Примеры текста художественного стиля

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел «Гипнотический копирайтинг». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

  • Несказанно счастлива
  • Люто ненавидеть
  • Гул паровоза
  • Зверский аппетит
  • Волки сыты и т.д.

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

  • Веня готов был лопнуть от смеха.
  • Когда он ее увидел, через его тело прошел мощный электрический разряд.
  • Его грызла совесть, долго и коварно.
  • Когда она увидела цену, ее задушила жаба.
  • Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.

5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

  • Голоден как волк.
  • Неприступен как стена.
  • Прекрасна, словно богиня.
  • Маркиза переполнял душевный подъем, и казалось, он готов тотчас взлететь, словно ракета земля-воздух.
  • Его мучила такая головная боль, будто его голова лежала между молотом и наковальней.

6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

Примеры аллегорий

  • Смерть – объятия Аида
  • Сон – царство Морфея
  • Неприступность – Форт Нокс
  • Правосудие – Фемида

И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

  • Итак, звалась она Татьяной…
  • Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы
  • Не к месту глупостью тягаться

Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. Подпишитесь на RSS или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

Основные функции

Художественные тексты люди создавали ещё много веков назад. Такие произведения были особенными, они передавали то, как автор видит реальность. Со временем приёмы развивались и совершенствовались, но функция стиля оставалась прежней. Он был призван донести до читателя авторское видение мира — реального или вымышленного.

Первоначально слово «стиль» (устар. «стель») означало тонкую палочку для письма или создания графики. Впоследствии так стали называть карандаш. Благодаря стилю писатель получает неограниченные возможности, позволяющие выразить тончайшие смысловые оттенки, передать свои мысли и вызвать у читателя определённое эмоциональное состояние. В рамках этого направления автор обогащает письменную речь средствами выразительности. Социальные функции, которые выполняет стиль:

  • Воздействующая. Произведение заставляет сопереживать, негодовать, радоваться и испытывать другие эмоции.
  • Коммуникативная. Автор художественных произведений, в отличие от публициста, обращается не к безликой аудитории, а к «своему» читателю, с которым говорит на одном языке. Между автором и тем, кто читает книгу, завязывается своеобразный диалог. Писатель доносит своё видение мира и рассчитывает на понимание.
  • Информативная. Из художественных текстов люди получают немало информации о причинах и следствиях явлений и событий, закономерностях развития мира, нравственных законах, по которым строятся отношения между людьми, и о многом другом.
  • Эстетическая. Эта функция подчиняет себе остальные. Автор воспроизводит в тексте действительность, используя сложную систему образов (люди, вещи, явления и прочее).

Цель стиля состоит в том, чтобы вызвать определённые эмоции у читающего. Их можно достигнуть, если произведение выполняет свои функции. Их всего три:

  • Образно-познавательная. Применяя эмоциональный компонент, писатель рассказывает о чём-либо. Читающий познаёт мир с помощью системы образов, предложенной автором.
  • Идейно-эстетическая. Передача основных мыслей и идей произведения осуществляется через красочное описание образов.
  • Коммуникативная. Она заключается в том, чтобы обнаружить точки соприкосновения между вымышленным и реальным миром. Если читателю это удаётся, значит, автор справился с задачей.

Область использования

Этот стиль применяют, когда нужно создать красивый, убедительный и эмоционально насыщенный текст. В основном его используют на письме, а в устной речи это направление появляется, когда по литературному произведению ставят пьесу. Литературоведы выделяют несколько групп жанров, в рамках которых уместно использовать художественный стиль:

  • Лирика. Для лирических произведений характерно обилие средств выразительности. Они передают размышления и переживания автора.
  • Эпос. Автор не только излагает свои мысли, но и рассказывает о событиях. В эпосе присутствуют одна или несколько сюжетных линий.
  • Драма. Присутствие автора здесь минимально. Бо́льшую часть драматического произведения составляют высказывания персонажей.

