Потомки древних римлян
>
Откуда взялись римляне?
Римляне говорили на латыни — языке племени латинов. Латины были одним из племен италиков. Само это слово в наше время имеет другой смысл, чем в древности.
Содержание
- Италия была раньше италиков
- Италики — индоевропейцы
- Италия до италиков
- Индоевропейцы в Италии
- Римляне — латиняне
- Мифы об Энее
- Как жили латины
- Молдаване
- Традиции
- Жильё
- Костюм
- Проблема соотношения с румынским этносом
- Распространённые имена
- Молдаване за пределами Молдавии
- Литература
- Примечания
- Молдаване — сильные духом и богатые культурой
- Название
- Где живут (территория)
- Культура
- Традиции
- Религия
- Жизнь
- Еда
- Внешность
- Видео
- Этногенез молдаван
- Язык
- См. также
- Ссылки
- Интересные материалы:
Италия была раньше италиков
Римляне никогда не называли свою страну Италией. Происхождение слова Italia точно не известно. Чаще всего полагают, что Италией греки называли Южную Италию — современную Калабрию.
Бык — это символ народов, обитавших в этих местах. Часто быка изображали бодающим римскую Волчицу — символ враждебности к Риму. Греки же называли эту страну «страной телят» — то есть детей этого воинственного быка. Италия — «страна телят».
Еще греки часто называли будущую Италию Авзонией — по названию древнейшего племени Юго-Западной Италии, авзонов. Прародителем авзонов они считали Авзона, сына Одиссея и то ли нимфы Калипсо, то ли дочери Персеиды и Гелиоса, бога солнца, могущественной волшебницы, нимфы острова Эя, Кирки.
Сами римляне называли «свой» полуостров Апеннинским — по названию Апеннинских гор, протянувшихся вдоль почти всего полуострова. Латинское слово Apenninus, Montes Apennini, в свою очередь, происходит от кельтского слова Реn — что значит «вершина», или «скала». Римляне ни один народ не называли «италиками» Это слово применялось для населения Италии — Апеннинского полуострова вне территории Рима.
Это современные ученые стали называть италиками родственные друг другу индоевропейские племена.
Латиняне — одно из племен италиков, но сами латиняне не имели об этом ни малейшего представления.
Расселение народов
Италики — индоевропейцы
Италики входят в обширную общность языков и культур, которую с самого начала 19 века стали называть индоевропейской. В 1816 году профессор Берлинского университета, член Прусской Академии наук Франц Бопп (Bopp) первым убедительно обосновал, что древние языки Европы, латынь, греческий и германский, и языки Северной Индии происходят от единого древнего праязыка!
Франц Бопп (1791 – 1867)
Этот праязык Бопп назвал индогерманским, а потомков этого праязыка — индо-германцами. С выводами Боппа согласился датский ученый Р. Раск — да, существовал общий праязык! Но только Раск назвал древний праязык более широко — индоевропейским.
Это действительно более правильное название: ведь сам же Бопп вскоре, в 1835 году, включил в число индогерманских языков славянские, кельтские и армянский. Позже к ним добавили и фракийские языки, и иллирийские, и многие другие.
Расмус Раск (1787 – 1832)
В Европе не сохранилось название народа — завоевателя, а вот в Индии сохранилось: во II тысячелетии до н. э. Индию завоевали племена ариев (или арийцев… произносить можно как угодно). Это был не один народ, а несколько родственных народов.
Но и в Индии они были пришельцами. Откуда? Откуда-то с севера: индийские арии знали березу и описывали снег и лед на замерзающих реках. Расселяясь на огромной территории, индоевропейские племена смешивались с местным населением, а друг с другом все сильнее теряли связь. Сама память о родстве постепенно уходила в прошлое.
Когда-то единый народ или родственно близкие народы, арии давно распались на множество разноязыких племен.
Скорость, с которой расходятся потомки одного языка, можно высчитать, хотя и очень приблизительно. Получается, шесть или семь тысяч лет назад существовал единый народ ариев-индоевропейцев. Настал момент — и арийцы начали расселяться со своей загадочной родины. Откуда? Это великая тайна. Только недавно тайна начала приоткрываться, и в основном трудами Льва Самойловича Клейна. Но откуда бы ни пошли арии-индоевропейцы, уже в III-II тысячелетиях до Рождества Христова в Центральной и Северной Европе жили многочисленные индоевропейские народы.
Уже в 1870-е годы Э. Лотнер полагал, что после распада единого индоевропейского языка первоначально образовался западно-европейский (древнеевропейский), а потом уже разделился на иные языки.
И Лотнер, и многие другие ученые полагали, что раскол прежней общности произошел в Центральной Европе. Одни арии сначала завоевали Балканы и Малую Азию, потом ушли в Среднюю Азию, Иран и Индию.
От индоевропейцев-ариев много раз отделялись группы племен. От древнеевропейцев откалывались племена италиков, иллирофракийцев, кельтов. Все это совершенно особые группы племен, со своей собственной историей, даже без понимания своего родства с другими индоевропейцами.
Италики — это не связанные друг с другом племена индоевропейцев, которые ушли жить в Италию.
Италия до италиков
До середины II тысячелетия до н. э. В Италии обитали доиндоевропейские народы. Мы очень мало знаем о них и их языках. Позже потомков этих народов называли лигурами на северо-востоке полуострова, пелазгами и япигами на юге, сиканами — в центре, тирренами — на западе.
Италийские племена
До сих пор спорят, кто такие этруски. Их язык изучен так плохо, что до сих пор не очень понятно — индоевропейский он или неиндоевропейский?
По крайней мере, попытки читать этрусские надписи не удались. Буквы понятны, а слова складываются, не похожие на слова в языках всех известных нам народов.
Скорее всего, этруски — выходцы из Малой Азии. Если точнее, то из Малой Азии на остров Сардиния пришли индоевропейцы, сильно смешавшиеся с местным доиндоевропейским населением. А потом жители Сардинии завоевали часть северной Италии и смешались с жившими тут племенами тирренов.
Этрусская скульптура
Некоторые ученые считают, что этруски — и есть тиррены. Спорят и о том, в какой степени индоевропейцы смешались с доиндоевропейцами в этрусках.
Известно, что культура этрусков была выше культуры италийских народов — и италиков, и доиндоевропейцев.
Известно, что этруски поддерживали тесную связь с финикийцами и греками, и заимствовали у них алфавит, приспособили его к своему языку.
Уже в древнейшее время у этрусков был общий царь, который управлял крепко сплоченным «союзом 12 народов». Но отдельные города этрусков сами вели войны, и были случаи, когда одни этруски выступали с римлянами против других.
Раскопки этрусского города
Этруски играли огромную роль в древнейшей жизни всей Северной Италии и Рима. Некоторые современные ученые даже считают, что и Рим первоначально был этрусским поселком, или Рим находился под владычеством этрусков.
Только на самом севере Италии в середине II тысячелетия до Рождества Христова прошло несколько волн переселения индоевропейцев из бассейна Среднего Дуная. В числе переселенцев в Северную Италию были фракийцы. А в самом конце II тысячелетия до н. э. в это многообразие вторгаются носители «культуры полей погребения» из Центральной Европы. Это явные индоевропейцы, но родственники ли — неизвестно.
Около 1100 г. до н. э. в Северной Италии складывается культура протовилланова, с 900 года до н. э. она переходит в культуру вилланова — явно италийскую.
«Jupiter, Mercury and the Virtue». Джованни Батиста Лутери Досси, 1538 г. Игриво художник изобразил римских богов
Индоевропейцы в Италии
Италики — это те индоевропейцы, которые заселили Италию. И кого назвали этим греческим словом, изначально обозначавшим южную часть Апеннинского полуострова.
Ученые до сих пор спорят, кто такие италики. То ли это родственные племена, то ли совершенно чужие друг другу народы, которые сблизились и стали немного похожи друг на друга уже в Италии.
«Эней сообщает Дидоне о гибели Трои». Герен Пьер-Нарсис. На картине Эней одет еще похоже на грека, хотя шлем в помещении в те времена уже снимали. Одежда Дидоны больше напоминает платья эпохи Наполеона
В Италии, как и везде, арии шли вовсе не единой монолитной толпой. Как и всегда, индоевропейцы подчиняли себе и ассимилировали прежнее население. Уже в римское время языки индоевропейских италийских племен делились на две крупные ветви: оскско-умбрскую, или умбро-оскско-сабелльскую, и латино-фалискскую.
Это следствие двух разных волн расселения.
