Самоконтроль это в психологии

Содержание

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

В жизни каждого человека бывали ситуации, когда эмоции мешали сконцентрироваться, из-за волнения не получилось остроумно ответить собеседнику, злость путала мысли. Наличие внутреннего самоконтроля обеспечивает холодный ум практически в любой ситуации, что является гарантией успеха в любом деле.

Эмоциональный контроль

Определение самоконтроля

Самоконтроль это способность сконцентрироваться на задаче и использовать внутренние ресурсы организма максимально эффективно, невзирая на внешние раздражители.

Определение и понятие в психологии

Самоконтроль это в психологии совокупность мыслительных процессов, позволяющих перманентно анализировать свое поведение, контролировать действия и собственное психическое состояние. Совершенство самоконтроля, прежде всего, включает в себя абсолютное понимание своей природы, недостатков и сильных сторон характера.

Внимание! Одно из направлений развития – искоренение вредных привычек, используя только силу воли, не позволяя себе терять самообладание.

Виды самоконтроля

Термин самоконтроля, с точки зрения социологии, рассматривается как аналитический процесс, ищущий сходства личных действий с общепринятыми идеалами. Педагогика не берет во внимание отношение к обществознанию и делит самоконтроль на два вида:

  • непосредственный;
  • опосредованный.

Непосредственный является естественным видом, не зависящим от знаний или стремлений личности, происходит естественным путем, без привлечения мотиваторов, оценочных суждений и сравнительных условий. Как правило, осознается индивидуумом по факту завершения пережитой ситуации и становится итогом сложившего мнения о самом себе.

Опосредованный вид является принудительным, развивается в результате искусственного обращенного внимания на свои повседневные действия, с целью определить характер поведения с фиксацией результата для дальнейшего анализа и коррекции.

Внимание! Степень заинтересованности человека своим развитием заложена во врожденном непосредственном виде самоконтроля.

Что влияет на самоконтроль человека

Сила воли является основополагающим компонентом самоконтроля личности. Умение концентрироваться на необходимых вещах, игнорируя собственные чувства, желания и даже инстинкты – результат обретения крепкой воли, которая с рождения дается человеку незрелой. Взрослея, каждый развивает эту черту характера насколько хватает способностей, желания и необходимости.

Внимание! Крепость силы воли имеет генетическую наследственность. У безвольного родителя очень редко рождается волевой наследник. Прилагая усилия, можно превзойти генетику и улучшить ее для своего потомства.

Тренировка силы воли

Самоконтроль в психологии принято считать торжеством рефлекторного мышления над импульсным. Сложность обретения такого умения заключается в том, что инстинктивно в каждого заложен импульсный тип поведения. Это значит, что на любой раздражитель в мозгу человека образуется первая моментальная реакция, которая по своей природе очень эмоциональна. Рефлекторный тип мышления срабатывает гораздо позднее и основывается на жизненном опыте и приобретенных знаниях.

В качестве примера можно привести внезапную встречу человека с крупной собакой на пустынной улице. Первая импульсная реакция – бежать. Но, если человек сумеет не растеряться и вспомнить, что бегать от собак небезопасно, он найдет в себе моральные силы идти дальше, не совершая резких движений, или вовсе остановиться и ждать, пока собака ни уйдет.

Как улучшить навык самоконтроля

Уровень самоконтроля – величина непостоянная и поддается коррекции, если прикладывать достаточное количество усилий.

Анализ последствий

Для совершенствования себя необходимо детально разбирать каждую значимую ситуацию прожитого дня. Особенно это важно, если были какие-то спорные или конфликтные моменты. Нужно постараться подробно вспомнить каждую мелочь, чтобы дать оценку своим поступкам и словам, после чего мысленно откорректировать собственное поведение и запомнить полученный результат. В следующий раз, когда случится подобное, человек уже сможет, не поддаваясь волнению и панике, действовать спокойно и уверенно.

Правильная мотивация

Обучение любому ремеслу проходит гораздо успешнее, если процесс приносит удовольствие. Для достижения результата нужно правильно себя заинтересовать. Способность превратить важное дело в хобби может сделать счастливым любого человека. Преуспевая в своей деятельности, личность обретает гораздо больше душевных сил для развития самоконтроля.

