Психологический тест для контрактников

Содержание

Военный психолог

Работа военного психолога очень отличается от привычного нам образа. Мы даже не представляем себе, как часто безопасность страны зависит от этого специалиста.

Средняя заработная плата: 35500 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 58% Оплачиваемость 55% Конкуренция 64% Входной барьер 45% Перспективы 55%

Военный психолог – специалист, решающий ряд прикладных и исследовательских задач при работе с различными формами психического состояния солдат и офицеров в мирное время при несении повседневной службы и в условиях боевых действий с целью оказания психологической поддержки и помощи личному составу и членам их семей.

История профессии

С первых же организованных боевых действий в истории человечества мотивированность и боевой дух воинов ставились военачальниками во главу угла. Обещание материальной и нематериальной наград в случае победы и наказания в случае поражения, устрашение врага боевой раскраской, криками и пугающими нарядами, личный пример полководца и т.д. – всё это должно было, с одной стороны, оказывать психологическое давление на противника, а, с другой, – настраивать своих солдат на битву. Те руководители, кто учитывал психологическую составляющую, добивались наиболее впечатляющих побед, а их имена оставались в истории.

Однако военная психология как отдельная дисциплина долгое время не находила развития. В полной мере необходимость специалиста, готового не только мотивировать, но и оказать квалифицированную психологическую помощь, была осознана позднее. В XXI веке, когда информация стала рассматриваться как самостоятельный фактор, влияющий на победу, а способы передачи информации многократно умножились, роль психологического контроля возросла.

В России должность психолога полка в Вооружённых Силах была введена только с 1992 года, став следствием анализа воспитательной работы среди личного состава. Немного позднее появились должности психологов батальонов и психологов Центров (Пунктов) психологической помощи и реабилитации.

Однако с 2009 года с военных психологов «сняли погоны», передав должностной функционал гражданскому персоналу с изменением не только статуса, но и формата оплаты труда. Сохранение служебной нагрузки при одновременном снижении зарплат стало постепенно приводить к дефициту кадров. Сейчас в вооружённых силах РФ проводится масштабная реформа, которую планируется завершить к 2020 году. Она предполагает возврат военных на эту должность и структурное расширение института военной психологии.

Описание и характеристика профессии

Всех психологов принято разделять на три условных группы: исследователи, практики, преподаватели. В рамках этого разделения военный психолог в большей степени относится ко второй группе, для представителей которой характерно применение полученных знаний и профессиональных умений на практике в рамках определённой специализации. Деятельность в армейской среде предполагает изучение ситуаций служебной и бытовой жизни военнослужащих, поведения солдат и офицеров в стрессовые моменты, результатов собеседования, тестирования и анкетирования личного состава.

Собранная информация анализируется, и на основе результатов военный психолог устанавливает наличие проблемы и способы её решения. В рамках запланированных мероприятий психолог проводит профессиональный психологический отбор личного состава. В круг его полномочий входит устройство центров психологической разгрузки. Особой формой деятельности считается выступление с лекциями перед личным составом, а также проведение мини-тренингов. О проделанной работе психолог составляет отчёты и рапорты начальству.

В работе психолога в полку возможна частая смена объектов деятельности. Несмотря на высокий темп работы, возникает постоянный дефицит времени, часть которого отнимает заполнение многочисленной документации. В реальности работать приходится не с 8.30 до 17.30, а гораздо дольше. Поэтому психолог должен уметь волевым усилием регулировать и собственное эмоциональное состояние, особенно когда необходимо разрешать конфликтные ситуации.

Полковой психолог действует на всей территории расположения полка и подчиняется заместителю командира по воспитательной работе. Своих подчинённых специалист на этой должности не имеет. Решения о необходимых мероприятиях психолог принимает самостоятельно, но согласовывает их с вышестоящими лицами, поскольку в армии режим военной организации не должен этими мероприятиями нарушаться.

Многочисленные отзывы действующих представителей профессии о своей работе выявляют ряд типичных трудностей с организацией профессиональной деятельности. Так, например, выясняется, что военных психологов регулярно привлекают к деятельности, не связанной напрямую с их обязанностями, в результате чего дефицит времени постоянно накапливается. Под контролем одного специалиста находится порядка 700-1000 человек одновременно, что снижает качество работы с личным составом и не оставляет самим психологам времени на отдых и личную жизнь.

Фактически новые работники сами часто оказываются психологически не готовы к нагрузкам. После реорганизации института военных психологов пришедшие на должность гражданские лица не всегда могут принять армейские порядки и справиться с эмоциональной нагрузкой. В результате этого с учётом не слишком высоких зарплат, особенно у молодых выпускников учебных заведений, происходят постоянные кадровые замены и перестановки.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

До реорганизации института военных психологов специалист при приёме на работу должен был получить образование по специальности ВУС-390200, закончив высшие военные учебные заведения, и пройти 3-месячную стажировку. Кроме того, студенты гражданских вузов, пройдя обучение на военных кафедрах, также могли рассчитывать на эту должность. С принятием изменений и использованием на должности гражданского персонала для последующего трудоустройства достаточно отучиться по специальностям «психология», «психология социальной работы», «психология служебной деятельности».

Помимо многочисленных гражданских учебных заведений, армейских специалистов-психологов учат в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД, в МосУ МВД России им. В. Кикотя в Москве и в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.

В частности, в Военном университете Минобороны РФ можно выучиться на психолога на нескольких факультетах:

  1. Военно-психологический факультет. Был создан в 1994 году, но военных психологов начал готовить с 1996 года. С 1998 года началась подготовка кадров из числа гражданской молодёжи. С 2007 года на военно-психологический факультет был открыт приём для девушек-курсантов, причём конкурс составил порядка 10 человек на место, в результате чего университет стали относить к числу так называемых «ВУЗов для девушек». На факультете производится обучение по специальностям «психология» и «психология социальной работы». После окончания присваивается квалификация «психолог» и «преподаватель психологии».
  2. Внебюджетный факультет. Обучение по специальности «психология» проводится как в очной (5 лет), так и заочной (6 лет) формах. Второе высшее профессиональное образование занимает 3,5 года.
  3. Специальный факультет. Занятия проходят в форме очной и заочной адъюнктуры, докторантуры и др. Помимо специальности «психология», на факультете проводится обучение по специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск».

Среди региональных ВУЗов с военной кафедрой известностью у абитуриентов пользуется Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина.

