего Харона сменил его заместитель Коготь, а Харон, наоборот, превратился в его помощника и пособника сектантов.

Идеология поклонения Править

Рано или поздно кто-то из сатанистов начинает сомневаться в идее поклонения Дьяволу, поэтому Коготь, дабы удержаться в седле главаря и уж тем более — удержать при себе своих людей, одурманивает их псилоцибиновыми грибами, специально выращиваемыми Хароном. Чтобы как-то развлекать и подбадривать своих людей, Когтю приходится проводить регулярные жертвоприношения.

Заметки Править

  • На старых картах Метрополитена база сатанистов располагалась не на Тимирязевской, а на станциях «Волгоградский проспект» и «Люблино». Однако это было опровергнуто появлением романа «Тёмные туннели».
  • Сатанисты представлены основными врагами в игре Metro 2033 Wars.

Появление Править

Сатанисты появляются в романах «Тёмные туннели», «Рублёвка-2» и «Пифия-2», в также в игре Metro 2033: Wars. Упоминаются в романе «Метро 2033».

п • о • р

«Тёмные туннели»

Персонажи

Анатолий Томский • Михаил Корбут • Никита • Краб • Алексей Аршинов • Путевой Обходчик • Елена • Нестор • Сергей • Колька • Дмитрий • Максим • Артур • Григорий • Малюта • Клавдия Игоревна • Мишка • Крест • Харон • Коготь • Мобат • Жабдар • Михаил • Константин Григорьевич • Каретников • Иван • Цербер • Москвин • Иннокентий Вениаминович • Дед • Митрич • Митяй • Мамочка • Петька • Фёдор • Вячеслав • Рваный

Существа

Овчарки • Черви • Птеродактили • Жаба • Слизень • Шерстуны • Депутанты

Локации

Московский метрополитен: Гуляй-поле • Динамо • Белорусская (радиальная, кольцевая) • Маяковская (Яма) • Тверская • Проспект Маркса • Дзержинская • Тимирязевская • Молодёжная • Киевская • Краснопресненская • Библиотека имени Ленина • Водный стадион • Речной вокзал • Бауманская • Юго-Западная • Знамя Революции • ВДНХ • Проспект Мира

Организации

Гуляй-польская республика • Фермы и фактории • Четвёртый Рейх • Красная Линия (Мавзолей-2) • Организованная преступность • Ганза • Сатанисты • Люди-мутанты • Полис

Аномалии

Птицы Охотного ряда

Техника

Тачанки • Метропаровоз

Оружие

Калаш • РПК • ТТ • Револьвер

Вирусы

ГМЧ

Экономика

Патроны-деньги

Культура

Вестник Коммунистической партии Метро

События

Война в Московском метрополитене

Сергей Антонов • Илья Яцкевич • Леонид Добкач • Московские туннели • Вселенная Метро 2033

п • о • р

«Метро 2033»

Персонажи

Артём • Мельник • Хан • Бурбон • Туз • Ульман • Хантер • Михаил Порфирьевич • Ванечка • Русаков • Фёдор • Лумумба • Банзай • Марк Савёлов • Тимофей • Данила • Десятый • Антон • Олег • Павел • Александр Сухой • Пётр Андреевич • Андрей Аркадьевич • Кирилл • Женька • Борис • Никита Васильевич • Александр Каляпин • Ленка • Колян • Константин Алексеевич • Господин комендант • Арсений • Руслан • Лёха • Павел Николаевич • Попов • Ломако • Иоанн • Давид • Сергей Андреевич • Евгений Дмитриевич • Ивашов • Виктор Турманец • Старейшина • Сергеевич • Аркадий Семёнович • Катерина • Елена • Третьяк • Саныч • Жрец • Дрон • Вован • Шарап • Вартан • Делягин • Оганесян • Ломов • Коля • Леонид Петрович • Алексей Звонарёв • Виталик-Заноза • Мама Артёма • Михай • Анатолий • Стакан • Рыжий • Комбат • Пётр • Ахмед • Георгий Твалтвадзе • Валерий Логинов • Андрей Москвин • Яков Иосифович • Антон Петрович • Вася • Наташа • Кулак • Гром • Иван Михайлович • Выжившая

Существа и болезни

Чёрные • Птеродактили • Приезжие • Библиотекари • Лианы • Стражи • Собаки • Великий червь • Биомасса • Свиньи • Щенок • Карацюпа • Ракета • Пират • Пушок • Кошки • Чума

Локации

Московский метрополитен: ВДНХ • Алексеевская • Рижская • Ботанический сад • Проспект Мира (радиальная, кольцевая) • Сухаревская • Тургеневская • Китай-город • Кузнецкий Мост • Пушкинская • Тверская • Павелецкая (радиальная, кольцевая) • Добрынинская • Серпуховская • Сторожевая Башня • Полянка • Боровицкая • Арбатская (синяя, голубая) • Зал Заседаний • Александровский сад • Библиотека имени Ленина • Смоленская (синяя, голубая) • Киевская (синяя, кольцевая, филёвская) • Парк Победы • Славянский бульвар • Маяковская • Белорусская (радиальная, кольцевая) • Свиблово • Бабушкинская • Медведково • Площадь Революции • Чистые пруды • Авиамоторная • Площадь Ильича • Римская • Печатники • Дубровка • Кантемировская • Тульская • Нагатинская • Нагорная • Нахимовский проспект • Севастопольская • Полежаевская • Беговая • Улица 1905 года • Баррикадная • Октябрьское поле • Тимирязевская • Дмитровская • Савёловская • Сретенский бульвар • Трубная • Цветной бульвар • Университет • Проспект Вернадского • Юго-Западная • Воробьёвы горы • Третьяковская • Новокузнецкая • Войковская • Сокол • Аэропорт • Динамо • Курская
Метро-2: Д-6 • Совмин • Генштаб • Кремль
Москва: Ботанический сад • Павелецкий вокзал • Курчатовский институт • Великая Библиотека • Храм Христа Спасителя • Смоленский метромост • Останкинская телебашня • Улей Чёрных • Московский Кремль

Организации

Содружество ВДНХ • Ганза • Красная Линия (КГБ, Интерстанционал) • Организованная преступность • Техники • Изумрудный Город • Четвёртый Рейх • Конфедерация 1905 года • Сатанисты • Полис (Кшатрии, Брамины, Вайшьи, Шудры, Совет) • Орден (группа Мельника) • Первая Интернациональная Бригада имени Че Гевары • Свидетели Иеговы • Арбатская Конфедерация • Кришнаиты • Червепоклонники • Фермы и фактории • Антикоммунистическая коалиция • Невидимые Наблюдатели • Сталкеры

Аномалии

Голос труб • Кремлёвская звезда

Техника и Технологии

Моторизованная дрезина • Ручная дрезина • Машина Ордена • Смерч • Станционные часы • Поезда