План действий

Беспорядок даже в мыслях не способен привести к результату. Абстрактные желания развивать себя так и останутся желаниями, если их не определить во временные рамки со строго ограниченными сроками. Лучше всего завести блокнот самосовершенствования, в котором будут расписаны задания по дням недели, месяцам или часам, в зависимости от долгосрочности каждого.

Дисциплина и режим

Понятие самоконтроля тесно связано с внутренней культурой человека. Если дать себе удобный и продуктивный распорядок дня, который будет сочетать грамотно распределенную нагрузку и время для отдыха, удастся более продуктивно расходовать невосполнимый ресурс времени.

Пунктуальность

Опаздывающий человек никогда не узнает, что такое самоконтроль. Все великое начинается с малого. Элементарная задача прибыть в заданный пункт к указанному времени для многих становится невыполнимой. Нужно обрести определенный уровень собранности и ответственности, чтобы прогнозировать события для грамотного расчета времени.

Пунктуальность как умение рассчитывать свое время

Что такое высокий уровень самоконтроля

Определение высокого уровня самоконтроля сводится к тому, что человек, полностью отгородившись от своих эмоций, сконцентрирован на своей цели. Такой уровень определяет профессионализм в некоторых видах деятельности. Высокий самоконтроль становится рефлексом, образом жизни, стилем мышления. Человеку не приходится задумываться о том, как правильно действовать в новой ситуации, как заставить себя изучить новый регламент, как не лениться выполнять ряд обязательных процедур.

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля

Многие профессии обязывают иметь определенные навыки самообладания. Однако существуют некоторые виды деятельности, где именно высочайший самоконтроль является обязательным условием для допуска к труду:

  • медицина, в частности, хирургия и акушерская деятельность;
  • военная служба, особенно в разведывательных управлениях и у снайперов;
  • оперативная служба;
  • дипломатия, как на международном, уровне, так и на корпоративном.

Хирургия – среда профессионалов

Интересно. На любой должности человек обязан забыть о личном и выполнять свои обязанности. Иными словами, каждая профессия предполагает наличие достаточного уровня самоконтроля у соискателя. Большинству видов деятельности отвлеченность сотрудника на личные интересы не наносит фатального ущерба, в отличие от специфических профессий.

Полезно каждому, кто хочет добиться успеха на службе, задуматься на тему «какой уровень моего самоконтроля, и какова его роль в моей жизни». Если хотя бы раз в день человек будет вспоминать о роли собственного прогресса, подсознательно он начнет обращать внимание на свое поведение и предпринимать попытки коррекции.

Чем опасен высокий уровень

Существуют личности, настолько увлеченные самосовершенствованием и саморазвитием, что кажется, будто они родились лишенными естественных человеческих слабостей. Кажется, им чужды леность, усталость, смена настроения. Окружающие о таких людях говорят: «он состоит из микросхем», что свидетельствует о полном отсутствии вредных привычек, железной воле и постоянной концентрации внимания на деле.

Такие люди рискуют обрести психологические проблемы самоконтроля, которые заключаются в искоренении чувственности по отношению к своим близким. Привычка максимально продуктивно мыслить и действовать вынуждает со временем воспринимать вечерние семейные беседы как пустую трату времени. Самоконтроль часто трансформируется в черствость, что негативно влияет на отношения внутри семьи или коллектива.

Сдерживание естественных эмоций негативно отражается и на физическом здоровье, особенно на сердечно-сосудистой системе. Это связано с постоянным контролем всплесков нервной системы, которые могут приводить к повышению артериального давления, потому как самоконтроль человека не допускает это обнародовать.

Саморазвитие – лучший мотиватор

Для всех, кто хочет повысить уровень самоконтроля, существуют разнообразные индивидуальные и групповые занятия, на которых профессиональные педагоги-психологи делятся секретами человеческих способностей, таящихся за умением сохранять самообладание в любой ситуации. Вводный курс обычно краткий и включает общие понятия, после чего каждый выясняет свою степень заинтересованности обучением. Важно помнить, что человек создает себя сам. Желание сделать себя лучше всегда было лучшим мотиватором к действию.

Самоконтроль

Самоконтро́ль (англ. Self-control) — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Нейрофизиологические процессы, отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самоконтроля считается лобная доля головного мозга. Повреждения лобной доли или её врождённые патологии ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли.

