Ошо

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Vedma_ELENA СЕКТАНТ ОШО. ВНИМАНИЕ-ОПАСНОСТЬ!

Наверное, поэтому для начала вообще нужно сказать кто такой Ошо, не все ведь могут это знать.



Ошо. Краткая биография

Ча́ндра Мо́хан Дже́ин ( 11 декабря 1931 — 19 января 1990) с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш ( тот благословенный, который бог) и позднее как О́шо (океанический, растворённый в океане) — известный неоиндуистский гуру и мистик, вдохновитель неоориенталистского движения Раджниша, проповедник «философии „тотального освобождения“, называя её санскритским термином „саньяс“».

Критика социализма, Махатмы Ганди и традиционных религий сделала Ошо ещё при жизни противоречивой фигурой. Помимо того, он отстаивал свободу сексуальных отношений, в отдельных случаях устраивал сексуальные медитационные практики, за что заслужил прозвище «секс-гуру».

Ошо — основатель системы ашрамов (религиозных общин) во многих странах. Ашрам, по описаниям учеников, был одновременно «парком аттракционов и сумасшедшим домом, домом удовольствия и храмом».
Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам, несколько жителей которого до сентября 1985 года совершили серьёзные преступления, включая биотеррористический акт (заразили сальмонеллой более 750 человек).

За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла.
Так, на фестиваль в 1983 году приехало около 3000 человек, а в 1987 — около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии.
В городе открылись школа, почта, пожарное и полицейское управления, транспортная система из 85 автобусов.
За период с 1981 по 1986 год движение Раджниша накопило около 120 миллионов долларов за счёт различных семинаров по медитациям, лекций и конференций со стоимостью посещения от 50 до 7 500 долларов.
К «концу 1982 г. состояние Ошо достигло 200 млн долларов, не облагаемых налогами».
Также Ошо владел 4 самолётами и 1 боевым вертолётом. Кроме того, у Ошо была «почти сотня (числа разнятся) „роллс-ройсов“».
Как сообщается, его последователи хотели довести число роллс-ройсов до 365, по одному на каждый день года.
В 1984 году Федеральное бюро расследований «возбудило против секты Раджнеша уголовное дело», поскольку в Антелоупе «на территории центра Раджнеша были обнаружены склады оружия, лаборатории по производству наркотиков».

23 октября 1985 года Раджнеш был арестован.
«Призыв к полной свободе, дополненный весьма либеральными взглядами на брак и сексуальные взаимоотношения, вызвал общественное негодование во всем мире.
Ошо распустил свой ашрам в Орегоне и публично заявил, что не является религиозным учителем и заявил, что «Библия Раджниша» была издана без его ведома.
Также его учениками было сожжено 5 тысяч экземпляров книги «Раджнишизм», которая была 78-страничной компиляцией учения Бхагвана, определившего «Раджнишизм» как «безрелигиозную религию».
После депортации из Америки Раджнишу отказала во въезде 21 страна либо объявила его «персоной нон грата».

В ряде стран организация Ошо причислялась к деструктивным сектам и культам и была, в том числе в СССР, запрещена.

Учение.
Учение Ошо чрезвычайно эклектично (во многом заимствованно из других философских систем).
Оно представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов буддизма, йоги, даосизма, сикхизма, греческой философии суфизма, европейской психологии, тибетских традиций, христианства, хасидизма, дзэн, тантризма и других духовных течений, а также собственных взглядов.

Сам он говорил об этом так: «У меня нет системы. Системы могут быть только мёртвыми. Я — бессистемный, анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не знаю, что я говорил вам вчера»
Многие лекции Ошо содержат противоречия и парадоксы, что Ошо комментировал следующим образом:
«Мои друзья удивляются: Вчера ты говорил одно, а сегодня — другое. Чего же нам слушаться? Я могу понять их недоумение. Они ухватились только за слова. Разговоры не представляют для меня никакой ценности, только пустоты между произносимыми мной словами — вот что ценно. Вчера я распахнул двери к моей пустоте при помощи одних слов, сегодня я открываю их, прибегая к другим словам».

«Конечная цель религиозной практики Раджнеша — достижение состояния просветления и тотального освобождения. Способы достижения этого состояния — отбрасывание стереотипов культуры, воспитания, традиций, отказ от всего того, что навязывает общество.» При этом «разрушение „социальных барьеров и стереотипов“ должно происходить во время общения с „учителем“, а обретение внутренней свободы — через практику „динамической медитации“ и сексуальные оргии, преподносимые под вывеской тантризма».

