Ритм в стихах

Урок по теме «Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи.
  2. Добиться усвоения учащимися таких понятий, как ритм, рифма, стопа.
  3. Стимулировать развитие творческих способностей учащихся формировать интерес к слову.
  4. Воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма. (СЛАЙД 1-2)

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: ритм, рифма, стопа.

I. Организационный момент.

III. Вступительное слово учителя.

– Есть на свете прекрасная волшебная страна Стихландия. Бесполезно искать её на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в неё. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес. Например, на улице холодная зима, а попав в Стихландию можешь легко очутиться в прекрасном летнем лесу или на берегу южного моря. Вы даже можете проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. Обману и злобе нет места в Стихландии.

– Хотели бы вы попасть в эту страну?

Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто потому, что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно потому, что не каждому Стихландия открывает свои чудеса.

– Что же для этого необходимо?

Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии тоже есть законы, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня. Это ритм и рифма.

Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться. Давайте посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы отправиться в Стихландию.

IV. А) Ритм

.

– Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой. (СЛАЙД 3)

(Предлагаю ученикам прочитать два текста (слайды)).

Вот вечер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

(А.С.Пушкин)

“Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.”

(Д.Н.Мамин-Себиряк)

– Что общего в приведённых отрывках?

(Настроение)

– Каким настроением они проникнуты?

(Бодрым, радостным. “ Рады мы проказам матушки зимы”, “ Да, чудно, хорошо было кругом”.)

– В чём различие текстов?

(Первое отличие – столбик и строчка. Один текст прозаический, другой – стихотворный. Стихи звучат красиво, напевно, ритмично. Ритм передаёт настроение автора, подчёркивает смысл текста.)

( На доске вывешивается плакат с определением поэтических терминов или слайд 4)

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц (в стихотворении – это ударный и безударный слоги).

– Некоторые спрашивают, зачем писать стихами, если всё то же самое можно сказать простыми словами. А вот и не всё!

… Старый барабанщик,
Старый барабанщик,
Старый барабанщик
Крепко спал.
Он проснулся,
Перевернулся,
Встрепенулся и сказал:
– Старый барабанщик,
Старый барабанщик

– А теперь попробуйте сказать это прозой: барабанщик был стар, он спал-спал, а потом проснулся, перевернулся и говорит: старый барабанщик… По смыслу – всё то же самое, а ничего не получается. Потому не получается, что смысл здесь играет второстепенную роль: главное здесь – ритм. Он точно воспроизводит ритм походной барабанной дроби. Барабан стучит не уставая – и стихотворение можно повторять сколько хочешь раз. Это повторялка – стихотворение, которое повторяет себя снова и снова.

– Попробуем нарисовать ритмический рисунок двух строчек из поэмы

А.С.Пушкина “ Руслан и Людмила”. (расставляем ударение, рисуем рисунок) Слайд.

Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет.

Чередование ударного и безударного слога образует – СТОПУ. (СЛАЙД 4)

__ __ __ __ __ __ __ __ __

__ __ __ __ __ __ __ __ __

Б) РИФМА

– А теперь поработаем над вторым законом поэзии – рифмой. Вспомним, как один из героев произведения Н.Носова учился сочинять стихи.

(Чтение отрывка из книги Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей” “ Как Незнайка сочинял стихи”. – смотри слайды , или инсценирование этого отрывка, или просмотр мультфильма) (СЛАЙД 5-7)

“Однажды незнайка пришёл к Цветику и сказал:

– Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

– А у тебя способности есть? – спросил Цветик.

– Конечно, есть. Я очень способный, – ответил Незнайка.

– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?

– Рифма? Нет, не знаю.

– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

– Понял.

– Ну, скажи рифму на слово “палка”.

– Селёдка, – ответил Незнайка.

– какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

– Этого мало, – сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.

– Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха – ха – ха!

– Ну, придумай рифму на слово “пакля”, – сказал Цветик.

– Шмакля, – ответил Незнайка.

– Какая шмакля? – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?

– А разве нету?

– Конечно, нет.

– Ну, тогда рвакля.

– Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.

– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – обьяснил Незнайка.

– Врёшь ты всё, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

– А если я не могу подобрать другого слова?

– Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

– Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.

– Сейчас, – согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя в потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

– Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

– Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.

– Ну, способный, способный, только отстань! – сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.”

РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк. (СЛАЙД 8)

V .Закрепление полученных знаний.

А). Игра “Подбери рифму”.

