Первый в открытом космосе

«Всемирно-историческое значение первого полёта человека в космос» (стр. 3 из 4)

В СССР разработкой медицинских требований к будущим космонавтам занималась большая группа медиков во главе с В. В. Париным. Проанализировав степень, подготовки людей различных профессий, группа этих медиков решила остановить свой выбор на профессии летчика истребителя. С. П. Королев поддержал этот вывод. Действительно, люди этой профессии хорошо переносят различные шумы, вибрацию, ускорения и сочетание этих факторов, способны хорошо ориентироваться в полете, быстро принимать решение, хладнокровно выполнять необходимые операции, они обладают хорошей наблюдательностью и способностью регистрировать свои наблюдения. Особо С. П. Королев подчеркивал, что, будучи кадровым военным, летчик-истребитель обладает необходимыми морально-волевыми качествами, его отличают собранность, дисциплинированность и непреклонное стремление к достижению поставленной цели.

Подготовка первых космонавтов

Основываясь на требованиях к кандидатам в первый отряд космонавтов, большая группа медиков в середине 1959 г. отправилась в различные авиационные части нашей страны для первичного отбора добровольцев.

В результате за довольно короткий срок было отобрано, по воспоминаниям Н. Н. Гуровского, около 250 добровольцев, которым предстояло пройти

13

более углубленные медицинские, а также психологические обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале в Москве. Была создана специальная медицинская комиссия из опытных и авторитетных специалистов различного профиля, которая приступила к своей работе 3 октября 1959 г. Именно к этому моменту в госпиталь стали съезжаться первые добровольцы, каждому из которых предстояло пройти цикл обследований продолжительностью более месяца.

В связи с большим числом летчиков, подлежащих обследованию, и с целью более равномерной загруженности медицинского персонала было решено не проводить одновременное обследование всех кандидатов в отряд космонавтов. В результате они прибывали в госпиталь с октября до конца декабря 1959 г. (например, Г. С. Титов появился здесь 3 октября, Ю. А. Гагарин – 24 октября, а, скажем, Г. С. Шонин – только 30 декабря). Поэтому комиссия завершила свою работу и подвела окончательные итоги лишь в начале 1960 г. В итоге этого отбора был сформирован первый отряд советских космонавтов в составе 20 человек.

Скажем теперь несколько слов о том, как проходила подготовка первых космонавтов. Кстати, в 1961 г., когда подготовка американских космонавтов уже шла полным ходом, в печати США появились высказывания авторитетных специалистов о том, что в отличие от СССР в США нет научно обоснованной программы подготовки человека к полетам в космос. Действительно, программа подготовки первых советских космонавтов разрабатывалась крупнейшими специалистами страны, для занятий и тренировок будущих космонавтов в кратчайший срок был сооружен в 40 км от Москвы «Звездный городок»; где были созданы все необходимые условия и для жизни семей космонавтов.

Важную роль в подготовке космонавтов сыграл образованный решением от 11 января 1960 г. Центр подготовки космонавтов, носящий сейчас имя Ю. А. Гагарина. Однако еще в октябре 1959 г. группа специалистов-медиков во

14

главе с В. И. Яздовским, Н. Н. Гуровским и Е. А. Карповым стала прорабатывать основы общефизической и специальной подготовки будущих космонавтов. Поэтому, когда в марте 1960 г. непосредственно начались тренировки будущих космонавтов, они проводились по вполне научно обоснованной программе.

Первый полёт человека в космос

Полет Ю. А. Гагарина стал исторической вехой в развитии земной цивилизации. Прошло уже 50 лет с тех пор, но подробности этого эпохального события продолжают волновать воображение. Человечество чтит подвиг Ю. А. Гагарина, и поэтому 108 минутам первого полета человека в космос посвящается огромное количество книг, брошюр, журнальных статей. Старт космического корабля «Восток» с Ю. А. Гагариным был назначен на 12 апреля 1961 г. и был произведен в 9 ч 07 мин по московскому времени. «К этому моменту, – вспоминал К. Д. Бушуев, – нервное напряжение охватило всех присутствующих на космодроме, и никто не старался его скрывать. Тревога не вызывалась, какими-либо сомнениями в технике: корабль готовился долго и тщательно, и за это время у нас, участников разработки и подготовки корабля, укрепилась вера в него… И все-таки до сих пор подобное происходило лишь в сказках».