Оружие

ТТ • Калаш • АПС • АК-47 • АКСУ • СВД • Печенег • ПМ • Коктейль Молотова • Дымовая граната • Ручной огнемёт

Снаряжение

Лазерный прицел • Прибор ночного видения

Экономика

Патроны • Шампиньоны • Грибной чай

Культура

Крысиные бега • Новости метро • Дневник выжившей

Предметы

Книга Прошлого • Книга Настоящего • Книга Будущего • Гильза Хантера

События

Мировой ядерный конфликт • Война в Московском метрополитене

Дмитрий Глуховский • Илья Яцкевич • Евангелие от Артёма • Вселенная Метро 2033

п • о • р

Организации и объединения Московского метрополитена

Основные государства

Ганза • Полис (Совет Полиса, Кшатрии, Брамины, Вайшьи, Шудры) • Орден «Спарта» (Группа Мельника) • Красная Линия (Красная Армия, КГБ, Интерстанционал, Коммунистическая партия, Политбюро, Красные следопыты) • Четвёртый Рейх (Национал-социалистическая партия, Гестапо, Штурмовой легион, Метромахт, Аненербе)

Второстепенные государства

Содружество ВДНХ • Организованная преступность • Арбатская Конфедерация • Фермы и фактории • Бауманский Альянс • Калининская Конфедерация • Конфедерация Печатников • Севастопольская ГЭС • Конфедерация 1905 года • Гуляй-польская республика • Первомайская Республика • Изумрудный Город (Группа Математика) • Митинское содружество • Содружество скавенских станций • Ясеневская община • Антиквары • «Европа» • Рязанская община

Объединения-станции

Техники • Троцкисты • Люди-мутанты • Вольный город Тушино • Северный эмират

Независимые, Транзитные, Жилые и Торговые станции

Павелецкая • Строгино • Крылатское • Сухаревская • Маяковская • Нагатинская • Медведково • Трубная • Цветной бульвар • Сретенский бульвар • Савёловская • Марьина Роща • Сходненская • Планерная • Белорусская • Лесопарковая

Религиозные объединения

Свидетели Иеговы • Червепоклонники • Сатанисты • Язычники • Кришнаиты

Прочие объединения

Антикоммунистическая коалиция • Сталкеры • «Тёмные»

Сатанисты

Общее название групп, культивирующих поклонение Сатане. Наиболее известной организацией является «Церковь сатаны» Э. Ла Вея. Радикальные сатанисты не раз обвинялись в совершении ритуальных убийств.

Чувство протеста — такое же неотъемлемое право человека, как чувство юмора. Чего больше в сатанизме? Пародии на общепринятые религиозные устои или прямого и злобного вызова? Сатанизм, наверное, плох хотя бы тем, что кто-то может принять его всерьез.

Очень тяжело описывать движение, которое столь многолико. Так и тянет удариться в философию и психологию, проанализировать христианские понятия «дьявол», «Люцифер», «Сатана», «демон», «бес». Все они имеют свои оттенки. Одно христиане считают очевидным — они олицетворяют зло, то, что толкает людей на плохие поступки, хочет сбить с пути истинного.

По мнению христианской церкви, с этого пути сбивали многие организации — собственно, все, кто был против официальной христианской доктрины. В первую очередь, язычники — с их поклонением человеку (а он, как известно, грешен), почитанием разнообразных (и не всегда благопристойных) богов, богинь, ду?хов и т. п.

Затем на эту же скамью подсудимых сели еретики, инакомыслящие, политические противники. Так, например, в сатанинских, антихристианских ритуалах обвинялись небезызвестные тамплиеры. В свидетельствах, которые выбивала из ответчиков церковь, были прямые указания на отрицание креста, икон. Все это обильно приправлялось отвратительными подробностями мужеложества, зоофилии. (Хотя, надо признать, что, например, вполне лояльное монашество демонстрировало в ту пору поведение и похлеще.)

Таким образом, особый интерес к дьяволу был проявлен церковью с одной очевидной целью — обосновать свою борьбу против «ведьм», «колдунов» и иже с ними. Так с сатанизмом стала ассоциироваться и магия, тайные, древние обряды.

Священники в своем рвении и создали настоящую демонологию. Это они спорили о том, сколько чертей помещается на кончике иглы, сколько слуг у дьявола, как они выглядят. Это они рисовали в своих трактатах совершенно поразительные существа, которые вызывали не только содрогание, но и известное любопытство.

Это любопытство проявило себя в появлении первых сатанинских кружков среди аристократов.

Мистические культы Средних веков и эпохи Возрождения с трудом можно назвать настоящими сатанистскими. Предшественниками современного сатанизма можно скорее назвать кружок мадам Ля Вуазьен во Франции в XVII веке и Клуб Адского Пламени под руководством Френсиса Дэшвуда в Англии в XVIII веке.

В этих организациях, скорее развлекательных, чем религиозных, проводились «черные мессы» по сценариям, описанным средневековой инквизицией, но имевшие общественно политический подтекст, более театральные действа, чем обряды. (Так что знаменитая сцена в «Анжелике» с жертвоприношением младенца описывает ритуал, реальность которого в истории еще не доказана.)

Очень большое значение для появления сатанизма имело оккультное возрождение в XIX веке, в частности появление мистических орденов нового типа. Вот эти-то масоны, новые тамплиеры, розенкрейцеры и т. д. и т. п. со своим непременным желанием «возродить» древние обряды (которые сами же частенько и выдумывали), со своими тайнами (а таинственность должна подразумевать какие-то не принятые в обществе и государстве действия), со своим культом смерти (масонская символика очень в этом смысле показательна) и предопределили во многом дальнейшее развитие сатанизма.

* * *

«Крестным отцом» современного сатанизма многие считают Алистера Кроули. Он был одним из многих магов конца XIX — начала XX веков, но его учение имело несколько оригинальных отличий.

Эдвард Алистер Кроули родился 12 октября 1875 г. в г. Лемингтон-Спа, графство Уорвикшир, Англия. Его родители были христианскими фанатиками, членами секты «Плимутское братство». Отец Алистера, Эдвард Кроули, пивовар и проповедник, умер, когда Алистеру было 12 лет. Алистер с детства получил библейское образование.

В 1895 г. Алистер Кроули поступил в Тринити-колледж при Кембриджском университете. Во время одной из экспедиций в Швейцарские Альпы он познакомился с «алхимиком» Джорджем Сесилем Джонсом, членом герметического Ордена Золотой Зари. Орден Золотой Зари был оккультным обществом, где изучали магию, каббалу, таро, алхимию, астрологию и другие дисциплины. Многое в практике Ордена было позаимствовано у розенкрейцеров. 18 ноября 1898 г. Алистер Кроули вступил в герметический Орден Золотой Зари.