Несмотря на сотни надиктованных книг, Раджниш не создал систематической теологии. В период орегонской коммуны (1981—1985) вышла в свет книга под названием «Библия Раджниша», однако после разгона этой коммуны Раджниш заявил, что книга была опубликована без его ведома и согласия, и призвал своих последователей избавиться от «старых привязанностей», к которым он отнёс и религиозные верования.

Ошо также использовал широкий спектр западных представлений. Его взгляды о единстве противоположностей напоминают Гераклита, в то время как его описание человека как механизма, приговорённого к неконтролируемым импульсивным действиям, происходящим от бессознательных невротических паттернов, имеет много общего с Фрейдом и Гурджиевым.
Его видение «нового человека», переступающего ограничения традиций, напоминает идеи Ницше в труде «По ту сторону добра и зла».
Взгляды Ошо на освобождение сексуальности сопоставимы с идеями Лоуренса, а его динамические медитации в долгу перед Райхом.

Ошо призывает делать то, что исходит из чувства, течёт из сердца: «Никогда не следуйте разуму…не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения».
Он отрицал аскетику и самообуздание классической йоги Патанджали и заявлял, что «тяга к насилию, сексу, стяжательству, лицемерию — есть свойство сознания», также указывая, что во «внутреннем безмолвии» нет «ни алчности, ни гнева, ни насилия», но есть любовь.

Он побуждал последователей выплескивать свои низменные желания наружу в любой форме, что находило своё выражение «в конвульсивных содроганиях, истерическом поведении».
Считается вероятным, что по этой причине ашрамы Раджниша становились объектом критики за антиобщественную деятельность: промискуитет (беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнёрами), обвинения в правонарушении и т. д..
Ошо пропагандировал свободную любовь и часто критиковал институт брака, называя его «гробом любви» в ранних беседах, хотя иногда поощрял брак за возможность «глубокого духовного общения».

«Я основатель единственной религии, — заявлял Раджниш, — другие религии — обман.
Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей…
Мое учение основано на познании, на опыте.
Людям не надо мне верить. Я разъясняю им свой опыт. Если они находят его правильным, они его признают. Если нет, то у них нет оснований в него верить».
Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен (более 600) книг.

Сексуальные практики и тантра
Ошо получил известность как секс-гуру в 1970-х годах из-за своего тантрического учения (индийское радикальное учение о сексе; одна из мистических тантрических практик, основное содержание которой — интимная близость партнёров) об «интеграции сексуальности и духовности», а также из-за работы некоторых терапевтических групп и поощрения сексуальных практик среди саньясинов.
Ошо считал, что тантра повлияла на его учение в наибольшей степени вместе с западной сексологией, основанной на трудах Вильгельма Райха. Ошо пытался соединить традиционную индийскую тантру и психотерапию, базирующуюся на Райхе, и сформировать новый подход:
«Все наши усилия до настоящего времени приносили неверные результаты, потому что мы не подружились с сексом, но объявили ему войну; мы использовали подавление и недостаток понимания, как способы решения сексуальных проблем … И результаты репрессии никогда не плодотворны, никогда не приятны, никогда не здоровы.»
Тантра являлась не целью, но методом, с помощью которого Ошо освобождал последователей от секса:

«Так называемые религии говорят, что секс — это грех, и тантра говорит, что секс — это только священное явление … После того как вы излечились от вашей болезни, вы не продолжаете нести рецепт и пузырёк и лекарство. Вы бросаете это».
Ошо считал, что только через интенсивное «переживание сексуальных эмоций» возможно «понимание их природы» и освобождение от сексуальной «страсти-слабости».

По свидетельствам очевидцев в Ошо-движении существовала проблема эмоционального насилия, особенно ярко она была выражена в период функционирования Раджнишпурама.
Некоторые люди получили сильные травмы.
Они возвращались с рассказами о «сексуальных извращениях, торговле наркотиками, самоубийствах», а также с рассказами о физическом и психическом ущербе от программ Пуны.
Но даже среди получивших травмы людей многие положительно оценивали свой опыт, включая тех людей, кто уже покинул движение. В целом, большая часть саньясинов оценивала свой опыт как позитивный и аргументированно защищала его

Новый человек
Неосаньясины Ошо отвергают прошлое и будущее, живя здесь и сейчас, но не отвергают секс и материальный достаток.
Желания должны были быть приняты и превзойдены, а не отрицаться. После того, как произойдёт «внутреннее цветение», влечения, например, влечение к сексу, останутся позади.
Раджниш называл себя «гуру для богатых» и говорил, что нищета не является подлинной духовной ценностью.

