Психоанализ плюсы и минусы

5. Психоанализ

  • •Тема 1
  • •1.Значение слова «психология»
  • •2. Особенности психологии как науки
  • •3. Проблемы психологии
  • •4. Некоторые особенности развития психологии как науки
  • •5. Особенности современной психологии
  • •6. Многомерность структуры современной психологии
  • •7. Полипредметность психологии
  • •8. Система и уровни основных форм отражения
  • •9. Специфика психического отражения
  • •продолжение
  • •10. Специфика психических явлений
  • •11. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии
  • •12. Категории, используемые психологией
  • •продолжение
  • •13. Психическая реальность (по В.А. Ганзену)
  • •14. Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь
  • •15. Основные классы проявления бессознательного
  • •продолжение
  • •16. Системное описание психологии1 (три первых уровня)
  • •продолжение
  • •17. Основные отрасли психологии
  • •продолжение
  • •продолжение
  • •продолжение
  • •18. Психофизиологические основы психических процессов
  • •19. Основные этапы развития психологии
  • •20. Соотношение житейской и научной психологии
  • •(продолжение)
  • •21. Особенности эмпирического и теоретического знания (по В.В. Давыдову)
  • •(продолжение)
  • •22. Особенности применения теоретических знаний в психологической практике
  • •(продолжение)
  • •23. Формы сотрудничества научной и житейской психологии
  • •Тема 2
  • •1. Проблемы методологии и методов психологии
  • •2. Уровни методологических знаний
  • •(продолжение)
  • •3. Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования
  • •4. Принципы отечественной психологии
  • •5. Основные источники получения информации
  • •продолжение
  • •6. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
  • •7. Объективные методы исследования
  • •продолжение
  • •8. Требования к объективным методам исследования
  • •продолжение
  • •9. Методы практической психологии
  • •10. Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования
  • •продолжение
  • •11. Виды наблюдения
  • •продолжение
  • •12. Суть экспериментального исследования
  • •13. Виды независимой переменной
  • •продолжение
  • •14. План формирующего эксперимента
  • •продолжение
  • •15. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
  • •16. Достоинства и недостатки метода наблюдения
  • •17. Достоинства и недостатки метода эксперимента
  • •18. Особенности естественно-научного и формирующего эксперимента (по Ю.В. Громыко, В.В. Давыдову)
  • •продолжение
  • •19. Основные этапы психологического исследования
  • •продолжение
  • •20. Валидность исследования (по В.Н. Дружинину)
  • •21. Факторы, нарушающие внутреннюю валидность исследования (по Д. Кэмпбеллу)
  • •продолжение
  • •22. факторы, нарушающие внешнюю валидность исследования (по Д. Кэмпбеллу)
  • •Тема 3
  • •1. Междисциплинарный подход к деятельности
  • •2. Основные аспекты анализа деятельности
  • •3. Деятельностный подход к изучению психики
  • •продолжение
  • •4. Сущность и структура деятельности
  • •5. Деятельность как объяснительный принцип психики
  • •продолжение
  • •6. Семантические дерева понятий о деятельности и психической деятельности
  • •продолжение
  • •7. Психологическое строение индивидуальной деятельности (по А.Н. Леонтьеву)
  • •продолжение
  • •8. Основные положения психологической теории деятельности (по А.Н. Леонтьеву)
  • •продолжение
  • •продолжение
  • •9. Основные аспекты анализа действия
  • •10. Виды действий
  • •11. Компоненты действия и их функции
  • •12. Параметры действия (по К.И. Ильясову)
  • •продолжение
  • •13. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий
  • •продолжение
  • •Тема 4
  • •1. Основные проблемы изучения психики
  • •2. Основные подходы к пониманию психики
  • •3. Стадии и уровни развития психики животных (по А.И. Леонтьеву и К.З. Фабри)
  • •продолжение
  • •4. Особенности поведения на разных стадиях и уровнях развития психики животных (по А.Н. Леонтьеву и К.З. Фабри)
  • •продолжение
  • •5. Уровни поведения
  • •продолжение
  • •продолжение
  • •7. Сравнительный анализ деятельности человека и животных
  • •продолжение
  • •8. Основные особенности интеллектуального поведения животных (по Р. Йерксу)
  • •продолжение
  • •9. Основные тезисы учения о высших психических функциях
  • •10. Развитие высших психических функций
  • •продолжение
  • •11. Основные теории локализации высших психических функций
  • •продолжение
  • •Тема 5
  • •1. Проблемы теории научения
  • •продолжение
  • •3. Сферы проявления активности психики
  • •4. Факты поведения
  • •5. Основные аспекты понятия «научение»
  • •6. Различные подходы к определению научения
  • •7. Междисциплинарный подход к учению
  • •8. Основные виды научения
  • •продолжение
  • •9. Механизмы научения
  • •продолжение
  • •10. Бихевиоральные законы научения
  • •(продолжение)
  • •11. Классификация типов научения
  • •12. Ассоциативные типы научения
  • •продолжение
  • •13. Интеллектуальные типы научения
  • •продолжение
  • •14. Психологические теории научения
  • •15. Сущность ассоциативных теорий научения
  • •16. Сущность условно-рефлекторных теорий научения
  • •17. Сущность знаковых теорий научения
  • •18. Виды навыков
  • •19. Этапы формирования навыка
  • •20. Этапы формирования двигательных навыков
  • •продолжение
  • •21. Общие условия формирования умений и навыков
  • •22. Причины, влияющие на продуктивность навыка
  • •23. Законы формирования навыка
  • •продолжение
  • •Тема 6
  • •1. Основные проблемы изучения психического развития
  • •2. Филогенез и онтогенез
  • •3. Соотношение понятий: изменение, развитие, созревание, формирование, становление
