Пантеон буддийских богов
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
На такой вопрос «существует ли божество в буддийской религии?» имеется довольно противоречивый ответ, причем различные школы представленного философского учения интерпретируют это определение с кое-какими отличиями. Сиддхартха Гаутама же всеми способами отталкивал идею о существовании творца, которым было сотворено все живое и сам мир, а мудрецы буддийской медитации и вовсе трактуют верование в создателя, как нечто что препятствует достижению полной нирваны. В нашей статье вы узнаете подробнее о том, что представляет собой понятие божества в буддийском веровании, сколько богов в буддизме и действительно ли существуют божества.
Содержание
Определение божества и характерные черты этого понятия
Определенные секты Сиддхартха Гаутама приравнивают к божеству, однако остальные последователи буддийского учения созерцают в нем своего создателя, просветителя и учителя. Алохань веруют, что постигнуть просветления возможно лишь вследствие безграничной вселенской энергетики. Следовательно, мир буддийского учения не принимает господа-творца могущественного и всеведущего, т. к. в любом человеке скрывается частица божества.
Такое определение, как основной Бог буддизма не существует в буддийском вероучении. Нет постоянного божества, поэтому каждый кто ощутил просветление может достичь звания «Будда». Такого рода представление о Господе выделяет буддийское верование на фоне многих других религий запада.
Однако вместе с тем нельзя утверждать, что буддизм религия без Бога хотя и не признает существование такового. Существующую проблему лучше всего разобрать подробнее:
- В буддийском учении имеются сущности, которые в каком-то смысле приближены к божествам (дэвы), однако не несущие в себе такую же значимость как божества в западной религии. То есть они являются простыми людьми, как и все остальные и могут познавать мученья в период перерождения в колесе сансары. Сиддхартха Гаутама понимается в наибольшей степени благоразумным среди всех божеств и почему является «учителем божеств».
- В различных буддийских школах имеются определения сопоставимые с творцом – единая сущность пропрота или Татхагатагарбха.
В буддийском верование создатель именуется по-разному, а именно:
- Создатель или же первопричина, то бишь основание, для сотворения не только мира, но и всего что в нем имеется. Сознанием невозможно осмыслить первопричину. Если совершить «верные» действия, то человек сам сможет узнать ответ на вопрос есть ли бог в буддизме.
- Душа мира – это брахман, являющийся безграничным, неподвижным и постоянным. Как правило он тесно связан с определением атмана («высшим Я», «самостью», «духом»), то бишь это духовная ипостась, которая после пробуждения осмысливает свое бытие.
- Первооснова всего или другими словами абсолют. Схожие определения – абсолютный ум, абсолютное осознание, абсолютный дух и т.д.
Список Богов буддизма
Буддийская вера в своем чистом виде является атеистичной, то бишь в ней отсутствует создатель. Поэтому у буддийского верования не принято возносить мольбы какому-то одному божеству, которому все известно, за все в ответе и еще всем воздает, если ему каким-то образом угодить. Но это вовсе не значит, что в буддийской религии вовсе отсутствуют божества. Ниже приведен список лишь некоторых из них.
БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read moreБог смерти
Бог Яма в буддизме считается Богом смерти, верховным судьей вечного царствия и властителем преисподние. В иконографии буддийского верования Ямараджа изображается в синем цвете устрашающего божества, с рогатой головой быка и тремя глазами, которые способны проникать в прошлое, теперешнее и будущее человека в венце языков пламени. На самом божестве можно увидеть бусы из черепов, а в руках его находятся: жезл, украшенный черепом, меч, веревка для вылавливания душ, а также бесценный амулет, который свидетельствует о его господстве над всеми драгоценностями, находящимися под землей.
Бог смерти в буддизме по большей части определяет дальнейшую судьбу всех отошедших в мир иной. Ямараджа свершает суд, где приводящих к нему людей он оценивает по их поступкам. Те, кто при жизни были добродетелями удостаиваются хороших перерождений или даже получают возможность вернуться к предшествующей жизни, а тем, кто свершал дурные деяния выносится приговор к пребыванию в преисподние с испытанием различны страданий или же получают довольно сложные перерождения в иных мирах.