Раджниш стремился создать «нового человека», сочетающего в себе духовность Гаутамы Будды с интересом к жизни Зорбы, воплощенном в романе Грек Зорба греческого писателя Никоса Казандзакиса. Под Зорбой Ошо имел в виду человека, который «не боится ада, не стремится в рай, живет полноценно, наслаждаясь мелочами жизни… едой, питьем, женщинами. После трудового дня он берет в руки музыкальный инструмент и часами танцует на пляже».

Новый человек, согласно Ошо, больше не будет в ловушке институтов, таких как семья, брак, политические идеологии и религии…
(Википедия)
В полном объеме: http://ru.wikipedia.org/wiki….8%F8%29

Например, цитат о любви, но когда заглянешь в первоисточник, любовь какая-то странная получается.

Он говорит «наслаждайтесь, живите здесь и сейчас», а там хоть трава не расти.
В результате беспорядочный групповой секс, возведенный в ранг «медитации» в ашрамах и вне ашрамов.
А поскольку от «наслаждения» бываю дети, предлагает стерилизацию, которая активно, причем, как говорят под давлением со стороны руководства, практиковалась в ашрамах.
И это называлось «свободой». А причем тут любовь, вообще не понятно.

И где тут просветление? Действительно ослепление. А впрочем никто насильно к Ошо в ученики и в эти ашрамы не загонялся. Люди шли к нему добровольно. И даже большая часть людей оценивала свой опыт как позитивный и защищала его. Наверно каждому свое. По мне так это секта, никакой свободой в которой и не пахнет.

Как учит Ошо – нужно делать, но не быть «делателем». Есть Движение. Вечное Движение. Но это движение от одного этапа к другому, от одной вехи к другой вехе. Есть действие. А действие предусматривает результат. Нет результата – действие теряет смысл.

Все это банально. Действительно мозаика из многих учений.

Без комментов.

» Вот отрывок из воспоминаний о посещении ашрама в Пуне около 80-го года:
«Убийства, изнасилования, таинственные исчезновения людей, угрозы, поджоги, взрывы, брошенные дети «ашрамовцев», просящие милостыню на улицах Пуны, наркотики — все это в порядке вещей…
Христиане, работающие в психиатрической больнице Пуны, подтвердят все сказанное, не забыв упомянуть о высоком уровне психических расстройств, обусловленных тем, что ашрам забрал в свои руки политическую власть и жаловаться на него некому»
(Мартин У. Указ. соч. С. 288).
Но это внешняя сторона.

А вот внутрення, то есть учение:
» Раджниш проповедовал свободу блуда и извращений, называя при этом семью и детей излишней обузой. Он говорил:

«Нет ничего грешного в чистом простом сексе… »
Кто ж с этим спорит? Так и есть. Интимные отношения не есть грех или аморальность.
Но беспорядочный секс (или блуд по церковному), как источник заразных болезней и многих несчастий человека, безусловно, порицаются и обществом, и религиями.

И далее:
«Никакой обязанности, никакого долга, никакого обязательства в этом. Секс должен быть полон игры и молитвы» (Ошо. Секс. Цитаты из бесед. М., 1993).
В этой связи, «когда Раджниш намекнул, что женщина, обремененная детьми, не может достичь просветления, туг же в центре культа в Лагуна-Бич многие саньясины-женщины были стерилизованы хирургическим путем»…

«Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте себя!.. Я не вдохновляю на оргии, но и не запрещаю их» («Paris- match», 08.11.1985. Цит. по: Привалов К. Б. С. 35).

После чего:
» Посетители коммуны в Пуне возвращались с рассказами о таких сексуальных оргиях, а также об извращениях, о наркомании и торговле наркотиками! самоубийствах среди ашрамовцев. Случалось, что сеансы медитаций в раджнишевских ашрамах заканчивались драками и поножовщиной. Многие потеряли здоровье, испытав на себе «терапию» Раджниша.( Баркер А. Указ. соч. С. 244).