По Канеману самоконтроль обеспечивается функционированием Системы 2 психики человека, которая обеспечивает выделение внимания, необходимого для сознательных умственных усилий, в том числе для выполнения сложных и эмоционально напряжённых рассуждений и действий.

Эксперимент Уолтера Мишеля

В 1960-х Уолтер Мишель провёл среди детей тест, который назвал «зефирным тестом». В ходе теста четырёхлетним детям давали по куску зефира и просили их думать о том, какой он сладкий. Ребёнку предлагалось либо съесть кусок сразу, либо подождать 15 минут и тогда получить дополнительный кусок.

В течение следующих 40 лет Мишель наблюдал за жизненными успехами участников теста, проводил психологические тесты, сравнивал их учебные и карьерные достижения, личную жизнь, измерял индекс массы тела. В 2006 году, закончив исследования, Мишель заключил, что у поддавшихся искушению уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у тех, кто не съел зефир сразу. На основании результатов эксперимента Мишель сделал вывод, что самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.

> Примечания

См. также

  • Абулия
  • Дисциплинированность
В другом языковом разделе есть более полная статья Self-control (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11978945p · GND: 4180843-5 · LCCN: sh85119718

Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Психологическая характеристика волевого самоконтроля

Воля — наш главный инструмент в борьбе за самих себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого, а безвольные, как правило, ничего .

Обладать волей — значит обладать способностью управлять своим поведением, преодолевать трудности, в достижении поставленной цели .

Воля связана с различными сторонами психики: познавательными и эмоциональными. Как нам известно, человек всегда размышляет о предстоящей работе: выясняет цели и задачи, этапы работы, ожидаемый результат и т.д. Все это сопровождается разнообразными эмоциональными переживаниями. В то же время является стимулятором активных действий. Благодаря воле, а так же и самоконтролю, люди создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги и преодолевают трудности в различных жизненных ситуациях .

Самоконтроль — это волевое свойство, нужное любому человеку, преподает он в школе либо напротив, обучается . В разных обстановках он выражается в умении избежать раздор, не позволив проявится эмоциональному взрыву .

Аристотель ввёл мнение воли как объяснительное, чтобы различать поступки, совершаемые на основании умного решения субъекта, от поступков, вызванных его желаниями, и не сами сообразно себе познания являются предпосылкой умного поведения, а держава, вызывающая действие сообразно интеллекту. Она зарождается в мудрой части души, средством соединения умного решения с хотением, придающим решению побудительную силу, и само хотение обуславливается побудительной силой рвения, а волю Аристотель сводил к управлению, а конкретно:

а) средством интеллекта побудительной силой хотения человека;

б) маршрутом придания исходному материалу побуждения к предмету;

в) средством торможения побуждения, когда интеллект дает подсказку, что необходимо избежать рвения к тому либо другому объекту.

Деяния и поступки, исполняемые сообразно решению самого человека, Аристотель считал случайными. Он считал, что воля не лишь активизирует, однако и избирает произвольные деяния, а еще регулирует их воплощение, а дееспособность человека обладать собой приписывал деянию волевого истока, однако хоть какое волевое перемещение сообразно Аристотелю владеет естественные основания.

Р. Декарт считал, что задачка воли — сражение со страстями, какие появляются под воздействием вещей. Воля может замедлять движения, вызываемые страстью.

Он считал что:

* разум-орудие воли;

* воля помогает руководствоваться определёнными правилами, вытекающими из понятий о добре и зле;

* воля связана с нравственностью.

А.Н. Леонтьев разглядывал формирование случайного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы.

* Воля как долженствование .

Этот подход к пониманию воли присущ грузинским психологам. Они рассматривали ее как один из побудительных механизмов, наравне с актуально переживаемой потребностью. Согласно понятию Д.Н. Узнадзе, механизмы воли таковы, что источником деятельности, либо поведения — является не импульс актуальной потребности, а установка на действие (желание) .

Ш.Н. Чхарташвили: «Воля призвана работать побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего общественным потребностям, какие приняты субъектом (я обязан).

