Перевод маха мантры

Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе.

На деванагари:

हरे कृष्ण हरे कृष्ण
कृष्ण कृष्ण हरे हरे
हरे राम हरे राम
राम राम हरे हरे

В транслитерации:

Hare Kṛṣṇa Hare Kṛṣṇa
Kṛṣṇa Kṛṣṇa Hare Hare
Hare Rāma Hare Rāma
Rāma Rāma Hare Hare

Речь пойдёт о Маха мантре, которая также широко известна как мантра «Харе Кришна». Её особо почитают последователи, пожалуй, самого распространённого в мире религиозного течения в традиции бхакти-йоги («преданного служения») — вайшнавского движения людей, преданных силе, воплотившейся на Земле в образе Кришны.

По одной из версий, самое раннее упоминание о Маха мантре содержится в «Калисантарана-упанишаде», примыкающей к «Яджурведе». В соответствии с идеологией данного религиозного течения, повторение мантры Хари Кришна является практикой произнесения имён Бога, что считается фундаментальной основой для духовного развития человека в этой традиции.

Последователи движения верят, что чтение и пропевание этих шестнадцати имён Кришны способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали (Кали юга — «железный век», «век раздора»).

Кришна и Радха

Интересно, что если шире рассмотреть вопрос воздействия произнесения мантр, то существует следующее объяснение природы их влияния на сознание и жизнь человека. Например, в той же Библии можно прочесть следующее: «Вначале было слово», т. е. слово — это звук, и все сущее происходит из звука. Из физики нам известно, что звук — это вибрация. Вся наша Вселенная, включая нас самих, по последним научным данным, полученным в ходе изучения природы материи, на самом тонком структурном уровне имеет природу вибрации. Цвет, слова, мысли и т. д. — всё это виды вибраций. А это означает, что, воздействуя на уровне вибраций, можно изменять и материальный мир.

Маха мантра. Исторические акценты

Давайте теперь обратимся к дошедшей до нас мудрости прошлого. В классической философии Санкхьи, основанной на Ведах и заложившей фундаментальные основы современной Йоги, изложена следующая теория происхождения материи. В основе всех 5 элементов, из которых состоит наш материальный мир, лежит звуковая вибрация, которая является самой тонкой, пограничной с нематериальным и непроявленным миром, переходная часть материи. Переходя в более грубые виды вибраций, звук порождает эфир (пространство) — самый тонкий первоэлемент, который, в свою очередь, аналогично формирует воздух. Из воздуха происходит огонь, из огня — вода, которая тем же образом формирует уже землю. Таким образом из тонких материальных структур происходят более плотные, которые и формируют всё то, что мы с вами можем ощущать с помощью наших органов чувств. Получается, что все материальные проявления нашего мира в основе своей являются звуковыми волнами. Поэтому воздействие с помощью мощных вибраций на каузальную природу всего, что нас окружает, позволяет наиболее эффективным образом её изменять.

Кришна – аватар Вишну

Другими словами, то, что мы способны увидеть, услышать или ощутить, согласно философии Йоги и Санкхьи, — это ещё не все. За видимой грубой материей стоит тонкая энергия, гораздо более тонкая, но всё же материя. И именно с ней мы можем взаимодействовать через звук, так как он настраивает наше сознание на восприятие тонкой природы вещей. Мантра — это звук, и соответственно, тоже вибрация, наделённая мощной силой стоящей за ней энергии, к которой в итоге обращается практик посредством её использования (рецитации), — вибрация, способная оказывать серьёзное воздействие на сознание человека как на тонкоматериальную структуру, часто изменяя его мировоззрение и судьбу.

Значение Маха мантры

Итак, с помощью Маха мантры преданные обращаются к образу Господа Кришны посредством перечисления имён Бога: Харе, Кришна и Рама. Рассмотрим подробнее, что же за энергию олицетворяют эти имена.

Кришна — наиболее известный и почитаемый в вайшнавской традиции образ. Какова цель воплощения была у этой великой личности? Обратимся к писаниям, дошедшим до наших дней, а именно к древнему индийскому эпосу «Махабхарата», в частности, к наиболее известной его части, именуемой «Бхагавад-гита». В ней Кришна предстает перед нами как воплощение («аватар») бога Вишну, входящего в Тримурти наряду с Брахмой и Шивой. Считается, что Брахма отвечает за зарождение жизни, Вишну — за её поддержание, а Шива берёт на себя разрушительный аспект Триады.