Первый мистический опыт Кроули испытал в 1898 г. во время визита в Стокгольм. Он записал: «Во мне проснулось знание того, что я вовлечен в магические намерения становящейся сознательной и требующей удовлетворения части моей натуры, которая до того момента была, по существу, скрыта от меня. Это был опыт ужаса и боли, сочетавшийся с определенным душевным дискомфортом, и, в то же время, он представлял собой ключ к наиболее чистому и святому духовному экстазу, какой только возможен». Тогда же вышел первый сборник стихотворений Кроули — «Акелдама, или Место, где похоронены чужие».

В 1899 г. Кроули познакомился с Мак-Грегором Матерсом, главой Ордена Золотой Зари. Алистер купил большой дом на берегу озера Лох-Несс и переехал из Лондона на север Шотландии. В доме он оборудовал Черный и Белый храмы, в которых вместе с Сесилем Джонсом проводил различные ритуалы по книге мага Абра-Мелина, пытаясь вызвать демона Буэра — философа, исцелителя болезней и «повелителя 50 адских легионов». (Кстати, существует легенда, что Лох-Несское чудовище — это демон, вызванный Кроули.)

В 1900 г. в Ордене Золотой Зари произошел раскол. Кроули отправился в Париж, где Мак-Грегор Матерс принял его в Орден Красной Розы и Золотого Креста. Впоследствии Алистер Кроули становится масоном высшей, 33-й, степени, проводит эксперименты с магическим кристаллом, испытывает енохианскую магию, создает ритуал самоинициации и присваивает себе степень «Главного Адепта».

В начале века Кроули много путешествовал по Индии, Мексике и другим странам. Он участвовал в экспедиции в Кара-Корум, практиковал йогу и другие индийские учения.

В 1903 г. «Главный адепт» основал свой издательский дом «Общество по распространению религиозной правды». В августе того же года Алистер женился на Роуз Келли, сестре художника Джеральда Келли (впоследствии президента Королевской Академии искусств). Во время свадебного путешествия молодожены побывали в Каире, где Алистер Кроули написал свою основную работу — «Книгу Закона». После это Кроули организует еще одну экспедицию в Гималаи и путешествует по Китаю.

После возвращения в Англию в 1906 г. Алистер Кроули вместе с Сесилом Джонсом основал новый магический орден — Орден Серебряной Звезды.

В 1910 г. с Кроули связался Теодор Ройс, глава организации, основанной в Германии и называвшейся «Орден Восточных Тамплиеров». Эта группа свободных каменщиков высокого ранга утверждала, что открыла высшие секреты практической магии, которые изучались на высочайшем уровне. Кроули сошелся с ними во взглядах, порвал с Сесилом Джонсом и стал членом Ордена Восточных Тамплиеров. В это время он снова активно путешествует, занимается магической практикой в Сахаре, а в 1913 г. приезжает и в Москву, где пишет «Гностическую мессу» и «Книгу Лжей».

Первая мировая война застала Кроули в Швейцарии. Оттуда он уехал в Соединенные Штаты, где написал ряд астрологических работ. Он посвятил себя в степень Мага, Пророка Нового Эона (9-я, предпоследняя степень посвящения в Ордене Золотой Зари). Ритуал посвящения включал крещение жабы именем Иисуса Христа и ее распятие.

После смерти главы Ордена Восточных Тамплиеров в 1921 г. его место занимает Кроули, посвятивший себя в высшую магическую степень — «Совершеннейший». Орден становится независимым от франкмасонской организации.

В 1923 г. правительство Муссолини выслало Алистера Кроули из Италии. Кроули часто переезжает из страны в страну. После начала Второй мировой войны Кроули вернулся в Англию, где в 1944 г. опубликовал «Книгу Тота» и создал свое оформление карт Таро.

Алистер Кроули умер в Гастингсе 1 декабря 1947 г. По официальной версии — от бронхита. На его похоронах читались «Молитвы и гимны» из «Гностической мессы» и избранные места из «Книги Закона».

Вся жизнь этого человека живо напоминает рекламный плакат отечественного литературного героя Остапа Бендера: «Маг и волшебник Иоканаан Марусидзе. Любимец Рабиндраната Тагора. Состоится раздача слонов и материализация духов». Кроули был заинтересован, похоже, абсолютно во всех оккультных науках, он сам, в первую очередь, занимался созданием невероятных теорий. Кроме того, он известен как нонконформист — он протестовал против всего — против христианства, против своих колег — магов, масонов, алхимиков, против существующего государственного строя. Недаром он симпатизировал и раннему фашизму, и большевикам, и Ирландской республиканской армии. Он активно занимался тантрическими теориями и практиками, имел множество жен и подруг и зарабатывал большие деньги на продаже скандальной и мистической литературы.

Алистер Кроули «субъективизировал» магию. Если другие современные ему маги стремились к наукообразию своих трудов, то Кроули ценил прежде всего свое личное переживание. Он жил в своей собственной реальности, поэтому его произведения изобилуют мистификациями.

Во-вторых, он использовал в своей деятельности богохульные символы. Например, он называл себя Великим Зверем и приписывал себе число 666, очевидно апеллируя к образам Откровения. Скорее всего богохульство было ему нужно для поддержания скандальной славы и самовозвеличивания. Однако он создал прецедент использования сатанинских атрибутов в публичной деятельности.

Надо сказать, что сам Кроули всячески отрицал свою причастность к сатане, заявляя, что дьявола не существует. Но он хотел, чтобы в нем увидели воплощение сатаны, и он добился своего. Сами христиане делали Кроули рекламу. Именно они и придумали название новой религии — сатанизм. Во многом из-за ожидания христиан, их неверного понимания образа дьявола эта новая религия нашла свое воплощение в Церкви Сатаны.

* * *

Появление Церкви Сатаны тесно связана с деятельностью Энтони Шандора Ла Вея. Ла Вей родился в семье выходцев из Польши в 1930 г. С детства он проявлял артистические наклонности. Работал в цирке сначала музыкантом, а потом дрессировщиком. Некоторое время был криминальным фотографом. Играл на органе в ночных клубах. Он очень интересовался магией, собирал информацию о различных мистических течениях. В то же время, наблюдая ханжество современного ему американского «христианского общества», он стал сознательным противником христианства. В середине 50-х годов прошлого века Ла Вей начал читать еженедельные лекции по черной магии. Эти лекции привлекали множество людей. Из них впоследствии образовался магический кружок.

Ла Вей по-своему трактовал образ сатаны. Для него сатана был не противоположностью библейского Бога, а «духом прогресса, вдохновителем всех великих движений, причастным к развитию цивилизации и прогрессу человечества. Он — дух восстания, ведущего к свободе, воплощение всех освобождающих ересей». Этот «сатана» казался весьма привлекательным для множества людей, воспитанных в духе прагматизма и либерализма. Таким образом Ла Вей смог привлечь под свои знамена столько приверженцев, что стало возможным появление серьезной сатанинской организации.