  • •4. Виды развития человека
  • •продолжение
  • •5. Общие положения развития психики
  • •продолжение
  • •6. Основные характеристики психического развития
  • •7. Основные тенденции (или направления) психического развития
  • •продолжение
  • •8. Основные линии психического развития
  • •продолжение
  • •9. Внутренние механизмы созревания и психического развития
  • •10. Движущие силы, факторы и условия психического развития
  • •продолжение
  • •11. Теории развития психики
  • •продолжение
  • •12. Уровни психического (умственного) развития
  • •13. Показатели уровня актуального развития (по А.Х. Марковой)
  • •продолжение
  • •14. Показатели зоны ближайшего развития (по А.Х. Марковой)
  • •Тема 7
  • •1. Функции и свойства сознания
  • •продолжение
  • •2. Формы сознания (по К.Х. Платонову)
  • •продолжение
  • •3. Этапы развития сознания
  • •5. Структура сознания (по А.В. Петровскому)
  • •продолжение
  • •6. Качественная характеристика уровней сознания (по В.А. Ганзену)
  • •продолжение
  • •7. Психологические подходы к проблеме самосознания
  • •продолжение
  • •8. Подходы к выделению критериев самосознания
  • •продолжение
  • •9. Глобальная «Я-концепция»
  • •продолжение
  • •10. Этапы развития самосознания
  • •11. Уровни самосознания (по В.В. Столину)
  • •12. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций
  • •Тема 8
  • •1. Причины кризиса в психологии на рубеже XX века
  • •продолжение
  • •2. Основные зарубежные психологические концепции XX века (по С.Л. Братченко)
  • •продолжение
  • •продолжение
  • •продолжение
  • •3. Направление психологии: предмет исследования, парадигма, метод, практика
  • •4. Тенденции развития современной психологии за рубежом
  • •5. Психоанализ
  • •6. Достоинства и недостатки психоанализа
  • •7. Основные направления психоанализа
  • •продолжение
  • •8. Причины создания психологических механизмов защиты по теории психоанализа
  • •9. Структура защитного механизма по теории психоанализа
  • •10. Защитные психологические механизмы по теории психоанализа
  • •продолжение
  • •11. Основные характеристики бихевиоризма
  • •12. Задачи бихевиоризма
  • •13. Достоинства и недостатки бихевиоризма
  • •продолжение
  • •16. Характеристики «самоактуализирующейся личности» (по А. Маслоу)
  • •продолжение
  • •17. Суть и достоинства гештальтпсихологии
  • •продолжение
  • •18. Законы гештальтпсихологии
  • •продолжение
  • •Часть II ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  • •1. Структура приема информации
  • •2. Функции ощущений
  • •3. Общие свойства ощущений
  • •4. Возникновение ощущений
  • •5. Классификация ощущений
  • •6. Основные свойства сенсорных процессов и их анатомо-физиологический субстрат
  • •7. Пороги чувствительности
  • •8. Индивидуально-типологические особенности чувствительности
  • •9. Классификация восприятия
  • •10. Основные свойства восприятия
  • •11. Законы восприятия (по М.Вертгеймеру)
  • •13. Типы восприятия
  • •1.Классификатор памяти
  • •2. Система памяти (по Р. Аткинсону и Р. Шиффину)
  • •3. Состав мнемического действия
  • •(продолжение)
  • •4. Этапы логического запоминания
  • •5. Зависимость запоминания информации от расположения на доске
  • •6. Причины, влияющие на продуктивность памяти
  • •7. Индивидуально-типологические особенности памяти
  • •8. Зависимость запоминания от типа мышления
  • •10. Функции внимания
  • •11. Классификация внимания
  • •12. Основные свойства внимания
  • •1. Проблемы психологии мышления
  • •2. Междисциплинарный подход к мышлению
  • •3. Теории мышления
  • •(продолжение)
  • •4. Функции мышления
  • •5. Классификация мышления
  • •6. Взаимосвязь мышления
  • •7. Основные мыслительные операции
  • •8. Этапы решения мыслительной задачи
  • •9. Этапы мыслительного действия
  • •10. Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач
  • •11. Составляющие продуктивности ума
  • •12. Качества мышлыния
  • •(продолжение)
  • •14. Основные направления развития мышления
  • •(продолжение
  • •15. Критерии развития мышления
  • •16. Условия развития творческого мышления
  • •17. Принципы, психологические барьеры и критерии определения творческого мышления (по А.З. Рахимову)
  • •18. Функции и формы выражения воображения
  • •(продолжение)
  • •19. Формы синтеза представлений в процессах воображения
  • •20. Этапы творческого воображения
  • •21. Классификация воображения
  • •22. Индивидуально-типологические особенности воображения
  • •23. Нарушения креативных механизмов
  • •1. Функции и свойства эмоций
  • •2. Характеристики эмоций
  • •(продолжение)
  • •3. Особенности эмоций и чувств
  • •(продолжение)
  • •4. Виды эмоций
  • •5. Высшие чувства
  • •(продолжение)
  • •6. Теория эмоций
  • •(продолжение)
  • •7. Когнитивно-физиологическая концепция эмоций С. Шехтера
  • •8. Особенности развития эмиций в онтогенезе
  • •9. Уровни эмоциональной сферы
  • •(продолжение)
  • •11. Классификация психических состояний
  • •(продолжение)
  • •13. Классификация аффективнфх психических состояний
  • •14. Уровни анализа психических состояний и их показатели
  • •15. Структура эмоциональных состояний
  • •(продолжение)
  • •(продолжение)
  • •(продолжение)
  • •16. Объективные характеристики стресса
  • •(продолжение)
  • •17. Функции и формы проявления тревожности
  • •(продолжение)
  • •19. Функции воли
  • •20. Виды волевых действий
  • •21. Характерные черты произвольных процессов
  • •22. Характеристики волевого действия
  • •23. Структура сложного волевого действия
  • •24. Этапы сложного действия
  • •25. Волевые качества
  • •26. Волевые особенности личности