Кришна и Арджуна на поле Курукшетра. Художник: С. Пидгайко

Содержание «Бхагавад-гиты» посвящено диалогу Господа Кришны с его соратником и другом Арджуной на поле битвы. Эта беседа двух великих личностей имеет огромную философскую ценность и по сей день, т. к. поднимает вечные вопросы Бытия, существования Духа, материальной и тонкой природы окружающего мира, нравственности, веры, предназначения, долга и Дхармы. По сути, в «Бхагавад-гите» изложены идеологические аспекты самопознания и развития человека в соответствии с законами Вселенной. И в этом образе Господь Кришна выступает отнюдь не как человек — он говорит от имени той всепронизывающей энергии, что стоит вне материального мира, является причиной и следствием, началом и концом всего сущего, она является абсолютным знанием и безвременной мудростью, которая позволяет видеть истинную суть всех вещей. В качестве аватара Кришна являет собой материальное воплощение этой Высшей энергии, наделённое специфическими характеристиками и свойствами, помогающими наилучшим образом реализовать ту миссию, что явилась целью его рождения.

Если рассматривать с этой точки зрения, то диалог с Арджуной по своей сути — это передача Абсолютной Истины, облачённой в форму слов Кришны, олицетворяющего здесь Высшее Сознание, человеку, находящемуся в поиске своего предназначения. Это помощь нам, безвременным Душам, рождённым в теле человека в процессе познания своей истинной природы. Поэтому произведение и по сей день находит отклик у практикующих в разных традициях.

Герои эпоса «Рамаяна». Художник: С. Пидгайко

«Рама» — ещё одно имя Бога, которым был наречён ещё один почитаемый герой другого древнего эпоса — «Рамаяна». Он также считается аватаром Вишну, но воплотившимся на Земле за многие тысячелетия до событий, описанных в «Махабхарате». Рама традиционно почитается в качестве великого воина, освободившего мир от демонического захватчика Раваны, который, согласно преданию, был настолько силён и искусен в бою, обладая многими сверхчеловеческими способностями, что даже боги Триады не могли обуздать его. Но, обладая безграничной мудростью, боги придумали и успешно воплотили в жизнь план по освобождению Земли от захватчика, главную роль в котором сыграли царевич Рама (как воплощение Вишну) и его возлюбленная Сита (аватар богини Лакшми). Не единожды воспользовавшись слабостями подверженного влиянию страстей Раваны, Рама с помощью Триады сумел одолеть демона и выполнить своё предназначение.

«Хара», или «Радха», олицетворяет проявление женского энергетического аспекта Маха мантры. Это одна из женских форм Бога в индуизме. В традиции вайшнавов почитается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на Земле более 5000 лет назад. Необходимо понимать, что почитается не конкретный женский персонаж, описанный в текстах, а то качество энергии, которой он наделён. В индуизме считается, что Радха — это воплощение богини Лакшми, и ей присуща энергия плодородия, изобилия, созидания. Тонкая же суть этой энергии проявляется в безусловной преданности и состоянии спонтанной любви к Высшему сознанию, в отношении индивидуальной Души и Абсолюта, имеющем потенциал единства.

Радха и Кришна. Художник: Mukesh Singh

Говоря об истории самого течения преданных Кришне, стоит отметить, что основоположником вайшнавской традиции в индуизме считается Чайтанья Махапрабху (1486–1534 гг.), где, по некоторым источникам, он рассматривается как особое воплощение Кришны в умонастроении Радхи, его возлюбленной, символизирующей женский аспект Божественной энергии. В других традициях индуизма Чайтанья почитается как святой вайшнавский монах и религиозный реформатор в Бенгалии XVI века. Опираясь на философию, изложенную в «Бхават-гите», он практиковал и проповедовал традицию бхакти-йоги, а также установил первостепенную важность поклонения Кришне, а многократное повторение имён Бога — Маха мантру Чайтанья объявил важнее любых теологических упражнений. Именно этот религиозный деятель ввёл такой вид обращения к Богу, как санкиртан(а) и сделал этот ритуал основой духовной практики для преданных. Переполняемый глубокими религиозными чувствами, он вдохновлял своих последователей выходить на улицы городов и деревень, танцуя и воспевая гимны и мантры во славу Кришне.