Церковь Сатаны была основана Энтони Шандором Ла Веем 30 апреля 1966 г. в Сан-Франциско. По замыслу Ла Вея, Церковь сатаны должна была стать религиозной организацией принципиально нового типа — без веры, поклонения и догматов. Церковь Сатаны явилась первой официально действующей организацией сатанистов. Верховным жрецом новой церкви стал сам Ла Вей, делами организации заведовал Совет Девяти.

Церковь Сатаны сразу же привлекла внимание падких до сенсаций журналистов из многих стран мира. Поначалу Ла Вей пользовался этой возможностью сделать своей организации бесплатную рекламу — приглашал журналистов на ритуалы, давал интервью. Но потом шоу для любителей сенсаций были прекращены и Церковь Сатаны занялась серьезной работой.

В 1970 г. внутри Церкви было создано магическое общество — Орден Трапеции. Орден занимается магическими исследованиями, а также безопасностью Церкви Сатаны. Из числа членов Ордена Трапеции назначается руководство Церкви.

Численность организации Черного Папы (так иногда называли Ла Вея) росла, и в 1972 г. в ней были созданы региональные отделения, так называемые гроты. Теперь все мероприятия Церкви Сатаны на местах организовывали мастера гротов, они же поддерживали контакт с высшим руководством. Церковь Сатаны своей деятельностью опровергала слухи и домыслы о сатанистах, но это происходило не сразу. В ее ряды зачастую (особенно в первые годы) стремились различные дьяволопоклонники и просто желающие поучаствовать в черных мессах и оргиях.

В 1975 г. Энтони Л а Вей провел чистку своей организации от таких субъектов. Это вызвало недовольство многих членов Церкви сатаны, и группа под руководством Майкла Аквино вышла из Церкви и основала свою организацию — Храм Сета, которая возродила культ египетского бога Сета, отождествляя его с Сатаной.

В 80-е годы Церковь сатаны активно расширяла свою деятельность, открывая «гроты» в различных странах мира. Книги Ла Вея издавались на многих языках, возникали другие сатанистские организации, основывающиеся на философии Ла Вея.

После смерти Л а Вея в 1997 г. верховной жрицей Церкви Сатаны стала его подруга Бланш Бартон. Недавно, весной 2001 г., новым верховным жрецом Церкви Сатаны назначен Петер Гилмор, при этом Бартон сохранила пост верховной жрицы, и теперь руководство организацией они осуществляют совместно.

Долгое время продолжалась судебная тяжба между Бланш Бартон и дочерью Ла Вея Карлой. Касалась она права на руководство в ЦС, но еще более — прав на публикацию всемирно известных произведений Ла Вея.

Данные о численности Церкви Сатаны не разглашаются, но, по некоторым оценкам, сейчас она насчитывает около миллиона членов, приблизительно 20 тысяч из которых — американцы. Официальные представительства Церкви Станы расположены в 32 странах мира. Церковь Сатаны неоднократно предпринимала попытки открыть представительство и в России, но натолкнулась на бюрократические препятствия.

* * *

С точки зрения догматики, сатанизм — довольно бедный культ. В «Библии сатаны» во многом пересказывается книга Ницше «Антихрист». Впрочем, дальше риторики дело не идет. В принципе сатанистом может быть человек с любыми философскими воззрениями.

Из произведений Л а Вея не ясно, считает ли он сатану реальной личностью. Очевидно, для него это было не столь важно. Гораздо важнее для него имидж. Он постоянно использует пышные фразы, яркие образы, не заботясь о цельности своего учения.

Огромное значение для Церкви Сатаны имеют ритуалы. Основных видов ритуала три: проклятия, вожделения и защиты. Однако существует еще огромное количество дополнительных ритуалов, подражающих «черным» ритуалам прошлого или обрядам, вымышленным писателями стиля «фэнтэзи», например Лавкрафтом.

Несоответствие этих обрядов оригиналу никого не смущает, поскольку главное в сатанизме — зрелищность, яркость, а не истинность. Недаром Ла Вей был главным консультантом популярных голливудских фильмов ужасов. Несмотря на общепринятые представления, сатанизм Ла Вея не является чрезвычайно экстремистским культом. Его агрессивность скорее внешняя.

Сатанинская этика основывается на принципах «демократии» как ее понимают большинство граждан западных стран: каждый сам за себя. Среди основных правил этого культа — запрет воровства и убийства.

О деятельности традиционных сатанинских организаций в России известно очень немного. В начале 90-х годов было зарегистрировано несколько сатанинских организаций, издавался журнал «Василиск» и другая сатанинская литература, однако после принятия нового закона «О свободе совести» они были запрещены.

Среди сатанинских культов часто называют группы «Южный крест» и «Черный ангел». Всего в одной Москве насчитывают около 15 сатанинских сект. (А в США — 1100.)

* * *

Кроули, Ла Вей и некоторые другие писатели поспособствовали появлению моды на сатанизм. Не меньшую роль здесь сыграло и влияние рок-музыкантов, которым нестандартные и экзотические верования, похоже, давали вдохновение.

То, о чем в книгах было сказано мягко, становилось тверже, углы обострялись, молодые и не очень молодые люди хотели в точности воспроизвести описанные ритуалы. Так возникали и возникают организации как безобидные, так и не очень. Для того чтобы пересказать все уголовно наказуемые деяния, которые приписываются сатанистам, не хватит страниц этой книги.

Во-первых, это многочисленные случаи ритуальных убийств. В основном, даже радикальные сатанисты предпочитают использовать для жертвоприношений изображения, куклы, фотографии, наконец, животных. Но своих сумасшедших в таких сектах, конечно, хватает. Кстати, зачастую убийства «на ритуальной почве» напоминают банальную бытовуху, лишь косвенно связанную с культом. Сын убил мать, которая требовала, чтобы он прекратил встречаться со своими странными друзьями, мальчики перерезали горло однокласснику, который насмехался над ними. Настоящие запланированные жертвоприношения во время «черных месс» встречаются редко.

Пожалуй, наиболее известные убийства совершил эпатажный музыкант Чарльз Мэнсон. Он объявил себя Иисусом-Сатаной, создал передвижную общину своих последователей. В августе 1969 г. Мэнсон с соратницами зарезали на даче у режиссера Р. Полански актрису Ш. Тейт и еще нескольких человек. Вскоре было совершено еще одно массовое убийство. Мэнсон почитается героем среди некоторых сатанистов и просто радикально настроенной молодежи и по сей день. На самом деле, первое убийство было совершено им во время скандала из-за денег (Мэнсон требовал финансовой помощи от знакомого, а тот отказывался). По подозрению в этом преступлении был задержан соратник Мэнсона. Иисус — Сатана для того, чтобы показать полиции, что его заключенный друг не связан с убийством, продолжил серию. Так что религиозность и принципиальность мотивов данных преступлений можно подвергнуть серьезным сомнениям.

