Роспись в древнем Египте

Детские рисунки пирамид в Египте

Одно из чудес света это Египетские пирамиды. До сих пор достоверно не известно как их строили при тех технологиях, которые были в древности. Но Египетская история строится, конечно не вокруг пирамид, а скорее вокруг фараонов и их причуд. Саркофаги, огромные богатства, войско фараона, пирамиды, а что в голову приходит вашему ребенку при разговоре о древнем Египте? Детские рисунки помогут ответить на вопрос, как именно себе представляют малыши это древнее государство.

Египетский воин.

Катапульта войска фараона.

Рисунок карандашом пирамид.

Строительство пирамид.

Картинка в детский сад.

Кто и как строил пирамиды?

Тутанхамон.

Наскальная живопись.

Раскраска древний Египет.

Простой рисунок.

Рисунок Египетских богов.

Работа ученика 5 класса.

Возделывание почвы.

Войско фараонов.

Исторические военные походы фараонов.

В усадьбе вельможи.

Вельможа во дворце фараона.

Детский рисунок простым карандашом.

Опишите рисунок строительство пирамиды.

Чудо света.

Военная колесница.

Тутанхамон.

Рисунок в школу.

Древняя культура.

Изображение правителя.

Колористика Древнего Египта и ее применение в современных интерьерах

Тисленко Анастасия Андреевна

студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Шаповалова Наталья Михайловна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Белова Екатерина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры

«Дизайн и монументально-декоративное искусство»
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Аннотация. В статье рассматриваются принципы колористики Древнего Египта, ее характерные черты и особенности, которые легли в основу современных стилей интерьеров. Проводится анализ древнеегипетских росписей, скульптуры и архитектуры, цветовой гаммы того времени. На основе этого анализа описываются примеры внедрения цветовой палитры и древнеегипетской стилистики в интерьерные решения современного мира.
Ключевые слова: колористика, Древний Египет, роспись, цвет, интерьер.
Значение колористического наследия древнеегипетской архитектуры имеет высокий приоритет в изучении принципов и основ колористики как науки, а также в использовании этих знаний при проектировании жилых и общественных интерьеров в современном мире. Древнеегипетский колорит открывает для нас важный этап в восприятии и осмыслении цвета людьми на протяжении четырех тысяч лет.

Роспись в Древнем Египте

Роспись в Древнем Египте была неотъемлемой частью архитектуры и чаще всего применялась именно в этой области. Рисунками и иероглифами покрывались залы гробниц фараонов и их приближенных, скульптуры, рельефы, а также различные изделия художественного ремесла. Египетские фрески поражают сочетанием в себе гармоничной композиции, ярко выраженного, отточенного веками египетского стиля и великолепной цветовой гаммой. Они — яркий пример того, как универсальные принципы природы могут быть изображены в образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык (рис. 1).

Рис. 1. Судная сцена из Книги Мертвых

Для своих работ древнеегипетские художники использовали стебли растений, расщепленные с одного конца, в качестве кистей, маленькие щеточки из волокон пальмы, стаканчики с водой и раковины или черепки для разведения красок. Темпера являлась той самой красой, которой выполнялись все росписи в Древнем Египте.

Живопись в древнем Египте четко подчинялась существующим канонам, которые устанавливали жрецы. Чаще всего поверхностью для изображений служили отштукатуренные стены и колонны. Все изображения сопровождались иероглифами, объясняющими происходящее на рисунках.

Перед нанесением рисунка стену строго расчерчивали сеткой высотой в 18 квадратов (более новые изображения в 21 квадрат). Для этого художники использовали веревку, смоченную в красной краске. Контуры так же рисовали красным, после чего главный художник с помощью черного цвета делал исправления (рис. 2).

Рис. 2. Древнеегипетские художники расписывают стену храма

Основными сюжетами чаще всего были жизнь и царствование фараона, жизнь вельмож, религиозные сюжеты. Однако часто встречались и сцены труда (рис. 3).