Маха мантра в наше время

В наше время широкую известность Маха мантра Хари Кришна приобрела благодаря активной просветительской деятельности Свами Шрилы Прабхупады (1896–1977 гг.). По словам основателя вайшнавского движения, повторение маха мантры — это метод возрождения сознания Кришны в каждом. Он поясняет, что все люди — живые духовные души, изначально обладающие сознанием Кришны. Однако, всё время находясь в материальном мире, из-за влияния его гун сознание загрязняется — и большинство людей постоянно пребывает в майе — иллюзии. Она заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски её суровых законов. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить материю, но попадаем в ещё большую зависимость от неё. Однако, по его мнению, стоит человеку возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится, а значит, и страдания людей прекратятся.

Баларама и Кришна

Существует ещё одна точка зрения на свойства Маха мантры и возможности для её применения, высказанная известным писателем, историком и философом Алексеем Васильевичем Трехлебовым. Исходя из знаний, проверенных на собственном практическом опыте, он делает вывод о том, что Маха мантра состоит из трёх энергетических проявлений, соответствующих трём именам Бога: «Кришна» — как отрицательная энергия, «Рама» — как положительная энергия и «Хара» — как равновесие между ними. С помощью произношения имён Бога осуществляется налаживание контакта с этой мощной сущностью. По его словам, повторение мантры Харе Кришна помогает уравновесить работу левого и правого полушарий головного мозга, что соответствует равновесию образного и логического типов мышления, лунной и солнечной энергии, женского (инь) и мужского (ян) начал в сознании человека. Алексей Васильевич поясняет, что если начитывать Маха мантру по всем правилам, то отстающее полушарие будет подтягиваться к доминирующему. Благодаря этому начинается синхронная работа обоих полушарий, а человек вследствие такой работы начинает воспринимать мир по-новому — видя происходящее вокруг более целостно и объективно.

В любом случае, прибегая к рецитации той или иной мантры, начинающему практику полезно изучить разностороннюю информацию о той традиции, в которой данная мантра используется, историю её происхождения, событий и личностей, связанных с ней, а самое главное, иметь представление о качестве той энергии, которая войдёт в вашу жизнь посредством практики выбранной мантры.

Будьте объективны, изучайте информацию и занимайтесь саморазвитием, а выбор адекватных и эффективных инструментов уже за вами. Ом!

Харе Кришна

Внешние видеофайлы

Кришнаиты танцуют и поют «Харе Кришна» на улицах Мадрида на YouTube

Эта статья — о мантре. О кришнаитах см. Международное общество сознания Кришны.

Харе́ Кри́шна (санскр. हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa IAST) — индуистская мантра на санскрите, которую также называют «махамантра» («великая мантра»). Состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите: Харе, Кришна и Рама. Возможно, самое раннее упоминание мантры «Харе Кришна» содержится в «Калисантарана-упанишаде» — одной из Упанишад, примыкающей к «Яджурведе». В начале XVI века мантра «Харе Кришна» была популяризована в Индии индуистским святым и реформатором Чайтаньей (1486—1534), а начиная с 1960-х годов получила широкую известность за пределами Индии благодаря проповеди кришнаитского гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977) и последователей основанной им религиозной организации «Международное общество сознания Кришны».

Считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего, переводит ум с материалистической платформы на трансцендентную, освобождает от последствий кармы. В гаудия-вайшнавизме считается, что повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — «чистой любви» к Кришне.