И вот долгожданные команды: «Пуск!»… «Зажигание!»… «Подъем!» – и тут же гагаринское «Поехали!» Однако всеобщее напряжение на космодроме не спадает. «В первые 25 – 40 с после команды «Пуск!», вспоминает К. П. Феоктистов, – царило всеобщее напряжение. После этого проблем со спасением космонавта в случае аварии становились меньше. В первые же секунды полета, когда высота была еще мала, риск при катапультировании был существенный: в случае аварии ракета должна была упасть поблизости».

Волновался в эти моменты и Ю. А. Гагарин. Частота его сердцебиения возрастала до 140 – 158 в минуту, Лишь к концу активного участка частота сердечных сокращений снизилась до 109 в минуту. Однако космонавт вел

15

непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов, фиксировал изменение перегрузок и в моменты отделения ступеней ракеты-носителя, отметил, в частности, что шум в кабине корабля не превышал шума в кабине реактивного самолета. Наконец, сброшен головной обтекатель (корабль прошел плотные слои атмосферы), в иллюминаторе показалась Земля. С легким щелчком раскрылись и встали на место антенны.

На космодроме всеобщее напряжение сменилось почти всеобщим ликованием, которое охватило даже С. П. Королева. Однако еще переживают за свое «детище» конструкторы ТДУ-1, волнуются медики, ведь пока было известно, что человек способен хорошо переносить кратковременное состояние невесомости, но Ю. А. Гагарин должен был пребывать в состоянии невесомости около часа.

Состояние невесомости наступило в 9 ч 21 мин по московскому времени. На короткий миг у Ю. А. Гагарина появилось ощущение полета в перевернутом положении, но почти моментально это ощущение пропадает. Космонавта несколько приподняло вверх, но ремни задержали. В течение всего полета Ю. А. Гагарин переносил состояние невесомости хорошо, как и во время ознакомительно-тренировочных полетов с кратковременным воспроизведением состояния невесомости. Лишь в конце своего «парения» над Землей он стал ощущать некоторое неудобство в связи с отсутствием давления спинки и сидения кресла на тело.

Корабль «Восток» со времени своего старта пересек Тихий океан, обогнул мыс Горн и уже подлетал к Африке, когда в 10 ч 15 мин по московскому времени от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозной двигательной установки. Она включилась в 10 ч 25 мин по московскому времени, когда космический корабль находился над Гвинейским заливом, Вновь закрыт гермошлем, возникли перегрузки, которые все возрастали. Сильная вибрация, впечатление такое, как будто, спускаясь по баллистической

16

траектории, корабль кувыркался. В 10 ч 35 мин по московскому времени с кораблем «Восток» внезапно пропадает связь.

На высоте 7 км от поверхности произошло автоматическое катапультирование кресла с Ю. А. Гагариным из спускаемого аппарата. После отделения кресла его парашютная система обеспечила благополучное приземление космонавта в окрестности деревни Смеловки в Саратовской области.

Приземление Ю. А. Гагарина произошло в 10 ч 55 мин по московскому времени, полная продолжительность полета составила 108 мин. Этот полет имел чрезвычайное значение для дальнейшего развития космонавтики и поражал своей новизной – все в нем делалось впервые. Первый полет человека в космос стал новым достижением советской науки и техники и сыграл такую же важную политическую роль, как запуск первого искусственного спутника Земли.

Историческое значение первого полёта в космос. Подвиг Юрия Алексеевича Гагарина.

Величайшие события в истории человечества – будь то появление новых государств, кровопролитные войны, социальные революции, научные открытия или технические свершения – всегда поднимаются над временем, оставляют глубокий след в сознании современников, влияют на мировоззрение будущих поколений, вдохновляя их на служение самым высоким идеалам и предостерегая от непоправимых ошибок.

История цивилизации отмечена также и особыми взлетами человеческого гения. Они как бы выводят человечество на новые рубежи самосознания, позволяют по-новому взглянуть на научные открытия и технические потенциалы, уже доступные обществу, и на их основе уточнить роль человека в мироздании. Такие свершения, чаще всего подготовленные яркими харизматическими личностями, независимо от того, в какой стране

17

они становятся реальностью, принадлежат всей земной цивилизации. В них реализуются дерзания и творческий труд не только всех, кто был непосредственно причастен к этим свершениям, но и выдающихся представителей предыдущих поколений, заложивших фундамент для таких грандиозных «рывков» в развитии производительных сил человечества.