* Воля как особенная форма психической регуляции

Одним из первых исследователей обративших интерес на волю как необыкновенную форму психической регуляции поведения был М.Я. Басов. Он говорил: «Воля — психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции…» .

Власть личности над своими душевными состояниями выделял он лишь при наличии в ее составе единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность постоянно владеет в реальности.

Регулирующую роль воли подмечают А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Ранохин М. Брицихин и другие .

* Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и проблем.

* Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.

Е.Д. Хомской под произвольностью высших психических функций понимается способ намеренного управления психическими функциями . Б.В. Зейгарник с соавторами упоминает о «развитии саморегуляции как осмысленного управления собственным поведением» .

Трактовка воли встречается и у В. Калина: «Воля — это система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление…» .

У В.И. Селиванова находим: «Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий» .

* Воля как самоуправление

Воля (или произвольность) — это самоуправление собственным поведением через сознание, которое подразумевает независимость человека не только в принятии решения (пресловутая свобода воли), но так же и в инициации действий, их осуществлении и контроле. В лингвистике присоединение местоименного прилагательного само к тому, либо другому слову владеет вполне определённое словообразовательное значение, которое содержится в обозначении направления действия на такого, кто его осуществляет. Отсюда ключевой сущностью воли является самобытность. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного управления.

В хрестоматии самоконтроль понимается как сознательный контроль, осуществляемый человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, регулирование и планирование своей деятельности.

Самоконтроль позволяет человеку сознательно изменять направление своих мыслей, удерживать себя от нежелательных действий.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека.

Является условием адекватного и психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности.

Многообразие его механизмов подчиняется иерархическому принципу организации. Они, эти механизмы, имеют место от протекания познавательных процессов до выбора мотивов поведения.

Несомненно, также, что самоконтроль является компонентом процессов управления (саморегулирования) систем качественной различной природы, где человек является в высшей степени сложной системой.

Для более наглядного представления о проявлениях самоконтроля рассмотрим деятельность человека-оператора, осуществляющего контроль над техническими средствами.

Самоконтроль включён во все виды психических явлений. Виды классификаций самоконтроля: временной, пластический, скелетный, а еще принцип произвольности самоконтроля.

Во временной принцип вступают: подготовительный, текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля.

В связи с этим различают: зрительный, слуховой, тактильный и др. виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в повседневной жизни человека.

В соответствии с пространственным принципом, регулируемая со-составляющая и лично эталон поступает в действие сличения по каналу различной модальности.

В связи с этим распознают: визуальный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека преобладает самоконтроль, выполняемы через наружные каналы обратной связи, при помощи которых поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в поведенческой практике человека.

В согласовании со структурным принципом, свойственные человеку, многообразие устройств самоконтроля поддается иерархическому принципу организации. Огромный смысл для действенного решения установленных задач перед спецконтингентом владеет важная черта характера человека, помогающая ему осуществлять руководство над самим собой, сохранять умение к осуществлению поступков в затрудненных ситуациях, такая черта, как самообладание.

Если эта черта у человека сильно развита, то он может при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не допустить деструктивного поведения в ситуации, требующей самоорганизованности и самообладания. Главное оглавление этого характеристики сочиняет служба двух психологических устройств: самоконтроля и устранения (воздействия).

Если самоконтроль укрепляет факт рассогласования, то этот итог является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло.

Когда говорится о воле и самоконтроле, подразумевается их взаимное проникновение друг в друга. Поскольку четкого определения волевого самоконтроля не существует, а есть только понятие (волевой контроль).

Наиболее лучшее проявление действия самоконтроля мы наблюдаем в так называемой оценке волевого потенциала человека, в этом случае используют качественную шкалу «сильная-слабая».

Когда говорят, что этот человек отличается сильной волей, подразумевают при этом, что он умеет преодолевать трудности, способен достигать поставленных целей, даже в самых неблагоприятных условиях. И напротив, человека характеризуют как слабовольного, если он предпочитает скорее отказаться от воплощения своих собственных замыслов, чем попытаться найти в себе силы, чтобы наперекор возникшим препятствиям всё-таки достигнуть желаемого.