Он обещал «синицу в руке», а то и журавля в виде свободы, просветления без никакого труда, без каких-либо ограничений, наоборот через культивация самых низменных страстей и пороков, что только есть в человека.
Бога нет, морали нет, никаких запретов, обязательств…, но дозволено всё, что приносит наслаждение и богатство. Те у кого была потребность в чем-либо из перечисленного, шли к нему в ашрамы, потому что его идеология позволяла им оправдаться, прежде всего в собственных глазах, и не чувствовать себя моральными изгоями или уродами в своей среде или обществе.
Кроме того, я думаю он обладал гипнотическими способностями. В Иннете полно видео с его выступлениями.
Полнейшая демагогия, но народ как завороженный. Не надо быть большим спецом, чтобы, гладя на их лица, определить, что аудитория, кто в большей, кто в меньшей мере под «воздействием».

«Люби себя.
Не осуждай себя. Тебя столько осуждали, и ты принял все это осуждение. Теперь ты продолжаешь причинять себе вред…»

Какая привлекательная для многих идеология, этакая «сладкая конфетка» к утреннему чаю.
Какой проступок ты бы ни совершил (за хорошее ведь не осуждают), какой бы вред не нанес, какой бы мразью ты ни был, «не осуждай себя…», но «будь собой и наслаждайся… »

Совесть, раскаяние — противовесы и стопоры несовершению, в том числе повторному, чего-либо подлежащего осуждению (а это всегда причиненное кому-то/чему-то зло и чья-то боль), они, значит, побоку, забудь о них и делай, что хочешь, хоть шагай по трупам, лишь бы тебе при этом было хорошо и главное «не осуждай себя», дабы не мешать себе «наслаждаться», но «будь собой».

И кто бы сомневался, что при такой постановке вопроса, ашрамы будут ломиться от желающих.
Вот только как быть с просветлением? Не вписывается оно что-то в эту схему.

Зомбирование на основе медитативных техник и дыхательных упражнений Единственная религия Ошо шри Раджниша Зародилась в Индии, в 1970 году, базируется на философии дзэн-буддизма. Не без душевного трепета начинаю рассказ об учении великого учителя Ошо шри Раджниша, которому я следовал на протяжении нескольких лет. Как и большинство религиозных учителей Востока, Ошо излагал свое учение, ссылаясь не на какие-либо более ранние школы и философии, а на собственный духовный опыт развития. В конце шестидесятых годов Учитель пришел к выводу, что все существующие на Земле верования ложны, и людям пора открыть глаза на одну-единственную истинную религию. Благодаря великому пророческому дару Ошо смог обрести большое количество последователей и в 1971 году основал в Пуне свой первый ашрам. Через эту школу до 1981 года проходило до пятидесяти тысяч человек в год, что лишний раз свидетельствует о высокой духовной насыщенности нового учения. В 1981 году правительство Индиры Ганди запретило секту под тем предлогом, что в ашраме Ошо шри Раджниша для достижения нирваны использовались наркотики, а во время медитаций случались драки и поножовщина. Учитель вынужден был переехать в Соединенные Штаты, где его избрали мэром города Энтелоуп, штат Орегон. Там он и основал новый ашрам. Вскоре в округе стали расходиться слухи о странных смертях среди бездомных нищих и бродяг городка, а также о разгульных сексуальных оргиях в стенах секты. Под давлением «общественного мнения свободной Америки» Ошо арестовали, и он, во избежание разрастания конфликта, публично объявил о роспуске секты. Для пущего эффекта перед журналистами и объективами телекамер были сожжены пять тысяч брошюр, специально отпечатанных ради такого случая. 14 ноября 1985 года, в Портленде, штат Орегон, после громкого судебного процесса Ошо шри Раджниш был приговорен к десяти годам тюремного заключения… условно, и тихо отпущен на все четыре стороны. На его могиле в Пуне, в Индии, лежит белая мраморная плита с лаконичной надписью: «Никогда не рождался и никогда не умирал, просто посетил эту землю с 1931 по 1990 год», а учение продолжает жить и развиваться практически во всем цивилизованном мире и традиционно буддистских странах. Основой этой скандальной религии является дзэн(чань)-буддизм, причем, давая рекомендации по самосовершенствованию, Ошо зачастую прямо ссылается на известных представителей различных течений дзэн, а также на конфуцианских философов. В качестве основных отличий от традиционных школ можно назвать использование двигательных медитативных техник и созданную учителем теорию «разумного эгоизма». Именно пребывание в секте Ошо шри Раджниша показало мне всю пропасть, которая разделяет тех, кто убеждает людей отказаться от сектантства, и тех, кто в сектах находится. Так, об учении Ошо со стороны популяризаторов говорится на таком уровне: «Он проповедовал освобождение от собственного «Я», от совести. Нужно жить, ни о чем не думая, не отягощая себя мыслями ни о прошлом, ни о будущем, ни о семье, ни о хлебе насущном. А путь к этому — в медитации, песнопениях, ритуальных танцах, похожих на пляски первых хиппи, только на шею нужно повесить изображение гуру на деревянной цепи… Зато, как учил Раджниш, не обойтись на белом свете без любви. «Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте ее! — призывал он. — Любовь — это начало всего. Если вы пропустили начало, не будет у вас и конца…» И добавлял: «Я не вдохновляю на оргии, но и не запрещаю их. Каждый за себя решает сам»»