К таким величайшим событиям несомненно относится первый полет человека в космос, положивший начало бесконечному продвижению человечества во Вселенную. Не только сам полет, но и вся яркая жизнь первого космонавта планеты неразрывно связаны с культурным наследием цивилизации. Шагнув в космос, Юрий Гагарин как бы раздвинул пределы осуществимого для всех живущих на планете Земля. Реальность его подвига стала мощным стимулом для полетов мечты и дерзаний далеко за пределы земной атмосферы. В знаменитой работе К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» есть такие слова: «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль». Заслуга Ю.Гагарина перед цивилизацией в том, что своим свершением он доказал реальность продвижения человечества во Вселенную, дал основания мыслителям и мечтателям поверить в осуществимость самых дерзновенных замыслов, связанных с проникновением человека в космос, убедил ученых и инженеров, занимающихся проблемами космонавтики, в том, что их научный расчет может принести в обозримом будущем еще более внушительные результаты в деле исследования и использования космического пространства.

Восток-1

У этого термина существуют и другие значения, см. Восток-1 (значения).

Восток-1

Организация

Космическая программа СССР

Полётные данные корабля

Название корабля

Ласточка

Ракета-носитель

Восток 8К72К

Орбитальный модуль

Восток 3KA

Стартовая площадка

Байконур, площадка 1 45°55′ с. ш. 63°20′ в. д.HGЯOL

Запуск

12 апреля 1961 года
06:07 UTC

Посадка корабля

12 апреля 1961 года
07:55 UTC

Место посадки

к северо-западу от д. Смеловка 51°16′14″ с. ш. 45°59′50″ в. д.HGЯOL

Длительность полёта

1 час 48 минут

Количество витков

Пройденное расстояние

40 868,6 км

Апогей

327 км

Перигей

175 км

Наклонение

65,0°

Период обращения

89,2 минуты

Масса

4725 кг

NSSDC ID

SCN

Полётные данные экипажа

Членов экипажа

Позывной

«Кедр»

Посадка

Место посадки

к северо-западу от д. Смеловка (Саратовская обл.)

Длительность полёта

1 час 48 мин.

Количество витков

Фотография экипажа

Юрий Алексеевич Гагарин

← Спутник-10 Восток-2 →

«Восток-1» («Восток») — космический корабль из серии «Восток», первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту.

На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени (06:07:00 UTC). Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут (07:55:00 UTC) в районе деревни Смеловка Саратовской области.

> Экипаж

  • Экипаж корабля — Юрий Алексеевич Гагарин
  • Дублирующий экипаж — Герман Степанович Титов
  • Экипаж поддержки — Григорий Григорьевич Нелюбов

Выбор космонавта

Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике С. П. Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало — это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст — около 30 лет, рост — не более 170 см, вес — до 68-70 кг.

В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий Гагарин и Герман Титов.

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н. С. Хрущёв. По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным:

«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Н. П. Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом.

Конструкция

Основная статья: Восток (космический корабль)

  • Масса аппарата — 4,725 т;
  • Диаметр герметичного корпуса — 2,2 м;
  • Длина (без антенн) — 4,4 м;
  • Максимальный диаметр — 2,43 м.

В мае 1959 года по инициативе заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Д. Ф. Устинова было принято решение Совета Министров СССР об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток».

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200-километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью носителя «Восток»

Связь

С космонавтом устанавливалась и поддерживалась двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта во время полёта.

Опасения за космонавта

Электрокардиограмма Ю. Гагарина, записанная за день до его полёта в космос.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление.

Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи вменяемым. Однако перед полётом Гагарину всё же сказали этот код.

Ход миссии

Скафандр Ю. А. Гагарина в ОАО «НПП Звезда»

Время (МСК) Событие Переговоры
Перед стартом:
03:00 На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал главный конструктор Сергей Павлович Королёв.
5:30 Евгений Анатольевич Карпов вошёл в спальню и потряс Гагарина за плечо: «Юра, пора вставать…» Поднялся и Герман Титов. Доктор удовлетворенно покачал головой — космонавты были бодры. После физзарядки был завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, потом черносмородинового джема и кофе.
06:00 Началось заседание Государственной комиссии. Оно было очень коротким: «Всё готово». После заседания было окончательно подписано полётное задание Космонавту № 1.
06:50 Гагарин вышел из автобуса. Многие провожающие знали его лично. Всех охватило волнение. Каждый хотел на прощанье обнять первого Космонавта.
Циклограмма запуска:
07:10 голос Гагарина появился в эфире.
08:10 объявлена 50-минутная готовность.
08:30 объявлена 30-минутная готовность.
08:50 объявлена 10-минутная готовность. Вас понял — объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт. Все нормально, самочувствие хорошее, к старту готов.
09:00 объявлена минутная готовность. Королёв: Минутная готовность, как вы слышите?