1. – Давайте и мы поможем Незнайке подобрать рифмы к словам. (СЛАЙД 9)

Селёдка шарик крючок лодка
Стрелка сачок оса барабан
Фонарик лиса книжка лягушка
Тарелка морковка мишка стакан
Ракушка верёвка

2. А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Cлайд 10)

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

3.Рифмы – обманки (слайд 11)

Три ёлки выросли стеной –
В рощице берёзовой.
Все иголки до одной
У них по цвету ……. (зелёные)
Помидор большой и спелый.
Погляди какой он ……. (красный)
Слон, увиденный Виолеттою,
Был не розовый, а ……. (серый)
Нашёл пять ягодок в траве.
И съел одну. Осталось …… (четыре)
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две – всего …… (пять)
Знает даже иностранец:
Всех в лесу хитрее …..(лиса)

Б). 1. Слово учителя : из истории БУРИМЕ. (слайды 12-13)

– В 1864 году знаменитый автор “Трёх мушкетёров” Александр Дюма организовал на страницах парижского журнала “Петит журнал” необычный конкурс. Участники должны были придумать стих с заранее задуманными рифмами. Конкурс вызвал небывалый ажиотаж, и уже в следующем году Дюма опубликовал стихи 350 его участников отдельной книгой.

Игра, предложенная Дюма читателям журнала, называлась БУРИМЕ. (слайд)

Буриме-это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы (обычно шутливого характера).

Любопытно, что это чисто французское изобретение появилось задолго до конкурса Дюма благодаря одной пропаже. Живший в первой половине XVII века некий поэт Дюло сообщил однажды друзьям о потере рукописи, якобы содержащей 300 сонетов. Мало кто из присутствовавших поверил в возможность написания такого огромного количества стихов, и тогда Дюло пояснил: вообще-то говоря, полностью сонеты не написаны, зато он подобрал к ним заранее рифмы. Посмеявшись над чудаком, друзья решили помочь бедняге и написали несколько шутливых сонетов на сохранившиеся в памяти Дюло рифмы. Игра всем понравилась и в последствии распространилась на другие стихотворные формы. Так появилось буриме, ставшее в последующие двести лет самым модным (наряду с шарадой) салонным развлечением французской аристократии.

В XVIII веке буриме проникло и в Россию, где увлечение этой игрой достигло расцвета в первой половине XIX века. Незаурядными буримерами проявили себя известные в те времена поэты В. Л. Пушкин (дядя А. С. Пушкина), А. А. Голенищев-Кутузов, Д. Д. Минаев и другие.

Именно в XX веке буриме перестало быть чисто салонным или домашним развлечением, выйдя на подмостки клубов и концертных залов. Появились настоящие профессионалы буриме, в считанные секунды составляющие весьма удачливые стихотворения на заданные зрителями рифмы. Замечательным мастером такого рода эстрадных представлений был автор любимой многим сказки “Три толстяка” Юрий Карлович Олеша.

В наше время некоторые конферансье и артисты эстрады также с успехом играют со зрителями в буриме. Иногда устраивают конкурс буримеров популярные газеты и журналы. И пусть участники конкурса не всегда демонстрируют отточенную поэтическую технику – не это главное.

Ведь буриме позволило им хотя бы на время превратить довольно трудное дело, сочинение стихов, в весёлую и увлекательную игру, украсить монотонные будни интересным и ярким развлечением…

2. Придумать стихотворение с рифмами: (СЛАЙД 14)

    Гномик – домик
    Кошка – окошко

3. Работа по карточкам .

– Помоги Незнайке составить сказки, подбирая правильно рифмы.

Карточка 1.

Мой друг Кук

Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на ________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо из ________ . И греет ноги в воде, в большущей __________ .

Работу Кук пляшет
Банки сковороде

Карточка 2.

Кот Федот

Вот кот Федот, у него пушистый _______ . У него пушистые лапки, он любит красивые _______ . От испуга он, пискнув негромко, с головою ныряет под _______ . К Федоту вернётся покой, если Федота погладить _______ . Кот ест только булки и пышки, а все друзья его – _______ . Друзья играют в бейсбол, хоккей, волейбол и _______ . Будь это поле, бассейн или корт, они обожают игры и _______ .

Живот коврик шапки спорт
Рукой футбол мышки

Карточка 3.

Свинка – картинка

Наша толстая свинка хороша как _______ . Если рядом нет папы и мамы, свинка роет глубокие _______ . Свинка машет лопатой от рассвета и до _______ . Однажды, в трагический миг, она уронила в яму _______ . Далеко отбросив лопату, свинья позвала _______ . Получив обратно парик, свинка устроила пляски и _______ . Ей эксковатор больше не нужен – они с водителем сели за _______ .

Заката картинка парик ужин
Крик ямы экскаватор

Карточка 4.

Кура по имени Шура

Наша сестрица – важная _______ . Она рисует всякие штучки большой фиолетовой _______ . Напевая весёлые песни, Шура пишет красивую _______ . Храбрая Шура (будь что будет) покажет работу серьёзным _______ . Они предложат отличную цену, но Шура прибьёт картину на _______ .

Ручкой птица десять
Людям стену

Карточка 5.