Значение

Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что «Харе» — это обращение к энергии преданного служения Богу, персонифицированной формой которой является женская ипостась Бога — Радха. Слово «харе» представляет собой звательный падеж от Хара — одного из имён Радхи. «Кришна» и «Рама» — это имена Бога, которые соответственно переводятся как «Всепривлекающий» и «Всерадующий». Таким образом, текст мантры можно перевести как «О Всепривлекающий, о Всерадующий Бог, о духовная энергия Бога! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

В индуизме считается, что повторяя имена Бога, человек входит в контакт с Богом во всей Его полноте, так как не существует различия между Богом и Его именами. Согласно кришнаитскому богословию, в имени Кришны присутствует сам Кришна со всеми его атрибутами, в имени Рамы — все аватары, в имени Хара — все шакти. «Рама» в мантре может относиться как к Раме — одной из аватар Вишну/Кришны, так и к Балараме — брату Кришны в его земных играх. Рама — это также одно из имён Кришны, которое означает «услаждающий Радху».

Мантру «Харе Кришна» можно повторять внутренне в уме, шёпотом для себя (джапа) или громко воспевать под аккомпанемент музыкальных инструментов (киртана). Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил о практике повторения мантры «Харе Кришна»:

Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры, то есть великой песни освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный экстаз, приходящий непосредственно из духовной сферы. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, поэтому эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами.

В гаудия-вайшнавизме перед повторением мантры «Харе Кришна» рекомендуется повторить Панча-таттва мантру, чтобы минимизировать всевозможные оскорбления при повторении «Харе Кришна».

В шри-вайшнавизме маха мантру повторяют перед чтением различных священных писаний. В данной традиции мантру начинают читать с Харе Рама (обращением к Раме — аватаре Вишну, явившейся раньше Кришна аватара. Шри-вайшнавы верят в то, что мантра в итоге приведёт их на Вайкунтху, обитель Вишну.

Порядок слов

Мантра «Харе Кришна» на санскрите, записанная деванагари.

Мантра «Харе Кришна» состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите: Харе, Кришна и Рама. Существует два варианта мантры, различающиеся последовательностью слов:

Вариант 1 санскрит:
Харе Кришна Харе Кришна हरे कृष्ण हरे कृष्ण
Кришна Кришна Харе Харе कृष्ण कृष्ण हरे हरे
Харе Рама Харе Рама हरे राम हरे राम
Рама Рама Харе Харе राम राम हरे हरे
Вариант 2 санскрит:
Харе Рама Харе Рама हरे राम हरे राम
Рама Рама Харе Харе राम राम हरे हरे
Харе Кришна Харе Кришна हरे कृष्ण हरे कृष्ण
Кришна Кришна Харе Харе कृष्ण कृष्ण हरे हरे

Одни индийские философские школы считают, что порядок слов в мантрах не имеет значения, тогда как другие утверждают, что при его нарушении мантра теряет свою силу. Последняя точка зрения является более распространённой. Американский индолог Гай Бек выделяет две основных школы в индийской «теологии звука» — спхота и миманса. Каждая из этих школ придерживается своей точки зрения в отношении практики повторения мантр и их влияния на сознание практикующего. Согласно доктрине спхота, порядок слов в мантре не имеет значения и не влияет на эффективность её повторения. Школа миманса придерживается противоположной точки зрения, считая, что нарушение порядка слов в мантре приводит к тому, что мантра теряет свою духовную силу.

Возможно, самое раннее упоминание мантры «Харе Кришна» содержится в «Калисантарана-упанишаде» — тексте, который также является одним из основных письменных источников, в которых приводится и обсуждается мантра «Харе Кришна». В этой упанишаде Нарада получает наставления от Брахмы, в которых Брахма утверждает, что «нет более возвышенной духовной практики», чем повторение мантры «Харе Кришна». С её помощью можно легко освободиться от неблагоприятного влияния Кали-юги и вырваться из круговорота рождений и смертей. В некоторых источниках утверждается, что существует две ранних редакции «Калисантарана-упанишады» — бомбейская и навадвипская. В бомбейской редакции, мантра начинается с «Харе Рама», тогда как в навадвипской — с «Харе Кришна». Также существует апокрифическая история о том, что Чайтанья поменял порядок слов в мантре (с «Харе Рама» на «Харе Кришна»), чтобы дать возможность всем людям, независимо от их социального происхождения, получить благо от её повторения. Сделал он это в связи с тем, что повторять «классический» вариант мантры, начинающийся с «Харе Рама», было дозволено только брахманам.