В оскско-умбрскую группу входят племена умбров, осков и сабеллов. Все эти «племена» — на самом деле небольшие народности, они делятся на более мелкие. Самниты и сабины, судя по всему, результат смешения умбров и осков. Оски разбиваются на эквов, луканов и вольсков, сабеллы — на марсов, марруцинов, френтанов, вестинов.
Фалиско-латинская ветвь объединяла племена фалисков, латинов, авзонов (или аврунков), энотров и других.
Разобраться в этом изобилии племен трудно даже самому узкому специалисту. Тем более племена переселялись, воевали, смешивались между собой.
Например, племя рутулов с 334 года до н. э. все время вторгается на территорию самнитов и основывает там много колоний.
В 314 году до н. э. рутулы покорили племя аврунков и поделили их землю между своими колонистами.
Римляне — латиняне
Римляне — не племя и не род, это название городской общины. Первоначально римляне принадлежали к числу латинов, или латинян (latini). Одни ученые считают латинов самостоятельным племенем, другие — частью сабинян или этрусков.
Территория расселения латинов называлась Латиум или Лациум: по имени легендарного царя Лация. В мифах же Лация называли царем аборигенов — древнейших обитателей области Лаций. Современный термин «аборигены» прямо происходит от латинского Aborigines — названия этого народа. Что означало это слово, неясно. То ли ab origene — «изначальные». То ли Aberrigenes, от латинского aberrare — «блуждать, отклоняться». То есть бродяги, кочевники.
Уже древние, античные источники не считали аборигенов исконными обитателями Лация. Их называли греками-переселенцами или ушедшими на юг лигурами.
Известно, что аборигены пришли с севера, вытеснили из будущего Лация доиндоевропейские племена сакранов или сикулов.
Они победили италийское племя умбров и заставили их никогда больше не претендовать на Лациум. Мифы называют имена царей аборигенов, но это имена богов: Сатурн, Тибр, Фавн, Авентин, Пик. Верить ли мифам? Латин тоже был царем аборигенов, и ему приписывается совершенно фантастическое происхождение. То его называют сыном Одиссея и нимфы Калипсо. То он сын Одиссея, но уже другой нимфы — Кирки (как и Авзон). То он по-прежнему сын Кирки, но уже не Одиссея, а его сына Телемаха. То он сын Телегона. То сын Зевса и Пандоры. То сын Фавна и Марики. То сын Геракла и некой не называемой по имени девы.
Деву выдали замуж за Фавна, но верной женой она не была, и родила Латина от Геракла. То Латин оказывается все же сыном Геракла, но рожденным уже не от неверной жены Фавна, а от его дочери.
Вывод прост: наверное, в памяти латинов жила память о каком-то древнем царе. Но ему приписывали самое фантастическое происхождение — причем очень почетное по понятиям новых времен. Лация в Древнем Риме обожествили и почитали под именем Юпитер Латиарис (Лациарий). Святилище этого божества находилось на Альбанской горе.
Мифы об Энее
Мифы рассказывают, что в страну аборигенов вторгся герой Троянской войны Эней. Был он не кто-нибудь, а сын богини красоты и любви Афродиты!
Верховный греческий бог Зевс пылал страстью к собственной дочери Афродите, а она папе не давала. За это Зевс решил ее наказать: пусть воспылает страстью к смертному человеку. Этим смертным стал Анхис из царского рода дарданов. Эней родился от Афродиты и Анхиса, его выкормили горные нимфы.
Эней участвовал в сватовстве Париса к прекрасной Елене, плавал с ним в Спарту. Он не хотел участвовать в Троянской войне, но Ахиллес напал на его стада. Пришлось воевать.
Есть несколько противоречащих друг другу версий того, как Эней спасся из осажденной ахейцами Трои. То ли он бежал, неся на спине своего папу — Анхиса, и ахейцы пощадили его за благочестие и любовь к родителям. То ли он бежал из Трои еще до ее взятия. То ли Эней открыл ворота Трои ахейцам, и они отпустили его со всем его отрядом.
«Венера является Энею у берегов Карфагена». Джованни Баттиста Тьеполо, 1770 г. Аллюзия европейца Нового времени. Одежда героя какая угодно, только не исторически достоверная
Самая красочная версия повествует, что в горящей Трое Эней находит Менелая, хмуро ведущего за руку свою неверную жену Елену. Эней уже поднимает копье, чтобы убить женщину, из-за которой разгорелась страшная война. Но копье хватает его мама Афродита и говорит, что недостойно героя связываться с женщиной. Это воля богов погубила Трою: вот и Посейдон трезубцем разрушает ее стены. Пусть лучше Эней соберет своих людей и поскорее бежит.
Так Энея из пылающей Трои спасают мама Афродита и один из ее постоянных любовников — Посейдон.
Есть много историй про то, куда плавал Эней с оставшимися в живых родичами-дарданами, где жил и какие города основывал.
Одни рассказывали, что Эней поселился близ Олимпа в Македонии, другие — основал город Капии около Мантинеи в Аркадии, третьи — сразу приехал в Эгесту в Сицилии, а позже в Лаций.
Варрон рассказывает, что Эней пожил в Самофракии и Фригии, а уже потом поселился в Лации.
По Вергилию, похождения Энея и спасшихся троянцев на 20 кораблях еще более красочны. Вергилий повествует, что Эней сперва отправился во Фракию и основал город Энеаду, но получил неблагоприятные знамения. Тогда он основал город Пергамею на Крите, но там тоже начался мор, пришлось ехать в Лаций.
Но когда корабли Энея подходили к берегам Лация, ненавидевшая его Гера, жена Зевса, наслала страшную бурю. Флот троянцев буря аккуратно отнесла прямиком в Карфаген. В Карфагене же обитала его легендарная основательница, Элисса, Фиоссо или Дидо. В русской литературе эту даму чаще всего называют Дидона.
Происходила Дидона, разумеется, от богов — то ли от Бела, то ли от Мела. Она — сестра лица вроде бы исторического — царя острова Кипр, Пигмалиона. Это тот самый царь, о котором рассказывают, что он изваял из слоновой кости чудесную статую, и сам влюбился в свое творение. Так влюбился, что одевал статую в красивые одежды, кормил, разговаривал с ней. Тронутая его чувствами, Афродита оживила статую.
В мифах, правда, не называют имени жены Пигмалиона, ожившей статуи. Что даму звали Галатея, придумал Жан Жак Руссо в 1762 году. Должен же он был как-то назвать ожившую статую? Легенды называют по именам детей Пигмалиона — безымянная жена родила сыновей Пафоса и Кинира, дочь Метарму. Но по некоторым данным, Пафос — не сын, а тоже дочь, а Кинир — не сын Пигмалиона, а внук. Сыном он приходится Пафосу, который в той версии сын, а не дочь Пигмалиона. Вот Дидона и была сестрой Пигмалиона, женой царя финикийского города Тира Сикея или Сикарба. Сикей умер, и Дидона бежала сначала на Кипр. Почему бежала — не очень понятно. То ли она имела отношение к смерти Сикея, то ли ее саму после смерти мужа должны были принести в жертву. Но и с Кипра Дидона опять бежала в Северную Африку, похитив на Кипре 80 девушек.
Древнее название Кипра — Алашия, и одно из имен Дидоны — не имя, а кличка: — киприотка. Впрочем, и Дидо — тоже кличка, означающая на языке жителей Северной Африки что-то типа «блуждающая» (или «гулящая?» И позже, и раньше нравы финикийских жриц частенько огорчали патриархальных людей). После смерти Дидону обожествили под именем Танит.
Даты основания Карфагена называют разные — и 814, и 823, и 824 года до н. э. Чтобы построить крепость Бирсу, Дидона купила у местного царя Иарбанта столько земли, сколько может покрыть воловья шкура. После чего Дидона изрезала шкуру на ремешки длиной 22 стадия (больше 4 км) и обвела ею целую гору.
Вот эта Дидона и влюбилась в Энея, а он в нее. Афродита, по своей обычной склонности помогать влюбленным, готова способствовать роману. Но Зевс против! Он посылает бога Меркурия с приказом Энею — немедленно отплыть в Лациум! И сам Эней знает — он должен жениться на дочке царя аборигенов, чтобы его потомки положили основание Риму.
Эней долго страдает, а потом все-таки решает бежать. Увидев на горизонте паруса флотилии Энея, Дидона то ли бросается на меч, то ли живой восходит на погребальный костер. По крайней мере римляне передавали проклятия, которые шлет Энею Дидона со своего костра.