Профессиональные обязанности

Работа психолога в армии направлена на повышение эффективности военнослужащих и поддержания у них устойчивого морально-психологического состояния. Нормативные документы определяют следующие служебные обязанности:

  • анализ происходящих в полку и подразделениях социально-психологических процессов,
  • изучение психологических качеств личного состава,
  • разработку предложений, направленных на укрепление дисциплины и профилактику правонарушений,
  • оказание психологической помощи тем солдатам и офицерам, которые имеют признаки нервно-психической неустойчивости,
  • помощь военнослужащим и членам их семей в психологической адаптации к условиям военной службы,
  • проведение работы по поддержанию боевой готовности,
  • психологический отбор личного состава,
  • взаимодействие с медицинской службой,
  • методическую работу для обеспечения психолого-педагогической подготовки военнослужащих,
  • создание условий для противодействия негативному психологическому влиянию на личный состав,
  • информирование о проделанной работе и проведённых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

В идеале для решения всех этих многообразных задач психолог должен собрать и обработать информацию об индивидуально-личностных качествах и психологическом состоянии каждого военнослужащего. Это знание, помимо прочего, позволяет ещё и оценить профессиональные возможности военнослужащего, что даёт возможность уточнить для него наиболее продуктивный вид воинской специализации. О своих наблюдениях психолог докладывает начальству, однако распространение информации не должны быть использовано в ущерб военнослужащим и членам их семей.

Кому подходит

На должности военного психолога работают как мужчины, так и женщины, причём с передачей функций гражданскому персоналу женщин стало больше, чем мужчин. На этой работе значительных физических нагрузок нет, но есть постоянное психологическое напряжение, что предполагает у работника обязательную высокую стрессоустойчивость.

Регулярная работа во внерабочее время плохо подходит тем, чьё присутствие постоянно требуется дома. При этом деятельность военного психолога позволяет профессионально самореализовываться, совершенствовать навыки специалиста в широком круге психологических вопросов.

Зарплата военных психологов

До передачи функций военного психолога гражданскому персоналу зарплата служащего зависела от воинского звания, должности, выслуги лет и других факторов, связанных со службой в армии. После этого зарплаты заметно снизились. В некоторых случаях они составляли около 10 тыс. рублей в месяц. Например, среди вакансий есть предложения от 11-12 тыс. руб. в Калининградской, Омской, Самарской, Кировской, Челябинской областях и от 15-17 тыс. руб. – в Хабаровском и Приморском крае, в Вологодской, Новосибирской областях. От 25-30 тыс. рублей вакансии на эту должность практически не открываются.

Как построить карьеру

Раньше карьера психолога в армии всё равно оставалась в первую очередь карьерой офицера с характерными для этого вида деятельности повышениями в звании и получением новых должностей. В вооружённых силах PФ была создана вертикальная система иерархии, которая допускала карьерный рост по психологическому направлению: офицер становился супервизором вышестоящих инстанций, которые контролировали и анализировали деятельность подчинённых военных психологов.

Однако с 2009 года наметилась тенденция к замене статуса. Военные психологи продолжали выполнять свою работу, но уже в качестве «гражданского персонала», что заметно сокращало возможности для построения карьеры.

Поэтому последующий профессиональный рост специалиста часто был связан уже не с армией, а с гражданской деятельностью в государственных и частных компаниях и корпорациях, в тренинговых центрах по подготовке персонала. Применение своим профессиональным навыкам специалист мог найти в перспективных профессиях бизнес-тренера, коуча, медиатора.

Перспективы профессии

Если военным психологам вернут погоны и принятые в армии оклады, профессия сможет быстро восстановить былую привлекательность. Интерес к ней со стороны выпускников профильных ВУЗов и сейчас не ослабевает. А программа реорганизации армии в части обеспечения психологической подготовки личного состава делает эти перспективы реальными. С учётом того, что от готовности и мотивированности солдата в современной армии в повседневной службе и особенно во время ведения боевых действий по-прежнему зависит успех проведения тактических мероприятий, для развития профессии открываются неплохие возможности.

Военный психолог. Хочу быть им…

История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывающие психологические возможности войск, одерживали победу над врагом более многочисленным, вооруженным более современным оружием. Александр Македонский, Наполеон, Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, потому и велики, потому история и хранит их заслуженную славу, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой – психикой бойцов.
В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.
По существу война становится явлением социально-психологическим, так как психологическое содержание приобретают ее цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к определенным действиям), средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихологическое, технопсихологическое, психотронное оружие) и способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.).
Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.
Сказанное выше подчеркивает значение и роль военной психологии в подготовке военнослужащих к защите Отечества, в обеспечении их самоотверженных и умелых действий на поле боя современной войны, в руководстве сражением.
Однако, как отмечал еще в начале прошлого века выдающийся военный психолог Г.Е. Шумков, «военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки, когда она выработает свои научные положения о моментах понижающих и повышающих работоспособность бойца, укажет совместное действие разных моментов на боевую силу; укажет средство борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника».
В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологического противоборства с противником и т.д.
Сегодня в ВС РФ сложился целостный комплекс психологических мероприятий, нацеленный на решение учебных, служебных и боевых задач, который квалифицируется как «психологическое обеспечение воинской деятельности». В его реализации принимают участие многие должностные лица воинских частей (командиры, начальники штабов, заместители командиров частей по воспитательной работе, военные медики и др.), однако центральная роль в этом принадлежит военному психологу.
Военные психологи по призванию, по образу мышления, по профилю деятельности в нашей армии существуют уже второе столетие. Однако лишь в 1992 году появилась профессия «военный психолог». Тогда в российской армии были введены должности психологов полков, а чуть позже – психологов батальонов и Пунктов (Центров) психологической помощи и реабилитации и, таким образом, обозначились контуры целостной психологической структуры. По масштабам задач, ставящихся перед ней, по количеству мест, предназначенных в штатных расписаниях воинских частей для военных психологов, по своему иерархическому строению психологическая структура в нашей армии не знает аналогов в мире, и призвана стать самой мощной ар-мейской психологической службой в истории. Сегодня здесь открыто около 2000 должностей для военных психологов.
За время своего существования система психологической работы в ВС РФ оформилась не только в конкретные структурные элементы, подразделения, но и в целостную «вертикаль», пополнилась профессиональными психологами, обогатилась в методическом и материально-техническом отношении.
С 1994 года начата подготовка военных психологов на военно-психологическом факультете Военного университета. Она осуществляется в соответствии с общегосударственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «психология». За 11 лет деятельности факультета в войска выпущено около 1000 высоко-классных военных специалистов-психологов. В настоящее время подготовка психологов для войск осуществляется в ряде военных вузов.
Особых требований к лицам, поступающим в военные вузы по специальности «психология» нет. Они должны успешно пройти профессиональный психологический отбор (систему тестов), сдать вступительные экзамены по биологии, истории Отечества, русскому языку и литературе (письменно), фи-зической культуре и быть физически и психически здоровыми людьми. Кри-терии профессиональной непригодности заложены в структуру вступитель-ных испытаний.
Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).
Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.
Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».
Так как в ВС РФ выстроена вертикальная система психологических структур, то в качестве супервизоров здесь выступают военные психологи вышестоящих инстанций, которые регулярно анализируют деятельность подчиненных психологов.
Выпускники психологического факультета Военного университета (военные психологи) пользуются высоким спросом во всех отраслях жизнедеятельности российского общества. Уволившись из рядов ВС РФ, они быстро находят себе места для работы в рамках полученной профессии, занимают руководящие должности в коллективах, в которых есть выпускники ведущих психологических вузов России.
Вместе с тем ощущающаяся в ВС РФ нехватка квалифицированных военных психологов (выпускников военных вузов) обусловила восполнение штатного дефицита, во-первых, военнослужащими из числа командного и технического состава без соответствующего образования, после прохождения курсов повышения квалификации в Военном университете и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призываемыми на военную службу. Последний способ насыщения психологической службы специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в частях насчитывается порядка 300 военнослужащих-женщин, а в некоторых военных округах они составляют 20-25% от общего числа военных психологов.
Одновременно в ряде гражданских вузов (например, в Московском го-сударственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском психолого-педагогическом университете и еще в 13 вузах) идет подготовка психологов для Вооруженных сил и психологов запаса по специальным программам.
Понимание особой значимости военного психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ.
Как и на «гражданке» в ВС РФ пока еще не сформировалась культура пользования психологической помощью, помощью военного психолога. Наряду с мифом о всемогуществе психолога, о его способности «видеть людей насквозь», существуют мифы о надуманности и бесполезности этой фигуры в войсках. По-видимому, это связано с тем, что подавляющее большинство лиц, исполняющих обязанности психолога не имеют психологического образования и соответствующей мотивации профессионального роста. Не меньшее значение здесь имеет и специфика возраста основных потенциальных потребителей психологических услуг. В 18-20-летнем возрасте психолог воспринимается скорее как психиатр, а его клиент, как «псих». Поэтому большинство клиентов военного психолога составляют лица из числа тех, кто вызывает беспокойство у командования относительно их способности эффективно выполнять свои функциональные обязанности и взаимодействовать с сослуживцами.
Важнейшим отличием профессиональной карьеры военного психолога является то, что он всегда обеспечен интересной, живой, творческой работой. Начиная с выпуска из вуза и до увольнения в запас, он гарантированно будет иметь место службы по специальности, приемлемый для большинства регионов страны заработок на уровне официальной зарплаты профессора столичного вуза.

