Предметом возрастной психологии является

Возраст. псих_1 / 1.Предмет и задачи возрастной психологии

  1. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Методы возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии.

Возрастная психология — это одна из об­ластей психологии. Предметами возрастной пси­хологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одно­го возраста в другой. Составляются психологи­ческие характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная ста­дия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная пси­хология занимается изучением динамики про­цессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Вы­готский описал как некий цикл в развитии чело­века, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологиче­ские изменения, которые не зависят от индиви­дуальных отличий и присущи всем людям (учи­тывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

  1. детская психология — отрасль психологиче­ской науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также зако­номерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого про­ цесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

  2. психология юности — отрасль психологиче­ской науки, занимающаяся изучением осо­бенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследо­ванием жизненных позиций детей, их стрем­лений к самоопределению;

  3. психология зрелого возраста изучает зако­номерности механизмов развития чело­века на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уров­ня в этом развитии, т.е. данный раздел воз­растной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

  4. геронтопсихология — отрасль психологиче­ской науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением орга­низма, выявляющая инволюционные тенден­ции притупления и затухания некоторых психи­ческих функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая ус­ловия личностной сохранности пожилых лю­ дей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологи­ческий и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т.е. зафикси­рованную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психо­логический же возраст не связан с датой рож­дения, его не определяет количество психоло­гических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, оттого, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

РАЗДЕЛЫ

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

  1. детская психология;

  2. психология юности;

  3. психология зрелого возраста;

  4. геронтопсихология.

Детская психология — отрасль психологи­ческой науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также законо­мерности функционирования ребенка как лич­ности. Детская психология занимается иссле­дованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т.е. детей до 14—15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его раз­витие в раннем детстве, дошкольном, началь­ном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной си­туации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психиче-скихфункций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также иссле­дованием жизненных позиций детей, их стрем­ления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную си­туацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы раз­вития самосознания и формирования мировоз­зрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов свойственных данному этапу. Этот период охва­тывает возраст от 20 до 50-60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возраст­ных этапов, имеющих свои особенности и отли­чия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных про­цессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенно­стей сферы человеческой активности, противо­речий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциа­ла личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослаб­ление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности по­жилых людей, психологическую помощь и охва­тывает период от 60-70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом воз­расте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной дея­тельности, семейных отношений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Методами исследования возрастной психологии являются:

  1. наблюдение;

  2. опрос;

  3. эксперимент;

  4. моделирование.

Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посред­ством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюде­ние — это самонаблюдение, когда психолог ис­следует явления, происходящие в его собствен­ном сознании. Подобный метод используется в случае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследова­ния. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальныхособенностей психики челове­ка через изучение его поведения. По объектив­ным внешне выраженным показателям психо­лог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психиче­ском состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особен­ность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики челове­ка происходит в естественных жизненных усло­виях. Наблюдения следует проводить система­тически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изуче­ние именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письмен­ный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов — это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе иссле­дования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и про­ходит эксперимент).

В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психиче­скими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психиче­ских процессов, то в эксперименте он, не дожи­даясь, пока наступят интересующие его процес­сы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существуют две разновидности эксперимента: естест­венный и лабораторный. Друг от друга они от­личаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближен­ных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для конт­роля можно многократно повторять опыт, а так­же вмешиваться в протекание психических про­цессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать послед­ствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учеб­но-воспитательной работе с учащимися.

Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов иссле­дования.

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

В РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В развитии возрастной психологии выде­ляется ряд проблем.

  1. Развитие психики и поведения ребенка, обусловленное внешней средой и физиологи­ческим созреванием. Анатомо-физиологическое состояние организма имеет большое значение для развития психики ребенка.Без сформированных физиологических процес­сов нельзя говорить о личностном росте. Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее про­цессы, становится понятно, что без органичес­кого созревания невозможно развитие психи­ки. Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организ­ма. Но точный ответ на вопрос, что и в какой период в большей степени влияет на психиче­ское развитие ребенка, не найден.

Влияние на развитие психики ребенкаобучения и воспитания, причем как спон­танного, стихийного, так и специально организованного. На данный момент ученые не могут ответить на вопрос, что же в большей степени влияет на психическое развитие детей:специально организованный процесс воспита­ния и обучения или процесс стихийный, склады­ вающийся в повседневной жизни. Под органи­зованными понимают специально созданныепроцессы (семейное воспитание, обучениев детских садах, школах, институтах), под стихий ными — процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом.

  1. Проблема, обусловленная возможно­ стями ребенка, наличием у него задатков и способностей. Каждый человек рождается с определенными задатками. Зависит лив даль­нейшем их наличие на развитие у ребенка опре­деленных способностей? Чем являются задат­ки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает? У ученых нет от­ветов на эти вопросы.

  2. Сравнение и выявление наиболее влияющих на психическое развитие ребен­ка изменений (эволюционного, револю­ционного, ситуационного). Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени опреде­ляет психическое развитие ребенка: процессы,протекающие медленно, но имеющие обрати­мый характер (эволюционные); процессы, возни­кающие достаточно редко, но проходящие яркои глубоко (революционные), или процессы, немеющие постоянной формы, но воздействую­щие постоянно (ситуационные).

  3. Выявление основной определяющейпсихического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в боль­шей степени влияет на психическое развитие:личностный рост или интеллектуальное разви­тие? Может быть, эти процессы сами зависятдруг от друга? Ответы на эти вопросы ученымипока не найдены.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

  • Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
  • Периодизация психического развития в онтогенезе.
  • Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
  • Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
  • Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
  • Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
  • Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
  • Возрастная и клиническая диагностика.
  • Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
  • Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:

  • медициной;
  • философией;
  • этнографией;
  • искусствоведением;
  • социологией;
  • социальной психологией;
  • общей психологией;
  • дифференциальной психологией;
  • патопсихологией;
  • педагогической психологией и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
— Метод наблюдения
— Эксперимент:

  • лабораторный;
  • естественный;
  • констатирующий;
  • формирующий;

— Вспомогательные методы исследований:

  • беседа;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
  • проективные.

— Сравнительные методы исследования:

  • близнецовый;
  • сравнение нормы и патологии;
  • кросс-культурный;
  • биографический.

— Социометрические методики.

Схема построения эмпирического исследования:
Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — важнейший фактор развития. Созревание — психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:

  • потребности общества в новой организации системы образования;
  • прогресс идеи развития в эволюционной биологии;
  • разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):

  1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).
  2. Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).
  3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.