Эней же в Сицилии устроил погребальные игры на могиле отца, а затем прибыл в греческий город Кумы, в Кампании. По совету прорицательницы Сивиллы Кумской Эней спускается в царство мертвых. Там тень его отца Анхиза предсказывает великое будущее и ему самому, и Римской державе.
В Лациуме Эней получает от царя Лация землю для постройки города, царь выдает за него свою дочку Лавинию. Но Лавиния прежде была обещана царю рутулов Турну! Турн пошел войной на троянцев и Латина. Он убил Латина, но Эней убил самого Турна, после чего женился на Лавинии и стал царем аборигенов.
Эней царствовал три года. Через шесть лет после падения Трои Эней был убит тирренским царем Мезенцием (союзником Турна). Но по другой версии, вовсе даже Мезенций погиб от руки Энея! А Эней то ли утонул в священной реке Нумикии, то ли был живым вознесен на небо и стал богом Индигетом. А сын Энея Асканий основал город Альба-Лонгу (Alba Longa). Было это около 1152 до н. э. В этой истории, конечно, невероятно много сказочного. Не говоря ни о чем другом, даты совершенно не сходятся. Если Карфаген основан Дидоной в 814 году до н. э. (причем уже после правления в Тире!), а умерла Дидона в 760 году до н. э., сколько же лет ей было ко времени романа с Энеем!? И как Асканий основывал Альба-Лонгу почти за 400 лет ДО романа его отца с Дидоной?!
Это только один, и даже не самый яркий, пример несуразностей, которые постоянно встречаются в мифах. В Греции показывали как минимум три могилы Геракла. У Энея тоже было как минимум пять могил.
Греческий историк Дионисий Галикарнасский, современник Юлия Цезаря, писал: «некоторых смущает, что повсюду рассказывают о могилах Энея и показывают их».
Но мы и знаем мифы об Энее и Лации именно из поздних римских книг, II века до н. э. — II века н. э. Эти противоречащие друг другу, порой вопиюще нелепые мифы записывали ученые, умные люди.
Можно только догадываться, какие истории могли рассказывать друг другу в тавернах, на улицах или у семейного очага люди, не отягощенные никаким образованием. Но мифы выполняли главную роль: во-первых, они позволяли хранить память о временах до появления письменности. И во времена Троянской войны, и в пору основания Рима, в VIII веке до н. э., римляне не были грамотны. На Апеннинском полуострове тогда или вообще не было грамотных, или были отдельные люди в греческих городах.
Самые ранние надписи на латинском языке относятся к 510-500 годам до н. э.
Руины Рима
Мифы стали способом помнить свою историю и без письменности. Память эта неточная? Неопределенная? Но ведь и в письменной истории возникает множество разных версий одного и того же события. В устной традиции таких версий больше, как и неточностей, любого рода путаницы.
Но это уже позже «некоторых смущает» обилие могил Энея. Долгое время римляне нисколько не смущались ни пятью могилами Энея, ни тремя могилами Геракла.
Во-вторых, мифы позволяли представлять и своих предков, и свое прошлое так, как этого хотели римляне, живущие намного позже. К тому же герои древности происходили от богов, а вместе с ними и их потомки. Считалось, что сын Энея (и внук Афродиты) Асканий принял имя Юл и сделался основателем рода Юлиев. Избранный в консулы в 186 году до н. э. Марк Ацилий Глабрион считал себя прямым потомком Энея — а тем самым Афродиты и ее отца, верховного бога Зевса. Но и этого мало! Зная будущее, римляне очень успешно объясняли и прошлое. Дидона с погребального костра сыпет проклятиями вслед изменщику Энею? Вот они, корни вражды Рима и Карфагена: задолго до Пунических войн.
До того как поселиться в Лациуме, Эней остановился в Кумах и посетил святилище Кумской Сивиллы. Но Кумы были греческим городом, теснее других связанным с Римом торговлей и военными союзами. Он оказал на ранний Рим самое большое влияние из всех греческих городов Аппенинского полуострова.
Мифы утверждали главенствующую роль Рима на Апеннинском полуострове. Все италики хотели быть как можно ближе к греческой учености, ко всей греческой культуре. Культ Энея был распространен во всей Италии. Этрусков часто называют учителями римлян — а этруски почитали Энея: известно 58 этрусских ваз с его изображениями.
Возможно, основой этруской (и позже римской) легенды о переселении Энея в Италию является факт переселения туда самих этрусков из Восточного Средиземноморья, еще до прихода индоевропейцев на Апеннины.
А тут «оказывается»: латины и произошли от смешения аборигенов-италиков с переселенцами-греками!
Хотят иметь такое происхождение все — но имеют его именно римляне. Как же им не быть главными?
В годы правления царя Туллия Гостилия римляне захватят город Альба-Лонгу, разрушат ее, а жителей переселят в Рим. Но находящееся в Альба-Лонге святилище Юпитера Лациариса осталось неприкосновенным. Римляне основали такое же в самом Риме, но почитали и Юпитера Лациариса в бывшей Альба-Лонге. Еще одна могила Энея почиталась в городе Лавинии.
«Кумская сивилла». Микеланджело Буонарроти, 1553 г. Одежда и головной убор Сивиллы по моде времен Микеланджело
Как жили латины
Возможно, в крови латинов, как и других италиков, текла и греческая кровь, и кровь этрусков. Но намного важнее, что индоевропейская часть латинов, скорее всего, пришла на Апеннины раньше умбров и сабеллов. Они заняли самую удобную и плодородную часть средней Италии — равнину Лациума: примерно 60 км с юга на север и 75 — с запада на восток.
Здесь, на этой наклоненной к морю равнине, они осели небольшими общинами, civitates. Civitatas первоначально было не более 30 на площади примерно в 30-80 квадратных километров каждый.
Каждая civitas имеет укрепленный пункт — агх. В русском языке такие крепости назывались кремлями, в греческом — акрополями, в германских языках — бургами. Вокруг аркса с его святыней племенных богов растет город — urbs. Каждая из цивитас была совершенно самостоятельна и автономна. Каждой цивитас управлял царь, называли его рекс. Почему это слово стало популярной собачьей кличкой, неизвестно.
Но латиняне осознавали свою общность языка, происхождения, религии. Они считали, что все civitates latinae объединяются nomen Latinum (под именем латинян).
Проводились общие религиозные праздники. На таких собраниях обсуждались вопросы ведения общих войн, на время походов избирались общие диктаторы. Создавались даже общие колонии.
Личность и имущество всех членов всех общин охранялись во всех других. Тогда как любой иноплеменник вне своей общины считался совершенно бесправным.
Первоначально Рим был одной из латинских общин — цивитас. Фактически он был совершенно особой общиной — благодаря чему и поднялся. Но римляне долго осознавали себя латинами и говорили не на римском, а на латинском языке.
Латинский язык, латынь, сделался языком общественной жизни и культуры Древнего Рима, языком римской литературы и поэзии, официальным языком Римской империи. В перспективе он стал предком нескольких романских языков. Языки — романские, то есть римские. А язык-предок — латинский.
Рим вел войны, которые так и называются — Латинскими. Но эти войны велись не для покорения латинов, а для признания Рима их лидером — главной общиной.
Уже после Второй Латинской войны 340-338 годов до н. э. латины получили собственные законы — латинское право. Это были гражданские права, но без права избирать римских должностных лиц. Победа Рима не разрушила Латинского союза.
Рим не захватил землю и имущество побежденных. Он стал главным городом Латинского союза, каким раньше была Альба-Лонга. По-прежнему собираются общие латинские празднества, общие латинские народные собрания. Отдельные цивитас считаются независимыми. Кроме латинян, римляне сентиментально относились к жителям Кум — тех самых, в которые прибыл Эней по пути в Лациум. Этот город основали примерно в 750 году до н. э. выходцы из Халкиды. Город богател на морской торговле и сам основывал колонии: Дикеархию, которую римляне называли Путеолами, Палеополь, Неаполь, Занклу — или Мессану-Марсель.
Город жил своей непростой, активной жизнью, о которой мы мало что знаем. Известен разве что тиран Аристодем, сын Аристократа, — он был современником римского рекса Тарквиния Гордого.
В 338 г. до н. э. жители Кум получили «латинское право».
Римляне почитали местный храм Аполлона — до сих пор сохранились его развалины, свод и проходы пещеры Сивиллы.
Буровский А.М.