Рис. 3. Сенетджем и Ти собирают урожай. Рисунок из гробницы в Дейр эль-Медины

Некоторые изображения не отображали реальных фактов, а отображали жизнь человека в загробном мире или желаемые события.

Композиционные элементы росписей всегда являлись плоскими и располагались по горизонтальной оси поверхности. Для изображения не характерна перспектива, художники располагали фигуры друг за другом, не изменяя их пропорций. При этом ни один предмет не перекрывал другой. Яркой чертой в изображении фигур людей и богов было их одновременное расположение тела в фас, а головы и ног в профиль. Так же стоит отметить, что большие пальцы были видны на обеих руках и ногах, выходя на передний план.

Людей рисовали в идеализированном виде в расцвете лет. Женщины изображались с розовым или желтым цветом кожи, а мужчины – с темно-красным. Для показа статуса человека, фигуры имели разные размеры. Самыми большими и идеализированными были тела богов и фараонов. Им была свойственна неподвижность и невозмутимость. Низшие социальные слои изображались небольшими и динамичными. Для их фигур свойственна большая свобода движений и реализм.

В противовес изображениям людей, рисунки животных отличались натуральностью и легкостью (рис. 4). Художники использовали все доступные им средства выразительности, отходили от людской скованности и наделяли животных живостью и реалистичностью. Цвета использовались в различных вариациях.

Рис. 4. «Охота на птиц в зарослях папируса» Фрагмент росписи

стены гробницы Небамона

За исключением сцен на болотах и символической сценой путешествия души, фон не имел изображений окружающей среды и выполнялся однотонным.

Цвета в древнеегипетской цивилизации

В палитре древнеегипетского художника на протяжении трех тысяч лет было всего восемь цветов. В языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф — iwen. Цвет воспринимался египтянами как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Например, «делать зеленое» буквально означало «творить добро».

Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам — каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого из них многогранна и раскрывает его значение с разных сторон:

· Белый цвет являлся знаком чистоты, святости и символизировал душу человека.

· Черный для египтян не был противоположностью белому, а являлся обозначением тайн мироздания, невыразимых земными средствами.

· Зеленый являлся символом мира, добра и блага, созданного Богом на земле.

· Красный цвет означал как жизненную энергию и силу, так и разрушение с опасностью.

· Желтый (золотой) цвет ассоциировался со светом, сиянием звезд и вечностью.

· Синий — был цветом небес, космического пространства.

· С голубым цветом ассоциировался воздух и вода, это символ небесного благословения, причастия.

· Бирюзовый был любимым цветом египтян и говорил о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви.

Примеры использования цвета в архитектуре

Ярким примером использования цвета в архитектуре являются величественные храмы Карнака и Луксора, соединенные знаменитой аллеей сфинксов (рис. 5). Несколько столетий фараоны и зодчие вносили свой вклад в строительство этих сооружений. Оба храма были воздвигнуты в честь Амона – всемогущего бога солнца.

Рис. 5. Карнакский храм, реконструкция

Потолок гипостильного зала в Карнакском храме был выкрашен в глубокий синий цвет. Его украшали золотые росписи в виде птиц и звезд, что символизировало небесный свод. Характерный золотой цвет повторялся так же на колоннах и стенах. Цветные барельефы, украшающие зал, описывали восхождение фараона к богам.

Рис. 6. Изображение Рамзеса III Фрагмент росписи в храме Хонсу

В храме, посвященному лунному богу Хонсу, сыну Амона и богини Мут, хорошо сохранились настенные росписи и барельефы (рис. 6). На изображении Рамзеса III отчётливо видно четкое значение цвета в мировоззрении египтян.

· Тело Рамзеса окрашено в красно-кирпичный цвет – символ жизненной силы.

· Корона, излучающая свет, окрашена позолотой.

· Бело-золотые одежды показывают значимость и величие фараона

Луксорский храм долгое время находился под слоем пыли и песка, и потерпел множество разрушений к настоящему времени. Однако доподлинно известно, что стены гипостильного зала были украшены росписями Тутанхамона и Хоремхеба. Настенные разноцветные рельефы о победах царей и религиозных обрядах украшали каждую колонну храма. Два обелиска и колоссы на входе были выполнены из розового гранита (рис. 7).