Эпос, лирика и драма делятся на подвиды, в каждом из которых стиль применяется особым образом. Список жанров, отнесённые к эпическим:

  • Роман. Произведения, созданные в этом жанре, охватывают большие отрезки времени, описывая жизнь одного или нескольких поколений. Для них характерна сложность сюжета. Повествование затрагивает внутренний мир героев и внешние события.
  • Рассказ. Сюжет ограничивается случаем, произошедшим с одним или несколькими героями. Размер рассказа обычно небольшой.
  • Повесть. Она объединяет в себе признаки рассказа и романа, имеет средний или небольшой размер. Автор повествует о жизни героев, придерживаясь хронологического порядка и не углубляясь в их внутренний мир.
  • Эпопея. В этом произведении основное внимание уделено значимым историческим событиям.

Лирика тоже подразделяется на несколько жанров. Как правило, это поэтические произведения, но бывают и исключения, когда автор выбирает прозаическую форму. Лирические жанры художественного стиля:

  • Элегия. Произведение с лирической направленностью, облечённое в стихотворную форму.
  • Сонет. Рифмованное произведение, состоящее из 14 строк. В сонете рифмовка выполняется определённым образом. Примеры можно посмотреть у Шекспира, который был непревзойдённым мастером этого жанра.
  • Ода. Стихотворный текст, посвящённый известной персоне или значимому событию.
  • Эпиграмма. Произведение, в котором присутствует рифма. Направленность — юмористическая или сатирическая. Отличным примером, как применяется при написании художественная стилистика, служит произведение А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».

Среди драматических жанров есть более известные и те, что в настоящее время почти забыты. Вот их краткая характеристика:

  • Трагедия. Автор повествует о жизни героев, наполненной трагическими событиями. Портретам персонажей уделяется особое внимание.
  • Драма. В произведении показана жизнь не только отдельных персонажей, но и всего общества или отдельной его части. Разница между драмой и трагедией состоит в социальной значимости.
  • Комедия. Здесь автор не просто рассказывает о вещах, событиях или явлениях, но и активно высмеивает их. Часто комедии показывают человеческие недостатки, слабости или пороки.

У каждого жанра своя задача. Так, комедия веселит, но и заставляет задуматься, посмотреть на себя со стороны. Драма вызывает в душе сострадание, волнение. Трагедия, в зависимости от контекста, может побудить сочувствие по отношению к героям или негодование, направленное на их обидчиков. В зависимости от того, какое настроение нужно создать, автор выбирает средства художественной выразительности. Многое зависит и от личности писателя, от того, является ли он фантастом или реалистом (приверженцем реализма).

Признаки художественной стилистики

С течением времени вырабатывались признаки художественного стиля. Главный из них — наличие в тексте приёмов, способных пробудить определённые эмоции и вызвать нужное настроение. Художественный текст не просто информирует — он рассчитан на обратную связь. Читатель наслаждается игрой слов, богатством речи и красотой предложений. Фигуры речи, применяемые авторами:

  • гипербола;
  • сравнение;
  • метафора;
  • эпитет;
  • аллегория.

Ещё один признак — частое использование слов, имеющих более одного значения. Благодаря этому образуются смысловые нюансы и глубина. Читатель может несколько раз возвращаться к одному и тому же отрывку, открывая для себя новый смысл. Также применяются синонимы — слова с похожим, но не идентичным значением. С их помощью текст приобретает новые грани и оказывает эстетическое воздействие на читателя.

Особенность художественного стиля в том, что в нём допускаются разговорные, просторечные и другие выражения, неприменимые, например, в публицистике или научных произведениях. С годами у каждого автора вырабатывается своя, неповторимая стилистика, благодаря которой читатели безошибочно отличают его произведения от творений других писателей.

Экспрессия и эмоциональность — ещё 2 черты, присущие художественной стилистике. Важно, что одни и те же слова в публицистическом тексте могут обладать нейтральной коннотацией, а в художественном — иметь определённую эмоциональную характеристику.

Интересный приём, используемый при создании драматических, лирических и эпических творений, — инверсия. Его суть в том, что слова в предложениях ставят не в обычном порядке, а иначе. За счёт этого достигается нужный настрой.