Проверка профпригодности военнослужащих

Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор».

Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах).

При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги.

Главная цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих.

Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом.

Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

  • способность управлять массами;
  • самоорганизация и организация подчиненных;
  • самообладание и уравновешенность;
  • умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
  • сообразительность, смекалка;
  • усидчивость;
  • умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
  • развитые логические и интеллектуальные способности;
  • психическая устойчивость;
  • умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Этапы проверки

Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:

  • Психологическое тестирование. Проводят в самом начале, так как доминирующие требования – это обладание подходящим складом ума, характера, темперамента. Проверка направлена на выявление психических и психологических отклонений, нарушений поведения, скрытых форм поведенческих отклонений. Уже на этой стадии учитывается умение быстро принимать решение, мыслить логически, быть спокойным и рассудительным.
  • Медосмотр. Практически ничем не отличается от того, что проходят все юноши, попадающие в военкомат. Независимый эксперт проводит расширенное освидетельствование, для которого важны сильное сердце и здоровые легкие (поскольку контрактника с перспективой стать офицером ожидает повышенная нагрузка).
  • Полевые испытания. Предполагает прохождение полосы препятствий с многочисленными преградами за ограниченный промежуток времени. На практике распространена командная работа, позволяющая выявить лидерские качества и способность налаживания контакта с подчиненными.

Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно. Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру.

Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.

Вопросы теста и ответы к ним

Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого.

Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут.

СПРАВКА! Создатель теста для выявления нервно-психологической устойчивости (НПУ) военных – Рыбников В. Ю., поэтому в народе распространено название «анкета Рыбникова».

Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-«.

Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов, любые, они предназначены для определения поведения, душевного/морального состояния человека в неординарной ситуации

Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:

  • наилучшим считается показатель, не превышающий 18 баллов – такие данные свидетельствуют о высоком уровне НПУ и исключении нервных срывов;
  • 19-32 балла говорят о среднем уровне психологической устойчивости – при том, что человек находится в стабильном моральном состоянии, сохраняется риск появления срывов или потери контроля в опасных ситуациях;
  • 33 и выше – показатель неустойчивой психики, рекомендована консультация невропатолога, психиатра. С таким вердиктом можно и не мечтать о звании офицера.

Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:

  • Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  • Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
  • Счастливей всего я бываю, когда я один.
  • Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
  • Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

ВНИМАНИЕ! Тестирование применимо не только к призывникам и абитуриентам военных вузов. На практике профотбор распространен во всех силовых структурах (МВД, МЧС, подразделения полиции) причем как с потенциальными сотрудниками, так и с действующими.

Разновидности и категории соответствия

Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования).

Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири. С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д. Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.).

Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей.

Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам.

Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:

  • «МИОМ–3» – аналогии;
  • «МИОМ–4» – категоризация;
  • «МИОМ–5» – арифметический тест;
  • «МИОМ–6» – установление числовых закономерностей путем построения логических рядов;
  • «МИОМ–7» – фигуры (навыки мысленного оперирования фигур на плоскости);
  • «МИОМ–8» – кубы (по аналогии с предыдущим, различие в том, что фигуры предложены объемные и в трехмерном пространстве);
  • «МИОМ–9» – память (анализируют способность запоминать и обрабатывать информацию).

Заполненные бланки обрабатывают специалисты с профильным образованием (психологи) и присваивают категорию, раскрывающую уровень потенциала военнослужащего. Всего выделяют 4 категории:

  • Мужчина с первой категорией рекомендован в первую очередь, так как он способен быстро воспринимать новую информацию, обучаться различным навыкам.
  • Вторая категория положена просто рекомендованным, в ответах которых присутствуют погрешности (с психологической и логической точек зрения) и отстают от первой категории.
  • С третьей категорией человек рекомендован условно.
  • Обладатели четвертой категории не рекомендованы к прохождению службы и заниманию высокой должности.