Бог богатства
Бог богатства в буддизме (Ганеша) – является олицетворением постоянства и духовного познания. У божества имеется голова слона с огромными ушами, тело же у него человеческое с большим округлым животом. Сын Парвати и Шивы приносит успех и помогает уничтожить злые силы и все возникшие на пути человека преграды, которые препятствуют тому преуспеть в жизни. Голова же божества олицетворяет мировую душу, реальность в высшей степени или же абсолют Брахман, при этом его человеческая часть направлена на майю или мираж человеческого земного бытия. Также его голова являет собой мудрость, а хобот отображает Om – звук космической реальности.
Бог слон в буддизме изображается держащим посох в правой верхней руке, помогающий ему устремлять все человечество вперед и убирать на пути имеющиеся преграды. В левой руке находится петля для устранения этих самых препятствий. В правой нижней рук божество держит как карандаш сломанный бивень, являющийся символом жертвы, которую он принес ради написания Махабхараты, а четки располагающиеся в другой его руке говорят об стремлении в получении духовных познаний.
Бог войны
Бог войны в буддизме (Кали) представляет собой многоликую и устрашающую мать всего существующего. В религии она воспринимается в качестве Силы и Стремления (Шакти) божества. Именно благодаря ей можно уничтожить все существующее зло. Также ее представляют в образе богини-матери, источника жизни и плодородности, однако вместе с тем у нее имеется и темная сторона, несущая за собой разруху и созидание.
В писании она представлена в виде божества, одерживающего победу над демонами в войне двух сил, божественных и тех, кто хочет восседать вместо божеств. Именно с того момента на нее была возложена миссия – искоренять все зло ,что имеется в мире.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что понятие Бога в буддизме весьма двойственно. Алохань хоть и опровергают его существование, но вместе с тем они не в состоянии четко сказать, что Творца вовсе нет. Опираясь на проявления таких сложностей в этом вопросе, во многих буддийских школах и было принято решение о составление различных мнений касательно отыскания ответа.
Смотрите еще видео рассказ об индийской богине Кали:
Бог в буддизме
Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read moreМетки:буддизм
Буддийский пантеон
-
Буддийский пантеон
Будда не отвергал богов других религий и не запрещал им молиться. Но молитвы дают лишь временное облегчение, не приближая человека к просветлению, спасению. В общебуддийском пантеоне самый высокий ранг занимают будды — просветленные. (Буддисты и буддологи протестуют против употребления термина «боги»…
(ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ) -
Философия буддийского мира
В результате освоения данного раздела студент должен: знать • хронологические и географические рамки развития восточной философии эпохи Средневековья; • важнейшие периоды развития средневековой восточной (индийской и китайской) философии; характер синтеза различных учений; • основные школы и направления…
(История философии) -
Буддийская философия
Уже в I–IV вв. н.э. в Индии сформировался ряд школ буддийской философии, получивших активное развитие в эпоху Средневековья. Ведущую роль среди них играли две школы махаяны и две – хинаяны Об этих двух направления буддизма см. с. 59. (табл. 39). Таблица 39 Школы Буддийской философии Школы…
(История философии) -
Пантеон
Верхнюю ступень в иерархическом порядке мироздания занимали боги. Происхождение греч. θεός (бог) лингвистами определенно соотносится с инд.-евр. основой *dhes-, которая «означает некое религиозное понятие или религиозный ритуал, смысл которого установить уже невозможно» Бенвенист…
(История религии) - Изучение архаической римской идеи божества теснейшим образом связано с осмыслением представлений римлян о нумене. К характеристике этих представлений обращались крупнейшие историки римской религии, полемизируя по ряду принципиальных проблем. А. Гренье писал: «Одна из характерных концепций римской…
(История религии) - Тацит сообщает, что германцы «славят порожденного землей бога Туистона», сын которого, Манн, – «прародитель и праотец их народа» Корнелий Тацит. Германия. 2 // Соч. в 2 т. Том первый. М., 1993. С. 354. . Западногерманский Туистон (его имя намекает на двуполость)…
(История религии) - Итак, религия славян была религией многобожия. Пантеон древнеславянской религии включал несколько культурно-исторических пластов: общеиндоевропейский, древнеевропейский, исконнославянский и инокультурный, составленный из богов, заимствованных у соседних народов. Структурно пантеон представлял…
(История религии) -
Индуистское и буддийское образование в Индии
Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины II тыс. до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Зачатки организованного образования в долине Инда скорее всего появились в городах Хараппской культуры (III–II тыс. до н.э.), имевших…
(История педагогики и образования) -
Буддийское воспитание и обучение
В середине I тыс. н.э. с возникновением буддизма в воспитании и обучение на Индийском полуострове начинается новая эпоха. У истоков буддийской философской и педагогической традиции стоит Будда (Просветленный), или Шакья-Муни (623–544 до н.э.). Согласно учению Будды мудрость (изначальная…
(История педагогики и образования)
Э. Кассирер парадоксально определял буддизм как «атеистическую религию». Имеется в виду не огульное отрицание бога или богов как таковых. Нет, просто боги не играют сколько-нибудь значительной роли в этой религии. Однако отсюда не следует, что буддизм — корпус практических этических доктрин, а не религия. Нет, буддизм — именно религия, поскольку всякая религия заключается в том, что все в мире рассматривается как целое, все ограниченное, как проявление бесконечности.