Учение Ошо: деструктивный культ, биотерроризм или путь к просветлению?

Поделиться:

Ошо, как одна из значимых и загадочных фигур рынка эзотерических услуг, всегда вызывал у меня неоднозначные чувства. Ещё несколько лет назад, натыкаясь взглядом в магазинах на полки, плотно заставленные его книгами, каждый раз удивлялась продуктивности гуру в вязаной шапочке. Открывая наугад первую попавшуюся, осилив абзац, думала: «Это же сколько нужно курить?». Но сотни тысяч последователей по всему миру, книги, расходящиеся миллионными тиражами, 74 «ролл-ройса», личные самолёты… Что стоит за столь успешным с коммерческой точки зрения проектом? Благословление Неба? Гениальный менеджмент сподвижников? Изощрённые техники манипулирования массовым сознанием? Документальный сериал Netflix Wild Wild Country( Дикая, дикая страна), посвящённый расследованию деятельности духовного центра Бхагван Раджниша ( настоящее имя Ошо) в США, заставил вновь задуматься о причинах популярности учения, побуждающего последователей по всему миру, отказываться от привычного образа жизни.

Интерес не носит отвлечённого характера, в моей личной истории духовных поисков присутствует краткий период увлечения динамическими медитациями Ошо, знакомство с учениками – санньясинами, получившими посвящение от самого гуру в ашраме индийской Пуны.

Авторы шести серийного фильма исследуют историю противостояния жителей маленького городка Антилопа в штате Орегон и «санньясинов». Ученики Ошо в 1981 году купили там ранчо и очень быстро построили целый город. Но также стремительно, всего лишь через несколько лет, движение любви и свободы превратилось в агрессивную секту, против которой ФБР возбудило уголовное дело, а ее лидеры стали обвиняемыми в крупнейшей биотеррористической атаке в истории США.

Авторы оперируют сухими фактами сводок новостей, интервью с жителями городка, членами коммуны, представляют съёмки скрытой камерой сексуальных оргий в духовном центре Ошо.

Мне же, в отличие от создателей сериала, хочется исследовать не только составляющие коммерческого успеха учения, но и психологические мотивы противостояния обычных людей, которых можно отнести к среднестатистической норме, обывателей –провинциалов и социальной группы людей, которые ищут свой путь и предназначение в жизни.

Теория Ошо, его книги, точно попадают в целевую аудиторию успешных, образованных, платёжеспособных людей.

И в этом заключается один из главных секретов коммерческого успеха его учения. Разжалованный профессор – индус, ориентированный на западного потребителя, удачно соединил мистику Востока с идеями капитализма.

В своих лекциях Ошо Раджниш говорил, что богатства не нужно стыдиться и стесняться – оно, напротив, принесет счастье, если пресытиться им настолько, что перестанешь его замечать. В качестве иллюстрации этого мировоззрения сам гуру передвигался на частных самолетах и «роллс-ройсах».

Еще одной составляющей гедонистического учения была культура «свободной любви»: мистик был против брака, считал, что накладываемые им «обязанности» только портят жизнь, и утверждал, что «если секс будет более веселым занятием, проституция исчезнет».

Как позднее писал журналист издания Oregonian Лес Цайц, Бхагван «знал, чего хотят богатые, – они хотели оправдать свое чувство вины».