Сашка – букашка

Вот букашка по имени _______ . Сашка очень упрямый и не слушает _______ . Сашка живёт хорошо: он залез в цветочный _______ . В летний солнечный день он забирается в _______ . Букашки смотрят волшебные сны от самой осени и до _______ .

Маму Сашка горшок
Тень весны

Карточка 6.

Птенец Пилот

Птенец по имени _______ . Обычных крошек не _______ . Он заведёт свой _______ . И в сетку тучи _______ . Пускай его дождём _______ . Он их на землю ________ .

Самолёт Пилот соберёт зальёт увезёт клюёт

VI . Заключительное слово учителя.

– Мы попытались попасть в Стихландию, увидели, как это интересно и вовсе не просто. Для того чтобы Стихландия открыла нам свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться. Но если вы будете знать законы Стихландии, будете часто туда попадать, вы лучше будете понимать красоту, природу, других людей.

Стихландия открыта для каждого. Она ждёт вас!

VII. Обобщение информации

.

– Чем стихотворная речь отличается от прозаической?

– Что такое ритм, рифма, стопа?

– Что такое буриме?

IX. Домашнее задание.

  • Выучить термины (ритм, рифма, стопа, буриме).
  • Составить стихотворения по рифмам.
  • Океан – уши конь – гармонь
    Ураган – суши огонь – ладонь
    Стакан – банан Наташка – чебурашка
    Карман – обман сок – молоток
    Кружка – подружка кошка – ложка
    Лягушка – частушка окошко – немножко

    Стихотворение С.Я.Маршака “Обезьяна”

    Приплыл по океану
    Из Африки матрос,
    Малютку-обезьяну
    В подарок он привёз
    Сидит она, тоскуя,
    Весь вечер напролёт
    И песенку такую
    По-своему поёт:
    “ На дальнем жарком юге,
    На пальмах и кустах,
    Визжат мои подруги,
    Качаясь на хвостах
    Чудесные бананы
    На родине моей.
    Живут там обезьяны
    И нет совсем людей”.

    Презентация

    Урок. Закрепление ритмических групп

    Закрепление ритмических групп

    Цель: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
    Задачи:
    1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
    2. Уметь записать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
    3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
    План урока:
    1. Распевка: пение гаммы, опевание, Т5/3, Т6, Т6/4.
    2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
    3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
    Я купила кошке
    К празднику сапожки.
    4. Работа с ритмической тетрадью.
    5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 43.
    6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
    7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
    8. Домашнее задание. Придумай песенку на стихотворение, используя движение по гамме, трезвучию или опевание:
    Выпал снег на поля,
    Побелела вся земля.
    Ход урока:
    1. Распевка: пение гаммы, опевание, Т5/3, Т6, Т6/4.
    Учитель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах мелодии:
    • Пение гаммы с аккомпанементом.
    Учитель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
    • Пение гаммы, опевания, Т5/3, Т6, Т6/4, с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на немой клавиатуре.
    2. Ритмические загадки.
    Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
    Учитель: Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками.
    Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.
    3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
    Я купила кошке
    К празднику сапожки.
    Учитель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.
    Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
    Давайте запишем.

    Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:

    Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание.
    Например:

    Дети предлагают свои варианты.
    Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.
    А теперь споем получившуюся песенку.
    4. Работа с ритмической тетрадью.
    Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два. Молодцы, продолжаем держать пульс. Мы как часы, которые не спешат и не отстают, все движемся ровно, одновременно.
    Теперь все смотрим на ритмическую тетрадь. Я буду менять ритм, а вы должны будете одновременно реагировать.
    Используются варианты группировки четвертей, восьмых, половинной в размере 2/4.
    Молодцы, спокойно садимся.
    5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 44.
    Учитель: № 42. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.
    Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
    Дети: 2/4.
    Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?
    Дети: четверти, восьмые, половинная.
    Учитель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
    Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, а половинная захватывает полностью движение рук вниз и вверх.
    Теперь проговорим нотки вместе с дирижированием.
    Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
    Споем настроечку на звуках мелодии и начнем петь.
    Молодцы.
    Работа с №44 на примере предыдущего.
    6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
    Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам листочки. Посмотрите, чего в них не хватает?
    Дети: Ритма, тактовых черточек.
    Учитель: Правильно. Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
    (Проигрываю два раза).
    Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.
    (Прохлопывают).

    Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?
    Если да, то где?
    Давайте запишем начало и сразу расставим тактовые черточки.
    (Учитель пишет на доске).
    Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.
    (Записывают до конца).
    Что у кого получилось? Говорите, что мне писать.
    (Учитель записывает до конца на доске).
    Теперь давайте проверим. (Пропевают мелодию и хлопают).
    Теперь споем мелодию с дирижированием.
    7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
    Группа делится на две команды.
    Первая команда стучит:

    Вторая:

    Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с музыкой. После учитель просит, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным сопровождением.
    8. Оценки за урок. Домашнее задание.