История

В Упанишадах и Пуранах

Практика повторения мантры «Харе Кришна» рекомендуется в Пуранах, Панчаратре и в различной вайшнавской литературе. В «Падма-пуране» (Сварга-канда 50.6) утверждается: «Тот, кто поклоняется Богу всех богов Шри Хари и повторяет Его святые имена маха-мантру, освобождается от самых страшных грехов, которые только можно совершить». Хари — 650-е имя Вишну в «Вишну-сахасранаме», которое, согласно комментарию Шанкары, означает «разрушитель самсары с её причиной — невежеством». Повторяя мантру «Харе Кришна», человек автоматически повторяет имя Хари. Согласно верованиям гаудия-вайшнавов, одно имя Кришны равняется 3 именам Рамы, а одно имя Рамы равно повторению «Вишну-сахасранамы» (т. е. 1000 именам Вишну). Таким образом, одно имя Кришны равняется 3000 именам Вишну или Хари. В «Агни-пуране» говорится: «Любой, кто повторяет эту мантру, даже невнимательно, достигнет высшего совершенства жизни. В этом нет никаких сомнений». В вайшнавском тексте «Ананта-самхита» содержится следующее утверждение: «Эта мантра, состоящая из шестнадцати слов и тридцати-двух слогов, является великой мантрой этого века Кали, с помощью которой все живые существа могут получить освобождение. Никогда не нужно прекращать повторение этой маха-мантры».

«Дерево Харе Кришна» в Томпкинс-сквер-парке в Нью-Йорке, под которым в 1966 году Бхактиведанта Свами Прабхупада начал первое публичное воспевание мантры «Харе Кришна» за пределами Индии

Чайтанья и Бхактиведанта Свами Прабхупада

Основные статьи: Чайтанья и Бхактиведанта Свами Прабхупада

Мантра «Харе Кришна» получила широкую известность в Индии в начале XVI века благодаря вайшнавскому святому Чайтанье, который в это время начал осуществлять свою миссию по распространению публичного воспевания этой мантры (санкиртаны), путешествуя и проповедуя по всей территории Индийского субконтинента. Чайтанья предсказал, что в будущем мантру «Харе Кришна» будут воспевать «в каждом городе и деревне мира».

В 1960-х годах престарелый вайшнавский монах по имени Бхактиведанта Свами Прабхупада, по указанию своего гуру Бхактисиддханты Сарасвати, начал проповедовать учение Чайтаньи за пределами Индии, намереваясь претворить в жизнь пророчество Чайтаньи. С этой целью, в 1966 году он основал в Нью-Йорке вайшнавскую религиозную организацию «Международное общество сознания Кришны». За последние одиннадцать лет своей жизни Бхактиведанта Свами Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз, основал более ста вайшнавских храмов и сделал мантру «Харе Кришна» известной по всему миру.

> См. также

  • Международное общество сознания Кришны
  • Шикшаштака
  • Рагхупати Рагхава Раджа Рам
  • Панча-таттва мантра

Примечания

  1. 1 2 Schweig, 2004, p. 14.
  2. Beck, 1993, p. 199.
  3. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Практика йоги в наш век: Повторение мантры Харе Кришна // Наука самоосознания = The Science of Self-Realization. — Москва: Bhaktivedanta Book Trust, 1991. — С. 222. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 9785902284178. Архивная копия от 26 октября 2007 на Wayback Machine
  4. Beck, 2004, p. 42.
  5. 1 2 Beck, 1992, pp. 266-267.
  6. 1 2 3 4 5 6 Beck, 1992, p. 274.
  7. 1 2 Howard Beckman. Mantras, yantras, and fabulous gems: the healing secrets of the ancient Vedas. — Gyan Books, 2000. — P. 40-41. — 171 p. — ISBN 8121206685.

> Литература

Ссылки

  • Аудио-видео архив Харе Кришна
  • Библиотека вайшнавской литературы
  • Effects of the Hare Krsna Maha Mantra on Stress, Depression, and the Three Gunas (англ.)

Словари и энциклопедии

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Маха мантра: значение и правила чтения

Мантры — особые слова, создающие тонкие вибрации, входящие в резонанс с Высшими Силами и Вселенной, позволяющие привлечь внимание Богов, очистить свой разум, восполнить недостающую энергию. Одна из самых популярных — Маха Мантра, ее еще называют Великой. Она практикуется как новичками, так и опытными последователями духовных практик.