Мы не будем вдаваться в рассуждения о том, совместим ли буддизм с идеей бога. X. Л. Борхес в этой связи писал: «За исключением буддизма (который не столько религия или теология, сколько способ обрести спасение), все религии тщетно стараются примирить явное и порой невыносимое несовершенство мира и тезис, или гипотезу, о всемогущем и всеблагом Боге». В буддизме есть разные варианты разрешения этой проблемы, но здесь мы не будем их обсуждать. Отметим лишь, что реальность богов в нем не подвергается сомнению. Более того, буддизм признал всех без исключения богов брахманистско-индуистского пантеона, и он стал фундаментом, на котором возводилось новое здание буддийской мифологии. Правда, некоторые боги изменились до неузнаваемости. Так, от всей богатой мифологии ведийского Индры-громовержца, неистового воителя, в буддизме сохранилось лишь его прежнее звание главы всех богов и, соответственно, небо Индры в космологии. В остальном же он превратился в доброго буддолюбивого бога и приобрел новые, прямо противоположные прежним «черты характера».
Итак, буддизм ни в малейшей степени не отвергал старых богов, которых продолжали почитать народные массы, но отодвинул их на периферию своей системы, давление которой, однако, ощущалось на всем протяжении существования буддизма. Степень мифологизации учения со временем неуклонно возрастала, так что в итоге сложилась самостоятельная буддийская мифология, и центральным образом в ней стал сам Будда. В одном из текстов ему приписываются слова, где он отрицает свою божественную принадлежность, как, впрочем, и человеческую, и любую другую. «Те омрачения (асава), — говорит он, — не избавляясь от которых, я мог бы стать богом, мною преодолены, подрезаны под корень, как пальмовое дерево, восстановиться им совершенно невозможно, как и возникнуть в будущем; так же точно благодаря этим омрачениям я мог бы стать гандхарвой, якшей или человеком. Как голубой, красный или белый лотос, рожденный и выросший в воде, поднимается и стоит над нею, не смачиваемый водой, так же рожденный и выросший в мире, превзошедший мир, я живу, не запятнанный миром. Запомни, брахман, что я — Будда».
Итак, Будда стал — не мог не стать! — богом. Но как понимается «бог» в буддизме? В одном из текстов палийского канона приводится перечень значений слова «deva» — «бог». Это «тот, кто сияет», «кто предается игре и наслаждениям», «кто приносит дары» — все это объединено в едином комплексе значений. Боги подразделяются на три класса: к первому относятся боги по договору, т. е. персоны царского достоинства, которых при обращении величают богами; ко второму — боги по рождению, т. е. обитающие на небесах; и, наконец, к третьему — боги по чистоте, т. е. буддийские ученики, ставшие архатами и пратьека-буддами. Разумеется, сюда же входит и сам Будда, бог богов, превосходящий всех остальных богов и по договору, и по рождению, и по чистоте.