Однако, представление о том, что сильной воле всегда сопутствует развитый самоконтроль, является на наш взгляд, достаточно упрощенным. На самом деле следует принимать во внимание характер взаимосвязи воли и самоконтроля как свойств личности. Различные степени выраженности этих свойств приводят к разнообразию форм их совместного проявления. Ориентируясь только на полярные значения воли и самоконтроля по той же шкале «силы-слабости» можно привести примеры, иллюстрирующие особенности их сочетания.

Человеку с сильной волей могут быть присущи определенные слабости в сфере самоконтроля, например, эмоционального.

Слабовольный человек может испытывать повышенную потребность в самоконтроле. Это тип осторожного, робкого, нерешительного человека, который с помощью тщательного самоконтроля стремится организовать свою жизнедеятельность таким образом, чтобы свести к минимуму саму возможность встречи с трудными ситуациями, преодоление которых потребовало бы от него волевых усилий.

Итак, в основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению познавательного затруднения и его осуществление в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере.

агрессивность подросток самоконтроль волевой

Выводы по главе 1

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в поведении. Так же, на развитие агрессивности подростка могут повлиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Проблема агрессии стала в наши дни не только юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической.

Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, которые возникают в результате осознания противоречия между существующими у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.

Самоконтроль: что на него влияет и как его развить

Любые процессы или действия нуждаются в контроле, иначе они могут увести человека в неправильном направлении. Дисциплинировать других всегда несложно. Еще легче, когда контролируют тебя. Но что делать, если функция контроля ложится на свои плечи? Что такое самоконтроль и насколько сложно овладеть данной техникой? Можно ли научиться этому самостоятельно? В чем важность самоконтроля? Какие приемы эффективны? Помогает ли дневник самоконтроля? Как его правильно заполнять? Постараемся стать дисциплинированными вместе.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль — это умение брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Этот навык обеспечивает конкурентоспособность человека, повышает его шансы на успех в выбранном деле. Все, чем бы ни занимались люди, требует от них сосредоточенности и последовательности действий.

По мнению лауреата Нобелевской премии, израильско-американского психолога Даниеля Канимана – самоконтроль обеспечивает протекание эмоционально напряженных рассуждений или выполнение сложных действий.

К слову, не стоит путать самоконтроль и вытеснение эмоций. Ведь контроль своих мыслей или эмоций не означает их подавление. Вытеснение – это желание просто скрыть то, что происходит на душе, без понимания причин и возможных последствий.

Что влияет на самоконтроль?

Изучая самоконтроль, психология тесно связывает его с понятием саморегуляции человека. Возможность контролировать себя обусловлена физиологическими и психическими особенностями индивидуума. Первые закладываются генетически. Вторые развиваются в процессе воспитания и социализации.

Если брать во внимание биологическую сторону явления, то за функцию самоконтроля отвечает лобная доля головного мозга. При ее повреждениях наблюдаются проблемы в поведении человека. Со слабым развитием этого участка мозга связывают асоциальное поведение, включая чрезмерную агрессивность или криминализацию.

С точки зрения психологии, самоконтроль человека зависит от взаимодействия двух противоположных систем: импульсной и рефлекторной. Система импульсов подталкивает нас к немедленному реагированию на изменения окружающей среды, особенно те, которые сулят удовлетворение. Система рефлексов, наоборот, помогает предвидеть результаты поступков и корректировать их.

Например, если решившая сесть на диету полная девушка, при виде шоколадки, забудет обо всем и съест ее, то нею будут управлять импульсы. Если же она вспомнит, что после сладостей попа станет еще больше, значит, в ее мозгу сработает условный рефлекс: «одна шоколадка – плюс один размер одежды». Самоконтроль заключается в умении бороться с импульсивностью поведения, поддерживать эмоциональный баланс на надлежащем уровне.

Показателен в данном плане эксперимент американского психолога Уолтера Мишеля, названный «зефирным тестом». Ученый доказал тесную взаимосвязь между волевыми качествами личности и ее успешностью. В рамках исследования группе детей было предложено по кусочку зефира. Те, кто смог удержаться 15 минут, чтобы его не съесть, получили добавку. Если же ребенок поддавался соблазну и лакомился сладостью, то второй кусочек ему не доставался.

Записав результаты теста, Уолтер Мишель последующие 40 лет наблюдал за тем, как складывалась жизнь этих ребят. Как выяснилось, те дети, которые умели проявлять свои волевые качества, намного меньше подвергались стрессу, различного рода зависимостям, эмоциональным проблемам во взрослой жизни.