Во-вторых, радикальные сатанисты связаны с осквернением могил. Известен, например, случай на Никольском кладбище Александре-Невской лавры, где были повалены гранитные надгробия кавалеров ордена Александра Невского.

Кроме того, это мелкое и часто наивное хулиганство вроде надписей на стенах («666», «сатана» и т. д.).

Сатанинские ритуалы проводятся по-разному, но есть ряд характерных черт. Во-первых, конечно, все происходит ночью. Могут использоваться квартиры адептов, подвалы, открытые пространства. Сатанисты любят облачаться в черные балахоны с капюшонами, использовать черные свечи, совершать экстатические танцы. Это, по идее, должно привлекать в мир энергию, хотя не все, наверное, об этом задумываются. Наиболее последовательные сатанисты могут ставить на алтарь голую женщину. (Описание такого ритуала было взято из «Сатанинской Библии». На самом деле, Церковь Сатаны использовала такой прием едва ли не единственный раз — на годовщину смерти Л а Вея, в знак преклонения перед его идеями.)

Менее безобидным является активное богохульство, осквернение христианских святынь и украденного в храмах причастия. Вообще, некоторые шутники полностью выворачивают наизнанку многие христианские догмы. Это, в общем-то, несложно. Вот, например, молитва (просим простить нас верующих): «Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя твое на небесах. Как это есть на земле. Дай нам этот день нашего экстаза. И предай нас злу и искушению. Ибо мы — твое царство».

Сатанисты уделяют большое значение символике, в которой главную роль играет «пентаграмма» — перевернутая пятиконечная звезда с мордой козла внутри. Праздниками, в первую очередь, считаются дни рождения (культ человека, как и у Энтони Ла Вея для сатанистов остается не менее важным, чем культ Сатаны), дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего солнцестояния.

Очень важны обряды посвящения (кое-где во время инициации даже пьют кровь убитых животных). При этом разрабатывается и многоступенчатая система иерархии.

* * *

В литературе можно встретить утверждение, что упреки сатанистам в том, что они поклоняются злу, некорректны, ибо они не делают различий между добром и злом. Позволим себе с этим не согласиться. Скорее всего, большинство сатанистов имеют такие же, в принципе, представления о добре и зле, как и все окружающие. Поэтому-то они сознательно поклоняются именно злу — в этом изюминка культа. А ведь даже шуточное поклонение злу не всегда безопасно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Определения терминов «секта», «культ» и НРД

С экклезиологической (экклесия — греч. «церковь») и гностической (гнозис — греч. «знание») точки зрения сектой является всякая религиозная организация все истинной Церкви Христовой, т.к. обладает только частью, небольшим сектором (sector) истины, и при этом полностью лишена Богоприсутствия — «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф.5:23). Вся полнота Богоприсутствия и содержания истины о Боге и спасении только в Христовой Церкви — «…Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), которой и является Православная Церковь.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

***

К сожалению, до сих пор не существует единого определения такого понятия, как «секта» (1), правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции, так как сектоведение не относится к тем наукам, которые носят экспериментальный характер. Поэтому в сектоведении, как в философии и религиоведении, огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.

Наиболее популярными подходами к пониманию проблемы сектантства можно назвать следующие: подход внеконфессионального религиоведения (атеистического по своей сути); подход конфессионального богословия (православного, католического, протестантского); психологический и социологический секулярные подходы.

Подход внеконфессионального религиоведения

Так сложилось, что в большинстве вузов нашей страны религиоведение преподают бывшие специалисты в области марксизма-ленинизма, после крушения советской идеологии быстро перепрофилировавшиеся на преподавание нового для них предмета. В их подходе чувствуется влияние коммунистических представлений о «классовой борьбе» между традиционными Церквями и сектами: «Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направления» (2).

Данное определение, на наш взгляд, страдает излишней обобщенностью. Приняв его, можно было бы отнести к числу сект все протестантские конфессии. Практического значения, с точки зрения православного богословия, данное определение не имеет.

>***

Подход конфессионального богословия (теологический подход)

В западном протестантизме используется два термина – «секта» и «культ». Термин «секта» не имеет на Западе негативного значения и ряд ответвлений протестантизма (например, некоторые баптисты) называют себя сектантами открыто, вкладывая в этот термин положительный смысл, в то время как понятие «культ» там имеет сейчас ярко выраженную негативную окраску: «Понятие «секты» обычно относится к группам диссидентов, отделившихся от другой, как правило, традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем намерении возродить верования или обычаи, которые, по их мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых конфессия впоследствии отошла), в то время как «культ» – это маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной религией и культурой менее очевидны, которая зачастую исповедует вероучение, не основанное на христианстве и иудаизме, и которая часто находится под непосредственным руководством единого харизматического лидера» (3).

Большой популярностью среди протестантских апологетов пользуется известный протестантский богослов Уолтер Мартин. В своей книге «Царство культов» он приводит следующее определение понятия «культ», дополняя определение этого термина доктора Чарльза Брэйдена: «Культ – 1) это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов; 2) это сообщество людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии» (4).

Использование термина «культ» в православном сектоведении представляется нежелательным, так как в его рамках данный термин имеет другое значение и почти не несет негативного смысла.

В католической литературе можно встретить два понятия: «секта» (может быть христианского и нехристианского происхождения) и НДР – «независимое религиозное движение». К сектам (правда, к разным типам сект) относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы, что представляется не совсем корректным. Под «независимыми религиозными движениями «понимаются группы с синкретическим учением.

В современном Православии (5) чаще всего используют понятие «тоталитарная секта», которое ввел профессор церковной истории А.Л.Дворкин: «Тоталитарная секта — это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам» (6).

Сейчас в Православии предмет сектоведения находится в стадии становления, идет процесс изучения современного сектантства и выработки его богословской оценки.

Вот что, в частности, пишет о сектах современный православный богослов диакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции»: «Сектантской… является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей.

При этом нужно сделать два уточнения:

Первое: нужно уточнить, что чётких границ Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе. …

Второе необходимое уточнение: не являются сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в противостоянии ему. Однако являются сектами необуддизм и неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить неевангельскую религиозность и утверждающие себя уже в очевидной и неизбежной полемике с христианством…

Еще один признак, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции (сам по себе достаточный, хотя и не необходимый), это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые религиозная группа не считает нужным публично раскрывать» (7).

Можно ли православным богословам вместо термина «секта» использовать термин «ересь»? Термин «ересь» отражает лжехристианское вероучение группы, в то время как понятие «секта» имеет более широкое значение. В него входит и структура организации, и методы психологического воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия жизни. Поэтому, на наш взгляд, будет более корректно использовать эти два термина одновременно в тех случаях, когда мы говорим о вероучениях псевдохристианских сект, и не использовать понятие «ересь» вообще, если разбираем языческие направления сектантства.