Все это принесло индийскому мистику толпы небедных последователей, которые щедро оплачивали его консультации и семинары и перечисляли крупные пожертвования на счет созданного Раджнишем фонда. На его лекции и уроки по медитации в ашрам в индийской Пуне съезжались со всего мира. Достигнув зенита славы и одновременно ⁠общественного осуждения в Индии, в 1981 году Бхагван отправился США. Тогда последователи гуру ⁠под предводительством его секретаря Ма Ананд ⁠Шилы, 35-летней индианки, получившей образование в США, приобрели ранчо Big Muddy площадью в 26 тысяч гектаров в Орегоне. Поселение назвали Раджнишпурам. Спустя несколько лет Раджнишпурам стал полноценным, самостоятельным городом. Когда в 1986 году коммуна была объявлена банкротом, землю бывшего ранчо оценили 20 раз дороже, чем за пять лет до этого. Незадолго перед переездом в Орегон Бхагван принял обет молчания, и Шила была единственной, кто был допущен к гуру. Все остальные участники его движения могли видеть его, когда он проезжал по коммуне на «роллс-ройсе», и во время общих практик по медитации – но не говорили с ним. Исследователи этой истории о сих пор не могут решить, транслировала ли Шила приказы своего учителя или же действовала из собственных побуждений. И соответственно – знал ли Бхагван о том, что происходило в Раджнишпураме, или секретарь держала его в неведении.

Поначалу главным источником дохода поселения были пожертвования участников движения, впоследствии община начала получать прибыль от других видов деятельности. Рядовые жители Раджнишпурама жили в небольших хижинах, занимаясь днём огородничеством, приготовлением пищи, строительством новых объектов. Позднее, появились сотрудники магазинов и ресторанов, адвокаты и работники PR-службы, которые занимались отношениями с властями штата и местными жителями, финансисты.

Вечерами санньясины собирались под огромным навесом, где слушали записи лекций. В них Ошо рассказывал о гармонии с природой и прекрасном будущем, свободном от расовых и религиозных предубеждений, которое его сподвижники строили прямо сейчас. Также регулярно проводились медитационные практики, которые иногда включали компонент «свободной любви». Работа, общие идеи и поиск просветления, схожие проблемы в «прежней жизни» соединяли людей, делали участниками общего прекрасного эксперимента. Жители Антилопы – преимущественно пенсионеры не пришли в восторг от новых соседей. Они говорили, что поселенцы разъезжали по ночам на машинах и светили прожекторами в окна, днём фотографировали. Местные вооружились дробовиками. В ответ на недоброжелательность и угрозы местных санньясины тоже начали вооружаться и очень скоро в этом смысле не просто не отставали, но и превосходили жителей Антилопы.

Летом 1984 года ситуация начала выходить из-под контроля. Законодательство округа Уаско, где находилось бывшее ранчо, ограничивало строительство зданий на фермерских землях. Лидеры санньясинов решили, что чтобы получить нужные разрешения для строительства новых домов, им придется взять в свои руки контроль над округом на выборах. Был разработан двухступенчатый план: снижения явки среди местных жителей и увеличения численности последователей Раджниша. Для выполнения второй части плана было решено свезти в Раджнишпурам тысячи бездомных из окрестных городов, предложив им еду и приют в обмен на голос. Для первой – отравить антилопцев сальмонеллой. Сентябрьским утром 1984-го несколько санньясинов в связках по два человека отправились в Даллес, крупнейший город округа Уаско, и начали незаметно добавлять зараженную сальмонеллой жидкость в блюда в открытых буфетах местных заведений.

В течение считанных часов приемные отделения больниц были переполнены людьми с симптомами отравления – всего, как было подсчитано позднее, бактериями был заражен 751 человек (к счастью, никто не погиб). Это стало самой массовой биотеррористической атакой за всю историю США. Вскоре власти штата были всерьез обеспокоены происходящим в Антилопе. К судебным тяжбам по вопросам строительства добавилось расследование акта биотерроризма. После отравления Бхагван Раджниш объявил, что не имел отношения к нему и осуждает тех, кто организовал атаку, однако это не помогло – гуру должен был уехать с территории США и оплатить штраф. Двое лидеров санньясинов были приговорены судом к большим тюремным срокам за отравление, еще несколько человек также были признаны виновными в различных преступлениях – от организации прослушки и заключения фиктивных браков до нарушения миграционного законодательства и покушения на убийство. Ма Ананд Шилу признали виновной по ряду обвинений, включая незаконную прослушку (она следила и за рядовыми жителями коммуны, и за самим Бхагваном) и покушение на убийство. Она отсидела в тюрьме 2 с небольшим года из назначенных судом 20, заплатила штраф в размере $400 тысяч, а после освобождения занималась уборкой домов в Испании и выгулом собак в Швейцарии. Сейчас экс-ассистентку Бхагвана зовут Шила Бирнштиль и, согласно Oregonian, она владеет и управляет двумя пансионатами для пациентов с психическими нарушениями, расположенными недалеко от Цюриха. Гуру вернулся в Пуну. В январе 1990 года он скончался – предположительно от сердечной недостаточности, вызванной осложнениями диабета и астмы; сторонники Ошо впоследствии говорили, что причиной смерти стало отравление таллием, дозу которого он мог получить в американской тюрьме.