Поделиться ссылкой
Молдаване
Молдаване
Moldoveni
Стефан III Великий • Михай Волонтир • Дмитрий Кантемир • Драгош Водэ • Михай Тимофти •
Мария Чеботарь • Митрополит Пётр • Александр Иоанн I; • София Ротару • Василе Александри
Всего: 3,35 млн человек
Молдавия — 2 741 849
Украина — 258 619
Россия — 172 330
Италия — 68 591
Португалия — 21 147
Казахстан — 19 458
Белоруссия — 4300
Испания — 3449
Латвия — 1900
Киргизия — 778
Литва — 704
Эстония — 645
Таджикистан — 300
Швеция — 186
Дания — 92
Молдавский(румынский)
православие
европеоиды
романские народы
румыны, валахи, арумыны
дако-римляне
Молдава́не (молд. молдовень или рум. moldoveni) — народ романской языковой группы, основное население Молдавии (76,1 %). Живут также на Украине (258,6 тыс. чел.), в России (172,3 тыс. чел.), Италии (68,591 тыс.чел.) и других странах. Общая численность — около 3,35 млн человек. Говорят на молдавском языке. Литературный язык не отличается от румынского, однако в лексике и фонетике разговорного молдавского языка, особенно некоторых его говоров, есть различия на уровне локального диалекта. Молдаване, живущие в Приднестровье, используют молдавский язык на основе кириллицы. Распространены также русский и украинский языки. Большинство верующих молдаван — православные.
Традиции
Географическое распределение молдаван. Жёлтым цветом помечены страны, где румынский (молдавский) язык обладает официальным статусом.
В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, дополнявшую хлеб, варили ежедневно. Наибольшее количество блюд молдаване готовили из овощей — их употребляли в свежем виде, варили, жарили, пекли, фаршировали, тушили, солили. Характерные блюда — овощной суп (молд. ciorbă, чорба), мясной суп (молд. zamă, замэ, зама), слоёный пирог с брынзой (молд. plăcintă, плэчинтэ, плацинда), голубцы, завёрнутые в виноградные листья (молд. sarmale, сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (фасоле фэкэлуите) и другие.
Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом, историческими, лирическими и другими песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии — баллада «Миорица». Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном, на границе с Украиной) — двухголосные. Наиболее распространённые музыкальные инструменты — кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы — хора, жок, молдовеняска; исполняются обычно в сопровождении оркестра.
Одно из древнейших ремесел — гончарное. Глиняные горшки, кувшины, тарелки и чашки повсеместно использовались в повседневной жизни. Высококачественные керамические изделия могли быть самой разнообразной формы, украшенные разноцветными узорами.
Также широко распространено изготовление ковров. По давней традиции, невеста должна была дать в приданое ковер, сотканный её руками. Молдавские ковры гладкие, без ворса, как будто сотканные изо льна.
Жильё
Молдавские поселения в XV—XVII вв. располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.
Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т. д.). Часть усадьбы занималась под сад, огород и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.
Если в XIV—XVI вв. преобладало однокамерное жильё-землянка или полуземлянка, то в конце XVI — начале XVII вв. уже появляется наземное жильё, которое в XVII—XVIII вв. распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты и «каса маре» (гостиная). В настоящее время крестьяне строят многокомнатные дома с удобствами приближающимися к городским, однако традиционные комнаты сохраняются.
Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.
Костюм
Традиционная молдавская женская одежда состоит из белой орнаментированной рубашки, многоклиновой юбки, полотняного фартука и платка.
Одежда мужчин включает белую рубашку, штаны, суконный жилет или меховую безрукавку, баранью шапку и самодельную обувь из кожи. Неотъемлемой частью костюма является тканый шерстяной пояс красного, зелёного или синего цвета, длиной до 3 метров.
Некоторые детали народной одежды сохранились до сегодняшнего дня: меховые и суконные безрукавки, бараньи шапки.
Проблема соотношения с румынским этносом
Ряд деятелей культуры и официальных лиц Молдавии и Румынии в ранге министров неоднократно заявляли о принадлежности молдаван к румынскому этносу («мы румыны — и точка»). Эта идеология особенно сильно проявила себя после обретения Молдавией независимости и принятия румынской грамматики и латинского алфавита для молдавского языка, как официального. Так президент Молдавии Николай Тимофти(с 2012г.) на встрече со своим румынским коллегой Траян Бэсеску согласился, что молдавской нации не существует: «Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века», — заявил румынский президент. В то же время, бывший президент Молдавии Владимир Воронин( (2001—2009)) заявлял о своём категорическом несогласии с этим и подчеркивал, что, по переписи 2004, «94 % коренного населения Молдавии считают себя молдаванами, а не румынами».
Распространённые имена
Основная статья: Молдавское имя
Мужские имена: Адриан, Александру/Санду (Александр), Аурел, Богдан, Валериу (Валерий), Василе (Василий), Виорел, Влад/Владуц, Генадие (Геннадий), Георге/Джордже (Георгий), Дан/Дануц, Дорел, Дорин, Драгош, Думитру (Дмитрий), Еуджениу (Евгений), Ион/Ионел (Иван), Костел (Константин), Ливиу, Лилиан, Лучиан, Марчел, Мирча, Михай (Михаил), Николае/Нику(Николай), Петру (Пётр), Раду, Серджиу (Сергей), Силвиу, Тудор (Фёдор), Штефан (Стефан), Юлиан, Юрие (Юрий).
Женские имена: Алина, Ана (Анна), Андреа, Анжела, Аурика, Валентина, Вероника, Виктория, Виолета (Виолетта), Виорика, Габриела/Габи, Галина, Даниэла, Диана, Дойна, Дора/Дорина, Екатерина, Иляна/Ляна/Ленуца (Елена), Еуджения (Евгения), Иоана, Кристина, Луминица (Светлана), Лучия, Мариана, Мария/Мариоара, Михаэла,Маричика Надежда, Рада, Родика, Сильвия, Снежана, Сперанца (Надежда), Стела , Татьяна.
В скобках приведены русские эквиваленты.
Молдаване за пределами Молдавии
Основная статья: Молдавская диаспора
Молдавская диаспора за пределами Молдавии состоит из молдаван, постоянно проживающих на территории других стран, а также трудовых мигрантов, временно выехавших из Молдавии для работы за рубежом. Молдаване проживают в основном в бывших республиках СССР, а также в Италии, Испании, Португалии, Бразилии. Число гастарбайтеров по официальным данным составляет 200—300 тысяч человек, а по неофициальным до 1 млн. По оценкам экспертов, за границами страны находится примерно 400—600 тысяч граждан Молдавии.
> См. также
Молдаване на Викискладе
- Население Молдавии
- Культура Молдавии
- Праздники Молдавии
- Молдавская кухня
Литература
- Молдаване // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 217
Примечания
- Перепись 2004 года
- Перепись 2001 года
- Перепись 2002 года
- Отчёт Бюро статистики Италии на 31 декабря 2007 (граждане Республики Молдова) (итал.)
- Portugal acolheu 440 277 imigrantes legais // Destak. — 13.07.2009. (граждане Республики Молдова)
- http://www.ide.go.jp/English/Publish/Mes/pdf/51_cap1_2.pdf
- Перепись 1999 года
- Отчёты Института статистики Испании (граждане Республики Молдова) (англ.)
- Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
- Перепись 1999 года
- (англ.) Перепись 2001 года
- http://www.stat.ee/files/eva2003/RV200102.pdf
- Перепись 2000 года
- Бюро статистики Швеции (граждане Республики Молдова) (швед.)
- Бюро статистики Дании (граждане Республики Молдова) (датск.)
- Еронина Е. К., Аваева М. И. Молдавская кухня: Традиционные и современные национальные блюда. — Кишинёв: Тимпул, 1990. — ISBN 5-7790-0030-1
- Похлёбкин В. В. Национальные кухни наших народов. — Центрполиграф, 1978.
- Среди историков распространено мнение, что баллада «Миорица» датируется XII—XIII веками и является одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин». Стати В. История Молдовы.. — Кишинёв: Tipografia Centrală, 2002. — С. 48—49. — 480 с. — ISBN 9975-9504-1-8
- Беров Л. Молдавские музыкальные народные инструменты. — Кишинёв, 1964. — С. 56—65.
- Конгресс национальных общин Украины: Молдаване
- Moldova Azi
- http://www.jurnal.md/articol.php?id=1708&editie=283
- «Молдавской нации не существует»: президенты Молдавии и Румынии «поставили точку» в этом вопросе / Hовости / eNews
- http://news.point.md/politika/trayan-besesku-nikolayu-timofti-moldavskoj-nacii-ne-suschestvuet/2/ \
- Боцан И. Голосование молдаван за рубежом // e-democracy.md. — 23.02.2009.