Психология деструктивной религиозности:

  • Проблемы раскрытия убийств, совершённых тоталитарными сектами — Вера Абраменкова
  • Путь в экстремисты вымощен словами о любви — Татьяна Решке
  • Что такое деструктивная секта — Пси-Фактор
  • Признаки религий, сект и тоталитарных сект — Олег Заев
  • Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. — решение психологических проблем людей после выхода из сект… — Маргарет Сингер
  • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин
  • Контроль сознания и феномен культа — Стивен Хассэн
  • Феномен деструктивных культов и контроля сознания — Евгений Волков
  • Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) — Евгений Волков
  • Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах — Евгений Волков
  • Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа — Артём Григорян
  • Новейшие секты в странах СНГ — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Психологические особенности сектантства — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе — Вера Целикова
  • Методы религиозных культов — Пси-Фактор
  • Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию — Елена Лещинская
  • Как стать лидером культа — Элиот Аронсон, Энтони Праткин
  • Почему люди тянутся в тоталитарные секты — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Иерархия тоталитарной секты: «Живые боги» и администраторы, или Власть и Деньги — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Как противостоять вербовке в тоталитарную секту — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости — Николай Орел
  • Классификация сект — Пси-Фактор
  • Психодинамика сект — Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
  • Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) — Игорь Молчалин
  • К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах — Михаил Балакин
  • К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект — Михаил Вершинин
  • Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности — Михаил Вершинин
  • Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп — Михаил Вершинин

Психологический подход

Психологический подход характеризуется оценкой влияния секты на психологическое здоровье личности. С ее точки зрения, важны не верования секты, а методы вовлечения, удержания и последствия пребывания в секте для психологического и психического состояния адепта.

Знаменитый исследователь культов, в прошлом последователь секты Муна, психолог Стивен Хассен, предложил следующую трактовку термина «культ»: «Деструктивный культ (8) – это любая авторитарная иерархическая организация, которая практикует: 1) обманную вербовку; 2) прибегает к использованию контроля сознания (9), чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине»(10).

Сегодня на Западе пользуется большой популярностью определение, предложенное психологом, адъюнкт-профессором Университета Калифорнии в Беркли Маргарет Тейлер Сингер. В своем определении она исходит из понятия культовых отношений: «Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности» (11).

В практике православного сектоведения психологический подход может иметь только ознакомительное и вспомогательное значение, так как имеет слабые стороны. Цель жизни православного христианина – обожение, жизнь в Боге, спасение души. Западная психология, светская по своей сути, не затрагивает этих вопросов. Для православного христианина главный вопрос заключается не в том, что сектант нарушает принятые социальные нормы общества, а в том, что он губит свою душу, исповедуя сектантские лжеучения. Поэтому задача, стоящая перед православным миссионером, заключается не только в том, чтобы вызволить человека из секты, но и в том, чтобы помочь ему прийти к Богу.

Социологический

Определения термина «секта» в рамках социологического подхода основаны, главным образом, на той роли, которую секты играют в социуме. Одним из первых социологов, попытавшихся определить понятия «секта» и «церковь», был Эрнст Трёльш ( 1931 г .). Его определения строились на массе мелких признаков и показателей, поэтому были малопригодны на практике.

В 1966 году Томас О’Ди (12) предложил следующее разграничение между понятиями «церковь» и «секта» (13):

Церковь

Секта

Членство по праву рождения.

Отмежевание от общества в целом и удаление от скверн мира, его ценностей и институтов.

Формализованные средства благодати, церковная иерархия, догмы.

Дух возрождения.

Открытая социальная структура, часто основанная на национальном или этническом принципе.

Закрытая социальная структура.

Стремление обратить всех.

Членство – результат обращения. Добровольное членство.

Стремление приспособиться к обществу, его институтам и ценностям.

Строгая, часто аскетическая этика.

Как видно из таблицы, согласно подходу О’Ди, все христианские конфессии автоматически превращаются в секты, а секты становятся «духовной элитой». Такую позицию нетрудно оспорить, исследовав вклад в культуру, науку, искусство традиционных Церквей и сравнив его с результатами деятельности сект. Единственное, что можно здесь добавить: ни один христианин данную систему признать не может.

В качестве примера раскрытия понятия «культ» в рамках социологического подхода можно привести определение, предложенное американским ученым Джанджей Лалих, которое опирается на исследования известных западных социологов – Роберта Джея Лифтона и Бенджамина Заблоки: «Культом можно назвать слабо связанное социальное движение, которое поддерживает единство с помощью общего подчинения харизматическому лидеру. Он (культ. – В.П.) содержит трансцендентную идеологию (часто, но не всегда религиозную по своей природе) и требует высокого уровня преданности культу от его членов в словах и делах» (14).

Как видим, социологическое определение в деле православной миссии среди сектантов не может иметь практического применения и значения, так как ничего не говорит о вероучительных основах групп.

В практической антисектантской деятельности мы зачастую сталкиваемся с необходимостью иметь комплексное определение, включающее в себя как теологические, так и социально-психологические признаки сект. Мы бы определили термин «секта» следующим образом:

Секта – это авторитарная религиозная организация, имеющая руководящую иерархию, которой свойственны следующие признаки:

– исповедание своей «богоизбранности» и «уникальности» в противостоянии традиционным религиям;

– создание собственной интерпретации смысла Библии (или иных веропологающих религиозных источников традиционных религий) вне толкований исторически сложившихся богословских школ;

– активное применение методов манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них основных жизненных ценностей на узкогрупповые ценности, исповедуемые данной организацией;

– создание психологической зависимости человека от организации и ее лидеров;

– сокрытие информации о своих вероучениях и практике, объясняемое их внутренней «сакральностью».

Завершая тему, необходимо сказать несколько слов об использовании понятия «нетрадиционное религиозное движение», к которому прибегают в основном в политических целях для декларации так называемой религиозной толерантности к сектам. Его использование в рамках православного подхода к проблеме нежелательно, так как оно не раскрывает сути предмета, создавая иллюзию смысловой тождественности традиционных Церквей и сект, усматривая отличия между ними лишь в продолжительности их существования. Такой подход в корне неверен: секты неприемлемы для православного человека не потому, что они появились на свет позже, чем Православная Церковь, а потому, что они проповедуют «иного Христа» (Мф.24:23-28) , «иное Евангелие» (Гал.1:6-8) и фактически подводят людей к служению «иным богам» (Иер.25:6) . Церковь же борется отнюдь не с сектантами: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Деятельность сект губительна для души. Бог же «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4) . Поэтому можно говорить о личной терпимости к сектанту, но не к самому движению, несущему ложное учение, исповедание которого ведет к вечной погибели.

Виталий Питанов

Апологет

Использованная литература

1. Sequi (лат.) – идти вслед за кем-либо; secare (лат.) – срезать, отсекать, разделять. См.: Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, братство во имя князя Александра Невского. 2000. С .35.