«Психоанализ: ограничения и достоинства»

Психоанализ: ограничения и достоинства.

Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце 19 века Австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельным метод лечения психических расстройств основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, имущественно бывшими коллегами Фрейда, таких как Альфред Адлер,К.Г. Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан. Основные положения психоанализа заключается в следующем:

Человеческое поведение, опыт и познания во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

Эти влечения преимущественно бессознательны;

Попытки осознания этих влечений приводит к психологическому сопротивлению форме защитных механизмов;

Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

Освобождение от влияние бессознательного материала может быть достигнуто через его сознание (например, при соответствующие профессиональной поддержке).

Современный психоанализ в широком смысле это более 20 и концепцию психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Классический психоанализ Фрейда означает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует и для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенции, как правило, включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желания пациента.

С различных точек зрения, до утверждения, что психоанализ является псевдонаука, однако он довольно часто практикуется в настоящее время.

Психоанализ также получит распространение философии, гуманитарных наук, литературные и художественные критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: акционирования человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденции. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Понятие психоанализ можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией. Ядра психоаналитического учение представляет собой исследование активной эффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид, замечает лучшее, хвалит его, не стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующие веской поталогизации социального поведения.

Задача психоанализа, по мнению Фрейда, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести область сознания и подчинить своим целям.

Достоинства и недостатки психоанализа.

Метод психоанализа; его «плюсы» и «минусы»

Всемирную славу Фрейд приобрел благодаря психоанализу. Основы психоанализа, в котором большую роль играет толкование сновидений, были разработаны Фрейдом в период с 1894 по 1902гг. С 1900 по 1920 гг. он занимался пропагандой своего метода. И только в начале 20-хгодов Фрейд подводит под психоанализ теоретическую основу в форме учения о трех уровнях человеческой психики. Уже в Лондоне незадолго до смерти он пытается завершить свою книгу «Человек Моисей и монотеистическая религия», в которой предпринята попытка применить фрейдизм к анализу религии.