Структурные нормы, обязательные к соблюдению в научных и публицистических текстах, в художественных произведениях могут нарушаться, если таков замысел автора. Отклонения объясняются тем, что писатель желает акцентировать внимание читающего на отдельной мысли или идее. Виды норм, которые допускается нарушать:

  • морфологические;
  • лексические;
  • фонетические.

Можно сказать, что этот стиль главенствует над остальными, ведь он вобрал в себя все приёмы и средства, используемые авторами. По яркости, богатству и насыщенности он превосходит остальные.

Особого внимания заслуживает глагольное речеведение (сюжетоведение). Оно состоит в том, что автор называет каждое действие, чтобы усилить эффект от сказанного: «Ходим, мнём, втаптываем в грязь». Благодаря этому приёму удаётся передать динамику и нарастающее напряжение, а также показать, как изменяется ситуация со временем. Читатель неотрывно следит за сюжетом, при этом автор как бы ведёт его по тексту, не давая отвлечься.

Учитывая, сколько признаков отличают художественное произведение, читатель без труда выделит его среди других видов текстов. Если стоит задача определить стиль, для начала нужно понять, к какому жанру относится творение. После этого почти со 100%-й вероятностью можно будет сказать, выдержано ли произведение в художественной стилистике или оно представляет собой публицистику, аналитику, научный труд и так далее.

Примеры текстов

Этот стиль можно встретить повсюду. Он присутствует в стихах, рассказах, романах, повестях. У каждого автора есть излюбленные приёмы. Например, одни активно применяют детализацию, а другие насыщают текст эпитетами. Пример текста с художественным стилем речи, подчёркнутым детализацией: «Солдат бодро шагал по белому песку, согретому палящими солнечными лучами. Вся его одежда промокла, а на коже виднелись красные следы, оставленные колючей проволокой. Всё тело пронизывала ноющая боль, однако он шёл, собрав последние силы, ведь вдали уже виднелся штаб».

В этом отрывке показаны физические страдания солдата, причём автор уделяет внимание деталям, по которым читатель может понять, что приходится испытывать персонажу. Второй отрывок — пример того, как могут быть использованы эпитеты: «Маленький пакостник Яша был не просто сорванцом, а ребёнком с больши́м потенциалом. Стоит только вспомнить, как виртуозно он обчищал сад бабы Зины. Повзрослев, он так же мастерски стал тырить деньги из банков. Мошенник ухитрялся действовать так ловко, что его ни разу не удавалось застигнуть на горячем».

Применение в других видах искусства

Художественный стиль применяется в разных видах искусства, включая живопись. Однако художники не используют его в чистом виде, а сочетают разные направления. Кроме того, в изобразительном творчестве прослеживается тенденция к постоянному изменению стилей: одни перетекают в другие, объединяются с третьими и приобретают новые черты.

В процессе рисования картины маслом или создания графического рисунка современные европейские и азиатские художники не ограничиваются традиционными средствами. Нередко они стилизуют свои произведения настолько сильно, что нарушают нормы культуры. Это характерно для модных мастеров нынешней эпохи. Художественные направления в живописи:

  • барокко;
  • классицизм (классический);
  • Возрождение;
  • готика;
  • пуризм;
  • кубизм;
  • натурализм;
  • абстракционизм (абстрактный);
  • урбанизм (урбанистический);
  • импрессионизм;
  • геометрика (геометрический).

В рамках каждого направления исследователи называют ярких представителей. Так, в импрессионизме это Клод Моне, в кубизме — Пабло Пикассо, в урбанизме — Эдвард Хоппер, в натурализме — Хосе Хулио де Соуза Пинту.

Говоря о стиле, исследователи обычно подразумевают 2 значения: глобальное и узкое. В первом случае речь идёт о наборе средств и приёмов, предполагающих повторяемость. В узком значении стиль — это индивидуальный почерк мастера, который прослеживается в каждом творении. Похожим образом обстоит дело в архитектуре, музыке, театре, кино и других видах искусства.