Психологический тест – не единственное, что ожидает претендентов на офицерские звания. Также проводят беседы в форме собеседования, где психологи задают свои профессиональные вопросы

Реально ли подготовиться к тесту

Ответственные военные хотят заранее подготовиться к тестированию, а лучше – обзавестись готовыми ответами. В интернете создано немало сайтов, предлагающих помощь в предоставлении готовых решений к тестам государственного образца (естественно, не на бесплатной основе). В большинстве случаев так обогащаются мошенники.

Даже если вы заучите ответы на вопросы, велик риск несовпадения заданий. Учитывайте, что любая хитрость раскроется (например, отсутствие лидерских качеств быстро проявится). Перед прохождением тестирования в военкомате каждый желающий может пройти самотестирование на официальном сайте Министерства обороны РФ в онлайн-режиме.

Таким образом, тесты на профпригодность для контрактников, претендующих на получение офицерских чинов, – один из трех обязательных этапов проверки. Сдают их не все призывники, а только те, кто планирует обучаться в военных вузах или получать звание офицера в будущем.

Проводятся обычно в военкоматах независимо от действия призывной кампании. Все, что требуется от мужчины – сообщить в военный комиссариат о желании прохождения тестирования. В подразделениях Вооруженных сил России (МЧС, МВД, полиция и др.) тесты на профпригодность периодически сдают и действующие сотрудники.

>Армейский тест на психику. Армейский психологический тест.

Армейский тест на психику. Армейский психологический тест.

Это — психологический тест, который должны сейчас проходить все финские новобранцы: как мужчины, так и женщины. Задача теста — выявить потенциальные проблемы в голове у солдат, чтобы медики и командиры более внимательно к ним присматривались во время службы.

Идея теста очень проста. Новобранец смотрит на лист и называет числа, расположенные внутри кружков. В том случае, если новобранец видит числа во всех шести кружках — он здоров. В случае если будущий солдат не видит числа сразу в нескольких кружках, его следует проверить на цветовую слепоту — дальтонизм. А если новобранец не видит цифры , внимание, только в одном кружке, то у него, возможно, могут развиться следующие проблемы.

Не виден круг 1. повышенная агрессивность, конфликтность. Рекомендуется много внимания уделять контрастному душу и физическим упражнениям.

Не виден круг 2. снижены умственные способности. При прохождении службы в общих родах войск дополнительных мер не требуется.

Не виден круг 3. гастеримаргия (обжорство. Усиленный паёк, больше физических упражнений, противопоказана сидячая работа и работа на кухне.

Не виден круг 4. садизм. При лёгкой форме рекомендовано назначение в преподавательский состав, при тяжёлой форме — в дисциплинарный отдел.

Не виден круг 5. уверенный, сильный, волевой дух. Дополнительных мер не требуется.

Не виден круг 6. шизофрения. Полная проверка у психиатра рекомендуется.

Армейский тест на психику правильный 40 вопросов. 11 психологических тестов, которые стоит пройти каждому

Эти тесты помогут оценить состояние психического здоровья, уровень интеллекта, близость депрессии, ваш темперамент и многое другое. Может вы на грани срыва? Почему в голову лезут ТАКИЕ мысли? Почему так тяжело на работе? Почему плохо сплю? И ещё в тысяче других вопросов поможет разобраться психология.

Цветовой тест Люшера

Тест позволяет провести быстрый анализ личности на основе информации, полученной при простом выборе цветов. Фактически, это моментный тест, полезный для определения состояния человека в конкретный момент

Пройти тест Люшера

Тест «Пятна Роршаха»

Тест для исследования психики и её нарушений. Эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. В то же время он помогает психологу и психиатру получить очень важные данные для диагностики личности и её нарушений.

Пройти тест Роршаха»

Тесты на темперамент и другие аспекты личности

Тест Айзенка на темперамент позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости.

Пройти тест Айзенка на темперамент .

Портретный тест Сонди известен также как тест портретных выборов

Пройти портретный тест Сонди .

Я-структурный тест Аммона был придуман немецкой школой психоанализа и психиатрии, адаптирован ведущими учеными Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева. И представляет из себя опросник, по результатам которого возможно оценить многие психологические аспекты личности.

Пройти Я-структурный тест Аммона (более 200 вопросов!)

Тесты на определение уровня интеллекта

Тест Айзенка на интеллект. Это один из самых известных тестов, который поможет определить уровень IQ.

Пройти тест Айзенка

Тест Рейвена предназначен для распределения испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста: Джон Рейвен и Л. Пенроуз

Пройти тест Рейвена

Тесты на нервно-психическую устойчивость и депрессию

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.

Пройти тест ЛВМА

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич)

Пройти тест на выявление невротических состояний

Тест депрессии Бека предложен в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

Пройти тест Бека

Опросник для определения депрессии разработан в НИИ психоневрологии им. Бехтерева для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии.

Армейский тест на психику русский. Армейский тест на психику

analitic в Армейский тест на психику

Сможете назвать все числа, помещенные внутрь кругов? Если вам удалось определить все числа, поздравляем! Вы абсолютно здоровы, и у вас отсутствуют какие-либо отклонения. Обратите внимание на то, что если вы абсолютно не восприимчивы к этим рисункам или же вы распознали всего лишь одну цифру из представленных шести кругов, то у вас цветовая слепота, и тест проходить бессмысленно. Если вам не удается увидеть число из какого-то одного круга, а все остальные вы называете, возможно, у вас психическое нарушение.
Итак, если вы затрудняетесь назвать цифру:
Круг 1:
Как правило, те, кто не могут разглядеть цифру в первом круге, обладают конфликтным поведением. Порой они излишне агрессивны. Рекомендации: холодный душ и спортивные упражнения. Лучше всего нагружать таких новобранцев различными спортивными упражнениями и предоставлять им повышенную физическую нагрузку. Таким образом, усталость, вызванная спортом, притупит излишнюю агрессивность. Желание ввязываться в драки и ссоры и скандалы должно заметно поубавиться.
Круг 2:
Если вы не может разглядеть цифру во втором круге, это говорит о низком уровне интеллекта. Однако для новобранца это не страшно. Заниженные умственные способности не представляют никакой опасности для окружающих. Здесь речь не идёт ни об агрессивности, ни о повышенной эмоциональности. Поэтому в этом случае дополнительных мер или советов не требуется.
Круг 3:
Если испытуемый не способен различить число в третьем круге, скорее всего он страдает от переедания. Обжорство или гастеримаргия –это также психическое расстройство, когда человек не может остановиться при виде еды и начинает есть всё, что только видит. Рекомендации: увеличение физических нагрузок, сидячая работа противопоказана, так как в этом случае, она может привести к ожирению. Ограничения в еде не рекомендуются. Наоборот, такие новобранцы могут есть сколько им хочется, но при этом, они должны выполнять ряд усиленных физических упражнений, которые будут способствовать сжиганию лишних калорий. В результате чего увеличение веса не будет происходить.
Круг 4:
А вот те, кто не способны различить цифру в четвертом круге, представляют реальную угрозу для общества. У таких людей наблюдается склонность к садизму, они могут быть излишне агрессивными. Рекомендации: за такими новобранцами рекомендуется пристальное наблюдение и консультации психологов.
Круг 5:
Если испытуемый не может разглядеть цифру в пятом круге, вполне возможно, что его привлекают люди одного пола с ним. Рекомендации: каких-либо особых мер не требуется. Человек не представляет никакой угрозы для общества.
Круг 6:
И наконец, тот, кто не может разглядеть цифру в последнем шестом круге, представляет реальную опасность. Скорее всего, этот человек –шизофреник. Рекомендации: в том случае необходима полная проверка у психиатра. В случае подтверждения диагноза шизофрении рекомендуется находиться под полным наблюдением специалистов.