Рис. 7. Луксорский храм, фотография

Современное применение древнеегипетской росписи и колористики в тематических интерьерах

В современном мире изучение Египта приобрело широкое распространение благодаря множеству находок археологов. Но не только открытия древних гробниц привлекли внимание людей к стране Бога Солнца. Именно уникальный стиль архитектуры и росписи впечатлили ученых, архитекторов и дизайнеров по всему миру. Сейчас интерьер в древнеегипетском стиле находится на пике популярности уже ни одно десятилетие.

Для современного египетского стиля можно выявить 3 основных направления :исторический египетский стиль, роскошный египетский стиль в современном исполнении и этнокантри. В каждом из них наследие многовековой культуры интерпретировано по-новому.

Для исторического и современного египетских интерьеров характерны расписные колонны с цветочным или геометричным узором, как в древнеегипетских храмах. На стенах использован камень, цвета преимущественно светлые: белые, бежевые, песочные, оттенки слоновой кости. Росписи повторяют фрески из древних храмов и выполнены в характерных для Египта цветах: множество оранжево-красных цветов и позолоты с синими и черными вкраплениями (рис. 8). Арки стрельчатой формы или ниши в стенах добавляют интерьеру атмосферы и так же могут быть расписаны фресками и растительным орнаментом.

Рис. 8. Пример интерьера в египетском стиле

Натуральные материалы, свойственные роскошным и историческим интерьерам, такие как дерево, камень, папирус – так же являются отличительной чертой дизайна помещений в данном стиле. Темно-коричневые, шоколадные, черные, синие и зеленые цвета оттеняют яркие золотые и оранжевые оттенки и подчеркивают натуральность используемых материалов (рис. 9).

Рис. 9. Пример интерьера в египетском стиле

Для дорогих интерьеров применяется множество лепнины в форме лотоса. Лепнина между потолком и стеной чаще окрашена, например в бронзу. Потолок синего цвета может имитировать звездное небо, как и в гипостильных залах Карнака.

Этнический кантри в современном египетском стиле характеризуется простотой отделки, минимумом декора и лаконичным использованием росписи на стенах (рис. 10). Лепнина так же не свойственна в данном виде дизайнерского решения. Использование натуральных материалов или материалов, имитирующих натуральные — дерево, камень, слоновую кость, характеризуют преимущественную натуральную цветовую гамму помещения.

Рис. 10. Пример интерьера в египетском стиле

Яркости и акцентов интерьеру добавляет обилие разноцветного текстиля и небольшие настенные и потолочные росписи (рис. 11).

Рис. 11. Пример интерьера в египетском стиле

Во всех египетских интерьерах текстиль расшит золотой нитью. Покрывала и шторы могут быть с орнаментальным принтом. Возможно использование полоски в текстиле.

Аксессуары чаще всего имитируют памятники архитектуры и символику Древнего Египта, чаще всего расписаны позолотой, синим и бирюзой.

Изучая историческое наследие Древнего Египта, его влияние на развитие искусства и технологии, а также современное восприятие этой цивилизации можно сделать вывод, что древнеегипетский стиль до сих пор является актуальным, притягательным, необычным и современным.

Композиционные приемы и каноны служат наглядным пособием о укладе жизни и мышлении людей того времени, их ценностях и вере. Благодаря этим знаниям существуют многие современные концепции и технологии. Многие изобретения древних египтян до сих пор применяются в различных видах искусств, как например, с помощью модульной сетки современные художники и дизайнеры расписывают стены, создают проекты и веб сайты.

Росписи в храмах и гробницах продолжают поражать воображение своей красотой и размахом. Многие дошли до наших дней в исключительном состоянии и изучаются учеными, художниками и архитекторами. Цвет росписей выступает не только как отражение окружающей древнего египтянина природой, но и носит в себе духовный символизм. Его использование в современных интерьерах может быть переосмыслено, однако значения и сакральный смысл остаются неизменны.