Молдавия в темах | ||
---|---|---|
История | Молдавское княжество • Бессарабская губерния • Молдавская Демократическая Республика • Бессарабская ССР • В составе Румынии • Молдавская АO • Молдавская АССР • Молдавская ССР • Республика Молдова | |
Символы | Герб • Флаг • Гимн • Легенда об основании | |
Политика | Гражданство • Государственный строй • Конституция (Поправки) • Президент • Парламент • Правительство (Премьер-министр, Министр иностранных дел) • Внутренняя политика • Внешняя политика • Внешнеэкономическая политика • Международные организации | |
Судебная система | Конституционный суд • Верховный суд • Высший арбитражный суд • Прокуратура | |
Вооружённые силы | Министерство обороны • Сухопутные войска • Военно-воздушные силы | |
География | Столица • Административное деление • Города • Муниципии • • • Гагаузия (Башкан, Народное собрание, Исполнительный комитет) • АТОСОС Приднестровье • • • ПМР | |
Общество | Население (Молдаване, Русские) • Кишинёв • Языки (Молдавский, Русский) • Религия • Наука • Спорт • Образование • Здравоохранение | |
Экономика | Валюта • Производство вина • Туризм (Всемирное наследие) • Транспорт • Банковское дело (Список банков Молдавии) • Пресса | |
Связь | Телефонная • Интернет (.md) • Телевидение • Радио • Почта (история и марки) • СМИ | |
Культура | Кинематограф • Музыка • Литература • Архитектура • Кухня • Праздники | |
Портал «Молдавия» • Проект «Молдавия» |
Молдаване — сильные духом и богатые культурой
Молдавский народ прославился на всю Европу уникальной культурой. В маленькой стране живут люди, которые могут удивить необычными ремеслами, музыкой и соблюдением древних обычаев. Несмотря на трудные времена, молдаване хранят культуру как зеницу ока и делятся с ней со всеми, кто желает прикоснуться к удивительному.
Название
Происхождение названия страны вызывает множество споров. Большинство историков полагает, что слово «Молдова» произошло от названия реки. В некоторых источниках река называется «Молда», что означает «корыто». В Средние века было много сторонников обратной версии, по которой реку назвали в честь страны.
Где живут (территория)
Большинство молдаван живет в Молдавии. В стране их насчитывается более 2,7 млн человек. Распространение в юго-восточной Европе в целом велико, хотя значительная часть проживает и в других странах. Это Россия, Украина, Италия, Испания, Беларусь, Канада, США и другие.
Культура
Народное творчество Молдовы можно считать настоящей сокровищницей. За долгую историю молдаване сумели создать массу духовных ценностей, привнеся большой вклад в мировую культуру.
Здесь много церквей, соборов и храмов. Каждый из них по-своему уникален. Например, Каларашовский женский монастырь демонстрирует типичный славянский архитектурный стиль, а Кафедральный собор более тяготеет к европейскому. Монументальный образ Каприянского мужского монастыря оказывает сильное впечатление и часто вызывает у туристов восхищение.
Не менее важной для народа является музыка. Молдаване чтят национальные традиции и пользуются инструментами, аналогам которых нет в мире. Весьма своеобразным предстает духовой инструмент най, представляющий собой многоствольную флейту (может состоять из 8 и более трубок). Отношение к музыке в Молдове можно сравнить с фанатизмом. Многие жители увлекаются этим видом искусства с малых лет. Ярким примером служит Клеопатра Стратан, которая стала выступать на сцене с 3 лет и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая юная исполнительница в мире.
Юмор — еще один вид национального достояния. Молдаване часто любят пошутить, считая юмор наиважнейшим явлением в жизни человека. Юмористические сценки регулярно показывают в театрах, с шутками жители знакомятся с детства. Любимой всеми сказкой является история о Пэкалэ и Тындалэ.
Традиции
Народный танец
Национальным танцем Молдавии признан хора. Раннее его танцевали в сельских районах, а сейчас на улицах городов можно каждый день видеть танцующих. При исполнении хоры все участники танца держатся за руки и образуют круг. Не менее популярен жок, который является пляской, плавно перерастающей в гулянья.
Танцы у молдаван делятся на бытовые и обрядовые. Первые нужны для времяпрепровождения, именно к ним и относится хора. Сюжетные имеют важное значение. Демонстрируя повседневные будни, они являются вкладом в культуру. Обрядовый танец может показать сбор винограда, труд затачивающего ножи кузнеца, хлопоты крестьянки и даже особенности погоды.
Свадьба
Свадебный обряд проводится в присутствии крестных родителей. Их называют нанашами. Обычно в их роли выступают близкие родственники невесты и жениха. Их роль в жизни молодоженов велика: молодым предстоит прислушиваться и советоваться с нанашами.
Современные свадьбы справляют в ресторанах, а раньше они проходили в родительском доме. Выкуп невесты называют вулпя. Буквальный перевод этого слова — «лис». Жениху преграждают путь цепями, требуя деньги и вино. Богатый стол служит пожеланием благ и процветания семье. В знак замужества нанашка подвязывает платок невесте, а гости дарят утварь, необходимую в хозяйстве. Деньги принято класть в платок, произнося добрые пожелания.
Праздники
В Молдавии народ веселый и любит торжества. Здесь празднуют даже День вина. Совсем неудивительно, ведь именно вино признано национальным напитком. Торжество сопровождается хореографическими танцами, игрой на национальных инструментах. Идея праздника заключается не просто в распитии алкогольного напитка, а в поддержании винодельческого производства.
Молдаване отмечают Международный женский день, устраивают гулянья во время Дня независимости и празднуют Лимба ноастрэ, который служит памятным днем языку Молдовы. Во время этого праздника люди возлагают цветы на могилы великих писателей и славят одного из величайших поэтов страны — Алексея Матвеевича.
У молдаван существует культ святых. В каждом селении есть свой святой, который является важным покровителем. В селах есть храмы — в них принято ходить на День святого. Обязательно пред празднованием в домах прибираются и накрывают столы. Надо пригласить гостей, налить лучших вин, угостить детей и самому хорошо покушать.
Часто на празднике люди играют в трынту — довольно сложный вид борьбы, в которой нужно проявить ловкость и хитрость. Победитель получает в качестве главного приза барана.
Религия
Самым значимым религиозным трудом в Молдавии считается Катехизис — это заповеди, предписывающие каждому человеку строить свою жизнь в соответствии с истинами. Катехизис содержит множество комментариев, переведен на разные языки. Всего насчитывается 136 заповедей. Вот некоторые из них:
- Никогда не говорить плохо о стране. Нельзя ругать все вокруг и каждого прохожего.
- Приводя в пример другую страну, запрещено принижать собственную.
- О сквернословии нужно забыть навсегда.
- Нельзя обогащаться на чужих бедах.
- Данное слово нужно держать.
- Важно гордиться национальностью и родиной.
- Историю ругать нельзя.
- Надо чтить предков и свое происхождение.
Сейчас большинство жителей страны исповедует православие. Здесь представлены Бессарабская и Молдавско-Кишиневская метрополии. Первая пока остается в меньшинстве. Ее приверженцами являются всего 11 процентов религиозного населения.
Жизнь
Молдаван, придерживающихся Катехизиса, отличают оптимизм и стремление как можно скорее обзавестись семьей. Именно в ней человек находит счастье и должен рьяно охранять интересы семьи. Катехизис велит не прощать агрессию, выраженную против народа, государства, друзей и близких.
Мужчина обязан содержать семью и вместе с женой организовывать регулярный отдых. Деньги в понимании этого народа — это не главное, но зарабатывать много не считается зазорным, ведь можно тратить заработанное на семью. Семейные вопросы должны решать в рамках компетенции мужа и жены. В Катехизисе сказано, что женщина может управлять бизнесом, государством и быть ученым. Самым близким народом молдаване считают румынов, а ближайшими славянами по духу — русских и украинцев.
Взрослое поколение относится к звездам современной эстрады скептически. Молодежь всячески призывают обращать внимание исключительно на талантливых людей, а не звезд с телеэкранов. Молдаване считают, что известный человек должен быть героем и общественным деятелем, а не рекламировать вещи. Весьма негативное отношение к желтой прессе и любым СМИ, уподобляющимся ей.