Примерно в это же время (восьмидесятые годы) возникла фигура Джона Уэлвуда, как новатора по изучению взаимоотношения между западной психотерапией и буддийской практикой, предложившего и развивающего идею «духовного избегания», которая, на мой взгляд, как нельзя лучше объясняет причины популярности учения Ошо.

Джон Уэлвуд в интервью Тине Фосселл «О духовном избегании, отношениях и дхарме» в 2011 году говорит:

«Духовное избегание является термином, который я ввёл для описания процессов, наблюдаемых мною в буддийской общине, где я пребывал, а также в самом себе. Хотя большинство из нас искренне пытаются работать над собой, я заметил широко распространившуюся тенденцию использовать духовные идеи и практики для того, чтобы обойти или избежать встречи с неразрешёнными эмоциональными проблемами, психологическими ранами и не пройдёнными вехами развития. Когда мы при помощи духовности избегаем чего-либо, мы обычно используем цель пробуждения или освобождения для рационализации того, что я называю преждевременной трансценденцией (premature transcendence) — попыткой возвыситься над сырой и мутной стороной нашей человечности прежде, чем мы полностью к ней обратились и примирились с нею. И в таком случае мы склонны использовать абсолютную истину для того, чтобы принижать или отрицать относительные человеческие потребности, чувства, психологические проблемы, сложности в отношениях и дефекты развития.

Попытка выйти за пределы наших психологических и эмоциональных проблем путём уклонения от встречи с ними опасна. Она порождает изнуряющий разрыв между Буддой и человеком внутри нас. Можно, например, пытаться практиковать не привязанности через отрицание своей потребности в любви, но это приводит лишь к тому, что данная потребность вытесняется в подполье, так что она зачастую бессознательно и импульсивно отыгрывается скрытым, а также, вероятно, и вредным образом».

Именно это разрыв между служением духу свободы и любви, Абсолюту, Будде и т.п. и человечностью явился причиной того, что группа, исповедующая принятие, всепрощение и любовь в скором времени превратилась в деструктивную секту, покусившуюся на святое – человеческую жизнь.

Не проработав личные эмоциональные проблемы, вытеснив их в бессознательное, объединившись в группу по духовному принципу, мы рискуем встретиться демонами коллективного бессознательного.

Личный демон (комплекс) слабее коллективного.

«Именно в отношениях наши неразрешённые психологические проблемы склонны проявляться наиболее интенсивно. Это оттого, что психологические раны всегда гнездятся в отношениях: они формируются в пределах и посредством наших отношений с ранними опекунами.

Базовая человеческая рана, преобладающая в современном мире, формируется вокруг ощущения, что мы нелюбимы или нас не любят в той степени, в какой мы заслуживаем».

Джон Уэлвуд видит причины обращения к духовным практикам в нарушении базового чувства привязанности, об этом я пишу и .

Полностью разделяю это утверждение, что духовными практиками (буддизм, йога, санньяса) склонны увлекаться люди с избегающим типом привязанности. Этот стиль привязанности развивается в детях, чьи родители постоянно были эмоционально недоступны. Таким образом, в группе риска оказываются люди с нарушенным чувством привязанности, детскими непроработанными травмами, вытесненными в бессознательное.

Что происходит в общинах, подобной общине Ошо, с точки зрения глубинной психологии?

В девяностые годы, когда наша привычная жизнь рухнула вместе с великой империей под названием СССР, оказалась на динамических медитациях Ошо. Образовавшиеся психологические ниши стремительно заполнялись всякого рода эзотерическими учениями. Естественно, многим из нас хотелось найти опору.