Что такое Маха Мантра?

Это путь к познанию себя, обретению гармонии и избавлению от страданий.

Это особенное песнопение, молитва, создающая тонкие вибрации, дарующая человеку гармонию и умиротворение. Она, по сути, представляет собой прямое обращение к великому божеству.

Влияние на человека

Великая Мантра, влияющая непосредственно на душу человека, оказывает потрясающее воздействие. Она способствует духовному росту и очищению разума от всего лишнего, позволяет возвысить душу, обрести гармонию в общении со Вселенной.

В наши дни внутренний мир человека очень зависим от материального иллюзорного (майя). Иллюзорность бытия в том, что нам кажется, будто мы сами строим материальный мир вокруг себя, хотя на самом деле он лишь временный винтик в системе.

Постоянные практики позволяют очистить разум от иллюзий, мышление станет более рациональным, точным. Майя уйдет на второй план, позволив достичь гармонии с миром.

Мантрический текст позволяет избавиться от тревог, познать высшее счастье и расслабление. Раз за разом сознание медитирующего человека погружается все глубже в себя и Вселенную, отодвигая все материальное, отвергая его воздействие.

Текст и дословный перевод

Слова мантры известны практически всем, ее популяризировали кришнаиты, распевая их во всех точках земного шара. Эта древняя мантрическая молитва на санскрите звучит следующим образом:

Искусство повторения Святого Имени
или
Как обрести богатство джапы

Джапа, или джапа-медитация означает повторение святых имен на четках (джапа-мала). Такое повторение Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе немедленно пробуждает в сердце человека экстатическое чувство любви к Кришне. Об этом со всей определенностью сказано в “Чайтанье Чаритамрите” (Ади лила 7. 83)

кришна-нама-маха-мантрера ей та свабхава
эй джаре, тара кришне упаджае бхава
“Повторение джапы является для серьезного преданного Кришны
наиболее важным занятием из всего преданного служения”.

Необходимо всегда помнить, что имя «Кришна» неотлично от Самого Кришны. И хотя никто не в состоянии измерить величие Господа, описать Его славу, красоту, богатство, знание, отречение, Его бесчисленные трансцендентальные качества, тем не менее по своей беспричинной милости Он Сам предстает перед своим искренним преданным во всем своем великолепии в форме Cвоего имени.

Перевод маха-мантры Харе Кришна

Харе – относится к потенции наслаждения. Кришна – означает всепревлекающий, т.к. является источником вечного наслаждения. Рама – означает всерадующий. Перевод – О всерадующий и привлекающий Господь, о внутренняя энергия наслаждения Господа, займи меня преданным служением Себе.

Предсказание о мантре Харе Кришна

В ведах существуют различные предсказания, и одно из них следующее – “придет племя, которое будет танцевать на земле с поднятыми руками и вертикальными тилаками на лбах. Они будут петь имена Харе Кришна маха-мантры, это уничтожит влияние века Кали, и люди просветлеют и получат освобождение”. Это время предсказывают многие другие, в том числе Библия и Нострадамус, говоря нам, что наступит царствие божие или золотой век на земле.

Маха-мантра Харе Кришна является звуковым представителем Верховного Господа, или другими словами звуковым воплощением самого Господа. Звук маха-мантры — это звук транцендентного духовного мира, и она непосредственно воздействует на эфир в сердце, устраняя причины наших страданий, ослабляет потенцию ложного эго.

Важные моменты при чтении джапы

Повторение имени Кришны — это медитация на Верховного Господа, она очищает ум и сердце человека и пробуждает в нем дремлющее чувство любви к Господу. Подобно нектару, оно возрождает вкус к истинно прекрасному, что может быть только в духовной жизни, и вызывает в преданном трансцендентные эмоции.

Для того, чтобы человек мог обрести всё благо от повторения мантры, он должен: сосредоточить свой ум, ни с кем не разговаривать; думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе; делать это с терпением и привязанностью, и тогда это даст всё сокровище мантры.