К иностранцам отношение положительное. Молдаване ценят умных, начитанных, мудрых людей. Если человек дает советы, наставления по улучшению качества жизни, значит, его нужно слушать. Большую любовь многие в стране испытывают к жителям Приднестровья. Жители ставят перед собой цель объединиться с регионом, всячески подчеркивая родство.
Еда
Благодаря плодородным почвам население может развивать сельскохозяйственные культуры. В Молдавии всегда на столе есть овощи и свежие фрукты. В рацион молдаван входят национальные блюда, присутствующие на столе практически каждый день.
- брынза;
- голубцы;
- мамалыга;
- гювеч;
- вареники.
Брынзу выдерживают порядка 2 недель. Для изготовления такого сыра требуется особая порода овец. Едят брынзу как закуску, могут добавлять в салаты, к мясным блюдам.
Распространена кукуруза — ее используют при приготовлении большинства блюд. Из кукурузы делают муку, которая необходима для приготовления мамалыги. Это сытная каша, употребляемая на завтрак. Из кукурузы также делают хлеб.
Фрукты могут быть использованы для приготовления всевозможных гарниров. Их солят, варят, даже жарят. Вместе с овощами фрукты образуют уникальные салаты, которых не сыскать в мире. Знаменитым блюдом на всю страну стало молдавское рагу.
Чеснок добавляют в различные подливки. Муждей, скордоля постоянно используются для овощных и бобовых блюд. Чеснок молдаване считают чудодейственным средством, поэтому едят зимой и летом.
Основным мясным блюдом на столе является баранина. Свинину едят редко, заедая овощами и фруктами. Часто пищу готовят на вине, что придает характерный вкус. Популярными соусами остаются томатный, винный, чесночный. Молдаване любят пикантность, готовят еду в духовке, добавляют животный жир, чтобы делать пищу более сытной.
Внешность
Одежда
Изготовление национального костюма до сих пор существует, хотя редко можно встретить тех ткачих, которые пользовались старыми станками. Однако народные мастера до сих пор живут и радуют людей прекрасными нарядами. Повседневный национальный костюм Молдавии надевают на праздники и фестивали. В гардеробе всегда должны были присутствовать безрукавка, тулуп, шапка.
Пряли обычно девушки. Можно сказать, что это было национальное занятие в течение многих лет.
Изготавливали одежду из льна и шерсти. Современные наряды шьются из хлопчатобумажной ткани. Изготовление традиционного костюма требовало сноровки: опыт передавали из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.
Женскую одежду составлял передник, юбка, а мужскую — штаны пынзэ и аба с шияком. Женские рубахи расшивали орнаментом, подвязывали шерстяным поясом, сверху накидывали покрывало, частично закрывающее голову. На голову надевали платок басму. Жилеты носили не только мужчины — пептар был необходим женщине, чтобы защититься от холодов. От дождя хорошо укрывал плащ из шерсти. Наиболее праздничными являлись женские наряды. Мужские же отличались сдержанностью. На праздник надлежало надеть колпак. Рубаху мужчина подвязывал широким поясом с длинной кисточкой. На ногах носили толстые кожаные сапоги.
Танцевальные ансамбли надевают особые наряды, предназначенные для демонстрации хореографического искусства. Их отличает пестрость и преобладание орнаментов, демонстрирующих природу. Отличными от других выглядят и костюмы мастеров прикладных искусств. Например, женщины надевали рубахи с широкими рукавами, а покрывало носили на поясе: работы часто велись на улицах, женщинам подолгу приходилось сидеть на деревянных скамьях, поэтому покрывало позволяло защитить поясницу от переохлаждения.
Изготовление народных костюмов считалось важным, ведь оно имело культурную ценность. Сейчас заказы на изготовление чаще поступают от иностранцев, коллекционирующих национальные костюмы. Их стоимость может быть довольно велика, однако на спрос это никак не влияет.
Видео
Лучше всего показывают характер народа его танцы. В этом видео вы можете видеть типичный молдавский танец, который исполняют девушки и парни в национальных костюмах. Танец является очень сложным по исполнению, так как требует долгих тренировок и оттачивания акробатики. Обратите внимание, что в процессе танца мужчины остаются в головных уборах — это доказывает высокую степень мастерства танцоров. Подобный уровень может демонстрироваться только профессионалами.
Запрос «Молдаванка» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
молд. и рум. moldoveni,
молд. кир. молдовень
Всего: 3,35 млн человек
- Молдавия — 2 741 849
- Украина — 258 619
- Приднестровье — 177 382
- Россия — 156 400
- Италия — 68 591
- Португалия — 21 147
- Казахстан — 19 458
- Румыния — 15 000 (2009)
- Греция — 9 920 (2006)
- Канада — 8 050
- США — 7 859
- Белоруссия — 4 300
- Испания — 3 449
- Великобритания — 3 417
- Латвия — 1 900
- Австралия — 1 210
- Киргизия — 778
- Литва — 704
- Эстония — 645
- Таджикистан — 300
- Швеция — 186
- Дания — 92
молдавский, русский, румынский, украинский
христианство (православие)
романские народы
по языку: румыны и другие романоязычные народы
валахи, русины
Медиафайлы на Викискладе
Молдава́не (молд. и рум. moldoveni, молд. кир. молдовень) — романский народ в Юго-Восточной Европе. Как народность молдаване сформировались в XIV—XVI веках в пределах средневекового Молдавского княжества, охватывавшего территории современных независимой Молдавии и румынской Западной Молдовы. После 1859 года молдаване западной части Молдавского княжества вошли в состав румынской нации. В настоящее время молдаване составляют большинство населения (2,7 млн чел. — 76,1 %) Молдавии и значительную долю населения ПМР. Живут также на Украине (258,6 тыс. чел.), в том числе компактно в двух регионах — Черновицкой и Одесской областях. Дисперсно расселены в России (172,3 тыс. чел.), Италии (68,591 тыс.чел.), Румынии и других странах. Общая численность — около 3,35 млн человек. Говорят на молдавском языке. Для части населения, проживающего на территории нынешней Республики Молдовы (особенно в Приднестровье), родным является русский, реже — украинский язык. В современной Молдавии литературный язык не отличается от румынского, однако для разговорного молдавского языка характерно широкое употребление русизмов. Молдаване, живущие в Приднестровье (32 % населения республики), используют молдавский язык на основе кириллицы. От большинства румын молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием русского языка или же, как минимум, знакомством с ним. Большинство молдаван исповедуют православие.
Cформировались в результате смешения балкано-романского (влашского) и восточнославянского населения.
Этногенез молдаван
Днестровско-Дунайские низовья, которые в VI веке заселили славяне-тиверцы и которые находились в зависимости от Киевской Руси до нашествия монголо-татар в XIII в.
В этногенезе молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности влахов — общих предков всех восточнороманских народов — и складывание молдавской народности. Влахи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с VI века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с XII века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия волохов, переселившихся туда из Трансильвании в XI векe под давление венгерских племён, и восточных славян (русин), которые расселились здесь в ходе славянской миграции на Балканы в VI—VIII веках и позже, во время подчинения этих земель Владимиром Мономахом. В свою очередь, на территории где сформировался румынский этнос, определяющим было южнославянское (болгарское и сербское) влияние — «сырбие». Наиболее поразительным является факт ускорившейся молдованизации восточнославянской общности в северной части междуречья Прута и Днестра, которая продолжалась даже после 1812 года в пределах российской Бессарабии, о чём свидетельствуют очерки дореволюционных российских этнографов А. Артемьева, М. Драганова, В. Бутовича и др.
Молдавское княжество
Основная статья: Молдавское княжествоМолдавское княжество в период наибольшего расширения на фоне границ современных государств
Несомненно определяющим моментом в становлении молдавской этнической (а затем и языковой) идентичности был период существования Молдавского княжества, в котором этноним молдаван укоренился как политоним, независимый от этническогo происхождения (романского или славянского). Древняя молдавская легенда повествует о пастухах-валахах из захваченного венграми Марамуреша, которые, охотясь на зубра, встретили в районе нынешнего города Сучава русина-пасечника Яцко (Ецко). Затем обе стороны привели своих соплеменников, чтобы заселять эти разоренные татарами земли. Этнический состав сельского населения княжества был неоднородным. Большинство составляли валахи и русины. Восточно-романское население поначалу не составляло большинства. Используя данные сельской ойконимии, Л. Л. Полевой определил долю русинов в Молдавском княжестве в середине XV века в 39,5 %, а долю романского населения — в 48,7 %. По линии Варница—Яссы в запрутской Молдове проходила условная граница между славянской (Цара-де-Сус) и романской (Цара-де-Жос) языковыми общностями внутри княжества. B прутско-днестровском междуречье эта же граница проходила по линии Бендеры—Унгены (Шорников, 2005). За многовековую историю сосуществования двух разных по происхождению народов в рамках одного государства между ними не было зафиксировано ни одного этнического конфликта, хотя классовые трения и имели место: бояре были преимущественно валахами.