Значение Древнеегипетского искусства росписи и колористки невероятно огромно. Оно развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий и открыло перед последующими поколениями огромные возможности в различных сферах науки и творчества.

Список использованной литературы:

1. За иероглифами: искусство и архитектура Древнего Египта (Beyond Hieroglyphs: The Art and Architecture of Ancient Egypt) . — Режим обращения: https://brewminate.com/beyond-hieroglyphs-the-art-and-architecture-of-ancient-egypt/ (дата обращения: 10.12.2018).

2. Кавин Д. Египетский стиль в интерьере: описание и фото-примеры . — Режим обращения: https://rehouz.info/egipetskij-stil-v-interere/ (дата обращения: 10.12.2018).

3. Карпичечи А. К. Искусство и история. Египет. 5000 лет цивилизации / А.К. Карпичечи. — Флоренция: BONECHI, 2007. – 191 с.

4. Луксорский храм, Египет . — Режим обращения: https://www.colors.life/post/1069120/ (дата обращения: 10.12.2018)

5. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта : учеб. пособие для студ. вузов / М.Э. Матье; Редактор А.А. Савина. — Москва: Искусство, 1961. — 592 с.

6. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство : учеб. пособие для студ. вузов / А.Л. Пунин. – СПб.: Азбука-классика, 2008. — 460 с.

7. Развитие живописи в Древнем Египте . — Режим доступа: http://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/ (дата обращения: 10.12.2018).

8. Симс Л. Изучаем Древний Египет : для мл. и сред. шк. возраста / Л. Симс; пер. с англ. Г.В. Бажановой. — Москва: Росмэн, 2001. — 64 с.

9. Соловей С. Египетский стиль в интерьере . — Режим доступа: http://www.domfront.ru/2011/06/egipetskij-stil-v-interere/ (дата обращения: 10.12.2018).

Наш мир похож на крутящийся цветной калейдоскоп. Рекламные щиты переливаются ультраяркими красками, огнями всех оттенков горят витрины, разноцветные автомобили, пестрая одежда… Но почему же свою повседневную жизнь мы нередко называем серыми буднями?
В палитре древнеегипетского художника на протяжении трех тысяч лет было всего семь цветов, а похоже, что мир его был по-настоящему цветным.