2. Основы религиоведения . М ., ВШ , 1994. С . 60.

3. Timoty Miller. Introduction. America ‘s Alternative Religions, ed. 1995. Albany , NY : State University New York Press, P.1.

4. Уолтер Мартин . Царство культов. СПб., Логос, 1992. С. 11.

5. Подробно позиция РПЦ и подходы к решению проблемы сектантства будут рассмотрены в работе далее.

6. http://www.religio.ru/news/6789.html

7. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отчий Дом, 1997. Т.1. С. 70.

8. Здесь термин «культ» употребляется как синоним слова «секта».

9. Далее в работе теория контроля сознания будет разобрана подробно.

10. Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск- Москва, Харвест АСТ, 2001. С . 444.

11. Singer Margaret Thaler and Lalich Janja. Cults in our mindst. San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. Р . 7.

13. Западная социология стоит на просектантских позициях, активно участвуя во всех судебных процессах, в которых затрагиваются интересы сект. В данной работе будет приведена информация о различных подходах к сектантству.

Сатанизм и примыкающие к нему культы

Церковь сатаны
Церковь Сайентологии («Дианетика»)
Орден друзей Люцифера
Международная Ассоциация Люцифериан «Кельтско-Восточного обряда»
Зеленый Орден
«Черный Ангел»
«Южный Крест»
Центр «Юнивер»
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Международное Общество Друидов

Последователи сатанинского культа могут быть подразделены на несколько типов:

Первый тип — «самостоятельно изучающие любители». Как правило, это те, кого сатанизм привлек через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, популяризирующие обряды и атрибутику сатанизма и через другие доступные источники. «Любитель» обычно не связан с организованной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные «группы любителей».

Второй тип — «психопатические сатанисты». Это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и др., которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне «облагораживает» их патологические отклонения и придает им идейную, ритуальную окраску. Первые два типа иногда частично сливаются.

Третий тип — «религиозные сатанисты». состоит из уже сложившихся структурированных групп, таких, как «Российская церковь сатаны», «Южный крест», «Черный ангел» и др.

Четвертый тип — «черные сатанисты», представляет собой тайные малочисленные группы, состоящие, преимущественно, из потомственных адептов сатаны, серьезно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане. Они не афишируют своей деятельности и не заняты прозелитизмом. Имеется крайне мало прямых данных о существовании таких групп. К этой группе можно отнести «Черную графиню» (Москва), «Верховную жрицу» (Брянск), верховную жрицу «Черного ангела», несколько семей в Санкт-Петербурге, руководителей «Южного креста» и др. Интересно, что некоторые «черные сатанисты» весьма скептически относятся к адептам сатанинских сект третьего типа, считая их деятельность «детскими играми» и «баловством».

Представители всех вышеперечисленных типов несут ответственность за случаи ритуального насилия, являются социально опасными.

Расспространению и утверждению сатанизма способствует развитие рок-«культуры» и особое направление в кино «фильмы ужасов».

Имя сатаны не различных языках звучит по-разному: Шайтан — на арабском, Сет — на египетском, Акума — на японском, Дев — на персидском, Пувкка — на валлийском, поэтому к сатанинским культам можно отнести все культы, поклоняющиеся божкам с такими именами.

В Европе пик увлечения сатанизмом наблюдается в середине XVII в., причем в достаточно высоких светских кругах. В качестве жертв на черные мессы сатанистов в то время «поставлялись» многие сотни младенцев. Тогда же были детально разработаны основные сатанинские обряды.

Идейным вдохновителем современных сатанистов считается выпускник Кембриджа, оккультист и автор ряда «магических» книг Алистер Кроули (1875-1947), считавший, что «сатана — не враг человека, а Жизнь, Свет и Любовь», именовавший себя зверем Апокалипсиса и обучивший многих учеников. Алистер Кроули широко использовал практику йоги и буддийские тантрические обряды, бывал в Китае и Гималаях. Произведения этого английского мистика, симпатизировавшего Гитлеру, легли в основу многих сатанистских культов, включая самую крупную организацию — церковь сатаны. Кроме того, из учения А.Кроули очень многое почерпнул для создания церкви сайентологии ее основатель Рон Хаббард.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов «кельтско-восточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды и др.

Особняком от культов явно сатанистской направленности, но, тем не менее, доктринально тесно с ними связанные, стоят Церковь Сайентологии Рона Хаббарда, Центр «Юнивер» и целый ряд оккультных сект и так называемых «целителей» и колдунов, прикрывающихся различными названиями, а в сущности, по оценкам экспертов из МВД РФ, являющихся сатанистскими. Примыкают к сатанистам и неоязыческие движения, а также последователи Карлоса Кастанеды и Порфирия Иванова.

Каждый союз сатанистов построен по принципу строгой пятиступенчатой иерархии. Высший орган — совет. Часто на верхние уровни выбирают женщин.

Сатанистские культы особенно распространены в США и Англии, в которых расположены мировые центры сатанизма, а также в Норвегии, Швеции и др. странах Западной Европы.

Первые сатанистские группы появились в СССР в начале 1980-х годов. Всплеск увлечения сатанизмом в определенных кругах неформальной молодежной среды наблюдается после начала перестройки. На сегодняшний день в одной лишь Москве насчитывается около 15 сатанинских сект. Самые крупные из них — «Черный ангел» и «Южный крест». Точная численность адептов и интересующихся неизвестна. В последние годы в России отмечена повышенная активность этих сект. Они проникают в высшие учебные заведения, например, в МГУ, снимают ночами элитные рестораны, клубы ( в первую очередь секс-клубы) и кафе, охотно дают интервью журналистам.

Доктрины сатанистских культов.

Сатанистские культы — это наиболее дикая и криминогенная разновидность деструктивных культов даже на фоне других тоталитарных сект. Здесь растление адептов достигает наивысшей степени.

«Мораль» сатанистов базируется не только на отрицании, но и на полном извращении христианских жизненных ценностей. Все основные православные обряды и молитвы имеют у сатанистов варианты, противоположные по смыслу, но схожие по форме. Наиболее наглядно противостояние культа сатаны христианству проявляется в обрядах нынешних дьяволопоклонников. Самый впечатляющий из них — черная месса, во время которой подвергаются хуле и осмеянию священные символы христианства, например, крест. Устраиваются, как и в средние века, шабаши, проводимые в лесу или на пустынной равнине.

Основа культа сатанистов — принесение жертвы. Настоящая жертва для них — не убийство как таковое, а смертные муки живого существа. Выбор жертвы прост. Это любой из тех, кто поступил с сатанистами, с их точки зрения, неправильно или серьезно нарушил их спокойствие. Вместо настоящей жертвы иногда может быть использован ее образ: кукла, фотография, рисунок, письменное или словесное описание. Над ним осуществляются магические действия. В жертву часто приносятся животные. Также активно применяются наркотические и психотропные вещества, налажено взаимодействие с наркомафией.