Несмотря на огромный престиж письменной славянской речи, русинская идентичность оказалась весьма размытой в результате поочерёдных сербских, болгарских, древнерусских и польских влияний. В результате, будучи лишёнными сильной этнической самоидентификации, на бытовом уровне значительная часть русин оказалась вовлечена в процесс ассимиляции молдаванами. К 1700 доля русин в княжестве упала до 30 %, а к 1800 году рубеж Яссы-Варница сместился далеко на север — к границам Щепинецкой земли. Наиболее подверженными молдованизации оказались даже не автохтонные русины, а беженцы из польских земель. Языковой дуализм в княжестве также по не до конца ясным причинам был асимметричным: славянской (русской) речью хорошо владели только высокопоставленные молдаване (в том числе и Стефан Великий); среди простого народа двуязычными были преимущественно русины, что и предопределило их языковую уязвимость. А. Афанасьев-Чужбинский предположил, что до прихода валахов русины населяли и Центральную Бессарабию, но со временем ассимилировались, оставив после себя лишь топонимы. С другой стороны, погружение в восточно-романскую языковую среду предопределило большую близость русинского языка русскому (устар. великорусского): в отличие от украинского (устар. малорусского), в него почти не проникали полонизмы, германизмы и латинизмы.
Бессарабия
Основная статья: Бессарабская губерния
К 1812 году из всех восточно-романских общностей именно молдаване имели наиболее устоявшуюся этническую и языковую самоидентификацию, которую ещё больше укрепило взаимодействие с великорусским этносом, причём далеко не всегда пользу последнего, несмотря на попытки «канцелярской» русификации. Для сравнения, в соседних румынских землях до 1860-х годов бытовали регионализмы типа мунтяне. К 1907 году молдаване ассимилировали большую часть русин в средней и даже северной Бессарабии. Как нельзя лучше суть этого явления передает молдавская пословица той эпохи: «татэл рус, мама русэ, нумай Иван — молдовян», то есть «отец — русский, мать — русская, а Иван — молдаван». Необычайную этническую и языковую стойкость этого, казалось бы, небольшого народа описывали многие учёные-этнографы того времени. Так, Л. С. Берг писал, что при соприкосновении с молдаванами руснаки (русины) забывают родной язык в течение 2—3 поколений и целыми сёлами «омолдаваниваются» так, что младшее поколение совершенно не понимает родного языка старших. В. Н. Бутович подтвердил продолжающийся процесс ассимиляции русин молдаванами даже в начале XX века: за предшествовавшие наблюдению 45 лет в Бельцком уезде из 13 русинских сёл осталось лишь 6, в Сорокском из 26 — 16. Даже в наиболее славянском Хотинском уезде из 90 русинских сёл 4 стали молдавскими. Необычайная этноязыковая стойкость среды Бессарабии, особенно по сравнению с такой близкой, но такой отличной Новороссией, поражает многих русских путешественников той эпохи: И. Аксаков отмечает что помещик Бодырев оказался «исконным» молдаванином, даже несмотря на «русскую» его фамилию. В 1848 году, то есть десятилетия спустя после включения края в состав России, почти все чиновники (как правило, из русских) и вся полиция говорят в основном «по-молдавански», а на русском ведут лишь «официальную писанину». По переписи 1897 года в Бессарабии проживало 920 919 человек с родным молдавским языком (47,58 % населения). С другой стороны, в Южной трети Бессарабии не произошло укоренения молдаван — основную массу населения здесь составили разномастные переселенцы из балканского региона, русские и немцы. И всё же, Бессарабия в целом даже в начале XX века продолжала поражать присланых сюда русских чиновников масштабами царившего здесь «языкового Вавилона», неведомого в остальной России: «Приём посетителей тут — это целое представленье из 10 языков, неизвестное в России. Конечно же нужно выучить несколько молдавских слов». Молдаване же Западной Молдавии после 1859 года вошли в состав румынской нации.
Вместе с тем, несмотря на внутреннюю этноязыковую стойкость молдаван к востоку от Прута даже в годы запрета молдавской школы, русский язык и знакомство с русской культурой наложили отпечаток на молдавскую культуру Бессарабии, а также на своеобразное восприятие молдаванами румынской идентичности, сформировавшейся к западу от Прута. Как минимум до 1878 года российская Бессарабия была в глазах бессарабских молдаван более привлекательной частью суверенной православной европейской державы, в то время как прочие валашские земли находились в зависимости от мусульман Османской империи или же католиков и протестантов Австро-Венгрии (Буковина). По этой причине в российскую Бессарабию продолжалось нетто-переселение молдаван и русин из-за Прута, вплоть до Первой мировой войны.
> Численность в Бессарабии
- 1860: 600.000 (оценка)
- 1871: 692.000 (оценка)
- 1897: 920.919 (перепись)
- 1930: 1.620.000 (перепись)
Язык
Основная статья: Молдавский язык
История глоттонима «молдавский язык» тесно связана с этнонимом «молдаване» и с политическим статусом региона проживания носителей языка. Отсылки к «молдавскому языку» встречаются у молдавского хрониста Григоре Уреке в «Летописях Молдавского княжества» (написаны в 1642—1647 гг.), с уточнением, что на этом языке говорят молдаване, валахи и трансильванцы. Летописец Молдавского княжества Мирон Костин в книге «De neamul moldovenilor…» (ок. 1687) пишет: «Как видим, что, хоть мы и называем себя молдаванами, но не спрашиваем „знаешь молдавский?“, а спрашиваем „знаешь романский?“, то есть римский». Упоминание lingua Moldavorum (что в переводе означает «язык молдаван»), можно обнаружить в книге Иоганна Альстеда «Сокровища Хронологии», изданной в 1628 году (на страницах, содержащих таблицу языков и диалектов 24 частей Земли).
Памятники на молдавском языке (кириллицей) известны в Молдавском княжестве с XVII века (до этого языком администрации, церкви и литературы в Молдавском княжкестве и Валахии был церковнославянский язык, причём по построению фразы заметно, что для писцов он не был родным). Грамматика этого языка значительно отличалась от современной. В середине XVII в. стараниями митрополита Варлаама в Яссах была основана первая в Молдове типография, для которой митрополит Дософтей (Досифей) выписал необходимые принадлежности из Москвы.
Литературный молдавский язык начал оформляться в XVI—XVII веках, но окончательно формируется ко 2-й половине XIX века. Языковые различия между румынским и молдавским языками стали возникать в XIX веке, когда в возникшей в 1859 году Румынии начался период коррекции румынского языка, из которого активно изымались славянские лексемы.
На территории Молдавии существует движение молдовенистов, полагающих, что, несмотря на языковую идентичность молдавского языка с румынским, для государственного языка Молдавии следует использовать название «молдавский язык», в частности, потому что оно (lingua Moldavorum) более древнее (1628), чем лингвоним «румынский язык». Согласно проведённому в 2012 году опросу, 65 % граждан поддерживают это мнение. От большинства современныx румын современные молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием русского языка или же, как минимум, знакомством с ним. Употребление русского языка в речи современныx молдаван часто принимает характер переключения кодов.
Молдаванин, 1889 год.
Традиционная молдавская женская одежда состоит из белой орнаментированной рубашки, многоклиновой юбки катринцэ (молд. catrinţă), которая не сшивалась, а оборачивалась вокруг талии, полотняного фартука и платка-косынки, вытеснившего шёлковую шарфообразную шаль (молд. fotă, marama), продолжавшуюся носиться у румын. У состоятельных крестьянок были в моде тяжелые дорогие ожерелья (марджели), а также шелковые чулки и красные сафьянные башмаки.
Одежда мужчин включает белую рубашку, штаны, суконный жилет или меховую безрукавку, кушму (молд. cujmă, молд. cușmă, рум. căciulă) — баранью шапку конусообразной формы (у румын она цилиндрической формы) и опинчи — самодельную обувь из кожи, схожую с русскими поршнями, украинскими постолами, болгарскими цервулами и сербскими опанками. Неотъемлемой частью костюма является тканый шерстяной пояс красного, зелёного или синего цвета, длиной до 3 метров. Помимо тканых поясов, рубахи подпоясывались кожаными поясами (молд. chimir) с большим количеством металлических деталей и карманов, такие пояса носились преимущественно зажиточными крестьянами и пастухами.