Тесты на психику для детей. Топ-7 популярных психологических тестов для детей

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.

Армейский тест на психические отклонения. Армейский тест на психические отклонения (шизофрения, садизм и пр.)

Хотите проверить себя на скрытые психические отклонения? Тогда пройдите тот тест, который некогда проходили новобранцы Финской армии. И не удивляйтесь интерпретации теста. Ведь он создан специально для призывников.

Техника теста проста.

Надо распознать числа, нарисованные внутри кругов.
Если вы нормально видите все цифры во всех кругах, у вас нет никаких отклонений.
Если вы не можете назвать цифры более, чем в одном круге, у вас имеет место цветовая слепота.

Но вот если вы не видите лишь одну цифру в одном кружке, скорее всего, у вас присутствует одно из следующих отклонений.

Круг №1.
Неспособность увидеть цифру первого круга указывает на высокую агрессивность и склонность к конфликтности. Такого новобранца следует как можно больше утомлять физическими упражнениями, чтобы он не донимал сослуживцев.

Круг №2.
Если тестируемый не может понять, что нарисовано во втором круге, у него крайне невысокие интеллектуальные способности. Однако для окружающих это не опасно. Испытуемый вполне годен для того, чтобы проходить службу в общих родах войск.

Круг №3.
Те, кто не видят изображения третьего круга, любят поесть вне всякой меры. У них можно диагностировать гастеримаргию, или обжорство. Таких солдат надо очень хорошо кормить, но вот служба на кухне им противопоказана. Нельзя их держать на сидячей работе, так как требуются интенсивные физические нагрузки.

Круг №4.
Те, кто не видит цифру в четвертом круге, весьма опасны. У них садизм. За такими с первых дней их службы нужен глаз да глаз.

Круг №5.
Люди, не способные увидеть цифру в круге под номером пять, имеют склонность к гомосексуализму. Для сослуживцев не опасны, хотя и могут при некоторых обстоятельствах демонстрировать слабо контролируемое влечение к ним.

Круг №6.
Самый опасный. По-видимому, у тестируемого шизофрения. Его требуется немедленно отправить к психиатрам.

Если вам понравилось, покажите друзьям этот тест! Две минуты на результат они точно найдут! Они за это будут вам благодарны. Оставляйте свои комментарии согласны ли вы с результатами.

Видео Армейский тест! Узнай, есть ли у тебя проблемы с ПСИХИКОЙ!

Тест на проблемы с психикой. Онлайн тест на предрасположенность к психическим расстройствам

Многих людей волнуют вопросы сохранения или диагностики психического здоровья, но не каждый желает признаваться в этом окружающим. Поэтому самым популярным способом узнать, есть или нет у вас какие-либо проблемы с психикой, является клинический тест на психические расстройства. О чём же может рассказать этот тест, и на что опирались авторы теста при его создании?

Разработка данного теста была обусловлена тем, что в современном обществе заболевания психики перестали быть каким-то диковинными болезнями. Сегодня от тех или иных психических проблем страдает огромное число людей. Так, серьёзные нарушения (такие как шизофрения, психозы или неврозы) ежегодно диагностируются или подтверждаются у 5-7 процентов населения. Однако психические расстройства не обязательно проявляются в виде болезней психики, таких как психозы или неврозы. Также это могут быть пограничные состояния, либо нарушения мироощущения и поведения при отсутствии каких-либо видимых изменений нервной системы человека. От таких форм психических расстройств страдает от 15 до 23 % современных людей. Самыми распространёнными формами таких нарушений считаются депрессия и разнообразные фобии.

Симптомы нарушенной психики очень разнообразны, они во многом зависят от причины, вызвавшей конкретное расстройство. Однако существуют определённые физические симптомы, которые характерны практически для всех заболеваний психики. К таким симптомам относят пониженный фон настроения, разнообразные нарушения сна и аппетита. Эти симптомы могут быть выражены в разной степени при разных видах таких отклонений в психике, но встречаются практически у всех больных людей.

Зная об этой особенности симптоматики, психиатры разработали специальный клинический тест на определение предрасположенности человека к психическим расстройствам. Теперь у вас есть превосходная возможность узнать о состоянии своей психики, а также о причинах, вызвавших подобное состояние. А кроме того вы можете определиться, консультация какого специалиста будет вам наиболее полезна. Однако не стоит забывать, что не стоит делать поспешных выводов на основании одного лишь теста. Прежде пройдите аналогичные тесты, и только если результат будет совпадать, обязательно обратитесь за помощью к психотерапевту для уточнения диагноза.

Если у Вас остались вопросы, то обязательно проконсультируйтесь с психотерапевтом для уточнения диагноза.

Армейский тест на профпригодность. Категории профпригодности кандидатов

Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя вуза, вопросы профотбора в военное училище составляют профессиональные военные психологи. Министерством обороны РФ было разработано специальное руководство по данному вопросу. В полном соответствии с указаниями, представленными в данном положении, и выполняется профотбор в военное училище. Тесты направлены на выявление отклонений в психике абитуриентов, неумении адекватно вести себя при попадании в экстремальные ситуации. Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров потенциального слушателя военного училища:

  • мотивация к обучению в военном вузе;
  • адекватность представления о специфике будущей профессии;
  • оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
  • присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики.

Выполняют психолого-профессиональный отбор путем анализа документов, которые включены в личное дело потенциального кандидата на зачисление в военное училище. Кроме того, психологи анализируют его поведение, проводят собеседование, предлагают разные виды тестирования.