Осенним днём вошла в спортивный зал одной из подмосковных школ и увидела группу людей, сидящих на грязных кожаных матах. Гендерный состав: 80% некрасивых, неухоженных женщин, 10% — тщедушных мужчин, откровенно не соответствующих альфа-самцам. Но звучала приятная релакс мелодия. Женщина в розовом сари (кажется, Ма Чиндира) сладким голосом говорила о свете Любви, который должен освещать нашу повседневную жизнь. Её желание приобщить нас к потоку Любви показалось мне абсолютно искренним. Но потом начались динамические медитации. Произвольные интенсивные движения под музыку. Я понимала, что у многих женщин под просторными балахонами нет белья, и это смущало. В ещё большее смущение привело следующее задание: выразить без слов, т.е. тактильно, любовь друг к другу. Около меня образовалась небольшая очередь невнятных невротиков. Подумала: «Гузель, у тебя все дома? Сейчас начнут лапать за твои же деньги!» И наотрез отказалась осязательно принимать любовь участников группы. Потом они обсуждали причины моего отказа.

Всё происходящее казалось театром абсурда. Стало подташнивать. Чиндира сказала, что это катарсис. Поскольку мне было не с чем сравнивать, пришлось согласиться. Чиндира оценив мои потенциальные возможности, попросила организовать семинар. За десять долларов, а точнее за репринтную брошюру Ошо «Секс и деньги», собрала людей и нашла помещение. Путь на московский рынок эзотерических услуг санньясинам из киевской коммуналки был открыт.

Через несколько месяцев на семинаре рейки Чиндира с гражданским (третьим по счёту) мужем гордо профланируют мимо меня, проигнорировав приветствие. Называя себя проводниками божественной энергии, они не считали себя обязанными людям, которые предоставляли им бесплатно жильё и питание в Москве, помогали с организацией семинаров. Расставались, как правило, на конфликте. Но не скудела толпа страждущих приобщиться, чем ученики Ошо охотно пользовались, не считая нужным платить за блага земной жизни.

Но вот им за «благодать» оставались должны все окружающие. Позднее, пойму, что это достаточно частое явление: отсутствие секса и денег у тех, кто увлекается духовными практиками, по крайней мере, в то время и в этой стране.

Что происходит лично с каждым участником подобных групп, общин, сект с точки зрения глубинной психологии?

Как уже было сказано выше, потенциальными участниками являются люди с нарушенным чувством привязанности и эмоционально травмированные с детства. Община даёт чувство, простите за тавтологию, общности, то каратаевское чувство «мы», иллюзорно избавляя от одиночества и дающее чувство сопричастности к большему, чем твои внутренние неурядицы. Это своего рода анальгетик.

Единица становиться частью целого. Это снимает напряжение. Групповая динамика обычно работает на размывание границ Эго. Эго, т.е. сознательный контроль и объективная оценка происходящего, подвергаются инфляции. Это даёт облегчение для тех, у кого ярко выражен конфликт между цензурой морали и нереализованной сексуальной энергией. О, эти мальчики и девочки из хороших семей, пускающиеся во все тяжкие для того, чтобы почувствовать себя живыми и настоящими.

Но драма бунта рано или поздно, сменив драму послушания всемогущим родителям, завершается драмой опустошения.

На этой схеме представлены процессы динамики размывания Эго.

Возвращаясь к конфликту жителей Антилопы и последователей Ошо – это в чистом виде противостояние Сверх – Эго, как носителя общепринятых норм и ценностей, табуирующих свободное проявление индивидуальных сексуальных и разрушительных энергий, с коллективным бессознательным общины.

Во время динамических медитаций сдерживающие и оберегающие функции Эго разрушаются. Если высвобождается сексуальная энергия, которая всегда находится в связке с агрессивной, то освобождается и она. Но если вырвавшееся из-под контроля либидо реализовывалось в групповом сексе, то агрессия нашла себе применение в войне против местных жителей и биотерроризме. Не умаляя принципа духовности и ценности духовных практик, я всего лишь ратую за преобладание принципа реальности над принципом её избегания, в том числе и потребностей тела и души. Тело – храм духа. И данная нам Богом жизнь – возможно, лучший из миров, который нам предстоит понять, принять и простить.

О динамике глубинных процессов личного и коллективного бессознательного можно прочитать в моей книге Когда у меня вырастут крылья