По поводу жизни после смерти у сатанистов весьма неопределенные высказывания на уровне «все будет хорошо». Некоторые секты уверены, что им достанется вечное блаженство мучить своих врагов и иные формы удовлетворения их эго. Они считают, что наступает новая сатанинская эра.

У сатанистов применяется специальный магический алфавит и язык, называемые енохианскими.

Одной из самых распространенных книг у сатанистов, отражающей основные концепции их деятельности, является «сатанинская библия» (или «Черная библия») Антона Шандора Ла Вея, предводителя американских черных магов, написанная им в 1968 г., в которой «есть сатанинские мысли и высказаны они с сатанинской точки зрения».

Сатана, считает Ла Вей , прозванный многими из своих последователей «Черным Папой», является концентрацией всех темных сторон человеческой натуры. «В каждом из нас сидит сатана, и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанистское начало, заключенное в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний», — утверждал Ла Вей.

«Загробной жизни не существует, по крайней мере райской.- констатировал он .- Поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями. Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давным-давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами».

Сама книга была построена как антипод настоящей Библии:

«Благословен тот, кто разбрасывает врагов своих, ибо они сделают из него героя — проклят тот, кто творит благо глумящимся над ним, ибо будет презираем!»;

«…прокляты покорные и смиренные праведники, ибо они будут раздавлены парнокопытными».

«как ни стучите в дверь — не отворится вам, поэтому выбивайте дверь сами»;

«Возлюби врагов своих и твори благо тем, кто ненавидит и злоупотребляет тобою — разве не есть сие презренная философия льстивого пса, который катается на спине, когда его бьют? Так ненавидь же врага своего от всей души и всего сердца,… и если кто-нибудь ударит тебя по щеке — дай ему как следует по другой»;

«Да будут прокляты кроткие, ибо они наследуют угнетение»;

«Да будут блаженны сильные, ибо они будут владеть землей».

Вся книга написана очень продуманным и изощренным стилем и ориентированна на потенциальных членов культов. Цель ее не в том, чтобы сразу привести читающего к явному поклонению сатане, но заронить в его душу и разум лживые семена сомнения: «То, что вы здесь увидите, быть может, не всегда будет вам по вкусу, но, главное, — вы увидите!».

Криминальный характер сатанистских культов.

Регулярно в средствах массовой информации появляются сообщения о жестоких преступлениях с участием адептов различного рода сатанистских культов. Сексуальные оргии, растление малолетних, издевательства над животными, осквернение могил, гробокопательство — вот далеко не полный список их деяний. После служб сатанистов органы милиции находили в этих местах повешенных, квалифицируя это как самоубийство. В целом правоохранительные органы предпочитают не связываться с сатанистами, действуя лишь в вопиющих и ставших известными случаях. По информации МВД РФ, сатанисты тщательно изучают уголовное и иное законодательство России, заранее готовясь к противодействию правоохранительным органам. Для осуществления тяжких преступных деяний сатанисты нередко стараются использовать психически больных людей.

Вот некоторые из криминальных случаев:

  • ритуальное убийство в 1993 г. в Оптиной пустыни трех монахов;
  • в целом с 1988 г. ритуальными способами (объяснимыми с точки зрения современной медицины психическими отклонениями) убиты несколько видных священнослужителей Русской Православной Церкви;
  • в 1994 году в г. Фрязино Московской области сатанисты на ступенях православного храма водрузили крест с распятой собакой и вывесили окровавленную простыню с богомерзкой символикой и с угрозой «ждите нас»;
  • ритуальное убийство 16-летней девушки сатанистами в г.Канск Красноярского края (1995 г.);
  • ритуальное убийство-жертвоприношение мальчика в г.Брест в октябре 1995г.;
  • принесение в жертву сатанистами молодой девушки из Санкт-Петербурга (1996 г.);
  • поджог православного храма в г.Заславль в октябре 1996 г.;
  • в США только в штате Огайо сатанисты ежегодно приносят в жертву 5 новорожденных. Всего же, по данным Интерпола, в странах Запада каждый год вскрывается до 100 подобных случаев.

Обычным, нравственно не искалеченным людям трудно поверить, что сатанинские секты — реалии наших дней. Однако это — факт, который необходимо принимать во внимание сотрудникам государственных органов и, прежде всего, правоохранительных ведомств при раскрытии убийств, совершенных по непонятным мотивам (особенно в отношении христиан и их сторонников) или розыске пропавших людей (в том числе младенцев).

По данным спецслужб, сейчас в Москве насчитывается около 15 сатанинских сект.

По данным российских спецслужб, в том числе ФСБ России, на сегодняшний деньтолько в Москве насчитывается около 15 сатанинских сект. Самая крупная и известная из них — «Черный ангел» — былаобразована в 1974-1975 гг. в Москве и Твери.

В 70 гг. сатанизм распространился на все крупные города бывшего Союза.Более или менее крупные группы сатанистов появились в начале 80-ых.

Группы сатанистов построены по принципу строгой пятиступенчатой иерархии с высшим органом — советом. Часто на верхние уровни выбирают женщин. Точными данными о численности сатанистов никто не обладает, но специалисты предполагают, что в России количество последователей сатанизма не менее нескольких тысяч.

В последние годы, по данным источников в правоохранительных органах, в России отмечена повышенная активность криминогенных сект. Они проникают в высшие учебные заведения, охотно дают интервью. Правоохранительным органамизвестны места сбора сатанистов: это подобие храма в промышленной зонемикрорайона Медведково, одна из баз в Подмосковье, кафе на Кузнецком мосту,стройка вблизи Большого театра, а также Лубянская площадь.

По данным столичного ГУВД, 28 июля 1999 г. сотрудниками службыкриминальной милиции УВД Западного округа были задержаны двое участниковсекты сатанистов, которые в ночь на 8 октября 1998 г. совершили поджогчасовни великомученицы княгини Елизаветы на территории Рублевскогопоселкового кладбища.

В 2000 г. в Москве на станции метро «Арбатская» сотрудниками Московского уголовного розыска был задержан лидер сатанинской секты «Черный дракон». При обыске у него был изъят револьвер иностранного производства, а дома — ряд ингредиентов для изготовления взрывных устройств. Задержанный лидер секты и его последователи намеревались во время одного из христианских праздниковсовершить взрыв и поджог одного из храмов на территории Москвы.

По данным столичных правоохранительных органов, сатанинские секты регулярно покупают на Птичьем рынке животных и используют их для жертвоприношений. Пока все попытки оперативников установить и задержать преступников успехомне увенчались из-за того, что деятельность сект законспирирована.

Секты сатанистов составляют угрозу общественной безопасности и за рубежом.Только в течение 1989 г. и в начале 90-ых годов в Западной Европе, США иКанаде было совершено более ста убийств в сектах, связанных с культомсатаны.