B древнеегипетском языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф — iwen. Цвет понимался как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Такое восприятие цвета мы встречаем во всех областях жизни египтян. Нередко в текстах упоминается цвет как выражение сути явления, предмета. Например, «делать зеленое» буквально означает «творить добро»; «сделать красным», напротив, означает разрушение. Среди титулов фараона есть такой, как «Золотая гора». Интересно, что египтянин называл центр глаза (зрачок) «белым», хотя очевидно, что это не так. Быть может, он имел в виду чистоту и ясность взгляда?
Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам — каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого цвета многогранна и раскрывает его значение с разных сторон.
Удивительную силу притяжения имеют древнеегипетские фрески. И она не ослабевает, а, наоборот, усиливается, когда пытаешься приоткрыть их тайну.
В белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости. Именно в белых одеждах изображается Душа умершего на Суде Осириса, произносящая знаменитую Исповедь отрицания: «Я не делал худого людям. Я не был жесток с близкими. Я не подменял Правду Неправдою. Водам текущим я путь не пытался закрыть. Не потушил я огня, что гореть был назначен. Проявлению Божьему я не мешал. Я чист! Я чист! Я чист!..»
Белый цвет символизировал Душу, прошедшую через двери испытаний в этой и в той жизни и готовую к встрече с Божественным. Это образ человека чистого настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет. На стенах гробниц мы видим изображение не физического облика людей, а их Ка — светящихся двойников в белом облачении. Белый не только обозначает чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый ритуальный смысл имел белый цвет для жречества: для церемоний предназначались белые одежды и сандалии, из белого алебастра делались многие ритуальные предметы (чаши и сосуды, канопы и столы для бальзамирования). Благодаря своему цвету в церемониях очищения и жертвоприношения использовалось молоко. Белый цвет стал обозначением освященных вещей и особого, сакрального пространства.
Город Мемфис, священный город бога Птаха, древнейшую столицу Египта, египтяне называли «Белые стены». В настенных росписях гробниц и храмов (например, в гробнице Нефертари) можно встретить фрески на белом фоне — это тоже подчеркивает ритуальную чистоту и ставит изображаемое над земной реальностью, над временем.
Белый — это цвет одежд бога Осириса, владыки мира иного, а также бога Птаха, «Ваятеля земли». В этом аспекте белый — изначальный цвет, рождающий все остальные цвета спектра, — говорит о полноте неземной власти.
Черный цвет в Египте не был противоположностью белому, как это привыкли воспринимать мы (свет и тьма — белое и черное). Строго говоря, черный не является цветом, скорее это отрицание всех цветов. Черный цвет — символ таинств мироздания, Сокровенного, которое находится за пределами нашего восприятия, а потому не может быть выражено земными средствами. Осирис, Повелитель Аменти — священной страны, царства мертвых, изображается с черным цветом лица. Он тот, кто владеет тайной смерти и нового рождения: «Именем своим, Господин Порядка всей Вселенной, ты ведешь с собою то, что есть, и то, чего еще нет; ты пребываешь во веки веков» (Книга Мертвых. Гимн Осирису).
Таинства необходимо охранять от всего, что может оказаться недостаточно чистым. Бог Анубис, страж «Священной Страны Запада», всегда изображался в виде черной собаки. Он хранитель таинств и мистерий, доступных лишь прошедшим испытания. Анубис, покровитель и защитник мертвых, встречает души умерших у дверей загробного царства и помогает им не сбиться с пути, ведет их на суд Осириса. Анубис взвешивает сердце усопшего, чтобы выяснить, будет ли оно таким же легким, как перо богини Справедливости — Маат.
Та Кемет, «Черная земля», называли свою страну египтяне. «Загадка, тайна» («айгюптос», Египет), назовут ее позже греки. Черной землей называли также плодородные почвы нильской долины после разлива. Изображения Мина, бога плодородия земель, согласно древнему ритуалу, окрашивали в черный цвет. Черный символизировал скрытое, непроявленное, содержащее семена новой жизни, как земля весной до положенного срока прячет молодые ростки: «Взгляни в Сокровенное. Каждый день Бог заботится о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения» (Анхшешонк).
Проявление творческой силы Бога в мире земном отражал зеленый цвет. Цветок зеленого папируса (гербовое растение Нижнего Египта — заболоченной Дельты) был символом мира, возникающего из Первичных Вод. Колонны в виде папируса поддерживали своды храмов, где каждый день ритуально повторялся акт созидания. Все сотворенное Богом несет миру благо, поэтому зеленый цвет стал синонимом понятия добра. С зеленым цветом лица изображались боги-творцы — Птах, созидающий с каждым ударом своего сердца, Хнум, ваятель людей и богов, Тот, творящий силой слова. Осирис, возродившийся после смерти и дарующий Душе человека вечную жизнь, тоже имеет зеленый цвет кожи. Есть изображения Осириса, прорастающего зелеными всходами.