Медитация означает полная концентрация ума и чувств на произношении. Чтение джапы должно быть по возможности четким и бодрым, приносящим удовольствие языку и уху. Качество такого повторения в большей мере зависит от внимательности и сосредоточения на звуковой вибрации, именно поэтому хорошо делать это в утренние часы, когда в природе преобладает качество благости. Можно повторять святые имена в храме, на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, т.е. при наиболее благоприятных условиях.

Мантра-медитацией можно заниматься где угодно и в любое время — в храме, дома, на работе, в автобусе или в метро, или даже за рулем автомобиля. Но тем не менее, для чтения Харе Кришна маха-мантры существуют определенные правила.

Запреты, которые надо соблюдать при чтении джапы

  • нельзя читать мантру, перебирая чётки левой рукой (она нечистая);
  • нельзя касаться чётками левой руки;
  • нельзя читать мантру правой рукой, если она осквернена (рука должна быть чистой);
  • нельзя касаться чёток указательным пальцем;
  • нельзя касаться чётками пола и других нечистых мест,
  • нельзя при чтении мантры трясти и размахивать мешочком;
  • нельзя читать мантру с покрытой головой; (не понятный момент, для прабху скорей всего)
  • нельзя читать мантру лежа, зевая, разговаривая с кем-либо, прогуливаясь;
  • нельзя читать мантру голым.

Символические значения пальцев правой руки:

  • большой палец – Бхагаван, Кришна;
  • средний палец — джива или разум и сердце человека;
  • указательный палец — ложное эго (аханкара).

При чтении мантры с использованием большого и среднего пальцев звук святого имени входит в сердце человека и в его сознание.
Мантра может читаться с использованием других пальцев для получения следующих результатов:

  • большой палец и указательный — для мести (гуна невежества);
  • большой палец и безымянный — для устранения неприятностей;
  • большой палец и мизинец — для исполнения всех желаний;

Шастры рекомендуют разумным людям читать мантру, передвигая бусины из туласи большим и средним пальцем.

Мантра может читаться на четках с бусинами из различных материалов для получения следующих результатов:

  • бусины из рудракши — для исполнения всех (и хороших, и плохих) желаний;
  • бусины из семян лотоса — для победы над врагами;
  • бусины из золота — для получения всех материальных наслаждений;
  • бусины из хрусталя — для удачи;
  • бусины из туласи — для исполнения только тех желаний, которые принесут вам благо.

Человек должен хранить в тайне следующее (советует «Хари бхакти виласа»):

  • божество, которому он поклоняется;
  • имя своего духовного учителя;
  • мантру, полученную от духовного учителя;
  • свою джапа-малу (чётки).

Мы не должны показывать свои чётки, так как это нечто сокровенное, что между нами и Богом.

Если мы не читаем джапу, мы должны убрать их в чистое потайное место, предвари-тельно поклонившись им, они не должны валяться, где попало.

Чётки должны находиться в мешочке, который называется «гомукха», что означает «коровий рот» или «божественная речь».

Зачем нам, в конечном счете, все эти знания?

У нас должно появиться чёткое понимание того, что всё связано в этом мире. Когда мы находимся в гуне страсти, мы делим мир, дробим его и наслаждаемся выделенным. В гуне благости мы пытаемся понять единую природу, связь всего сущего, мы пытаемся понять, как разные объекты этого мира связаны между собой.
Для того, чтобы человек мог обрести богатство джапы, всё благо от повторения мантры, он должен:

  • сосредоточить свой ум, собрать его воедино, ум должен быть чистым;
  • молчать во время повторения, ни с кем не разговаривать;
  • думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе;
  • делать это с терпением и привязанностью, без беспокойств, и тогда это даст всё сокровище повторения.

Cуществуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность. И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.

Важные рекомендации по чтению джапы

  • повторять джапу в комнате, где на виду отсутствуют отвлекающие предметы, не связанные с Кришной (идеально подходит алтарная комната);
  • стараться сидеть (стоять, ходить) — с прямой спиной;
  • повторять джапу в проветренном помещении;
  • поставить перед собой изображение Кришны или духовного учителя;
  • повторять джапу рядом с другими преданными (если общий фон джапы не слишком громкий, и вы можете отчётливо слышать свою мантру);
  • повторять джапу перед Туласи-махарани;
  • повторять джапу в уединённом месте на природе.