Буддийские боги отличаются от богов других религий. Дело в том, что все мифические персонажи рассматриваются в буддизме главным образом как порождения человеческой психики, а в некоторых школах буддизма — и как необходимые символы для йогической практики. Тем самым снимается вопрос об их реальности или нереальности (разумеется, это не относится к народному буддизму, где они считаются вполне реальными). Такая установка с самого начала открывала неограниченные возможности и для разнообразного истолкования мифологического содержания, и для фактически безграничного расширения пантеона. Там, где буддийское учение соединялось с местными культами, круг божеств легко расширялся за счет их втягивания в буддийское «поле».
Буддийский пантеон складывался как открытая система, включавшая в себя множество божественных, полубожественных и иных мифических персонажей. Так, в конце концов, в него вошли не только индуистские боги, но и реально существовавшие люди, причем не только сам Шакьямуни, но и его ученики. Потом за ними последовали все более или менее знаменитые учителя, настоятели монастырей, отшельники и т. п. В фонд общебуддийской мифологии вошли также другие будды, бодхисатвы, архаты и пратьекабудды, т. е. люди, достигшие наивысшего предела своего личностного развития. Особенным пристрастием к тотальной мифологизации отличается махаяна, обладающая одной из богатейших мифологий в истории культуры. Число будд и бодхисатв в ней практически доведено до бесконечности; мифологизированы даже обстановка создания сутр и местности, связанные с деятельностью буддийских учителей.
Наиболее систематизирована, пожалуй, мифология ваджраяны, «алмазной колесницы». Ее пантеон удивляет человека западной культуры многими непривычными чертами, и прежде всего — почти неисчислимым количеством реальных, исторических и мифических персонажей. На первый взгляд кажется, что они с трудом поддаются какой-либо систематизации. Но более близкое знакомство убеждает в обратном: все персонажи довольно четко сводятся в обозримую и запоминаемую систему.
Как воспринимают все это потрясающее обилие сами буддисты? Дадим слово бурятскому ученому-буддологу и буддисту Б. Барадийну. Он писал: «Существует Единое Высочайшее Существо, именуемое Буддой, постигаемое не иначе, как через внутренний опыт человека. Сущность Его одна и бытие Его едино, подобно вечному, неизменному, всеобъемлющему пространству. В этом отношении меня иногда называют монотеистом. Затем, это существо, как вечный источник блага, так сказать, — всеобъемлющая сила Добра, имеет и свою беспрерывную «кинетическую силу», свое божественное проявление на пользу всех живых существ. Это божественное проявление высшего Существа проявляется среди живых существ в образе личностей Шакьямуни, Майтрейи, Манджушри, Авалокитешвары, Тары и т. д., — в виде бесчисленных будд, бодхисатв, богов, богинь, идамов, чойженов и т. д. Это обстоятельство служит поводом к тому, что меня называют и политеистом. Наконец, меня считают еще и атеистом потому, что я не признаю иного бога, кроме Будды, этого единственно возможного идеала для всех живых существ».
Итак, Будда — центральная фигура пантеона. В некоторых школах северного буддизма верхнюю ступень в иерархии занимают другие будды. Так, будда будущего, Майтрейя, считается одним из «восьми великих сынов» Будды — главных слушателей его проповеди. Иногда будды группируются и по другим основаниям. Так, в отдельную группу выделены пять дхяни-будд, иначе называемых панчататхашта: белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Рантансамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Каждый из них возглавляет определенную семью, имеющую символическое значение. Так, Вайрочана — владыка семьи татхагаты, трансформирующей неведение; Акшобхья — семьи ваджры, трансформирующей гнев, и т. д.
Следующий важный разряд существ — многочисленные бодхисатвы. В их число входят не только люди, но и другие живые существа. Один из самых популярных и почитаемых в ваджараяне — бодхисатва Авалокитешвара. Его земным воплощением считается далай-лама. Авалокитешвара олицетворяет собой безмерное сострадание и милосердие. Согласно легендам, он сходит с лотосового цветка на землю, чтобы оказать помощь живым существам. У него одиннадцать голов. Предание объясняет их появление следующим образом. В последнем воплощении Авалокитешвара уже обрел природу будды, но, оглянувшись вокруг, увидел бесконечные и неизбывные страдания людей. Потрясенный, он горько зарыдал, и его голова от горя разлетелась на десять частей. Один из будд, Амитбха, превратил каждую часть в отдельную голову, и магическим способом добавил к ним изображение своей головы, одиннадцатой.