Зеленый цвет — символ жизни и победы над смертью, это сама природа, возрождающаяся весной.
Символика красного цвета на первый взгляд кажется полной противоречий. С одной стороны — жизненная энергия, сила и радость, с другой — разрушение, опасность. Красный — цвет крови, наполняющей жизнью все существа; он символизирует жизненную силу, постоянно возобновляющуюся, неиссякаемую. Красным всегда изображался солнечный диск — зримое воплощение бога Ра: «Ты плывешь по небу, и каждое лицо видит тебя и путь твой изо дня в день. Лучи твои на всех лицах. Красные лучи твои не могут быть познаны, сияющие лучи твои не могут быть описаны словами» (Папирус Ани). Ра дарует свою животворную силу и благословение всему на земле, мир существует благодаря его любви, проявленной в солнечных лучах.
С символикой красного цвета связана также богиня Исида. Ее одежды рисовались темно-бордовым цветом. Исиду египтяне называли «оком Ра». Она олицетворяет Божественную Мать, Мать Мира. Исиду почитали во многих странах Средиземноморья, а в христианстве ее образ воплотился в Деве Марии, Богородице, укрывающей своим покровом весь мир. Исида — богиня-защитница, оберегающая живущих на земле и умерших. Она часто изображалась на саркофагах.
Красный цвет — это огонь. Огонь может согревать и давать жизнь, а может быть беспощадным, уничтожающим все на своем пути. Красный — символ борьбы, трансформации, разрушающей старые формы, чтобы дать место для развития новых. Он ассоциировался с «Красным богом пустыни» Сетом, богом необузданных сил природы — бури, грозы. Красной краской писались имена змея Апопа, опасных духов и опасных дней в календаре. Начиная со времен Древнего царства тела мужчин расписывались красно-коричневой краской. Цвет не копирует оттенки кожи, символически он говорит о жизненной силе, о необходимости борьбы добра со злом внутри самого себя и в мире.
Красный цвет может представляться противоположностью зеленому: это созидание и разрушение, добро и зло. Но на самом деле эти два цвета дополняют друг друга, как день и ночь, жизнь и смерть являются двумя сторонами единой Жизни. Их гармоничное звучание вместе говорило о всеобщем порядке, справедливом и благом.
Другая пара дополняющих друг друга цветов — желтый и синий — уносит нас совсем в иные сферы.
Желтый (золотой) цвет ассоциируется со светом, сиянием звезд. Золото благодаря своей неизменности стало символом вечного, всего того, что не подвержено земному времени, что имеет высшую ценность. Из золота изготовлялись маски для мумий, чтобы душа могла получить новую, нетленную плоть и существовать вечно. Желтыми всегда изображались тела богов.
«Золотой богиней» называли египтяне Хатхор — богиню любви и гармонии. Не ее ли позже греки назовут Золотой Афродитой?
Хатхор — любовь божественная, любовь, связывающая воедино вселенную, благодаря ей движутся звезды и растут цветы на земле. В образе священной коровы шествует она по зарослям тростника, указывая путь заблудшим душам. На своих рогах она поднимает на небо Солнечного младенца. Она дает душам умерших испить воды, тем самым даруя им новую жизнь. Хатхор — «женского сердца Владычица», душа каждой женщины принадлежит ей. Не потому ли еще со времен Древнего царства цвет тела жриц и знатных дам расписывались светло-золотистой краской?
Синий — цвет небес, космического пространства, предвечного океана Нуна. Лазурит — синий с золотыми крапинками драгоценный камень — ассоциировался с небом, наполненным звездами. Небесный свод египтяне представляли в образе богини Нут. Нут — владычица небесных светил, путешествующих по ее телу. Каждое утро она рождает молодое солнце и проглатывает звезды, на закате же она проглатывает солнце, и вновь являются миру звезды. Нут изображалась в виде темно-синей женской фигуры, покрытой золотыми звездами. Она склоняется над землей, ее руки касаются западного горизонта, как будто зовут души вернуться на свою небесную родину: «Даю тебе силу, чтобы ты мог улететь, чтобы мог подняться к небу и стать сияющей звездой на Востоке» (Тексты пирамид).
Очень часто потолки храмов и гробниц синего цвета и расписаны звездами — как напоминание душе о ее небесном происхождении, о Бесконечной Вселенной, с которой она должна слиться: «Я войду в светящееся пространство, и полечу мимо Духа хранителя Земли, и буду подниматься по пути света, ведущему вверх, и доберусь до своей Звезды» (Тексты саркофагов).