Гагарин: Вас понял — минутная готовность. Занял исходное положение…

09:01:51 команда «Минутная готовность»
09:03:00 команда «Ключ на старт»
09:03:06 команда «Протяжка-1»
09:03:16 команда «Продувка»
09:03:51 команда «Ключ на дренаж»
09:05:51 команда «Пуск»
09:06:41 команда «Протяжка-2»
09:06:51 команда «Зажигание»
09:07 включение зажигания Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».

Гагарин («Кедр»): Вас понял — даётся зажигание.
Королёв: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъём!
По громкой связи космонавт кричит: Поехали!

Полёт:
09:09 отделение первой ступени
09:22 Радиосигналы советского космического корабля запеленгованы американской радарной станцией Шамия
09:52 получение данных по полученным данным с борта космического корабля «Восток-1», космонавт, находясь над Южной Америкой, передал: Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.
09:57 Гагарин передал, что пролетает над Америкой.
10:15 получение данных пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток-1»: Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо.

Перед стартом

Сначала надели СК-1 (скафандр) Герману Титову, затем — Юрию Гагарину, чтобы первый космонавт меньше времени находился в скафандре (вентиляционное устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе). Когда Гагарин был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился — первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой. Космонавты вышли из домика — их встретил Королёв. Он был усталым и озабоченным. Позже Гагарин скажет об этой встрече:

Он дал мне несколько рекомендаций и советов, которых я ещё никогда не слышал и которые могли мне пригодиться в полёте. Мне показалось, что, увидев нас и поговорив с нами, он стал несколько бодрее…

Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке.

Старт

Траектория полёта «Восток-1».

Автобус приехал на космодром. После доклада о готовности председателю Государственной комиссии К. Н. Рудневу Гагарин сделал заявление для печати и радио. Оно уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной плёнки. Спустя пять часов это заявление стало сенсацией…

Находясь у вершины ракеты, на металлической площадке рядом со входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки — попрощался с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине космического корабля.

Внизу, завороженно задрав головы кверху, стояли и Главный конструктор, и другие космонавты и все те, кто провожал его в первый космический полёт.

Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка № 1. В ходе проверки герметичности космического корабля датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, закрылась неплотно. В условиях ограниченного времени ведущий конструктор корабля «Восток» О. Г. Ивановский, отвернув гайки с замков, запирающих люк, поправил специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормальном закрытии люка, и вновь запер люк.

Титову объявили, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно — Гагарин.

Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр».

Полёт

Почтовая марка Азербайджана, 2011

Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. В случае отказа тормозного двигателя, сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — Главному научному советнику президента Кеннеди. Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

Спуск и посадка

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее корпорации РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. Сейчас спускаемый аппарат выставляется в павильоне «Космос» ВДНХ.

В 10:25:34 (МСК), после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка (ТДУ). В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.

Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов, а сама кабина начала потрескивать.

Приборная панель корабля «Восток-1» Ю. А. Гагарина. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированном месте, а в Саратовской области, в 26 км от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка.

В 10:48 радар близлежащего ракетно-зенитного дивизиона ПВО засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.

После посадки

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин.

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королёвского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно — только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки. Некоторые время спускаемый аппарат выставляется в павильоне «Космос» ВДНХ. Сейчас аппарат снова пребывает в музее РКК «Энергия».

Международная реакция

Главы государств

В Кремль шли поздравления и от руководителей западных стран.

  • Президент США Джон Кеннеди написал: «народ Соединённых Штатов разделяет удовлетворение народа Советского Союза в связи с благополучным полётом астронавта, представляющее собой первое проникновение человека в космос. Мы поздравляем Вас и советских учёных и инженеров, сделавших это достижение возможным. Я выражаю искреннее пожелание, чтобы в дальнейшем стремлении к познанию космоса наши страны могли работать вместе и добиться величайшего блага для человечества»;
  • Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, поздравляя Н. С. Хрущёва «по случаю величайшего успеха ваших учёных, техников и астронавтов в осуществлении полёта человека в космос», назвал происшедшее «историческим событием»;
  • Президент Франции Шарль де Голль писал, что «успех советских учёных и астронавтов делает честь Европе и человечеству».

Историческое значение

Полёт Юрия Гагарина часто сравнивают с такими важными событиями, ставшими историческими вехами, как плавание Христофора Колумба, приведшее к открытию Америки, или первый перелёт через Атлантический океан, совершённый Джоном Алкоком и Артуром Брауном.

В Советском Союзе успешное осуществление первого пилотируемого космического полёта также рассматривалось как большой триумф в холодной войне против Соединённых Штатов.