Не менее популярен бодхисатва Манджушри, почитаемый как олицетворение бесконечной мудрости. Он изображается в облике прекрасного индийского царевича, сидящего на лотосовом троне. Правой высоко поднятой рукой он держит пылающий меч, разрубающий узы невежества, а левой — сутру Праджняпарамиты, лежащую на лотосе. Земным воплощением Маджушри считается Цзонхава, известный реформатор буддизма. Почитается и бодхисатва бесконечной жизни Амитаюс: он считается прародителем одной из крупных групп тантрийских божеств, падмакула. Эти высшие разряды существ наделены высоким ростом и стройным, легким телосложением.
Следующий важный разряд пантеона — архаты. Хотя они являются идеалом тхеравады, они популярны и в северном буддизме, где они объединены в группу из шестнадцати или восемнадцати персонажей. К высшей категории относятся и канонизированные ламы — духовные иерархи различных буддийских школ.
В ваджраяне развит культ так называемых защитников веры, которые в Индии называются дхармапалами, в Монголии — чойджипами, докшитами, в Тибете — чхойкъонгами и т. д. Их группа весьма обширна, но часто выделяют восемь защитников учения. Самые древние и почтенные представители этой группы — индийские дхармапалы. В каждой буддийской стране к ним прибавлялись свои защитники, иногда из числа побежденных буддизмом. Они становились помощниками главных, древнейших защитников, пополняя их свиту и приобретая иногда особую «специализацию». Сфера их действий четко определена: они покровительствуют либо всему учению в целом, либо отдельным его направлениям, либо даже отдельным монастырям. Сама по себе мифологическая идея «защитников веры» ярко демонстрирует открытость буддизма нововведениям.
Одним из главных защитников веры считается шестирукий Махакала. Вместе с пятью другими махакалами он составил группу «шести махакал» — грозных божеств, которые почитались как главные защитники желтошапочной секты — дхармапалы. По иконографическому канону они считались персонажами «героического» типа, и потому их изображали с тяжелым торсом, большим животом, толстыми ногами, массивной шеей и большой головой. Словом, все они имеют богатырское телосложение. Их квадратные лица украшают круглые навыкате глаза, мясистые носы и широко разинутые рты, из которых торчат хищные клыки.
Свирепые и яростные, они должны жестоко преследовать все, что мешает распространению и процветанию буддийской веры, а также безжалостно уничтожать всех врагов религии. Синий цвет их тел символизирует их гневную активность, а вытаращенные глаза должны убедить любого противника веры, что ни одно их злокозненное действие не останется незамеченным и ненаказанным. Огненно-рыжие волосы дхармапал напоминают яркое пламя и обладают магической силой, способной испепелить злых духов. Свирепо оскаленные зубы и широко разинутый рот не оставляет никаких сомнений в том, что любой вредоносный дух будет проглочен, кровь его выпита, а сам он стерт в порошок.Устрашающий облик довершают богатырские тела, поза исступленного ритуального танца, исполняемого на трупе, чаша из человеческого черепа, музыкальный инструмент из берцовой кости, петля для удушения и различные орудия убийства всего вредоносного. Под стать облику одежда и украшения: накидки из свежесодранной человеческой кожи с болтающимися ногами и руками, ожерелья из отрубленных голов, корона из черепов, бусы из человеческих костей и извивающихся змей. И хотя символика гневных форм этих божеств трактуется в духе отвлеченных философских понятий, это никак не умаляет сильного эмоционального воздействия их ужасного облика. Не менее яркой представительницей этого разряда защитников веры является богиня Лхамо — демоническое божество, покровительница женщин, знающая тайну жизни и смерти, хозяйка времени. Чаще всего она изображается верхом на муле, по бокам которого свисают жребии. В руках она держит трепещущее сердце и бирку с зарубками — памятку о сквернах человеческих, за которые виновным придется расплачиваться.
В отдельную группу, близкую к защитникам веры, выделяются божества группы идамов, которые на санскрите называются иштадевата, что буквально означает «бог, связанный обетом». Это главное божество мандалы, объект медитации; буддисты выбирают их своими личными покровителями или патронами целых школ. Идамы могут быть женского и мужского пола, гневными и спокойными; в зависимости от этого различаются их характеры, функции, иконографические облики.