Синий — символ глубоких воспоминаний, символ Вечности, символ традиции. Синими всегда изображались парики богов. Синие парики надевались на фараона и царицу во время церемоний как указание на их божественное происхождение.
Синий цвет посвящен также богу Амону — «Скрытому», неведомому. Амон вдыхает жизнь во все существующее, он «душа всех вещей», он подобен свежему дуновению воздуха, глотку прохладной воды. Амон всегда с теми, кто «помещает его в свое сердце». Синий небесно-голубого оттенка — цвет божественного начала, пронизывающего весь Мир.
С голубым цветом ассоциируются воздух и вода. В египетской мифологии это два первичных элемента, благодаря которым рождается жизнь. В росписях гробниц часто можно встретить изображение человека, пьющего из источника, или струи воды, ниспадающие с небес. Вода освобождает душу от оцепенения, очищает ее и дает ей новое рождение. Вода и воздух могли символически изображаться как Анкх — ключ жизни. В церемонии отверзания уст Хор держит голубой Анкх у носа фараона, открывая ему дыхание жизни. Струи воды могли быть представлены «льющимися» Анкхами. Голубой цвет — символ небесного благословения, причастия.
Один из любимейших цветов древних египтян — бирюзовый, удивительный цвет, сочетающий в себе качества небесно-голубого и зеленого. Пер-Рамсес, столицу Египта эпохи Рамессидов, называли «городом бирюзы», поскольку бирюзовой эмалированной плиткой были отделаны стены зданий. Из бирюзы и фаянса изготавливали амулеты и украшения, ритуальные предметы и сосуды для благовоний. Каждая принцесса перед замужеством совершала паломничество на Синай, к священным месторождениям бирюзы и малахита. Нередко бирюзовыми делали скарабеев. Египтяне считали, что скарабей самовозрождается, катя перед собой навозный шарик, заново создает сам себя. Скарабей становится символом возрождения, очистившейся молодой души. Его ассоциируют с молодым утренним солнцем — Хепри. Скарабея бирюзового цвета часто клали в саркофаг, заменяя им сердце умершего. Оперение бирюзового цвета имеет священная цапля Бену, сотворившая себя сама на заре мира. Ба, душа человека, изображалась в виде ласточки с бирюзовыми крыльями, что указывало на способность души вновь и вновь становиться молодой и сильной, поднимаясь к небу. Бирюза и ее символический заменитель — голубой египетский фаянс говорили о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви, которая, наполняя душу, дает ей крылья, возрождает.
Древний Египет как никакая другая цивилизация древности создает впечатление вечности и целостности. Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения. Но за красотой внешних форм древнеегипетский художник видел гораздо больше. Для него весь мир был огромной книгой, которую можно читать бесконечно, книгой о Боге, о пути человека к Богу. Можно считать глупым или наивным, что небо художник представляет в виде золотой коровы или что жука почитают как символ бога Солнца, однако жителям страны священного Нила не была свойственна наша логика.
Современный человек пытается понять мир путем измерений и расчетов; он разбирает его на части, анализирует. И все же Вселенная хранит для нас не меньше загадок, чем для людей древности. Египетский художник жил, мыслил и чувствовал символами, образами и полными поэзии метафорами. «Драгоценный камень и цветок лотоса, лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, поскольку через них он ощущал встречу с бесконечностью. Все низшее указывает символически на нечто высшее, каждый фрагмент — на целое, и все преходящее, в конечном счете, является только рассказом о Вечном» (М. Луркер. Египетский символизм).
Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства; таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру земному, сколько к миру богов, к иной, высшей реальности. Росписи египетских мастеров — яркий пример того, как архетипальные идеи, универсальные принципы природы могут быть изображены в зримых образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык, пришедший в Египет из неведомых далей истории человечества.
Ушел ли в небытие символический язык цвета вместе с загадочной страной Кем, или он продолжает жить? А может быть, язык символов — это язык самой природы, и покуда существует этот мир, язык символов не станет мертвым языком. Четыре тысячи лет — не такой уж большой срок. Все так же солнце восходит на востоке и заходит на западе, те же звезды мерцают нам с вышины, люди рождаются и умирают, любят и мечтают, ищут свой путь. Искусство Древнего Египта — послание, говорящее с нами языком символов, универсальнейшим из языков, потому что его всегда готово понять наше сердце, если мы будем достаточно чисты и открыты. Для того чтобы начать понимать искусство Древнего Египта, не обязательно знать название и ритуальное назначение каждой детали. Важно лишь одно — постараться увидеть. И может быть, нам чаще станут сниться цветные сны.