Медицинский тест на психику. Профессиональный тест на психическое состояние

Помимо физического здоровья немаловажное значение для человека имеет его состояние психики. Те люди, у которых психологическое состояние находится в норме, всегда имеют хорошее настроение, обладают отличным чувством юмора и наполнены позитивом. Они активно проявляют себя во всех сферах своей жизни, предпочитая действовать, а не сидеть на одном месте и переживать о том, что может с ними произойти.

Обычно повышенное психическое напряжение развивается у людей, попавших в сложные жизненные ситуации, или вынужденных заниматься непривычной деятельностью. Негативное психологическое состояние может быть спровоцировано как отрицательными, так и положительными переживаниями.

В любом случае, психологическое напряжение влияет на физиологические изменения во всём организме человека, а также вызывает нервное психическое состояние. Психологические проблемы часто вызывают высокую утомляемость, общую слабость, разнообразные расстройства психики, сильную тревогу и всевозможные фобии, заниженную самооценку, а также постоянное ожидание неудач. Длительные либо достаточно часто повторяющиеся психологические стрессы могут даже привести к серьёзным заболеваниям психики, например неврозам или психозам.

Если вы начали замечать, что в последнее время стали слишком раздражительны либо, напротив, вас периодически одолевает депрессия либо апатия, то вам надо задуматься о своём психическом состоянии. А разобраться в этой проблеме отлично помогают специально разработанные психологические тесты, например предлагаемый ниже профессиональный тест, состоящий всего из двадцати вопросов. Пройдя этот тест, человек может быть уверен, что получит достоверную информацию, поскольку основан он на наиболее часто появляющихся симптомах разбалансированной психики. Итак, каково же ваше психическое состояние? Пройдите этот тест, и узнайте!

Страшные тесты на психику. 10 проверенных тестов по психологии, которые можно пройти онлайн

    Проводить психологические тесты и корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Но все же существуют некоторые авторитетные тесты, которые могут помочь вам самостоятельно заглянуть в глубины своего сознания.

    AdMe.ru собрал 10 наиболее известных психологических тестов ХХ века, которым можно доверять.

    • Тест СМИЛ — Тест, определяющий разные стороны вашей личности: начиная от склонности к шизофрении, заканчивая тягой ко лжи. По этому тесту можно буквально вас прочитать, именно поэтому к нему зачастую прибегают при приеме на работу.
    • Опросник невротизации — Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний и их проявлений. Поверьте, благодаря этому тесту вы можете найти то, что вас беспокоит.
    • Тест Люшера — Всем известный цветовой тест расскажет о вашем эмоциональном состоянии, степени тревожности и скрытых внутренних проблемах. Примечательно, что на разных этапах жизни люди выбирают разные цвета.
    • Многофакторный личностный опросник Кеттела — Делает глубокий анализ вашей личности. Тест настолько точен, что даже был использован даже при приеме в некоторые подразделения военных сил США.
    • Шкала депрессии Аарона Бека — Название говорит само за себя.
    • Тест Сонди — Выявляет предрасположенность к определенным психическим заболеваниям, которая, к слову, есть у каждого человека, и на ее основе дает рекомендации по личностной самореализации. В тесте нужно выбирать портреты, некоторые из которых давят на психику людей. Проверьте свою.
    • Тест Роршаха — Тест для исследования личности по чернильным пятнам. Известен также под названием «пятна Роршаха». Ваши ассоциации смогут многое о вас рассказать.
    • Тест Мюнстерберга — Эту методику иногда используют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности, концентрации и высокой помехоустойчивости. В заданиях вам нужно найти слова в сплошных строчках. Кажется, что это легко, а справится могут далеко не все.
    • Тест фрустрации Розенцвейга — Тест предназначен для исследования вашей реакций на неудачу и способов выхода из сложных ситуаций. В заданиях представлены картинки с различными жизненными ситуациями, из которых вам нужно найти выход.
    • Я-структурный тест Аммона — Тест выявляет основные личностные функции: агрессия, тревога, страх, ваши отграничения, нарциссизм и сексуальность. Узнайте, что управляет вами.

>Психолог в армии. Тестирование призывников

Методы обследования

Тестирование в военном комиссариате проводится с применением тестовой батареи, в которую входят: «S-test» – графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» — для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов. В целом тестирование даёт наиболее общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы.
Перед проведением тестирования психолог проводит вводный инструктаж, после чего необходимо убедиться в том, что все задания поняты правильно и что мотивация у обследуемых призывников конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. В редких случаях такая мотивация отсутствует (возможен отказ от тестирования либо несерьёзное отношение со стороны отдельных обследуемых), тогда перед психологом встаёт задача мотивировать призывников на проведение обследования. В ряде случаев у тех обследуемых, которых приходилось мотивировать дополнительно, результаты тестов оказывались выше, чем у остальных. Однако трудно сказать однозначно, действительно ли повышалась направленность на военную службу или проявлялся феномен позитивной саморепрезентации: возможно, психолог становился для этих обследуемых референтным лицом. Другая проблема – неправильное понимание смысла вопросов или сложности с их интерпретацией – возникает в тех случаях, когда обследуемые стесняются обращаться к психологу за разъяснением.
Индивидуальное собеседование проводится с каждым призывником в свободной форме и направлено на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. До начала беседы психологу целесообразно ознакомиться с документами призывника и отметить те факты, которые требуют внимания или уточнения. При проведении собеседования задаются в произвольной последовательности вопросы, касающиеся нервно-психической устойчивости, воинской профпригодности и общих познавательных способностей. Эффективность во многом определяется способностью психолога расположить к себе собеседника: он должен почувствовать искренний интерес к себе; недопустимо строить беседу в форме допроса. Важно помнить, что задача психолога – не только получить ответ, но и оказать положительное воздействие на собеседника, так как его отношение к военной службе ещё только формируется, и любая деталь может оказаться значимой, особенно для эмотивных личностей. Структура беседы примерно следующая: вводная часть – установление контакта, создание доверительной атмосферы, если нужно – снятие ситуативного напряжения; основная часть – получение необходимой для ППО информации; заключительная часть – уточнение наиболее важных деталей. В процессе беседы желательно выявить, насколько молодой человек способен реально оценивать свои способности и возможности: самооценка, помимо адекватной, может оказаться завышенной или заниженной. Завышенная самооценка проявляется в излишней самоуверенности, хвастливости, частом «яканье»; заниженная самооценка сопровождается неуверенностью, фрустрированностью, застенчивостью, тревожностью.
Наблюдение за поведением обследуемого призывника в процессе проведения ППО включает оценку моторики, различных эмоциональных проявлений, отдельных высказываний, а также целенаправленный анализ поведения с целью обнаружения индивидуально-психологических особенностей личности. Так, наблюдение даёт дополнительную информацию о характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли молодой человек вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны ответы, велик ли его словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Фиксируются и анализируются особенности поведения: сдержан юноша или демонстративен, присуща ли ему обидчивость, робость, развязность, суетливость, как выражены вегето-сосудистые реакции.
В процессе наблюдения фиксируются единичные признаки недостаточной сообразительности и низких когнитивных способностей: молодой человек задает вопросы не по существу (иногда нелепые), у него на лице написано недоумение, растерянность, ответы на вопросы демонстрируют примитивность суждений, во время тестирования он делает попытки записывать инструкции психолога, обратиться за разъяснениями к соседу.
Отдельные признаки низкой направленности на службу и снижения дисциплины могут проявляться в репликах во время ППО, шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются внешние признаки эмоциональной неустойчивости: изменения мимики, тревожность, озабоченность, напряжения мышц, резкость движений, хрипота или заикание, вопросы и ответы, чрезмерно эмоционально окрашенные.
Наблюдение также помогает определить «лучших» кандидатов на службу: они не задают лишних вопросов, выполняют задания спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам.
Результатом ППО является комплексное заключение о профессиональной пригодности призывника, которое интегрирует уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую устойчивость и военно-профессиональную направленность.