Своей ролью в жизни верующих к дхармапалам близки женские божества дакипи. Они попали в тантрийскую мифологию из индуизма, получив тибетское название каджома — «движущаяся по ветру». Считается, что они играют большую роль в йогической практике адептов учения, посвящая их в глубинные тайны учения и яростно сокрушая все, что мешает его распространению. Эти свирепые и жестокие существа часто сопровождают богиню-мать, ти восьмеричный путь, преподанный Буддой, то и вовсе сумеет выйти за пределы камалоки.
Все космологические описания подчинены главному принципу, согласно которому разные миры и разные планы существования соотносятся с разными состояниями сознания, что придает всей картине психологическую окраску. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно в мифологии, а особенно в космологии проявился предельный психологизм буддизма, когда рисуется не картина мира сама по себе, а отражение этой картины в сознании человека, т. е. отражение переживаемого им психического опыта, психокосм.
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Пантеон буддийских божеств насчитывает десятки будд и бодхисаттв. Чаще всего они имеют мужское обличие, но среди них встречаются также и женские божества. Их можно увидеть на картинах, танка, статуэтках. О них мы сегодня и поговорим.
Итак, тема нашей сегодняшней статьи — буддийские богини. Вместе мы узнаем, каковы их имена, что они символизируют, за какие стороны жизни отвечают и какой внешний облик для них характерен.
Женские божества
Праджняпарамита
Зеленая Тара
Белая Тара
Кхадиравани
Ситатапатра
Маричи
Сарасвати
Курукулла
Заключение
Женские божества
В буддийской философии мужское начало часто переплетается с женским. При этом считается, что мужчина – это дух, а также олицетворение сострадания. Женщина же – это материя или, согласно другой интерпретации, символ мудрости.
Эти две формы не могут идти по отдельности, они взаимодополняют друг друга. При этом мужской образ обычно считается основным, а женское воплощение – его дополнением, союзником, супругой. Ярким примером тому являются Манджушри с Сарасвати, Ваджрадхара с Лхамо.
Манджушри с Сарасвати
На рисунках внешний вид богини предопределяется внешностью и могуществом ее спутника: она принимает похожую позу, имеет такие же украшения, одежду, цвет волос и глаз, количество рук, оружие, средство передвижения.
При этом существуют самостоятельные, не зависимые от мужского обличия богини. Они являют собой воплощение образа матери, покровительницы или абстрактных извечных понятий, например, любви, сострадания, веры, учения, мудрости, защиты, гармонии. К главным из покровительниц можно отнести Тару, Маричи, Шридеву.
Божеств женского пантеона в буддийской традиции также называют «дакини». В переводе это значит «парящая в небе», «небесная путешественница». К ним относятся женщины, достигшие Просветления, бодхисаттвы-женщины, выражение активности, энергии различных будд.
Дакини парят, танцуют, летают в воздухе, сражаясь с демонами, приходя на помощь всем молящимся богам. Они могут изображаться как в образе прекрасных дев, так и в виде старух, приводящих в ужас.
Каждая обладает своими атрибутами:
- позой;
- положением рук;
- личными предметами;
- драгоценностями;
- нарядами.
Праджняпарамита
В буддизме очень почитается Адибудда – изначальный будда. Его женским началом является Праджняпарамита. Нередко можно встретить изображения, где они сидят вместе в союзе яб-юм.
Имя Праджняпарамиты переводится как запредельная мудрость. Ничего удивительного, ведь именно бесконечные знания символизирует эта богиня. Она считается матерью всех будд, потому что все Пробужденные восходят от ее постижения.
Изображается божество в позе лотоса – падмасане, восседающей на раскрытом лотосном бутоне над диском луны. Она облачена в невесомые одежды из шелка, украшена драгоценностями и короной с пятью зубцами. Все тело обрамляет сияющее свечение, над головой тоже заметна благостная аура, а на лице – третий глаз.
Обычно Праджняпарамита изображается с двумя руками: в одной она сжимает ваджру, похожую на колокольчик, а в другой держит книгу со священными писаниями. Иногда ее рисуют с четырьмя руками – тогда две другие руки скрещиваются в мудру знания, размышления или созерцания.