Опишите рисунки: 1. «Штурм крепости» (см. с. 235). Как выглядели метательные машины, таран, башня на колёсах, штурмовые

1. Метательные машины — боевые машины, применявшиеся в древности и
средние века для поражения-живой силы и разрушения оборонительных
сооружений. Виды метательных машин — катапульты, фрондиболы, баллисты и др.

Таран — Древнее стенобитное орудие в виде бревна с металлическим
наконечником, укрепленного на передвижной башне.

Строили их на расстоянии, недоступном неприятельским выстрелам; башни
были наколесах, и их подкатывали на известное расстояние от стены. Башни
ставились около бреши чаще всего с обеих сторон.

Штурмовые лестницы — служат для перехода через крепостной ров при штурме
долговременных укреплений и употребляются в том случае, когда
ограждающие ров высокие каменные стены (эскарп и контрэскарп) не
обрушены заранее артиллерийским огнем или минами. Ш. лестницы бывают
цельные и складные; первые быстрее устанавливаются, но зато при большой
длине (4—5 сажен) тяжелы и неудобны в обращении. Складные лестницы
составляются по длине из нескольких скрепленных между собой частей и
имеют весьма разнообразное устройство.

2. Римское войско осадило Карфаген. Всё население героически стало на его
защиту. Женщины обрезали свои длинные волосы, из которых сделали канаты
для метательных машин. После двухлетней осады, когда в Карфагене
начались голод и болезни, римляне приступили к штурму. Город был взят,
разграблен и сожжён в том же самом году, что и Коринф.

3. На этом рисунке изображено как царь едет на колеснице, а впереди идут
рабы, а перед рабами идут люди и дети в цепях, в руках у рабов были
какие-то оружия. Я думаю они били этими палками людей, такое уж у них
было развлечение. Я бы чувствовала боль, горе, ужас, страх, отвращение,
мне бы было очень жаль этих людей, а особенно детей. Да и вообще очень
трудно сказать т.к. нам современным

3. Новое царство.

Египетская армия была организована в форме военных поселений, расположенных на наиболее угрожаемых направлениях: на нижнем течении Нила было наибольшее количество военных поселений, так как здесь можно было ожидать нападений со стороны соседних азиатских государств; в Верхнем Египте военных поселений было меньше, так как эфиопы серьезным противником не являлись из-за своей раздробленности. Больше того, покоренные нубийские племена, обитавшие по берегам Нила, были обязаны поставлять Египту определенное количество воинов для несения внутренней, «полицейской» службы.

Во время больших походов фараоны усиливали свое войско за счет покоренных соседних племен.

ЕГИПЕТСКОЕ войско в период Нового царства представляло собой военную касту, которая делилась по возрасту или по продолжительности службы на две группы, различавшиеся по одежде, которую они носили. Первая группа, по данным Геродота, насчитывала до 160 тысяч человек, вторая — до 250 тысяч. Надо полагать, что эти цифры дают численность всей военной касты, включая стариков и детей, а возможно и женщин. Так что в поход в лучшем случае могли выступить лишь десятки тысяч воинов.

Важной частью войска были боевые колесницы. Колесница представляла собой деревянную площадку (1х0,5 м) на двух колесах, состоявшего из возницы и одного бойца. В колесницу впрягали двух лошадей. С появлением колесниц сражение усложнилось — колесницы, например при Paмсесe II, строились в одну разомкнутую линию и располагались впереди, на флангах и позади пехоты. Атака колесниц имела целью первым ударом расстроить ряды противника. Успех сражения зависел от сочетания действий боевых колесниц и пехоты.
Боевые колесницы, кроме того, были сильным средством преследования противника. Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно высылалась разведка. При остановках египтяне устраивали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов они применяли построение, называемое «черепахой» (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, винею (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном, — для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу.

Снабжением войск ведал специальный орган. Продукты выдавались со складов по определенным нормам. Существовали специальные мастерские по изготовлению и ремонту оружия.