Оценка общих познавательных способностей (ОПС)

Это наиболее простое звено в процедуре ППО, так как данные тестов и беседы дают достаточно чёткие результаты, не зависящие от искренности обследуемого. В случае сомнений психолог задает дополнительные вопросы на темы ОПС. Целью дополнительного обследования может стать выявление лиц с повышенной утомляемостью при незначительных тестовых нагрузках либо с отсутствием элементарных знаний школьной программы. В отдельных случаях у призывников встречается непонимание таких понятий, как «процент», «радиус», «корень»; некоторые обследуемые не читают художественной и научно-популярной литературы, плохо понимают смысл пословиц, басен, поговорок. Это в основном характерно для молодых людей из семей с педагогически несостоятельными родителями, в которых снижен общий культурный уровень.
Большинство призывников при обследовании показывает нормальный уровень ОПС. Однако распространённое явление – недостаточный словарный запас, употребление речевых штампов, примитивность высказываний и нелогичность суждений. Кроме того, обследуемые могут невнимательно читать, не до конца понимать смысл вопросов, неправильно их интерпретировать при вполне нормальном уровне ОПС, поэтому по ходу беседы целесообразно убедиться в правильности понимания вопросов.

Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ)

Она проводится с целью раннего выявления состояний психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения.
Это основное направление психологического обследования в военном комиссариате при проведении ППО.
Диагностика НПУ – сложная задача, так как всегда трудно определить, являются ли проявленные признаки неустойчивости свойством личности молодого человека или реакцией на незнакомую обстановку. Уровень НПУ – не абсолютно стабильное, навсегда данное человеку свойство; это совокупность врождённых и обусловленных влиянием внешней среды свойств личности.
При проведении ППО психолог ориентируется на 4 уровня НПУ: высокий – соответствует повышенным требованиям к психическому здоровью; хороший – нервно-психические срывы маловероятны; удовлетворительный – срывы вероятны при значительных психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях; неудовлетворительный – высокая вероятность срывов, признаки психической неустойчивости.
Отрицательными признаками, выявляемыми в процессе ППО, могут быть: плохие взаимоотношения в семье и коллективе, преобладание подавленного или беспричинно приподнятого настроения, навязчивые мысли и движения, тяжёлые переживания даже по незначительным поводам, колебания эмоционального фона, излишняя тревожность, отсутствие дружеских контактов, несоблюдение общепринятых норм поведения, ипохондрия, частые конфликты с окружающими и другие. Важно своевременно отличить асоциальный тип личности, у которого нет проблем с НПУ, от типа личности с явно сниженной социальной адаптацией и низким уровнем НПУ.
При диагностике НПУ правильное понимание вопросов должно быть предметом пристального внимания психолога. Так, непонимание обследуемых вызывают словосочетания: «подавленное настроение», «обречённый человек»; пропускается частица «не»; смысл утверждения «Мои руки ловкие» истолковывается как склонность к воровству.
Не менее серьёзная задача – построить обследование таким образом, чтобы получить искренние правдивые ответы. С этой целью психологу желательно задавать вопросы в скрытой форме или косвенно, например: «Как Вы относитесь к участию в уличных драках и скандалах?» Причиной неискренних ответов может быть стремление дать социально желаемые ответы, показать себя с наилучшей стороны; конформизм, выражающийся в подсознательном стремлении следовать «общепринятым стандартам»; демонстративность личности, при желании получить одобрение психолога или показать свою исключительность. В то же время абсолютно искренние ответы могут быть вызваны полным безразличием к обследованию и свидетельствовать об отсутствии конструктивной мотивации у обследуемых. В тестировании НПУ предусмотрена шкала искренности, дающая дополнительную информацию. При наличии любых сомнений в правильности диагностики психологу необходимо задать уточняющие вопросы. В целом НПУ большинства призывников находится на хорошем уровне.

Оценка военно-профессиональной направленности (ВПН)

Она предусматривает распределение призывников по конкретным воинским специальностям, а также позволяет составить представление о направленности на военную службу в целом. О высокой направленности призывника свидетельствует положительное отношение к службе, желание приобрести конкретную специальность за время ее прохождения, наличие определённой жизненной стратегии и реальной цели. Большинство призывников, прошедших мероприятия ППО, готовы проходить службу вдали от дома, с пониманием относятся к необходимости подчиняться в соответствии с воинскими уставами.
Отдельные призывники (имеющие негативный опыт социализации в семье и учебных заведениях либо склонные к ипохондрии) высказали тревожное и негативное отношение к службе, что может затруднить их контакты во время прохождения службы. Именно поэтому на данном этапе психологу важно выявить личностно-эмоциональные девиации и факты педагогической запущенности. О низкой направленности на службу может свидетельствовать нежелание проходить службу и обучаться конкретным специальностям, а также отрицательное отношение к необходимости подчинения. Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушения норм поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении к собственной судьбе (такой молодой человек чаще всего нигде не работает и не учится). Отрицательными признаками также являются: низкая дисциплинированность, высокая конфликтность, безответственность, отсутствие реальных жизненных планов. Во всех перечисленных случаях перед психологом помимо фиксации уровня ВПН встаёт задача проведения профориентационной беседы, повышающей мотивацию и направленность призывника с учётом его индивидуальных особенностей. При этом со стороны психолога полностью должна исключаться негативная оценка личностных особенностей призывника и любая критика в его адрес: помочь может только доброжелательное отношение, а не «навешивание ярлыков».
Отдельно оценивается направленность призывника на конкретные воинские специальности: он будет комфортнее себя чувствовать и сможет полнее проявить себя там, где мотивация будет оптимальной. Разумеется, психологу необходимо учитывать помимо мотивации объективные данные: овладение сходной гражданской специальностью, состояние здоровья, характеристики с места работы или учёбы, личностные особенности.
О высокой направленности на специальности класса «командные» свидетельствует дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы на руководящих должностях, а также ярко выраженные лидерские качества. Не следует направлять на такие должности призывников, склонных к пассивному поведению и подчинению. Низкая направленность может подтверждаться документами с места работы или учёбы, в которых встречается характеристика «ведомый член коллектива», «поддающийся чужому влиянию»; сведения о том, что при хорошей успеваемости такие молодые люди являются плохими организаторами и не способны отвечать за результат коллективной деятельности.
Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрирует наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.

Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (все виды борьбы, плавание, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности – отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.
Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности, помимо сходных гражданских специальностей (водитель, крановщик, тракторист, механик, автослесарь и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой. В характеристиках с мест учёбы могут быть указания на низкую успеваемость именно по техническим дисциплинам, может отсутствовать выраженный интерес к своей гражданской специальности, например, при беседе у призывника может быть выявлено полное отсутствие интереса к техническим специальностям и элементарных навыков по ремонту техники. По этой причине психологу следует детально изучать способности и склонности, а не просто ориентироваться на наличие сходного профессионального образования.
Особую актуальность ППО приобретает потому, что зачастую до военной службы профотбор не проводился, в связи с чем профессиональная и социальная адаптация молодого человека может быть существенно осложнена. В ряде случаев психологу в военкомате приходится иметь дело с педагогической запущенностью, с нарушением нормальных отношений в семье и школе. При этом ППО не разделяет людей на «плохих» и «хороших», а показывает картину социально-психологического распределения представителей молодого поколения, которое представляет интерес не только для армии, но и для общества в целом.

Для того, чтобы определить насколько солдат адекватен и пригоден к службе создан специальный армейский тест. Сейчас он широко известен и используется не только в армии.

Второе название этого теста – финский, поскольку впервые с его помощью были протестированы солдаты именно финской армии. Задача стояла следующая: выявить, присутствуют ли те или иные психические расстройства у будущих солдат. Так командиры будут подготовлены к возможным неадекватным реакциям каждого из новобранцев, смогут формировать группы и давать задания с учетом психологических характеристик.

Несмотря на название «армейский», этот тест пригоден для любой аудитории, демонстрируя любые отклонения от нормального психологического поведения и восприятия. Хотите знать, нет ли у вас скрытых или потенциально возможных отклонений в психике? Вам поможет армейский тест!

Как возник армейский тест?

С середины прошлого века в психиатрии пользуются цветоаналитическим тестом, который разработал немецкий психоаналитик Фрилинг, связавший внутренние стремления людей с цветовым восприятием. Еще ранее, в 30-е годы прошлого века советский офтальмолог Рабкин предложил определять дальтонизм с помощью полихроматических таблиц, которые до сих пор носят его имя.

Тест

И уже в самом начале нашего века, а именно в 2003-м г., эти два теста были совмещены. Таким образом появился новаторский армейский тест, который был по достоинству оценен многими известными психоаналитиками и принят в разработку финскими военными в 2007-м г. для работы с призывниками.

Армейский тест: суть

  • Это очень простое задание: перед человеком – шесть окружностей, довольно пестро раскрашенных. В этой пестроте от того, кто проходит тестирование, требуется увидеть число, которое скрывается внутри окружности.
  • Можно проходить этот тест на время – рекомендована длительность разглядывания в течение одной минуты. На первый взгляд кажется, что это задание на определение остроты зрения или наличия такого явления, как дальтонизм (когда человек слабо различает оттенки цветов или же вообще воспринимает цвета совершенно другими).

Проблема не только в дальтонизме

  • Но все гораздо сложнее. Психологи определили, что за тем, справится или не справится рекрут со всеми шестью кругами армейского теста, скрываются и проблемы психологического характера.

О чем говорят результаты армейского теста?

  1. Человек способен увидеть все шесть чисел. Замечательный результат, говорящий о полном психическом здоровье, о правильном цветовосприятии в том числе, как и о том, что со зрением у него все в порядке.
  2. Новобранец не сумел увидеть цифры в нескольких окружностях – в этом случае ему следует обследоваться у окулиста. Возможно, он все же дальтоник?
  3. Неспособность увидеть цифру в первом круге свидетельствует о том, что человек подвержен агрессии, склонен к созданию конфликтных ситуаций. Безусловно, ему необходимо учиться самоконтролю. Лучшим выходом в данном случае медики видят занятия спортом, переводящие психологическое напряжение в физическое, а также процедуры контрастного душа.
  4. Вы не увидели число во втором круге? Это говорит о недостаточных умственных способностях, плохом усвоении информации. В принципе, для солдата в таком случае не принимаются никакие дополнительные лечебные меры, поскольку на психическое здоровье подобный результат не влияет. Общие рода войск – самое подходящее место службы для такого новобранца.
  5. Не увидев число в третьем круге, человек может считаться большим лакомкой – он явно склонен к перееданию, вследствие чего ему может быть рекомендовано дополнительное питание, а чтобы увеличить расход «съеденных» калорий — побольше физических нагрузок и поменьше спокойной сидячей работы. А уж дежурства по кухне солдатам в таком случае явно противопоказаны. Впрочем, испытуемый не обязательно обжора – речь может идти об отсутствии силы воли и неспособности противостоять пагубным привычкам, вплоть до алкоголизма или наркомании.
  6. С отсутствием восприятия цифры в четвертом круге гораздо хуже – этот результат указывает на склонность к садизму. Если она не выражена ярко – под наблюдением психотерапевта такой человек в целом не имеет ограничений к преподаванию, если же признаки жестокости налицо – тут уже нужны дисциплинарные меры.
  7. Если испытуемый не смог увидеть число пятого круга – не исключено наличие латентного гомосексуализма. В этом случае вряд ли уместно принятие каких-либо мер.
  8. И, наконец, круг под номером шесть. Не увиденная в нем цифра говорит о необходимости всестороннего психиатрического обследования, поскольку может свидетельствовать о таком диагнозе, как шизофрения. Человек явно подвержен частой перемене настроения, депрессиям.

Результаты

Этот армейский тест может пройти любой человек, чтобы больше узнать о себе, своих склонностях и скрытых желаниях. Попробуйте и вы!