Есть два важных момента, по мнению самого Фрейда, которые предшествовали этому и которые Зигмунд Фрейд «взял на вооружение», создавая свою теорию психоанализа. Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма. С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма Зигмунд Фрейд наблюдал. На одном из показательных обучающих сеансов.Фрейд заметил, что гипноз как средство проникновения к «ущемленным» и забытым болезненным переживаниям не всегда является эффективным. Более того, во многих, и как раз наиболее тяжелых, случаях гипноз был бессилен, встречая «сопротивление», которое врач не мог преодолеть. Фрейд стал искать другой путь к «ущемленному аффекту» и, в конце концов, нашел его в свободно всплывающих ассоциациях, в толковании сновидений, неосознанных жестов, оговорок, забываний и т.п.

В 1896 г. Фрейд впервые употребил термин «психоанализ», под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.

Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

В 1900 г. вышла одна из лучших книг Фрейда «Толкование сновидений». Сам ученый в 1931 г. писал об этой своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения, наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году появилась еще одна книга: «Психопатология обыденной жизни», а вслед за ней целая серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется круг единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др.

Основную идею классического психоанализа можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов… Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения. Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее — они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», — писал Фрейд .

Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» Для обоснования своего подхода Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.

Основное правило психоанализа гласит: пациент должен говорить всё. «Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов». Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого.

«Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум… Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле». Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.

Работа со сновидениями относится к одному из основных методов в психоанализе. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» . В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.

Классический психоанализ является длительным процессом, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения». «Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» .

На основе трех положений, проверенных на собственной психиатрической практике:

  • · Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;
  • · Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;
  • · Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания, — Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый катарсический (от греческого katharsis — очищение) метод лечения истерии. В основе истерии и некоторых других психогенных нервных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного: это какие-нибудь душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии. Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются “бессознательным”, как понимал его Фрейд в первый период развития своего учения. “Бессознательное” можно определить как некое чужеродное тело, проникшее в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциативных связей, пронизывающих психику человека. Катарсис остался одним из измерений любой психоаналитической терапии.

Такова первая фрейдовская концепция бессознательного. Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык сознания; другого, непосредственного подхода к бессознательному помимо сознания самого больного нет и не может быть. Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов. Бессознательное становится необходимой и крайне важной составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний.

Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный характер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название “вытеснения”. Вытеснение — одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.

Всю жизнь Фрейд развивал, расширял и углублял свое учение о психоанализе. Ни нападки критиков, ни уход учеников не поколебали его убеждений. Последняя книга «Очерки психоанализа» (1940) начинается довольно резко: «Учение о психоанализе основано на бесчисленных наблюдениях и на опыте, и только тот, кто повторит эти наблюдения на себе и других, может составить самостоятельное суждение о нем».

В 1908 г. в Зальцбурге состоялся I Международный психоаналитический конгресс, а с 1909 г. стал выходить «Международный журнал психоанализа». В 1920 г. был открыт Психоаналитический институт в Берлине, а затем в Вене, Лондоне, Будапеште. В начале 30-х гг. такие же институты были созданы в Нью-Йорке и Чикаго.

Критики теории психоанализа считали, что для многих положений теории не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными. Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки.

Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Фрейда в своей книге «Десять теорий о природе человека», обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, представители которой «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков — то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции. По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика. Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века».

Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Фрейда, таких как Карен Хорни, Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории Фрейда (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.

Преимущества и недостатки психоаналитической теории развития

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и долговременность родительскою влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли.

Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными его словами и поступками вопросы, по- настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству» (выделено нами. — И.Ш.). Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития».

Секрет огромного влияния З. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней в том, что эта теория показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

По словам современных американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, З. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения. «Необычайное развитие учения З. Фрейда — мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, — писал современник З. Фрейда Освальд Бюмке, — стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-видимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о «душевной жизни» подавала камень вместо хлеба». «Старая «мозаичная» экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики», — писал А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский так оценивает историю психоанализа: «Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемости ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности… Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия… было перенесено на ряд соседних областей — на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию… Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии… психологию искусства, этническую психологию… Сексуальность превратилась в метафизический принцип… Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского… — все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше».

Л.С. Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал: «Найденное Фрейдом решение… я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологии, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

3в.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К.Г.Юнг)

А. п. создана швейцарским психиатром и психологом Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в др. теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), гл. внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и А. п. есть общие категории и объяснительные принципы. Динамич. аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетич. категория, описывающая разл. виды психической активности. Либидо существует в потенциальной форме (желание) и форме активных действий.

Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных переживаний, то Юнг обратился к детству человеч. рода. На основе анализа обширного материала клинич. и эксперимент. исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религ. учений, древних наук, таких как алхимия, астрология. Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биол. вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы явл. формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если чел. сознательно стремится к определ. цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (напр., Тень – противоположность Эго и Персоны), и на психические функции (см. Типология личности), и на свойства (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротич. развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Накопленная в индивид, и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно. Напр., человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, напр., сексуальность, то бессознательное через сновидения напоминает о ней.