Некоторые детали народной одежды сохранились до сегодняшнего дня: меховые и суконные безрукавки, бараньи шапки.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 июля 2016 года.
Мужские имена: Адриан, Александру/Санду (Александр), Аурел, Богдан, Валериу (Валерий), Василе (Василий), Виорел, Влад/Владуц, Генадие (Геннадий), Георге/Джордже (Георгий), Дан/Дануц, Дорел, Дорин, Драгош, Думитру (Дмитрий), Еуджениу (Евгений), Емил (Емельян), Ион/Ионел (Иван), Костел (Константин), Ливиу, Лилиан, Лучиан, Марчел, Мирча, Михай (Михаил), Николае/Нику (Николай), Петру (Пётр), Раду, Серджиу (Сергей), Силвиу, Тудор (Фёдор), Штефан (Степан), Юлиан, Юрие (Юрий).
Женские имена: Алина, Ана (Анна), Анастасия, Андрея, Анжела, Аурика, Валентина, Вероника, Виктория, Виолета (Виолетта), Виорика, Габриела/Габи, Галина, Даниела, Диана, Дойна, Дора/Дорина, Екатерина, Иляна/Ляна/Ленуца (Елена), Еуджения (Евгения), Иоана (Жанна), Кристина, Луминица (Светлана), Лучия, Мариана, Мария/Мариоара/Маричика, Михаела, Рада, Родика, Сильвия, Снежана, Сперанца (Надежда), Стела, Татьяна.
В скобках приведены русские эквиваленты.
См. также
- Население Молдавии
- Культура Молдавии
- Праздники Молдавии
- Молдавский народный танец
- Молдавская кухня
- Молдовенизм
- Унионизм
- Молдаване // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- Молдаване // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
- Народы России: живописный альбом,— Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, — ст. 217
- Зеленчук В. С. Очерки молдавской народной обрядности (ХІХ – начало ХХ вв.). — Кишинев, 1959. — 96 с.
- Курочкин А. В. Календарные праздники на украинско‑молдавском пограничье и их современные судьбы // Советская этнография. — 1987. – № 1. — С. 24–35.
- Попович Ю. В. Матеріали про молдавське весілля у періодичній пресі ХІХ ст. // Народна творчість та етнографія. — 1977. — № 4. — С. 37–45.
- Молдавский национальный костюм / В. С. Зеленчук. — Кишинёв, 1985. — 143 с.
- Постолаки Е. А. Молдавское народное ткачество (ХІХ – начало ХХ вв.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. — М., 1985. — 17 с.
- Станчу Е. С. Традиционные крестьянские промыслы Молдавии в ХІХ – начале ХХ вв. — Кишинёв, 1978. — 99 с.
- Этнография и искусство Молдавии : сб. статей / В. С. Зеленчук. — Кишинев, 1972. — 231 с.
- Перепись 2004 года Архивировано 24 ноября 2007 года.
- Перепись 2001 года
- Перепись 2004 года Архивировано 5 ноября 2012 года.
- Перепись 2004 года
- Отчёт Бюро статистики Италии на 31 декабря 2007 (граждане Республики Молдова) (итал.)
- Portugal acolheu 440 277 imigrantes legais // Destak. — 13.07.2009. (граждане Республики Молдова)
- アーカイブされたコピー. Дата обращения 16 апреля 2003. Архивировано 16 апреля 2003 года.
- 15.000 de cetateni moldoveni traiesc in Romania | Ziarul Financiar
- Error. Дата обращения 13 ноября 2014.
- Statistics Canada. 2011 National Household Survey: Data tables. Дата обращения 11 февраля 2014.
- 2000 Census
- Перепись 1999 года
- Отчёты Института статистики Испании (граждане Республики Молдова) (англ.)
- Trends in International Migrant Stock: Migrants by Destination and Origin (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2015) (XLS). United Nations, Department of Economic and Social Affairs.
- Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
- Australian Bureau of Statistics, Country of birth
- Перепись 1999 года
- (англ.) Перепись 2001 года Архивировано 29 сентября 2007 года.
- http://www.stat.ee/files/eva2003/RV200102.pdf
- Перепись 2000 года
- Бюро статистики Швеции (граждане Республики Молдова) (швед.)
- Бюро статистики Дании (граждане Республики Молдова) (датск.)
- Молдаване. — М.: Наука, 2010 г. — ISBN 978-5-02-037574-1 — С. 51
- Молдаване. — М.: Наука, 2010 г. — ISBN 978-5-02-037574-1 — С. 84-85
- 1 2 Attitudes Toward Bilingualism: A Case Study Of The Moldovan-Russian Bilinguals (Pdf Download Available)
- 1 2 Sindromul Stockholm — relația ură/iubire dintre ruși și moldoveni — ACUM.TV
- International Religious Freedom Report 2007 Архивная копия от 10 сентября 2008 на Wayback Machine, by the US Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- 1 2 Молдавская Русь — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
- 1 2 Полиэтничная Молдавия
- СЛАВЯНО-МОЛДАВСКИЙ ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ. XIV—XVII BB. — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в элект…
- 1 2 Бессарабия
- 1 2 3 4 ПАПА РУС, МАМА РУС, А ИВАН МОЛДАВАН — тема научной статьи по языкознанию, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
- Страна / Молдавия
- Языковой дуализм в Молдавском княжестве XIV—XVII вв. — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электрон…
- 1 2 3 http://journals.tsu.ru/uploads/import/1118/files/2.pdf
- Miron Costin, De neamul moldovénilor, din ce țară au ieșit strămoșii lor. Оригинал цитаты: «Cum vedem că, măcară că ne răspundem acum moldovéni, iară nu întrebăm: știi moldovenéște?, ce știi românéște? adecă râmlenéște»
- Johannis Henrici Alstedii Thesaurus chronologiæ — Publisher: Herbornae Nassoviorum, 1628, p. 249
- Славяно-молдавские летописи XV—XVI вв. Сост. Ф. А. Грекул; Отв. ред. В. А. Буганов. — М.: Наука, 1976.
- История Молдавской ССР. В двух томах Т. I. Изд. 2-е. Отв. ред. Л. В. Черепнин. С. 272.
- Корлэтяну Н. Г. Молдавский язык Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // БСЭ. — 1969—1978
- Бурега, Владимир «Бессарабское православие» между Румынией и Россией. Часть первая, 21 июля 2010
- Гурская, Зинаида. Молдаване не хотят переименовывать молдавский язык в румынский — опрос, Укринформ (20 ноября 2012). Архивировано 7 ноября 2017 года. Дата обращения 19 декабря 2013.
- Еронина Е. К., Аваева М. И. Молдавская кухня: Традиционные и современные национальные блюда. — Кишинёв: Тимпул, 1990. — ISBN 5-7790-0030-1.
- Похлёбкин В. В. Национальные кухни наших народов. — Центрполиграф, 1978.
- Среди историков распространено мнение, что баллада «Миорица» датируется XII—XIII веками и является одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин». Стати В. История Молдовы.. — Киш.: Tipografia Centrală, 2002. — С. 48—49. — 480 с. — ISBN 9975-9504-1-8.
- Беров Л. Молдавские музыкальные народные инструменты. — Кишинёв, 1964. — С. 56—65.
- Молдаване, Болгарин, Волох, Царане, Цыгане.Народность
- 1 2 Мужской национальный костюм — moldovenii.md
- Конгресс национальных общин Украины: Молдаване Архивировано 31 мая 2011 года.
- Moldova Azi
- アーカイブされたコピー. Дата обращения 2 декабря 2005. Архивировано 11 марта 2007 года.
- «Молдавской нации не существует»: президенты Молдавии и Румынии «поставили точку» в этом вопросе (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2012. Архивировано 14 июня 2012 года.
- http://news.point.md/politika/trayan-besesku-nikolayu-timofti-moldavskoj-nacii-ne-suschestvuet/2/ \
- Боцан И. Голосование молдаван за рубежом // e-democracy.md. — 23.02.2009.
Ссылки
- Стати В. Н. Кто такие молдаване // Журнал «Русин», Выпуск № 4 / 2007
См. также: Перечень коренных малочисленных народов России
Добавить комментарий