Значение самоконтроля в жизни человека переоценить сложно. Возникает резонный вопрос. Можно ли улучшить этот навык?

Как улучшить навык самоконтроля?

Подобно любому другому навыку, умение контролировать себя также поддается развитию. Чтобы улучшить самоконтроль можно воспользоваться несложными приемами:

  • Анализировать последствия импульсивных поступков;
  • Помнить о самомотивации;
  • Пошагово планировать свои действия;
  • Завести дневник самоконтроля;
  • Не допускать эмоционального истощения;
  • Приучить себя к дисциплине и режиму;
  • Выработать пунктуальность.

Эти советы открывают новые вершины самоконтроля. Разберем их последовательно.

Как в примере с полной девушкой, которая обнаружила связь между шоколадкой и лишними килограммами, каждый из нас может предвидеть результаты необдуманных действий. Если научиться выстраивать в голове цепочки закономерностей, то намного проще станет контролировать свои поступки.

Самоконтроль тесно связан с пониманием его необходимости. В случае заинтересованности человека, не нужны чрезмерные волевые усилия. Ведь то, что вызывает желание, не требует принуждения. Допустим, кто-то решил начать изучение английского языка. Без должной мотивации ему это неинтересно. А если он найдет вариант хорошего трудоустройства с высокой заработной платой? В таком случае, процесс обучения уже не будет настолько скучным.

Контролировать действия намного проще, если они структурированы. Без конкретных целей и поэтапного планирования невозможно понять эффективность работы. Самоконтроль тоже нуждается во временных рамках, которые ограничивают определенные этапы. Иначе можно до самой пенсии бросать курить, записываться в спортзал или сдавать на водительские права.

Довольно хитрый прием, помогающий тщательно отслеживать свой прогресс. Чаще всего дневник самоконтроля демонстрируют на примере занятий спортом. Используют обычную тетрадь, в которой делают разметку по датам и показателям самоконтроля. Далее методично регистрируют два типа данных: объективные (пульс, вес, нагрузки) и субъективные (аппетит, сон, самочувствие и т.д.). Со временем получается график, который показывает изменение показателей, эффективность работы.

Забота об эмоциональном здоровье

Самоконтроль не должен превращаться в издевательство над самим собой. Время от времени, стоит делать «разгрузочные дни», иначе может появиться депрессия и хроническая усталость. Тут уместно вспомнить поговорку о не совсем умном человеке, который во время молитвы себе лоб разбил. Чтобы не повторить его «подвиг», желательно время от времени отдыхать.

Дисциплинированность еще никому не навредила. Четкий распорядок дня, аккуратное рабочее место, понятные записи в блокноте только помогают в самоконтроле. Несобранность забирает слишком много времени и энергии, которые лучше перераспределить в более конструктивное русло. Приучив себя к дисциплине, человек начинает выполнять многие дела автоматически, тем самым освобождая голову для более важных размышлений.

Пунктуальность – привилегия королей. Самоконтроль не возможен без уважения своего и чужого времени. Опоздания, если они становятся методичными, портят мнение окружающих, при этом занижая самооценку непунктуального человека. Следует научиться ставить четкие временные сроки, стараться все сделать, пока они не истекли. Приучив себя к пунктуальности, станет намного проще контролировать выполнение запланированных заданий, не останавливаться на полпути.

Самоконтроль – важный компонент саморазвития человека. Этот навык необходим людям, которые ставят перед собой масштабные цели. Так или иначе, в любом виде деятельности наступают моменты, когда пропадает интерес и желание работать. Если научиться контролировать себя и настойчиво двигаться в выбранном направлении, то преграды исчезают, открывая человеку путь к успеху и благополучию.

Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.

Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.

Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях. Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми. Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
  • приучает систематически следить за здоровьем;
  • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
  • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
  • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.

Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.

Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.

Характеристики показателей дневника:

— самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;

— работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;

— сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;

— аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;

— у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;

— частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;

— потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;

— боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

— необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;
  • рефлексивно-оценочную.

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  • самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  • контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Самоконтроль и самооценка

Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать. Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности. Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса. На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку. Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.