Единство личн. обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолевает амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психики через символич. выражение психического содержания. Юнг подчеркивал ее естеств. характер, не основанный на сознательном намерении. Проявляясь для преодоления односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспективу, которая не предполагалась, не была целью личн. и не может быть исчерпывающе понята при помощи сознания. Наиболее реально ее действие обнаруживается в описании опыта просветления в восточных текстах или, напр., в романах Г. Гессе.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивид, и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.

На пути индивидуации личн. переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеч. жизни: отношение к другим, их влияние на чел. (Персона), выбор, принятие решений (Это), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Аиимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания чел. (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личн. – Самости.

Динамика личн. может происходить по противоположному пути. При идентификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессознательному. Такой способ развития Юнг определил как инфляцию. Захваченный архетипами чел. может переживать власть над собой чего-то мощного и надличного, потерю себя либо собств. надличную силу. При инфляции Эго может идентифицироваться с Самостью и чел. чувствует себя всесильным, избранным, наделенным особыми способностями и властью. Идеи и образы коллективной психики кажутся порождением собств. сознания, неоспоримыми истинами. Универсальность этих идей дает возможность мана-личности влиять на др. людей.

В А. п. предполагается, что развитие личн. имеет определ. направление, основывающееся на действии трансцендентной функции. В этом смысле для А. п. характерен телеологич. подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера . 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личн. в прошлом. Теория Юнга объединяет эти т. з., реализуясь в представлении о трансцендентной функции. В то же время

Юнг не отрицает причинного объяснения явлений настоящего прошлой историей чел.

В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничности), применяемый к событиям, которые имеют сходный смысл, происходят одновременно, но не связаны причинно-следственно. К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение. Принцип синхронии может применяться к описанию предчувствий, совпадения некоторых событий и мыслей, ожиданий. В явлениях такого рода связывается физич. и психол. реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Т. о., принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, причинности.

На основе идей Юнга возникла школа психол. мысли. Она оказала влияние также на формирование гуманистич., трансперсонального, экзистенциального и др. направлений науки и практики, л-ру и искусство.

Представления о коллективном бессознательном у Юнга

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых «apxeтипов» (грeч. arche — нaчaлo, typos — oбpaз) — пpooбpaз, пepвичнaя фopмa, oбpaзeц. Apxeтипы пpeдcтaвляют coбoй фopмaльныe oбpaзцы пoвeдeния или cимвoличecкиe oбpaзы, нa ocнoвe кoтopыx oфopмляютcя кoнкpeтныe, нaпoлнeнныe coдepжaниeм, oбpaзы, cooтвeтcтвyющиe в peaльнoй жизни cтepeoтипaм coзнaтeльнoй дeятeльнocти чeлoвeкa. Apxeтипы дeйcтвyют в чeлoвeкe инcтинктивнo. Apxeтипы — этo cиcтeмa вpoждeнныx пpoгpaмм пoвeдeния, типичecкиx peaкций и ycтaнoвoк, зaлeгaющиx в глyбинax пcиxичecкoй жизни вceгo чeлoвeчecкoгo poдa.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

1) Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

2) Тень – это подавленная темная, дурная и животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

3) Анима – это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.

4) Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

5) Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни.

Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Его содержание – это так называемые архетипы, архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного), идентично у всех людей, одно для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Это наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений Человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны».

Характеризуя коллективное бессознательное в качестве такой психической системы, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

1) своим существованием оно обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3) его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы настолько близки инстинктам, что можно предположить, что они представляют собой бессознательные образы самих инстинктов. Являясь регулятором психической жизни, они выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов. Архетипы, по определению Юнга, — это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями». Они передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, являются ее психическим аспектом, С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой — оказываются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души — ту, через которую душа связана с природой или по крайней мере в которой такая связь с Землей и миром наиболее заметна. Как замечает Юнг, влияние Земли и ее законов на душу проявляется в первообразах, пожалуй, особенно отчетливо.

Архетип активизируется, когда возникает ситуация, ему соответствующая. Тогда, подобно инстинктивному влечению, вопреки всякому разуму и воле, он прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символически — через архетипический образ в психике индивида. Таковые обнаруживаются благодаря символам в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса.

С одной стороны, архетипы обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой — коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляясь в мифах, сказках, искусстве, выражают «дух эпохи».

Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это религиозные, научные, философские, моральные системы).

«Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, — архетипы», — пишет Юнг.