Зеленая Тара
Пожалуй, самая известная богиня буддийского пантеона – Тара. Считается, что она, появившись из слез самого Авалокитешвары, стала его любимой женой и вечной спутницей. Существует двадцать одна форма богини, одна из них – Зеленая, или Самаятара.
Само имя в переводе означает «спасающая». По преданию, Тара, будучи женщиной, достигла Просветления, но отказалась от собственного освобождения во имя других людей. Она дала обещание, что будет помогать всему сущему в избавлении от страданий, пока колесо сансары не станет пустым.
Самаятара, являясь олицетворением знаний, житейской мудрости, инициативности, созидательности, призвана защищать всех просящих от напастей и невзгод. На изображениях она сидит в позе полулотоса: одна нога согнута, другая – спущена вниз, таким образом Тара как бы готова в любой момент устремиться на помощь. Руки держат начинающий распускаться бутон голубой лилии.
Тем, кто медитирует на нее, Самаятара сулит остроту мысли, смелость, щедрость, знания.
Белая Тара
Ее также величают Ситатарой. Она особенно почитаема среди тибетских буддистов, ведь дарует долгие годы жизни, успехи в работе, бизнесе.
Отличительная черта – семь глаз на голове, руках и ногах. Они помогают ей уследить за каждым, кто взывает к помощи, и быстро примчаться на выручку. Именно поэтому ее негласное имя – Семиглазая.
Ситатара сидит в падмасане. У нее одно лицо и две руки: левая держит белый лотос как олицетворение чистоты и сжата в мудру даяния, а правая повторяет мудру проповеди.
Кхадиравани
Такое необычное имя значит «та, которая освободила из леса Кхадира». Кхадира – это лечебное дерево, помогающее при заболеваниях лимфы, а Кхадиравани напрямую связана с этим деревом. Поза Кхадиравани во многом повторяют сидячее положение Ситатары.
Считается позитивным аспектом Зеленой Тары.
Ситатапатра
Благородная богиня-освободительница обычно изображается с одним лицом и двумя руками. Однако иногда встречаются ее образы с большим количеством рук и лиц. Правая рука повторяет мудру защиты, а левая – мудру проповеди, а дальше от нее отходит стебель лотоса.
Но главная особенность Ситатапатры – белый зонт в левой руке. Он передает властность и силу духа и символизирует покровительство.
Маричи
Это Тара, которая избавляет от всех болезней. Она безмятежно сидит на лотосе и на лунном диске. Цветок, в свою очередь, располагается на повозке, которой управляют семь кабанов.
У Маричи три лица: справа – белого цвета, посередине – желтого, слева – красного. Несколько рук не переплетаются между собой, и каждая несет в себе определенный смысл. Две скрещены у груди в мудре проповеди и сдерживают колосок. Остальные держат ваджру, иглу, целебный листочек и кувшин с нектаром.
Сарасвати
Сарасвати – бессменная спутница бодхисаттвы Манджушри. Ее имя прямо говорит о том, что она обладательница сладкого голоса.
Кроме того, прекрасная девушка – покровительница речи, священных слов и мантр. Считается, что именно она создала великий и могучий санскрит, который породил целую индоевропейскую языковую группу. Сарасвати – воплощение красноречия, эстетики, тонкого ума, разных видов искусства от поэзии и музыки до живописи.
Неудивительно, что на картинах богиня изящными ручками держит музыкальный инструмент. Она сидит так, что ее колени приподняты в позе лотоса. Четыре руки Сарасвати повторяют мудры отдачи, проповеди и дхьяны.
Курукулла
Дакини Курукулла – помощница в делах сердечных. Она способна опутать чарами мужчин, женщин, правителей, чиновников, властных людей.
Вид у нее соответствующий, воинственно-соблазняющий: она танцует на лотосе, облаченная в красные одежды и яркие драгоценности. На голове – корона из черепов, а в четырех руках – лук и стрелы, чтобы поймать очередную жертву.
Женщины-божества буддийского пантеона завораживают, а их образы запечатлеваются в памяти. Эти изображения и статуи заключают в себе мощный энергетический потенциал и помогают человеку присоединиться к различным энергиям духовного мира.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее в социальных сетях! И подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
До скорых встреч!
Добавить комментарий