Запуск космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года подтвердил высокий технический и научный уровень СССР и ускорил развитие космической программы в США. Полёт показал возможность нормального пребывания человека в космическом пространстве. Юрий Алексеевич Гагарин стал одним из самых известных людей планеты.

См. также

  • Серия КА «Восток»
  • Космонавтика
  • Международный день полёта человека в космос
  • Первая Орбита
  • Монумент «Покорителям космоса»
  • Гагарин. Первый в космосе

Примечания

  1. на карте Google — Восток-1 высадка монумент. Дата обращения 25 декабря 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
  2. на карте Google — Восток-1 высадка монумент фотоснимок. Дата обращения 25 декабря 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
  3. Таких берут в космонавты!, // Retroportal.ru.
  4. Михаил Руденко. Юрий Гагарин погибал трижды (недоступная ссылка). Русская Германия (N 17/2005 02.05 — 08.05). — «О том, какая это была машина, много позже напишет в своих воспоминаниях соратник Королёва академик Борис Раушенбах: «„Восток“, на котором должен был лететь Гагарин, был предельно прост: в его конструкции легко обнаружить множество неоптимальных (но зато быстро осуществимых) технических решений…»». Дата обращения 28 июня 2013. Архивировано 11 декабря 2005 года.
  5. 1 2 3 4 Данилкин Л. А. Юрий Гагарин. — М.: Молодая гвардия, 2011.
  6. 1 2 3 Валентина Пономарёва. Неоткрытый космос, Дружба народов (2000, № 5). Дата обращения 31 марта 2011.
  7. 1 2 3 4 Наталия Жовнир. «Тройник» Гагарина, Зеркало недели (№ 45, 21 ноября 2009). Дата обращения 31 марта 2011.
  8. 12 апреля 1961 года — первый полёт человека в космос, ТАСС, 12 апреля 1961 года.
  9. Галлай М. Л. Глава третья. Тот апрель… // С человеком на борту. — М.: Советский писатель, 1985. — 304 с. — 100 000 экз.
  10. Карточка стреляющего на пуск космического корабля «Восток-1», РГАНТД, ф.211, оп.7, д.580
  11. Борисенко И.Г. Человек в космосе // На космических стартах и финишах. — М.: Знание, 1975. — 160 с.
  12. Руденко М. И. Тогда Юра вернулся на землю не из космоса, а с того света!…, интернет-газета «Русская Берёза» (май-июнь — 2008). Дата обращения 31 марта 2011.
  13. Татьяна Столярова. Гагарин приземлился в секретном ракетном дивизионе, Комсомольская Правда («Саратовский Арбат» — специально для «КП») (12.04.2002). Дата обращения 31 марта 2011.
  14. Девочка, которая первой встретила Гагарина на земле, сейчас работает официанткой под Астраханью // КП
  15. И.Маринин. Апрельский день:44 года назад, «Новости космонавтики» (апрель 2005). Дата обращения 6 апреля 2010.
  16. В столичном Мультимедиа Арт Музее выставлен спускаемый аппарат «Востока-1» // КП, 18 мая 2016
  17. Новости. РКК «Энергия». Спускаемый аппарат Гагарина вернулся в музей. www.roscosmos.ru. Дата обращения 23 июля 2019.
  18. Юрий Гагарин – первый человек в космосе. 50 лет со дня первого полёта, retroportal.ru (12.04.2011). Архивировано 7 января 2012 года.
  19. Russia remembers space hero (англ.). BBC News (12 April 2001). Дата обращения 7 августа 2016.

Ссылки

  • Доклад Гагарина Государственной комиссии после космического полёта 13 апреля 1961 года
  • Звёздный рейс Юрия Гагарина (стенограмма переговоров c пунктами управления полётом с указателем имён и терминов, запись бортового магнитофона, текст доклада Гос. комиссии)
  • Переговоры Юрия Гагарина с ЦУПом (аудио)
  • Юрий Гагарин на Би-би-си: беспокоиться было не о чем. Интервью Юрия Гагарина в прямом эфире Би-би-си. Русская служба Би-би-си (1961). Дата обращения 13 апреля 2016.
  • д/ф «First Orbit», посвящён 50-летию полёта Ю. А. Гагарина, (видео на YouTube)
  • Космический корабль «Восток-1» // space.kursknet.ru ?
Серия КА «Восток»
Предыдущий полёт:
Спутник-10
Восток-1 Следующий полёт:
Восток-2

Аппараты, выведенные одной ракетой, разделены интерпунктом (·), запуски — чертой (|). Пилотируемые полёты выделены жирным начертанием. Неудачные запуски выделены наклонным начертанием.